Реферат по предмету "Социология"


Перспективы трудоустройства студентов социологического факультета

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическийанализ перспективы трудоустройства студентов социологического факультета
§ 1. Рынок труда и трудоваясоциализация современной студенческой молодежи
§ 2. Перспективытрудоустройства выпускников социологических факультетов
Глава 2. Изучениеперспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности
§ 1. Подготовкаисследования
§ 2. Анализ результатов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Введение
Внастоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизмаспроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействияинститута образования и формирующегося рынка труда.
Современныйэтап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационномуобществу требует от системы высшего профессионального образования, каксоциокультурного института, обновления содержания его функций, приведенияобразовательных программ в соответствие с потребностями современного уровняпроизводства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодыхспециалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняютсядефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны — несоответствиемпрофессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемымсовременным рынком труда.
Вменяющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностныхкачеств, обеспечивающих конкуренто-способность на рынке труда, построениеуспешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личностиспециалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынкетруда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудноститрудоустройства после окончания вуза.
Актуальностьтемы исследования определяется необходимостью теоретического и практическогоосмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализуих жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условияхмодернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих вмире, которые носят глобальный характер.
Взаимодействиесистемы образования и рынка труда связано не только с востребованностьюспециалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодогопоколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит кснижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователейотмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежии реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархииценностей, приводящее к замене утративших актуальность экстравертивных мотивов,направленных на общество и других людей, на интровертивные.
Описанныепроблемы, характерны не только для коммерческой области применения социологии.В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников являетсячрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют вомногом его будущее. Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторонна рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь соискателямсформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.
Социокультурныепроблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И.Герчикова, Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян,Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.
Объектданного исследования — студенты-социологи пятого курса МАРГТУ (25 человек).
Предметисследования – условия трудоустройства выпускников социологов.
Цельюданной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускниковсоциологов, студентов пятого курса.
Всоответствие с заявленной целью в работе разрешаются следующие задачи:
1.Дать характеристику рынка труда и трудовой социализациисовременной студенческой молодежи;
2.Рассмотретьперспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов;
3.Провести эмпирическое исследование перспективтрудоустройства студентов с учетом их будущей специальности;
4.Проанализировать полученные результаты.
Гипотезаисследования: большая часть выпускников социологического факультета МАРГТУ неимеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансытрудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы иимеет опыт работы.
Методыисследования: анализ социологической литературы, характеризующей основныепонятия, такие как труд, рынок труда и образовательные услуги, социальнаямобильность, профессиональная мобильность, профессиональные притязания,материальные притязания. В ходе эмпирического исследования был использованметод анкетного опроса.
Теоретическаязначимость и возможности применения результатов. Полученные в ходе исследованиярезультаты можно будет использовать для оптимизации учебного плана в целяхповышения конкурентоспособности выпускников социологов на местном рынке труда.
Базаисследования: социологический факультет МАРГТУ.

Глава1. Теоретический анализ перспективы трудоустройства студентов социологическогофакультета
§1. Рынок труда и трудовая социализация современнойстуденческой молодежи
Происходящие в нашей стране радикальныесоциально-экономические и общественно-политические преобразования кореннымобразом изменили характер и формы развития различных сторон общественногоразвития. Переход к рыночной экономике, значительные изменения в структурезанятости, возникновение безработицы и многие другие трансформационные факторыоказали значительное влияние на сущность и основные направления трудовойсоциализации современной молодежи. Изменения господствующих в этой области теорий(отношение к труду, с одной стороны, с другой – многократное увеличениепрагматических ориентаций в трудовой мотивации) привели как к изменению самогохарактера этого важнейшего социального процесса, так и во многом способствовалиразрушению прежней системы оптимизации процесса трудовой социализации.
Одновременно, в силу многократного падения уровня жизнисоциально-незащищенных групп населения, невозможности жизнеобеспечения наоснове социальных выплат (стипендии, пенсии, льготы и т.д.), трудоваядеятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобреламассовый характер. При этом значительные группы современных студентов поройнебезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации сполучением основной профессии в вузе. Но и в этом случае управление трудовойсоциализацией студенчества имеет, к сожалению, бессистемный, неорганизованныйхарактер.
Стратегияпрофессиональной адаптации выступает важнейшим направлением государственнойполитики занятости, способствует осуществлению конституционного правагражданина на свободный выбор трудовой деятельности.
Согласносложившимся стереотипам профессиональная адаптация рассматриваетсяприменительно к людям, имеющим работу, как система мер, способствующихпрофессиональному становлению работника, формированию у него соответствующихсоциальных и профессиональных качеств и установок. Представляется, что понятиепрофессиональной адаптации необходимо расширить и относить его не только кзанятым, но и к выпускникам профессиональных учебных заведений, к безработнымгражданам, находящимся под угрозой профессиональной дезадаптации. В целомпрофессиональную адаптацию граждан можно рассматривать как систему мер,направленную на формирование самостоятельного конструктивного поведения иповышение конкурентоспособности на рынке труда.
Действеннаягосударственная политика использования и развития трудовых ресурсов включаетрационально сформированное законодательство в сфере профессиональной адаптациинаселения к рынку труда в сочетании с эффективными механизмами взаимодействиярегиональных органов ГСЗН, работодателей, учебных центров службы занятости,учреждений профессионального образования и некоммерческих общественныхорганизаций.
