Реферат по предмету "Культура и искусство"


Рыцарская культура в системе культуры средневековья. Образование и образованность в средние века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Рыцарскаякультура в системе культуры средневековья. Образование и образованность всредние века
Выполнила студентка 33 группы
Каряпина Нина
Киев 2009

 Рыцарская культура всистеме культуры средневековья
Особое местов средневековой культуре занимали рыцари — бедные или разорившиеся дворяне,давшие клятву своему сеньору и принявшие на себя определенные обязанности. Впериод раннего средневековья возникла необходимость брать клятву верности усвоих соратников, поскольку у варварских племен догосударственного периода “невозбраняются хитрость и обман” [91, с. 48].
/>
/>
Дело не впорочности этих людей, просто обычаи позволяли держать свои обещания наосновании собственных или родовых отношений и нарушать их в зависимости отобстоятельств. Средневековые войны потребовали отношений, при которых можнобыть уверенным в действиях союзника и не ждать от него коварства. Поэтомусеньоры предпочли связать клятвой своих вассалов, верность слову сталасчитаться доблестью, а нарушение — позором. Постепенно в системе культурыпоявляется идеал бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина,обладающего особым воспитанием и характером. Он должен был оберегать слабого,держать слово, быть бесстрашным, не давать себя в обиду. Рыцарь хранил своедостоинство, не позволял себя унижать и не совершал бесчестных поступков. Этиусловия подкреплялись обетами, которые рыцарь давал при посвящении: обетбедности и послушания; вместо обета безбрачия, характерного для религиозныхбратств, рыцарь давал обет супружеского целомудрия, обет личного совершенства.Обязательным был обет совершения подвига. Эти обеты пронизывались сильнымэмоциональным началом, охватывающим все сферы средневековой жизни.
/>
/>
Поскольку рыцарь — дворянин, он обязанбыл в промежутках между сражениями участвовать в светской жизни. Дляпрославления рыцарских доблестей устраивались турниры. Придворная жизнь имеласвою символику, ритуалы и условности, она выработала и особый придворный этикет— куртуазию, включавшую в себя искусство беседы между кавалерами идамами, умение одеваться, танцевать. Особое место занимало поклонениеПрекрасной даме, которую в поэзии или различных куртуазных посланиях называлиДонной. Она почти всегда — жена сеньора, любовь к ней носит лишь духовныйхарактер, даме полагается посвящать стихи и песни, оказывать различные знакивнимания, совершать в ее честь подвиги и прославлять везде ее имя. Поскольку настоящееимя Донны, чтобы не повредить ее репутации, держалось в секрете, то чаще всегоэто было вымышленное имя — “сеньяль”.
Куртуазноеповедение рыцаря включало в себя семь добродетелей: верховую езду, фехтование,плаванье, охоту, владение копьем, игру в шашки, сочинение и пение стихов вчесть дамы сердца. Воспитание будущего рыцаря начиналось в семье, где он жил досеми лет, затем продолжалось при дворе сеньора до 14 лет в качестве пажа, апотом до 21 года в качестве оруженосца. Рыцарь должен был приобрести себебоевого коня и вооружение (меч, щит, латы), весившее до 80 кг. Так что емуприходилось быть выносливым и хорошо тренированным человеком, тем более что оннес службу в коннице сеньора. В виде благодарности сеньор мог наделить рыцаряземлей. Особый ритуал был связан с посвящением в рыцари. Накануне посвященияюноша постился, исповедовался и причащался. При этом он менял платья различногоцвета, символизирующие добродетели истинного воина. Эти цвета использовались ив гербах, на которых каждый элемент — знак доблести или заслуг рыцаря или егофамилии. Если рыцарь совершал какой-либо проступок, например, проявлял слабостьна поле брани, часть его фамильного герба как бы усекалась, и в таком виде — соследами позора — герб наследовался. Поэтому понятно столь серьезное отношение ксоблюдению предписанных ритуалов и форм поведения.
