Реферат по предмету "Экология"


Концепция устойчивого развития

Введение
Темавыбрана не случайно. Ведь концепция устойчивого развития включает в себя нетолько экономическую составляющую, но и захватывает другие сферы жизниобщества, которые лишь в совокупности могут обеспечить процветание человечестваи его правильное развитие.
Понятие«устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссиейБрутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, ноне ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять своисобственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнегоэтапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсныеограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностьюсобственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием междуантропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлиянияпривело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельнодопустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводитее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимыедеградационные процессы. С использованием этого понятия было предложеноэкологически более корректное определение устойчивого развития: «Устойчивоеразвитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую средуостаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушаетсяприродная основа для воспроизводства жизни человека».
Очевидно,что для того, чтобы оценить в каком состоянии мы находимся и куда движетсяобщество необходимы определенные критерии. Проблема очень сложна, звучащиепредложения разноплановы и противоречивы. Во многих серьезных исследованияхвопросы, связанные с критериями устойчивого развития, вообще игнорируется.
Рассмотрениесоциальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе сталоуже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивогоразвития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другойстороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которыххарактеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именнов этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивогоразвития.
В курсовой работе стоитцель изучения содержания концепции устойчивого развития. Также в курсовойработе решаются задачи по анализу Нормативно-правовой базы регулированиеконцепции устойчивого развития и ее обоснование.

1.Методические основы концепции устойчивого развития
1.1     Принципыконцепции устойчивого развития
Современныеэкологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие кжизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порожденыотставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А.Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская. непридавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишьв 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологическиепроблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиесятенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новыхконцепций развития [2.94c].
Всущности концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом кпроблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные,или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сихпор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире,которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов вкраткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с болеедолгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.
Р.Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, срешением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:
1)устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологическойсистеме жизнеобеспечения;
2)справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только врамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущимипоколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;
3)эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое быадекватно учитывало природный капитал.
Большинствопредставителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивнаяпроблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблемамасштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, посколькупризнавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологическихизменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут бытьрешены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного" рынка всмысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно бытьнайдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент дляпретворения этих решений в жизнь[2,97-99].
Традиционнаяпарадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивнуюпроблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки.Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением техническихвопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но еслиопределять экономическую науку более широко, а именно как «науку обуправлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово«экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающимв ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивнуюпроблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей итрадиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективногораспределения ресурсов.

1.2     Сущностьконцепции устойчивого развития
Концепцияустойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знанийи социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросамограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, котораяявляется основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-егоды был посвящен ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность былосоздание международных неправительственных научных организаций по изучениюглобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтовперспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб Международный институтсистемного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.
Проведениев 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде исоздание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международногосообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которыестали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиватьсяэкологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новаяинституциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающейсреде[5,c43].
В1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения,необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраныприроды, принятая в 1980, впервые в международном документе содержалаупоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Заботао планете Земля — Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живойприроды, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, откоторых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системыподдержки жизни сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использованиевозобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасностикак части национальной и глобальной безопасности[2,c127].
В1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимостиперехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкуюогласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохраненияприроды, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы(МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общеебудущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделилаосновное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором«удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способностьбудущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировкапонятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой вомногих странах[9,c130].
Виюне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде иразвитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменениикурса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение главправительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловленостремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемойна основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразитьсяуже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете. Среди проблемэкологического характера, которые, согласно изданному Программой ООН поокружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива — 2000”(ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результатевыброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение,исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, ростчисленности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов,загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение,истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушениебиогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых)и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будетпродолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества ибиосферы. ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного путиразвития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватоекризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новуюмодель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития,представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своемувыживанию и дальнейшему развитию[9,c134].
Человечествостолкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущимипотребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. Врезультате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренногодвижения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не толькоудовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей,но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить этопротиворечие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое неразрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживанияи дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.
Идеиустойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающимобразом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определениигосударственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития иперспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развитияцивилизации уже определила позицию мирового сообщества — объединить усилия воимя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы.Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себясерьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества,принятой на основе консенсуса.
Термин“устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада,подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международнойкомиссией по окружающей среде и развитию. В русском издании этого докладаанглийский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”,хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое,самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”.
Ещев докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980 г.), представленномМеждународным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, чтодля того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только егоэкономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годыпроблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученыхиз исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и вчастности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широкоиспользовала понятие “развитие без разрушения”, а в дальнейшем получилораспространение понятие “экоразвитие”, означающее экологически приемлемоеразвитие, т.е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающуюсреду[9,c.162].
