Реферат по предмету "Педагогика"


Структура детского коллектива

Структура детского коллектива

Нарицын Николай Николаевич

Ваш
ребенок уносит из дома и раздает ценные вещи, приобщается к подозрительным
компаниям, или как минимум начинает плохо учиться и вообще становится
неуправляемым... Как ни странно это для взрослых, нередко дети пытаются таким
образом завоевать признание в классе, заинтересовать одноклассников своей
персоной. В подобных случаях родителям стоит обратить внимание на проблемы
ребенка в коллективе, на то место, которое он там занял, на его социализацию.
Но для этого необходимо быть знакомыми со структурой детского коллектива - хотя
бы в первом приближении.

…Если
начинать изучение этого вопроса с детского садика, то в нем детского коллектива
как такового в общем нет. Иерархия в детсадовской группе выражена слабо, а
отдельные детишки если и выделяются, то только в негативном плане - кто самый
неуправляемый или кто чаще всех стоит в углу. А в школе примерно ко 2-3 классу
начинается появление того, что называют "неформальными группировками"
в классе - объединения отдельных детей и формирование в группах взаимоотношений
"лидеров и подчиняемых".

В
первую очередь, конечно, это разделение "по половому признаку" -
мальчики к этому возрасту общаются, как правило, отдельно, девочки отдельно. Но
внутри этих однополых групп в свою очередь идут свои разделения - как правило,
на наиболее удобное для взаимоотношений количество, так называемый
"психологический оптимум" - 5-7 человек. И уже в этих группках, формируется
своя структура взаимоотношений. Разумеется, группки эти не постоянные - то там,
то тут появляются свои "перебежчики". Кстати, в начальной школе пока
это не катастрофа: вот где-то к 7-8 классу такая "неопределенность"
отдельных детей будет восприниматься чуть ли не как измена. Но для подростков
вообще характерна оценка с позиции только двух крайностей...

Разумеется,
в любой группе (и в результате в классе в целом) выделяется свой лидер. По
какому принципу? Вообще-то существует (грубо) два типа лидеров.

Первый
- выделяемый взрослыми и поощряемый ими - то, что в психологии принято называть
"формальным лидером". В принципе, это лидер вправду немного
ненастоящий. В начальной школе самим ребятам еще очень трудно выбрать себе
"вожака", потому что они еще не научились различать одноклассников по
структуре их личности. А потом они еще не испытывают в таком вожаке
потребности: дома ими руководит мама, в школе - учительница… А педагог, который
"назначает" в начальной школе того же старосту класса, тоже нередко
может промахнуться - в силу того, что у самих ребятишек лидерские качества еще
не очень ярко выражены, и главой класса назначают либо ученика с самым
примерным поведением (как раз того, кто стремится не выделяться), или уже
упомянутого вундеркинда (у которого при всех его талантах лидерских задатков
может и не быть).

Разумеется,
опытный педагог разглядит ребят с лидерскими задатками. Но увы, порой назначить
главными предпочтет не их, потому что лидерские задатки у детей в этом возрасте
в большей степени бунтарские. И такой лидер способен не организовать класс, а
наоборот, взбаламутить. Таким образом и получается, что формальный лидер чаще
всего собственно лидером быть и не умеет, поэтому его мало кто слушается…

Кстати
попасть в такие назначенные лидеры - перспектива не самая приятная (хоть многим
мамам и лестно, что именно их ребенка назначили в классе главным). Часто
бывает, что такого лидера педагог вольно или невольно противопоставляет
остальному классу (иногда, что называется, сверх меры). И тогда "вожак"
имеет все шансы со временем стать в этом классе "омегой" - даже
несмотря на протекцию педагога…

В
одном из классов учительница так выделила девочку, которая пришла в школу с
отличным умением читать, и в силу этого была достаточно эрудированной, имела
весьма широкий кругозор и по сравнению со сверстниками богатый словарный запас.
Девочка резко выделялась на фоне остального класса, и учительница не замедлила
произвести ее в любимчики - причем не просто выделяла ее в учебе, но и как бы
возвышала над остальным классом, постоянно ставя ее другим в пример. Потом
девочке разрешили не присутствовать на уроках чтения. Дальше - больше: к тому
времени, как дети научились писать, выяснилось, что девочка обладает абсолютной
грамотностью (вследствие огромного числа прочитанных книг). И тогда учительница
стала доверять ей… проверять письменные работы одноклассников. Причем не чисто
символически, а по-настоящему - править ошибки красными чернилами и выставлять
оценки. Но "апофеоз" ситуации произошел, когда учительницу посреди
урока вызвали к директору, и она не придумала ничего лучше, как посадить свою
любимицу за учительский стол (это во втором классе, когда рабочее место учителя
кажется недосягаемой святыней!) и велела: "Следи за порядком. А кто будет
плохо себя вести - записывай, я потом посмотрю". Девочке что делать?
Понятно, ей было лестно такое доверие (в своем возрасте она еще не понимала,
что ее откровенно противопоставляют классу), но класс просто вскипел. В
отсутствие учителя была тишина. А после уроков девочку отлупили мальчишки, а
девчонки перестали с ней разговаривать. В результате всего этого почета,
кончившегося столь плачевно, девочке пришлось сменить школу. А о пережитой
психотравме уже и говорить нечего…