Рыцарская культура создает образгероя, идеал, который находит свое воплощение и в героическом эпосе, и влирической поэзии. Наследие античности помогало найти историческую мерку длясобытий своего времени. Античная традиция оставила средневековому рыцарю образАлександра Македонского как объект для подражания. Но поскольку античностьтрансформируется через христианство, то христианская мораль противопоставляетрыцаря “неверному”, битвы с которым он должен постоянно выигрывать, не знаяжалости и снисхождения.

/>
/>
Память о варварских временах и герояхлегла в основу представления об идеальном правителе в образе короля Артура,великого государя, защитника и борца против зла и насилия, наделенногосправедливостью, напоминающего и Александра Македонского, и Карла Великого.Литературный цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола уходитсвоими корнями в кельтские легенды о вожде одного из британских племенАрториусе. Некоторые историки считают, что это реальное историческое лицо.Исторический Арториус превратился в легендарного короля, окруженного вернымирыцарями: Ланселотом, Ивейном. Тристаном, волшебником Мерлином. В историях окороле Артуре есть и жена-изменница, и друг, нарушивший обет верности королю, исвоевольные надменные вассалы. Многочисленные истории о похождениях и подвигахгероев эпоса о короле Артуре включают в себя все взгляды средневекового рыцарства.
Другоеявление средневековья, связанное с рыцарской культурой и менталитетомрыцарства,— реабилитация любви как возвышенного отношения к даме. Вхристианском мировоззрении не было места для бога плотской любви. Христианскийбог — сам воплощение любви, другая любовь этого времени связана с представлениемо грехе. Но средневековый образованный человек не мог довольствоваться такогорода абстракциями, поэтому в системе куртуазии возрождается поэтический культАмура. “Любовь стала полем, на котором можно было взращивать всевозможныеэстетические и нравственные совершенства” [306, с. 113]. Влюбленный вследствиестрасти становится чистым и добродетельным.
Новые чувстваи отношения требовали своего выражения, и оно, приняв поэтическую форму,воплотилось в лирике французского Прованса, а затем в поэзии труверов (северофранкскихпоэтов) и миннезингеров (певцов любви у германских поэтов) а также вбольших стихотворных поэмах (рыцарских романах). В них воспевались идеалрыцаря, его подвиги и странствия, любовь и приключения, часто почерпнутые изантичных преданий и мифов и исторических описаний, а иногда из старых эпическихциклов.
/>
/>
Постепенно появляются герои, которыеизображены в моменты острых психологических ситуаций выбора между любовью и приключениями,между супружеским долгом и рыцарской доблестью. Пожалуй, именно в рыцарскихроманах, которые увлекали читателей XII века, впервые стали изображаться душевные состояния и переживаниягероев. Авторы рыцарских романов ценят в своих героях прямоту и честность влюбви. Таков, например, Ланселот — герой одного из рыцарских романовфранцузского поэта Кретьена (ок. 1130 — ок. 1191): он побеждает натурнире злодея, похитившего королеву, защищает слабого и обиженного,восстанавливает попранную справедливость. Он неустрашим в своих подвигах иверен королю Артуру. Таковы же герои трогательной истории преодолевающей всепрепятствия трагической любви Тристана и Изольды.
При дворахмногих владетельных сеньоров собирались придворные поэты — трубадуры (прованс.trobar“находить”, “изобретать”), чтобы снискатьсебе внимание и почет, слагая стихи, восхваляющие владыку, его дом, двор,семью, а также доблести и благодеяния. В стихах и музыке они выражали своюлюбовь к прекрасной даме.
В историипровансальской поэзии обнаружено почти 500 поэтов-трубадуров, среди которыхбыло 5 королей, несколько десятков крупных феодалов, духовные лица, мастеровые,купцы и даже около 30 женщин. Многие трубадуры были странствующими поэтами.
