Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
Кафедра нормальной физиологии
Курсовая работа
Физиологические основы зрительных иллюзийвосприятия размера.
Работу выполнил: Карпов С.И.
Учебная группа: 8Б
Санкт-Петербург, 2007
План:
1. Введение
2. Зрительные иллюзии.
а) Определение
б) Классификация
в) Физиология иллюзий искажения
3. Исследование иллюзии восприятия длины иразмера
а) Организация исследования
б) Методика исследования
в) Результаты
4. Выводы
5. Обзор литературы
6. Материалы к исследованию
1. Введение
Человек – открытая биологическаясистема, активно взаимодействующая с окружающей средой. Для любой открытой системы характерно три потока обмена сокружающей средой: обмен энергией, обменвеществами, и, наконец, обмен информацией. Для последнего основополагающимявляются сенсорные системы – анализаторы. Они обеспечивают восприятие, анализ,трансформацию информации, поступающую из окружающей и внутренней сред в видеэнергий различной модальности. Для человека основным источником сенсорнойинформации (до 90%) является восприятие электромагнитных излучений в диапазонеот 400 до 700 нм, основывающееся нафункционировании зрительной системы – сложной многоуровневой структуры.Последняя состоит из периферического отдела (глаз), проводящего пути ицентрального звена. Физиология данной системы во многом еще не изучена, так какпомимо передачи импульсов осуществляется их трансформация и коррекция,сопоставление с образами, хранящимися в памяти человека, анализ ипреобразование в образ. Такая организация перцептивных процессов и определенные черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире в течении нашежизни, обеспечивают нам непротиворечивое и пластичное восприятиеокружающего. Однако существуют случаи,когда восприятие искажено, – когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильновоспринимаем/интерпретируем монокулярныесигналы, получаемые от предметов. В первом случае речь идет в основном о двусмысленных образах, которые могутвызывать два противоречивых восприятия. Вовтором случае мы встречаемся с какими-то признаками перспективы, глубины, формы или величины,которые, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии. При этом важно подчеркнуть, чтообманы зрения основываются не на каких-либо особенных свойствах объекта, а нанеправильном, субъективном его распознаваниинашими органами чувств. Так же важно отличать иллюзииот галлюцинаций, так как последние являются дисфункциями нашего мозга – образаминесуществующихобъектов, а иллюзии – это искаженные образы действительности, возникающие впроцессе зрительного восприятия.
Из сказанного выше можно сделатьвывод, что зрительное восприятие, несмотря на всю его универсальность, недостаточно полно и объективно дает представление об окружающем нас мире.
Изучение иллюзий зрения важно как втеоретическом (уточнение физиологиисенсорных механизмов, научные основы конструирования технических аналоговзрительной системы) и практическом плане (например, создание мер по устранениюпараллактических искажений прирегистрации быстропротекающих процессов, различных ошибок при изучении движенияпредмета, по-разному рассеивающего свет в различных направлениях и др.). Учетзаконов иллюзорного восприятия необходим различногорода прямых наблюдениях и оценках, а также в практикеархитектуры и внешнего оформления изделий,искусстве.
3. Зрительные иллюзии
Определение
Иллюзии
(лат. illusio, от illudo — обманываю,насмехаюсь, разыгрываю), неадекватноепредставление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных ошибоквосприятия. И. представляют собой по преимуществу неосознанное и не поддающеесяпроизвольной коррекции явление.
Классификация
В принципеуниверсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причиныих появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условнообманы зрения можно разделить по следующим критериям:
1. Поприроде возникновения:
— физической природы.
Это иллюзии,возникающие вследствие ошибок восприятия, связанных с обманчивыми проявлениямисвойств предметов или действий, связанные главным образом с оптическимиявлениями (например, „ломанная“ ложка в стакане чая).
— физиологической природы
а) искажения оптическойсистемой глаза
Те же иллюзии физисеской природы, но уже в пределахглазного яблока.
б) искажения сенсорной ипроводящей системами глаза
Это иллюзии,возникающие вследствие ошибок сопоставления и сравнения, обусловленнымифизиологическими особенностями нормально функционирующих сенсорных систем.
— психологической природы
2. Впсихиатрической практике выделяют :
— иллюзии аффективные — возникают под влиянием аффекта — страха,тревоги, при депрессии.