Можносчитать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде(Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социальногоразвития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вкладвнесли научные доклады Римского клуба, и особенно доклад “Пределы роста” (1972г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспонциального экономическогороста к состоянию “глобального динамического равновесия”, от количественногороста — к “органическому” (качественному) и “новому мировому экономическомупорядку”[ 9,170].
НаЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге “Наше общеебудущее”: “Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяетпотребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущихпоколений удовлетворять свои собственные потребности”. Это определениеподвергалось критике за нечеткость и антропоцентричность. Отмечалось, чтоопределение понятия “устойчивое развитие” должно в явной форме включать в себяи представление о сохранении окружающей природной среды. Вот почему изимеющихся дефиниций надо устранить даже скрытые намеки на деградацию какчеловечества, так и биосферы. Это в какой-то мере сделано в Концепции переходаРоссийской Федерации к устойчивому развитию, где под устойчивым развитиемподразумевается “стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающеесвоей природной основы” [9,c.172].Далее это представление конкретизируется: “Улучшение качества жизни людейдолжно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышениекоторых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляцииокружающей среды и ее глобальным изменениям”[3,c.265].
Упомянутаявыше Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию былапредставлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам,изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию(Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым ивозможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивомуразвитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задачи проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсногопотенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколенийлюдей” .
ДаннаяКонцепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которойправительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить своюнациональную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важной вехой наэтом пути, а в настоящее время завершается работа над проектом Государственнойстратегии устойчивого развития Российской Федерации.
Именнопосле ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды,то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могутисчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарнойэкологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможностисамовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, чтонеобходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже самспособ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всюисторию человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы еговыживание.
Весьмир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной ииндустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и болеефундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможносоздать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотиповмышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов,соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективамразвития в III тысячелетии.
Понятиеустойчивого развития должно определяться через два основных признака такогоразвития — антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическимпризнаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) испособность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого),непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности,по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей вприродных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенствавозможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей).Биосфероцентрический (в общем случае — экологический) признак понятия связан ссохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимогоусловия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитиечеловечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее”отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижениегармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можноохарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанноепозволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродногоразвития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и неразрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.
Переходк устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественныхэкосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и прикотором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей,удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулированиеновой стратегии развития означает постепенное соединение в единуюсамоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфердеятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум,экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливостьпри общем снижении антропогенного давления на биосферу. Организацияхозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е.экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, — одно изцентральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера сэтой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщикресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательнымусловием функционирования социально-экономической системы и ее отдельныхэлементов.
Покане существует удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданиюполностью биосферосовместимого хозяйства. Хозяйственная деятельность в XX в.,ориентированная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительнойсилой для человека и биосферы. Но до сих пор биосферосовместимая экономикавыглядит как очередная утопия и неясны пути и механизмы ее формирования, которыеустроили бы современную цивилизацию. Разрешение этого эколого-экономическогопротиворечия видится в создании новой модели хозяйствования, равновесной, илиустойчивой, экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полнойинтенсификации и экологизации.
Глубиннаясущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества иодновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы ицивилизации. Однако для того чтобы выжить, сохраниться как уникальныйбиологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформироватьвсе сферы своей деятельности в направлении существенного уменьшения давления набиосферу — почти на порядок. Это очень сложная задача, и ее выполнение вомногом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, илиэкономоцентрического развития, начавшегося с перехода человечества кпроизводящему хозяйству. Экологическую несостоятельность этой модели особенноярко продемонстрировал XX век [ 2,c.198].
XXIвек может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжениидолжен разрешиться главный вопрос — быть или не быть человечеству. Переход кустойчивому развитию и позволит его разрешить, так как создает возможностьвыживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенноизмененной, биосферосовместимой, форме, когда человек не разрушает природнуюсреду своего обитания — эту естественную колыбель любой жизни, в том числе иразумной. В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивогоразвития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а впрактическом — в стратегию устойчивого развития, и мировое сообщество должнореализовать эту стратегию, чтобы выжить в наступившем тысячелетии.
Теорияи практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемойчастью человеческого развития. В основе деятельности Международной комиссии поокружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее»была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического)развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный,неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженностьвсего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочногоудовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении системжизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития во многомперекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В.И. Вернадским ещев середине XX века.

2          Нормативно-правоерегулирование концепции устойчивого развития
2.1     Международныенормы в области концепции устойчивого развития
Международные нормы вобласти устойчивого развития и их влияние на российское законодательство.Основополагающее значение для информационно-правового обеспечения устойчивогоразвития, правового регулирования на этой основе природопользования, охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности в России имеют идеиустойчивого развития, выработанные на Конференции ООН по проблемам окружающейсреды (Стокгольм, 1972 г.). На ней, в частности, было признано, что:
 - какестественная, так и созданная человеком окружающая среда важны длясуществования общества и обеспечения основных прав человека, включая право нажизнь;
 - сохранение иулучшение окружающей среды является принципиально важной обязанностью местныхвластей и всех национальных правительств, которые должны нести ответственностьза осуществление политики и за деятельность в этой области в рамках своей юрисдикции;
 - загрязнение идеградация окружающей среды достигли опасных масштабов;
 - охрана иулучшение окружающей человека среды должны осуществляться для нынешнего ибудущих поколений совместными усилиями государств и народов в соответствии сустановленными основными целями мира и международного социально-экономическогоразвития[4,c.243].
