Реферат по предмету "Медицина"


Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Кафедра нормальной физиологии
Курсовая работа
Физиологические основы зрительных иллюзийвосприятия размера.
Работу выполнил: Карпов С.И.
Учебная группа: 8Б

Санкт-Петербург, 2007
План:
1.  Введение
2.  Зрительные иллюзии.
а) Определение
б) Классификация
в) Физиология  иллюзий искажения
3.  Исследование иллюзии восприятия длины иразмера
а) Организация исследования
б) Методика исследования
в) Результаты
4.  Выводы
5.  Обзор литературы
6.  Материалы к исследованию
1.  Введение
Человек – открытая биологическаясистема, активно взаимодействующая с окружающей средой. Для любой открытой  системы характерно три потока обмена сокружающей средой:  обмен энергией, обменвеществами, и, наконец, обмен информацией. Для последнего основополагающимявляются сенсорные системы – анализаторы. Они обеспечивают восприятие, анализ,трансформацию информации, поступающую из окружающей и внутренней сред в видеэнергий различной модальности. Для человека основным источником сенсорнойинформации (до 90%) является восприятие электромагнитных излучений в диапазонеот 400 до 700 нм,  основывающееся нафункционировании зрительной системы – сложной многоуровневой структуры.Последняя состоит из периферического отдела (глаз), проводящего пути ицентрального звена. Физиология данной системы во многом еще не изучена, так какпомимо передачи импульсов осуществляется их трансформация и коррекция,сопоставление с образами, хранящимися в памяти человека, анализ ипреобразование в образ. Такая организация перцептивных  процессов   и определенные черты постоянства,  которые   мы   устанавливаем в мире в течении нашежизни,   обеспечивают   нам непротиворечивое и пластичное восприятиеокружающего. Однако существуют  случаи,когда восприятие искажено, – когда, например, от самих  предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильновоспринимаем/интерпретируем  монокулярныесигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь  идет в  основном  о двусмысленных образах, которые могутвызывать два противоречивых восприятия.  Вовтором случае мы встречаемся с какими-то  признаками  перспективы, глубины, формы или величины,которые, вступая в  противоречие  между собой, порождают зрительные иллюзии. При этом важно подчеркнуть, чтообманы зрения основываются не на каких-либо особенных свойствах объекта, а нанеправильном, субъективном его распознаваниинашими органами чувств. Так же важно отличать иллюзииот галлюцинаций, так как последние являются дисфункциями нашего мозга – образаминесуществующихобъектов, а иллюзии – это искаженные образы действительности, возникающие впроцессе зрительного восприятия.
Из сказанного выше можно сделатьвывод, что зрительное восприятие, несмотря на всю его универсальность, недостаточно полно и объективно дает представление об окружающем нас мире.
Изучение иллюзий зрения важно как втеоретическом  (уточнение физиологиисенсорных механизмов, научные основы конструирования технических аналоговзрительной системы) и практическом плане (например, создание мер по устранениюпараллактических искажений  прирегистрации быстропротекающих процессов, различных ошибок при изучении движенияпредмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях и др.). Учетзаконов иллюзорного восприятия необходим различногорода прямых наблюдениях и оценках, а также в практикеархитектуры и внешнего оформления изделий,искусстве.
3. Зрительные иллюзии
Определение
Иллюзии
 (лат. illusio, от illudo — обманываю,насмехаюсь, разыгрываю),  неадекватноепредставление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибоквосприятия. И. представляют собой по преимуществу неосознанное и не поддающеесяпроизвольной коррекции явление.
Классификация
В принципеуниверсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причиныих появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условнообманы зрения можно разделить по следующим критериям:
1.   Поприроде возникновения:
— физической природы.
Это иллюзии,возникающие вследствие ошибок восприятия, связанных с обманчивыми проявлениямисвойств предметов или действий, связанные главным образом с оптическимиявлениями (например, „ломанная“ ложка в стакане чая).
