Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Чехов и художественная феноменология

Кибальник С.А.
(Кпостановке проблемы)
Врусской литературе XIX – XX веков можно выделить, условно говоря, два типасловесного творчества: идеологический и феноменологический. Первооткрывателемвторого из них можно считать Пушкина, к которому представитель русскойфеноменологической школы в философии С.Л.Франк применял восходящий к И.В.Гететермин «предметное мышление»: «Пушкин мыслит… настолько жизненно-имманентно,как бы из нутра самой жизни».[i] Особенности этого типахудожественного мышления[ii] так заворожили Франка, чтоон и всякое художественное творение объявил «не выражением внешней реальности вкомплексе мыслей о нем, а с а м о о т к р о в е н и е м целостной реальности,которое возвышается над противоположностью между познающим субъектом ипознаваемым объектом», в то время как позитивный смысл этого определения лежитименно в противопоставлении поэзии Пушкина, например, поэзии Тютчева иБаратынского.[iii]
Междутем даже в творчестве самого Пушкина под эту характеристику подпадает далеко невсе. Его проза несколько противоположна по отношению к поэзии, что Пушкинхорошо сознавал и сам: проза «требует мыслей и мыслей… без них блестящиевыражения ни к чему не служат». [iv] Проза Пушкина восновном построена как борьба «двух правд»; идеологическое начало в ней,следовательно, довлеет над феноменологическим. В поэзии дело обстоит прямопротивоположным образом (в чистом виде оба начала, по всей вероятности, нигде ини у кого и не встречаются). После Пушкина идеологическая сторона литературырешительно возобладала над феноменологической. Как в творчестве Тургенева иГончарова, так и у Достоевского и отчасти Толстого, как уреволюционеров-демократов, так и у консерваторов и либералов феноменологическоеначало далеко не играет ведущей роли.
ПрозаЧехова знаменует возврат на новом витке развития к пушкинской художественнойфеноменологии и одновременно предвосхищение идей феноменологии философской. Какбыло недавно показано Ю.Мальцевым, в сущности, именно к феноменологическомуроману следует отнести «Жизнь Арсеньева» Бунина. [v] Этумысль попыталась развить Л.Колобаева; она предложила рассматривать как таковойтакже и «Доктора Живаго» Пастернака: «Субъективность Бунина и Пастернака в ихроманах – особого рода: она не только сродни лирическому принципу, она несет всебе убеждение, в основе феноменологическое, в слитности, единстве субъекта иобъекта, даже в их “тождестве” в постижении мира». [vi]
Предпосылкидля создания подобной прозы, несомненно, были созданы именно Чеховым. Не имеяздесь возможности обсуждать вопрос о границах этого явления в русскойлитературе XX века в целом, попытаемся остановиться на Чехове как на создателев своего рода предфеноменологического дискурса и на его развитии в творчествеГайто Газданова.
Какизвестно, в целом ряде произведений Чехова герои, повествователь илигерой-рассказчик развивают мысль о том, что людям дано не решать вопросы жизни,а лишь наблюдать ее проявления. «Многое было сказано ночью, но я не увозил ссобою ни одного решенного вопроса, и от всего разговора теперь утром у меня впамяти, как на фильтре, оставались только огни и образ Кисочки. – сказано вконцовке повести «Огни». – А когда я ударил по лошади и поскакалвдоль линии и когда, немного погодя, я видел перед собою только бесконечную,угрюмую равнину и пасмурное, холодное небо, припомнились мне вопросы, которыерешались ночью. Я думал, а выжженная солнцем равнина, громадное небо, темневшийвдали дубовый лес и туманная даль как будто говорили мне: “Да, ничего непоймешь на этом свете!”
Сталовосходить солнце…» (С. 7, 140).
В«Скучной истории» этот внутренний монолог как бы разбит на «партию» НиколаяСтепановича и «партию» Кати: «Помогите! – рыдает она, хватая меня за руку ицелуя ее. – Ведь вы мой отец, мой единственный друг! Ведь вы умны, образованны,долго жили! Вы были учителем! Говорите же: что мне делать?
–По совести, Катя: не знаю…
Ярастерялся, сконфужен, тронут рыданиями и едва стою на ногах.
–Давай, Катя, завтракать, – говорю я, натянуто улыбаясь. – Будет плакать!