— иллюзии вербальные — содержат отдельные слова или фразы.
— иллюзии органические - дисморфопсии, метаморфопсии.
— иллюзии пика — входят в Пика синдром
— иллюзии сознаваемости [K. Jaspers, 1923] — ощущение больного,свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора,эти иллюзии являются признаком формирования галлюцинаций и бреда.
— иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] — форма физиологическихиллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникаетпри многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серииопытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной(контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременнообеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару — одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был болеелегкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия).Механизмы иллюзии объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзеобразованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок),которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором,направляющим сознательную деятельность. иллюзииу. используются как один изметодических приемов для исследования установки.
— иллюзии функциональные - парейдолии.
— иллюзии эпилептические — нарушения восприятия, представляющие собойсущественные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальныхэпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага вкоре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают иллюзииэпилептические перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженнои не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенносопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного»,«уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот,«никогда не виденного», «никогда не слышанного»,«никогда не пережитого»). К этой группе относятся иллюзииэпилептические бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептическихсноподобных состояниях.
3. По общимпризнакам:
-зрительные искажения
-двойственные изображения
-иллюзии восприятия размера
-соотношение фигуры и фона
-иллюзии цвета и контраста
-кажущиеся фигуры
-стерео-иллюзии
-эффект последействия
-иллюзии восприятия глубины
-иллюзии движения
-невозможные фигуры
-эффект перцептивной готовности
-перевёрнутые картинки
-распознавание образов
-парейдолические иллюзии
-иллюзии лица (следящие картины, перевенутые портреты)
-рисунки, вызывающиенеприятные ощущения
Физиология иллюзий искажения
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
Некоторые простыерисунки мы видим искаженными. Эти искажения могут быть довольно большими.Часть рисунка может казаться на 20% длиннее или короче; прямая линия можетнастолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. Всущности, все мы видим эти искажения, причем в одном и том же направлении вкаждом подобном рисунке. Обнаружено, что то же явление наблюдается и у животных.Это показано в экспериментах, в которых животные обучались выбирать, скажем,более длинную из двух линий. Затем под влиянием иллюзии животные будут выбиратьлинию, кажущуюся длиннее и нам, хотя фактически она той же самой длины, что исравниваемая с ней линия. Этот результат был получен у голубей и у рыб. Все этоговорит о том, что существует какой-то общий фактор, лежащий в основе этихиллюзий.
Для объяснения этогоявления выдвигалось много теорий, однако большинство из них легко можно опровергнутьэкспериментально или отвергнуть как малопродуманные и потому бесполезные. Преждевсего мы коротко остановимся на различных теориях, от которых можно суверенностью отказаться, после чего попытаемся изложить более адекватныетеории. Но сначала нам следует испытать на себе некоторые иллюзии. Рисунки9,4—9,6 демонстрируют многие из наиболее известных иллюзий. Они носят именаоткрывших их исследователей, главным образом, психологов, работавших вГермании в прошлом столетии,— однако удобнее было бы дать некоторым из нихописательные названия. Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера, изображенные на рис. 9,4. Этопросто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеетнаконечники с расходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела срасходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелыодинаковой длины.
Второй пример такжехорошо известен, и специалисты называют его фигурой Поицо. Он состоит всего изчетырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но сходящихся, и междуними двух других, равных по длине и параллельных (см. рис. 9,5). Одна из линий,расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимисялиниями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаковойдлины.
Рис. 9,6 показываетдва варианта рисунка Геринга.
Наконец, мы имеемрисунки, на которых квадрат и круг искривляются на фоне круговых или скрещивающихсялиний (рис. 9,7).
Иллюзии можноподразделить на две группы: одни — это искажения, вызываемые фономопределенного рода (например, иллюзия веера), другие — это искажения самойфигуры (например, иллюзия стрелы), без фона. Эти самостоятельные искажениянаиболее ясно показаны на рис. 9,8, на котором изображены наконечники стрелбез древков: наконечники смещаются сами по себе, хотя на рисунке нет иныхлиний. С другой стороны, при иллюзии веера расходящиеся лучи сами по себевоспринимаются без искажения, однако любая фигура, наложенная на них,искажается определенным образом. Эти рисунки вызывают искажения, но сами неискажаются.