Этиположения получили закрепление в Стокгольмской декларации по окружающейчеловека среде, принятой на Конференции 16 июня 1972 года, с которой связаноформирование специальных природоохранительных норм международного права. В нейвпервые были предусмотрены специальные принципы международного права, прямонацеленные на регулирование сотрудничества государств в области охраныокружающей среды. К их числу относятся прежде всего такие принципы: охраны иулучшения окружающей природной среды на благо нынешнего и будущих поколений;неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами;непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции; международнойответственности за такой ущерб; международного природоохранительногосотрудничества; предотвращения ущерба окружающей среде.
Вданной Декларации и на конференции по сути дела были заложены основы концепцииустойчивого развития, получившие дальнейшее совершенствование в последующихмеждународных документах. Несмотря на то, что Россия не участвовала вКонференции по политическим мотивам, принятые на ней документы являлись ипродолжают оставаться актуальными для развития российского экологическогозаконодательства и права в условиях глобализации и в контексте устойчивогоразвития[4,c.247].
Неменее важное значение для выработки концепции устойчивого развития сыграладеятельность Международной комиссии по окружающей среде и развитию,возглавляемой премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, созданной в1984 г. в рамках программы подготовки ко второй после Стокгольмской конференцииООН по окружающей среде. Работа комиссии была направлена на решение, вчастности, задач выработки предложений долгосрочных стратегий в области охраныокружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000году и на более длительный период, а также определения способов и средств, спомощью которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемыокружающей среды. Результатом работы Комиссии стал Доклад «Наше общее будущее»,представленный Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году, где центральное местобыло отведено концепции устойчивого развития, под которым понимается такоеразвитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставитпод угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственныепотребности.
ПринципыСтокгольмской конференции и положения, выработанные Международной комиссией поокружающей среде и развитию, касающиеся устойчивого развития, были восприняты иразвиты в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию,состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, направленные на решение проблемохраны окружающей среды в глобализационном аспекте. Конференция приняла рядважных документов: «Декларацию по окружающей среде и развитию», «Заявление опринципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивомуразвитию всех видов лесов», а также «Повестку дня на ХХ1 век».
Несмотряна то, что документы, принятые на конференциях ООН по вопросам окружающей среды 1972 г. и особенно 1992 г. являются источником «мягкого», рекомендательногомеждународного права, они весьма значимы. Они «содержат принципы поведенияотдельных государств или мирового сообщества по охране окружающей среды вцелом. Ценно то, что эти документы служат ориентирами развития наиболеезначимых направлений природоохранной деятельности государств, определенияэколого-правового статуса человека. Они являются критериями оценки достиженийгосударств в развитии национального экологического законодательства и права ипрактическом решении экологических проблем, соблюдения и защиты экологическихправ человека».
Принципы,закрепленные в Декларации Рио, составляют содержательную составляющую концепцииустойчивого развития. Они направлены на создание нового механизма глобальногопартнерства, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересоввсех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды иразвитию. Наиболее важными из них являются принципы:
— неотъемлемогосуверенитета государств над собственными природными ресурсами при соблюдениипринципа непричинения ущерба окружающей среде за пределами национальнойюрисдикции (принцип 2);
— удовлетворенияпотребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающейсреды как неотъемлемой составляющей права на развитие (принцип 3);
— рассмотренияэкологических вопросов при участии всех заинтересованных граждан и обеспечениякаждому человеку доступа к информации, касающейся окружающей среды, широкогопредоставления такой информации населению (принцип 10);
— международногоприродоохранного сотрудничества в контексте устойчивого развития, направленногона: искоренение бедности (прицип 5); признание общих обязанностей иответственности в сфере охраны окружающей среды (принцип 7); наращиваниенаучного потенциала (принцип 9); создание благоприятной и открытой международнойэкономической системы (принцип 12); противодействие или воспрепятствованиеперемещению и передаче экологически опасных и вредных деятельности и веществ(принцип 15) и др;
— принятияэффективных законодательных актов в области охраны окружающей среды (принцип11) и национальных законов, касающихся ответственности за ущерб, причиненныйэкологически вредной деятельностью (принцип 13) [4,c.270-273].