— физиологической природы
                а) искажения оптическойсистемой глаза
Те же  иллюзии физисеской природы, но уже в пределахглазного яблока.
                б) искажения сенсорной ипроводящей системами глаза
Это иллюзии,возникающие вследствие ошибок сопоставления и сравнения, обусловленнымифизиологическими особенностями нормально функционирующих сенсорных систем.
— психологической природы
2.   Впсихиатрической практике выделяют :
— иллюзии аффективные — возникают под влиянием аффекта — страха,тревоги, при депрессии.
— иллюзии вербальные — содержат отдельные слова или фразы.
— иллюзии органические - дисморфопсии, метаморфопсии.
— иллюзии пика — входят в Пика синдром
— иллюзии сознаваемости [K. Jaspers, 1923] — ощущение больного,свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора,эти иллюзии являются признаком формирования галлюцинаций и бреда.
— иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] — форма физиологическихиллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникаетпри многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серииопытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной(контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременнообеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару — одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был болеелегкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия).Механизмы иллюзии объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзеобразованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок),которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором,направляющим сознательную деятельность. иллюзииу. используются как один изметодических приемов для исследования установки.
— иллюзии функциональные - парейдолии.
— иллюзии эпилептические — нарушения восприятия, представляющие собойсущественные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальныхэпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага вкоре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают иллюзииэпилептические перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженнои не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенносопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного»,«уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот,«никогда не виденного», «никогда не слышанного»,«никогда не пережитого»). К этой группе относятся иллюзииэпилептические бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептическихсноподобных состояниях.
3.   По общимпризнакам:
-зрительные искажения
-двойственные изображения
-иллюзии восприятия размера
-соотношение фигуры и фона
-иллюзии цвета и контраста
-кажущиеся фигуры
-стерео-иллюзии
-эффект последействия
-иллюзии восприятия глубины
-иллюзии движения
-невозможные фигуры
-эффект перцептивной готовности 
-перевёрнутые картинки
-распознавание образов 
-парейдолические иллюзии
-иллюзии лица (следящие картины, перевенутые портреты)
-рисунки, вызывающиенеприятные ощущения
Физиология иллюзий искажения
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
Некоторые простыерисунки мы видим искаженны­ми. Эти искажения могут быть довольно большими.Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая линия можетнастолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. Всущности, все мы видим эти искажения, причем в од­ном и том же направлении вкаждом подобном рисунке. Обнаружено, что то же явление наблюдается и у живот­ных.Это показано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать, скажем,более длинную из двух ли­ний. Затем под влиянием иллюзии животные будут вы­биратьлинию, кажущуюся длиннее и нам, хотя факти­чески она той же самой длины, что исравниваемая с ней линия. Этот результат был получен у голубей и у рыб. Все этоговорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе этихиллюзий.
Для объяснения этогоявления выдвигалось много теорий, однако большинство из них легко можно опро­вергнутьэкспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные. Преждевсего мы ко­ротко остановимся на различных теориях, от которых можно суверенностью отказаться, после чего попы­таемся изложить более адекватныетеории. Но сначала нам следует испытать на себе некоторые иллюзии. Ри­сунки9,4—9,6 демонстрируют многие из наиболее из­вестных иллюзий. Они носят именаоткрывших их иссле­дователей, главным образом, психологов, работавших вГермании в прошлом столетии,— однако удобнее бы­ло бы дать некоторым из нихописательные названия. Наиболее известным из рисунков  такого рода являются    стрелы   Мюллер-Лайера,   изображенные    на рис. 9,4. Этопросто пара стрел, древки которых одина­ковой длины, но одна стрела имеетнаконечники с рас­ходящимися, а другая со сходящимися  к древку  кон­цами. Стрела срасходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелыодинаковой длины.
Второй пример такжехорошо известен, и специа­листы называют его фигурой Поицо. Он состоит всего изчетырех линий: двух одной и той же длины, идущих ря­дом, но сходящихся, и междуними двух других, равных по длине и параллельных (см. рис. 9,5). Одна из линий,расположенная в узкой части пространства, заключенно­го между двумя сходящимисялиниями, кажется длин­нее, хотя фактически обе параллельные линии одина­ковойдлины.