На протяжениипоследних ста лет психологи пытались объяснить эти иллюзии, однако только внастоящее время мы приходим к пониманию того, почему подобные рисунки нарушаютработу зрительной системы.
Рис. 9,5. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей Рис. 9,5. Иллюзия Мюллера-Лайера, или иллюзиястрелы
Рис. 9,6. РисунокГеринга, или иллюзия веера Рис. 9,7. Влияниефона, вызывающее искажение фигуры
Рис. 9,8-Наконечники стрел Мюллер-Лайера без древков.
Иллюзия сохраняется, хотя истановится более лабильной.
ТЕОРИИВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ
1. Глазодвигательнаятеория. Эта теория предполагает, что те детали рисунка, которые вызываютиллюзию, заставляют глаза смотреть в «неправильное» место.
При иллюзии стрелы считается, что глаза посредством наконечников уводятся отлинии в сторону, благодаря чему длина линий воспринимается неверно;или—альтернативная теория,— что глаза отвлекаются на внутреннюю часть рисунка.Однако это неверно. Изображение стрел можно зафиксировать на сетчатке с помощьюспециального оптического стабилизирующего устройства (илиеще проще — при рассматривании последовательного образа рисунка, который остается после яркой вспышки фотографической лампы), тогдадвижения глаз не могут перемещать изображение по сетчатке, тем не менее иллюзиясохраняется и не слабеет. Глазодвигательная теория иногда формулируется внесколько иной форме, может быть, с целью преодолеть эти трудности. В этомварианте теории предполагается, что искажения вызывают не действительныедвижения глаз, а тенденция совершать глазные движения. Мы можем с уверенностьюотказаться от этих объяснений по следующим соображениям. Глаза могут двигатьсяили иметь тенденцию к движению в данный момент лишь в одном направлении, междутем как искажения рисунка могут происходить в одно и то же время в любом численаправлений. Рассмотрим пару стрел на рис. 9,4. Первая стрела удлиняется, а втораяукорачивается в одно и то же время. Каким образом движения глаз — или тенденцияк движениям — могли бы быть причиной этого явления, если они могут происходитьлишь в одном направлении в данный отрезок времени? Доказательства в пользуглазодвигательной теории отсутствуют.
2. Теория ограниченной остроты зрения. Иллюзия стрелы анализируется следующимобразом. Если бы острота зрения былатак низка, что при рассматривании стрел мы не могли бы ясно видеть углынаконечников, то следовало бы ожидать, что стрела с расходящимися концаминаконечников будет восприниматься как более длинная, а со сходящимисяконцами—как более короткая, чем они есть в действительности. Этот эффект можно продемонстрировать припомощи куска кальки, наложенного на рисунок, чтобы затруднить его рассматривание,но тогда мы увидим лишь небольшое изменение длины стрел. Однако эта теорияможет быть отвергнута, поскольку влияние этого фактора слишком незначительно.Кроме того, эта теория не применима к другим рисункам.
3. Теория нарушения работы зрительной системы. Эта теория утверждает, чтоопределенные формы вызывают нарушение перцептивной системы. Она принадлежит кчислу тех, увы, слишком распространенных в психологии «теорий», которые представляют собой не болеечем довольно необоснованное утверждение того, что мы хотели бы объяснить. Этатеория не дает и намека на то, почему перцептивная система должна приходить врасстройство под влиянием именно таких, а не иных форм, или почему этонарушение должно приводить к искажению рисунков только в определенных направлениях.Чтобы быть полезным, объяснение должносоотнести исследуемые явления с другими явлениями, однако данная теория иллюзийни с чем их не соотносит и таким образом ничего не дает нам для их понимания.Мы можем отбросить эту теорию просто потому, что она даже и не приступает кобъяснению иллюзий.
4. Теориясопереживания. Эту теорию предложил Теодор Липпе. Она исходит из идеиамериканского психолога Р. X. Вудвортса. Идея заключается в том, что наблюдательотождествляет себя с частью рисунка (или, скажем, с колонной строения) иэмоционально включает себя в ситуацию, так что его зрительное восприятиеискажается, поскольку эмоции могут нарушать интеллектуальную оценку. В случаеиллюзии стрелы следует предположить, что стрела с расходящимися концами наконечниковэмоционально вызывает ощущение растяжения, и мы воспринимаем ее удлиненной.
