Реферат по предмету "Литература"


Стихотворение Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Стихотворение Блока О доблестях, о подвигах, о славе 8230

Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, наконец, вернуться к герою.

Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что призвано подчеркнуть дистанцию, непреодолимый барьер между ними.

В художественной структуре произведения образ возлюбленной будто бы раздваивается. Ее портрет является зримым и реальным. Сама же она овеяна мистическими чертами. Возлюбленная уходит из дома в ночь, в иную непознаваемую реальность. Перед уходом она закутывается в синий плащ. Эта повторяющаяся деталь делает ее образ еще более далеким и недосягаемым.

Первая строчка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Тему печали подчеркивает уже в первой строфе стихотворения эпитет « горестный». « Лицо в простой оправе» воспринимается героем как высшая мировая ценность.

Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя выражено через жест: он «бросил в ночь заветное кольцо».

Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.

Очевидно, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Центральный мотив этой строфы — это мотив измены («Ты отдала свою судьбу другому…»). Метафора «Летели дни, крутясь проклятым роем…» передает чувство огорчения. Утрата сделала всю жизнь героя бесцельным существованием. Его терзали вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.

Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Повторы подчеркивают многократность минут скорбных воспоминаний.

Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:

Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

Потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.

Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, композиционно завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

Следующая строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.

В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Genetics And Mental Illnesses Essay Research Paper
Реферат Canada Essay Research Paper This ISP is
Реферат Потребительское кредитование на примере ООО Русфинанс банк
Реферат Сырьевая база химической промышленности Республики Татарстан
Реферат Аннотация дисциплины «методы неразрушающего контроля»
Реферат Реферат - Социальная медицина ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Реферат Шкіра Будова та функції шкіри
Реферат Поняття про нитратни и фосфатни добрива
Реферат Бандитизм и признаки банды
Реферат Учет и аудит расчетов с бюджетом по НДФЛ
Реферат Julius Ceaser Essay Research Paper 2
Реферат The didactic maintenance of the distance educational process. Actuality of this problem is grounded
Реферат Проблеми націй і держави в суспільно-політичній спадщині Івана Франка
Реферат Разбиение чисел
Реферат А. В. Гостенков Министр иностранных дел Австро-Венгрии А. Л. Эренталь и его архив Конец XIX- начало XX в в истории международных отношений ознаменовался кризисами, приблизившими великие державы к роковому 1914 г. Одн