Реферат по предмету "Литература"


Композиция и авторская позиция в романе Юрия Трифонова Старик

Композиция и авторская позиция в романе Юрия Трифонова Старик

Роман «Старик» вобрал в себя как основные темы всего творчества Ю.В. Трифонова, так и типичные для него художественные приемы.

Композиция романа очень сложна во многих отношениях. Во-первых, конечно, здесь присутствует много временных планов. Главный герой Павел Евграфович Летунов ведет повествование из 1974 г. о событиях Гражданской войны. Сам Летунов, а также некоторые другие (Ася, например) считают современную (то есть 1974 г.) действительность неинтересной, лишенной той эмоциональности, которая существовала для них в те, прошедшие, времена, и это естественно для пожилых людей – считать времена их молодости более насыщенными, интересными и яркими. Для Летунова эти два временных пласта ничем не связаны, они являются двумя отдельными периодами его жизни. Но автор всей композицией романа доказывает обратное – он утверждает наличие связи времен (недаром в тексте присутствуют упоминания даже об эпохе Ивана Грозного – в споре между членами семьи Летунова).

Кроме того, это же доказывается тем, что все события романа составляют единое целое в том плане, что о них либо вспоминает Летунов, либо они показаны в процессе через его восприятие. То есть связь времен осуществляется посредством конкретных людей, с помощью их биографий. Глазами Павла Евгеньевича читатель видит и многих героев.

Все количество персонажей, изображенных писателем в романе, можно подразделить на выдуманных (их в произведении большинство) и исторических (присутствует упоминание о Троцком, а также отдельный эпизод посвящен командующему фронтом). О некоторых упоминается мельком, они обрисованы лишь несколькими чертами. Но есть и те, чья биография занимает в тексте много места (Ася, Кандауров и другие). Такое положение обусловлено, вероятно, тем, какую роль сыграл тот или иной человек в жизни Летунова и сколько событий с его участием осталось в памяти главного героя. Важность человека в биографии главного героя, естественно, устанавливается автором.

Вообще авторская позиция в произведении, как это обычно бывает, скрыта, но по тем приемам, которые использует писатель для выражения своего мнения, ее можно увидеть. Во-первых, стоит отметить, что Трифонов четко отделяет себя от своих героев, и, следовательно, нельзя искать выражения его позиций в их словах. Скорее, она проявляется в ситуациях, которые он выбирает, чтобы вынести на суд читателя, в сопоставлении событий разных лет и отношении к ним героя романа, в системе образов и взаимоотношениях персонажей.

Главный герой, хотя и поставлен в центре романа и его глазами мы видим все события, не является образцом для подражания, а, скорее, наоборот – писатель изобразил слабого человека, сгибающегося под грузом обстоятельств, не способного противостоять внешним по отношению к нему событиям. Потому-то он и на войне ведет себя как-то «неконкретно»: с самого начала он пошел за красными, и это, как кажется, всего лишь воля случая, так как, сложись обстоятельства иначе, он бы мог с той же легкостью стать их врагом. Вполне возможно, что именно за это бездействие, отсутствие воли при принятии важных решений и пускание всего на самотек он хочет оправдаться впоследствии. Как кажется, в первую очередь, оправдаться перед самим собой. Вероятно, он не раз задумывался: а что бы было, если бы тогда он проявил решительность, а не малодушно доверился воле случая?

На примере Летунова писатель показывает тяжесть памяти. Память – это все, что остается человеку в старости, и этото единственное и тяготит. Вроде бы сиди да вспоминай свое прошлое, да в прошлом есть моменты, за которые только теперь начинаешь расплачиваться угрызениями совести и чувством стыда. Вся человеческая деятельность – борьба за улучшение материального положения – не есть основа жизни и ее высшая ценность, как утверждает Трифонов. Писатель изобразил множество героев, каждого со своей идеей, самобытным мировоззрением, но финал романа утверждает: жизнь прекрасна сама по себе, безотносительно ко всем теориям и идеям.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Industrialization Essay Research Paper Industrialization in economics
Реферат Сущность инвестиций, их роль в современной экономике
Реферат Финансово экономический анализ ООО Афон
Реферат Dance Education Essay Research Paper Dance EducationOutline
Реферат «Вишневый сад» последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу
Реферат Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Реферат Политическая модернизация в России: поиск альтернативы.
Реферат Динамические структуры данных. Решение задач. Стек. Очередь. Дек
Реферат Стихотворение А.А.Блока Вхожу я в темные храмы... Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Рабовладельческий строй его суть и экономические основы
Реферат Оператор выбора case
Реферат Тематика и композиция поэмы Гесиода "Труды и Дни"
Реферат Уголовно правовая оценка автотранспортных преступлений
Реферат Судебная реформа 1864
Реферат Реалии законодательной власти Великобритании в лингвострановедческом аспекте