Воздействиетерриториальных органов службы занятости на социальных партнеров в процессахрегулирования социально-трудовых отношений носит двоякий характер. К первому типуотносится оказание гражданам социальных услуг по профессиональной адаптации,которые не предоставляются коммерческими организациями (например, специфическихпрофориентационных услуг социально незащищенным гражданам: инвалидам, одинокимматерям и др.). Государственные заказы организациям и учреждениям разных формсобственности на оказание гражданам услуг предоставляют на конкурсной основе.Второй — осуществляется на договорной основе с позиции равноправных партнеров.Его формами являются разработка и реализация стратегических программ развитиятрудовых ресурсов и всесторонняя поддержка государственными органами заявленныхприоритетов государственной политики на рынке труда.
Формированиесоциально ориентированного рынка труда требует более тесного взаимодействиярайонных и городских центров занятости населения, местных администраций иорганов профессионального образования, учебных заведений, работодателей и ихобъединений, других заинтересованных партнеров на рынке труда по реализацииединой государственной политики в области профессионального обучения ипрофессиональной ориентации. Это равноправное и взаимовыгодное сотрудничество,в котором должны максимально согласовываться и реализовываться интересыдоговаривающихся сторон. Учреждения профессионального образования должныоптимально ориентироваться на требования работодателей к качеству трудовыхресурсов.
Необходимо признать, что в стране практически отсутствуетединая система управления трудовой социализацией студенческой молодежи, а самэтот процесс протекает стихийно, приводя в социальном смысле к различнымколлизиям и издержкам, наносящим огромный вред и отдельной личности, и обществув целом.
Известно, что современная система управления, структура,финансово-экономические механизмы системы образования не в полной мересоответствуют новым экономическим условиям и требованиям со стороныпотребителей образовательных услуг и рынка труда. В связи с этим российскомугосударству необходима разработка новых программ и технологий, способствующихоптимизации трудовой социализации студенческой молодежи в современных условиях,так как смена менталитета и системы ценностных ориентаций привела в обществе кснижению значимости труда как одной из главных ценностей.
Отдельную большую и многоплановую проблему составляютособенности развития и управления процессом трудовой социализации в условияхконкретного российского региона. Специфический наборпроизводственно-экономических, демографических, этноконфессиональных и другихсоциально-значимых факторов, задающих в совокупности эксклюзивный характерразвития молодого поколения, в том числе и ее трудовой социализации, требуетнаучной разработки механизмов, форм и способов оптимизации такого сложного ипротиворечивого процесса, как трудовая социализация молодежи в каждом российскомрегионе.
В связи с тем, что в нашей стране система высшего образованияпереживает качественно новый этап в своем развитии, обусловленный взначительной степени его коммерциализацией и переходом к мировым стандартам,радикально изменяются основные тенденции и противоречия в развитии процессатрудовой социализации студентов. В свою очередь, подобное изменение феноменатрудовой социализации требует радикального совершенствования и системыуправления этим процессом, и разработки дополнительных факторов егооптимизации.
Одновременносущественно изменилось значение таких способов трудовой социализации, какдовузовский рабочий стаж и служба в вооруженных силах страны. Таким образом, изпреобладающих способов трудовой социализации, доминировавших в прежние времена,остались такие, как: производственная и учебная практика в своем вузе, ипроизводственная практика за его пределами [15, c.26].
Вместес тем, переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение ролистипендии в материальном обеспечении студентов, а также — распространениеплатных форм образования (к 2005 году свыше 50% студентов Российской Федерацииобучалось на коммерческой основе) создали систему принципиально новых факторовтрудовой социализации. Современные студенты значительно в большем масштабевынуждены «подрабатывать», чтобы как-то «свести концы с концами».
Анализведущих тенденций развития процесса трудовой социализации современнойстуденческой молодежи приводит к выводу о том, что, во-первых, в связи с резкимвозрастанием имущественной стратификации появляется небольшая, но довольноустойчивая группа студентов, решающих свои материальные проблемы посредствомиждивенческой «подпитки» своих родителей.
Во-вторых,несмотря на то, что студенты, как и в прежние времена, «хватаются» за любуюработу, возрастающую роль в их трудовой социализации и материальном обеспечениииграют сферы деятельности, обслуживающие инфраструктуру современного рынка(сетевой маркетинг, розничная торговля, коммерческие сделки, участие врекламных акциях).
В-третьих,анализ проблем трудовой деятельности современной студенческой молодежи постране в целом, проведенный на материалах нескольких исследований показывает,что возрастает значение процесса непосредственно трудовой социализации, т.е.увеличение значения «подработок» по осваиваемой в вузе специальности.
Профильноеобучение позволяет за счет изменений в структуре содержания и организацииобразовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности испособности учащихся школ, создавать условия для обучения старшеклассников всоответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Профильнаяориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшегообучения и созданию условий для повышения готовности молодежи к профессиональномусамоопределению.
Профориентационнаяработа в вузе является начальным этапом профессионального самоопределенияучащихся. От ее содержания и организации зависит эффективность привлеченияабитуриентов в вуз, обучение будущих студентов, трудоустройство и закреплениевыпускников на рабочем месте.
Вцелом, ведущие направления трудовой социализации современных российскихстудентов, к сожалению, отличаются противоречивым характером, бессистемностью,и пока еще неэффективно регулируются современным обществом, при том, чтозначение этого процесса для будущего нашей страны трудно переоценить.
