Реферат по предмету "Медицина"


Личная и общественная гигиена



http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 1000 авторов в 260 городах СНГ).

14

Этот реферат сделан на заказ на сайте: http://mreferat.tora.ru автор работы: E-mail: felina00@yandex.ru

Менделеевская средняя школа №2

Реферат

по Биологии

на тему:

Выполнила: ученица 9-б класса

средней школы №2

г. Менделеевска

Галеевой Айгуль
г. Менделеевск 2002
План
  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА 4
    • Личная гигиена. 4
    • Рациональный режим дня и объем двигательной активности 4
    • Уход за телом и полостью рта 6
    • Рациональное питание 7
    • Гигиена одежды и обуви 10
  • ЛИТЕРАТУРА 14

ВВЕДЕНИЕ

Основами сохранения здоровья человека является личная и общественная гигиена и, несомненно, врачебный контроль.

Гигиена -- медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обес-печение его высокой работоспособности.

Как наука о здоровье гигиена находит все возможности для своего развития во многих странах, в том числе и в России. И это по-нятно, так как наше государство берет на себя заботу об охране и постоянном улуч-шении здоровья всего населения.

Общественная гигиена неразрывно связана с личной. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное значе-ние.

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена.

Личная гигиена включает в себя общие гигиени-ческие правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и по-лостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тре-нированность.

Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физичес-кими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.

Многие гигиенические положения, нормы и правила широко ис-пользуются в практике физического воспитания, в том числе и в си-стеме профессионально-технического образования.

В конечном итоге гигиенические мероприятия и занятия физичес-кой культурой преследуют общие цели: укрепление здоровья, повы-шение закаленности, умственной и физической работоспособности, по-вышение готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Рациональный режим дня и объем двигательной активности

Основой сохранения здоровья человека является рациональный режим дня: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполне-ние ряда гигиенических мер.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм дея-тельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных реф-лексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сло-жившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планиро-вать свое время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.

Функциональная активность организма человека ритмически из-меняется. Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом явля-ется суточный. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Днем увеличиваются интенсивность обмена веществ, двигательная актив-ность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: посте-пенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.

Лучшее время для занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч.

Большое значение имеют правильная организация учебных занятий, рациональное распределение труда и от-дыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности.

На рост и развитие подростков существенное влияние оказывает двигательная активность. Недостаточная двигательная активность не-благоприятно влияет на многие функции растущего организма, в част-ности на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных за-нятиях. Гигиеническая норма двигательной активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоровья и все-стороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития уча-щимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.

При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 в для подростков 15--16 лет и 8 ч для учащихся 17--18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним вол-нением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умст-венной работой, поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.

В рабочие дни недели рекомендуется примерный режим дня уча-щихся.

Элементы режима Время

Подъем 7.00

Утренний туалет, зарядка с закаливающими процеду-рами 7.00-- 7.30

Уборка постели, одевание 7.30-- 7.40

Завтрак 7.40-- 8.00

Время на дорогу в учебное заведение 8.00-- 8.30

В дни теоретических занятий

Линейка, вводная гимнастика 8.30-- 9.00

Занятия 9.00--15.10

Обед 11.35--12.30

В дни производственного обучения

Вводная гимнастика, инструктаж, обучение 8.30--1430

Обед 11.20--12.00

Свободное время до 15.30

Полдник 15.30--16.00

Секционные и самостоятельные занятия физкультурой и спортом 16.00--17.30

Приготовление уроков 17.30--19.45

Ужин 19.45--20.00

Прогулка 20.00--21.00

Свободное время, чтение 21.00--22.00

Вечерний туалет, отход ко сну 22.00--22.30

Уход за телом и полостью рта

Чистота кожи -- основное условие ее нормального состояния. Скапливающиеся на поверхности кожи продукты жизнедеятельности организма (пот, минеральные соли, кожное сало и т. д.), соединяясь с грязью и пылью, раздражают кожу, закупоривают отверстия пото-вых и сальных желез, что может привести к фурункулезу и другим воспалительным процессам.

Уход за кожей начинается с утреннего туалета. Каждый учащийся должен ежедневно утром мыть с мылом лицо, руки и шею, не реже од-ного раза в неделю посещать баню, мыть руки с мылом после всякого соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета и осо-бенно перед едой во избежание желудочно-кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др.). Для рук нужно иметь отдель-ное полотенце. Ногти следует коротко стричь, а при мытье рук пользоваться специальной щеточкой.

Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать и мыть в мягкой теплой воде с моющими веществами не реже одного раза в неделю. Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целостности зубов, но и предупреждает многие заболевания, так как больные зубы являются очагом инфекции. Важную роль в предупреждении инфек-ции в полости рта играет правильный уход за зубами и полостью рта.

Каждый учащийся должен твердо усвоить несложные правила ухода за полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; еже-дневно утром И вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из нату-ральной щетины); полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предме-тов, пользоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и внутренней стороны в течение 1--2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, по-степенно перемещая щетку в сторону передних зубов.

Два раза в год обязательно следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.

Рациональное питание

Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухуд-шает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нецелесообразно принимать пищу непосредственно перед заняти-ем по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее переварива-нию и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблю-дается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудоч-ной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физичес-кой нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища доль-ше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физичес-ких упражнениях предъявляются повышенные требования.

Не рекомендуется принимать пищу сразу же после занятий физи-ческими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20--30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.

Завтрак должен быть за 1--1,5 ч до занятия физическими упраж-нениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2--3 ч до занятия и за 3,5-- 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5--2 ч до сна.

Учащемуся-спортсмену следует ежедневно взвешиваться, допусти-мы лишь небольшие отклонения от нормы (в пределах 200--300 г). Снижение массы тела указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.

Питание учащегося-спортсмена должно быть полноценным, т. е. содержать необходимые питательные вещества и полностью покры-вать расходы энергии, связанные с его учебной и спортивной деятель-ностью.

Важно, чтобы в рационе содержались полноценные в питательном отношении животные белки -- не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбина-ции, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интер-вал в приеме этих продуктов не должен превышать 5--6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.

Учащимся-спортсменам надо повседневно включать в рацион жи-вотные и растительные жиры. .

Большое значение в питании должно придаваться углеводам, ко-торые нужны для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жиз-недеятельности. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах.

Суточная норма сахара в любом виде не более 200--300 г и 100 г единовременно, так как большее количество не успевает усвоиться организмом.

Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая со-держится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает дея-тельность кишечника.

В жизнедеятельности организма огромную роль играют витамины. В натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов недостаточно, поэтому следует принимать до-полнительно поливитаминные препараты.

Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные периоды тренировки и учебных занятий: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение ин-тереса к учебе и спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной.

Отметим значение витаминов при занятиях спортом.

Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при ско-ростных, так и при длительных нагрузках на выносливость по 150-- 200 мг за 30--40 мин до старта. Необходимо перед приемом витами-нов проконсультироваться с врачом.

Кроме витаминов учащимся при занятиях спортом дополнительно требуются минеральные соли, особенно в условиях жаркого климата. Организму необходимы фосфор, кальций и магний, принимающие активное участие в химических процессах в организме. Пищевыми ис-точниками этих солей являются сыры, творог, бобовые, мясные и рыб-ные продукты.

Для поддержания высокой спортивной работоспособности важно .соблюдать питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе учащегося-спортсмена (включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2--2,5 л.

При чувстве жажды следует потреблять слегка подкисленную ли-моном или клюквенным соком, аскорбиновой кислотой воду. Рекомен-дуется некоторое время задерживать воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить жажду можно также фруктами, имеющими кисло-сладкий вкус (яблоки, апельсины, лимоны).

Гигиена одежды и обуви

Гигиеническое значение одежды и обуви, в том числе и спортив-ной, состоит в регулировании отдачи, тепла телом человека таким об-разом, чтобы температура тела была постоянной, т. е. поддерживалось тепловое равновесие организма.

Подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому они должны соответствовать определенным гигиеническим требова-ниям. Одежда должна быть легкой и достаточно свободной, не за-труднять движений, дыхания и кровообращения, предохранять от травм. -

Основные требования к ткани для спортивной одежды: теплопро-водность, воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность по-глощать водяные пары). Благодаря гигроскопичности ткань способст-вует теплоотдаче и препятствует скоплению пота на поверхности кожи. Нижнее белье должно изготовляться из натуральных хлопчато-бумажных или шерстяных тканей.

Спортивные костюмы подбирают по росту с учетом полноты, так как не только тесная, но и слишком длинная и широкая одежда за-трудняет работу и может послужить причиной травм. В одежде не должно быть грубых швов и сужений во избежание потертостей. Кро-ме того, одежда, слишком прилегающая к телу, мешает испарению пота с поверхности кожи, затрудняет теплоотдачу. Свободный покрой одежды особенно важен при занятиях по физическому воспитанию в условиях жаркого климата.