Эти и другиепринципы заложили основу для обеспечения мировым сообществом и отдельнымигосударствами устойчивого развития правовыми и другими средствами. Основутакого развития составляет достижение баланса между экономическими,экологическими и социальными интересами общества. Как справедливо отмечается вэколого-правовой литературе, наряду с социально-экономическими составляющимиконцепции устойчивого развития значительное место в ней принадлежитэкологическому компоненту. По существу, речь идет об интеграции экономическогои социального развития, сохранения и восстановления благоприятного состоянияокружающей среды. Устойчивое развитие – это экологически обоснованноеэкономическое и социальное развитие. Для развития экологическогозаконодательства в условиях глобализации имеют значение еще два аспектаконцепции устойчивого развития. Во-первых, ориентированная на длительнуюперспективу модель устойчивого развития основана на идее равенстваэкологических интересах настоящего и будущих поколений. Во-вторых,закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формойрегулирования социальной ответственности современного общества и государства засоздание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности – физиологические,экономические, духовные и иные – в процессе взаимодействия с природой.
Формирование иреализация концепции устойчивого развития, имеющей фундаментальное значение, неможет происходить без определенных, в том числе существенных, трудностей.Однако, несмотря на это мировое сообщество, осознавая ее позитивное иперспективное назначение, принимает меры к последовательному развитию исовершенствованию данной концепции и обеспечивающих механизмов, включаяправовые. Так, проблемы устойчивого развития обсуждались на Экономическомфоруме в Давосе в 1999 г., а также стали предметом рассмотрения Всемирногосаммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002 г.). Большой вклад в охрану окружающей среды и обеспечение устойчивого развития внесла пятаяКонференция министров на тему «Окружающая среда для Европы» (Киев, 2003 г.). На этих и других форумах было определено, что достижение целей устойчивого развитиянеразрывно связано с процессом глобализации и требует согласованных действиймирового сообщества. Выработанные международными усилиями положения устойчивогоразвития направлены на решение проблем, возникающих в условиях глобализации,обеспечение развития общества в единстве с окружающей средой. Вопрос стоит овыявлении имеющихся противоречий, определении путей их возможного разрешения иглобального управления этими процессами, включая разработку и законодательноезакрепление механизмов реализации концепции устойчивого развития[5,c54-57].
Этизадачи должны служить ориентирами и для российского государства. Перед Россией,активно участвующей в международном сотрудничестве, возникает необходимостьпринятия на государственном уровне эффективных мер, в первую очередь правовых,направленных на обеспечение выработанных международным сообществом принципов иположений устойчивого развития.
Вэтой связи ключевое значение имеет состояние российского законодательства,направленного на обеспечение устойчивого развития России и ее регионов. Анализтакой нормативно-правовой базы свидетельствует о неоднозначности инепоследовательности правового регулирования в этой сфере, наряду с очевиднымиположительными моментами.
2.2Концепция устойчивого развития в российском законодательстве
Концепцияустойчивого развития в российском экологическом законодательстве. Первыепопытки законодательного закрепления некоторых положений устойчивого развития вРоссии были предприняты еще до Конференции ООН в Рио в Законе РСФСР «Об охранеокружающей природной среды» в 1991 году. В преамбуле этого Закона указывалось,что природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России,естественной основой их устойчивого социально — экономического развития иблагосостояния человека. В нем впервые было закреплено право граждан наздоровую и благоприятную окружающую природную среду, а также механизмы егореализации. В ст. 1 Закона предусматривалось, что сформулированные задачиприродоохранительного законодательства РФ реализуются в интересах настоящего ибудущих поколений людей. Эти нормы в полной мере отвечали концепции устойчивогоразвития.
 В Законе было впервые введено понятие иэлементы экономического механизма охраны окружающей природной среды, в числекоторых, в частности, устанавливалась платность использования природныхресурсов, а также плата за загрязнение и другие виды воздействия на окружающуюприродную среду. Тем самым в нем получил закрепление один из важнейшихобщепризнанных мировым сообществом принцип «загрязнитель платит». Общиеположения Закона отвечали не только условиям, изменившимся внутри страны, но ив мировом пространстве, находившемся под воздействием глобализационныхпроцессов. На их реализацию были направлены предусмотренные в Законе новыесредства решения экологических проблем и регулирования экологических отношений,являющиеся действенными и на сегодняшний день. В их числе: государственнаяэкологическая экспертиза, проведение которой получило подробную регламентацию вФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.), экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическое нормирование, экологическоеобразование и воспитание, новые подходы к установлению юридическойответственности за экологические правонарушения, включая возмещение вреда.Однако, нельзя не отметить все-таки косвенное отношение этих и других норм кглобализации и устойчивому развитию как одному из ее проявлений на моментпринятия Закона[5,c. 61-64].