Ксожалению, в регионах не всегда последовательно и научно обоснованноразрабатывают программы профессиональной адаптации населения к рынку труда,недостаточно активно привлекают к равноправному сотрудничеству социальныхпартнеров — объединения работодателей, профсоюзы, некоммерческие организации,учреждения профессионального образования, ассоциации выпускников. Учрежденияпрофессионального образования медленно перестраиваются с учетом новыхтребований работодателей, негибко реагируют на изменения рынка труда вотношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровняих квалификации. Зачастую продолжается подготовка кадров для отраслей,переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников.
Системапрофориентационной работы вуза дает возможность каждому поступающему осознаннои ответственно подойти к выбору будущей специальности. Отечественный опытсвидетельствует, что профильное обучение дает положительный результат только вединстве с профориентацией и возможно в сочетании с фундаментальнымобразованием.
Однакобольшая часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведенийне имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городахи сельских поселениях. Количество обращений в службы занятости средивыпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста,значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройствапо полученной специальности.
Получается,что заказчиками по этим профессиям выступают не предприятия и организации, а родители.Крайне негативную роль играет также отсутствие целевой системы трудоустройствавыпускников учебных заведений по договорам с работодателями: имеющиеся договорызаключаются без взаимной ответственности за их выполнение. Мониторингтрудоустройства своих выпускников учебные заведения, как правило, не проводят.
Не имея возможности вкладывать в человеческий капитал, раститькадры и т.д., фирмы повышают и ужесточают требования к кандидатам на должности.В ряду требований работодателей к кандидату, составленном по базам данныхдепартамента федеральной государственной службой занятости и кадровых агентствна февраль 2005 года, можно отметить, что основные критерии отбора дляработодателей – возраст (23-43 года), опыт работы (по разным оценкампредполагается наличие опыта работы от 2 лет), компьютерная грамотность. Такжеочень важное значение имеют внешний вид соискателя, дополнительныепрофессиональные знания, наличие установившихся деловых связей.
В то же время тем, кто нанимается на работу, идеальныйработодатель (фирма, место работы) представляется так: хорошая оплата труда,соответствие работы полученной квалификации и нормальные условия труда.Достаточно важными являются удобный режим работы, близость к месту проживанияили транспортным путям, престижность работы. Менее значимы такие требования,как возможность продвигаться по службе, безопасность, возможность проявлять инициативуи самостоятельность, хороший коллектив.
Такимобразом, основными факторами, препятствующими трудоустройству молодыхспециалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда, являются:
·      несоответствиеспроса и предложения рабочей силы на рынке труда, структуры потребностей ивыпуска специалистов;
·      недостаточнаяобоснованность среднесрочных и долгосрочных прогнозов специалистов;
·      отсутствиенеобходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпускников,недостаточные знания и отсутствие опыта работы на компьютере;
·      превалирующаяориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере с установкой навысокую заработную плату;
·      низкийуровень оплаты труда и отсутствие в большинстве организаций социальных гарантий(прежде всего перспектив обеспечения жильем);
·      недостаточнаяинформированность безработных граждан и выпускников учебных заведений отенденциях и навыках поведения на рынке труда.
Такимобразом, условия рыночной экономики диктуют необходимость введения новыхтребований к процессу обучения и формированию эффективного работника, егоресурсных качеств в рамках всех ступеней образования. Основная цельпрофессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста,конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональномуросту, социально и профессионально мобильного.
§2. Перспективы трудоустройства выпускников социологических факультетов
Социологиякак наука относительно молода, а в России её возраст исчисляется несколькимидесятилетиями. С одной стороны, у науки есть масса возможностей для развития,но с другой, социологи и в научном мире зачастую вынуждены доказывать своёправо на жизнь. Для людей, заканчивающих образование и заинтересованных внаучной деятельности, это оборачивается непониманием своей функции в этомпроцессе, выводами об отсутствии перспектив и на ниве науки. В итоге новыеспециалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места.
Наситуацию существенно влияет неразвитость инфраструктуры, прежде всего, информационнойна российском рынке труда. Спрос на социологов существует и даже медленнорастет в последние годы, как в научной, так и в прикладной области. Фирмынабирают маркетинговые отделы, растущий постепенно спрос формирует предложениев виде исследовательских центров, растущий успех науки привлекает к ней всебольшее внимание, возрастает потребность в научных работах.
Отмечаетсяувеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 %. Проблемалишь в том, что высшая школа не в состоянии обеспечить квалифицированными поэтим направлениям кадрами рынок труда. Образовательные учреждения неориентируются на рынок, а работодатели не вкладывают в человеческий капитал.
Витоге экономика одновременно страдает от двух несовместимых, казалось бы, болезней- нехватки работников, обладающих необходимыми производству профессиями иквалификацией, и безработицы. Но недостаточная осведомленность о существующемположении, неготовность к полноценному участию в происходящих на рынке трудапроцессах – все это не дает старшекурсникам и выпускникам социологическихотделений вузов возможности быть полноценными участниками рынка, вузам –обеспечивать перспективы своим выпускникам, работодателям – получать кадрынужной специальности и квалификации.
Дляисправления этой ситуации, однако, нужны не общие ее оценки, а конкретнаяинформация о состоянии рынка труда в различных его сегментах и различныхрегионах страны. Для поиска такой информации и оценки инструментов ее получениястудентами Государственного университета — Высшей школы экономики былопроведено социологическое исследование.
Спомощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускниковфакультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ.Основной целью являлся анализ перспектив трудоустройства старшекурсников ивыпускников социологических факультетов столичных вузов в московскихорганизациях.
