Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образ главного героя в трагедии В. Шекспира Гамлет

Школа №931
               Юго-Западного округа г. Москвы
                         РЕФЕРАТ
           по зарубежной литературе
      на тему: “Образ главного героя
       в трагедии В. Шекспира “Гамлет”
              ученицы 9 “Б” класса
               Семененко Наталии.
                              2001-2002
                      
 
                        Содержание
                                                                    №стр
I.         Введение                                           3
II.       Гамлет– выразитель взглядов и          5
идей эпохи Возрождения
III.     Литературнаяполемика вокруг           18
образа Гамлета
IV.      Вывод                                               21
V.        Списокиспользуемой литературы       24
                                               I.Введение
 
      Среди пьес ВильямаШекспира “Гамлет” — одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялисьпоэты и композиторы, философы и политические деятели.
       Огромный круг философских иэтических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными иполитическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
 Шекспировскийгерой стал пламенным выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собойэпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить нетолько утраченное за тысячелетие средневековья понимание искусства древнегомира, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощьнеба.
       Общественная мысль, литература,искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы онеобходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всегореального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в«потусторонний мир», и обратились к человеку с его мыслями, чувствами истрастями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.
       Трагедия “Гамлет” – “зеркало”,“летопись века”. В ней отпечаток времени, в которое не только отдельныеличности – целые народы оказались как бы между молотом и наковальней: позади,да и в настоящем, — феодальные отношения, уже в настоящем и впереди –буржуазные отношения; там – суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но ивсемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше;индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.
      
        Государство, в котором живет,изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал жеШекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы,характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
       “Гамлет” наполнен столь глубокимфилософским содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современнойШекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, чтомысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии,стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иныхисторических эпох.

 II. Гамлет –выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения.
Шекспир вступил вновый  XVII  век  как  зрелый  и  овеянный славой художник. Началось последнеедесятилетие  его  творчества.
Художник с огромнойсилой выражает мысли и настроения  передовых людей своего времени, он создаетцикл своих великих трагедий.
  По мысли Шекспираприрода человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит врасхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболееполно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий “Гамлет”.
Каждое времяпо-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В течении почти четырехвеков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколениерассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным. Сохраняя свой строгийкостюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным.Почему?  
         Гамлет — не узко-бытовой  образ, но характер,  наполненный огромным философским и жизненным содержанием. Вобразе Гамлета  с определенной силой выражено то состояние,  которое  было типично для множества людей шекспировской эпохи.
        Понять героя любой драмы можноисходя из логики самой драмы. Не то с Гамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают  Гамлета  сегодня  с  Гамлетом  вчерашним.  Вот  таким вспоминаетпрежнего Гамлета Офелия: “Взор вельможи,  меч солдата, язык ученого”1.
       Для принца пороки двора — концентрация нравов всей парадной, официальной  жизни  государства,  и   
/>      
1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.197.                     он  так  измучен,   так раздражен,  что едва  боковым  зрением  улавливает  другую   его сторону. Как  принц,  Гамлет хорошо  знает,  чего   стоят    так называемые  «высокие»  звания  и почести,  за  которыми   всегда срываются случайности рождения или прихотивластелина. Гамлет несет в себе луч великой надежды – горячий интерес к будущемучеловечества. Последнее его желание – сохранить свое “раненое имя” в памятипотомства, и, когда Горацио намеревается допить остаток яда из кубка, чтобы умеретьвслед за другом
Гамлет молит его не делать это. Отныне долгГорацио –рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он такстрадал.
       У Гамлета глубокий и подвижный ум — все схватывает на  лету.  В аристократической среде держится он непринужденно, отлично  зная все  винтики  и  механизм  ее  этикета,  к  простым   людям    неподделывается и не  проявляет  никакого  высокомерия.  Не  только серьезнымсвоим речам, даже каламбурам,  шуткам,  остротам  всегда придает онглубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся одновременно идоходчивыми, и замысловатыми. Оставаясь  наедине  с самим собой, Гамлет как быимпровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, асамобытные, давно  выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшиеостыть,  превратиться в сухие  умозаключения.  Благочестия  в  нем  ни  на йоту,  хотя по старинке  он  верит,  что  «душа  бессмертна»,  что существуют овеянные небом «благочестивые духи» и «дышащие гиеной проклятые» духи. Он далек от самодовольства, не  считает,  что  все  им уже познано — напротив, в окружающем его мире, уверен он,  бесконечно много ещенеразгаданных тайн. Доверчивый к людям, Гамлет  ждет  от них откровенности  и прямоты,  но  что  поделать,  эти  душевные качества  встречаются  крайне редко.  Иногда  он  играет   своим остроумием,  мастерски  пародирует напыщенную    манеру    своих собеседников и делает это так, что ее плутоватая  функция  сразу выплывает наружу.
       Думает Гамлет не по чужой  указке. Физически  он  -  как  в железных тисках, во дворце ему — как в тюрьме, единственная  его опора против всего света — независимость суждений.
       «Вялодушный дурень»1!Многократные укоры Гамлета самому  себе — симптомы разобщенности мысли и воли.
       “Трусами нас делает раздумье…”2Междутем вялость и трусость не в натуре Гамлета. Вспомним, перед дуэлью с ЛаэртомГамлет страшит его, говоря: “Хоть я не желчен  и не опрометчив, но нечто естьопасное во мне, чего мудрей стеречься. Руки прочь!”3. Что Гамлет отважен,он докажет на пути в Англию, когда на его корабль нападут пираты. С обнаженнойшпагой в руке, он перескочит на палубу разбойничьего судна и будет сражатьсяодин против  целого экипажа.
       Неудивительно,ведь Гамлет – “человек судьбы”, к нему сам  “рок взывает”, его не страшатникакие предвестия, он полон отваги — поистине “Немейский лев”.                                                                Даи от мщения за отца Гамлет вовсе не уклоняется: безжалостен ко всем, когосчитает виновным.                                                                          Непреклонность,целостность, пластичность -  черты  подлинно героического  характера, и как разэти черты в Гамлете полностью отсутствуют.
 
