АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср.шк.).
В дороге
«Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за все благодарен».
— Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и шуткам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вил вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоручка!
Тема этого стихотворениятрадиционна для творчества Некрасова, — это жизнь и страдания крестьян,простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки,которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.
Стихотворение открываетсяобращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобыскоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужикупозабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, этотипичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщикатолько ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. Аямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставитьслушателя безучастным.
Следует обратить внимание наначальные слова стихотворения: «Скучно! скучно!..» Это не толькодорожная скука, но «скучно» в значении «печально»,«грустно», «безнадёжно», что относится к рассказу ямщика и кжизни народа в целом.
Монолог ямщика также начинаетсясловами «Самому мне невесело». И далее мужик рассказывает о судьбесвоей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонкамолодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных конфликтовдеревенского общества — противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слугипроиближены к господам, хорошо одеты («Одевалась не то что...»),перенимают их манеры («Всем дворянским...»). Но при этом людиоторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужнымигосподам («Не нужна...»), они уже не могут заниматься хозяйством, итерпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян («Белоручка...»).
Барин полностью распоряжаетсяжизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин — и новый переводит их сбарщины («с запашки») на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежногоналога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению сбарщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней,было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнькрепостных. Проблема оброка и барщины — один из самых острых вопросов тоговремени.
Наконец, в центре проблематикиличная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, онабыла незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, ноположение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий тоговремени. Кроме того, на это указывают слова «Отдал богу господскую душу,_сиротинкой_ оставивши Грушу»). После смерти старого барина девушка терпитдомогательства нового господина («А потом...» и далее). И, наконец,её отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдаютзамуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, уних разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещикаоборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такиеприхоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.
Проблематика Некрасова продолжаетпроблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлениюнатурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшимвопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, онподчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потомучто в этом — корень бед всей русской нации.
Детали: множество деталейпозволяют живо представить интерьер: барский дом, шитьё и вязанье; на селе — девушки в сарафанах, типичные персонажи усадьбы — учитель и кучер и т.д.
Стихотворение написано в форме«монолога в монологе». Композиция состоит из обращения путника ирассказа ямщика. Этому соответствует стиль — повествование. Речь мужикаизобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы«слышь ты», «понимаешь-ста», слова «баит»,«али», искажённое произношение «тоись» и др.). Это делаетречь красочной и реалистичной.
Размер — трёхстопный анапест, онсоздаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучноенародной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот — народнаяпесня-жалоба.