Реферат по предмету "Социология"


Социальный контроль как механизм саморегуляции в социальных системах

--PAGE_BREAK--1.2 Элементы социального контроля


Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента – нормы и санкции.
 Социальные нормы как регулятор поведения

Каждый человек понимает, что никто не мог бы успешно строить свои взаимоотношения с другими людьми и социальными организациями без взаимного соотнесения действий с одобренными обществом правилами. Эти правила, выступающие эталоном по отношению к нашим действиям, получили название социальных норм.

Социальные нормы– это предписания, указания и пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, в конкретной ситуации. Социальные нормы выступают регуляторами поведения людей. Они устанавливают границы, условия, формы действий, определяют характер отношений, оговаривают приемлемые цели и способы их достижения. Усвоение социальных норм общества, выработка индивидуального отношения к ним происходят в процессе социализации.

Нормы налагают на участников социального взаимодействия обязательства, взаимную ответственность. Они касаются как отдельных индивидов, так и общества. На их основе формируется вся система социальных отношений. В то же время нормы – это и ожидания: от индивида, выполняющего определенную роль, общество ожидает предсказуемого поведения. Индивид также предполагает, что общество оправдает его доверие и выполнит свои обязательства.

Социальные нормы – продукт духовной деятельности общества. Они находятся в постоянном развитии. Так, многие современные правила поведения кардинально отличаются от тех, которые были распространены еще сто лет назад. Социальные нормы выполняют важную функцию – поддерживают и сохраняют социальные ценности, то, что в обществе признается самым важным, значимым, неоспоримым, заслуживающим внимания: человеческую жизнь и достоинство личности, отношение к пожилым людям и детям, коллективные символы (герб, гимн, флаг) и законы государства, человеческие качества (верность, честность, дисциплинированность, трудолюбие), религии. Ценности же являются основой норм.

Социальные нормы в обобщенной форме отражают волю общества. В отличие от ценностей, которые рекомендуются к выбору (что предопределяет различия в ценностных ориентациях многих индивидов), нормы носят более жесткий, обязательный характер.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

1)обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

5) религиозные нормы, которые поддерживаются прежде всего верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6)эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Социальные нормы определяются многообразием социальной жизни, любое направление человеческой деятельности регулируется ими. Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

·        по масштабам распространения – общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

·        по функциям – ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

·        по степени нарастания строгости – привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.  Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

·        регулируют общий ход социализации;

·        интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

·        контролируют отклоняющееся поведение;

·        служат образцами, эталонами поведения.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.


 Санкции как элемент социального контроля

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции – это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента – ценности, нормы и санкции – образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

·        Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

·        Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

·        Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

·        Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:

·        Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

·        Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

·        санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

·        санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

·        санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Формы социального контроля


В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

·        внешний контроль;

·        внутренний контроль;

·        контроль через отождествление с референтной группой;

·        контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое «множество возможностей»).

1)     Первая форма контроля – внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

 Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая «пирамида контролеров», характерная для тоталитарного государства.

2)     Вторая форма контроля – внутренний социальный контроль– это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.  Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

Третья и четвертая формы контроля менее известны и требуют использования более тонких социально-психологических механизмов.

3)     Третья форма – контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4)     Четвертая форма – так называемая «множество возможностей» – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.
1.4   
 Зарплата как важная экономическая форма регулирования поведения людей

Заработная плата – это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги; цена труда как фактор производства.

Заработная плата представляет собой основной источник доходов трудящегося населения. Её значение заключается в обеспечении экономических условий жизнедеятельности человека.

Основой заработной платы является цена труда как фактора производства, которая сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли. Из приведенных рассуждений вытекает, что заработная плата находится в прямой зависимости от эффективности труда работника. В условиях развития рыночных отношений определенное внимание уделялось формированию механизма рыночного регулирования заработной платы, который должен включать в себя следующие звенья: многоуровневую коллективно-договорную систему, в которой должны быть отражены требования рынка труда к цене рабочей силы; налоговую систему регулирования доходов каждого работника, призванную обеспечить участие всех граждан в удовлетворении общегосударственных и региональных потребностей; систему минимальных государственных гарантии в области оплаты труда; информационную систему, дающую работникам и работодателям объективное и полное представление о цене рабочей силы по профессиям, разрядам, территориям, отраслям экономики и т. д.

Продолжается работа по созданию механизма регулирования заработной платы как цены рабочей силы, который должен обеспечить оптимальное сочетание интересов работодателей и работников при активной роли государства.

Роль и значение заработной платы, как социально-экономической категории, различны для работника и работодателя. Для работника заработная плата является основной статьей его дохода, средством повышения благосостояния как его самого, так и членов семьи. Из этого становится очевидным, что заработная плата выполняет стимулирующую роль в деле повышения результатов труда и обеспечения на этой основе роста получаемого вознаграждения. Для работодателя заработная плата работника представляет собой затраты на производство. Поэтому эти затраты работодатель стремится минимизировать, особенно в расчете на единицу изделия.

Рассматривая вопросы реформирования заработной платы, необходимо обратить внимание на ряд новых особенностей в ее характеристике как экономической категории. В ней находят отражение многие экономические отношения. В административно-командной экономике выделяли две функции заработной платы  воспроизводственную и стимулирующую. В условиях развития рыночных отношений выделяют еще одну функцию регулирующую. Это вытекает из того, что на рынке труда спрос влияет на уровень заработной платы, а от последней зависят цены на товары и услуги. Однако анализ указанных отношений свидетельствует о том, что практически ни одна из указанных функций не выполняется и в связи с этим обоснованно можно сделать вывод о потере заработной платой своей роли как экономической категории. В настоящее время особое значение имеет возрождение (осуществление) всех трех функций. Это соответствует интересам всех трех субъектов, действующих в рыночной экономике работники, работодатели и государство.















  


























    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Современные тенденции использования информационных технологий в процессе разработки управленческих решений
Реферат Cоциальные сети и массовое сотрудничество: новая модель экономики?
Реферат Реакції 22 та 24-циклоприєднання до фулеренів С60 і С70 Механізми реакції та спектральні
Реферат Основные принципы и этапы разработки плана PR-кампании с использованием рекламных средств и приемов в целях продвижения товара или услуги на рынок (ООО "Ростовский колбасный завод – "Тавр")
Реферат Оккупационный режим на территории СССР в годы Великой Отечественной войны
Реферат Клонирование животных и растений – опасная игра с неизвестным концом!
Реферат Анализ экономического положения Республики Марий Эл, определение принципов и методов государственного регулирования в социально-экономической сфере
Реферат Рубки для заготовки древесины и рубки ухода за лесом
Реферат Алгоритмизация процесса обучения младших школьников
Реферат Научная картина мира, понятие, структура, функции. Корпускулярно–волновой дуализм. Его сущность
Реферат Массовое убийство в Виргинском политехническом институте
Реферат Аналоговый цифровой преобразователь с промежуточным буфером при высокой скорости поступления
Реферат Психология покупателя: с чего начать?
Реферат Профилактическая эффективность фитопрепаратов при патологии послеродового периода у высокопродуктивных молочных коров
Реферат 1. V всероссийский форум поставщиков и ритейлеров «Стратегические решения рынка товаров для дома: посуды, подарков, сувениров»