Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой
психического развития

В. А. Жарова

Одна
из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического
развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в
начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные
исследования психологических особенностей детей с задержкой психического
развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно
сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и
зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов
переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того,
выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная
утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость,
апатичность.

Вопросами
этиологии и классификации задержки психического развития занимались
М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее
значима классификация задержки психического развития по этиологическому
принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки
психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и
церебрально-органического генеза.

Дифференциальная
диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных
особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы
каждой из них.

Исследователи
отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического
происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического
созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств,
особенно нуждаются в специальных условиях обучения. Дети, имеющие задержку
психического развития конституционального и самотогенного происхождения, могут
обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной
помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.

Дизонтогенез
психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в
частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения
ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность
словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических
форм затрудняют развернутое высказывание [4, 8, 9].

По
исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в
формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и
речевого общения.

На
особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой,
Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с
ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на
принципиально разных уровнях.

У
детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся
сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического
восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны
речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети
с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые
лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные
трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи
крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в
грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в
согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических
связей.

Недоразвитие
речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным
препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного
подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка
детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

1.
Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в
целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и
обобщать различные явления языка.

2.
Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения
вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и
звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим
признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.


3.
Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их
точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа
по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов
обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как
специальной, так и общей педагогики и психологии. Описание используемой в этот
период системы работы и вопросов тематического планирования уроков дано в
методической литературе [4, 8] и типовых программах начальных классов
специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического
развития.

Мы
остановимся только на некоторых особенностях подготовительного этапа, выделив
две ступени:

на
первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять
из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция и произношение этих
звуков;

на
второй - у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать
звуки в словах различной слоговой структуры.

В
данной статье более подробно рассмотрим первую ступень подготовки детей с ЗПР к
обучению грамоте.

Основной
целью первой ступени является обучение детей сознательному выделению изучаемого
звука. Этим умственным действиям дети овладевают постепенно. Мы рекомендуем
придерживаться следующей последовательности в работе.

Самостоятельному
произнесению слова с интонированием заданного звука и его выделению
предшествует сопряженное с педагогом произнесение данного слова с точным
подражанием интонации педагога.

После
тщательной отработки этих простых операций можно переходить к выделению
изучаемого звука без подчеркнутого интонирования.

Обучение
простым видам звукового анализа рекомендуем начинать с гласных (а, о, ы, у).

Вначале
предлагаем детям упражнения на выделение ударных гласных в разных позициях, а
затем и заударные гласные (аист, чебурашка). При этом обращается внимание на
структуру предлагаемых слов. Легче выделяются гласные звуки в односложных
словах (дом, дым, сын и т.д.) и в двусложных в ударной позиции, особенно в
начале слова (утка, астра). Важно обратить внимание детей на то, что эти звуки
произносятся с голосом, свободно, легко, их можно петь. Одновременно учащиеся
знакомятся с термином "гласные звуки" и узнают их условные
обозначения: гласные обозначаются красными фишками.

После
освоения описанных действий переходим к работе с согласными звуками. В работе
над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При
произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над
щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.

Щелевые
согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала
слов: сок, шум, жук.

Взрывные
легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует
произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала
слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные
нельзя тянуть.

Для
детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по
звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим
признакам звуки: [c]-[c']; [c]-[з]; [c]-[ш].

Сначала
ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с']-[б],
[ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з],
[р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков
([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м'], [в]-[ф]).

Одновременно
дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие
согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются
синими фишками, мягкие согласные - зелеными.

Параллельно
ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их
произношения.

Практика
показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при
такой работе коррегировалось самостоятельно.

Рекомендуем
использовать полноценный, интересный лексический материал из классических
произведений и устного народного творчества. Это поможет нам решать и задачи
словарной работы. При этом важно, чтобы дети понимали значение слов и
соотносили их с предметами и явлениями действительности. Словарная работа
проводится на каждом уроке родного языка.

На
данной ступени обучения необходимо построить обучающий процесс так, чтобы на
уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей с ЗПР
элементарного познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и ко
всему процессу обучения.

Эффективность
обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической
деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов,
наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих
формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются
следующие виды дидактического материала:

предметные
и сюжетные картинки;

текстовой
материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки,
поговорки, потешки);

разнообразный
игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

схемы
и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

При
использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги
должны придерживаться ряда требований:

1.
Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в
соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического
развития детей, индивидуализации заданий.

2.
Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

3.
Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным
материалом.

4.
Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для
решения новых задач.

5.
Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному
восприятию предлагаемого материала.

6.
Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и
методов.

7.
Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической
деятельности.

В
современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр.
Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их
самостоятельно.

Мы
предлагаем следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые
можно использовать на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:

уточнить
артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить
наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать
картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его
произнося;

придумать
слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать,
какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить
в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

раскрасить,
обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

нарисовать
предметы, в которых есть определенный звук;

отгадать
загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить
из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;

выделить
из предложения слова с заданным звуком;

игры
"Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам,
показать картинки со звуком, например, [п], [п']. Сказать, где слышите заданный
звук;

"Фантазеры"
- придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];

"Кто
внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал,
парта, билет, батон и т.д.);

игра
"Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово
задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;

игра
"Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те
слова, в которых есть определенный звук;

"Звуковые
часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых
есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и
короткое слово;

"Угадай,
какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести
слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?

"Какой
звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто
встречающимся одинаковым звуком) и др.

Таким
образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития
проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса
дидактического материала, который применяется в различных формах организации
детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания.
Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает
возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи,
формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.
Список литературы

 [1] Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под
ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

[2]
Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста //Под ред.
В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1989.

[3]
Дети с задержкой психического развития //Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского,
Н.А.Цыпиной. М., 1984.

[4]
Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В.Ф.Мачихиной,
Н.А.Цыпиной. М., 1992.

[5]
Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского.
Смоленск, 1994.

[6]
Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с
задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

[7]
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического
развития. Минск, 1989.

[8]
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для
работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

[9]
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического
развития. М., 1990.

[10]
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с
задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Australian Foreign Policy Essay Research Paper Australian
Реферат Государственное регулирование туристической деятельности
Реферат Формування духовності учнів у навчальному процесі
Реферат Учет и анализ расходов предприятия по местам затрат и центрам ответственности
Реферат Эмпирические правила оценки бизнеса
Реферат Государственная политика в области развития местного самоуправления
Реферат «Анализ эффективности использования информационных технологий собственными корреспондентами белорусских сми за границей»
Реферат Как понимать "Дар" В. Набокова
Реферат Политические партии и их лидеры в революции 1905-1907 гг
Реферат Судопроизводство по делам частного обвинения
Реферат Гигиена половых органов
Реферат Опыт предсказаний на финансовом рынке
Реферат Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Реферат Лексическая эквивалентность при переводе художественного текста с нидерландского языка на русский. Особенности перевода метафор. (на материале перевода отрывка из романа Анны Энквист "Тайна")
Реферат Этапы производства микропроцессоров