Рис. 9,6 показываетдва варианта рисунка Герин­га.
Наконец, мы имеемрисунки, на которых квадрат и круг искривляются на фоне круговых или скрещиваю­щихсялиний (рис. 9,7).
Иллюзии можноподразделить на две группы: одни — это искажения, вызываемые фономопределенного рода (например, иллюзия веера), другие — это искажения самойфигуры (например, иллюзия стрелы), без фона. Эти самостоятельные искажениянаиболее ясно показа­ны на рис. 9,8, на котором изображены наконечники стрелбез древков: наконечники смещаются сами по се­бе, хотя на рисунке нет иныхлиний. С другой сторо­ны, при иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себевоспринимаются без искажения, однако любая фигура, наложенная на них,искажается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами неиска­жаются.
На протяжениипоследних ста лет психологи пыта­лись объяснить эти иллюзии, однако только внастоящее время мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушаютработу зрительной системы.










Рис. 9,5. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорож­ных путей         Рис.  9,5. Иллюзия Мюллера-Лайера, или иллюзиястрелы




   Рис.  9,6. РисунокГеринга, или иллюзия веера                                                       Рис.  9,7. Влияниефона, вызывающее искажение фигуры

          Рис. 9,8-Наконечники стрел Мюллер-Лайера без древков.
           Иллюзия сохраняется, хотя истановится более лабиль­ной.





ТЕОРИИВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ
1. Глазодвигательнаятеория. Эта теория предполагает, что те детали рисунка, которые вызываютиллюзию, заставляют глаза смотреть в «неправильное» место.
При иллюзии стрелы считается, что глаза посредством наконечников уводятся отлинии в сторону, благодаря чему длина линий воспринимается неверно;или—альтернативная теория,— что глаза отвлекаются на внутреннюю часть рисунка.Однако это неверно. Изображение стрел можно зафиксировать на сетчатке с помощьюспециального оптического  стабилизирующего   устройства (илиеще проще — при рассматривании последовательного образа   рисунка, который   остается после  яркой вспышки фотографической лампы), тогдадвижения глаз не могут перемещать изображение по сетчатке, тем не менее иллюзиясохраняется и не слабеет. Глазодвигательная теория иногда формулируется внесколько иной форме, может быть, с целью преодолеть эти трудности. В этомварианте теории предполагается, что искажения вызывают не действительныедвижения глаз, а тенденция совершать глазные движения. Мы мо­жем с уверенностьюотказаться от этих объяснений по следующим соображениям. Глаза могут двигатьсяили иметь тенденцию к движению в данный момент лишь в одном направлении, междутем как искажения рисунка могут происходить в одно и то же время в любом численаправлений. Рассмотрим пару стрел на рис. 9,4. Первая стрела удлиняется, а втораяукорачивается в одно и то же время. Каким образом движения глаз — или тен­денцияк движениям — могли бы быть причиной этого явления, если они могут происходитьлишь в одном на­правлении в данный отрезок времени? Доказательства в пользуглазодвигательной теории отсутствуют.
2. Теория   ограниченной остроты зрения.   Иллюзия стрелы анализируется следующимобразом.   Если бы острота зрения былатак низка, что при рассматривании стрел мы не могли бы ясно видеть углынаконечников, то следовало бы ожидать, что стрела с расходящимися концаминаконечников будет восприниматься как более длинная, а со сходящимисяконцами—как более короткая, чем они есть в действительности.   Этот эффект можно продемонстрировать припомощи куска кальки, наложенного на рисунок, чтобы затруднить его рассмат­ривание,но тогда мы увидим лишь небольшое измене­ние длины стрел. Однако эта теорияможет быть отверг­нута, поскольку влияние этого фактора слишком незна­чительно.Кроме того, эта теория не применима к дру­гим рисункам.