Навопрос о том, в чем причина проблем с трудоустройством на работу поспециальности, многие респонденты отмечали отсутствие энтузиазма у самогосоискателя, безынициативность, неумение преподать себя, неуверенность в себе, атакже завышенные требования к работодателям, особенно по зарплате. Личностныекачества и глубокая заинтересованность в постоянном месте работы являютсяосновными латентными факторами трудоустройства, определяющими в ходе дальнейшейкарьеры и стратегию накопления человеческого капитала, и пути поиска работы.
Респондентамиотмечается низкий уровень информированности работодателей относительновозможностей социологии. На этом фоне умение подать себя, продемонстрироватьочевидные преимущества своих знаний и навыков, накопленных за долгиестуденческие годы, является важнейшим умением для трудоустройства поспециальности.
Продолжительностьпоиска работы социологов, опрошенных в ГУ ВШЭ, выглядит так. Доля занятыхпоиском работы составила 31,5% выборки. Из полученных данных следует, что тереспонденты, которые ищут работу, в среднем потратили на это к моменту опросауже 46 дней. То, что бoльшая часть ответивших уже ищет работу от одного дополутора месяцев, показывает, что они находятся в ситуации, когда с каждым днёмвероятность нахождения работы падает: в ближайшем будущем они, вероятно,согласятся на работу, которая их, в общем, не устраивает или же оставят навремя поиски. Согласно теории Грановеттера, неформальные связи дают быструюотдачу; те же, у кого нет таких контактов, обречены долго и безуспешно искатьработу.
Помнению Т.И. Заславской, для России характерно скорее штучное трудоустройство.Заметная доля выпускников–социологов устраиваются не по специальности, хотязнания, безусловно, помогают. Наблюдается определенная сегментация рынка:академически-ориентированное меньшинство идет в науку, чуть большее количествостудентов – в маркетинг, а остальные – куда придется.
Отмеченадифференциация и в установках студентов. Часть студентов считает, что ценностьлюбого образования заключена в способности дать универсальные знания; другаяпопросту не умеет находить работу, а значит, не уделяет этой теме достаточноговнимания. В институтах основам трудоустройства не учат, и студенты воспринимаютполучаемые знания как нечто избыточное, бесперспективное: все равно приходитсяучиться уже по ходу дела.
Сточки зрения Р.В. Рывкиной, большинство студентов считают специальность, накоторой они обучаются, бесперспективной уже с первого курса, они ценят вполучаемом ими образовании только те знания, которые можно применить внесоциологической области.
Студентыи выпускники социологических факультетов г. Москвы чаще всего устраиваютсянепосредственно на работу по специальности, используя информацию изнеформальных источников (в первую очередь, личные профессиональные связи). Чащевсего социологи идут работать в организации, чьими направлениями деятельностиявляются маркетинг и реклама.
Результатыисследования показали, что около трети ответивших идут в маркетинг и рекламу;незначительное меньшинство занято в организациях, специализирующихся напроведении социологических исследований; многие пошли в науку и образование;политическая и государственная деятельность привлекает всего 3% респондентов;каждый седьмой социолог имеет опыт работы в компаниях, связанных с торговлей,производством и т.д.
Исследованиев вузах Москвы показало, что устраивающиеся по блату на старте занимают болеевысокие должности, чем трудоустраивающиеся самостоятельно. Однако позжекарьерный рост первых приостанавливается, а вторых ускоряется. Выяснилось, чтоработодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опытаработы. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще встуденческие годы. Эмпирические данные свидетельствуют, что 45% респондентовтрудоустроенных попали на работу потому, что «работодатели вышли на них сами»,а 55% трудоустраивались самостоятельно. Для них наиболее эффективными способамиявляются поиск рабочего места через коллег, однокурсников и через друзей.
Бoльшаячасть представлений молодых социологов о рынке труда расходится с реальнымположением на рынке. Основной пункт рассогласования ожиданий с реальностьюсвязан с недооценкой социологами важности неформальных связей, и особеннопрофессиональных контактов, для устройства на работу и карьерного роста.Ожидания молодых социологов соответствуют реальности в том, что касаетсяприоритетности для работодателя практических навыков перед социологическойквалификацией.
Достаточныхзнаний о рынке труда и возможностях будущего трудоустройства студенты неполучают ни в вузе (хотя опрос проводился среди студентов самых престижныхвузов России), ни из специализированных информационных источников.
Вероятно,одну из проблем могла бы решить деятельность по профориентации среди молодёжи:предоставляя знания о том, куда, кем, как и на каких условиях можно устроиться,она помогла бы выбирать эффективную стратегию. Ясно, что такая деятельностьдолжна принимать современные формы и не сводиться к организации встреч междусоциологами и работодателями.
Надопомнить, что главное сегодня – информация. Тем не менее, все те, ктозаинтересован в том, чтобы получившие образование по социологии находилиработу, а их работодатели получали качественных специалистов, могут озадачитьсебя тем, как расширить сектор формального конкурентного взаимодействия междусоискателями и работодателями. Представляется, что на сегодняшний деньчрезмерно большая часть рынка (по объективным причинам) ушла в сферуконкуренции связей, а не конкуренции специалистов. И хотя в основном проблемы струдоустройством всё же решаются, это может привести к возникновениюпрепятствий в развитии специалистов-социологов.
