РЕФЕРАТ
натему
“Основымедицинскойэтики, психологии, деонтологии;
научно-техническийпрогресс
вмедицине”
Автор: Русаков ДмитрийГруппа– 2 мед 11
г.Мурманск
2002г.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ, ПСИХОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ.
БИОЭТИКАпредставляетсобой важнуюточку философскогознания. Формированиеи развитиебиоэтики связанос процессомтрансформациитрадиционнойэтики вообще, медицинскойи биологическойэтики в частности.Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимсявниманием кправам человека(в медицине- это права пациента, испытуемогои т.д.) и созданиемновых медицинскихтехнологий, порождающихмножествопроблем, требующихрешения, какс точкизрения права, так и морали.
Крометого, формированиебиоэтики обусловленограндиознымиизменениямив технологическомоснащениисовременноймедицины, огромнымисдвигами вмедико-клиническойпрактике, которыестали возможнымиблагодаряуспехамгенной инженерии, трансплантологии, появленияоборудованиядля поддержанияжизни пациентаи накоплениясоответствующихпрактическихи теоретическихзнаний. Все этипроцессы обострилиморальныепроблемы, встающиепередврачом, передродственникамибольных, передсредним медперсоналом.Существуютли пределыоказания медицинскойпомощи, и каковы онив поддержаниижизни смертельнобольного человека? Допустима лиэвтаназия? Скакого моментаследует отсчитыватьнаступлениесмерти? С какогомомента зародышможносчитать живымсуществом? Допустимы лиаборты? Вотлишь некоторыеизтех вопросов, которые встаютперед врачом, а также передширокой общественностьюпри современномуровне развитиямедицинскойнауки.
Историческиемодели моральноймедицины.
Длятого чтобыпонять, какиеморально-этическиеи ценностно-правовыепринципылежат в основесовременнойбиомедицинскойэтики, следуетхотя бы краткоохарактеризоватьих развитиев различныеисторическиеэпохи.
Модель Гиппократа («не навреди»).
Принципыврачевания, заложенные«отцом медицины»Гиппократом(460-377гг. до н.э.), лежату истоков врачебнойэтики как таковой.В своей знаменитой«Клятве», Гиппократсформулировалобязанностиврача передпациентом.
Несмотряна то, что с техпор прошлимногие века,«Клятва» непотеряла своейактуальности, более того, онастала эталономпостроениямногих этическиедокументов.Например, Клятвароссийскоговрача, утвержденная4-ой КонференциейАссоциацииврачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержитблизкие подуху и даже поформулировкепринципы.
Модель Парацельса («делай добро»)
Другаямодель врачебнойэтики сложиласьв Средние века.Наиболее четкоеепринципы былиизложены Парацельсом(1493-1541гг.). В отличиеот модели Гиппократа, когда врачзавоевываетсоциальноедоверие пациента, в модели Парацельсаосновное значениеприобретаетпатернализм- эмоциональныйи духовныйконтакт врачас пациентом, на основе которогои строится весьлечебный процесс.
Вдухе того времениотношения врачаи пациентаподобны отношениямдуховногонаставникаи послушника, так как понятиеpater(лат. — отец) вхристианствераспространяетсяи на Бога. Всясущность отношенийврача и пациентаопределяетсяблагодеяниемврача, благов свою очередьимеет божественноепроисхождение, ибо всякоеБлаго исходитсвыше, от Бога.
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
Воснове данноймодели лежитпринцип «соблюдениядолга» (deontosпо-греческиозначает «должное»).Она базируетсяна строжайшемвыполнениипредписанийморальногопорядка, соблюдениенекоторогонабора правил, устанавливаемыхмедицинскимсообществом, социумом, атакже собственнымразумом и волейврача дляобязательногоисполнения.Для каждойврачебнойспециальностисуществуетсвой «кодексчести», несоблюдениекоторого чреватодисциплинарнымивзысканиямиили даже исключениемиз врачебногосословия.
4. Биоэтика(принцип «уваженияправ и достоинствачеловека»).
Современнаямедицина, биология, генетика исоответствующиебиомедицинскиетехнологиивплотную подошлипроблемепрогнозированияи управлениянаследственностью, проблеме жизнии смерти организма, контроля функцийчеловеческогоорганизма натканевом, клеточноми субклеточномуровне. Некоторыепроблемы, стоящиеперед современнымобществом, былиупомянуты всамом началеданной работы.Поэтому какникогда остростоит вопроссоблюденияправ и свободпациента какличности, соблюдениеправ пациента(право выбора, право наинформациюи др.) возложенона этическиекомитеты, которыефактическисделалибиоэтику общественныминститутом.
