Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования товарных запасовна торговом предприятии
1.1 Сущность теории управления запасами
1.2 Структура товарных запасов
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов
1.4 Виды систем управления запасами
Глава 2. Формирование ассортимента и управление товарнымизапасами на предприятиях торговли
2.1 Понятие об ассортименте товаров и их классификация
2.2 Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли
2.3 Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах
2.4 Управление товарными запасами напредприятиях торговли
Заключение
Список литературы
/>Введение
Актуальность исследованияопределяется необходимостью повышения эффективности управления запасами напредприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности — важнейшегоусловия научно-технического реформирования российской экономики.
Для реализации этой целинеобходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных наповышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
К основным проблемам общегоплана в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий,можно отнести необходимость совершенствования экономических структур в планеиспользования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основныецели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироватьсяк новым внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достиженияэтих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Колоссальныйобъем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления имипервостепенную важность.
Сложившаяся на предприятияхситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ иразработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами,как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий исистемообразующих факторов повышения эффективности производства.
Процессы управления запасамиявляются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому ихэффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат,образующихся при управлении запасами.
В последнее время предприятия впроцессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работыизлишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, моральнои физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживаютвложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определиланеобходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методикуправления излишними запасами.
Объект исследования — торговое предприятие.
Предмет исследования — управление запасами торгового предприятия.
Цель исследования — изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теорииуправления запасами.
2. Определить структуру товарныхзапасов.
3. Проанализировать факторы,влияющие на величину товарных запасов.
4. Рассмотреть виды системуправления запасами.
5. Рассмотреть понятие обассортименте товаров и их классификацию.
6. Определить порядок формированияассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли.
7. Изучить порядок формированияассортимента товаров в магазинах.
8. Проанализировать управлениетоварными запасами на предприятиях торговли.
Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основойданной работы послужили работы таких авторов, как: Банк С.В., Бухонова С.М., ДорошенкоЮ.А., Бендерская О.Б., Гаджинский А.М., Грачев А.В. и других.
/>Глава 1. Теоретическиеосновы формирования товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Сущность теории управления запасами
Теория управления запасамиотносится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотяотдельные результаты ее получены достаточно давно. Впервые подобная задачаприменительно к определению резервных денежных фондов была математическисформулирована Эджвортом Ф. в 1888 г. В начале XX века появился целый ряд статейпо определению наиболее экономичного объема поставки марки материальногоресурса на предприятие.
Основы современной теорииуправления запасами — постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов,способ учета неопределенности в спросе — были сформулированы в работах Эрроу К.,Гарриса В., Маршака С. и Дворецкого А. Разработка этих идей в дальнейшем былаподхвачена в ряде статей, обсуждающих как отдельные аспекты самой теории, так ивопрос в целом.
В качестве примероврассматриваемых задач в зарубежной литературе по управлению запасами можнопривести следующие: определение «точки заказа», «оптимальнойпартии заказа» (с фиксированным заказом, с фиксированной периодичностьюзаказа), «системы с двумя фиксированными уровнями запасов» и т.д. Всозданной теории рассматриваются, например, такие задачи как:
управление запасами однородногопродукта на изолированном складе при фиксированной задержке поставок;
управление запасами прислучайной задержке поставок;
управление многономенклатурнымизапасами и т.д.