/>      
       1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.190;
       2 Шекспир В. Комедии,хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.195;
         3  Шекспир В. Комедии,хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.263.
          “Из жалости ядолжен быть жесток”1, — требует от самого себя Гамлет, когда обвинятсвою мать в утрате женского достоинства.
   Бывает, что Гамлеттеряет над собой контроль, становится невменяем и, подобно врачу, сам себеставит диагноз: “Я наказан мучительным недугом”2. Лицо Гамлета – тохолодная застывшая маска, то по нему скользят гримасы, улыбкой же оно никогдане озаряется.
Саркастические, дажегрубые каламбуры Гамлета унизительны для тех, кому они адресованы. Веселых,безобидных каламбуров от Гамлета ждать нечего. Притом он самобытен, “не дудка впальцах у Фортуны”, из уст его не вылетают стертые, банальные, ходячиесловечки, даже грубости его неповторимы.
Гамлетпоследовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу не вслепую, а отчетливопредставляя себе, какой  перед ним противник.
 Герой Шекспира данкрупным планом. Масштаб личности Гамлета возрастает оттого, что не односозерцание всеобъемлющего зла характеризует героя, но также единоборство спорочным миром.
Противники Гамлета,в свою очередь, не бездействуют, они принимают вызов. Их нельзя недооценивать. Ониобусловили трагедию Гамлета. Они “расшатали” век. Они – конкретные носителипорока, виновники беззаконий и разврата, в совокупности своей составляющие враждебныйГамлету мир зла. Они враждебны не только Гамлету.
Гамлет, видно, неосвобожден от суеверий, что, в частности, подтверждается его нежеланием убить
/>