Междутем государственные посредники должны заботиться о равных возможностях для всехкатегорий, а частные агентства вполне могут найти свой денежный интерес вдеятельности в этом секторе. По всей видимости, их отворачивает низкаястоимость молодых социологов на рынке – а соответственно, и низкая доходностьот таких сделок. Однако, как показывает данное исследование, вполне возможно,что на обочине остаются квалифицированные молодые специалисты, которые могли быпринести пользу работодателям (а соответственно, и агентствам, их устраивающим)и способны на быстрый профессиональный рост. В то же время они легко доступныдля рекрутинга, в отличие от уже работающих менеджеров с именем, привлечениекоторых всегда стоит агентству больших усилий и не всегда оправданно.Институциональным посредникам стоит попытаться реорганизовать, реформироватьэту сферу услуг так, чтобы и молодые кадры не гнушались своими правамиобращения к данным институциона- лизированным формальным практикам.
Конечно,молодые специалисты во многом попадают в замкнутый круг: трудоустроен тот, укого есть опыт работы. Но опыт работы всего лишь ярлык, за которым скрываютсяопределенные знания и умения, который вполне можно получить и в рамкахинститута. Институт в этом случае может выступить в виде полигона, здесь можнореализовывать свою самостоятельность. Рост самостоятельного ведения какого-либодела только увеличивает вероятность трудоустройства, а цена ошибки будет ниже,чем на рабочем месте. Если человек ради своей идеи не смог объединить своих жедрузей-сокурсников, то он не сможет это сделать и на рабочем месте срединезнакомых людей.
Ктому же институт — единственный источник теоретических знаний, получить которыевпоследствии будет очень сложно, а на самостоятельное изучение просто не будетвремени. В конечном счете, чем выше стартовый «человеческий капитал», тем вышевероятность попасть на работу, и именно университет – неограниченный источникпополнения человеческого капитала во всех отношениях.
Такимобразом, в результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мыможем сделать следующие выводы:
Всовременных условиях рыночной экономики возрастает необходимость введения новыхтребований к процессу обучения и формированию эффективного работника, егоресурсных качеств в рамках всех ступеней образования.
Вследствиеувеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастаетспрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной цельюпрофессионального образования является подготовка квалифицированногоспециалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянномупрофессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодателине склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудового стажа.

Глава2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущейспециальности
§1. Подготовка исследования
Различныерегионы России имеют свою специфику задействования социологического труда и,соответственно, свою специфику взаимоотношений на рынке труда. Данноеисследование ограничилось изучением ситуации, сложившейся на рынке трудасоциологов республики Марий Эл, в частности, города Йошкар-Ола, где существуетнехватка рабочих мест, и уровень заработной платы является более низким, посравнению с соседними регионами.
Посколькухорошо известно, что сегодня значительная часть старшекурсников имеет опыттрудоустройства, и многие пытаются устроиться по получаемой специальности, вполе изучения попали выпускники социологического факультета, имеющиепервоначальный человеческий капитал, который им обеспечило социологическоеобразование.
Мыпредположили, что большая часть выпускников социологического факультета МАРГТУне имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансытрудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы иимеет опыт работы.
Дляпроверки гипотезы мы провели анкетный опрос среди 25 пятикурсников (18 женщин и7 мужчин). Возраст наших респондентов от 22 до 26 лет, вследствие того, что невсе студенты поступили в вуз сразу после окончания школы. Составленная намианкета включает 20 вопросов (см. Приложение 1). Анкетирование проводилось вмарте 2010 года, было анонимным и носило добровольный характер.

§2. Анализ результатов исследования
Болееполовины студентов, принявших участие в анкетировании, являются жителями городаЙошкар-Ола (56%). Остальные проживают в районах республики Марий Эл (см. рис1).
/>
Рис.1.Место жительства студентов
Большинствостудентов ответили, что считают работу социолога своим призванием (44%).Остальные выбрали социологический факультет руководствуясь практическимисоображениями: доступность оплаты обучения (32%) и уровня сложностивступительных экзаменов (24%).

/>
Рис.2.Причины выбора специальности
Навыбор будущей профессии в большинстве случаев оказали влияние родители и друзья(60%). Для многих решающую роль сыграла доступность образования (32%).
/>
Рис.3.Фактор, повлиявший на выбор профессии
64%респондентов считают, что ценность получаемого образования заключается в том,что полученные в вузе знания помогут в будущей профессии. 44% надеютсяустроиться по специальности. 24% сожалеют, что не поступили на более престижныйфакультет.
Только56% выпускников в настоящее время заинтересованы в поиске работы, 32% из ниххотели бы найти работу с частичной занятостью, чтобы она не мешала учебе (рис.4).
/>
Рис.4.Заинтересованность студентов в работе
Из20% уже работающих студентов, только 12% работают по специальности. Остальныенашли применение своим способностям в сфере образования (4%) и торговли (4%).
Найтиработу большинству студентов помогли личные знакомства (родственники и друзья),и только один человек устроился на работу по объявлению.
Большинствостудентов, которые в данный момент не работают, не могут найти такую работу,которая их полностью будет устраивать (60%). Только 24% имеют опыт работы поспециальности «социология». И лишь 28% уверенно владеют несколькимикомпьютерными программами.
Навопрос «Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться наработу с перспективой карьерного роста?» большинство студентов даютотрицательные ответы (рис. 5).

/>
Рис.5.Оценка перспективы трудоустройства студентами
36%студентов собираются искать работу, используя личные связи –знакомых иродственников.
35%студентов полагают, что потратят времени на поиски работы чуть менее месяца.20% считают, что времени на поиски работы может уйти до года. 32% затрудняютсяответить на этот вопрос.