Безусловно, оченьтолстая колонна, поддерживающая узкий карниз здания, кажется некрасивой;возможно, наблюдатель в воображении ставит себя на место этой колонны подобнотому, как Геркулес снял тяжесть неба с плеч Атласа, прежде чем превратить его вкамень. Кариатиды греческих храмов являются воплощением (и довольнобуквальным) этой идеи в архитектуре. Однако, несмотря на непосредственноеотношение к эстетике, эти рассуждения вряд ли можно всерьез принять за теориюиллюзий. Рисунок стрелы, например, вызывает искажение восприятия при любомнастроении и продолжает вызывать ту же иллюзию и тогда, когда всякиеэмоциональные переживания исчезают из-за однообразия впечатлений. Возможно,что сильные эмоции влияют на восприятие, но все, кроме тех, кто защищает этутеорию, считают, что эти рисунки лишены какого-либо эмоционального содержания.Более серьезное возражение состоит в том, что искажения зрительного восприятияв сущности одни и те же у всех наблюдателей, хотя их эмоциональные состояниявесьма различны
5. Теорияструктурности или «хороших форм». Идея«структурности» является центральной вработах немецких гештальтпсихология по восприятию. «Структурный» рисунок —это такой рисунок, который создает образ несколькими выразительными линиями, хотя многого в нем инедостает. Предполагается, что иллюзии существуют благодаря «структурности», увеличивающей расстояние между теми деталямирисунка, которые кажутся не связанными друг с другом, и сокращающей расстояниемежду другими деталями, которые воспринимаются как принадлежащие одному и томуже объекту.
Сама по себе идея«структурности» сомнительна. Конечно, случайное или упорядоченное расположениеточек создает тенденцию группировать их различным образом, так что однивоспринимаются как принадлежащие одной структуре, а остальные отвергаются илиорганизуются в другие структуры (рис. 1,1); однако в этом случае, по-видимому,мы не склонны видеть изменения местоположения точек в результате подобнойгруппировки, что с неизбежностью вытекает из данной теории пространственныхискажений.
6. Теория перспективы. Эта теория имеетдлинную историю, на которой нам нет необходимости останавливаться;главная идея этой теории состоит в том, что рисунки, вызывающие иллюзии, создают впечатление глубины благодаря перспективе ичто это впечатление глубины и вызывает изменение воспринимаемой величины.
Вполне вероятно, чторисунки, вызывающие иллюзии, можно себе представить как плоскую проекциюобычных объектов, имеющих три измерения. Это очень важная мысль, так как онаведет к вполне законченному пониманию иллюзий. Рассмотрим три рисунка такогорода(рис. 9,4, 9,5 и 9,6). Каждый из них можно, естественно, представить себе ввиде изображения объектов, расположенных в трех измерениях. Эти рисунки могутбыть поняты как плоская проекция трехмерного пространства — попросту как рисункис перспективой. Исходя из этого, можно сделать следующее обобщение: те частирисунков, которые изображают отдаленные предметы, при восприятии рисункаувеличиваются, а части, изображающие близкие предметы, уменьшаются.
Действие этогоправила можно отчетливо видеть на примере иллюзии стрелы. Расходящиеся концынаконечника одной стрелы можно было бы представить в виде внутренних угловкомнаты (рис. 9,10). Сходящиеся концы наконечника другой — в виде внешнихуглов здания (рис. 9,11). Рисунок, вызывающий иллюзию железнодорожных путей,воспринимается как сходящиеся в перспективе линии, причем верхняягоризонтальная линия кажется расположенной дальше, чем нижняя (рис. 9,12).
Однако следует сразуже пояснить, что хотя такого рода рисунки и кажутся обычной плоской проекциейтрехмерных объектов, каждый из них можно понять как изображение чего-тосовершенно иного. Рисунок со стрелами можно понять как вид крыши,воспринимаемый верхолазом; сходящиеся линии на рисунке, вызывающем иллюзиюжелезнодорожных путей, могут попросту восприниматься как пара сближающихся, ане параллельных линий, которые только кажутся сходящимися из-за расстояния.Рисунки, вызывающие иллюзии, являются типичными рисунками с перспективой, но вовсех случаях они могут изображать что-то совершенно другое.