Принципинформированногосогласия.
«Опекунская»модель отношениймежду людьмитеряет своипозиции вобщественнойжизни. Взявстарт в политике, идея партнерствапроникла всамые сокровенныеуголки жизничеловека.
Неосталась встороне и медицина.Патернализм, традиционноцаривший вмедицинскойпрактике, уступаетместо принципусотрудничества.Нравственнаяценностьавтономииоказалась стольвысока, чтоблагодеяниеврача вопрекиволе ижеланию пациентаныне считаетсянедопустимым.
Центромдвижения заправа пациентовявилась больница, символизирующаявсю современнуюмедицину с ееразветвленностью, насыщеннойразнообразнойаппаратуройи — повышеннойуязвимостьюпациента.
Американскаяассоциациябольниц сталаактивно обсуждатьвопросы правпациентови одобрилабилль о правахпациентов вконце 1972 г. Средиправ пациента, принятых Американскойассоциациейбольниц, первостепенноезначение имеетправо на информацию, необходимуюдля информированногосогласия.
Подинформированнымсогласиемпонимаетсядобровольноепринятие пациентомкурса леченияили терапевтическойпроцедуры послепредоставленияврачомадекватнойинформации.Можно условновыделить дваосновных элементаэтого процесса:1) предоставлениеинформациии 2) получениесогласия. Первыйэлемент включаетв себя понятиядобровольностии компетентности.
Врачувменяется вобязанностьинформироватьпациента:
1) о характереи целях предлагаемогоему лечения;
2) о связанномс ним существенномриске;
3) о возможныхальтернативахданному видулечения.
Сэтой точкизрения понятиеальтернативыпредложенномулечению являетсяцентральнымв идее информированногосогласия. Врачдает совет онаиболее приемлемомс медицинскойточки зренияварианте, ноокончательноерешение принимаетпациент, исходяиз своих нравственныхценностей.Таким образом, докторотносится кпациенту какк цели, а не какк средству длядостижениядругойцели, даже еслиэтой цельюявляется здоровье.
Особоевнимание приинформированииуделяется такжериску, связанномуслечением. Врачдолжен затронутьчетыре аспектариска: его характер, серьезность, вероятностьего материализациии внезапностьматериализации.В некоторыхштатах Америкизаконодательныеакты содержатперечни риска, о котором врачдолжен информироватьпациента. Ноодновременнос этим встаетвопрос: Каки в каком объемеинформироватьпациента? Впоследнее времябольшое вниманиеполучает«субъективныйстандарт»информирования, требующий, чтобы врачи, наскольковозможно, приспосабливалиинформациюк конкретныминтересамотдельногопациента.
Сточки зренияэтики, «субъективныйстандарт»является наиболееприемлемым, так как он опираетсяна принципуважения автономиипациента, признаетнезависимыеинформационныепотребностии желания лицав процессепринятия непростыхрешений.
Вначальныйпериод формированиядоктриныинформированногосогласия основноевнимание уделялосьвопросампредоставленияинформациипациенту. Впоследниегоды ученыхи практиковбольше интересуютпроблемы пониманияпациентомполученнойинформации, а также достижениесогласия поповоду лечения.
Добровольноесогласие — принципиальноважный моментв процессепринятиямедицинскогорешения. Добровольностьинформированногосогласияподразумеваетнеприменениесо стороныврача принуждения, обмана, угрози т.п. при принятиирешения пациентом.В связи с этимможно говоритьо расширениисферыпримененияморали, моральныхоценок и требованийпо отношениюк медицинскойпрактике. Правда, пусть жестокая, сегодня получаетприоритет вмедицине.Врачу вменяетсяв обязанностьбыть болеечестным сосвоими пациентами.
Подкомпетентностьюв биоэтикепонимаетсяспособностьприниматьрешения.Выделяютсятри основныхстандартаопределениякомпетентности:
1)способностьпринять решение, основанноена рациональныхмотивах;
2) способностьприйти в результатерешения к разумнымцелям;
3) способностьприниматьрешения вообще.