44%считают, что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращаетвнимание на наличие опыта работы в данной области.
36%респондентов уверены, что проблемы трудоустройства молодых специалистов долженрешать вуз, или государство (24%).
52%основными направлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, прикоторых возможно будет шире развивать практику, когда студентане принимают на постоянную работу в организацию, а дают ему определенныйсамостоятельный участок деятельности и право работать по гибкому графику направах совместительства, временной работы или с оплатой по результатам.
Такимобразом, подводя итог проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том,что большинство студентов-социологов:
·         считаютработу социолога своим призванием;
·         считают,что полученные в вузе знания помогут в будущей профессии;
·         немогут найти такую работу, которая их полностью будет устраивать;
·         считают,что им будет сложно найти работу с перспективой карьерного роста;
·         считают,что работодатель при приеме на работу в первую очередь обращает внимание наналичие опыта работы в данной области;
·         уверены,что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз, илигосударство;
·         основныминаправлениями оптимизации трудовой социализации называют условия, когда студентможет работать на правах совместительства, временной работы или соплатой по результатам.

Заключение
Итак,в настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночногомеханизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизмвзаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. Современныеусловия рыночной экономики диктуют необходимость введения новых требований кпроцессу обучения и формированию эффективного работника, его ресурсных качествв рамках всех ступеней образования.
Вследствиеувеличения запроса на социологов в научной и в прикладной области, возрастаетспрос на квалифицированный персонал. Несмотря на тот факт, что основной цельюпрофессионального образования является подготовка квалифицированногоспециалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянномупрофессиональному росту, социально и профессионально мобильного, работодателине склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта и трудовогостажа.
Врезультате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что большинствовыпускников социологического факультета МАРГТУ считают работусоциолога своим призванием, и надеются, что полученные в вузезнания помогут им в будущей профессии.
Вместес тем большинство пятикурсников не могут найти такую работу, которая ихполностью будет устраивать и считают, что им будет сложно найти работу сперспективой карьерного роста, в следствие того, что работодатель при приеме наработу в первую очередь обращает внимание на наличие опыта работы в даннойобласти.
Студентысчитают, что проблемы трудоустройства молодых специалистов должен решать вуз,или государство, и основными направлениями оптимизации трудовой социализацииназывают условия, когда студент может работать на правах совместительства,временной работы или с оплатой по результатам.
Результатыпроведенного исследования подтверждают нашу гипотезу о том, том, что большаячасть выпускников социологического факультета МАРГТУ не имеет реальной трудовойперспективы по месту жительства, и лучшие шансы трудоустроиться имеют те, ктоначал подрабатывать в студенческие годы и имеет опыт работы.
Такимобразом, проблемы трудовой социализации студенческой молодежи на современномэтапе непосредственно связаны с процессами, происходящими в современномРоссийском обществе. Духовно-нравственные устои и образ жизни не простосущественно изменились, но и приобрели новое, качественное содержание. Причемизменения, охватившие общество, в том числе и студенчество, в последние годыимеют системный характер и затрагивают как экономические, так исоциально-профессиональные и духовные аспекты.
Следовательно,необходимо научное исследование и понимание данной реальности с учетомсложившейся социальной ситуации, социально-экономических условий жизни идуховно-нравственных потребностей студенчества. В том числе одной из актуальныхзадач современной науки становится изучение базовых факторов трудовойсоциализации студенческой молодежи и разработка методики ее оптимизации.
Гипотезаисследования нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи, стоящиев начале исследования, выполнены.

Списоклитературы
1.      АбалкинЛ.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2004.
2.      АдамчукВ. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ,2004. 407 с.
3.      АтамановаР. И. Поиск работы М,2001
4.      БагдасарьянН. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческоймолодежи // Социс. 2003. 11.
5.      БаумгартенЛ. И снова о реформе образования // Управление персоналом. 2002. 5
6.      ВеснинВ.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юрист,2002 г.
7.      ВишневскийЮ.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессиональногосамоопределения студенчества Свердловской области Свердловск: Уральскийгосударственный технический университет, 2003
8.      ГончароваН.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2004.
9.      ДеражнеЮ. Профессиональная карьера женщин.//Человек и труд. 11, 2003 г.
10.    ДмитриевЮ.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2005.
11.    ДудковскаяЯ.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Социс — 7.- 2005.
12.    ЕгоровО.Профильное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. – 2006.– № 5. – С. 32-36.
13.     ЗборовскийГ.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 2002
14.     ЗборовскийГ. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003.7.
15.     ЗерчаниноваТ.Е. Выпускники профессиональных образовательных учреждений и рынок труда //Чиновник. 2005. 2(12)
16.     КарташовС. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Трудоустройство. Поиск работы М, 2002
17.    МасловЕ.В. Управление персоналом предприятия. Учебное
пособие. Москва-Новосибирск, 2002.
18.     МексмерМ. Поиск работы для чайников М,2004
19.     МирскаяМ.И., Дикарева А.Л. Социология труда. М.,2000
20.     МолевичЕ. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социс. 2001.6.
21.     ОконниковаИ.М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценкаперспектив / Известия Академии труда и занятости — 1-2.-2005.
22.     ПоляковВ.А. Технология карьеры. Практическое руководство. М.: Дело Лтд, 2005 г.
23.     ПригожинА. И. Современная социология организаций, Москва 1995г.
24.     ПузановаЖ.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце 20 в. Опыт сравнительнойхарактеристики / Социс — 7.- 2001.
