Реферат по предмету "Психология"


Современная психология и правоохранительная практика

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

1. Роль современной психологии в совершенствовании правоохранительной деятельности

Современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении
психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Рассмотрим один характерный пример. В 1971
году отделом психологического анализа поведения Академии ФБР США впервые был создан психологический портрет преступника в связи с расследованием убийств,
совершенных с особой жестокостью. С тех пор этот метод вошел в повседневную практику работы по раскрытию тяжких преступлений. Имеющиеся данные розыскной и
следственной практики показывают достаточно высокую эффективность применения этого метода. От 60 до 80 процентов уголовных дел, переданных на консультацию в
отдел психологического анализа, раскрываются. В 67 процентах случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника.

В России метод психологического портрета стал активно применяться в последние 5-7 лет. В правоохранительной практике
достаточно известным является факт составления психологического портрета серийного убийцы-маньяка Чикатило психологом из Ростова-на-Дону А. Бухановским.
За несколько лет до задержания Чикатило был создан его узнаваемый портрет. Вот - основные характеристики портрета. "Возраст - около 40. Рост 170, плюс-минус
10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силы отнюдь не выдающейся. Хронические желудочно-кишечные
заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно, образование среднетехническое или высшее. Долго работал
преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например, в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на почве
своеобразных изменений характера, достигших степени болезненности. Остановиться может только ненадолго, почувствовав обострение опасности".

Очень важными условиями действенности применения психологических знаний являются:

o установка работников правоохранительных органов на активное применение психологических данных в своей деятельности;

o наличие учебных и научно-исследовательских учреждений в правоохранительной сфере, обеспечивающих
системность и надежность в использовании психологии.

Вспомним один исторический пример. Впервые идею использования пальцевых отпечатков для идентификации личности независимо друг
от друга высказали Уильям Хоршел в 1877 г. и Генри Фолдс в 1880 г. Они опубликовали по этому поводу специальные статьи. Однако их предложения были
отвергнуты консервативными практиками органов правопорядка. В 1892 г. ученый с мировым именем Фрэнсис Гальтон написал книгу "Пальцевые отпечатки".
Только лишь с 1903 г. в Германии и с 1905 г. в Англии, а в остальных странах позже, дактилоскопирование вошло в повседневную практику. То есть потребовалось
четверть века, чтобы новые данные криминалистической науки вошли в массовую практику работников правоохранительных органов. Конечно, этот пример показывает
печальный опыт взаимодействия науки и практики раскрытия преступлений. Известно, что установка и мотивы практической деятельности связаны с
профессиональной подготовленностью, в том числе в области юридической психологии. Поэтому в настоящее время часто говорят о
профессионально-психологической подготовленности юриста.

В отечественной правоохранительной практике имеется опыт системного применения психологических знаний на базе
функционирования специализированных научно-исследовательских учреждений. В 20-е годы нынешнего столетия успешно работали: Государственный институт по изучению
преступности и преступника с экспериментальным пенитенциарным отделением и криминологической клиникой, кабинеты по изучению преступности и преступника в
г.г. Москве, Ростове-на-Дону, Харькове, Минске, Ленинграде, Саратове. В числе основных задач Государственного института по изучению преступности и преступника
входили:


выявление причин и условий, вызывающих или благоприятствующих развитию преступности
вообще и отдельных преступлений в частности;

изучение успешности применения методов борьбы с преступностью отдельных мер социальной защиты;

разработка вопросов уголовной политики, в частности,
пенитенциарии;

разработка системы и методов изучения заключенных и
пенитенциарного воздействия на них;

изучение отдельных лиц, представляющих интерес для
выяснения явления преступности;

изучение влияния отдельных мер исправительно-трудового
воздействия на заключенных.


В настоящее время также существует ряд научно-исследовательских учреждений в системе правоохранительных органов (ВНИИ
МВД РФ, Научно-исследовательский институт прокуратуры, НИИ ГУИН Минюста и др.), в которых активно разрабатывается тематика юридической психологии. Слабым
звеном в работе этих учреждений является недостаточный уровень их взаимодействия и как следствие дублирование и несогласованность в выборе
исследовательских проблем.

2. Предмет психологии

Слово "психология" образовано из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука).
Таким образом, дословно "психология" - это "наука о душе". Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа
(1689-1754), в частности, в его книгах "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология". Принято считать, что психология как
научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под
руководством немецкого ученого В. Вундта. Он впервые ввел в практику психологического исследования метод экспериментальной интроспекции
(самонаблюдения). Различные сведения о психике человека появились, естественно, гораздо раньше. Так, еще в конце IY века до нашей эры Аристотель написал
известный трактат "О душе".

Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на
основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение
"психики", "психического". Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгу
образов объективной и субъективной действительности. Таким образом, психика представляет собой:


субъективный образ объективного мира;

продукт высокоорганизованной материи - мозга;

орган управления поведением и деятельностью человека.


Психика выполняет две функции: отражательную (возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную
(конкретная регуляция поведения человека).

Мир "психического", исходя из разных оснований классификации, включает в себя следующие явления:

1) на основании качественного своеобразия - мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления психики;

2) по форме существования психических явлений - психические свойства процессы и состояния;

3) по форме отражения - сознательные и бессознательные психические явления.

Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний,
умений и навыков, изменяя отображаемое и изменяя, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой
деятельности. Говоря о субъективном отражении объективного мира, необходимо остановиться на роли сознания в жизни человека. Сознание - это высшая форма
психического отражения, в которой проявляются отношения человека к окружающему миру и его социальный опыт. Важно, что сознание включает в себя знания себя,
своего "Я", то есть самосознание. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этой
деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности.

Последние научные данные в психологии позволяют переоценить роль бессознательного (и подсознательного) в регуляции поведения
человека. Известный исследователь проблем бессознательных явлений, профессор Бассин Ф.В. отмечал, что "разнообразные эксперименты показали, что фактор
бессознательного участвует в той или иной форме и степени в каждом факте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в созревании любой эмоции, в
формировании любого поступка, в развертывании любой деятельности". (Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. Знание-сила,1982,N 10,с.37) По его мнению,
бессознательное - это всего лишь обобщение, к которому люди прибегают, чтобы отразить способность к регулированию поведения, происходящему без участия сознания.

Основатель психоанализа З. Фрейд вообще считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействием
бессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этого
наказать /упрекнуть, пристыдить/ тех, кто породил конфликтную ситуацию и вытекающие из нее последствия. Сам З. Фрейд писал: "Когда кто-нибудь из
моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие я спрашиваю: зачем ты это сделал
?...Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловко
использовать угрожающую опасность и замаскировать ее под видом случайного несчастья." (Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е
4-ое-М.:1926,с.265).

Кроме чисто бессознательных явлений в психологии выделяют подсознание, понимая под ним некоторое пограничное состояние между
сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационные проявления психики, сон и т.п.). Иногда в этом случае говорят об
изменениях состояния сознания (ИСС). Гипноз, например, используется не только в психотерапевтических целях, а и с целью приобретения мгновенного реагирования
на опасность. В Академии иррациональной психологии (г. Москва) имеются особые методики обучения будущих телохранителей в состоянии гипноза. Будущие
"бойцы" под гипнозом учатся молниеносно и адекватно реагировать на любую опасность, грозящую им или охраняемому лицу. В момент опасности резко
обостряются все реакции. Обучающиеся хорошо ориентируются в темноте, могут увернуться от удара и даже от пули.

Поэтому можно утверждать, что кроме сознания и бессознательных явлений существуют переходные, пограничные состояния психики,
часто называемых подсознанием.

Безусловно, психология изучает динамику проявления психических явлений. Ее интересует, когда, в каком возрасте, при каких
социальных условиях формируются мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления? Какими характеристиками и закономерностями обладают
психические процессы и состояния, в которых проявляются указанные явления? Какие личностные свойства и черты определяют ее индивидуальность? В какой
зависимости находятся психические явления от биологических факторов (задатков) и от социальных условий жизнедеятельности человека? Обо всем этом особый
разговор в других темах лекционного курса.

3.Основные научные концепции изучения психических явлений

В начале ХХ века в психологии сформировалось бихевиоральное направление в изучении поведения человека /бихевиоризм/.
Исторически направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Суть бихевиорального анализа заключается в приоритете исследований конкретных
действий и поступков индивида, то есть поведения. Основная формула бихевиоризма - это S-R (стимул и реакция). Представители этого научного направления делают
упор на действиях и поведении человека, а не на его размышлениях по поводу своих действий. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, сформулировал
его кредо: "Предметом психологии является поведение". Все, что не поддается объективному измерению, по мнению бихевиористов, не подлежит
изучению: мысли, размышления, сознание человека, так как их невозможно точно исследовать и зарегистрировать. Поэтому основная задача психологии заключается
в определении по реакции вероятного стимула, а по стимулу - определенной реакции. Таким образом, с точки зрения бихевиоризма, личность представляет
собой организованную и устойчивую систему навыков поведения. Один из представителей бихевиоризма американец Толмен в 1948 г. подверг сомнению схему
S-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя параметрами новую переменную 1 (психические процессы индивида, зависящие от его генетики, физиологического
состояния, прошлого опыта и природы стимула). Формула приобрела вид:S-1-R.