Такимобразом, основополагающими самым главнымэлементомкомпетентностиявляется следующий: лицо компетентно, если и толькоесли это лицоможетприниматьприемлемыерешения, основанныена рациональныхмотивах. Именнопоэтому проблемакомпетентностиособенно актуальнадля психиатрии.
Существуетдве основныемодели информированногосогласия — событийнаяи процессуальная.
Всобытийноймодели принятиерешения означаетсобытие вопределенныймомент времени.После оценкисостоянияпациента врачставит диагнози составляетрекомендуемыйплан лечения.Заключениеи рекомендацииврача предоставляютсяпациенту вместес информациейо риске и преимуществах, а также о возможныхальтернативахи их риске ипреимуществах.Взвесив полученнуюинформацию, пациент обдумываетситуацию, изатем делаетприемлемыйс медицинскойточки зрениявыбор, которыйв наибольшейстепени соответствуетего личнымценностям.
Напротив,процессуальнаямодель информированногосогласияосновываетсяна идее о том, что принятиемедицинскогорешения — длительныйпроцесс, и обменинформациейдолжен идтив течение всеговремени взаимодействияврача с пациентом.Лечение здесьподразделяетсяна несколькостадий, которыемогут бытьохарактеризованыс помощью основныхзадач, которыеони ставят:
1) установлениеотношений;
2) определениепроблемы;
3) постановкацелей лечения;
4) выбортерапевтическогоплана;
5) завершениелечения.
Вэтой моделипациент играетболее активнуюроль по сравнениюс относительнопассивной рольюв событийноймодели.
Вцелом поворотк доктринеинформированногосогласия сталвозможен благодаряпересмотруконцепции целеймедицины. Традиционносчиталось, чтоперваяцель медицины- защита здоровьяи жизни пациента.Однако нередкодостижениеэтой целисопровождалосьотказом отсвободы больного, а значит, иущемлениемсвободы еголичности. Пациентпревращалсяв пассивногополучателяблага.
Главнаяцель современноймедицины — благополучиепациента, ивосстановлениездоровья подчиненоэтой цели какодин из составляющихэлементов.
Уважениеавтономиииндивида являетсяодной из основополагающихценностейцивилизованногообраза жизни.Любой человекзаинтересованв том, чтобыприниматьрешения, влияющиена его жизнь, самостоятельно.
Такимобразом, сегоднясамоопределениеиндивида естьвысшая ценность, имедицинскоеобслуживаниене должно являтьсяисключением
Биоэтикаи практическаямедицина.
Биоэтика, возникшая около20 лет назад явиласьответом на такназываемые«проблемныеситуации» всовременнойклиническойпрактике. Широкоеобсуждение«проблемныхситуаций» всовременномобществе сталоманифестациейидеологиизащиты правчеловека вмедицине. Всвязи с последнимобстоятельствомнекоторыеосновополагающиепроблемы биоэтикиоказалисьисключительноблизки по содержаниюморально-этическимдилеммам, возникающимпри оказаниимедицинскойпомощи.
Дилеммапатерналистскогои непатерналистскогоподходов всовременноймедицинеявляется «краснойнитью» для всейбиоэтики.Патерналистскаямодель взаимоотношенийврача и пациентаоснована натом, что жизньчеловека — приоритетнаяценность, «благобольного — высшийзакон» дляврача, полнотуответственностиза принятиеклиническихрешений беретна себя врач.Напротив, непатерналистскаямодель исходитиз приоритетаморальнойавтономиипациента, всилучего ключевойстановитсякатегория правпациента.
Эвтаназия.
Термин«Эвтаназия»происходитот греческихслов «evos»-«хорошо», иthanatos-«смерть», означаябуквально«добрая», «хорошая»смерть. В современномпонимании, данный терминозначает сознательноедействие илиотказ от действий, приводящиек скорой ибезболезненной(не всегда) смертибезнадежнобольного человека, с целью прекращениянекупируемойболи и страданий.
Напрактике применяетсядостаточночеткая классификацияэвтаназии.
1)Medical decision concerning end of life (MDEL), или«медицинскоерешениеоконцежизни».MDELможно разделитьна две большиекатегории:
а)Собственноэвтаназия — случаиактивногоучастия врачав смерти пациента.Это, собственно, производимоеврачом убийствобольного синформированногосогласия (см.выше) последнего;
b)Ассистируемыйврачом суицид(Phisicianassistedsucide- PAS), когда врачприготовляетсмертельноелекарство, которое больнойвводит себесам.