Трубадурысоздали множество различных стихотворных жанров: серена — печальнаявечерняя песня с обращением к возлюбленной (итал. serena“вечерняя роса”; ср. серенада); пасторелла (лат.pastoralis“пастушеский”), рисующая сельскуюидиллию и любовь прекрасной пастушки; альба (прованс. albe“рассвет”) — утренняя песня орасставании влюбленных. Иногда рыцарь писал грозную сирвенту (прованс. sirventes“служащий”), которая посвящаласьвойне или изобличала личных врагов, призывала к действию против них. В сирвентемогла выражаться скорбь по умершему другу, соратнику или по поводу какой-либодругой утраты. Были стихи-диалоги, в которых автор или его вымышленный друграссуждали по преимуществу о том, какой должна и может быть любовь к прекраснойдаме — идеальной или плотской, кто более достоин ее любви — знатный вельможа,рыцарь или простой виллан (крестьянин).
Такимобразом, трубадуры создали в своих стихах и кодекс любовного служения женщине,и литературный язык, и разнообразную поэтическую форму. Ведь именно Провансоткрыл для себя рифму и новую метрическую (ритмическую) систему. А. С. Пушкинписал о поэзии трубадуров: “Когда в XII веке под небом полуденной Франции отозвалась рифма в провансальскомнаречии, ухо ей обрадовалось: трубадуры стали играть ею, придумывать для неевсевозможные изменения стихов, окружили ее самыми затруднительными формами”.Сами трубадуры говорили о себе и своих стихах, например, Бернарт деВентадорн, воспевавший любовь как величайшее благо жизни: “Поэзия имеет дляменя цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишьтогда, когда в сердце царит совершенная любовь. Вот почему мои песни выше всехдругих песен, ибо любовь заполняет все мое существо — рот, глаза, сердце ичувства”. Или Пейре Видаль, весельчак и хвастун, писавший задорные,бравурные песни: “Я один взял в плен сто рыцарей, а у ста других отнял доспехи;я заставил плакать сто дам, а ста другим доставил радость и веселье”.
Тема любвиникогда не замолкала в средневековой Европе — и в ученой, и в классическойтрадиции, и на латыни, и на народных наречиях.
В периодзрелого средневековья от латинского языка, на котором совершалось церковноебогослужение, велась дипломатическая деятельность, писались все государственныеуказы, ученые труды и многие литературные произведения, стали постепенноотходить. Все большее место в жизни и деятельности общества стал заниматьнародный язык, существовавший еще с варварского периода. В Испании и Франции онназывался романским наречием. От этого термина остались названия литературных имузыкальных жанров: роман — литературное произведение на народном языке,романс — стихотворение на историческую, бытовую тему. Однако долгоевремя латынь оставалась языком церкви, а также языком учености и образования.

 Образование иобразованность всредние века
Послекрестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количествообучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляютсяи нецерковные школы, преподаватели которых — магистры (лат. magister“начальник; наставник”) — жили засчет платы, взимаемой с учащихся. В XI—XII веках возникают первые университеты(лат. universitas“совокупность”): сначала в Болонье,затем в Париже — знаменитая Сорбонна, а позже и в других городах. Каждый университетимел свою профессиональную направленность, хотя в него входили и такиеобязательные факультеты (лат. facultas“способность”),как богословский. Например, в Болонском университете обучались юристы, в Саламанке(Испания), Монпелье (Франция), Салерно (Италия) изучали медицину, в Оксфорде(Англия) лучше всего преподавали математику и астрономию. В Сорбонне готовилибогословов, и именно она стала в более поздние времена оплотом обскурантизма(лат. obscurans“затемняющий”)— мракобесия, крайне враждебного отношения к знанию, просвещению и науке.
/>
Хартия обосновании Сорбонны. 1256 год

Университетыобслуживали нужды государства и церкви, поэтому они получали особые права —привилегии, помощь деньгами, поддержку в спорах с городскими властями. Самойценной привилегией была независимость от светских властей: университет имелсвой суд, печать и подчинялся правилам — статутам, утвержденным на общемсобрании университета. Преподаватели и студенты пользовались вольностями: ихосвобождали от воинской повинности, дорожных пошлин и ночной сторожевой службыв городе. Они платили за жилье меньше, чем другие приезжие. Даже римский папа,со своей стороны, ограничил вмешательство епископов в дела университета, например,запретил наказывать провинившихся без его ведома, разрешил магистрам прекращатьзанятия в случае нарушения независимости и прав университета.