При решении этих задачрекомендовано оценивать экономичность (и, если удается, оптимизацию) управлениязапасами. Оцениваются стоимости: хранения, поставок, штрафных санкций и т.п.,осуществляется статистический анализ спроса и т.д. В разработанной теории постановкапрактических задач управления запасами, как правило, приводит кмногономенклатурным ситуациям, к необходимости совместного рассмотрения группыскладов, случайным задержкам поставок по времени. Все эти факторы существенноусложняют расчет оптимальных стратегий. Ситуация, рассматриваемая при расчете,однако, сильно упрощается при выполнении каждого из следующих условий:
поставка товаров производится отнезависимых поставщиков;
штрафы за недостачу либосуммируются по всем номенклатурным позициям, либо отсутствуют совсем;
на выбор параметров стратегийуправления запасами не наложено общих для группы номенклатурных позицийограничений или такие ограничения несущественны;
критерием качества организацииснабжения для каждого склада служит сумма затрат на данном складе;
отношение среднеквадратическогоотклонения задержки поставок к ее среднему значению мало. [1]
Согласно теории управлениязапасами, создание запасов почти всегда неизбежно и хранение их связано сограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасысоздаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемынаиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управлениязапасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линийповедения. Наличие альтернативных линий поведения означает, что администрацияпредприятия обязана принимать решения. Следовательно, задачи управлениязапасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил принятиярешении, удовлетворяющих функции цели (такой, как, например, минимизацияиздержек), подверженной определенным ограничениям налагаемым политикойфирмы, наличием помещений, капитала, рабочей силы и т.д. В качестве критериевоптимизации обычно выбираются также следующие: минимальная величина совокупныхиздержек, минимальная величина запаса, максимальная вероятность бездефицитной работы,максимальная рентабельность, максимальная оборачиваемость оборотных средств.
Почти для всех методов решенияэтих задач требуется построение модели процесса (математической,статистической, имитационной). Обычно такие модели основаны на системе соотношений,связывающих интересующие нас переменные величины. Эти соотношения позволяютобнаружить и выразить противоречия в пределах операции и организации, а такжедают возможность заменять один показатель другим.
Использование моделей дляанализа и решения научных проблем — вопрос не новый. Моделированиеявляется общим методом во многих науках. Модель Уилсона не являетсяединственной или наилучшей моделью из числа имеющихся в настоящее время, в тоже время она помогает понять поведение запасов и во многих практических случаяхпозволяет эффективно регулировать и контролировать уровни запасов.
Модель может принимать любуюформу. Имитационные модели часто являются почти точным аналогом процессауправления запасами. Модели массового обслуживания являются статистическими ипредполагают определенные допущения относительно распределения спроса ираспределения моментов пополнения запасов и относительно их взаимодействия. Внекоторых моделях соотношения между показателями кажутся слишком упрощенными, итем не менее, эти модели дают полезные и важные результаты.
Для того чтобы модель оказаласьполезной, она должна удовлетворять требованиям: обеспечивать возможностьприменения математического аппарата (непосредственно, путем соответствующихупрощающих аппроксимаций или с помощью моделирования на вычислительной машине) идолжна приводить к решениям или разумным выводам. Кроме того, модели, которыенеобходимо существенно изменять при небольших колебаниях характера процесса,имеют до некоторой степени ограниченную ценность.
Еще более важно, чтобы в моделирассматривался и численно оценивался процесс принятия решений, приемлемый вреальных условиях. Модель, в которой обычные решения могут приниматься лишьпосле математических вычислений, совершенно не подходит для большинства торговыхи промышленных предприятий. С другой стороны, неприемлема и модель, упрощеннаядо такой степени, что она становится слабо связанной с реальнойдействительностью. [2]
Таким образом, полезные иэффективные модели заключены между этими двумя предельными случаями. Наличиебыстродействующих вычислительных машин позволяет применять все более сложныемодели, а прогресс в понимании поведения запасов сможет расширить круг полезныхмоделей в сторону нижнего предела.
Классификация запасов по временипредставлена на рис.1.
Максимальный желательныйзапас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в даннойсистеме управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различныйсистемах управления максимальный желательный запас используется как ориентирпри расчете объема заказа.
Пороговый уровеньзапаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запассоответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть смаксимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный (илистраховой) запас предназначен для непрерывного снабженияпотребителей в случае непредвиденных обстоятельств.
/> Объем
заказа Максимальный желательный запас
/>
Пороговый уровень
/>
Текущий запас
/>/> Гарантийный запас
/>
Время
Рис.1. Виды запасов по времениучета
При анализе управления запасамидолжны рассматриваться некоторые стоимостные показатели. Иногда в качестветакого показателя используют коэффициент оборачиваемости. В то же время, анализиздержек, уровень которых зависит от принимаемых решений по управлениюзапасами, показывает, что коэффициент оборачиваемости не является достаточной иполной оценкой эффективности товарно-материальных запасов. Имеется несколькокасающихся материальных запасов видов издержек, которые не учитываеткоэффициент оборачиваемости. Они включают издержки, связанные с заказомтоваров, издержки по поддержанию и хранению требуемого уровня запасов, издержкидефицита.