       1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.220;
       2 Шекспир В. Комедии,хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.264.
Клавдия во время молитвы. Но было бы ошибкойискать религиозные мотивы в трагедии Гамлета. Гораздо ближе мы подойдем кистине, если сосредоточим свое внимание на другом. Жизнь стала такойневыносимой, что для умного, честного и бескорыстного Гамлета земноесуществование теряет смысл.
Благодаря некоторым“отвлекающим” эпизодам углубляется образ Гамлета, его человечность становитсяне столь суровой, как в тех сценах, где он борется. Теплота души, вдохновениехудожника, рассчитывающего на взаимопонимание, — таковы те новые штрихи,которые появляются в портрете, когда Шекспир показывает Гамлета, беседующего сактерами.
 Оцелеустремленности Шекспира свидетельствует одна важная деталь в построенииобраза Гамлета. Принц датский после смерти отца имеет право на престол, ондостиг совершеннолетия (правда, не совсем ясно сколько ему лет). Никакие ссылкина незрелость не могли бы оправдать узурпацию престола Клавдием.  Но Гамлет ниразу не заявляет о своих правах, он не стремится сесть на трон. Включи Шекспирэтот мотив в трагедию, она бы потеряла многое, прежде всего не столь отчетливобы выявлялась социальная сущность борьбы Гамлета. Когда Горацио говорит обумершем монархе, что это “истый был король”1, Гамлет уточняет: “Ончеловек был, человек  во всем”. Вот истинная мера всех вещей, высший критерийдля Гамлета. Сколько границ в этом сложном образе?
 Он непримиримовраждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен к актерам. Он грубоват в общениис Офелией. Он обходителен с Горацио. Он сомневается в себе. Он действует решительнои быстро. Он остроумен. Он умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Онбогохульствует. Он 
/>

1Шекспир В. Пьесы,сонеты — М., Олимп, 2002, стр.398.
обличает свою мать и любит ее. Онравнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминает отца-короля. Он многодумает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть. Вся эта богатейшаягамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческой личности, подчиненараскрытию трагедии человека.
  Трагедию оГамлете все единогласно считают загадочной. Всем кажется, что она отличается отостальных трагедий самого Шекспира и других авторов прежде всего тем, чтонепременно вызывает некоторое непонимание и удивление зрителя.
       Трагедияможет совершать невероятные эффекты с нашими чувствами, она заставляет ихпостоянно превращаться в противоположные, обманываться в своих ожиданиях,наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы переживаем “Гамлета”,нам кажется, что мы пережили тысячи человеческих жизней в один вечер, и точно –мы успели почувствовать больше, чем в целые годы нашей обычной жизни. И  когдамы вместе с героем начинаем чувствовать, что он более не принадлежит себе, чтоон  делает не то, что он делать был бы должен, — тогда именно трагедия вступаетв свою силу. Замечательно выражает это Гамлет, когда в письме к Офелии клянетсяей в вечной любви до тех пор, пока “эта машина” принадлежит ему. Русскиепереводчики обыкновенно передают слово “машина” словом “тело”, не понимая, чтов этом слове самая суть трагедии (в переводе Б. Пастернака: “Твой навеки,драгоценнейшая, пока цела эта машина”1).    
       Самое ужасное в сознании эпохи былото, что перерождался объект ее самой глубокой веры –
/> 