Традиционная теория перспективы попростуутверждает, что эти рисунки вызывают впечатление глубины и что, еслинаблюдатель попадает под власть этого впечатления, более отдаленные деталикажутся объективно большими. Однако почему впечатление расстояния должновызывать изменение видимой величины? Почему впечатление большего расстояниядолжно приводить к увеличению размера, в то время как отдаленные объекты обычнокажутся меньшими по мере увеличения расстояния? Согласно этой теории, должнопроисходить не увеличение, а уменьшение размеров деталей, расположенныхдальше, как это обусловлено перспективой, но в действительности же этосовершенно не так.
Рис. 9,12. Железнодорожные пути, образующие то же Рис. 9,13Константность величины. Изображение
самое изображение на сетчатке, что и рисунок, вызывающий объекта уменьшается по величине на половину с иллюзиюПонпо. увеличением расстояния до этого объекта вдвое.
Рис.9,10. Внутренний угол. Границы между потолком и стенами образуют то же самоесетчаточное изображение, что и стрела Мюллер-Лайера
Рис.9,11. Внешний угол.
Хотя теорияперспективы ведет нас по ложному пути, она значительно ценнее техтеоретических представлений, которые вообще не связаны с фактами. Нам кажется,что в идее перспективы есть все же нечто важное. Теперь мы попытаемся развитьтеорию иллюзий, которая учитывает положение о перспективе, но приводит кправильным предсказаниям, а также связывает иллюзии с другими явлениямивосприятия. Имеет смысл уделить некоторое внимание этим соображениям, чтобы путемустановления связей между явлениями прийти к пониманию иллюзий. Иллюзии тогдастановятся не очевидным результатом воздействия на зрительную системуопределенных структур, а скорее одним из возможных путей исследования основныхпроцессов, участвующих в зрительном восприятии мира.
Существуют процессывосприятия, которые могут быть полностью ответственны за возникновение искажений,—это константность величины. Это явление состоит в тенденции перцептивнойсистемы компенсировать изменения сетчаточного образа, происходящие вместе с изменениемрасстояния до видимого объекта. Это удивительный процесс, действие которого вопределенных условиях мы можем наблюдать на самих себе. Он может нарушаться,и, когда это случается, этот процесс вместо того, чтобы сохранять зрительныймир относительно стабильным, может вызвать нестабильность и искажения образа.Эта связь явлений константности зрительного восприятия и иллюзий — довольноновая мысль. Мы опишем эксперименты, посвященные исследованию этой связи,после того как мы рассмотрим явления константности более подробно. Изображениепредмета удваивается по величине, когда расстояние до него сокращается вдвое.Это простой факт из геометрической оптики, который используется прифотографировании, когда наводят объектив. Почему это происходит, должно бытьясно из рис. 9,13. Но здесь наблюдается странное явление — и оно, конечно,требует какого-то объяснения; оно состоит в том, что, хотя изображение объектаувеличивается при сокращении расстояния, его воспринимаемая величина остаетсяпочти неизменной. Посмотрим на зрителей в театре — все лица кажутся нам почти одинаковымипо величине, несмотря на то что изображения лиц, находящихся вдали, значительноменьше, чем более близких к нам. Посмотрите на кисти ваших рук — одну нарасстоянии вытянутой руки, а другую — вдвое ближе; они будут казатьсясовершенно одинакового размера, в то время как изображение на сетчатке дальнейкисти руки будет составлять только половину величины (линейной) ближней. Ноесли ближнюю кисть расположить так, чтобы она закрывала дальнюю, тогда онибудут восприниматься как совершенно различные по величине. Этот маленькийэксперимент стоит провести. То, что теперь известно как константностьвеличины, было описано Декартом в 1637 году в его работе «Диоптрика»:
«В заключение,— пишетДекарт,— мне нет необходимости говорить что-либо специальное о нашем способевидеть величину или форму предметов, он полностью детерминируется нашимспособом видеть расстояние и расположение частей этих предметов. Такимобразом, их величина оценивается в соответствии с нашими знаниями или нашиммнением об их удаленности в сочетании с величиной изображения, котороеотпечатывается на задней стенке глаза. Абсолютная величина изображений не имеетзначения. Ясно, что эти изображения в сто раз больше, когда объекты оченьблизко от нас, чем когда они находятся на расстоянии в десять раз большем,однако нам не кажется при этом, что объекты увеличиваются в сто раз (поплощади, а не по линейным размерам); напротив, они кажутся почти той же величины,во всяком случае, до тех пор, пока мы не ошибаемся (слишком сильно) в оценкерасстояния».