Издержки заказа связаны сразмещением заказов и прямо зависят от частоты, с которой они размещаются. Этииздержки включают расходы на ведение учетной документации, на подготовительно — заключительные операции, транспортные расходы по перемещению товаров междупредприятиями и складами. Наиболее удобным, хотя и не наиболее точным методомопределения расходов по подготовке, оформлению и подаче каждого заказа,является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная платаработников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за годзаказов. В литературе предлагается и другой способ определения издержек заказа,а именно — точный хронометраж и выборочное обследование в целях определениясредних затрат времени на подготовку и подачу заказов.
Во-вторых, существуют издержкихранения, которые включают стоимость капитала, омертвленного в запасах,затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные сфизическим присутствием товаров. Вкладывая деньги в запасы, фирма, такимобразом, отказывается от использования этих средств для других целей (например,для приобретения нового оборудования, разработки новых продуктов, размещениясредств в краткосрочных ценных бумагах и т.д.).
Следовательно, стоимость капитала,должна учитываться при инвестировании в запасы. Расчетная стоимость может бытьвычислена, исходя из стоимости получения банковской ссуды, чтобы инвестироватьв запасы, процента по краткосрочным ценным бумагам, на который предприятиеможет рассчитывать при отказе от инвестирования в запасы, либо уровняприбыльности проекта капиталовложений, который нельзя осуществить приинвестировании в запасы, либо нормы рентабельности инвестиций в запасы. Послеопределения стоимости капитала, необходимо добавить некоторые другие расходы,зависящие от размера запасов. Они обычно включают расходы по налогу наимущество и страхованию запасов, расходы из-за недостач или из-за ограничениясрока хранения, операционные расходы, связанные с хранением запасов (например,за аренду занимаемых помещений, за пользование отоплением, светом и т.д.).
Третий и последний вид издержексоставляют издержки дефицита, возникающие, когда спрос на продуктпревышает наличие его на складе. Существуют трудности с расчетом данного видаиздержек. Они возникают тогда, когда покупатель намерен ждать следующейпоставки требуемого товара, но не отражаются в документах. Хотя издержкидефицита трудно измерить, они оказывают сильное влияние на эффективностьиспользования товарно-материальных запасов. Часто эти издержки приравнивают кнедополученной прибыли, если покупатель принимает решение о покупке товара уконкурирующей фирмы. Более того, эти издержки могут быть еще более существенныв случаях, когда теряется значительная часть доброго имени фирмы. Одним изчасто используемых показателей для контроля за издержками дефицита являетсяуровень обслуживания. Он может быть рассчитан различными способами, например,как процент единиц товара (или заказов покупателей), отгруженныхнепосредственно со склада в общей сумме спроса на товар за период. [3]
Традиционный критерийоптимизации в задачах управления запасами — минимизация рассмотренных вышеиздержек.
Реализация задачи возможна прииспользовании экономико-математических расчетов и знаний в области теорииуправления запасами. Таким образом, задача выбора необходимых запасовматериальных ресурсов имеет альтернативный характер и должна решатьсяоптимизационными методами.
1.2 Структура товарных запасов
Создаваемые на предприятияхторговли товарные запасы оцениваются рядом показателей — суммой запасов встоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размеромтоварных запасов в днях оборота.
Любой товар относится ккатегории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянносуществующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, апостепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различенв зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарныхзапасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров.Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью онивыражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величинутоварного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает,на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборотаисчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) наоднодневный товарооборот соответствующего периода:
ТЗдн = ТЗ/Орто
где ТЗдн — уровеньтоварных запасов, дни оборота;
ТЗ — сумма товарных запасов наопределённую дату, руб.;
Орто — объём однодневноготоварооборота, руб.