1Шекспир В. Пьесы,сонеты — М., Олимп, 2002, стр.426.                                                              
Человек. Вместе с этим сознанием приходилабоязнь поступка, действия, ибо с каждым шагом человек все далее продвигался вглубь несовершенного мира, становился причастным его несовершенствам: «Так всехнас в трусов превращает мысль…” 1                
Почему медлитГамлет? Сакраментальный вопрос, на который отчасти уже дан ответ. Поэтому зададимдругой: “А откуда нам известно, что он медлит?” Прежде всего, от Гамлета,казнящего, понукающего себя к действию.
       Завершая второй акт, Гамлет,наконец, произнесет нужное слово и как будто в нужном тоне – в монологе послесцены с актерами, согласившимися сыграть пред королем-узурпатором изобличающуюего пьесу. Для полноты сходства событий, с убийством его отца Гамлет допишетнесколько строк, и “мышеловка” будет готова. Договорившись об ее исполнении,Гамлет остается один, вспоминает актера, читавшего ему монолог, восхищенсыгранной тем страстью, хотя, казалось бы “что он Гекубе? Что ему Гекуба?”2.Но это – достойный пример для подражания ему, Гамлету, имеющему действительныйповод потрясти небо и землю. Он же молчит, когда ему следует воскликнуть: “Омщенье! ”3
       Гамлет вырвал, наконец, у себя этослово, чтобы тут же одуматься и одернуть себя: “Ну и осел я, нечего сказать”.
Гамлет откровенно идет на разрыв с ролью трагическогогероя, не умея и, как оказывается, не желая выступить привычным публике героем-мстителем.
/> 
       1 Шекспир В. Пьесы,сонеты — М., Олимп, 2002, стр.  447;
       2Шекспир В. Пьесы, сонеты — М., Олимп, 2002, стр.  443;
       3Шекспир В. Пьесы, сонеты — М., Олимп, 2002, стр.  443.
Тем более что этуроль есть, кому сыграть. Показать ее в исполнении сможет актер, участвующий в“мышеловке”, а непосредственно воплотить – Лаэрт, Фортинбрас… Гамлет   готоввосхититься их решимостью, их чувством чести, но не  может неощущать бессмысленность их деяний: “Двух тысячдуш, десятковтысяч денег / Не жалко за какой-то сена клок!”1. Так Гамлетотзывается на поход Фортинбраса в Польшу.
На этом героическомфоне отчетливее проступает бездеятельность самого Гамлета, диагноз которойставят уже два столетия: слаб, нерешителен, подавлен обстоятельствами, наконец,болен.
          Иными словами, таковабожественная справедливость, воплощенная мировым законом бытия, который можетбыть подорван: если кому-то причинено зло, значит, зло причинено всем, злопроникло в мир. В акте мщения восстанавливается гармония. Отказавшийся от местивыступает соучастником  ее уничтожения.
   />Таков закон, откоторого дерзает отступить Гамлет. Шекспир и зрители его эпохи, безусловно,понимали, от чего он отступил в своей медлительности. И сам Гамлет хорошо знаетроль мстителя, которую он никак на себя не примет.
    Гамлет знает, для чего он рожден, нонайдет ли он силы исполнить свое предназначение? И вопрос этот относится не кего человеческим качествам: силен он или слаб, вял или решителен.  Всейтрагедией подразумевается вопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково егоместо в мире.  Это предмет трудного раздумья,  его смутных догадок.
Гамлет выбралмысль, сделавшись “первым рефлектирующим”,  а через это -  первым героеммировой литературы, пережившим трагедию
/>