3. Теория нарушения   работы зрительной   системы. Эта теория утверждает, чтоопределенные формы вы­зывают нарушение перцептивной системы. Она принад­лежит кчислу тех, увы, слишком распространенных в психологии  «теорий», которые представляют собой не болеечем довольно необоснованное утверждение того, что мы хотели бы объяснить. Этатеория не дает и на­мека на то, почему перцептивная система должна при­ходить врасстройство под влиянием именно таких, а не иных форм, или почему этонарушение должно приво­дить к искажению рисунков только в определенных на­правлениях.Чтобы быть полезным,  объяснение должносоотнести исследуемые явления с другими явлениями, однако данная теория иллюзийни с чем их не соотно­сит и таким образом ничего не дает нам для их понима­ния.Мы можем отбросить эту теорию просто потому, что она даже и не приступает кобъяснению иллюзий.
4. Теориясопереживания. Эту теорию предложил Теодор Липпе. Она исходит из идеиамериканского психо­лога Р. X. Вудвортса. Идея заключается в том, что на­блюдательотождествляет себя с частью рисунка (или, скажем, с колонной строения) иэмоционально включает себя в ситуацию, так что его зрительное восприятиеискажается, поскольку эмоции могут нарушать интел­лектуальную оценку. В случаеиллюзии стрелы следует предположить, что стрела с расходящимися концами на­конечниковэмоционально вызывает ощущение растя­жения, и мы воспринимаем ее удлиненной.
Безусловно, оченьтолстая колонна, поддерживающая узкий карниз здания, кажется некрасивой;возможно, наблюдатель в воображении ставит себя на место этой колонны подобнотому, как Геркулес снял тяжесть неба с плеч Атласа, прежде чем превратить его вкамень. Кариатиды греческих храмов являются во­площением (и довольнобуквальным) этой идеи в архи­тектуре. Однако, несмотря на непосредственноеотноше­ние к эстетике, эти рассуждения вряд ли можно всерьез принять за теориюиллюзий. Рисунок стрелы, например, вызывает искажение восприятия при любомнастроении и продолжает вызывать ту же иллюзию и тогда, когда всякиеэмоциональные переживания исчезают из-за од­нообразия впечатлений. Возможно,что сильные эмоции влияют на восприятие, но все, кроме тех, кто защищает этутеорию, считают, что эти рисунки лишены какого-ли­бо эмоционального содержания.Более серьезное возра­жение состоит в том, что искажения зрительного вос­приятияв сущности одни и те же у всех наблюдателей, хотя их эмоциональные состояниявесьма различны
5. Теорияструктурности или «хороших форм». Идея«структурности» является центральной вработах немецких гештальтпсихология по восприятию. «Структурный» рисунок —это  такой рисунок,   который создает образ несколькими выразительными линиями, хотя многого в нем инедостает. Предполагается, что иллюзии существуют благодаря  «структурности»,  увеличивающей расстояние между теми деталямирисунка, которые кажутся не связанными друг с другом, и сокращающей расстояниемежду другими деталями, которые воспринимаются как принадлежащие одному и томуже объекту.
Сама по себе идея«структурности» сомнительна. Ко­нечно, случайное или упорядоченное расположениеточек создает тенденцию группировать их различным образом, так что однивоспринимаются как принадлежащие одной структуре, а остальные отвергаются илиорганизуются в другие структуры (рис. 1,1); однако в этом случае, по-видимому,мы не склонны видеть изменения местополо­жения точек в результате подобнойгруппировки, что с неизбежностью вытекает из данной теории пространст­венныхискажений.
6.      Теория перспективы. Эта теория имеетдлинную историю,   на   которой нам нет  необходимости останавливаться;главная идея этой теории состоит в том, что рисунки,   вызывающие иллюзии,  создают  впечатление глубины благодаря перспективе ичто это впечатление глубины и вызывает изменение воспринимаемой величины.