Одежда учащегося при занятиях в помещении или на открытом воздухе в летнее время при теплой погоде должна состоять из майки и трусов.

Для занятий зимними видами спорта требуется одежда с высокими тепло- и ветрозащитными свойствами -- хлопчатобумажное белье» шерстяной костюм или свитер с брюками, шерстяная шапочка. При сильном ветре надевается ветрозащитная куртка. Одежду из синте-тики рекомендуется применять только для защиты от ветра, дождя и Др.

Обувь учащегося-спортсмена должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой, а также обладать достаточными теплозащит-ными и водоупорными свойствами. Обувь не должна стеснять стопу.

В любую обувь рекомендуется вкладывать дополнительную стель-ку (желательно войлочную) и вынимать ее на ночь для проветрива-ния, а под пятку помещать резиновую губку для предупреждения травм. Размеры зимней обуви должны позволять использовать теп-лую стельку и при необходимости -- две пары носков.

В результате частого употребления одежда и обувь портятся от постоянного трения, растягивания, давления, и, кроме того, посте-пенно загрязняются как изнутри, так и снаружи. Загрязнение одеж-ды отрицательно сказывается на ее воздухопроницаемости, а также может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Нужно знать и соблюдать следующие правила ухода за одеждой и обувью.

Учащиеся не должны пользоваться спортивной одеждой и обувью не по назначению, т. е. вне занятий физкультурой и спортом. Являться на занятие нужно, как правило, в обычной одежде и обуви, переоде-ваться в спортивной костюм и обувь непосредственно в раздевалке во избежание занесения пыли в залы. По окончании занятия учащий-ся, приняв душ, должен снова надеть обычную одежду и обувь.

Необходимо регулярно стирать спортивную одежду. Частота стир-ки предметов спортивной одежды зависит от их особенностей, условий тренировки и др. Футболки, трусы, купальные костюмы стирают пос-ле каждого тренировочного занятия.

После занятий борьбой костюмы следует тщательно просушить, по-чистить, периодически их, нужно стирать. Хранить одежду следует в светлом, хорошо проветриваемом помещении в висячем положении, не вплотную друг к другу. Защитные шлемы боксеров, а также пер-чатки после каждого занятия нужно протирать с внутренней стороны денатурированным спиртом или одеколоном, можно использовать и 3%-ный раствор перекиси водорода. Просушивать их следует в ви-сячем положении.

Для сохранения формы, вида и гигиенических свойств спортивной обуви необходим тщательный уход за ней. Намокшую и загрязненную обувь надо очистить и просушить в хорошо вентилируемом помещении при комнатной температуре. Не рекомендуется сушить обувь на ра-диаторах отопления или около открытого огня, так как от этого обувь коробится и портится. После высушивания кожаную обувь следует смазывать жиром, что придает ей мягкость, эластичность и умень-шает промокаемость.

Важное значение имеет уход за носками. Носки надо регулярно стирать, следить, чтобы на них не было грубых швов, заплат и дру-гих неровностей, способных вызвать потертости стопы.

Несоблюдение правил личной гигиены может привести к грибко-вым заболеваниям кожи. Поэтому необходимо насухо вытирать меж-пальцевые складки ног, тщательно вытирать ноги после купания, приема ванны или душа. В банях и душевых пользоваться резино-выми тапочками.

При потливости ног не рекомендуется носить обувь на резиновой подошве, а также чулки и носки из капрона и нейлона, так как они не впитывают влаги.

ЛИТЕРАТУРА

«Общество и природная среда» - С.Н. Смирнов.

«Человек и его здоровье» - В.И. Климова

«Валеология- наука о здоровье» - И.И. Брекмал.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бирск
Реферат Биосфера и предотвращение экологической катастрофы
Реферат Цироз печінки
Реферат Значення судової фотографії в криміналістиці
Реферат Обмен информацией. Передатчик и приемник
Реферат Анализ эффективности производства цифровой фоторамки Diframe
Реферат Понятие объектно-ориентированного программирования
Реферат Изображение народа в "Записках охотника" И.С. Тургенева
Реферат Физико-географическая характеристика Республики Татарстан
Реферат Анализ и оценка финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности сельскохозяйственного
Реферат Зайцев, Алексей Дмитриевич российский военачальник
Реферат Вклад изобретателей инженеров и ученых в развитие железнодорожного транспорта
Реферат Место человека в направленной эволюции: Выбор будущего
Реферат Право собственности на природные объекты
Реферат Цели задачи и особенности национальных проектов в Ростовской области