Федеральная таможеннаяслужба
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Российскаятаможенная академия»
Владивостокскийфилиал
Реферат
По дисциплине:«Товароведение и экспертиза в таможенном деле»
На тему
«Видыинформационных знаков, применяемых при маркировке пищевых продуктов»
студента 111 группы
факультета таможенного дела
Родимцева Алексея Владимировича
Преподаватель: Соловьёва Л.П.
Владивосток 2011г.
Введение
Впредложенном виде работы мне нужно изучить виды, способы и регламенты маркировкиразличных пищевых продуктов. Я считаю, что в первую очередь нужно детальноизучить виды маркировки и их функции. После того, как мы получим детальноепредставление о видах маркировки, можно будет преступить к изучению требований иустановленных регламентов, закрепленных в нормативно – правовых актах, маркировкипищевых продуктов.
Надоотметить, что этот вопрос очень актуален для будущих сотрудников таможеннойслужбы. Представители таможенной службы должны очень хорошо разбираться в этихвопросах, т. к при несении службы им ни раз придется сталкиваться с определениемподлинности или фальсификации маркировки различных товаров, которые будутуказывать декларанты в предоставляемых документах. Сотрудник таможенной службыдолжен в кратчайшие сроки определить принадлежность к определённой марке товараи подлинность данных указанных в документах, а в случаи, если какие — нибудьданные будут вызывать у него сомнения, то отправить товар на экспертизу.
1. Маркировка и еёосновные функции
Маркировка – это текст,условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства,предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведениядо потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристикахтовара.
Основные функциимаркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.
Информационная функциямаркировки как одного из средств товарной информации является основной.Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскуюинформацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация намаркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах(ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствиемфальсификации товаров.
Необходимость такогодублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД.Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектовкоммерческой деятельности, а для основной массы потребителей являетсяпрактически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому вмаркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующаяфункция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемостьтоварных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная имотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленнаямаркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают употребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятиярешения о покупке товара.
2. Виды маркировки
В зависимости от местананесения различают маркировку производственную и торговую.
Маркировка должнасоответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов.Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартамина маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов напродукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны чем кпроизводственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаютсяПравилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственныхтоваров, а также региональными Правилами розничной торговли.
К маркировкепредъявляются общие для товарной информации и эмоциональная и мотивационнаяфункции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «Озащите прав потребителей».
Специфические длямаркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность,однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара;достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателяи потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя,страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей,разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.
Торговая маркировка –это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем натоварные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Носителями торговоймаркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие отпроизводственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанныеносители или эксплуатационные документы.
Другое отличие торговоймаркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующаяфункция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей – синформацией о товаре. Требования, предъявляемые к содержанию торговоймаркировки, регламентируются рядом нормативных актов: Правилами продажиотдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, Типовымположением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека).
Производственнаямаркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенныеизготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носителиинформации.
Носителямипроизводственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки,бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
3. Структура маркировки
Маркировка можетвключать три элемента:
1. текст(удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен;
2. рисунок(не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%);
3. информационныезнаки (ИЗ) – идентификация характеристик товара, до 30%.
Эти составные элементыразличаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтойраспространения и разными функциями.
Текст как формаписьменной информации – наиболее распространенный элемент производственной иторговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информациио товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять всеосновные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационнаяи идентифицирующая.
Рисунок не всегдаприсутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственноймаркировке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента маркировки рисунокотличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основномэмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую.Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей ввиде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара.
Информационные знаки(ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных илисовокупных характеристик товара. Информационные знаки характерны в основном дляпроизводственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна толькопрофессионалам и требует специальной расшифровки.
Информационным знакамсвойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Краткость обусловленатем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова,буквы, цифры, рисунки и другие символы.
Выразительность инаглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетаниемотдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиямпотребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегментпотребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы.Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви длямолодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т.д.
Быстрая узнаваемостьинформационных знаков достигается путем применения общепринятых символов,изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этимотличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковкахтекстильных изделий.
/>
Товарный знак –обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого.Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестретоварных знаков, и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «Отоварных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992г.).
/>
Знаки соответствия —это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждениясоответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные инациональные. Примером регионального знака соответствия может служить знакевропейского экономического сообщества «СЕ» (рис. 3).
