Реферат по предмету "Логика"


Логические основы системного подхода

--PAGE_BREAK--
Таким образом, раскрыв содержание и сущность, рассмотрев основные принципы системного подхода, мы можем переходить непосредственно к логике использования системного подхода при изучении социальной реальности.

Однако следует подчеркнуть, что системный подход в управлении  и исследовании социально-экономических и политических процессов реализуется, как правило, при помощи системного анализа, и логические основы системного подхода очень хорошо прослеживается именно в системном анализе. Поэтому для достижения цели курсовой работы логика системного подхода будет раскрыта через рассмотрение системного анализа, его сущности и характеристику его логических основ.




Глава 2. Системный анализ как инструмент реализации системного подхода и его логических основ при изучении социальной реальности
2.1 Системный анализ: понятие, цели, объект исследования

Приступая к процессу исследования системного анализа как инструмента реализации системного подхода при изучении социальной реальности, прежде всего, необходимо сопоставить понятия «системный анализ» и «системный подход».

Они являются достаточно близкими по смыслу, хотя между ними существуют определенные различия. В основе как системного анализа, реализующего на практике идеи системного подхода, так и системного подхода лежит диалектическая логика. Системный подход не дает готового набора рецептов решения проблем, скорее он кристаллизует умение правильно применять специальные методы анализа.

Термин «системный анализ» получил широкое распространение в отечественной литературе после перевода книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».[15] Этот термин используется неоднозначно различными авторами, поэтому существуют различные точки зрения на содержание понятия «системный анализ» и область его применения. Изучение различных определений системного анализа позволяет выделить четыре его трактовки.

Первая трактовкарассматривает системный анализ как один из конкретных методов выбора лучшего решения возникшей проблемы, отождествляя его, например, с анализом по критерию стоимость — эффективность .

Такая трактовка системного анализа характеризует попытки обобщить наиболее разумные приемы любого анализа (например, военного или экономического), определить общие закономерности его проведения.

В первой трактовке системный анализ — это, скорее, «анализ систем», так как акцент делается на объекте изучения (системе), а не на системности рассмотрения (учете всех важнейших факторов и взаимосвязей, влияющих на решение проблемы, использование определенной логики поиска лучшего решения и т.д.)

В ряде работ, освещающих те или иные проблемы системного анализа, слово «анализ» употребляется с такими прилагательными, как количественный, экономический, ресурсный, а термин «системный анализ» применяется значительно реже.

Согласно второй трактовке системный анализ — это конкретный метод познания (противоположность синтезу).

Третья трактовка рассматривает системный анализ как любой анализ любых систем (иногда добавляется, что анализ на основе системной методологии) без каких-либо дополнительных ограничений на область его применения и используемые методы.

Согласно четвертой трактовке системный анализ — это вполне конкретное теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения. Он включает в свой состав как методы анализа, так и методы синтеза, кратко охарактеризованные нами ранее.[16]    

Однако большинство экспертов придерживаются четвертой трактовки, как наиболее адекватно отражающей направленность системного анализа и совокупность используемых им методов.

Отсюда, системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Важно отметить, что если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаи­мосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойст­вах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные катего­рии и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.

Главное в системном анализе — как сложное превратить в про­стое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую про­блему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной пробле­мы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность цело­го, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.

Сила системного анализасложных систем заключается в том, что он позволяет, с одной стороны, разложить слишком сложную для решения проблему на ее составляющие, вплоть до постановки конкретных, имеющих отработанные методы решения задач, а с другой — удерживать их вместе в качестве единого целого.[17]

Системный анализ, по существу, является средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он обязывает к определенной дисциплине мышления.

Иными словами, системный анализ — это систематизированные методы оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам используются соответствующие методы, по возможности аналитические.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктурированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.[18]

Для того чтобы охарактеризовать методологию системного анализа, можно использовать определение методологии науки:

«Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задач».[19]

Также следует определить объект системного анализа. Объект системного анализа в теоретическом аспекте — это процесс подготовки и принятия решений; в прикладном аспекте — различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.

В теоретическом аспекте — это, во-первых, общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними, и др.).

Во-вторых, конкретные научные методы исследования — определение целей и их ранжирование, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.

В-третьих, принципы интегрирования различных методов и приемов исследования (математических и эвристических), разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений и дисциплин в стройную, взаимообусловленную совокупность методов системного анализа.

В прикладном плане системный анализ вырабатывает рекомендации по созданию принципиально новых или усовершенствованных систем.