         1 Шекспир В. Пьесы,сонеты — М., Олимп, 2002, стр.  487.
отчуждения и одиночества,  погруженным всамого себя и свои мысли.
       Катастрофично отчуждение Гамлета,нарастающее по ходу действия. Довершается его разрыв с прежде близкими людьми,с прежним собой, со всем миром представлений, в котором он жил, с прежней верой…Смерть отца потрясла его и породила подозрения. Поспешный/> брак матери положил начало егоразочарованию в человеке и, особенно – в женщине, разрушил его собственнуюлюбовь.
       Любил ли Гамлет Офелию?  Любила лиона его? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеетответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся как любовные.  Онисказываются иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечныеизлияния Гамлета и ее повиновением родительской воле; любовным отчаяниемГамлета, подсказанным его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозькоторое словами песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, чтоне было между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная и невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в нем.
       Офелия не разбивает кругтрагического одиночества Гамлета, напротив, дает ему острее почувствовать этоодиночество: ее превращают в послушное орудие интриги и делают опаснойприманкой, на которую принца пытаются поймать. Судьба Офелии не менее трагична,чем судьба Гамлета, и еще более трогательна, но каждый из них отдельновстречает свою судьбу и переживает свою трагедию.
       Офелии не дано понять, что Гамлет –человек философской мысли, что в страданиях мысли, правдивой, требовательной,бескомпромиссной, — жребий Гамлета, что гамлетовское “я обвиняю” передаетневыносимость его положения в конкретном мире, где извращены все понятия,чувства, связи, где кажется ему, что время остановилось и “так есть, так будет”вечно.
        Отчужденный от семьи, от любви,Гамлет теряет веру и в дружбу, преданный Розенкранцем и Гильденстерном. Их онотправляет на смерть, которая была уготовлена ему при их, пусть невольном,содействии. Все время казнящий себя за бездеятельность, Гамлет успевает немалосовершить в трагедии.  
        Говорят даже о двух Гамлетах:Гамлете действия и Гамлете монологов, весьма между собой различных.Колеблющийся и размышляющий – второй; над первым же еще сохраняет властьинерция общепринятого, инерция самой жизни. И  даже инерция собственногохарактера, как мы можем судить, по своей природе отнюдь не слабого,решительного во всем, пока дело не касается главного решения – мстить. Гамлет –просветившийся в гуманизме человек, которому ради выяснения истины приходитсясовершить шаг назад, к средневековым понятиям о “совести” и  “стране, откуданикто не возвращался”. “Совесть”, как и гуманизм, стала современным для нас словом,изменив, расширив свое изначальное содержание. Нам  уже очень труднопредставить себе, как то же слово воспринималось шекспировской аудиторией,обозначая для нее прежде всего страх перед загробным наказанием за свои земныепоступки, тот самый страх, от которого новое сознание стремилось освободиться. Клюдям народа влечет душу Гамлета, к Гамлету – их души, “к нему пристрастнабуйная толпа”1, но это их взаимное тяготение не приводит к ихсоединению. Трагедия Гамлета – это и трагедия народа.
       Задумываясь о смысле человеческого
/>

1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.224.
существования, Гамлет произносит самыйволнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже сталикрылатым выражением: “Быть или не быть, вот в чем вопрос”1. Этотмонолог содержит целый клубок вопросов. Тут загадка “безвестного края, откуданет возврата земным скитальцам”, и многое другое. Но главное – выбор поведенияв жизни. Быть может, “покорятся пращам и стрелам яростной судьбы?” – спрашиваетсебя Гамлет. “Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством?”. Вотвыход, в самом деле, героический. Не для того же создан человек “с мыслью стольобширной, глядящей и вперед и вспять”2, чтобы “богоподобный разум…праздно плесневел”!
       Гамлета чаще влечет к философскимраздумьям, но уж если судьба вручила ему титаническую миссию восстановитьнравственное здоровье рода человеческого, навсегда избавить людей от подлости инегодяйства, Гамлет от этой миссии не отказывается.    После этого неслабохарактерностью Гамлета объяснять надо его метания, колебания, умственные иэмоциональные тупики, а историческими условиями, когда народные бунты кончалисьпоражением. Слиться с народом – ни в его борьбе, ни в его временной покорности– Гамлет не мог.
Гамлет несет в себелуч великой надежды – горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание– сохранить свое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Горационамеревается допить остаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другом, Гамлетмолит его не делать это. Отныне долг Горацио –рассказать людям о том, чтопроизошло с Гамлетом и почему он так страдал.
/>1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.194;
2 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.229.
Гамлет молит его не делать это. Отныне долгГорацио –рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он такстрадал.
        Трагичен ли образ Гамлета? Ведь такчасто это оспаривается. Спрашивают, разве Гамлет не падает духом от малейшейнеудачи, разве не растрачивается впустую весь его пыл, не попадают удары егомимо цели? Да, но это потому, что хочется ему большего, чем он в состояниивыполнить, и потому отвага его растрачивается впустую. Ведь самое страшное втрагедии Гамлета – не столько преступление Клавдия, сколько то, что в Дании закороткое время свыклись с деспотизмом и рабством, грубой силой и тупымпослушанием, подлостью и трусостью. Самое страшное в том, что свершившеесязлодейство теперь предано забвению теми, кто знает обстоятельства смертикороля. Вот пред чем в ужасе Гамлет.
       Прежде чем совершить злое дело,человек ждет, пока у него “совесть” утихомирится, пройдет, словно немочь. Укого-то пройдет. У Гамлета — нет, и в этом его трагедия. Не в том, разумеется,что Гамлет не хочет и не может стать бессовестным в понятиях нашей, нынешнейнравственности. Трагедия в том, что ничего другого, кроме вроде бы раз инавсегда отринутой зависимости от потустороннего, нечеловеческого авторитета,он не находит для опоры и действия, для того, чтобы поставить на место“вывихнутые суставы” эпохи.  Одну эпоху ему приходится судить по нормам другой,уже ушедшей эпохи, а это, по Шекспиру, немыслимо.
              Гамлет не раз на протяжениипесни имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, он не наносит удар,когда Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что втаком случае, согласно древним поверьям, душа убитого отправилась бы прямо врай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. Будь на месте Гамлета Лаэрт, он быне упустил случая. “Оба света для меня презренны”1, — говорит он.Для Гамлета – не презренны, и в этом трагизм его положения. Психологическаяраздвоенность гамлетовского характера носит исторический характер: ее причина –двойственное состояние “современника”, в сознании которого вдруг заговорилиголоса и стали действовать силы других времен.
        Как бы ни были популярны другиепьесы, ни одна  не может соперничать с  “Гамлетом”, в котором человексовременной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы.
           