Товарные запасы могут выражатьсяв натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (врублях).
Кроме того, размеры товарныхзапасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объёметоварооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарныхзапасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарныхзапасов.
Скорость обращения товаров иливремя, в течение которого реализуются товарные запасы, называетсятоварооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов иликоличеством дней, необходимых на один оборот.
Товарооборачиваемость в дняхпоказывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфереобращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарныйзапас.
Средний товарный запасрассчитывается по формуле средней хронологической:
ТЗср = (1/2 ТЗ0+ ТЗ1 + ТЗ2 +… +1/2 ТЗn)/ (n — 1)
где ТЗср — средниетоварные запасы, руб.;
ТЗ0, ТЗ1,ТЗ2 … ТЗn — товарные запасы наконкретные даты, руб.;
n — количество периодов.
Или по формуле среднейарифметической простой:
ТЗср = (ТЗн+ ТЗк)
где ТЗн — товарныезапасы на начало периода, руб.;
ТЗк — товарные запасына конец периода, руб.
Для расчёта товарооборачиваемостив днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневныйтоварооборот за этот же период:
Тоб = ТЗср/ Орто
где Тоб — товарооборачиваемость или время обращения, дни;
ТЗср — средниетоварные запасы, руб.;
Орто — объём однодневноготоварооборота, руб.
Товарооборачиваемость можетвыражаться и числом оборотов:
Тоб = РТО / ТЗср
где Тоб — коэффициенттоварооборачиваемости, число оборотов.
Показатели времени и скороститоварного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличениескорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить большийобъём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказываетвлияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.
Товарооборачиваемость — этоодин из показателей эффективности хозяйственной деятельности торговогопредприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышаетэкономическую эффективность всего общественного производства, являясьодновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельностипредприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.
Оборачиваемость товаров можноускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономическойдеятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различныхфакторов на формировании товарных запасов.
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов
Величина товарных запасов иоборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряюттоварооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величинузапасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самымувеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускоренияоборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарамипотребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можноразделить на внешние, которые не зависят от деятельности работыпредприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияниена товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих наоборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.
1. Соотношение междуспросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населенияпревышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по меренасыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некотороезамедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующихнормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействиена поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
2. Объём розничноготоварооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборотахарактерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарныхзапасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тембольше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов.Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозятчаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортиментатоваров. Величину товарных запасов определяют также широта иобновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарныхзапасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышаетвремя обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортиментасоздаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующемтовары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен бытьширокий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., ихнеобходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуютопределённого времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские ифизико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют времяоборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасысложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиесяпродовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химическихсвойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченныенесколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частотазавоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшимитоварными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частотазавоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условийтранспортировки, размещения производственных предприятий. Например, времязавоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может бытьограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, вэтих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чемближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районампотребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частотазавоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояниематериально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличиеразвитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, вторговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечиваясохранность и качество. [4]
На оборачиваемость товаровоказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков,звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров междуоптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары итоварные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда,квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
/>1.4 Виды системуправления запасами
Оперативные решения, касающиесямомента размещения и размера заказа, реализуются с помощью выбраннойконтрольной системы. Существует много разных типов контрольных систем. Ониреализуются в привязке к блоку прогнозирования спроса. В табл.1 приведенычетыре основных типа контрольных систем: заказ фиксированного и переменногоколичества в сочетании с фиксированным или переменным периодом между заказами.
Например, при наиболеераспространенной системе (Q,R) заказывается фиксированное количество (Q) вмомент достижения запасом точки возобновления заказа (R). При использованииправила S,T заказ размещается через каждый T интервал времени в размере разницымежду требуемым установленным уровнем (S) и текущим количеством к моментупоступления заказа. Эффективное использование любой системы требует правильногоопределения параметров (Q,R,S,T).
