Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Автор: Лермонтов М.Ю.
В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных». Завершался анонс многообещающими словами «Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведение как целостное и связное повествование. Но все-таки в 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Композиция романа подчинена раскрытию характера Печорина. Григорий Александрович Печорин-главный герой романа.
Печорин-это молодой аристократ, которому все было интересно. Он предстает очень любознательным, активно вмешивающимся в окружающую жизнь, человеком. С самого начала романа Печорин кажется очень неравнодушным, желающим взять от жизни как можно больше. В начале как-то не понятны мотивы его поступков.
Постепенно в борьбе с обществом Печорин теряет свою активность, становится равнодушным, холодным созерцателем. Если в главе «Тамань» Григорий Александрович активен, даже любопытен, то глава «Мери» являет нам уже инфантильного человека, плывучего по течению, только отъезд Веры на короткое время возрождает в нем желание кардинально изменить свою жизнь. Мы видим отчаяние и слезы героя: «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!..» Мы радуемся, что «человек» в Печорине не умер, он еще способен глубоко и искренне любить.
Печорин, по словам автора, «портрет, составленный из пороков своего поколения», но он вызывает мое сочувствие и даже сострадание. Я его осуждаю за эгоизм, излишнюю горделивость, пренебрежение к окружающим, но и искренне жалею.