/>
Манипуляционные знакинаносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указанияпо выполнению погрузочно-разгрузочных работ (рис. 4).
/>
Экологические знакинаносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде припроизводстве, использовании, утилизации и захоронении товара.
Экологический знак«Зеленая точка» (рис. 6 а) применяется в системе мероприятий по предотвращениюзагрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает навозможность ее переработки или возврата. Продукция, маркированная знаком«Голубой ангел» (рис. 6 б), соответствует установленным требованиям,выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Другие экологическиезнаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойствреализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора.
товароведныймаркировка пищевой продукт
/>
Штриховой код (ШК) –знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации отоваре, закодированной в виде цифр и штрихов (рис.1).
Штриховой код наноситсяна транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественныхтоваров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которыеприклеиваются. C помощью штрихового кода зашифрованаинформация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболеераспространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская системакодирования EAN (см. рисунок).
Согласно той или инойсистеме, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из13 цифр (EAN-13). Возьмем, к примеру, цифровой код: 5601721110013. Первые двецифры (56) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующиепять (01721) — предприятие-изготовитель, еще пять (11001) — наименование товара,его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (3) контрольная,используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
/>
Для кода товара:
1 цифра: наименованиетовара,
2 цифра: потребительскиесвойства,
3 цифра: размеры,масса,
4 цифра: ингредиенты,
5 цифра: цвет.
Первые 3 цифры кода EANназываются префиксом Национальной организации. Существуетзаблуждение, что по первым цифрам штрихового кода можно определить страну происхождениятовара. Такое мнение является ошибочным.
Штриховой код не можетслужить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можноопределить только в какой Национальной организации зарегистрировано то или иноепредприятие.
Система EAN·UCC посвоему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (заисключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающихто или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковкуштриховые коды.
/>
Предприятие имеет правоопределить в Национальную организацию какой страны ему следует вступать, атакже может вступить в несколько Национальных организаций одновременно.Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующаялекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации –члены GS1стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукциисо своим штриховым кодом (например, для России с префиксами 460, для Бельгии- спрефиксами 540-549 и т.д.).
Регистрационный номер,полученный Вашим предприятием в ЮНИСКАН/ GS1 Russia (например, 460700952),является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким женомером.
3. Требования кмаркировке пищевых продуктов
Требования к маркировкепищевых продуктов устанавливаются ГОСТами на упаковку и маркировку. Оникасаются в основном текстовой части. Следуетуказать, что единство маркировки является обязательным требованием согласно ст.7 Федерального закона «О стандартизации».В связи с этим всеинформационные данные на маркировке могут быть подразделены на определяющие идополнительные. .
К определяющим даннымдля всех видов пищевых продуктов относятся: наименование продукта или его вида,сорт (при наличии деления на сорта), масса нетто или вместимость (объем),обозначение нормативного документа на данный вид продукции. Эти требованияследует считать обязательными для маркировки всех пищевых продуктов.
Дополнительные данныена маркировке потребительской тары могут включать сведения о пищевой ценности,условии и сроке хранения, номер смены и дату выработки, рецептуру, а такжекраткую характеристику продукта.
На маркировкеалкогольных напитков указываются: наименование организации, в систему которойвходит предприятие-изготовитель, крепость, содержание сахара, номер бригады,даты розлива.
Маркировка консервов,наносимая на донышко жестяных банок, включает: индекс отрасли промышленностиили системы, в которую входит предприятие, идентификационный номер предприятияпо ОКПО, ассортиментный номер или знак консервов по ОКП (Общероссийскийклассификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции), номер смены идату выработки.
Информационные данныетекстового элемента маркировки могут дополняться рисунками и информационнымизнаками, которые также относятся к дополнительным. Среди них особо следуетотметить указание на маркировке знака соответствия, который являетсянеобязательным, но очень важным, так как служит одним из способов подтверждениясоответствия по показателям безопасности при отсутствии сертификата.
Маркировка пищевыхпродуктов размещается в основном на упаковке, так как указание большогоколичества информационных данных на самом товаре затруднительно.Непосредственно на продуктах маркировка осуществляется путем клейменияштампами, печатями (мясо) или вдавливания букв (сыры), но возможности такоймаркировки ограничены. Маркировка наносится натранспортную и потребительскую тару, причем многие информационные данные,особенно основополагающие, являются дублирующими. Такое дублирование вполнеоправдано, так как позволяет идентифицировать товар без вскрытия транспортнойтары, а также после освобождения от нее (разупаковывания).