Таблица № 1. Основные видысистем управления запасами/> Размер заказа Точка заказа Фиксированный (Q) Переменный (S) Переменная (R) Q,R S,R Фиксированная (T) Q,T S,T
Q — заказ фиксированногоколичества Q
S — заказ до уровня запаса S
R — заказ в момент уровня запасаR
T — размещать заказ в каждый Tпериод времени.
При переменном спросе и временидоставки можно использовать либо систему Q,R, либо S,T.
Используя параметр оптимальногоразмера заказа (EOQ), в системе фиксированного заказа Q,R заказы размещаютсяпри падении уровня запаса до точки возобновления заказа R. Точка возобновлениярассчитывается как средний спрос в течение среднего времени доставки плюсстраховой запас.
Двухбункерная системаявляется примером использования системы Q,R. При использовании этой системы приопустошении первого бункера на складе размещается заказ, который долженпоступить к моменту полного расходования второго бункера.
Система фиксированноговремени заказа (S,T).
Размер заказа периодическидостигает максимальной величины, равной среднему спросу за период возобновлениязаказа плюс размер страхового запаса. В процессе оперативного управления дляполучения размера заказа текущий запас вычитают из требуемого максимальногоколичества в запасе (частота размещения заказа находится из уравнения EOQ). Страховойзапас должен поглощать неожиданные увеличения спроса и риск дефицита. В системефиксированного времени заказа время риска дефицита состоит из времени всегоцикла возобновления заказа (при системе Q,R — только времени поставки).
Системы управления запасамипозволяют снизить инвестируемый капитал, контролировать транспортные расходы иуровень обслуживания покупателей, обеспечивают лучший контроль за запасами. Дажена малых предприятиях наличие персональных компьютеров дает возможностьприменения рекомендуемых систем управления.
При компьютерной системе поддерживаетсяточный учет каждого наименования, применяется либо система Q, либо T,прогнозируется спрос и генерируются отчеты об эффективности управления запасами.
/>Глава 2. Формированиеассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли2.1 Понятие об ассортименте товаров и ихклассификация
Ассортимент товаров — совокупностьих видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся поопределенному признаку. Основными группировочными признаками товаровявляются производственный, сырьевой и потребительский.
Различают производственный иторговый ассортимент товаров.
Производственнымассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленнымии сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Какправило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров,что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствоватьассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые имитовары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, напредприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющийсобой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такаяподсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественнона предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаровсложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственныхтоваров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и другихпредприятиях розничной торговли.
Торговый ассортиментпредставляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничнойторговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многимипредприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные инепродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, всостав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырьяи материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента). [5]
В зависимости от однородностисырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют наизделия из металла, кожи, стекла и т.д.
По потребительскомуназначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные,одежду, обувь и т.п.
Важным признаком классификацииявляются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроковреализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся наскоропортящиеся и нескоропортящиеся.
С учетом сложностиассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарампростого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видовили сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющиев пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон,размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).
Товарные группы делятся натоварные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единствапроизводственного происхождения товары. Например, товарная группа обуви делитсяна подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посудысостоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.
Каждая подгруппа складывается изтоваров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товарыразнообразного назначения (сапоги — женские, мужские и детские; мебель — длякухни, жилой комнаты и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться другот друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т.е. подразделяться наразновидности.
С учетом деления товаров нагруппы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый)ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это перечень товарныхгрупп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортиментпредставляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам иразновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны спонятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаровопределяется количеством товарных групп и наименований, а глубина — количествомразновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаровспециализированных магазинов состоит из большого количества разновидностейсоответствующих товаров и является более глубоким.
Товары классифицируют и по такимпризнакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характерпредъявляемого спроса.
По частоте спроса товарыподразделяются на три группы:
повседневного спроса — наиболеечасто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
периодического спроса — товары,покупка которых осуществляется периодически;
редкого спроса — предметыдлительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.
Кроме того, имеется группа сезонныхтоваров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергатьсяопределенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят наследующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подверженрезким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсногоспроса.