Рекомендации по улучшению функционирования существующих систем касаются самых различных проблем, в частности ликвидации нежелательных ситуаций (например, ухудшение финансово-экономического положения предприятия), вызванных изменением как внешних по отношению к изучаемой системе факторов, так и внутренних.

Следует отметить, что объект системного анализа является в то же время объектом целого ряда других научных дисциплин, как общетеоретических, так и прикладных. Например, проблемами составления сбалансированного плана занимается планирование. Однако разработке такого плана в существенной мере будет способствовать использование принципов и методов, которые для решения любых проблем разрабатываются в рамках системного анализа.

Отсюда следует, что системный анализ выполняет «роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы».[20]

Целью системного анализа является выработка практических ре­комендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количест­венного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полу­ченным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследова­ний и возможных постановок задач показывает, что для конкретного ис­следования цели проведения системного анализа могут быть совершен­но различными.[21]

В итоге, опираясь на основные положения, перечисленные выше, следует отметить, чтосистемный анализ не может быть полностью форма­лизован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения.

Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:[22]

1.        Постановка проблемы — отправной момент иссле­дования. В исследовании сложной системы ему предше­ствует работа по структурированию проблемы.

2.        Расширение проблемыдо проблематики, т.е нахож­дение системы проблем, существенно связанных с иссле­дуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.

3.        Выявление целей: цели указывают направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить про­блему.

4.        Формирование критериев. Критерий — это количе­ственное отражение степени достижения системой по­ставленных перед ней целей. Критерий — это правило вы­бора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекват­ности описания цели. Критерии должны описать по воз­можности все важные аспекты цели, но при этом необхо­димо минимизировать число необходимых критериев.

5.        Агрегирование критериев. Выявленные Критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.

6.        Генерирование альтернативи выбор с использова­нием критериев наилучшей из них. Формирование мно­жества альтернатив является творческим этапом систем­ного анализа.

7.        Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы.

8.        Выбор формализации(моделей и ограничений) для решения проблемы.

9.        Построение системы.

10.   Использование результатовпроведенного системного исследования.



Отсюда, необходимо подчеркнуть, что на примере данного алгоритма очень хорошо прослеживается то, как логика системного подхода реализуется на примере системного анализа. Эта последовательность по изучению и систематизации сложного объекта доказывает обоснованность каждого конкретного действия исследователя при использовании алгоритма проведения системного анализа, а также очень хорошо отражает логическую связанность и целостность процесса изучения социальной реальности.

Таким образом, системный анализ является именно тем инструментом научного познания, в котором практически полностью реализуется логика системного подхода. Следовательно, для более детального рассмотрения процесса изучения социальной реальности можно переходить к исследованию логических основ системного анализа.



2.2. Логическая основа системного анализа: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы

Для системного анализа характерно наличие определенных ти­пов стандартных компонентов, которые практически всегда присутст­вуют в исследовании любого объекта. Их сочетание в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, приводит к ее системному решению. Основ­ные элементы системного анализа образуют «кирпичи», которые укла­дываются в единое здание системного анализа с соблюдением логи­ческой последовательности: цели — пути достижения целей — потреб­ные ресурсы.

Правильное использование логических элементов системного анализа во многом предопределяет возможность получения требуемо­го результата исследования. Отсутствие ясно сформулированной це­ли, грамотно составленной программы работ или обоснованного рас­пределения ресурсов, являются наиболее часто встречающимися причинами неудач использования системного анализа.

Для представления логической связанности и целостности процесса изучения социальной реальности необходимо рассмотреть содержание этих элементов системного ана­лиза применительно к социально-экономическим системам, обратив внимание на некоторые моменты, наиболее интересные с позиции ме­тодологии.

Цельявляется одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель — это сово­купное представление о некоторой модели будущего результата, спо­собного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реаль­ных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком по­нимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое на­чало возникает как отражение целей и интересов различных субъек­тов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.[23]

Цель определяют как желаемое состояние системы или резуль­татов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Цели должны исключать воз­можность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.

Любая сложная или большая система имеет несколько уровней управления. В этих условиях всегда возникает иерархия целей, пред­ставляющая декомпозицию целей более высокого уровня в цели бо­лее низкого уровня. Особенность иерархического построения целей состоит в том, что:

-    во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более ши­рокий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

-    во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функциони­рования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структур­ное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для анализируемого объекта.

Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять пра­вильно сформулированные цели.[24]

1.     Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предель­но допустимые возможности.

2.     Цели должны быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов.