Итотчас же прибавляю упавшим голосом:
–Меня скоро не станет, Катя….
–Хоть одно слово, хоть одно слово! – плачет она, протягивая ко мне руки. – Чтомне делать?
–Чудачка, право… – бормочу я. – Не понимаю!» (С. 7, 309).
ЕщеЛьвом Шестовым в этом диалоге было отмечено разоблачение Чеховым всякойидеологии, иллюзий, готовых рецептов и рационалистических решений. Однако впогоне за своей постулируемой «безнадежностью» философ не заметил у Чеховапростой мысли о том, что выходом является сама жизнь, так как только в нейсуществуют человеческие привязанности, в то время как маниакальные поискисмысла жизни подчас приводят к тому, что люди перестают замечать состояниедругого человека и ощущать как ценность отношения с близкими. В сущности, этоотдаленно напоминает версиловский рецепт: «постарайся полюбить кого-нибудь иличто-нибудь» [vii] – с той разницей, что и его ни один изгероев Чехова не дает. Однако его дает чеховский тип повествования.«Сосуществование, порой противоречивое в мировоззрении писателяразнородных элементов далеко не в последнюю очередь объясняется особенностямиего гносеологии: наши знания о мире являются всего лишь предположениями, всеголишь версиями о нем, каждая из которых имеет свои основания и свое право насуществование». [viii]
Любопытно,что в целом ряде произведений Газданова мы находим весьма и весьма близкийдискурс, который представляет собой явное развитие чеховского«феноменологического» дискурса. Особенно напоминает Чехова то, как онпредставлен в романе «Вечер у Клэр». Диалог дяди Виталия с героем-рассказчикомзвучит здесь явным отголоском чеховской «Скучной истории». Ср.: «Теперь тыспрашиваешь меня о смысле жизни. Я ничего не могу тебе ответить. Я не знаю» (I,117; выделено мной – С.К.) и «Ради истинного Бога, скажите скорей, сию минуту,что мне делать? Ничего я не могу сказать тебе, Катя, – говорю я. По совести, Катя, не знаю» (С. 7, 308-309; выделено мной – С.К.). [ix] И учитывая, что Газданов был хорошо знаком и дажесолидаризировался в своей статье «О Чехове» с шестовским истолкованием Чехова, [x] это вряд ли случайно.
Противопоставление,условно говоря, феноменологического идеологическому подходу к жизни ясновыражено в рассказе дяди Виталия о товарище его юности, который так же, как игерой-рассказчик, спрашивал его когда-то о смысле жизни – «перед тем какзастрелиться». Дядя Виталий отговаривал его от самоубийства так: «Я говорил емутогда, что есть возможность существования вне таких вопросов: живи, ешьбифштексы, целуй любовниц, грусти об изменах жизни и будь счастлив. И пусть Богхранит тебя от мысли о том, зачем ты все это делаешь» (I, 117). И у Газданова,и у Чехова имеет место не только феноменологический дискурс, но ифеноменологический тип повествования, при котором картины природы и образылюдей превалируют над идеологическими исканиями, которые сами по себе не даютответа ни на один вопрос.
Позицияидейного демиурга романа «Вечер у Клэр» дяди Виталия отмечена явнымиотголосками философии Шестова и творчества Чехова. Хотя бы его совет: «Никогдане становись убежденным человеком…» – и отрицание возможности адекватногопостижения реальности: «смысл – это фикция, и целесообразность – тоже фикция»(I, 116) – обнаруживают в нем последователя автора опубликованного еще в 1905году «Апофеоза беспочвенности». [xi]
Мысльэта проходит через «Апофеоз беспочвенности» красной нитью, начиная с«Предисловия»: «…твердая почва рано или поздно уходит из-под ног человека, и после того человек все-таки продолжает жить без почвы или с вечноколеблющейся под ногами почвой». Не раз она иллюстрируется примерами из Чехова;в концентрированной форме она выражена в разделах, озаглавленных «Точка зрения»и «Убежденная женщина». [xii] Присутствует эта мысль иедва ли не во всех других сочинениях Шестова. [xiii]
Жизньв понимании дяди Виталия, как и у Чехова и Шестова, – это всего лишь чередаошибок, каждая из которых попеременно представляется истиной: «Ты не поймешь,тебе будет только казаться, что ты понимаешь; а когда вспомнишь об этом черезнесколько времени, то увидишь, что и второй раз ошибался. И так без конца. Ивсе-таки это самое главное и самое интересное в жизни» (I, 116; курсив мой –С.К.). Такой же позиции придерживается и главный герой газдановской «Историиодного путешествия»: «не обманывать, не фантазировать и знать раз навсегда, чтовсякая гармония есть ложь и обман» (I, 169). В «Ночных дорогах» к этомуприбавляется еще и прямая критика Платоном «картезианских идей», которые, поего мнению, «принесли большой вред нашей мысли»: «Возможность полного и ясногоответа на сложный вопрос кажется существенной только для ограниченноговоображения» (II, 510).