К дополнительным даннымна маркировке транспортной тары относятся: номер укладчика, дата упаковки,номер банки (только для мясных, мясорастительных, рыбных консервов и пресервовиз рыбы и морепродуктов), количество единиц (бутылок, банок, штук и т.п.) втаре. Для продуктов в стеклянной таре должен быть указан манипуляционный знак«Осторожно, хрупкое!» На маркировке транспортной тары для сушеныховощей с пониженной влажностью дополнительно указывается массовая доля влаги.На транспортной таре с консервами наносятся манипуляционные знаки: «Верх,не кантовать», «Боится сырости», «Боится нагрева».
4.Особенности маркировки различных видов пищевых продуктов
4.2Особенности маркировки консервов
Маркировка консервов, атакже перечень информационных данных на ней определяются видом упаковки иместом размещения этих данных на упаковке.
Для консервовприменяется металлическая, стеклянная и полимерная тара. Общими для всех видовтары носителями маркировки являются этикетки, которые приклеиваются к банкамили наносятся литографическим способом на корпус или крышку. Переченьопределяющей и дополнительной информации на этикетках был приведен ранее. Крометого, на крышку и (или) донышко наносятся условные обозначения, несущиеопределенную информацию о консервах, полнота которой на разных видах тарынеодинакова.
На крышках нелитографированныхметаллических банок большинства видов консервов наносят знаки условныхобозначений в два или три ряда в зависимости от площади крышки в следующемпорядке: число даты выработки — две цифры (до девятого включительно впередиставится 0); месяц выработки — две цифры ( до девятого включительно впередиставится 0); год выработки — две последние цифры; номер смены — одна цифра, ассортиментныйномер — одна—три цифры. Для мясных консервов высшего сорта к ассортиментномуномеру добавляют букву «В
Условные обозначенияиндекса системы:
М — молочнаяпромышленность;
А — мясная'промышленность;
КП — пищеваяпромышленность;
К — плодоовощноехозяйство;
ЦС — потребкооперация;
МС —сельскохозяйственная промышленность
ЛХ — лесное хозяйство;
Р — рыбная промышленность.
По индексу системыиногда можно определить и группу консервов (мясные, рыбные, плодоовощные,молочные), если индекс промышленности совпадает с видом консервов, однако этоткритерий ненадежный, так как предприятия разных систем могут выпускать консервыразных групп (например, индекс КП могут иметь и мясные, и плодоовощныеконсервы).
Пример.
150896 или 150896 или 150896
1 183 А 15 1 183 накрышке 1 183
А 15 на донышке А 15
Расшифровка условныхобозначений: консервы выпущены 15 августа 1996 г. первой сменой. Ассортиментныйномер консервов — 183. Предприятие-изготовитель имеет номер пятнадцатый мяснойпромышленности.
На крышкилитографированных банок наносят методом рельефного маркирования или несмываемойкраской следующие условные обозначения: дату (число, месяц, год) выработкиконсервов и номер смены.
Пример.
250896 2508
1 или 96 1
Расшифровка: консервывыработаны 25 августа 1996 г. первой сменой. Различия в полноте информацииусловных обозначений на литографированных и нелитографированных банках объясняютсяидентифицирующим назначением маркировки. В этом отношении консервы выделяютсяиз большинства пищевых продуктов наличием четкой идентификации не тольконаименования продукта и предприятия-изготовителя, но и каждой товарной партии,определяемой датой выработки и номером смены.
Нанесенные на крышку идонышко банки методом рельефного маркирования или несмываемой краской условныеобозначения полностью исключают возможность фальсификации по принадлежности кконкретной товарной партии.
На нелитографированныхбанках условные обозначения на крышке содержат дублирующую информацию (сведенияо наименовании в виде ассортиментного номера, о предприятии-изготовителе), чтопозволяет полностью идентифицировать консервы даже при утрате бумажной этикеткиили ее замене в случае фальсификации.
На литографированныхбанках этикетка нанесена несмываемой краской, поэтому не может быть утрачена.Это позволяет исключить дублирующую информацию в условных обозначениях накрышке и донышке.