25.     РезникС.Д. Школьники и студенты в рыночной среде / ЭКО-9.- 2004.
26.     РозенбергА.М. Как стать бизнесменом. Технология успеха. Иж.: Изд-ий дом Удм-ийуниверситет, 2005 г.
27.     РомашовО. В. Социология труда. М., 1999.
28.     Рыноктруда / под ред. В. С. Буланова, Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 2004. 448 с.
29.     Рыноктруда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. М.:Информационно-издательский дом Филинъ, 2003. 280 с.
30.     СерегинаИ.И. Профессиональная карьера.//Социс. 4, 2005г.
31.     СинягинА., Фролкин П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства / ЧеловеческиеРесурсы. 2001. 3
32.     СоломенчукВ. Интернет. Поиск работы. Учеба. Гранты М,2000
33.     Социологическоеисследование «Студент-2005» Екатеринбург, Уральский государственныйтехнический университет, 2005
34.     ТощенкоЖ. Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. 2003. 2.
35.     Трудящаясямолодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.,1984.
36.     ФедотоваН. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 2002.1-2
37.    ЧистяковаС., Радичев Н. Профессиональная ориентация школьников на этапеперехода к профильному обучению // Народное образование. – 2006. – № 9. – С.152-156.
38.     ЩербинаА.В. О первоочередных мерах по созданию механизма содействия выпускникам вузовв трудоустройстве // Вестник Московской Городской Думы. 2002. 11
39.    ЭфендиевА.Г. Кондрашова М.В. Московское студенчество 1995-2000гг. — социальнаяситуация, тенденции, перспективы // Мир России 2004. №1.
40.     ЯдовВ.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы М.: Речь,2004-256с.

Приложение1
Анкета
1.        Пол
2.        Возраст
3.        Укажитерайон проживания
4.Почему вы выбрали социологический факультет?
1.        этомое призвание (нравится работать с людьми)
2.        прощебыло поступить (уровень сложности вступительных экзаменов)
3.        доступнаяоплата обучения
5.Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?
1.        родители,друзья
2.        простонужно высшее образование
3.        доступностьобучения
6.Какие источники информации вы использовали в процессе выбора вуза?
1.        сайтМАРГТУ-
2.        печатныеиздания по вузам —
3.        студентывуза –
7.В чем для вас заключается ценность получаемого образования?
1.        даетуниверсальные знания
2.        иметьвысшее образование престижно
3.        знанияпомогут в будущей профессии
8.Учитывали ли вы перспективы дальнейшего трудоустройства при поступлении в вуз?
1.        да,я надеюсь устроиться по специальности
2.        нет,главное – получить высшее образование
3.        нет,нужно было поступать на другой факультет
9.Заинтересованы ли вы сейчас в поиске работы?
1.        Да,причем с почти полной занятостью
2.        Да,но что-нибудь с частичной занятостью, чтобы не мешала учиться
3.        Нет,пока еще нет
4.        Нет,пока я учусь, я работать не собираюсь
5.        Нет,я уже работаю
10.Если вы уже работаете, то в какой сфере?
1.        поспециальности
2.        маркетинг,торговля
3.        наука,образование
11.Как вы нашли работу?
1.        личныезнакомства (родственники, друзья)
2.        пообъявлению
3.        агентствопо трудоустройству
12.Если вы не работаете, то по каким причинам?
1.        немогу найти работу
2.        вданный момент учеба важнее
3.        немогу определиться с выбором
13.Умеете ли вы работать на компьютере?
1.        да,уверенно владею несколькими программами
2.        пытаюсьосвоить основные программы
3.        нет,не умею
14.Есть ли у Вас опыт постоянной работы с применением знаний по специальности«Социология»?
1.        Да,
2.        Нет,опыта такой работы не имеется
15.Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться на работу сперспективой карьерного роста?
1.Очень сложно
2.Достаточно сложно
3.Достаточно просто
4.Очень просто
5.Затрудняюсь ответить
16.Какой основной способ Вы предпочитаете для поиска работы?
1.        Череззнакомых и друзей 32%
2.         Рекрутинговыеагентства (биржа труда) 3%
3.         Специализированныесайты (по объявлению) 28%
4.         Напрямуюобращаясь в компанию 30%
17.Как Вы полагаете, сколько времени Вам потребуется, чтобы найти работу (включаяуже затраченное время)?
1.Около недели
2.До месяца
3.Несколько месяцев
4.До года
5.Более года
6.Затрудняюсь ответить
18.Как Вы считаете, на что в первую очередь обращает внимание работодатель приприёме на работу (выберите не более трёх вариантов ответа)?
1.Средний балл диплома
2.Вуз, в котором получено образование
3.Опыт работы в данной области
4.Навыки (обращение с компьютером, языки и пр.)
5.Личные качества
6.Мотивация, интерес к работе
7.Место жительства
8.Рекомендации с места учебы, работы
9.Наличие нужных связей у соискателя
19.Кто должен решать проблемы трудоустройства молодых специалистов?
1.    самимолодые специалисты.
2.    вуздолжен помогать выпускникам, давать больше знаний, которые они могли быприменить на практике.
3.    долженрешать вуз.
4.    должнозаниматься государство
5.    затруднилисьответить
20.Назовите основные, на ваш взгляд, направления оптимизации трудовойсоциализации.