2)Случаи, когдароль врачасводится ксогласованномус пациентомотказуот назначений, позволяющихпродлить жизньбольного, илиже к осуществлениюмер и/илиувеличениюдоз облегчающегостраданиялекарства(например, обезболивающегоили снотворного), в результатечего жизньбольного сокращается.В основном- это прием опиоидныханальгетиков.Также, к даннойгруппе следуетотнестисознательноеинформированиебезнадежнобольного осмертельнойдозе принимаемогоим препарата.
Внастоящее времяв обществеимеется двепротивоположныхподхода к проблемеэвтаназии: либеральныйи консервативный.Сторонникикаждого подходаприводят своиаргументы впользу эвтаназии.
Сторонникиэвтаназии, хотябы в формепрекращениялечения, считаютее допустимойпо несколькимсоображениям:
• Медицинским- смерть, какпоследнеесредство прекратитьстраданиябольного.
• Заботыбольного облизких — «нехочу их обременятьсобой».
• Эгоистическиммотивам больного- «хочу умеретьдостойно».
• Биологическим- необходимостьуничтожениенеполноценныхлюдей из-заугрозы вырождениячеловека, какбиологическоговида, вследствиенакоплениепатологическихгенов в популяции.
• Принципцелесообразности- прекращениедлительныхи безрезультатныхмероприятийпо поддержаниюжизни безнадежныхбольных, чтобыиспользоватьаппаратурудля реанимациивновь поступившихс меньшим объемомпоражений.
• Экономические- лечение иподдержаниежизни ряданеизлечимыхбольныхтребует применениядорогостоящихприборов илекарств.
Последниетри принципауже широкоиспользовалисьв фашистскойГермании: государственнаяполитика уничтожения«неполноценных», умерщвлениетяжелораненыхвследствиедефицита медикаментови госпитальныхресурсов вконцевойны.
3. Аборты, ЭКО и контрацепция.
Отношениек проблемемедицинскогоаборта неоднозначносо времен античностидо наших дней.В «Клятве»Гиппократа(Vв. до н.э.) четкосформулировано:«… Яневручу никакойженщине абортивногопессария...».Напротив, Аристотельв «Политике»пишет, что если«… должен родитсяребенок сверхположенногочисла, то следуетприбегнутьк аборту, прежде, чем у зародышапоявитсячувствительностьк жизни...». В«Клятве российскоговрача» и «Этическомкодексероссийскоговрача», принятыхна 4-й конференцииАссоциацииврачей Россиив 1994г. отношениек искусственномупрерываниюбеременностиникак не отражено.
Следуеттакже отметитьи юридическийаспект даннойпроблемы. Самаоперацияискусственногопрерываниябеременностипрошла путьот полногозапрещенияпод страхомсмертной казнидо полной легализациив наши дни, какправаженщины распоряжатьсяфункцией собственноготела.
РеволюционнымдостижениямиXXвека являетсявозможностьконтрацепциии искусственногооплодотворения.Контрацепциядлительноевремя отвергаласьхристианством, которое признавалоединственнойформой предупреждениязачатиявоздержаниев браке. Этосформироваловоззренияврачей, продержавшиесядо начала XXвека, и тольков конце нашегостолетия врачебнымсословиембыла принятаофициальнаяполитика медицинскойпомощи поконтрацепции.ЭКОбыла неоднозначновстреченодуховенством, так как даннаяпроцедура, соднойстороны, вмешиваетсяв сам процессзарожденияжизни, а с другой- все-такипозволяет иметьжеланногоребенка в бесплодномбраке. Нельзяне отметить, что христианскиеученые дажесамых либеральныхвзглядов признаюттолько оплодотворениеспермой мужа, так как, по ихмнению, донорствов подобнойситуацииугрожает разрушитьсам институтсемьи, освященныйБогом.
Аборти ЭКО тесносвязаны состатусом эмбриона, со сроком, скоторого следуетсчитать егоживым существом.В первом случаеуничтожаетсявсякий эмбрион, во второмуничтожаются«эмбрионы-дублеры».
Сточки зрениякатолицизмасо времен Ф.Аквинского«одушевление»происходитна 40-й после зачатияу мужчин и на80-й день — у женщин.Врачи длительноевремя считалиплод живым современи егопервого шевеления, регистрациисердцебиения.Несколько встороне стоитвопрос жизнеспособности(способностивыжить внеорганизмаматери), связанныйс формированиемлегочной системы(не ранее 20 недельот зачатия).