Всамом Шестове, кстати сказать, было также и существенное феноменологическоеначало, развившееся во многом, вероятно, под влиянием Чехова. Н.А.Бердяев всвязи с этим писал о «своеобразной гносеологической утопии» Шестова: «отрицаниипознавательной ценности обобщения, абстракции, синтеза и в конце концов всякойтеории, всякой системы идей, обличении их как лжи и стремлении к какому-тоновому познанию индивидуальной действительности, непосредственных переживаний,воспроизведению живого опыта». [xiv]
Какизвестно, «Апофеоз беспочвенности» вообще родился из первоначальных набросков ккниге о Тургеневе и Чехове. И его направленные против рационалистическойкартины мира фрагменты также можно счесть за своего рода художественнуюфеноменологию. Таким образом, художественная феноменология Чехова и Шестовапредопределила феноменологический тип прозы, преобладающий во всем творчествеГазданова.
Однакопредставляется возможным говорить не только о влиянии Чехова нафеноменологическую линию в русской литературе XX века, но также и опредвосхищении Чеховым некоторых базовых идей философской феноменологии – впервую очередь, разумеется, русской. На страницах настоящего изданияН.Е.Разумова справедливо пишет о преодолении у Чехова «антропоцентрическойпозиции», а В.Б.Катаев – об «иронии самой жизни». [xv]Действительно, человек у Чехова неспособен понять жизнь, потому что ищет в ней«смысл для себя», в то время как повествователь допускает постижение лишь жизникак таковой, «жизни в себе», если так можно выразиться. Между тем, по словамсовременного исследователя, в самом общем виде феноменологический подходпредусматривает «полное духовное переживание, которое присутствует уже в актахинтенции, в разнообразных видах “сознания о чем-то”», в основе его лежит«живейший, интенсивнейший и непосредственнейший, происходящий в переживанииконтакт с самим миром”». [xvi] Поэтому-то открывающийсяв ходе феноменологического созерцания смысл, как писал Г.Г.Шпет, предстает некак абстрактная форма, а как «то, что внутренне присуще самому предмету, егоинтимное». [xvii]
Помимоэтого, феноменологический культ неповторимого своеобразия каждого явления,отрицающий реальное существование типов человеческой личности, развился,очевидно, из знаменитого чеховского отрицания типизации, лучше всеговыраженного в словах все того же Николая Степановича: «Мои товарищи, терапевты,когда учат лечить, советуют “индивидуализировать каждый отдельный случай”» (7,298). Феноменологическая эстетика также исходит из того, что законы прекрасногосугубо индивидуальны. Так, Н.Гартман утверждал: «Сущность прекрасного в егонеповторимости как особенной эстетической ценности лежит не в них (общихзаконах – С.К.), а в особой закономерности е д и н и ч н о г о п р е дм е т а».[xviii]
Другойпринцип, предвосхищающий реалистическую феноменологию, выражен у Чеховаследующим образом: «Приемы олицетворения и лиризация парадоксальным образомсочетаются с эффектом реальности: говоря словами Белого, Чехов “истончает”реальность, вызывает ощущение присутствия иного смысла, то есть текстуализируетсвой мир, но никогда не называет его значения. Изображенное становится не мироми не текстом или тем и другим одновременно…». [xix]Однако и феномеологическая эстетика, идущая от философии Э.Гуссерля, отэстетических учений Н.Гартмана и Р.Ингардена, Г.Шпета и А.Лосева, исходит изположения о единстве субъекта и объекта в искусстве, утверждает «априорнуюструктуру сознания в его слитности с бытием».