Для рационального формированияассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеетгруппировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в составкомплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексногоудовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положенполовозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенностиобраза жизни и проведения досуга («Товары для садовода». «Товарыдля туриста» и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексыделятся на микрокомплексы. [6]/>2.2 Порядокформирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли
Обеспечение необходимого уровняобслуживания оптовых покупателей и роста основных экономических показателейдеятельности торгового предприятия в значительной степени зависит отрационального формирования ассортимента товаров. Под формированиемассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатурытоваров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокуюприбыльность работы торгового предприятия. Создание оптимальногоассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлейтоварами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойногоснабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющимзапросы конечных потребителей. В связи с этим формирование рациональногоассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовыхпредприятий.
Важнейшим принципом формированияассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спросанаселения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. Оно должнопредусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамкахизбранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемыхоптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этомширота ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименованийтоваров, включенных в номенклатуру, а глубина — числом разновидностей товаровпо каждому наименованию. Широта и глубина ассортимента товаров на складахоптового предприятия будет зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемыхоптовых покупателей, размеров складской площади, состояния предложения напотребительском рынке и других факторов.
Одним из принципов формированиятоварного ассортимента на предприятии оптовой торговли является обеспечение егоустойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарахповседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойноеи ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихсяосновными оптовыми покупателями.
И, наконец, одним из важныхпринципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятииоптовой торговли является обеспечение условий его рентабельной деятельности,что особенно важно в условиях рыночной экономики. [7]
Процесс формированияассортимента товаров на складах оптовых предприятий с учетом рассмотренных вышепринципов заключается, прежде всего, в определении перечня основных групп иподгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможностиудовлетворения запросов оптовых покупателей с учетом их специализации наторговле соответствующими товарами. Если оптовое предприятие снабжаетпреимущественно розничные торговые предприятия товарами повседневного спроса,то сформированный им ассортимент должен, прежде всего, удовлетворять требованияэтой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкогоассортимента, должно позаботиться о достаточной глубине ассортимента в пределахсоответствующих групп и наименований товаров, иначе оно не сможет содействоватьуспешному формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых имиуниверсальных и специализированных магазинах. Поэтому следующим этапомформирования ассортимента является определение количества реализуемыхразновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясьформированием ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянноследить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Одновременноони должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаровустаревших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился.
Инструментом, с помощью которогоосуществляется регулирование ассортимента товаров на складах оптовыхпредприятий, является ассортиментный перечень. В него включаетсяперечень наименований товаров, соответствующий установленной широтеассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров,которые постоянно должны быть в наличии на складе.
Ассортиментные перечнирекомендуется разрабатывать на год. При необходимости в течение года в нихможно вносить соответствующие изменения. В них следует предусмотреть групповуюи внутригрупповую структуру, а также основные (артикул, модель и т.д.) идополнительные (размер, полнота, рост и т.д.) признаки разновидностей товаров. Разработкаассортиментных перечней включает три этапа. [8]
На первом этапе определяетсяперечень ассортиментных позиций. При этом учитывается номенклатура Товаров,прошедших через оптовые предприятия в отчетном году, и номенклатура товаров,указанных в спецификациях к договорам на поставку товаров в предстоящем году.
На втором этапе рассчитываетсячисло разновидностей каждого товара по основному признаку, т.е. определяется ихколичество по каждой позиции товаров, поступивших за год.
На третьем, заключительном этапеопределяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемогоассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть взапасах и которое в любое время может быть предложено покупателю.
С помощью ассортиментногоперечня коммерческая служба оптового предприятия может осуществлятьсистематический контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров наскладах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.
Контроль за соответствиемфактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне,осуществляют товароведы-коммерсанты. Для этого могут быть использованы карточкиколичественно-суммового учета или специальное программное обеспечение длякомпьютеров./>2.3 Порядокформирования ассортимента товаров в магазинах
Формирование ассортиментатоваров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет своюспецифику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.
На построение ассортиментатоваров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: типи размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжениярозничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численностьобслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сетимагазинов-конкурентов и др.
Известно, что одним из важныхпризнаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтомупервое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, — типрозничного торгового предприятия.