Сточки зрениясовременнойбиологии иэмбриологиичеловек какбиологическийиндивидуумформируетсясразу послеслияния родительскихполовых клеток, когда образуетсянеповторимыйнабор генов.
Такимобразом, врачдолжен решитьдля себя вопрос«когда считатьэмбриончеловеком?», что бы произвестиаборт или уничтожение«запасного»эмбриона, не нарушивзаповеди «неубий».
--PAGE_BREAK--
Проблемы онкологических заболеваний:
Роль среднего и младшего медперсонала в лечении онко-больных.
Медицинане всесильна, знания о некоторыхонкологическихзаболеванияхнедостаточныи поэтому ранееот больныхскрывалсядиагноз. Врачейили медицинскихсестер, еслиони давалибезнадежномубольному прочестьисторию болезни, выгоняли сработы. В настоящеевремя медицинскоезаконодательствоРоссии «списано» с либеральныхголландскихзаконов и больнойимеет полноеправо знатьо том, чем онболеет. И есличеловек всеравно вскорепомрет, то возникаетнравственнаяпроблема: чтолучше: циничносказать человекуправду о егоздоровье илишить егопоследнейнадежды илилучше «ложьво спасение»и ложные надежды.
В 1997 году Российскойассоциациеймедицинскихсестёр принятЭтическийКодекс медицинскихсестёр России.Он содержитпринципы инормы, которыеконкретизируютнравственныеориентиры впрофессиональнойдеятельностимедицинскойсестры.
Сестринскийпроцесс состоитиз 5-ти основныхэтапов:
1)сестринскоеобследование, сбор информации;
2)выяснениепроблем пациентаи формулировкасестринскогодиагноза;
3)определениецелей уходаи планированиесестринскойдеятельности;
4)реализацияпланируемыхдействий;
5)оценка эффективностипроводимыхмероприятий.
Остановимсяболее подробнона 4-ом этапе — реализациипланируемыхдействий. Этотэтап включаетмеры, которыепринимаетмедицинскаясестра дляпрофилактикизаболеваний, обследования, лечения иреабилитациипациентов.Медицинскойсестре в ходесвоей работыприходитсяосуществлятьпросветительскуюдеятельность.Сестринскийпроцесс долженвключать в себяобсуждениес пациентоми его близкимивсех возможныхпроблем, с которымион может столкнутьсявследствиесвоего заболевания, а также оказаниепомощи в ихрешении, естественнов пределахсестринскойкомпетенции.
Медицинскаясестра рассказываетбольному оподготовкек диагностическимпроцедурам, о процесселечения ицелесообразноститех процедури манипуляций, которым онподвергается, о соблюдениирациональнойдиеты. Важныммоментом приработе с пациентамиявляется простотаречи. Целесообразноиспользоватькороткие фразыв действительномзалоге, а такжеслова, состоящиене более чемиз двух-трёхслогов. В объясненияхмедицинскихтерминов должениспользоватьсятот язык, которыйбольной понимает.
Пациентуважно объяснитьтакже:
1) цельприёма назначенноголекарственногосредства;
2)потенциальныепобочные эффектыи действиябольного вслучае ихвозникновения;
3)время и способприёма лекарственногопрепарата;
4)правила хранениялекарственногопрепарата;
5)продолжительностьлечения;
6) последствияв случае несоблюдениярежима лечения.
Болезньоказываетвлияние начеловека вцелом. Она можетизменить привычныйобраз жизни, заставитьпациента отказатьсяот любимогодела, нарушитьэмоциональноеравновесие.Подавленноенастроениезначительноухудшает течениезаболевания.
Работамедицинскойсестры, еслиона проводитсяна высокомпрофессиональномуровне, повышаетуверенностьбольного вблагоприятномисходе болезни, учит пациентажить со своейболезнью болееполноценно.
Особенностьюобразованияонкологическихбольных ипотенциальныхпациентов вонкологииявляется тообстоятельство, что, по даннымсоциологическихисследований, подавляющеебольшинствонаселенияникогда нехотело бы слышатьтакие словакак «рак» и«онкология»ни по отношениюк своим родными близким, ни, тем более, поотношению ксебе. Онкологияи всё, что связанос понятием«рак», для большинстванаселенияпо-прежнемупокрыто «страшными»тайнами.