А.Д.Степановхорошо показал, что замечательной философской параллелью к творчеству Чеховаявляются работы Шестова: «в чеховском творчестве он находит оба основныхэлемента своей философии: отвержение рационального и поиск чудесного, но тольков эстетической сфере, через героев». [xx] Представляется,что не худшей, а, может быть, даже и более близкой философской параллелью ктворчеству Чехова является реалистическая феноменология, причем идущая не отЭ.Гуссерля, а от М.Шелера, для которого возвращение к «дающим себя самих вещам»было самым действенным способом истинного метафизического метода: «Оно непредается беспредметным спекуляциям и конструированию систем, но благодаряисследованию данного и действительного полностью превращает метафизику в“науку” о самом бытии, к которой стремятся философы, начиная с Аристотеля». [xxi]
Возможно,еще большую близость можно обнаружить между творчеством Чехова и русскойфилософской феноменологией С.Л.Франка и Г.Г.Шпета, которые моглинепосредственно сознательно или бессознательно ориентироваться на открытуюписателем позицию. Ср., например, у Шпета в «Эстетических фрагментах»:«Данность предмета в этом смысле аналитически первее данности смысла, как«подразумевание», «имение в виду» предмета первее понимания его содержания». [xxii] Или у Франка в «Крушении кумиров»: «Нет, пусть мы,нынешние люди, безнадежно слабы, грешны, бредем без пути и цели – нравственным«идеализмом», служением отвлеченной «идее» нас больше соблазнить невозможно У нас осталась лишь жажда жизни – жизни полной, живой и глубокой,какие-то последние, глубочайшие требования и желания нашего духа, о которых мыне только не знаем, как их удовлетворить, но не знаем даже, как их выразить». [xxiii] Однако, разумеется, проработка этого вопросатребует иных, гораздо более детальных рамок, чем рамки настоящей статьи – вчастности, разумеется, и вопроса о том, какими художественными средствамичеховская феноменология воплощается в тексте.
Опубликовано:Образ Чехова и чеховской России в современном мире. Сборник статей. Отв. ред.В.Б.Катаев и С.А.Кибальник. СПб., 2010.
Список литературы
 [i] Франк С.Л. Этюды о Пушкине. Paris, 1987. С. 67.
[ii] См. о нем: Кибальник С.А. Художественная философияПушкина. СПб., 1998. С. 24-29.
[iii] Франк С.Л. Этюды о Пушкине. С. 79, 68.
[iv] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.; Л., 1965. Т.11. С. 19.
[v] Мальцев Ю. Иван Бунин, 1870-1953. [М.], 1994. С.302, 86,93, 111.
[vi] Колобаева Л. От временного к вечному. Феноменологическийроман в русской литературе XX века // Вопросы литературы. 1998. Май – июнь. С.141.
[vii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1970. Т.11. С.311.
[viii] Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. Изд. 2-е, исправл. идоп. М., 2003. С. 173.
[ix] Характерно, что и образы правдоискателей у Газданова –например, учитель русского языка Василий Николаевич – выписаны в стилистикеПети Трофимова: «Вдруг выяснилось, что он был за границей, долго жил в Швейцарии,Англии, Франции, хорошо знал иностранные языки, и ко всему, что он видел там,он отнесся со вниманием: он все искал свою истину – везде, где только ни был. Ячасто потом думал: найдет ли он ее…» (Гайто Газданов. Собр. соч.: В 3 т. СПб.,1999. Т. I. C. 106. Далее ссылки на это издание: М., 1999. Т. I – III – втексте с указанием номера тома римской цифрой и номера страницы арабской). Ср.вопрос Лопахина: «Дойдешь?» — и Петин ответ: «Дойду. Пауза. Дойду, или укажудругим путь, как дойти» (12-13, 244) и газдановскую ремарку: «И мне казалось,что даже если бы ему почудилось, что он ее нашел, он, наверное, поспешил быотречься от нее – и снова искать; и, может быть, его истина не носила в себенаивной мысли о возможности обретения того, чем мы никогда не обладали; и уж,наверное, она не заключалась в мечте о спокойствии и тишине» (I, 106).