Вуниверситетах существовали отдельные организации студентов и преподавателей:преподаватели объединялись в факультеты, а студенты, прибывшие из разныхмест,— в землячества. Членами факультета могли быть лишь те, кто имелученую степень доктора или магистра. Они выбирали старейшего из преподавателейдеканом, и он возглавлял факультет.
Чаще всегоуниверситет не имел единого помещения для занятий, поэтому либо снималиподходящие для этого помещения в городе, либо преподаватели проводили занятия усебя дома. Если в доме не хватало места для всех желающих, то лекция читаласьиз окна дома, а студенты рассаживались прямо на улице, подстелив под себясолому.
/>
/>

Университеты значительно увеличиличисленность людей, которых гораздо позже стали называть “интеллигенцией”, вуниверситетах оформился определенный стиль научного мышления — схоластика. Обычноэтот термин вызывает к себе негативное отношение, но это не вполне справедливо.Схоластика того времени, конечно, давала умозрительное знание, почерпнутое изкниг прошлого, и опиралась на авторитеты, бесконечно их цитируя и требуя вдиспутах пользоваться в качестве аргументов только цитатами. Но она одновременноучила систематизировать знание, вести диспут и аргументировать свои доводы.Диспуты были обязательны для каждого, побеждал обычно тот, кто мог наиболееискусно пользоваться цитатами, подтверждающими его доводы. Иногда такие диспутызавершались потасовкой.
/>
/>
В большинстве университетов существовалподготовительный факультет, который назывался артистическим: его программавключала в себя семь “свободных искусств”, к которым причислялись предметы,изучавшиеся еще в Риме: грамматика, риторика, диалектика, арифметика,геометрия, музыка и астрономия. Считалось, что грамматика — ключ к познаниювсех остальных предметов, ее аллегорическое изображение представляло собойфигуру женщины, держащей в руке ключ и латинскую грамматику. Это был ключ ковсем видам знания о мире. Преподаватели риторики, кроме обучения искусствукрасноречия, учили писать письма и составлять деловые бумаги. Диалектика представляласобой искусство спора и умение приводить аргументы. Геометрия включала в себягеографию и знакомила с методами измерения зданий, земельных площадей и пр.Астрономия объясняла на уровне тогдашней науки законы движения небесных светил.На артистическом факультете учились 6 лет, получая право затем продолжить своеобразование на одном из “высших” факультетов: 5 или 6 лет на медицинском июридическом и 15 лет — на богословском. Поступившие в университет давалиприсягу быть преданными университету, защищать его независимость, подчинятьсяего правилам.
Обучение былодорогим и нелегким: книги стоили немало, чаще всего их переписывали от руки,взяв в специальном магазине — архиве — за небольшую плату. На занятияхмагистр читал необходимые книги вслух, разъясняя трудные места. Студент долженбыл выучивать большинство текстов наизусть, за нерадивость он мог подвергнутьсятелесному наказанию.
Несмотря нажесткие условия учебы, а для многих и жизненные трудности, студенческая братия(хотя латинское слово studioозначает“занимающийся”) чувствовала себя особой вольницей, которая не толькоприобщается к наукам, но и наслаждается радостями жизни. Студенты, как и другиесословия средневековья, были тесной общностью людей, имевших свои законы, свойобраз мыслей, свои формы существования и своих выразителей всего этого вискусстве — вагантов (лат. vagari“скитаться”), воспевавших природу, любовь, вино, азартные игры. Студентывсем укладом своей жизни утверждали особый демократизм отношений, посколькусреди них были люди не только разных сословий, но и разных народов. Ихобъединяли общие интересы, возраст и язык. Все обучение и общение шло налатинском языке, поэтому студенты могли свободно менять место обучения,переходить из университета в университет в поисках того, что отвечало ихжеланиям и возможностям: и их везде понимали, и сами они понимали всенеобходимое для учебы и жизни. Этот же язык позволял бывшим школярам послеокончания курса искать себе кусок хлеба практически в любом месте Европы.