Еслив отношениидругих заболеваний(болезни органовжелудочно-кишечноготракта, сердечно-сосудистойсистемы, органовдыхания) ведущимиспециалистамипроводитсяактивнаяпросветительскаяработа с широкимпривлечениемсредств массовойинформации, то в онкологииэта информацияраспространяетсяэнтузиастамив узком кругумедиков, и, какследствие, образовавшийсяинформационныйвакуум активноиспользуетсянепорядочнымилюдьми. Газетыи журналы обильноусыпаны объявлениямитипа «Избавлюот любых недугов».В рекламныхрубрикахразнообразныенетрадиционныеспециалистыпредлагаютбыстрое, качественноеи гарантированноеисцеление отрака. «За содержаниерекламныхобъявленийредакцияответственностине несёт» — этоможно прочитатьв любой газетеи журнале. Однакоименно содержаниерекламныхобъявленийи привлекаетчитателей. Ичем более волшебныеобещания будутданы рекламодателем, тем большийспрос это будетиметь средичитателей.Таковы особенностирекламногожанра. И выстраиваютсяочереди онкологическихбольных кспециалистамнетрадиционноймедицины. Подобныеметоды леченияоборачиваютсядля больныхбезвозвратнойпотерей времении денег, а такжепрогрессированиемопухолевогопроцесса.
А в этовремя, малочисленныеи малоимущиеблаготворительныефонды занимаютсяпсихологическойподдержкойонкологическихбольных. Врачи-энтузиастыпытаются припомощи «подручныхсредств» довестидо населенияинформациюо возможностяхи методах диагностикии, прежде всего, самодиагностикизлокачественныхопухолей. Важностьсамостоятельнойдиагностикиопухолей наружнойлокализациичрезвычайновысока. Однакопопулярностьсамообследованиясреди населенияне высока. Зачастуюонкологическийбольной вспоминаетоб утраченнойвозможностиранней самодиагностикизлокачественнойопухоли, будучиуже прикованнымк больничнойкойке онкологическогоучреждения.
Сегодняврачи-онкологирешают проблемыранней диагностикизлокачественныхопухолей, совершенствуютсуществующиеметоды леченияи осуществляютпоиск новыхсхем леченияонкологическихбольных. Приэтом они стремятсяобеспечитьбольному максимальновозможноекачество жизни, а его близкими родственникам- минимальныезатраты на еголечение.
Возможно, уже наступаютвремена, когдаобразованиепотенциальныхпациентовонкологическихучрежденийпо значимостибудет сопоставимос образованиемонкологическихбольных, гдероль медицинскойсестры будет, несомненно, высока.
Бурныйрост злокачественныхопухолей иуспех онкологическойнауки требуютна сегодняшнийдень участияв лечебно-диагностическомпроцессе нетолько медицинскогоперсонала, носамих пациентови их родственников.Зачастую тольковнимательноеотношениепациента ксвоему здоровьюи умение пользоватьсяприёмамисамообследованияпозволяютвыявить злокачественнуюопухоль наранних стадиях, что значительноулучшает результатылечения пациентаи прогноззаболевания.Чаще злокачественныеопухоли выявляютсяв распространённыхстадиях и требуютзначительныхусилий со сторонымедицинскогоперсонала, больного и егородственников.Только совместнымиусилиями удаётсядобиться техрезультатовлечения злокачественныхопухолей, которыеуже сегодняпозволяютчеловечествусмотреть вбудущее сопределённойдолей оптимизма.
Результатысоциологическихисследованийв развитыхстранах показывают, что населениебольше всегобоится онкологическихзаболеваний.У людей укоренилосьпредставлениео раке как офатальнойболезни. А междутем прогрессонкологическойнауки позволяетуже сейчасдобиватьсявыздоровленияу значительногочисла больных, в то время как40 лет назадудавалосьпомочь одномубольному изпяти. Сегодняонкологи знают, при каких опухоляхможно полностьювылечить больного, при каких — значительноувеличитьпродолжительностьи улучшитькачество жизни.Наступил периодосторожногооптимизма снаучным ииндивидуальнымподходом клечению каждогобольного.