Вполне вероятно, чторисунки, вызывающие иллюзии, можно себе представить как плоскую проекциюобычных объектов, имеющих три измерения. Это очень важная мысль, так как онаведет к вполне законченному пониманию иллюзий. Рассмотрим три рисунка такогорода(рис. 9,4, 9,5 и 9,6). Каждый из них можно, естественно, представить себе ввиде изображения объектов, расположенных в трех из­мерениях. Эти рисунки могутбыть поняты как плоская проекция трехмерного пространства — попросту как ри­сункис перспективой. Исходя из этого, можно сделать следующее обобщение: те частирисунков, которые изображают отдаленные предметы, при восприятии ри­сункаувеличиваются, а части, изображающие близкие предметы, уменьшаются.
Действие этогоправила можно отчетливо видеть на примере иллюзии стрелы. Расходящиеся концынаконеч­ника одной стрелы можно было бы представить в виде внутренних угловкомнаты (рис. 9,10). Сходящиеся кон­цы наконечника другой — в виде внешнихуглов здания (рис. 9,11). Рисунок, вызывающий иллюзию железнодо­рожных путей,воспринимается как сходящиеся в перспективе линии, причем верхняягоризонтальная линия кажется расположенной дальше, чем нижняя (рис. 9,12).
Однако следует сразуже пояснить, что хотя такого рода рисунки и кажутся обычной плоской проекциейтрехмерных объектов, каждый из них можно понять как изображение чего-тосовершенно иного. Рисунок со стре­лами можно понять как вид крыши,воспринимаемый верхолазом; сходящиеся линии на рисунке, вызывающем иллюзиюжелезнодорожных путей, могут попросту вос­приниматься как пара сближающихся, ане параллель­ных линий, которые только кажутся сходящимися из-за расстояния.Рисунки, вызывающие иллюзии, являются типичными рисунками с перспективой, но вовсех слу­чаях они могут изображать что-то совершенно другое.

Традиционная теория перспективы попростуутверж­дает, что эти рисунки вызывают впечатление глубины и что, еслинаблюдатель попадает под власть этого впечат­ления, более отдаленные деталикажутся объективно большими. Однако почему впечатление расстояния долж­новызывать изменение видимой величины? Почему впечатление большего расстояниядолжно приводить к увеличению размера, в то время как отдаленные объекты обычнокажутся меньшими по мере увеличения расстоя­ния? Согласно этой теории, должнопроисходить не увеличение, а уменьшение размеров деталей, расположен­ныхдальше, как это обусловлено перспективой, но в действительности же этосовершенно не так.

Рис. 9,12. Железнодорожные пути, образующие то же                           Рис. 9,13Константность величины. Изображение                 
самое изображение на сетчатке, что и рисунок, вызы­вающий                объекта уменьшается  по величине на половину с  иллюзиюПонпо.                                                                                        увеличением расстояния до этого объекта вдвое.

 Рис.9,10. Внутренний угол. Границы между потолком и стенами образуют то же самоесетчаточное изображе­ние, что и стрела Мюллер-Лайера

  Рис.9,11. Внешний угол.
Хотя теорияперспективы ведет нас по ложному пу­ти, она значительно ценнее техтеоретических представ­лений, которые вообще не связаны с фактами. Нам ка­жется,что в идее перспективы есть все же нечто важное. Теперь мы попытаемся развитьтеорию иллюзий, кото­рая учитывает положение о перспективе, но приводит кправильным предсказаниям, а также связывает иллю­зии с другими явлениямивосприятия. Имеет смысл уде­лить некоторое внимание этим соображениям, чтобы пу­темустановления связей между явлениями прийти к пониманию иллюзий. Иллюзии тогдастановятся не очевид­ным результатом воздействия на зрительную системуопределенных структур, а скорее одним из возможных путей исследования основныхпроцессов, участвующих в зрительном восприятии мира.