Психоаналитическое направление или фрейдизм. Психоанализ тесно связан с именем З. Фрейда. Он впервые в научной психологии
выдвинул идею о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Поведение, по его мнению, подчиняется влиянию
подсознательных сил, названных им влечениями. Последние зависят и обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желаниями, удовлетворение которых
"запрещено" на уровне сознания в связи с определенными социальными нормами и поэтому они вытеснены в область бессознательного. Эти желания,
действуя на бессознательном уровне, проявляются в виде сновидений, оговорок, отклонениях в адекватном поведении и оказывают влияние на выбор профессии,
творческую деятельность, социальные контакты и т.п. Согласно концепции З. Фрейда, личность человека состоит из трех компонентов:

"ОНО" (бессознательная часть психики, система врожденных инстинктивных влечений как агрессивных, так и сексуальных);
"Я" (уровень сознания);

"СВЕРХ-Я" (носитель моральных стандартов общества и критик поведения).

В силу действия "СВЕРХ-Я" - развивается конфликт между "Я" и "ОНО". Для спасения от конфликта
применяются различные средства психологической защиты: вытеснение, подавление, проекция, рационализация и др. В поздних работах З. Фрейд пишет о существовании
двух основных категорий инстинктов:

1) служащих цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос);

2) противодействующих жизни и стремящихся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - Танатос).

Теория З. Фрейда во множестве модификаций представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В.
Рейха и др.

Гуманистическое направление. Эта научная концепция ставит в центр своей методологии личность, которая является центром в принятии
решения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, а
контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия теории: человеческое существование; принятие
решения /выбор/ и соответствующее ему действие; интенциональность. Один из основателей гуманистического направления в психологии К. Роджерс подчеркивал
ответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации или
самовыражения. К числу представителей этого научного направления следует отнести следующих психологов: Р. Перлза, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и
др.

Трансперсональная психология. Это научное направление в психологии появилось в 60-е годы ХХ века. Ее представители (К.
Юнг, С. Гроф, Тойч и др.) пытаются обосновать новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать характеристики психических явлений, не получившие
достаточного развития в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Прежде всего это относится к предельным возможностям психики, в том
числе к мистическим переживаниям и мистическому сознанию. Предметом трансперсональной психологии является изучение "психологии за пределами
личности", так называемых измененных состояний сознания. Переживания в связи с измененными состояниями сознания могут вести к смене ценностей, духовному
перерождению и обретению целостности личности. Разрабатывается модель души человека, в которой признаются значимость духовного и космического измерений.
Используются в теории понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и др. В основе трансперсональной психологии лежат психоанализ и восточные
философско-психологические системы.

4. Принципы, методы и структура современной психологии

Психология в своем объяснении психической жизни исходит из ряда принципов:


единства сознания личности и деятельности /сознание и деятельность индивида не
противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этим
принципом рассматривают два взаимосвязанных процесса - интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта,
приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности, ее
действия и поступки на основе приобретенных психических образований/;

развития психики, сознания в деятельности (психические
явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека);

генетического (или исторического) подхода к пониманию
психического (сущность) генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психолог
стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории. Этот принцип образовал метод
"продольного" изучения личности ребенка ("лонгитюдный метод");

детерминизма (этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе с
изменениями образа жизни);

системности (все психические явления взаимосвязаны и
взаимообусловленны, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга).


К числу основных методов психологии относят:


методы психодиагностики личности и группы людей;

методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека;

методы психологического консультирования;

методы психогигиены и психопрофилактики;

методы психологической экспертизы.


Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе. Поэтому
первой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующим
образом:

а) метод прямого наблюдения собственной психической жизни /самонаблюдение, интроспекция/ и психики других людей,
отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертных
оценок;

б) метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком в
связи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях, (например, выполнение профессионального задания) и,
во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;

в) психодиагностические методы - тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека,
Леонгарда, Личко и др.), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др.), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицы
Равена и др.), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др.).

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое
значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения и
функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого
общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и
нормы, групповое мнение и др.). Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с
возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.

Выделяют много отраслей психологии, связанных с изучением психологии человека и групп при осуществлении различных видов
профессиональной деятельности (педагогическая, юридическая, военная, спортивная, космическая, медицинская психология и др.). Особое место занимают
зоопсихология и специальная психология (психология слабослышащих, слабовидящих и др.). Все отрасли психологии тесно связаны с общей и социальной психологией,
выбирая для себя общепсихологическую и социально-психологическую информацию, необходимую для построения конкретной области психологических знаний.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:
Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология - М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:"Юрист",1995

11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,
Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.