Однимиз способовлечения злокачественныхновообразованийявляетсялекарственнаятерапия. Надоотметить, чтопсихологическипациенты большенастроены напроведениехирургическоголечения и лучевойтерапии, чемна химиотерапию.Определенныйстрах у нихвызывают побочныеявления этогометода лечения.В этой ситуациироль медицинскойсестры неоспорима.Доверие больныхк медицинскимсёстрам высоко, так как медицинскиесестры по долгуслужбы проводятс ними значительнобольше времени, чем врачи. Особенноважными являютсябеседы пациентови медицинскихсестёр в вечернеевремя. Медицинскаясестра обладаетвозможностьюнастроитьбольного наблагоприятныйрезультатлечения и напреходящийхарактер побочныхэффектов.
К сожалению, в нашей странепока нет единойпрограммыобразованияпациентов.Попадая наприём к другомуспециалистуили обращаяськ новой дежурноймедсестре, пациент можетуслышать совершеннопротивоположныерекомендации.Сразу в мысляхбольного человекавозникаетвопрос: «Комуверить?». Оченьпечально, чтонередко пациентвыслушиваети критику медиковв адрес своихколлег. Этонедопустимоенарушениемедицинскойэтики подрываеткак личныйавторитетмедицинскихработников, так и медициныв целом. Но все-таки, в настоящеевремя усилиямиврачей и медицинскихсестёр ведётсяпросветительскаяработа с пациентамии их родственниками.Может быть, этаработа происходитпока еще спонтанно, и качество еёнапрямую связанос личностьюмедицинскогоработника иего профессионализмом.
Назрелмомент создатьединые методическиерекомендациидля медицинскихсестер по работес онкологическимипациентамис учетом спецификиотделений, использующихразличныеметоды лечения.Первым опытомиздания специальнойлитературыдля медсестер, работающихс онкологическимипациентами, явилось «Пособиепо онкологиидля медицинскихсестер» подредакцией проф.В.А. Горбуновой.Оно было изданопо материалам1го Общеобразовательногосеминара длямедицинскихсестер онкологическихстационаров, который прошелв рамках VII Российскогонациональногоконгресса«Человек илекарство»в апреле 2000 г.
НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРЕГРЕСС:
Достижениясовременноймедицины.
Сосудистыеосложнениясахарногодиабета:
Какуберечь зрение?
У больныхсахарным диабетомодним из наиболеечастых проявленийсосудистыхосложненийявляетсядиабетическаяретинопатия, приводящаяк значительномуснижению зренияи, как следствие, полной слепотеи инвалидности.В специализированныеофтальмологическиецентры приданной патологиичасто попадаютбольные с ужевыраженнымидиабетическимиизменениями, которые, несмотряна наличаесовременныхметодов лечения, приводят кразвитию слепоты.Коварстводанной патологии заключаетсяв том, что больныесахарным диабетомна ранних стадияхдиабетическойретинопатиине наблюдают снижения зрения, а также в то, что выявлениепоражениясетчатки наранних стадияхзаболеванияв обычной поликлиникепредставляетопределенныетрудности.
Многолетнийпоиск способоввыявления илечения диабетическойретинопатиипозволил создатбкомплексныйметод оценкисостояния глазаи стадии сахарногодиабета, позволяющийпроводитьраннюю диагностикудиабетическойретинопатиии назначатьсоответствующеелечение.
Эффективными безопаснымметодом лечениядиабетическойретинопатииявляется пересадкаостровковыхклеток поджелудочнойжелезы новорожденныхкроликов. Культураклеток с помощьюшприца вводитсяили в прямуюмышцуживота или какможно ближек патологическомуочагу – непосредственноза глазноеяблоко.
Такой методлечения диабетическойретинопатииу больных сахарнымдиабетом даетследующиеизменения:
Стабилизируется течение лабильных форм инсулинзависимого диабета;
Повышается степень компенсации заболевания и снижается потребность (на 20-80%) во вводимом инсулине или сахароснижающих препаратах;
Исчезает склонность к развитию гипогликемических состояний и кетоацидлза;
Приостанавливается развитие различныхосложнений – нефропатии, ретинопатии и др.
Аппаратквантовойтерапии
«ВИТЯЗЬ»
Принципквантовогоподходакчеловеческомуоргнизмупредполагает, что вся информацияо нем содержитсяне в клетках, а в квантазорганизма.Клеток длятакого количестваинформацииу человека явнонедостаточно.Наследственнаяинформацияхранится вчеловеческоморганизме ввиде квантовойголограммы, которая способнавосстанавиватьсяпосле болезнипод определеннымвоздействиемвнешних природныхфакторов. Дляобработки, восстановленияи реализациизаложеннойпрограммыклетки человеческогоорганизмаиспользуютмикроволновоеизлучениесанти- и милиметровогодиапазона, световые, лазерныеи акустическиеполя. То естьименно те способы, на которых быливслепую основанывсе древниетерапевтические системы: йога, тибетскаямедицина, ушу, акупунктураи даже лечениеякутских знахарей.
