Блок– один из моих любимых поэтов. Стихи его можно читать и перечитыватьбесчисленное количество раз, и снова и снова находить в них что-то новое. Еголирика никого не может оставить равнодушным. Его речь течет медленно, нооставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своемучитателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость. С течениемвремени стихи Блока не иссякают, вернее не иссякает тот скрытый философскийсмысл, пропитывающий строфы будто елей. И он, этот смысл, всегда абсолютен,всегда непреложен. Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточкуотсраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам.Тщетно мы стараемся отыскать Прекрасную Даму в череде лиц настоящих и минувшихэпох, она — вечная загадка, она — чистый абсолют. Среди стихов Блока мнеособенно нравятся такие как: «Плачет ребенок», «По улицам метель метет», «Отдыхнапрасен, дорога крута», «Сама судьба мне завещала», «Когда ты загнан и забит»и, конечно, многие другие.
Почемуименно эти стихи? Мне кажется, что в них наиболее ясна видна душа поэта, то, очем он думает, на что надеется, о чем в тайне мечтает. Вот, например,стихотворение «Плачет ребенок». Оно насквозь пронизано символизмом, в нем поэтотождествляет своего лирического героя и со страшным горбуном и с невиннымребенком. Мне нравится размышлять над строчками Блока. Читатель никогда неразграничивает понятия лирический герой и сам автор, наверное, это под силутолько филологам, рассматривающим структуру стихов. Мне, как простому читателю,видится в строчках сам Блок, слышатся его размышления о своей нелегкой судьбепоэта:
Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.
Уменя всегда возникает вопрос, кому внемлет горбун, что хотел сказать нам автор,воплощая свои мысли в образы. Быть может, бледные девушки – этобеззвучно-громогласная толпа, которая тянется к поэту-горбуну, в надежденапитаться знаниями или, наоборот, многозначительным молчанием. И что означаетребенок, который плачет? Думается, что это плачет душа поэта, он, этот горбун,боится, скрывает ребенка от кого-то косматого, который смеется над его горбом,но крик младенца все равно слышен. Так и поэт, он может молчать, но душа еговсе равно вырвется наружу и заплачет, и закричит, и ее не скроешь:
Плачет ребенок.
Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.
Ипродолжает «тащится» вместе с ребенком всю свою жизнь, и в этом, наверное,счастье. Еще мне нравится ритм стихотворения, перед глазами возникают какие-тосредневековые образы, и жутко, и интересно в одно и то же время.
Новот в стихотворении «Сама судьба мне завещала» нет образов-символов, и в немнельзя заблудится как в роще. Оно как гимн поэту и поэзии, и в нем Блок кричитвсему миру, зачем он рожден на этом свете:
Сама судьба мне завещала
С благоговением святым
Светить в преддверьи
Идеала Туманным факелом моим.
И только вечер — до Благого
Стремлюсь моим земным умом,
И полный страха неземного
Горю Поэзии огнем.
Действительно,эти строчки так не похожи на другие. Блок, в основном, говорит с нами тихимголосом, но здесь он действительно кричит во всю мощь своих голосовых связок, имне нравится стихотворение потому, что здесь мы видим другого Блока, способногоне только рассказывать нам истины, но и отстаивать их, воспламенять души, хотьи «туманным факелом», и вести за собой.
Вообще,как уже говорилось, мне действительно интересно читать стихотворения,посвященные поэту и поэзии, наверное, потому мне также нравится «Когда тызагнан и забит». В нем заключена такая неизбывная истина, которая в тоже времянастолько проста и понятна, что каждый может ее познать. Ведь просто родится –это уже счастье, созерцать этот мир, растворятся в нем, любить его. Это каксвоего рода утешение жаждущему, словно гадать по книге: открыть наугадстраницу, предварительно задавшись вопросом, например, буду ли я счастлив, илипройдут ли неудачи стороной, и я был бы безмерно счастлив, если бы открыласьстраница именно с этим стихотворением. Ведь:
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда — остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг…
Всеэто так просто, но иногда мы настолько поглощены насущными делами, что забываеми про небо, эту «книгу между книг», и про голос матери, и про ночь, «тихожаждущую утро». Вообще, созерцательность характерна для Блока, он постигаетистину, вглядываясь в очертания предметов, освещаемых «туманным факелом» еговдохновения и спешит передать нам эти картины мира. Когда читаешь егопроизведения, в сердце поселяется какое-то странное чувство тоски поутраченному, но и такая же странная надежда:
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.
