Реферат по предмету "Литература"


Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Автор: Толстой Л.Н.

Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ' романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно. И смерть у Толстого также неоднозначна: это и смерть как составляющая жизни, смерть ради продолжения жизни, смерть-гибель, бессмысленная и неестественная.
Одной из целей автора романа “Война и мир” было показать войну как “противоестественное человеческой природе событие”, и потому необходимо было показать ужасающие картины гибели сотен, тысяч людей.
Так погибает Петя Ростов, этот мальчик, который “привык есть что-нибудь сладкое”. Война для него была лишь игрой во взрослого. И он умело, самоотверженно играл в нее, преодолевая страх во время поездок в разведку к французам с Долоховым, стараясь показаться всем действительно взрослым и мужественным, стесняясь, но все же проявляя свою доброту, жалея пленного французского мальчика “Весеннего”, по-детски считая всех вокруг добрыми людьми. Но эта игра лишила его жизни. Поэтому его смерть так трагична и нелепа.
Толстой показывает нам жизнь и смерть людей из народа. Он изображает великую покорность и смирение простых людей. Они идут на смерть, подчиняясь приказу, и убивают других, и погибают сами во время бессмысленной кампании 1805-1807 годов. Любая гибель людей, даже посвященная освобождению Отечества, противоестественна человеческой природе. Тем более люди, во власти которых находятся жизни тысяч людей, бесчеловечны. Для них подчиненные — лишь пушечное мясо. Именно так относится к своим солдатам Наполеон. Для него война ассоциируется всего лишь с шахматной партией. “Шахматы расставлены, игра начнется завтра”,- произносит он накануне кровопролитнейшего сражения.
В своем романе Толстой “любил мысль народную”. Эта мысль наиболее четко отражена в образе Платона Каратаева, “круглого”, “доброго человека” из народа, жизнь которого естественна, гармонична. Он ни к чему не стремится, радуясь каждой минуте. Но почему эта покорная, согласная со всеми обстоятельствами, естественная жизнь должна была неестественно прерваться? Ослабевшего от голода Платона пристреливает у дороги, в грязи, французский конвоир. Невольно возникает вопрос: за что? Почему? Почему этот любимый, идеальный для Толстого герой так некрасиво, непоэтично, буднично и поэтому так ужасно уходит из жизни? Такова война, во время которой все нормальные, естественные человеческие чувства извращены, вывернуты наизнанку, и человеческая жизнь перестает быть ценностью.
Интересно, что Толстой показывает крупным планом не только Платона Каратаева, но и другого представителя народа, убийство для которого стало нормальным, будничным делом. Это Тихон Щербатый, самый нужный человек в отряде Денисова. Его посылают на самые рискованные я опасные задания, он убивает врага, не задумываясь, даже за сапоги. Тихон приспособился к жестокости войны, став таким же жестоким.
Жизнь и смерть дворян несколько отличается от жизни и смерти простого народа по множеству причин. Помимо возможности жизни физической, Толстой наделяет их жизнью духовной. Но лишь лучшие представители дворянства используют эту возможность жить духовно, мыслить, анализировать собственные поступки. И именно герои самосовершенствующиеся, ищущие, выглядят естественно, именно их Толстой сближает с народом. Таковы Наташа, пляшущая русский танец у дядюшки, Пьер, познающий настоящее счастье в жизни, близкой к жизни простого народа, когда просто “надо жить, надо любить, надо верить”. В Платоне Каратаеве Пьер принимает все, но, как. человек мыслящий, все же не соглашается с его смирением, ищет пути изменения жизни не столько своей, сколько жизни других людей, что и должно его привести (по замыслу автора) на Сенатскую площадь.
Духовно жил и князь Андрей. В своих поисках, в своем стремлении “быть вполне хорошим” он совершил немало ошибок, но мы прощаем их ему, потому что сам он осуждает себя гораздо больше, чем это мог бы сделать кто-то другой. За это Толстой любит своего героя, он раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, прослеживает “диалектику души”. Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознает все ничтожество своего стремления к славе, потом, после • смерти жены, которой он хотел посвятить оставшуюся жизнь, он отчаивается, а после встречи с Наташей в Отрадном вновь осознает необходимость жизни для других. Но жизнь его как бы подходит к логическому завершению, когда, смертельно раненый, он понял, осознал, что смысл жизни в божеской любви ко всем людям: к врагу, к Анатолю, к Наташе и к каждому человеку. Он как бы вновь полюбил Наташу другой, более чистой любовью… Внутри него как бы возникло противоречие между жизнью и смертью, и потому, в отличие от своего отца, умиравшего естественной смертью, ради продолжения жизни, ставшего более ласковым по отношению к дочери, с которой всегда был сух и строг, князь Андрей ожесточился перед смертью, отдалился ото всех, “он был уже не с живыми”.
Смерть в молодом возрасте постигла и Элен, но эта смерть не вызывает даже сожаления, потому что, как дитя света, искусственного, лицемерного и лживого, и потому ненавистного Толстому, она была давно уже мертва духовно; на протяжении всего романа она ни разу не проявила ни одного человеческого чувства, оставаясь “мраморно-холодной” как внешне, так и внутренне.
Всех своих положительных героев Толстой подвергает различным испытаниям. И одно из них — испытание смертью, причем не только смертью самого героя, но и смертью близких ему людей.
После смерти жены князь Андрей чувствует себя виноватым и вновь задумывается о смысле жизни. Каждый раз, чувствуя смерть, он все более осознает смысл жизни. Наташа, ухаживая за князем Андреем и за матерью после смерти Пети, проявляет все свои лучшие качества: она отдает свои жизненные силы близким, совершенно забывая о себе. Пьер присутствует при казни, и лишь случайность спасает ему жизнь. В этот момент и он, и Даву поняли на короткий миг, что “они братья”. Смерть Каратаева, с которым Пьер сроднился в плену, также заставляет его задуматься о смысле жизни, о своей духовной свободе. Но, зная, что нехорошо радоваться смерти человека, он все же испытывает естественное чувство радости по поводу смерти Элен.
Итак, жизнь и смерть представлены в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” в различных формах. Основным авторским приемом на протяжении всего романа является антитеза. И главным противопоставлением является противопоставление жизни и смерти. Даже в заглавии романа это видно: война несет людям страдания, горе, смерть, а мир — радость жизни. Принято отождествлять войну со смертью, а мир с жизнью, но в реальной жизни все не так однозначно, и потому в своем романе автор противопоставляет также естественную смерть ради продолжения жизни и противоестественную человеческой природе смерть на войне; жизнь естественную простых людей и лучших представителей дворянства — жизни мертвых духовно людей света. Толстой выдвигает главный жизненный принцип: “Надо жить, надо любить, надо верить”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление финансами внешнеэкономической деятельности
Реферат 16 век Парс описал червеобразный отросток, вскрыл гнойники в правой подвздошной области
Реферат Старий і Новий Завіт
Реферат Пути повышения экономической эффективности производства продукции растениеводства на примере КС
Реферат Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
Реферат Грузовой транзит на морском транспорте состояние проблемы перспективы для Украины
Реферат Використання мовного впливу як засобу маніпуляції в політичній діяльності
Реферат Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности
Реферат Ораторское искусство. Типы ораторов
Реферат Миф средневекового русского города (на примере Ростова Великого)
Реферат Аннотация основной профессиональной образовательной программы 100701 Коммерция (по отраслям)
Реферат Стратегия эффективного использования материально-технических ресурсов на ОАО Липецкий комби
Реферат Динамика подводных лодок
Реферат Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, функции
Реферат Мені однаково, чи буду...