3.     Цели должны быть гибкими и оставлять возможности для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти во внешней и внутренней среде.

4.     Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или каким либо другим объек­тивным способом оценить, была ли цель достигнута.

5.     Цели должны быть конкретными, обладать необходимой спе­цифичностью, которая помогает однозначно определить направление функционирования системы.

6.     Цели должны быть совместимыми. Это предполагает соответ­ствие долгосрочных и краткосрочных целей.

7.     Цели должны быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Процессу формирования целей предшествует качественное опи­сание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сфор­мулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формиро­вание целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимо­действия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, вкоторых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливаются внешним, по отношению к системе, субъектом. Формулировка цели и представление о ней зависят от стадии по­знания объекта и могут меняться в процессе получения новой информ­ации о нем. Вначале возникает некоторой достаточно неопределен­ной области цели, одинаковое понимание которой всеми наблюдате­лями принципиально невозможно без ее детализации в виде структуры подцелей. Это делает цель понятной и более конкретной для раз­ных исполнителей. Таким  образом,   задача  формулирования обоб­щающей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче ее структуризации или декомпозиции. Способ представления структуры целей зависит от стадии познания объекта (проблемы) и может быть представлен в виде декомпозиции обобщающей цели во времени или пространстве. В первом случае используются сетевые структуры, во втором — древовидные.

На начальных этапах моделирования целесообразно применять декомпозицию в пространстве, где наиболее распространенным и ис­следованным способом представления целей является древовидная и иерархическая структура. В ней целостность проявляется на каждом уровне иерархии. Это означает, что достижение целей вышележащего уровня не может быть полностью обеспечено достижением подцелей, хотя и зависит от них, и что факторы, влияющие на формирование це­лей, необходимо исследовать на каждом уровне.

Построение дерева целей есть процесс творческой коллективной работы, и как всякий творческий процесс не гарантирован от ошибок и заблуждений. Они могут возникнуть из-за ошибок интуитивного мыш­ления, недостаточности или односторонности знаний исследователя. Соблюдение некоторых формализованных правил, выведенных из практики системного анализа, если и не дает гарантии от ошибок, то, во всяком случае, сводит вероятность их появления к минимуму.

При декомпозиции целейнеобходимо постоянно ставить и нахо­дить ответы на следующие вопросы:[25]

-       каковы предмет и вид деятельности;

-       какому уровню целей они соответствуют;

-       в правильную ли ветвь помещена данная цель, нет ли для нее на данном уровне более подходящего места в других ветвях;

-       в правильной ли последовательности расставлены цели, со­блюдается ли принцип: от общего к частному;

-       все ли аспекты учтены при формировании целей данного уров­ня, не упущены ли какие либо из позиций;

-       правильно ли сгруппированы цели по характеру деятельности;

-       правильно ли учтена логическая схема данной системы;

-       правильно ли осуществлены переходы от высших подсистем к низшим;

-       правильно ли сформулирована цель, является ли она полной и в достаточной мере унифицированной.

Процесс построения дерева целей по мере образования новых ветвей включает непрерывную корректировку и перестроение как де­рева в целом, так и отдельных его ветвей. Как бы ни было дорог на­блюдателю полученный результат, он должен быть готов пересмот­реть его и перестроить дерево целей, если новая информация и оценки меняют представление и концепцию. Опыт построения деревь­ев целей по различным проблемам показывает, что их приходится пе­рестраивать четыре-пять раз.

В теоретическом плане дерево целей представляет собой мо­дель кибернетической системы с обратными связями, которые в силу относительной строгости модели должны быть заданы специальными дополнительными требованиями. К типам обратных связей, которые должны иметься в виду в процессе построения и корректировки дере­ва целей и по которым на завершающем этапе необходимо организо­вать специальную его проверку, следует отнести:[26]

1.     Общая экспертная оценка структуры дерева целей.Реа­лизуется обратная связь: исследовательская группа — эксперты.

2.     Проверка по сценарию.С момента написания сценария, формулирующего внешние условия развития системы и требования к ней, до момента окончания работы над деревом целей, которая пред­полагает удовлетворение этих требований, будет собрана и перерабо­тана весьма многообразная информация. Это требует корректировки сценария. Корректировка сценарий по окончательному варианту дере­ва целей и варианту дерева целей по первоначальному сценарию, обеспечивает обратную связь системы и ее среды.

3.     Проверка во временном срезе.Выявляются обратные связи во времени целей и средств их достижения.