      
/>

       1 Шекспир В.Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Риподклассик, 2001, стр.235.
 
III. Литературнаяполемика вокруг образа Гамлета
Количество интерпретаций всей трагедии и особеннохарактера ее главного героя огромно. Исходной точкой для непрекращающейся и посей день полемики, стало суждение, высказанное героями романа Гете “Годы ученияВильгельма Мейстера”, где прозвучала мысль о том, что Шекспир хотел показать“великое деяние, тяготеющее над душой, которой порой такое деяние не по силам…здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначение было лелеять в своемлоне только нежные цветы…”1. С Белинским согласились в том, чтоГамлет – образ, имеющий всеобщее значение: “…это человек, это вы, это я, этокаждый из нас, более или менее, в высоком или смешном, но всегда в жалком игрустном смысле…”2.  С Гете начали спорить, и все настойчивее, сзавершением романтического периода, доказывая, что Гамлет не слаб, а поставленв условия исторической безысходности. В России  такого рода историческийповорот мысли был предложен уже В. Г. Белинским. Что же касается слабостиГамлета, то, находя своих приверженцев, все чаще эта теория встречалась с опровержением.
       На протяжении XIX в. суждения оГамлете касались, прежде всего, выяснения его собственного характера.      
Сильного или слабого; самопогруженного,представляющего, прежде всего самоанализ, “эгоизм, а потому безверье”, впротивоположность нравственному идеализму Дон Кихота. Таким его увидел И. С.Тургенев
 