ПослеКонференции в Рио в России уделялось более серьезное внимание к проблемамустойчивого развития. Необходимость разработки и реализации концепцииустойчивого развития были предусмотрены в специальных Указах Президента РФ – от4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охранеокружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция прямо указывалана преемственность по отношению к принципам и подходам, сформулированнымКонференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. В Концепции отмечалось, что в России, с одной стороны, сохранился крупнейший на планетемассив естественных экосистем, а с другой, что территории, где проживает болееполовины населения страны, характеризуются как экологически неблагополучные. Вкачестве основных направлений деятельности определялась необходимость созданияправовой базы с упором на экономические механизмы регулированияприродопользования и охраны окружающей среды, разработки системы стимулированияэкологизации хозяйственной и иной деятельности, оценки емкости локальных ирегиональных экосистем и пропаганды идей устойчивого развития. Впервые внормативном правовом акте, отражающем элементы государственной политики пообеспечению устойчивого развития, появилось понятие качества жизни, какважнейшего элемента в ряду прочих факторов, характеризующих благополучие жизни,здоровья, состояния окружающей среды, дохода, уровня занятости и образования,степени реализации прав человека.
Однако,при всей прогрессивности Основных положений и Концепции перехода к устойчивомуразвитию, реализация заложенных в них идей во многом остается абстракцией.Например, в Указе 1996 г. Правительству РФ предписывалось руководствоватьсяКонцепцией при разработке прогнозов и программ социально-экономическогоразвития, при подготовке нормативных правовых актов, при принятии хозяйственныхи иных решений. Но данные предписания не реализуется, либо реализуютсянедостаточно. Программы социально-экономического развития продолжаюториентироваться исключительно на экономические показатели. Правительством РФбыло принято Постановление от 08.05.96 № 559 «О разработке проектагосударственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Такойдокумент был подготовлен, но лишь одобрен Правительством РФ в декабре 1997года. В экологической литературе отмечается, что «согласованный вариантстратегии не был согласован из-за противодействия ведомств экономического ифинансового блока», а также указывается на «игнорирование как идей устойчивогоразвития, так и утвержденных Президентом РФ указов и документов … с момента ихпринятия до настоящего времени», хотя они готовились с участием всехзаинтересованных ведомств, ученых и специалистов. Наиболее полно вопросыустойчивого развития оказались закрепленными в Национальном плане действий поохране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. Однако,необходимой юридической силы этот план не получил, поскольку приказомГоскомэкологии России от 31.12.98 № 786 были утверждены лишь включенные в негомероприятия.
Рекомендациимеждународных форумов по вопросам охраны окружающей среды и обеспечениюустойчивого развития были учтены в Экологической доктрине Российской Федерации,одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.02 № 1225-р. В этомдокументе признается, что современный экологический кризис ставит под угрозувозможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Устойчивое развитиеРоссийской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а такженациональная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохраненияприродных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Дляэтого необходимо формировать и последовательно реализовывать единуюгосударственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающейсреды и рациональное использование природных ресурсов. Стратегической цельюгосударственной экологической политики признано сохранение природных систем,поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивогоразвития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения идемографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Однимиз ключевых положений Экологической доктрины является принцип устойчивогоразвития, на основе которого должна осуществляться государственная экологическаяполитика, означающий равное внимание к экономической, социальной иэкологической составляющим развития и признание невозможности развитиячеловеческого общества при деградации природы. В Доктрине определены базовыеосновы, сформулированы задачи, принципы, основные направления государственнойполитики в области экологии с позиций устойчивого развития, а также названыпути и средства ее реализации.
Принципиальныйхарактер имеет выделение в Экологической доктрине региональной экологическойполитики как необходимого условия обеспечения устойчивого развития страны вцелом. Такой подход во многом обусловлен принятыми на региональном имуниципальном уровнях попытками учесть положения устойчивого развития впроцессе нормативного правового регулирования в рамках полномочий,представленных субъектам РФ и муниципальным образованиям. В качестве примеровможно привести Концепцию устойчивого экологического развития города Краснодара,утвержденную постановлением Главы администрации города Краснодара от 23 октября 1995 г. № 1392; региональную научно-техническую Программу «Научное обеспечениеэкологической безопасности населения и устойчивого развития РеспубликиМордовия», утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 27марта 1996 г. № 147; Программу природоохранных мероприятий оздоровленияэкологической обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденную постановлениемЗаконодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. № 67; Программу экологического оздоровления Ивановской области на период до 2005 года,утвержденную Законом Ивановской области от 23 мая 2000 г. № 23-ОЗ. Эти документы принимались субъектами РФ и муниципальными образованиями во многом какреакция на международные нормы и Концепцию перехода Российской Федерации кустойчивому развитию, предусматривающую региональный аспект такого развития.[5,c 93-98]
ВЭкологической доктрине определена основная задача в области международногосотрудничества – реализация интересов Российской Федерации путем участия врешении глобальных и региональных экологических проблем в регулированииглобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Вместес тем, несмотря на прогрессивные идеи, заложенные в Экологической доктрине спозиций глобализации и устойчивого развития, нельзя не отметить низкуюреализуемость ее положений как в аспектах их дальнейшего учета в процессесовершенствования экологического законодательства, с точки зрения развития изаконодательного закрепления положений современной государственнойэкологической политики, так и в правоприменительной деятельности. Причина этоговидится в первую очередь в недостаточном правовом уровне нормативного акта,придавшего правовой статус Экологической доктрине.