Тип
второй - лидер-антагонист, возникающий в классе именно по принципу
"бунтарского духа", тот, которого принято называть неформальным.
Ребята с такой легкостью идут за ним именно потому, что он ведет их за собой
против взрослых - такие лидеры появляются в детском коллективе как раз к концу
начальной школы и к началу средней, когда зарождается противостояние "дети
- взрослые" (между прочим, именно в силу этого противостояния учениками
очень не одобряется, когда кого-то активно защищают родители: как минимум
засмеют. А то и начнут откровенно презирать). .

Как
правило, этот лидер "проповедует" весьма упрощенное понятие
справедливости, отстаиваемое с позиции силы (так или иначе).

В
старших классах, кстати, в неформальные лидеры начинают выбиваться ученики с
трезвым умом и аналитическим подходом, поскольку примерно в 16-17 лет подростки
уже могут оценить бесперспективность горлодерства и ценность логического
мышления, уверенности в себе и трезвого расчета. Поэтому вожаками в старших
классах часто становятся именно те, того принято называть "глубокими
интересными личностями". Беда только, что порой учителям эта интересность
и глубина не всегда нравится, потому что во многих школах, к сожалению,
придерживаются принципа уравниловки и стрижки всех под одну гребенку. Вот и
получается, что тот, кто по всем признаком мог бы быть полноценным лидером, на
самом деле из-за учительской обструкции остается до конца школы лидером
неформальным…

И
уже если родитель захочет решить, где бы он на иерархической лестнице детского
коллектива хотел видеть своего ребенка - то оптимальным, наверное, будет не
самая последняя позиция (неуверенного в себе неудачника, которого каждый
норовит пнуть ради самоутверждения). Но и не позиция лидера - потому что
нередко лидерство в начальной и средней школе оборачивается одними
неприятностями. Пока в классе не научились ценить разумный логический подход,
ребенку лучше держаться не обособленно, но где-то "в серединке", не
унижаясь и не подавляя. А ближе к концу школы у него будут шансы стать
полноценным лидером (приобретая таким образом навыки общения с точки зрения
уверенной в себе личности).

Вообще
лучший способ быть оцененным и оказаться не в самом низу детского коллектива -
это изначально быть личностью не просто с командирскими задатками, а интересной
и увлекательной во всех отношениях. В конце концов, уже в средней школе дружба
формируется не по тому принципу, кто с кем рядом живет, а что называется, по
интересам. Но для этого интересы надо иметь! Поэтому родителям стоит поощрять
увлечения ребенка - кстати, в таком случае вы более точно будете знать (если уж
вам это нужно), чем занимается ваш ребенок, когда остается после учебного дня
один без присмотра…

В
средней же школе появляется разновозрастная дружба: дети уже к 9-10 годам
начинают нуждаться в старшем друге. Часто они сходятся с более старшими детьми
из своего же двора. Иногда это друзья по общим увлечениям (из кружка или
секции), а иногда таким другом становится и руководитель кружка, особенно если
у него есть задатки талантливого педагога. Кстати, иногда родители спрашивают,
как обезопасить детей в случае дружбы со старшими от возможных, скажем так,
посягательств на жизнь и здоровье. И тут опасность даже не в посягательствах
сексуального характера - нет, иные старшие друзья могут просто стремиться
подавить ребенка, унизить его (тем самым возвышаясь самому); такое хоть редко,
но бывает. Так как уберечь ребенка? Способ известный и не раз уже упомянутый -
обратная связь, взаимное доверие, диалог на одном языке. (Увы, этого нельзя
добиться сходу - этим необходимо озаботиться чуть ли не с самого рождения малыша...).


Пусть
ребенок рассказывает вам, чем и как он сегодня занимался в кружке - и если вы в
принципе интересуетесь этими занятиями, расспрашиваете потомка обо всех успехах
и анализируете промахи, - вы всегда будете иметь реальную картину того, с кем
он проводит время. Вообще нелишне интересоваться друзьями ребенка (не
допрашивать, не навязываться, не следить, а именно интересоваться) - пусть он
приглашает своих друзей в гости, пусть ходит в гости к ним (и вы можете сходить
вместе с ним, особенно пока он учится в начальной школе, познакомиться с
родителями друга, как минимум). Таким образом ребенок будет и себя чувствовать
более надежно (то самое ощущение тыла, семьи, дома, которое собственно и делает
уверенную в себе личность), и при таком самоощущении и успехи в учебе будут
выше, и психологическая устойчивость лучше, и на иерархической лестнице в
детском коллективе ваш ребенок будет на достойном месте!
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.