Существуют процессывосприятия, которые могут быть полностью ответственны за возникновение искаже­ний,—это константность величины. Это явление состоит в тенденции перцептивнойсистемы компенсировать из­менения сетчаточного образа, происходящие вместе с из­менениемрасстояния до видимого объекта. Это удивитель­ный процесс, действие которого вопределенных условиях мы можем наблюдать на самих себе. Он может нару­шаться,и, когда это случается, этот процесс вместо того, чтобы сохранять зрительныймир относительно стабиль­ным, может вызвать нестабильность и искажения обра­за.Эта связь явлений константности зрительного вос­приятия и иллюзий — довольноновая мысль. Мы опи­шем эксперименты, посвященные исследованию этой свя­зи,после того как мы рассмотрим явления константности более подробно. Изображениепредмета удваивается по величине, когда расстояние до него сокращается вдвое.Это простой факт из геометрической оптики, который используется прифотографировании, когда наводят объектив. Почему это происходит, должно бытьясно из рис. 9,13. Но здесь наблюдается странное явление — и оно, конечно,требует какого-то объяснения; оно состоит в том, что, хотя изо­бражение объектаувеличивается при сокращении рас­стояния, его воспринимаемая величина остаетсяпочти неизменной. Посмотрим на зрителей в театре — все лица кажутся нам почти одинаковымипо величине, несмотря на то что изображения лиц, находящихся вдали, значи­тельноменьше, чем более близких к нам. Посмотрите на кисти ваших рук — одну нарасстоянии вытянутой руки, а другую — вдвое ближе; они будут казатьсясовершенно одинакового размера, в то время как изображение на сетчатке дальнейкисти руки будет составлять только по­ловину величины (линейной) ближней. Ноесли ближ­нюю кисть расположить так, чтобы она закрывала даль­нюю, тогда онибудут восприниматься как совершенно различные по величине. Этот маленькийэксперимент стоит провести. То, что теперь известно как констант­ностьвеличины, было описано Декартом в 1637 году в его работе «Диоптрика»:
«В заключение,— пишетДекарт,— мне нет необходимости го­ворить что-либо специальное о нашем способевидеть величину или форму предметов, он полностью детерминируется нашимспособом видеть расстояние и расположение частей этих предме­тов. Такимобразом, их величина оценивается в соответствии с нашими знаниями или нашиммнением об их удаленности в со­четании с величиной изображения, котороеотпечатывается на задней стенке глаза. Абсолютная величина изображений не имеетзначения. Ясно, что эти изображения в сто раз больше, когда объекты оченьблизко от нас, чем когда они находятся на рас­стоянии в десять раз большем,однако нам не кажется при этом, что объекты увеличиваются в сто раз (поплощади, а не по ли­нейным размерам); напротив, они кажутся почти той же ве­личины,во всяком случае, до тех пор, пока мы не ошибаемся (слишком сильно) в оценкерасстояния».
Здесь мы имеем такоеясное изложение явления константности величины, какого не находим у психоло­говболее позднего времени. Декарт описал также и то явление,   которое теперь   называется  константностью формы.
«Кроме того, нашаоценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении различныхчастей предметов и не согласуется с изображением в глазу, так как в этих изо­браженияхобычно овалы и ромбы там, где мы видим круги и квадраты».