Однако к XIII веку образованных людей сталобольше, чем требовалось, и закончившим курс наук было все труднее найти себеслужбу в какой-нибудь канцелярии, учительскую кафедру или приход. В поискахработы они скитались с места на место, кормясь подачками священнослужителей илисветских сеньоров и платя за это славословиями на латыни. Их вольная жизньбеспокоила как духовные, так и светские власти, принимались постановления,чтобы обуздать буйный нрав, шутовство и молодую прыть этой братии. Такихбродячих школяров, среди которых были представители самых разных слоевобщества, хотя более всего — клириков, называли вагантами или голиардами (названиевзято из мифа о Голиафе). Первоначально слово “голиарды” обозначало “чертовыслуги” или “обжоры”, но постепенно из бранной клички стало гордым названиемпоследователей гуляки и стихотворца Голиафа, организовавших свой бродячий орденсо своим уставом, порядками, праздниками и песнями:
Принимаетвсякого орден наш вагантский:
Чешский люд ишвабский люд, фряжский и славянский,
Тут и карликмаленький, и мужлан гигантский.
Кроткий нрави буйственный, мирный и смутьянский.
[121, т. 2]
Поэзиявагантов была наполнена критикой сильных мира сего, они не скупились на самыеострые высказывания и даже на брань, не щадя ни одного сословия, не исключая икоролевской власти. Свои стихи ваганты писали на латыни. Хотя жили они срединарода, но народного языка чуждались, считали себя “культурными верхамиобщества”, знали цену своей учености, презирали невежество, часто обличая дажецерковную власть Рима:
Алчностьжелчная царит в Риме, как и в мире,
Не о миремыслит клир, а о жирном пире,
Не алтарь вчести, а ларь там, где ждут подарка
И серебрянуючтят марку вместо Марка...
[249, с. 500]
Говоря овагантах, оставивших заметный след в средневековой культуре, необходимоотметить, что это была поэзия молодых людей, наполненных любовью к жизни и кмилым красоткам. Для ваганта не существует культа прекрасной дамы, у него естьподружка, не обязательно отличающаяся строгостью нравов. Для него приемлемы всекрасоты природы, причем не идеальной, как это было в поэзии трубадуров, а той,что окружает каждого в действительности, для него продолжает быть главным деломученье, которое как в переводе, так и на латыни рифмуется с развлечением:
Быстро жизньуносится,
Преданаученью!
Молодоепросится
Сердце кразвлеченью!
Наши нравы иуставы
Молодостисродные.
Нас веснойзовут в забавы
Песнихороводные!
[121, т. 2,с. 512]

Трагизмкультуры и идеологии вагантов заключен в том, что вагант, хоть и нищий, чувствуетсвое превосходство: он — аристократ духа, он ищет лишь просвещенных ценителей.Поэтому поэзия вагантов так и осталась явлением, связанным с сословиямиклириков и рыцарей и только со своим временем. В более поздние времена она невозобновилась, не видоизменилась, не нашла своего продолжения.
На закатесредневековья в кризисном состоянии были многие слои общества. Особенно островоспринимались различные церковные распри и противоречия, вызвавшие не толькобольшое количество ересей, но и совершенно сознательные попытки реформацииинститутов религии и церкви.
Вырождаютсянекоторые сословия: вместе с усилением королевской власти падает значениесеньоров, многие из которых разоряются в связи с развитием бюргерства,перенесением основной экономической роли из сельского хозяйства в город, наремесленную часть общества, из которой впоследствии вырастет мануфактура, азатем и фабричное производство. Появление регулярной армии и огнестрельногооружия сделало ненужным рыцарство, оно хиреет, исчезая как значимое сословие,часть которого долгое время не гнушается промышлять разбоем на больших дорогах.Все это приводит к тому, что рыцарские доблести начинают восприниматься гораздочаще иронически, чем всерьез.