Здесь мы имеем такоеясное изложение явления константности величины, какого не находим у психологовболее позднего времени. Декарт описал также и то явление, которое теперь называется константностью формы.
«Кроме того, нашаоценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении различныхчастей предметов и не согласуется с изображением в глазу, так как в этих изображенияхобычно овалы и ромбы там, где мы видим круги и квадраты».
Способность перцептивнойсистемы компенсировать изменения расстояния была очень детально исследована,особенно английским психологом Робертом Таулессом в 30-х годах. Таулесс измерялвеличину константности в различных условиях у различных людей. Он пользовалсяочень простой аппаратурой: только линейкой и кусками картона. Для измерениявеличины константности он помещал квадрат из картона на определенномрасстоянии от наблюдателя и несколько квадратов различной величины — вблизи.Испытуемый выбирал из числа лежащих перед ним квадратов тот, который казалсяему такой же величины, что и дальний образец. Сопоставляя эти квадраты, легкоможно количественно оценить меру константности. Таулесс обнаружил, что егоиспытуемые обычно выбирают квадраты почти той же самой величины, что и настоящаявеличина удаленного образца, хотя изображение этого квадрата на сетчатке быломеньше, чем изображение ближних квадратов. Как правило, константность былапочти абсолютной по отношению к довольно близким предметам, однако онанарушалась при оценке очень отдаленных предметов, которые кажутся совсемигрушечными. (Константность не сохранялась, если предметы имели мало признаковглубины. Критически настроенные испытуемые, так же как и художники с большимопытом, проявляли меньшую константность. Как и предполагал Декарт 300 летназад, существует перцептивная шкалирующая система, благодаря которойодинаковые по размерам объекты, расположенные на различных расстояниях отнаблюдателя, кажутся ему «почти равными по величине, по крайней мере если онне ошибается в оценке расстояния». Таулесс измерял также константность формы;с этой целью он нарезал серию картонных ромбов или эллипсов различной кривизны,помещал их перед испытуемым и предлагал ему выбрать те из них, которыесоответствуют по форме образцам — вырезанным из картона квадратам или кругам,расположенными под определенным углом к линии взора испытуемого. Автор сноваобнаружил, что константность формы довольно высока, но не абсолютна, и вновьиспытуемые очень сильно различались по величине константности: у критическинастроенных субъектов и художников опять наблюдалась тенденция к меньшейконстантности по сравнению с остальными испытуемыми, причем некоторыеиспытуемые в этих экспериментальных условиях могли более или менее произвольноизменять величину своей константности.
Можно увидетьдействие своего собственного шкалирующего механизма константности. Это займетвсего несколько секунд и будет очень наглядно.
Сначала надо получитьчеткий последовательный образ, пристально посмотрев на яркий свет (лучше всего— на фотографическую вспышку), а затем — посмотреть на стену или экран.Последовательный образ появится на экране, и размеры его изменятся в соответствиис расстоянием до экрана. Эксперимент попросту состоит в следующем: после тогокак вы получили четкий последовательный образ вспышки, посмотрите на расположеннуювблизи ровную поверхность, скажем, книгу или ладонь руки, а затем взгляните надальнюю стену комнаты. Вы обнаружите, что последовательный образ очень заметноизменяется по величине. Он будет уменьшаться при взгляде на ближнююповерхность и увеличиваться, когда вы посмотрите на дальнюю стену. Известно,что при увеличении расстояния до экрана, на который проецируетсяпоследовательный образ, в два раза размеры этого образа увеличиваются вдвое.Это обратное соотношение между величиной и расстоянием известно под названиемзакона Эммерта.
Увеличениезрительного последовательного образа с увеличением расстояния происходитблагодаря действию шкалирующего механизма константности, который в обычныхусловиях компенсирует сокращение изображений предметов на сетчатке приувеличении расстояния до них. В описанном выше эксперименте изображение вспышкине сокращается, поскольку оно фиксировано на сетчатке, и таким образом мы видимдействие нашего собственного шкалирующего механизма константности.
Теперь можновернуться к иллюзиям. Если