Способность перцептивнойсистемы компенсировать изменения расстояния была очень детально исследована,особенно английским психологом Робертом Таулессом в 30-х годах. Таулесс измерялвеличину константности в различных условиях у различных людей. Он пользо­валсяочень простой аппаратурой: только линейкой и кусками картона. Для измерениявеличины констант­ности он помещал квадрат из картона на определенномрасстоянии от наблюдателя и несколько квадратов раз­личной величины — вблизи.Испытуемый выбирал из числа лежащих перед ним квадратов тот, который казал­сяему такой же величины, что и дальний образец. Со­поставляя эти квадраты, легкоможно количественно оценить меру константности. Таулесс обнаружил, что егоиспытуемые обычно выбирают квадраты почти той же самой величины, что и настоящаявеличина удаленного образца, хотя изображение этого квадрата на сетчатке быломеньше, чем изображение ближних квадратов. Как правило, константность былапочти абсолютной по отношению к довольно близким предметам, однако онанарушалась при оценке очень отдаленных предметов, ко­торые кажутся совсемигрушечными. (Константность не сохранялась, если предметы имели мало признаковглу­бины. Критически настроенные испытуемые, так же как и художники с большимопытом, проявляли меньшую константность. Как и предполагал Декарт 300 летназад, существует перцептивная шкалирующая система, благодаря которойодинаковые по размерам объекты, расположенные на различных расстояниях отнаблюда­теля, кажутся ему «почти равными по величине, по крайней мере если онне ошибается в оценке расстоя­ния». Таулесс измерял также константность формы;с этой целью он нарезал серию картонных ромбов или эллипсов различной кривизны,помещал их перед испы­туемым и предлагал ему выбрать те из них, которыесоответствуют по форме образцам — вырезанным из картона квадратам или кругам,расположенными под определенным углом к линии взора испытуемого. Автор сноваобнаружил, что константность формы довольно вы­сока, но не абсолютна, и вновьиспытуемые очень сильно различались по величине константности: у критическинастроенных субъектов и художников опять наблюдалась тенденция к меньшейконстантности по сравнению с ос­тальными испытуемыми, причем некоторыеиспытуемые в этих экспериментальных условиях могли более или ме­нее произвольноизменять величину своей константности.
Можно увидетьдействие своего собственного шкали­рующего механизма константности. Это займетвсего не­сколько секунд и будет очень наглядно.
Сначала надо получитьчеткий последовательный образ, пристально посмотрев на яркий свет (лучше все­го— на фотографическую вспышку), а затем — посмот­реть на стену или экран.Последовательный образ по­явится на экране, и размеры его изменятся в соответст­виис расстоянием до экрана. Эксперимент попросту со­стоит в следующем: после тогокак вы получили четкий последовательный образ вспышки, посмотрите на распо­ложеннуювблизи ровную поверхность, скажем, книгу или ладонь руки, а затем взгляните надальнюю стену комнаты. Вы обнаружите, что последовательный образ очень заметноизменяется по величине. Он будет умень­шаться при взгляде на ближнююповерхность и увели­чиваться, когда вы посмотрите на дальнюю стену. Из­вестно,что при увеличении расстояния до экрана, на который проецируетсяпоследовательный образ, в два раза размеры этого образа увеличиваются вдвое.Это обратное соотношение между величиной и расстоянием известно под названиемзакона Эммерта.
Увеличениезрительного последовательного образа с увеличением расстояния происходитблагодаря действию шкалирующего механизма константности, который в обычныхусловиях компенсирует сокращение изображе­ний предметов на сетчатке приувеличении расстояния до них. В описанном выше эксперименте изображение вспышкине сокращается, поскольку оно фиксировано на сетчатке, и таким образом мы видимдействие нашего собственного шкалирующего механизма константности.
Теперь можновернуться к иллюзиям. Если


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммунистическая партия иностранных рабочих и крестьян Туркестана
Реферат Конфігурації композитних рамок в англомовному художньому тексті
Реферат Торгово-экономические связи Киевской Руси
Реферат Шпаргалка на экзамен по Фармакологии (Казань)
Реферат Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим мир
Реферат Что такое базальная температура и как ее измерять
Реферат Проект толкательной печи для нагрева заготовок под прокатку (125х125х12000мм) из низколегированной стали производительностью 80 т/ч
Реферат Марко Поло 2
Реферат Автоматизация системы управления холодильной установкой
Реферат Тістечка пісочні шарові заварні
Реферат Киевская Русь 9- 12 века
Реферат Lly important that in the Civil code of the Russian Federation the conflict norms defining the right, applicable to the real rights for the first time are fixed
Реферат Деятельность с ценными бумагами
Реферат Проектирование производственной инфраструктуры МУПБО "Бодрость"
Реферат Пищевые инфекции. Их характеристика и симптомы