Принципиальноважным моментом является преемственное закрепление основ устойчивого развития вновом головном акте современного этапа развития экологического законодательства– ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В преамбуле этого Закона предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, которое реализуетсячерез механизмы, названные в главе Ш «Права и обязанности граждан, общественныхи иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды». Природныебогатства определены в качестве основы устойчивого развития, жизни идеятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.Установлено, что Закон определяет правовые основы государственной политики вобласти охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решениесоциально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворенияпотребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в областиохраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Вчисле принципов охраны окружающей среды предусмотрены, в частности,: соблюдениеправа человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятныхусловий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетаниеэкологических, экономических и социальных интересов человека, общества игосударства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающейсреды. Эти и другие принципы являются отражением содержательной части концепцииустойчивого развития.
Вместес тем нельзя не отметить, что остальные нормы Закона, содержащие механизмыреализации его основных положений и принципов, не в полной мере отвечаюттребованиям устойчивого развития либо не учитывают их вовсе. Исключениемявляется ст.70 Закона, которая предусматривает проведение научных исследованийв области охраны окружающей среды в целях социального, экономического иэкологически сбалансированного развития РФ, создания научной основы охраныокружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению ивосстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционированияестественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводствуприродных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Таким образом,новый Закон содержит только некоторые основы концепции устойчивого развития ине случайно, подвергается справедливой критике с позиции заложенных в немположений в данном аспекте. Вместе с тем, данный Закон как головной акт отраслироссийского экологического законодательства должен быть правовой иинформационной основой обеспечения устойчивого развития, что вызываетнеобходимость его совершенствования.
Концепцияустойчивого развития нашла отражение и в других федеральных экологическихзаконах как природоресурсных, так и природоохранных. Например, ФЗ «О животноммире» в числе целей предусматривает обеспечение биологического разнообразия,устойчивого использования всех его компонентов, создания условий дляустойчивого существования животного мира (ст. 2), а в качестве основногопринципа в области охраны и использования животного мира, сохранения ивосстановления среды его обитания называет также обеспечение устойчивогосуществования и устойчивого использования животного мира (ст.12). Однако,последовательной направленности на обеспечение устойчивого развития в системезаконодательных актов российского экологического законодательства непрослеживается[10,c213]. В целом вроссийском экологическом законодательстве отсутствуют единые подходыконцептуального, стратегического и тактического характера, направленные наобеспечение устойчивого развития. Для современной России не теряют актуальностивыводы, сделанные на Конференции в Рио в части того, что «большая частьзаконодательной деятельности в области окружающей среды и развитияосуществляется бессистемно и несогласованно или же в ней отсутствуют механизмыобеспечения соблюдения законов и их своевременной корректировки.

3.Триединое обоснование концепции устойчивого развития
Разумеется,концепция устойчивого развития не могла бы стать столь распространенной, еслибы не имелось соответствующих предпосылок как в недрах самой традиционнойэкономической науки, так и в обществе. Главной предпосылкой стали грандиозныеперемены, произошедшие в мире в середине XX века. Если прежде аренойэкономического роста были лишь несколько стран Европы и Северной Америки, тотеперь в основанное на единых принципах мировое хозяйство оказался включеннымпрактически весь мир.
Модельразвития, применявшаяся развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентироваласьна достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективностьэкономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончитьс неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе.Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективностьэкономической системы промышленно развитых стран, основанную нанепропорционально высоких затратах природных ресурсов[ 6,c.203].
Кначалу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения вразвивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привелик росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределениемдоходов. Становилось ясным: единственное, что может исправить ситуацию, этоконкретные действия, предпринятые в широких масштабах и согласованные намировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенногороста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачусокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение,как и экономической эффективности.
Третьейосновной задачей развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годовбыло накоплено большое количество информации, свидетельствующей о том, чтодеградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономическогоразвития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзяоправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.
Такимобразом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трехосновных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Всоответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологическойцелостности, экоэффективности и экосправедливости [8,c134].
Сэкономической точки зрения концепция устойчивого развития основывается наопределении дохода, данном Дж. Хиксом. «В практической жизни определениеуровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, неделая себя при этом беднее». Это вполне согласуется с концепциейустойчивого развития, для которой наиболее плодотворным оказалось следующее изсделанных Хиксом в порядке последовательных уточняющих шагов определениедохода: "… доход индивида — это то, что он может в течение неделипотребить и при этом все-таки ожидать, что и к концу недели его положение будеттаким же, каким было и в начале"[8,c141].