4.     Проверка дерева целей и его фрагментов на полноту. С помощью логического анализа и дополнительного опроса экспертов проверяется, не упущены ли в дереве в целом или в его фрагментах какие-либо средства (группа средств), необходимые для достижения целей.

5.     Проверка дерева целей на инвариантность. Осуществля­ется проверка обратной связи между различными сторонами и видами деятельности, направленными на достижение общих целей.

6.     Проверка влияния изменений какой-либо подцели на дос­тижение целей верхних уровнейи, возможно, на достижение целей всей системы. Выявляются обратные связи целей и средств ихдостижения. Определяется относительная значимость целей нижнихуровней и, главное, — выявляется ядро дерева целей — та его часть, которая остается неизменной при изменении целей нижних уровней.

Достаточно часто при формировании целей возникает необходи­мость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо рас­членить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по от­дельным подсистемам. В частности, для производственных систем не­обходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управ­ление системой невозможно без их установления. Возникает потреб­ность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а, следовательно, со­четание декомпозиции цели в пространстве и во времени.

Пути (средства) достижения целей.[27] Возможность достижения одной цели путем использования различных средств и методов харак­терна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических.

При определении средств достижения целей должны быть полу­чены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставлен­ные цели.

Поскольку не все средства обладают одинаковой эффективностью с точки зрения достижения поставленных целей, а ресурсы ограничены, после количественной оценки степени предпочтения этих средств часть из них может быть не принята к практической реализации.

В достаточно простых случаях отбор мероприятий нижнего уровня может производиться непосредственно сравнением затрат и результатов по критерию эффективности развития и функционирования системы в целом. Однако простое сравнение эффективности мероприятий  не дает основания для их отбора и включения в программу до тех пор, пока эти мероприятия разрознены и не учитывают сложного характера переплетения  подцелей разного  уровня для достижения общей цели. Для их учета, в частности, могут использоваться взве­шенные оценки относительной важности целей. Экономические оценки эффективности отдельных путей (средств) получают поправку на «вес» данной цели в достижении общих целей.

Можно выделить два подходак выявлению комплекса меро­приятий, направленных на достижение какой либо цели. Первый — по­строение дерева мероприятий параллельно с построением дерева целей, второй
— построение дерева мероприятий после полного по­строения дерева целей.

В первом случае на всех уровнях структуризации каждой цели ставится соответствующий комплекс мероприятий по ее реализации. Принципы структуризации в деревьях целей и комплексе мероприятий совпадают, а количество мероприятий в точности соответствует коли­честву целей на каждом уровне. Какой-либо дополнительной инфор­мации о структуре отдельных мероприятий и их содержании при ис­пользовании такого подхода мы не получаем. Обобщенное дерево ме­роприятий, структура которого очевидна и без специального его по­строения, поскольку она повторяет дерево целей, как инструмент управления, применить нельзя.

Гораздо более эффективным является второй подход. При его использовании предполагается, что дерево мероприятий является продолжением дерева целей. Каждой цели, представленной на по­следнем уровне, ставится в соответствие комплекс мероприятий в ви­де дерева мероприятий. После анализа таких частных деревьев меро­приятий и исключения повторяющихся элементов строится их обоб­щенное дерево. Многие цели могут иметь одинаковые мероприятия, входящие в построенные для них деревья мероприятий, поэтому между первым уровнем дерева мероприятий и последним уровнем дерева целей существуют перекрестные связи.

Потребные ресурсы.[28] Ресурсная ограниченность вызывает необходимость определения приоритетности их выделения и эконом­ного использования ресурсов. В этой связи значимость приобретает проблема ограниченной взаимозаменяемости ресурсов.

В самом общем  виде деятельность любого  объекта  может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат. Исходным моментом при этом можно рассматривать обеспеченность ресурсами в необходимых пропорциях, поскольку в основу деления ресурсов положен принцип их невзаимозаменяемости. Естественным является выделение в составе ресурсов трех основных их видов: живого труда,  предметов и средств труда, поскольку и по натурально-вещественному составу и по функциональной роли различия между ними очевидны.

К ресурсам живого труда, которыми может располагать систе­ма, относится рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Так, предприниматель, использующий наемный персонал, стал­кивается с тем, что рабочая сила на рынке труда представляет собой специфичный товар, обладающий стоимостью, что и позволяет, в ко­нечном счете, выразить объем затраченного труда в должной форме.