/>1 Гете И. В., Годыучения Вильяма Мейстера, собр. соч. в 13 томах, т.VII — М.,Художественная литература, 1978, стр. 248.
2 Белинский В. Г. “Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета — М., государственноеиздательство художественной литературы,1948, стр.301.
 в знаменитой статье “Гамлет и ДонКихот”(1859), еще десятью годами ранее дав современное воплощение вечногообраза в рассказе “Гамлет Щигровского уезда”. В английском шекспироведении,напротив, утвердилась традиция видеть в случае с Гамлетом трагедию, пережитуюнравственным идеалистом, вступившим в мир с верой и надеждой, но болезненнопотрясенным гибелью отца и изменой матери. Именно такую интерпретацию  предложилв своей классической работе “Шекспировская трагедия” А. С. Брэдли (1904). Вкаком-то смысле углублением и развитием этой концепции явилось фрейдистскоепрочтение образа, намеченное самим Фрейдом и подробно разработанное егоучеником Э. Джоунзом, в духе психоанализа представившим трагедию Гамлета какрезультат Эдипова комплекса: неосознанной ненависти к отцу и любви к матери.
        Однако в XX веке все чаще стало раздаватьсяпредупреждение, которым начал свое знаменитое эссе о трагедии Т. С. Элиот,сказавший, что “пьеса “Гамлет” – первостепенная проблема, а Гамлет как характер– только второстепенная”1. Понять Гамлета – значит понять  законыхудожественного целого, в рамках 
которого он возник. Сам Элиот счел, чтоШекспир в этом образе гениально угадал рождение человеческих проблем, настолькоглубоких и новых, что не смог ни дать им рационального объяснения, ни найти дляних адекватной формы, так что в художественном отношении “Гамлет” – великаянеудача.
       Около этого времени в Россииначинает складываться анализ трагедии “Гамлет” с точки зрения жанровойструктуры, проведенной Л. С. Выготским. Задавая вопрос: “Почему медлит Гамлет?”– замечательный лингвист и психолог ищет ответ в том,
/> 
1 Шекспир У. Пьесы,сонеты — М., Олимп, 2002, стр.694.
как, согласно законам построения и воздействиятрагедии, в ней сосуществуют фабула, сюжет и герой, приходя в неминуемоепротиворечие. И в этом смысле “Гамлет” не нарушение жанра, а идеальноеосуществление его закона, определяющего для героя в качестве неизбежногоусловия существование в нескольких планах, которые он тщетно пытается свести исводит лишь в финале, где акт отмщения совпадает с актом его собственной смерти.
       Гамлет – герой интеллекта и совести,и этим он выделяется из всей галереи шекспировских образов. Только в Гамлетесоединились блестящая цивилизованность и глубокая чувствительность,усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Онближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей и слабостью. Сним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспирнепосредственно общается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то этопотому, что в нем мы чувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудно егопонять, то это потому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.
    Вступительное слово.
 