Остановимсяна вопросе о научной мысли средних веков. Распространенные представленияотказывают этому периоду в праве на развитие науки, полагая, что средневековьепосле разрушительных войн раннего периода так и осталось на примитивном уровне.Этот взгляд не соответствует действительности. Конечно, раннее средневековьесопровождалось регрессом как в научном, так и в техническом отношении, о чем мыговорили. Последние императоры Рима не испытывали уважения ни к науке, ни кученым. Император Юстиниан изгнал из Афин многих ученых и мыслителей, которые нашлисебе приют на арабском Востоке и в Персии.
Там иукрепилось уважение к знанию, там переводили античные рукописи на персидскийязык, что и создало предпосылки для последующего расцвета научно-техническоймысли в арабских странах Востока и Европы. Приблизительно с VII века достижения ученыхэллинистического мира легли в основу дальнейшего развития медицины, астрономиии математики. С древнегреческого на персидский язык были переведены рукописиЕвклида и Архимеда, впоследствии переложенные на латинский. Но многие труды античныхмехаников сохранились лишь на арабском языке. Получившие образование в арабскихгосударствах ученые, попав в Европу, становятся пропагандистами или хотя быпросто носителями его. Например, будущий папа Сильвестр II (Герберт) в X веке, обучившись “свободным искусствам” в Испании ивернувшись в Европу, стал учителем при дворе Оттона I. Именно он впервые перенес на европейскую почву арабские(индийские) цифры, абак (счеты) и позиционную систему счисления (хотя и безнуля). Он читал лекции по астрономии с демонстрацией созданных им “небесныхсфер” (макетов), на которых можно было показать движение планет, звездное небов разное время суток. Обучая геометрии, он использовал задачи практическогохарактера.
Прирассмотрении особенностей средневековой технической оснащенности следуетотметить наличие ремесленного производства, существующего как система цехов. (В1291 году согласно переписи в Париже числилось 4159 членов цехов,принадлежавших 350 профессиям и объединенным в 100 цехов). В Европе послеупадка ремесленное производство медленно оживилось к VII—IXвекам, а в XII—XIII уже охватило практически все страны Западной Европы.Конечно, цеховым организациям был присущ корпоративный эгоизм, тормозившийтехническое и технологическое развитие: ограничивалось число работающихмастеров и учеников, устанавливались длительные сроки обучения,регламентировались объем выпускаемой продукции и применение технических средствпроизводства. Например, статут парижских ткачей запрещал иметь в одноймастерской более трех станков. Но тем не менее растущие потребности сельскогохозяйства, в котором подкованные лошади с грудными хомутами смогли тянуть болеетяжелые (чем прежде) плуги с металлическими лемехами, появление артиллерии в XIII веке, растущие города ставили передтехнической и научной мыслью новые задачи. Необходимо было решать проблемыводоснабжения городов, развивать транспорт и средства мореплавания. Это вело кболее широкому применению новых машин, созданию новых механизмов. ИменноСредневековье (не только европейское, но и восточное) изобретает порох, компас,книгопечатание, водяную мельницу для помола зерна, а затем и механические часы,применявшиеся в Европе с XIвека. Развивались металлургия и горное дело, давшие впоследствии теоретическиезнания, связанные с различными отраслями промышленности, сельского хозяйства ивоенного дела.

 
Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как воздействует журналистский текст на аудиторию
Реферат Розв’язання нелінійних диференційних рівнянь методом січних і половинного ділення
Реферат 1984 A Valid Prediction Essay Research Paper
Реферат Казахстан на рубеже нашей эры - Государство усуней
Реферат Збутовадіяльність ЗАТ "Оболонь" та оцінка її ефективності
Реферат Инновационная деятельность в рыночной экономике
Реферат Информатизация общества и информатика 2
Реферат Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека 2
Реферат Dyck, Sir Anthony van
Реферат Контроль товарных операций на предприятиях розничной торговли
Реферат Використання диференційованого підходу на уроках у початкових класах
Реферат Защита персонального компьютера выбор антивируса и брандмауэра
Реферат Советское телевидение и радиовещание
Реферат Мировоззренчесское значение мифа о вечном возвращении
Реферат Бюджетная система 8