4.2 Ветеринарная итовароведная маркировка мяса и мясопродуктов
Товарные клейма иштампы наиболее часто используются для ветеринарного и товароведного клеймениямяса и мясопродуктов (субпродуктов) всех видов сельскохозяйственных и дикихживотных, в том числе птицы. Клеймение ветеринарными клеймами и штампами носитобязательный характер и регулируется Федеральным законом „Оветеринарии“, Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса, утвержденнойГлавветупром Минсельхоза России 1 сентября 1992 г. и Инструкцией потовароведческой маркировке мяса, утвержденной Комитетом Российской Федерации попищевой и перерабатывающей промышленности.
Клеймение мяса имясопродуктов овальным клеймом проводят ветеринарные врачи и фельдшеры,находящиеся в штате организаций и учреждений государственной ветеринарной сети,прошедшие аттестацию в установленном порядке.
Ветеринарные врачи ифельдшеры других организаций при проведении ветеринарно-санитарной экспертизымяса и мясопродуктов, полученных при подворном убое и на убойных пунктах инаправляемых для переработки на мясокомбинаты (цеха, заводы) или для продажи нарынках под контролем Госветслужбы, клеймят клеймом „Предварительныйосмотр“.
Клеймение мясапроводится только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Для клеймения мясаиспользуют краски, разрешенные органами Госсанэпиднадзора.
Товароведная маркировкамяса в тушах, полутушах или четвертинах всех видов убойных животных, а такжетушек птицы и кроликов производится только при наличии клейма или штампаГосударственной ветеринарной службы, обозначающего направление использованиямяса на пищевые цели.
Товароведную оценку имаркировку мяса осуществляют специалисты, прошедшие обучение, находящиеся вштате отдела главного технолога или производственного отдела предприятий иорганизаций мясной и птицеперерабатывающей промышленности, намясоперерабатывающих предприятиях системы потребительской кооперации.
Объектами товароведноймаркировки является мясо в тушах, полутушах или четвертинах всех видов убойныхживотных, а также тушки птицы и кроликов, выработанные в соответствии стехнологическими инструкциями на указанных предприятиях.
При маркировке тушекптицы электроклеймо иногда заменяют бумажными этикетками розового или зеленогоцвета.
Ветеринарные итовароведческие клейма, штампы несут достаточно обширную информацию о товаре.
В ветеринарных клеймахуказываются: порядковый номер республики Российской Федерации, городов Москвы,Санкт-Петербурга — первые две цифры; порядковый номер района, города -вторыедве цифры; порядковый номер организации ‑ третьи две цифры; национальная(Российская Федерация) и ведомственная принадлежность организации: Госветнадзор— на овальном клейме, Ветслужба — на прямоугольном клейме.
Форма, надписи, цвет иразмер клейм и штампов на мясных тушах несут значительную информационнуюнагрузку, дополняемую словесной и цифровой информацией.
Как уже указывалось,ведомственную принадлежность организации, проводящей клеймение мяса имясопродуктов, можно различить по форме клейма (овальное — Госвсветнадзор ипрямоугольное -Ветслужба) и дополняющим надписям с указанными названиями.
Заключение
В ходе изучениявыбранной темы я ознакомился с видами маркировки, её функциями и регламентами маркировкипищевых продуктов. Можно сделать вывод, что основная функция маркировки товаров– это предоставление информации о товаре, доведение до сведения потребителя(поставщика, продавца и др.) и органов таможенной службы при пересеченииграницы сведений о потребительских свойствах товара, о стране производителе, обусловиях и режимах правильного хранения, транспортирования, использования иутилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полноесоответствие товара заявленной о нем информации. Всю эту информацию мы получаемиз маркировки, при помощи информационных знаков. Все эти знаки несут в себебольшую информацию о товаре, которую необходимо учитывать во всех моментах таможенногооформления и декларирования.
Список используемойлитературы
1. НиколаеваМ.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов М.: Норма, 2007. –448 с.
2. НиколаеваМ.М. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник длявузов. М.: Издательство НОРМА, 1999 г.
3. Товароведениенепродовольственных товаров: учебник/ В.Е. Сыцко, М.И. Дрозд, Г.С. Храбан идр.; под общ. Ред. В.Е. Сыцко. 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 669 с.
4. ДрамшеваС.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М. – 2005. –189 с.