Среди пьес ВильямаШекспира “Гамлет” — одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялисьпоэты и композиторы, философы и политические деятели.
Огромный кругфилософских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросамиобщественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
       Гамлет — пламенныйвыразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения,когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченноеза тысячелетие средневековья понимание древнего искусства мира, но и  довериечеловека к собственным силам без надежд на милости и помощь неба. Гамлет принадлежиттой фазе эпохи, когда природу и жизнь превозносили философы, воспевали поэты, влюбленноизображали художники.
Шекспир писал осовременной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры — принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
Гамлет – неузко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненнымсодержанием. Он непримиримо враждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен кактерам. Он грубоват в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Онсомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он умеловладеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он  обличает своюмать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с гордостью вспоминаетотца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет сдержать свою ненависть.Вся эта богатейшая гамма меняющихся красок воспроизводит величие человеческойличности, подчинена раскрытию трагедии человека.
У Гамлета глубокийи подвижный ум — все схватывает на  лету.  В аристократической среде держитсяон непринужденно,  отлично  зная все  винтики  и  механизм  ее  этикета,  к простым   людям    не подделывается и не  проявляет  никакого  высокомерия. Не  только серьезным своим речам, даже каламбурам,  шуткам,  остротам  всегдапридает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся одновременнои доходчивыми, и замысловатыми. Однако, думает Гамлет не  чужим  умом. Физически  он  -  как  в железных тисках, во дворце ему — как в тюрьме.  Единственное, чем он может сопротивляться против всего света – независимостьюсвоих суждений.
Гамлет знает, длячего он рожден, но найдет ли он силы исполнить свое предназначение? И вопросэтот относится не к его человеческим качествам: силен он или слаб, вял илирешителен.  Всей трагедией подразумевается вопрос не о том, каков Гамлет, а отом, каково его место в мире.  Это предмет трудного раздумья,  его смутныхдогадок.
Гамлет выбралмысль, сделавшись первым героем мировой литературы, пережившим трагедиюотчуждения и одиночества,  погруженным в самого себя и свои мысли.
       Любил ли Гамлет Офелию?  Любила лиона его? Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеетответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся как любовные.  Онисказываются иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечныеизлияния Гамлета и ее повиновением родительской воле; любовным отчаяниемГамлета, подсказанным его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозькоторое словами песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, чтоне было между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная и невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в нем.
     Задумываясь о смысле человеческогосуществования, Гамлет произносит самый волнующий и глубокий из своих монологов,первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: “Быть или не быть,вот в чем вопрос”
Гамлет – человекфилософской мысли.  В страданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной,- судьба Гамлета. Гамлетовское “я обвиняю” передает невыносимость его положенияв конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему,что время остановилось и так  будет вечно.
       Гамлет – герой интеллекта и совести,и этим он выделяется из всей галереи шекспировских образов. Только в Гамлетесоединились блестящая цивилизованность и глубокая чувствительность,усовершенствованный образованием ум и ничем не поколебленная нравственность. Онближе, роднее нам, чем все другие герои Шекспира, и силой своей, и слабостью. Сним гораздо легче мысленно подружиться, через него как бы сам Шекспир непосредственнообщается с нами. Если Гамлета так легко полюбить, то это потому, что в нем мычувствуем в какой-то мере себя; если иногда так трудно его понять, то этопотому, что мы и себя не совсем еще хорошо поняли.
В конце пьесы Шекспирпоследний раз взвешивает соотношение сил. Но как измерить эти силы, если всегерои мертвы? Моральную победу одерживает один Гамлет. Автор указывает, чтоборьба не завершена, что разрешение конфликта – в будущем. За несколько минутдо смерти Гамлет завещает Горацио поведать людям о случившемся. Они должнызнать о Гамлете, чтобы следовать его примеру, чтобы “сразить противоборством”зло на земле и мир-тюрьму превратить в мир свободы.                                                     Какбы не популярны были другие пьесы, ни одна не может соперничать с “Гамлетом”, вкотором человек современной эпохи впервые узнавал себя и свои проблемы.
      

V.  Списокиспользуемой литературы:
 
1. Белинский В. Г.  “Гамлет”, драмаШекспира. Мочалов в роли Гамлета — М., государственное издательствохудожественной литературы,1948; 
2. Верцман И. Е. “Гамлет” Шекспира, — М., Художественная литература, 1964;
3. Динамов С. С. Зарубежная литература,- Л., Художественная литература, 1960;
4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир, — М., Просвещение, 1965;
5. Шайтанов И. О. Западноевропейскаяклассика: от Шекспира до Гете, — М., издательство Московского университета,2001;
6. Шекспир В. Гамлет, — М., Детскаялитература, 1982;
7. Шекспир В. К четырехсотлетию со днярождения, — М., Наука, 1964;
8. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии,собр. в 2-х томах, — М., Рипод классик, 2001;
9. Шекспир В. Пьесы, сонеты, — М.,Олимп, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические основы тактических приемов допроса
Реферат Психодиагностика и коррекция межличностных отношений
Реферат Психологическая установка Д.Н. Узнадзе
Реферат Психическая травма её последствия и воздействие на развитие личности
Реферат Family Abuse Essay Research Paper ALTHOUGH DOMESTIC
Реферат PR и информационная война
Реферат Лекции по C++
Реферат Психосоматическое здоровье 2
Реферат Психологія як наука про поводження Видатні вчені
Реферат 9. вплив факторів довкілля на здоров’я населення
Реферат Iii направление. «Семья в современном мире» Председатель
Реферат What Is Art Essay Research Paper What
Реферат 10. Дефицит федерального бюджета, источники финансирования дефицита федерального бюджета, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния Основные выводы подраздела
Реферат Азбука заемщика: кредитование под залоговое обеспечение
Реферат Искусство Древнего Рима Византии Италии