1.взаимодействие между специалистами с одной стороны, и вузами – с другой, должностать более тесным и менее формальным;
2.обучение в вузе необходимо сделать более дифференцированным и адаптированным кинтересам организаций;
3.шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу ворганизацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности иправо работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работыили с оплатой по результатам

Приложение2
Ответыреспондентов на вопросы анкеты
1.        ПолЖ – 18, М — 7
2.        Возраст22 – 7, 23 – 12, 24 – 2, 25 – 3, 26 – 1.
3.        Укажитеваш район проживания.
1.  Йошкар-Ола– 14 чел.
2.  Звениговскийр-н – 2 чел,
3.  Моркинский– 1 чел,
4.  Советский– 1 чел,
5.  Оршанский– 3 чел,
6.  Медведевский– 4
4.Почему вы выбрали социологический факультет?
4.        этомое призвание – 11 чел.
5.        прощебыло поступить (уровень сложности вступительных экзаменов) – 6 чел
6.        доступнаяоплата обучения – 8 чел
5.Что повлияло на ваш выбор будущей профессии?
4.        родители,друзья – 15 чел
5.        простонужно высшее образование – 2 чел
6.        доступностьобучения – 8 чел
6.Какие источники информации вы использовали в процессе выбора вуза?
4.        сайтМАРГТУ- 8 чел
5.        печатныеиздания по вузам – 4 чел
6.        студентывуза – 13 чел
7.В чем для вас заключается ценность получаемого образования?
4.        даетуниверсальные знания – 7 чел
5.        иметьвысшее образование престижно – 2 чел
6.        знанияпомогут в будущей профессии – 16 чел
8.Учитывали ли вы перспективы дальнейшего трудоустройства при поступлении в вуз?
4.        да,я надеюсь устроиться по специальности – 11 чел
5.        нет,главное – получить высшее образование — 8
6.        нет,нужно было поступать на другой факультет – 6 чел
9.Заинтересованы ли вы сейчас в поиске работы?
6.        Да,причем с почти полной занятостью – 6 чел
7.        Да,но что-нибудь с частичной занятостью, чтобы не мешала учиться – 8 чел
8.        Нет,пока еще нет – 4 чел
9.        Нет,пока я учусь, я работать не собираюсь – 2 чел
10.     Нет,я уже работаю – 5 чел
10.Если вы уже работаете, то в какой сфере?
4.        поспециальности – 3 чел
5.        маркетинг,торговля – 1 чел
6.        наука,образование – 1 чел
11.Как вы нашли работу?
4.        личныезнакомства (родственники, друзья) – 4 чел
5.        пообъявлению – 1 чел
6.        агентствопо трудоустройству – 0
12.Если вы не работаете, то по каким причинам?
4.        немогу найти работу – 15 чел
5.        вданный момент учеба важнее – 3 чел
6.        немогу определиться с выбором – 4 чел
13.Умеете ли вы работать на компьютере?
4.        да,уверенно владею несколькими программами – 7 чел
5.        пытаюсьосвоить основные программы – 12 чел
6.        нет,не умею – 6 чел
14.Есть ли у Вас опыт работы с применением знаний по специальности «Социология»?
3.        Да– 6 чел
4.        Нет,опыта такой работы не имеется – 19 чел
15.Как Вы думаете, насколько сложно таким людям, как Вы, устроиться на работу сперспективой карьерного роста?
1.Очень сложно – 5 чел
2.Достаточно сложно – 8 чел
3.Достаточно просто – 2 чел
4.Очень просто – 1 чел
5.Затрудняюсь ответить – 9 чел
16.Какой основной способ Вы предпочитаете для поиска работы?
5.        Череззнакомых и друзей – 9 чел
6.         Рекрутинговыеагентства (биржа труда) – 6 чел
7.         Специализированныесайты (по объявлению) – 4 чел
8.         Напрямуюобращаясь в компанию – 6 чел
17.Как Вы полагаете, сколько времени Вам потребуется, чтобы найти работу (включаяуже затраченное время)?
1.Около недели – 2 чел
2.До месяца – 7 чел
3.Несколько месяцев – 3 чел
4.До года – 5 чел
5.Затрудняюсь ответить – 8 чел.
18.Как Вы считаете, на что в первую очередь обращает внимание работодатель приприёме на работу (выберите не более трёх вариантов ответа)?
1.Средний балл диплома – 2 чел
2.Вуз, в котором получено образование – 3 чел
3.Опыт работы в данной области – 11 чел
4.Навыки (обращение с компьютером, языки и пр.) – 2 чел
5.Личные качества – 4 чел
6.Мотивация, интерес к работе – 5 чел
7.Место жительства – 2 чел
8.Рекомендации с места учебы, работы – 1 чел
 9.Наличие нужных связей у соискателя- 8 чел
19.Кто должен решать проблемы трудоустройства молодых специалистов?
1.        самимолодые специалисты – 2 чел
2.        вуздолжен помогать выпускникам, давать больше знаний, которые они могли быприменить на практике – 3 чел
3.        долженрешать вуз – 9 чел
4.        должнозаниматься государство – 6 чел
5.        затруднилисьответить- 4 чел
20.Назовите основные, на ваш взгляд, направления оптимизации трудовойсоциализации.
А)взаимодействие между специалистами с одной стороны, и вузами – с другой, должностать более тесным и менее формальным – 7 чел
Б)обучение в вузе необходимо сделать более дифференцированным и адаптированным кинтересам организаций – 5 чел
В)шире развивать практику, когда студента не принимают на постоянную работу ворганизацию, а дают ему определенный самостоятельный участок деятельности иправо работать по гибкому графику на правах совместительства, временной работыили с оплатой по результатам 13 чел


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.