Кроме того, в магазинах одноготипа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться какпо широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать иоснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.
Для того чтобы обеспечитьпостоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазинснабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.
На формирование ассортиментатоваров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальныйсостав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровеньразвития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьмасущественным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следуетучитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, еготрадиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей. [9]
При формировании ассортиментатоваров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленногов них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемыхуслуг и т.д.
Процесс формированияассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на триэтапа.
На первом этапе устанавливается групповойассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Этаработа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговойсети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. Сучетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торговогообслуживания города, района и т.д.
Второй этап предусматриваетустановление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е.рассчитывается структура группового ассортимента.
На третьем этапе определяется внутригрупповойассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаровкаждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно бытьобеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитываюттакже влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждомконкретном розничном торговом предприятии.
Таким образом, формированиеассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчиненоинтересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна бытьобеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известныхнаселению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспеченаприбыльная работа магазина.
Реализации в магазинах должныподлежать товары надлежащего качества.
Следует учитывать, чтоассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влияниемнаучно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и другихфакторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должнапроводиться работа по формированию спроса путем активного включения новыхтоваров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговлирозничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующихтоваров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.
Рассмотрим особенностиформирования ассортимента товаров в магазинах некоторых типов.
Необходимо иметь в виду, чтопроцесс формирования ассортимента товаров в различных типах розничных торговыхпредприятий имеет определенные особенности и существенно отличается посложности. Так, например, в московских гипермаркетах «Рамстор» наторговой площади 5000 м2 размещается 50 тыс. наименований товаров, втом числе 20 тыс. наименований продовольственных товаров, а также такиенепродовольственные товары, как косметика, чистящие и моющие средства,текстиль, обувь, белье, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухоннаяутварь, электронная бытовая техника и т.д. В то же время, небольшие сельскиемагазины торговой площадью 100-150 м2 торгуют товарами повседневногоспроса, представленными несколькими десятками наименований. Поэтому приформировании ассортимента товаров в магазинах, прежде всего, следует учитыватьих тип и размер торговой площади.
Так, в универмагах ассортименттоваров рекомендуется строить по потребительским комплексам. Здесь могутбыть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин»,«Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика исредства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товарыдля досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары дляспорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия»,«Товары для дома».
Потребительские комплексыделятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяютсямикрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и воротники»,«Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметыженского туалета», «Обувь» и др.
В состав каждого микрокомплексавходят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся наразновидности.
В универсамах выделяютпродовольственные и непродовольственные товары. Среди продовольственных товароввыделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейныетовары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды,овощи. Непродовольственные товары включают товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочныеизделия; галантерейные товары; парфюмерно-косметические товары; школьно-письменныеи канцелярские товары; игрушки; хозяйственные товары. [10]
Таким образом, при построенииассортимента товаров в магазинах, торгующих непродовольственными товарами,исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микрокомплексы инаименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и вмагазинах «Товары повседневного спроса» — на товарные группы инаименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количествомего разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.
В соответствии с действующимиПравилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными ПостановлениемПравительства Российской Федерации в январе 1998 года, ассортимент предлагаемыхк продаже товаров и перечень оказываемых услуг определяются продавцом (магазиноми т.п.) самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией егодеятельности. Однако, принимая во внимание необходимость постоянногорегулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка идругих факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могутбыть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают длякаждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговойплощади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяетне только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематическиконтролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимаютвозможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянноеналичие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены спомощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента(Кп) можно определить по формуле
/>
где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности, илиустойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле
/>
где Qф1Qф2 … Qфп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
QП — количестворазновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n — числопроверок.
Коэффициент устойчивостиассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).
В условиях перехода к рыночнымотношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительноусложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многомзависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирми организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросепокупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары идругой коммерческой информацией./>2.4 Управлениетоварными запасами на предприятиях торговли
Процесс реализации товаровтребует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формированиенеобходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятиюобеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определеннуюценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все этотребует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточнойшироты ассортиментных позиций товарных запасов.
