Чингиз Айтматов. Роман «Плаха»
Законычеловеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смыслеЗемля вращается, как карусель кровавых драм...
Ч.Айтматов.
РоманЧ.Айтматова «Плаха» основан на идее противоречивости человеческойприроды. С одной стороны человек подчиняет себе и использует природу, потребляяеё через плоды своей деятельности, а с другой стороны разрушает своимипреобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий.Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самомделе всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит ктрагедии, приводит род человеческий на плаху! Роман построен сложно. В нёмпереплетаются две основные сюжетные линии жизнь волчьего семейства, и судьбаАвдия Каллистратова.
Главныйгерой романа Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодойредакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю.Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать изних людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит«идея» Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и онпомогает людям на их дороге к счастью. «Я говорит он Авдию, помогаю людямпочувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете датьим ни своими проповедями, ни молитвами… У меня к Богу есть свой путь, я вхожук нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебемнится...». Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получаетнаслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.
Каквидим, противостояние героев перерастает во взаимную не принимаемость понятийпро добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль отом, что какой-либо дурман наркотический, религиозный зло. Однако выход изэтого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришанана лаву подсудимых, а Авдий не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый имина ходу с поезда, под укос.
НаивныйАвдий воспринимает мир только через «свет добра» и, сам того незамечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли,начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становитсяучастником «моюнкумской войны» варварского уничтожения животных воимя выполнения плана мясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматов изображаетапокалиптическую картину побоища. «Врезаясь машинами в гущу загнанных, ужебессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё большенагнетая панику. Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчицеАкбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюдуцарит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят сними в этой облаве» Мимолетный участник этого побоища Авдий не можетпобедить реальное зло, и только дратует пьяных облавщиков. И снова Авдий неснимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его доприготовленной ему Голгофы.
Этотроман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься.Осознать свою ответственность. За всё, что так на пределе обострилось изгустилось в мире.
Синеглазаяволчица пощадила Авдия, а люди распяли. «Спаси меня, волчица»,произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать волчица",думает он и перед самой смертью он видит волчицу. «Ты пришла...» Иголова его безвольно упала вниз".
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/