Софья в комедии Грибоедова «Горе отума».
Борис Голлер
ПоведениеСофьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально итаило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его местав сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себявести барышня “из общества”. “… Все это, — писал, едва ли не самыйблагожелательный к Софье, Гончаров, — не имеет в ней характера личных пороков,а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи оттеснялись, такимобразом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
Этобыла грубая ошибка! Не было подобного аморализма. Если на что другое здесь изакрывали глаза, то уж поведение барышни судили весьма строго. Чем,собственно, и занимается всю пьесу Фамусов — отец Софьи? Как не тем, чтобоградить дочь от каких-нибудь шагов на скользком пути? /.../
Барышню,нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества. /.../
Икогда мы слышим первые слова Софьи в пьесе — еще из-за двери ее комнаты, гдеона просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который час?” И потом опять тоже ленивое “Который час?” — “Неправда” (когда Лиза всячески торопит ее). Мыдолжны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Чтона самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
“Тынаходишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по целии исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (непотому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен — нет! и в моей комедии 25глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется впротивуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто проститьне хочет, зачем он немножко повыше прочих...” Известный ответ Грибоедова накритику Катенина.
Отрешимсяот привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову?Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленныйвзгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который“разумеется в противуречии с обществом”. Кстати, отметим про себя эту несколькозаниженную по нашим меркам оценку главного героя: “немножко повыше прочих...”
Еслибы Грибоедов мыслил свой план иначе — по Кюхельбекеру, он и высказался быпо-другому: “Молодой человек… (таких-то достоинств) приезжает в дом…(такой-то и такой-то), и тут с ним происходит… (то-то и то-то)”. Короче, данЧацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе...”
Нокакое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событийпьесы? Как главную пружину ее?
Единственное.Любовь этой девушки.
Этоона — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее наруках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), иМолчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам отнее — как от некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе, так, за здоровоживешь, объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее — Софьи, “с подачи”Софьи!..)
Кстати,лишь такое объяснение выдерживает нагрузку первых вступительных сцен пьесы,занятых лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину. Перипетиями этой любви. Иразрешает сомнения — от странного списка действующих лиц: в нем простопоименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
«Гореот ума» — это пьеса Софьи.
Этововсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком- и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и огостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
НоСофья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражатьсяшекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятнаядерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. Еще Гончаров отметилэто “страдательное” положение Чацкого. Герой поставлен в пьесе в “страдательномзалоге”. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороныобъекта” (по определению).
Аобъект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действиякоторого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /.../
Скольни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольныхкамней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже. И преждеего появления. А на его долю остается задача (неблагодарная, прямо скажем,особенно в глазах Софьи!) — по мере сил служить катализатором. Помочь нечаянновыявлению или обнаружению этого взрыва.
Ах!Боже мой! что станет говорить
КнягиняМарья Алексевна!
Ав самом деле, что она станет говорить?.. если все откроется? Что Чацкийворотился в Москву? был на бале у Фамусова, надерзил всем, его даже сочлинемного не в себе?.. Ну, и это, разумеется, — так, вскользь, отчасти! Ноглавное, что скажет она (и чего боится Фамусов)… И здесь, как нипарадоксально, присоединяется к ней, кроме всей толпы фамусовского бала, еще иЧацкий… и Катенин, и Пушкин:
— Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушилаприличия!..
Среди“универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого появления пьесы на свет идолго еще остававшихся в тени, может, на первом месте следует назвать самуконкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в пьесе драматическимисредствами. Единство противоречий равноправных мотивов. Драматургию комедии.
“баррикада,перегородившая дворец”...
Вступительныймотив пьесы — беспокойство.
БеспокоитсяЛизанька — “служанка… на часах”. Притом “на часах” — в буквальном смысле…Переводит часы, устраивает трезвон: барышня слишком засиделась с Молчалиным.Вбегает Фамусов — его поднял с постели этот трезвон. Ему снилось ночью, чтогде-то — музыка. /.../
Подземнаямузыка глубинного беспокойства будоражит дом.
Фамусовчуть было не застукал дочь в ее комнате с Молчалиным. Но отступился… Лизеудается спровадить его. Он не поверил ей — сделал вид, что поверил. Его тревогаявно не сегодня родилась.
Спокоентолько один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит кругами возле нее иподступается к ней. /.../
Впромежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься сМолчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /.../
Этотдень ожидания — и есть время пьесы.
Этойдевушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русскойлитературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили,не выслушав.
Нет,не автор! При всем, мягко скажем, неоднозначном отношении к ней он-то выслушалее до конца. Ей единственной, пожалуй, даны по пьесе все или почти всемотивировки поступков. Из всех персонажей комедии, включая Чацкого, этот,несомненно, результат самой филигранной отделки и психологической разработки.Может, это вообще — самое тонкое, что написано автором «Горя отума». И вместе с тем ( в какой-то мере потому) Софью как раз и труднопонять. Куда трудней, чем других. “Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой”,- скажет ей Чацкий.
СофияГрибоедова — главная загадка комедии. /.../
Ноэта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — чток Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, силачувства определялись предметом, на который оно обращено? /.../
КМолчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла задоброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на еепути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /.../
Тольконе “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творитьсобственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже послетворение окажется недолговечно.
Это- творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинскийнаходил в Софье, была энергия творческая.
То,что назвал Толстой — “энергией заблуждения”...
Счастливали она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Несмотряна резкую очерченность основных конфликтов и почти откровенный “фельетонизм”многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере “сфумато”. Они грешат или,напротив, они удивляют своей неопределенностью. И первые критики Грибоедовабыли правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То есть той самой“определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу, возможно, толькосразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно… Молчалин не довольнорезко подл… Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров”.
Иначе,наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое:безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /.../
Сейчас“пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойтиуже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму.Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал...
Параллельноеголосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /.../
Чацкийс самого приезда своего добивается любви Софьи — или правды о Софье…Продолжает добиваться — с упорством влюбленного и слепотой влюбленного, — и дажетогда, когда все давно ясно.
Чтож! Его право!..
АСофья столь же упорно защищает свою любовь. И это право ее!..
Поединоких двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликтдвух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Норавновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарскойприроде своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, сфамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уженельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этомконфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Этои есть драматургия Грибоедова. /.../
Софья- главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, илиради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должензаплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /.../
Софья- прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. Иединственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребуеткарету и уедет, — это тоже она!
Грибоедовсоздавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии.Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/