[x] «…В смысле полнейшей безотрадности, полнейшего отсутствиянадежд и иллюзий – с Чеховым, мне кажется, нельзя сравнить никого. – полагалГазданов. – Он как бы говорит: вот каков мир, в котором мы живем Исправить ничего нельзя. Мир таков, потому что такова человеческая природа».Ниже Газданов прямо ссылается на известную статью Шестова «Творчество изничего»: «Лев Шестов, кажется, сказал, что все, к чему прикасается Чехов,увядает, и в этих словах есть что-то чрезвычайно глубокое и правильное» (ГайтоГазданов. О Чехове // Вопросы литературы. 1993. Вып. 3. С. 313). Ср. у Шестова:«Искусство, наука, любовь, вдохновение, идеалы, будущее — переберите все слова,которыми современное и прошлое человечество утешало или развлекало себя — стоитЧехову к ним прикоснуться, и они мгновенно блекнут, вянут и умирают. В руках Чехова все умирало» (Лев Шестов. Творчество из ничего // Начала иконцы. Сборник статей. СПб., 1998. С. 5, 6).
[xi] Это также недвусмысленно выражено в статье Газданова «Омолодой эмигрантской литературе»: «Страшные события, которых нынешниелитературные поколения были свидетелями, – пишет он, – разрушили все тегармонические схемы, которые были так важны, все эти «мировоззрения»,«миросозерцания», «мироощущения» и нанесли им непоправимый удар. И то, в чембыли уверены предыдущие поколения и, что не могло вызывать никаких сомнений, –сметено как будто бы окончательно» (Цит. по: Вопросы литературы. 1993. Вып. 3.С. 319. Впервые: Современные записки. 1939. Т.60).
[xii] Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматическогомышления. Paris, 1971. С. 27, 8, 109, 150-151, 179-180. Отражение ранних работШестова уже в раннем творчестве Газданова тем более вероятно, что писатель ещев юном возрасте познакомился с философской классикой, которая осталась вдомашней библиотеке от его отца. См.: Орлова О. Газданов. М., 2003. С. 23.
[xiii] Помимо отдельных работ Шестова, о которых идет речьвыше, это в особенности касается его книги «Власть ключей» (впервые: Берлин,1923), в которой намечены некоторые идеи, развитые в «На весах Иова». См.,например: Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 93, 148, 153, 263. Следуетиметь в виду также и то, что основной пафос философии Шестова, сложившийся вначале 1900-х годов, одухотворяет все его книги, начиная с «Достоевского иНитше» (впервые: СПб., 1903).
[xiv] Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность // Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Т. 2. С. 222.
[xv]См. стр. 00 и 000 настоящего издания.
[xvi]Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 203, 199.
[xvii]Шпет Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М.,1914. С. 154.
[xviii] Гартман Н. Эстетика. М., 1911. С. 211.
[xix] Степанов А.Д. Антон Чехов как зеркало русской критики// Чехов: pro et contra. Творчество А.П.Чехова в русской мысли конца XIX –начала XX в. (1887 – 1914). СПб., 2002. С. 1007.
[xx] Там же. С. 1003.
[xxi] Зайферт Й. Введение // Антология реалистическойфеноменологии. М., 2006. С. 50.
[xxii] Шпет Г. Г. Соч. М., 1989. С. 461.
[xxiii] Франк С.Л. Соч. М., 1990. С. 161. В свою очередьрусская феноменология оказала особое влияние на становление и развитие в Россииакадемической науки о литературе, в частности, школы Пушкинского Дома. См. обэтом: Кибальник С.А. А.М.Панченко и петербургская школа «феноменологиикультуры» // А.М.Панченко и русская культура. Исследования и материалы. СПб.,2008. С. 307-329.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Charges Against Political Parties Essay Research Paper
Реферат Die Judenverfolgunfg im Dritten Reich 1941-1942
Реферат Развитие артиллерии в капиталистических странах
Реферат Время в Трансцендентальной эстетике и Трансцендентальной аналитике Канта
Реферат Объединение русских и украинских народов, Богдан Хмельницкий
Реферат Марксистская философия
Реферат Гофрокартон и особенности его производства
Реферат Ан, занимая ключевое для огромного региона коммуникационное положение, является серьезным препятствием для полноценного развития почти всех окружающих его стран
Реферат Исследование социально психологической адаптаци подростков
Реферат Автоматизация химической промышленности
Реферат Кампаненты-складнікі змястоўнай формы твора
Реферат Gang Life Essay Research Paper Gang Life
Реферат Аудит по поручению государственных и правоохранительных органов
Реферат Wedding Customs And Traditions Essay Research Paper
Реферат Аудируемое лицо