Для многих предприятий, осуществляющих различные виды коммерческой деятельности, издержки, связанные с использованием живого труда, составляют достаточно значительную, а иногда и пре­обладающую часть всех ресурсов. Поэтому выявление и использова­ние резервов экономии живого труда имеют важное практическое зна­чение. Интересы субъектов системного анализа требуют сбора и об­работки достаточно подробной и разносторонней информации об об­щем объеме имеющихся ресурсов рабочей силы, ее качественных ха­рактеристиках, о положении дел в области использования рабочей си­лы в отдельных подразделениях, об эффективности ее использования и других. Наблюдатель вынужден решать две относительно самостоя­тельные задачи. Во-первых, необходимо оценить в каждом из перио­дов времени эффективность применения в процессе производства трудовых ресурсов, и, если обнаружится снижение эффективности, принять соответствующие меры. Во-вторых, учитывая определенную взаимозаменяемость отдельных видов потребляемых в производстве ресурсов, необходимо правильно оценить как, отражаются на совокупныхрасходах ресурс потребления рабочей силы.

Ресурсы средств труда, которыми располагает система, явля­ются с точки зрения их денежной оценки его основным капиталом, а с позиции их натурально-вещественного состава — совокупностью разно­образных основных производственных фондов.  Мерой потребления основного капитала выступает износ, денежным выражением которого являются амортизационные отчисления, представляющие собой часть стоимости основного капитала, перенесенную на готовый продукт в каждом производственном цикле. Информация, характеризующая ре­сурсы средств труда, должна содержать показатели, отображающие их наличие, состав по видам, техническое состояние, роль в формирова­нии издержек производства и другие.

Ресурсы предметов труда представляют собой необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полу­фабрикаты, комплектующие изделия и запасы товаров. В денежной оценке ресурсы предметов труда образуют основную часть оборотного капитала. Проблема определения потребности в оборотном капитале является важной составной частью ресурсного обеспечения. Недоста­ток оборотных средств неизбежно приводит к нарушениям сроков вы­полнения мероприятий, а их избыток — к финансовым потерям вслед­ствие неэффективного «замораживания» части оборотного капитала в излишних запасах товарно-материальных ценностей.

Система показателей, оценивающая наличие и использование предметов труда, должна включать данные, характеризующие их на­турально-вещественный состав, наличие, поступление и расход, пока­затели эффективности их потребления. Это позволяет определить до­лю предметов труда в формировании общей величины ресурсов.

Управление ресурсами предполагает их рациональное распре­деление по отдельным составляющим путей достижения целей. Условием эффективного использования ресурсов и соответственно выбора рациональных путей достижения целей является их правильное распределение во времени. Так как внешняя и внутренняя среда дина­мичны и возможности, на которые ориентирована система, не посто­янны, отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к краху системы или значительным сложностям. Поэтому необ­ходимо такое распределение, при котором всегда в нужный момент в достаточном количестве имелись бы необходимые ресурсы. Для этого следует установить стратегические ориентиры использования ресур­сов, всесторонне проанализировать потребность в них для решений отдельных задач и выполнения мероприятий, определить приоритеты в распределении ресурсов. Все эти процессы должны быть увязаны с анализом источников получения ресурсов, с возможностями и ограни­чениями на их использование.

Ресурсы являются как бы фильтром, сквозь который приходится пропускать принимаемое решение. Если анализ показывает, что по­требность в ресурсах удовлетворить невозможно, то приходится пере­сматривать цели и средства их достижения до тех пор, пока не будет достигнута обеспеченность ресурсами. Поэтому задание целей, выбор путей их достижения и определение потребных ресурсов всегда взаимосвязаны.




Заключение

Подводя итог проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что системный подход является одним из наиболее эффективных подходов к исследованию сложных объектов и решению проблем. Он представляет собой комплексное изучение системы как единого целого. Деятельность любой части системы оказывает влияние на деятельность всех других ее частей, и, следовательно, требуется рассматривать все явления в их причинной зависимости и обусловленности. Системный подход является как раз тем инструментом научного познания, который позволяет нам это сделать.

Использование системного подхода дает возможность учесть множество факторов самого различного характера, выделить из них те, которые оказывают на объект наибольшее влияние с позиций общесистемных целей и критериев, найти пути и методы эффективного воздействия на них. Системный подход основан на применении ряда основополагаю­щих понятий и положений, среди которых в первую очередь следует выделить понятия системы, иерархии, потока ресурсов и информации.

Системный подход позволяет осуществлять анализ и синтез раз­ных по своей природе и сложности объектов с единой системной точки зрения, выявлять характерные важнейшие черты функционирования системы и представлять внутренние и внешние факторы в виде интег­рированного целого.