УБлока очень часто мы встречаем образ метели, это очень символично: метель можетбыть доброй и злой, нести и жизнь, и смерть, и проклятие, и благословение. Этохорошо видно на примере стихотворения «По улицам метель метет». Здесь метельвыступает в роли подстрекателя к смерти, к самоубийству, или, может быть, мы неправильно трактуем символику поэта. В поэме «Двенадцать», например, метель –это символ перемен, принятия Блоком революции. Но «По улицам метель метет»написано раньше в 1907г. Быть может тогда, поэт предчувствовал приход болеесильной метели, урагана, в котором затеряются двенадцать матросов в главе сИисусом Христом, иначе как тогда трактовать следующие его строки:
Бегу. Пусти, проклятый, прочь!
Не мучь ты, не испытывай!
Уйду я в поле, в снег и в ночь,
Забьюсь под куст ракитовый!
Там воля всех вольнее воль
Не приневолит вольного,
И болей всех больнее боль
Вернет с пути окольного!
Блоковскоестремление убежать, в ночь, в снег, где-то перекликается с лермонтовскимиромантическими поисками идеала, и мне кажется, что духовно эти поэты оченьблизки друг другу. Лермонтова всюду преследует Демон, а Блока – метель. Она какнавязчивый сон, манящий и пугающий одновременно. По ту сторону метели всегдакто-то скрывается, и никогда нельзя угадать кто это: хохочущий горбун илиПрекрасная Дама. У Блока мы не найдем мотива дороги, может быть, только концапути. Он уже пришел, он уже нашел то, что искал, нашел истину и нашел своюЦаревну, но вот метель мешает ему понять, действительно ли это то, что онискал…
Встихотворении «Отдых напрасен. Дорога крута» мы слышим народные мотивы, и этосближает Блока с романтическими авторами, с их рыцарями, царевнами и несчастнойлюбовью. Но у Блока, конечно, всегда чуть-чуть не так. Его любовь, не бледная инемощная красавица, заточенная в башне замка, а прекрасная царевна, горячая инеистовая, зажигающая терем во славу своего возлюбленного. Но вот вопрос,царевна – это и есть Прекрасная Дама, или опять ее образ ускользнет от наснезамеченным. Нашел ли поэт эту свою даму, и если она – царевна, то да, а еслицаревна – это лишь замена прекрасному идеалу, то почему так рад герой в концепути увидеть зарево теремов, отражающееся в прекрасных глазах царевны:
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
Причтении произведений Блока возникает больше вопросов, чем ответов, но этим оннам и интересен. Поэзия сама по себе тайна, и если при прочтении не возникло ниодного вопроса, то, наверное, это уже не поэзия. Блоковские стихи очень душевныи сопереживательны, они вовлекают читателя в волнующий мир, населенныйневероятными волшебниками, царевнами, горбунами, русалками, Прекрасными дамами.Мы блуждаем в метели и поминутно натыкаемся на них, иногда образы плавноперетекают один в другой, словно во сне, когда сначала был один человек,обернешься, а на его месте совсем другой. Так же и Блок, сначала он один, потомдругой, но слава Богу «туманный факел» его еще не погас, еще не прочитана всяего книга, еще не дают покоя загадки, заключенные в панцирь рифм. Пока Блок снами, у нас есть надежда…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.easyschool.ru/