По своему назначению товарныезапасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарныезапасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.
Основную массу всех запасовторгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Онинеобходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Ихнеобходимо постоянно пополнять.
Товарные запасы сезонногохранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по такимтоварам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством ипотреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географическогорасположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных внаселенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не можетбыть обеспечена регулярная доставка товаров.
Товарные запасы, создаваемые напредприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостномвыражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов вднях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечнойстадией их движения является потребление.
Основным назначением товарныхзапасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовыхпокупателей, в розничном — обеспечение устойчивого предложения товаров ихпотребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарногообращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Для поддержания товарных запасовна оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими. [11]
Управление товарными запасамипредполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а такжерегулирование.
Нормирование товарных запасовпозволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Разработанные для оптовыхпредприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечиватьподдержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечитьбесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Ониустанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонногонакопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складскоготоварооборота.
Оперативный учет и контрольза состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учетаи отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточкиколичественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарныхзапасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные обих поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остаткитоваров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклоненийустанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.
Регулирование товарныхзапасов заключается в поддержании их на определенном уровне, вманеврировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различныхкоммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.
В управлении товарными запасамина предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительнуютехнику, на базе которой создают автоматизированные системы управлениятоварными запасами.
Внедрение таких систем позволяетсократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческуюинформацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровеньуправления товарными ресурсами.
Необходимые размеры товарныхзапасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализациитоваров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работникимагазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным ихнеобходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин илиактивизации продажи заменяющих товаров.
Если фактические запасы вмагазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первуюочередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболеевероятными могут быть:
снижение покупательского спросапод влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенныхтоваров и т.д.;
просчеты работников магазина приопределении потребностей в товарах;
низкое качество поставляемыхтоваров;
несоблюдение сроков завозатоваров в магазин.
После выявления причин завышенияфактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этихтоваров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаровможно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродажв других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть такжевозвращены на склад оптовой базы.
Поскольку на розничных торговыхпредприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управленияими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтомув каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состояниемтоварных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием ихустановленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранениятоваров.
Для управления товарнымизапасами в магазинах все более широкое распространение получает электроннаятехника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учетатовародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такойтехники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасамив магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениямикоммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).
/>Заключение
Одним из важных факторовповышения эффективности работы торгового предприятия является эффективноеуправление материальными запасами. Современные российские предприятия еще невключили управление запасами в состав основных направлений активноосуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточноиспользуют данный фактор как повышение конкурентоспособности.
Актуальность проблемыоптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления имиобусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние наконкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовыерезультаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность еепоставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запасаготовой продукции, а также запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукциинезавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного иритмичного функционирования производственного процесса.
Заниженные запасы материальныхресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, с неудовлетвореннымспросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальныхпокупателей продукции.
С другой стороны, накоплениеизлишних запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможностьего выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, чтоотражается на величине общих издержек производства на финансовых результатахдеятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличиезапасов, так и их недостаточное количество.
/>Список литературы
1. Банк С.В. Управленческий учет материальных запасов / С.В. Банк // Экономическийанализ: теория и практика. — 2007. — № 14.
2. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Бендерская О.Б. Комплексная методикаанализа финансовой устойчивости предприятия. // Экономический анализ: теория ипрактика. — 2008. — №7.
3. Гаджинский А.М. Логистика. — М.: Информационно-внедренческий центр«Маркетинг», 2009.
4. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка и управление.Учебное пособие. М.: Экономика, 2007.
5. Денисова И. Н Розничная торговля непродовольственными товарами. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.
6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. — М.: Дело исервис, 2009.
7. Еленева Ю.А., Зуева Т.С., Корниенко А.А. и др. Экономика и управлениепредприятием / Под ред. Ю.М. Соломенцева. — М.: Высшая школа, 2007.
8. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. — М.: Маркетинг,2007.
9. Панкратов Ф.Г. Коммерция и технология торговли. — М.: Маркетинг, 2008.
10. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П.- М.: Инфра-М, 2008.