Использование системного подхода позволяет привить такой об­раз мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней сложности,  а с другой — помогает наблюдателю уяснить сущность сложных проблем и принять решение на основе четкого представления об окружающей обстановке.

Что касается логики системного подхода, то она является основой его применения при исследовании социально-экономических и политических процессов. Логические основы системного подхода реализуются через использование системного анализа в процессе изучения социальной реальности.

Системный анализ является как раз тем инструментом, который обеспечивает выявление и детализацию целей, получение соответствующей информации, и увязки целей с ресурсами. Он позволяет объединить знания и опыт специалистов многих областей для нахождения рациональных решений.

Объектами системного анализа, в первую очередь, выступают социально-экономические и политические процессы, характеризующиеся целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость использования системного подхода и специальных методик его реализации, поэтому следует подчеркнуть, что именно применение системного анализа позволяет наиболее полно и объемно рассмотреть процесс изучения социальной реальности.

Основываясь на логике системного подхода, системный анализ строится на сочетании трех типов стандартных компонентов: целях – путях достижения целей – потребных ресурсах. Использование данных компонентов в их взаимосвязи и с соблюдением строгой логической последовательности при построении процесса исследования социальной реальности раскрывает сущность этого процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что логические основы системного подхода полностью реализуются в системном анализе, позволяют выбирать наиболее эффективные варианты решения проблем, возникающих при управлении или исследовании социально-экономических и политических процессов, планировать и осуществлять построение сложных систем и самое главное – они отражают логическую связанность и целостность процесса изучения социальной реальности.




Список использованных источников

1.                      Абрамова, В.И. Менеджмент и маркетинг: Учеб. Пособие/ В.И. Абрамова — М.: Издательство РИОР, 2006.- 161 с.

2.                      Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. – М.: Наука. 1982.

3.                      Беляев, А.А. Системология / А.А.Беляев, Э.М. Коротков — М.: ИНФРА-М, 2000. – 320с.

4.                      Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия. Т. 16.

5.                      Голубков Е. П. Методы системного анализа при принятии управленческих решений. — М.: Знание, 1973.

6.                      Голубков, 3.П. Использование системного анализа при принятии решений/ 3.П. Голубков — М.: Экономика, 1992.-456с.

7.                      Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В.А. Персианова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 62 с.

8.                      Игнатьева, А. В. Исследование систем управления / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов. — М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2000. — 157 с.

9.                      Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.

10.                 Коротков, Э.М. Исследование систем управления/ Э.М.  Коротков — М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. – 234с.

11.                 Кузьмин, В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода / В. П.  Кузьмин// Психол. журн.- 1982, т. 3.- №3.-С. 3 — 14; №4.- С. 3 — 13.

12.                 Локтионов, М.В.Системный подход в менеджменте/ М.В.Локтионов — М.: Генезис, 2000.- 345с.

13.                 Мухин В.И. Исследование систем управления / Учебник. – М.: Экзамен, 2002.

14.                 Мыльник, В.В. Исследование систем управления / В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко — М., 2006.-209с.

15.                 Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Пер. с англ. – М.: Сов. Радио, 1969.

16.                 Попов В.М., Солодков Г.П., Топилин В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2002. 501 с.

17.                 Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

18.                 Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

19.                 Системный анализ в экономике и организации производства/ Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. — СПб.: По­литехника, 1999. – 365с.

20.                 Спицнадель, В. Н.Основы системного анализа: Учеб. пособие/ В. Н.Спицнадель — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. — 387с.

21.                 Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем/ А.И. Уемов — М., 1998. – 324с.

22.                 www.bogdinst.ru/- Международный институт А.Богданова. Закарян М. Р. Может ли быть системный подход общей методологической основой эконофизики и эволюционной экономики. (скачено 4.10.2009)

23.                 naturalsciences.ru/ — Электронный учебник по концепциям современного естествознания Метод и перспективы системного исследования (опубликовано 10.01.2008)

24.                 ru.wikipedia.org/ — электронная энциклопедия.

25.                 www.marketing.spb.ru/ — электронная энциклопедия маркетинга. Соломонов Л.А. Введение в маркетинг — системный подход (опубликовано в журнале «Эксклюзивный маркетинг» — 2006. — № 2).

26.                 www.marketing.spb.ru/ — электронная энциклопедия маркетинга. Соломонов Л.А. Введение в маркетинг — системный подход (опубликовано в журнале «Эксклюзивный маркетинг» — 2006. — № 2).
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.