Реферат по предмету "Литература"


Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин

Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин

В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость павшим призывал.

Так за два месяца до гибели поэт сформулировал свое творческое и человеческое кредо. Что же такое «чувства добрые я лирой пробуждал»? Поучал? Давал уроки добродетели?

Это не значит — «учил». Это значит: пробуждал добрые чувства в людях. Учить можно того, кто не знает. Пробуждать можно то, что есть в душе, иначе искусству нечего делать, не к чему обращаться.

О задачах искусства, в частности о задачах поэзии, спор возникает в каждом поколении. Можно ли, должно ли требовать от искусства назидания — или это сфера не его деятельности? Для творчества этот вопрос принципиален, и Пушкин решал его на протяжении всей жизни.

В ранней оде «Вольность» автор целью поэзии объявляет задачи политические: «… воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок». Однако в стихотворении, написанном примерно тогда же, когда и «Вольность», в послании «К Н. Я. Плюсковой» миссия поэта осмыслена в более глубоком, философском плане:

… И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Здесь нет и намека на «поучения», назначение искусства видится в ином: отозваться на тончайшие движения души своего народа.

В 1826 году написано стихотворение «Пророк» — своеобразный поэтический манифест Пушкина. Господь посылает своего пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую роль искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах доброту, милосердие, терпимость… То есть «чувства добрые».

Одна из ключевых тем творчества зрелого Пушкина — совесть. Проблема долга и счастья в их соотнесенности — едва ли не центральная проблема всей духовной жизни русского народа,

В диалоге поэта с чернью (стихотворение «Поэт и толпа») автор говорит об адресате всего своего творчества и искусства вообще. Толпа, чернь, не имеет здесь сословного аспекта — это духовная чернь, не ведающая назначения искусства: «Зачем так звучно он поет?» Отчего поэт гонит «чернь тупую»? Да потому, что искусство ничему не может и не должно учить: оно может лишь пробуждать в людских сердцах то, что в них заложено; пустое сердце его никогда не поймет: «Не оживит вас лиры глас». Искусство требует духовной работы не только от поэта, но и от читателя. Именно поэтому Пушкин говорит:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

Когда человечество утратит способность к поэтическому восприятию, к духовному труду, оно — как человечество закончится.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.