Действительно,от понимания того, что полученный сегодня доход фактически не является доходом,если такой же не может быть получен завтра, до осознания бесперспективности несоотнесенного с ресурсными возможностями экономического роста оставалосьсделать только один шаг. и этот шаг был сделан авторами концепции устойчивогоразвития. Из определения Хикса непосредственно вытекает ключевое для концепцииустойчивого развития значение экономически оптимального использованияограниченных природных ресурсов.
Ограниченностьресурсов давно уже осознается как фундаментальный экономический факт. Однаковывод о фактической небесплатности «даровых благ природы» был сделантолько в рамках концепции устойчивого развития. В настоящее время имеетсябольшое число самых разных подходов к оценке стоимости природных ресурсов.Однако при решении вопроса о взаимозамещаемости производственного, природного ичеловеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникаютпроблемы интерпретации.
Важноподчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепцииустойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволилапо-новому взглянуть на само понятие «экономическая эффективность».Более того, выяснилось, что долгосрочные экономические проекты, приосуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в концеконцов оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учетадолгосрочных экологических последствий — убыточными. Экономический подход кконцепции устойчивости развития основан на теории максимального потокасовокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, покрайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого ипроизводится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использованиеограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, иматериалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, созданиеэкологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожениеотходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться(например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мереразличные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этихактивов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретациии счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет онеуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когдадолжен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажиневозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценностивозобновимого природного капитала)[7,c.164].
Концепцияустойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранениесоциальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числаразрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранитькультурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития,имеющуюся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развитиясовременному обществу придется создать более эффективную систему принятиярешений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм.
Именноосознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком ксозданию Римского клуба и в конечном счете к возникновению самой концепции устойчивогоразвития.
Безсправедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членамичеловеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достижение достойнойжизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной цельюмирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимосоздание более равноправного общества на всех без исключения уровняхчеловеческой организации. Некий гарантированный минимальный уровень жизнидолжен быть неотъемлемым правом любого гражданина.
Вместес тем возникает вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, закоторыми потребление и расточительство становятся предосудительными и дажепреступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающеесяза ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемыв такой же, если не большей степени, что и бедность.
Развитиемсоциальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальнаяидея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы Земли являются общимнаследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущиепоколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд долженпередаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным.

4.Совершенствование концепции устойчивого развития
Наконференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение многих ключевыхвопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, неизбежнуюесли не стремиться к реализации концепции устойчивого развития, необходимоэффективное международное сотрудничество всех без исключения стран и народовмира.
Поэтомув рамках ООН нужна более действенная координация в масштабе планеты, отдельныхстран и регионов по решению таких насущных проблем, как предотвращение войн,откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением, голодом, эпидемиями,детской смертностью и другие
Развернувшийсяпроцесс глобализации существенно влияет на постановку проблемы безопасности.Становится очевидным, что усилия, направляемые на обеспечение безопасностиотдельно взятого объекта безопасности — государства, общества, личности, фирмыи т.п., должны одновременно способствовать и глобальной безопасности, т.е.безопасности всего человечества. Это означает, что безопасность любого объекта(субъекта) не может быть обеспечена в полной мере без обеспечения глобальнойбезопасности. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранениябиосферы, ее устойчивости и естественной эволюции, постольку необходимообеспечение безопасности (сохранение) естественной природной среды.
Итак,переход к устойчивому развитию возможен лишь в глобальном масштабе, всогласованно-когерентном режиме всех объектов безопасности (и субъектов также),а значит, любые решения и действия по обеспечению безопасности любого объектане должны противоречить международно-глобальным императивам устойчивогоразвития. Сказанное относится не только к экологической безопасности, но и клюбому виду безопасности — к экономической, информационной, социальной и т.д.Отсюда следует также, что в старой модели — модели неустойчивого развития — неможет быть обеспечена безопасность ни всего человечества, ни отдельно взятогогосударства независимо от того, по какому типу мыслится ее обеспечение(американскому, северокорейскому и т.п.). В начале XXI в. обеспечениебезопасности государства, общества, личности, всей человеческой культурызависит не только от отдельно взятого объекта и субъекта безопасности, но и оттого, осуществляется ли переход к устойчивому развитию всего человечества.Кроме того, это означает, что любые процессы на любом направлении глобализации- экономическом, финансовом, культурном, информационном и т.д. — также должны“работать” не на старую модель цивилизации, а на глобально-управляемоеустойчивое развитие.