В основеквантовоймедицины лежитвоздействиена организмсолнечным икосмическимсветом, лазернымилучами и биоэнерголучами.То есть именнотеми факторами, которых такне хватаетгородскомужителю, оторванномуот естественнойприроднойсреды. Аппарат«Витязь» – это, по сути, домашнийлазер, помогающийорганизмувосстановитьсяв первозданномвиде. Это неаналог лекарстваили физиотерапии, помогающейснять приступкакой-либоболезни, «Витязь»- это уникальныйинструмент, позволяющийустранить непроявленияболезни, а самуеё причину. Попоследнимисследованияммедиков, с егопомощью можновылечить более150 болезней, причем92 человека из100 навсегда забываюто своих недугах.Организм непросто самизгоняет изсебя болезнь, но и восстанавливаетсвои разрушенныересурсы, в немпросыпаетсягенетическаяпамять. Посколькуисследованиянепрерывнопродолжаютсяв ведущих российскихклиниках и вЦентре квантовоймедицины, ежемесячнок списку излечиваемых«Витязем»болезней добавляетсяеще 2 – 3 недуга.
Предположим, Вы долгие годымучаетесьотложениемсолей. С помощьювоздействияна кванты своегоорганизма, Выможете не простоизбавитьсяот солей – организмсам восстановитсбой в программе, и соли большене будут откладыватьсяв нем. «развея забыл, какимбыл в 18 лет? –словно спроситорганизм самсебя. – Ведь небыло никакихотложений.Зачем же онимне нужны, еслиэто больно?».Это, конечно, упрощенное, но наиболееблизкое к истинеобъяснениепринципа действияприбора. Всегонесколькосевансов – иВы навсегдазабудете, чтотакоепародонтоз, простататит, облысение, косоглазие.Не придетсябольше ходитьпо врачам. «Витязь»- это ваш домашнийдоктор любойспециализации.Он сам себе игинеколог, икардиолог, ипедиатр, и дажеветеринар ицвеовод. Причемон абсолютнобезвреден дажедля грудныхмладенцев: вотличае отклассиескойакупунктуры, он воздействуетне на акупунктурнуюточку, точнопопасть в которуюможет лишьспециалист, а на акупунктурнуюзону — то естьэффект не изменится, если луч немногоотклонитсяот нужной точки.
«Витязь»- отличное средстводля профилактикилюбых болезней.Специальныйкурс для поднятияиммунитета– и Вы, и вашидети неуязвимыв период эпидемийгриппа. То жесамое касаетсяи аллергиков, которые могутпровести курсылечения «Витязем»перед весеннимцветнием. Посути «Витязь»вожно сравнитьс целой клиникой: для того чтобыизлечить 150 разныхболезней, понадобитсяогромное помещениес целым штатомврачей и дорогостоящимоборудованием.У владельцев«Витязя» естьвозможностьсоединить всёэто в одноммаленькомприборе с десяткомкнопок. Единственное, чего он не может– приниматьроды и вырезатьаппендицит.Только там, гдетребуетсясрочное хирургическоевмешательство, он бессилен.В остальныхже случаях«Витязь»непросто врач.Он не тольколечит. Он –излечивает.
Списоклитературы.
Силуянова И. В., «Современная медицина и православие», М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», 1998г.
Журнал «Вопросы философии», № 3, 1994 г.
Современная философия: словарь и хрестоматия. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995г.
Философия. Учебник для высших учебных заведений. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995г.
Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. — М.: Медицина, 1991. -110,[2] c.
Угрюмов В. Л. О медицинской деонтологии. // Клинич. медицина. — 1993. — N 3. — C. 9-11.
Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент: (Конспект лекции). // Мед. помощь. — 1996. — N 5. — C. 32-39
Журнал «БизнесМЕДИЦИНА» №8 (2000), №4(2000)
Асеев А. В. Отношение студентов медицинского института к онкологическим больным. // Вопр. онкологии. — 1992. — N 7. — C. 851-854.
Петровский Б. В. Вопросы врачебной этики и современность. // Вестн. Рос. АМН. — 1996. — N 11. — C. 3-5.