Возможныи улучшения в отдельно взятых регионах. На сегодняшний день в России назреланеобходимость перехода от декларативного провозглашения концепции и принциповустойчивого развития к разработке и правовому закреплению государственнойстратегии устойчивого развития, содержащей механизмы ее реализации, а такжесовершенствования экологического и другого законодательства на основесистемного комплексного подхода. В этой связи заслуживает внимания высказанноев юридической литературе мнение об экологизации норм других отраслей права вконтексте устойчивого развития. Прежде всего, следует преодолеть фактическиустановившееся в юриспруденции представление о том, что все отношения,связанные с окружающей средой, относятся к сфере только экологического права. ВедьКонцепция устойчивого развития, не отрывая окружающую среду от развитиячеловечества, затрагивает все сферы общественной жизни человека: экономические,политические, социальные, культурные и т.д. Отсюда обеспечение устойчивогоразвития превращается в задачу всей юриспруденции, а не только какой-то еечасти». На сегодняшний день особую актуальность приобретает предложение онеобходимости разработки проекта базового Федерального закона «Огосударственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию».
Чтокасается экологического законодательства, то в контексте устойчивого развития вэкологическом законодательстве и праве России должны быть решены, главнымобразом, четыре проблемы. Они касаются: а) установления научно обоснованныхпределов изъятия природных ресурсов для удовлетворения экономическихпотребностей и пределов вредных химических, физических и биологическихвоздействий на природу; б) обеспечения выполнения экологических требований приподготовке и принятии хозяйственных и иных экологически значимых решений; в)обеспечения выполнения экологических требований при осуществлении хозяйственнойи иной экологически значимой деятельности; г) защиты экологических прав изаконных интересов физических и юридических лиц, в том числе прав и интересов будущихпоколений. Основы эколого-правового обеспечения концепции устойчивого развитиябудут постепенно создаваться в Российской Федерации по мере развития исовершенствования правового механизма регулирования экологических отношений вцелом и механизма подготовки и принятия экологически значимых решений
Потребностямустойчивого развития отвечают также и другие предложения по совершенствованиюдействующего экологического законодательства и принятию новых законов — оплатежах за негативные воздействия на окружающую среду, об экологическомаудите, об экологическом страховании, о зонах экологического бедствия, обэкологической культуре и др.
Вцелом же перспективы экологического законодательства должны быть связаны снеобходимостью учета глобализационного фактора и концепции устойчивого развитияпри решении вопросов, активно обсуждаемых в последнее время в эколого-правовойнауке: при разработке концепции развития экологического законодательства, приразработке и совершенствовании конкретных нормативных правовых актов системыэтого законодательства исходя из комплексного подхода, при разработке иправовом закреплении конкретных административных, экономических и другихмеханизмов реализации правовых норм, а также в правоприменительнойдеятельности.
Неменее важной для реализации положений устойчивого развития и глобальныхэкологических требований, получивших законодательное оформление, имеет вопрособ исполнении экологического законодательства, в том числе при исполненииРоссией своего интернационального экологического долга и международныхэкологических рекомендаций с учетом необходимости решения целого ряда имеющихсяпроблем. Представителями эколого-правовой науки выделяются разные аспектыреализации принципов и норм устойчивого развития, содержащихся в правовых актах,например, способ преодоления отрицательных стереотипов поведения в данной сфересо стороны органов исполнительной власти, организаций и отдельныхпредпринимателей. Актуальным является мнение об усилении государственного иобщественного контроля за исполнением правовых природоохранных требований, атакже о необходимости разъяснения, внедрения и апробации концепции устойчивогоразвития.

Заключение
Работунад созданием концепции устойчивого развития нельзя считать завершенной.Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ поустойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссовмежду людьми самых различных взглядов и убеждений.
Насегодняшний день не существует даже общепризнанного определения устойчивого развития.Особенно часто подчеркивается сложность практического применения концепцииустойчивого развития.
Темне менее практической реализации концепции устойчивого развития в миреуделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена КонференцияООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней международнымсообществом был принят программный документ по реализации концепции устойчивогоразвития. Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессияГенеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода кустойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепцияперехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное вниманиевопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнеевремя уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирныйбанк.

Списокиспользованных источников
1         «Нашеобщее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию(МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А.Перелета/—М.: Прогресс, 1989
2         БобылевС.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития. Учебноепособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, 303 с.
3         ГвишианиД.М. Мосты в будущее. Институт системного анализа, УРСС, Москва, 2004, 269с.
4         КоробкинВ.И., Передельский Л.В., «Экология», Ростов-на-дону,«Феникс» 2001, 330с.
5         КузнецовВ.Н. Безопасность через развитие. — М., 2000.150с.
6         ЛосевА.В., Провадкин Г.Г., «Социальная экология», М., «ВЛАДОС»,1998.240с.
7         ПетровК.М., «Экология человека», С-Пб., «ХИМИЗДАТ», 1999.190с.
8         ПротасовВ.Ф., «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.,«Финансы и статистика», 2000, 293с.
9         Р.Перелет. Экологическая дипломатия. Международная жизнь, 10, 1988,307с.
10       Устойчивоеэкологобезопасное развитие: Курс лекций/ Под ред. А. Д. Урсула. — М.:Издательство РАГС, 2001,254с.
11. Бобылев С.Н. Экологизацияэкономического развития. М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.