Изображение «новых людей» впроизведениях Тургенева и Чернышевского
Практическивсех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своеговремени. Эта тема нашла свое отражение в романе Тургенева «Отцы идети» и в романе Чернышевского «Что делать?».
Главныегерои этих произведений представляют новый тип передовой молодежи. Посоциальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — типичныеразночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагатьсятолько на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях:«Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на своесодержание; Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV классагимназии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств пролагалисебе дорогу». Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годахБазарова, но "… надо полагать, — писал Герцен, — что то была жизньбедная, трудовая, тяжелая… Евгений Васильевич содержал себя… собственнымитрудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможностьготовить себя к будущей деятельности". Базарову и «новым людям»присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук.
Вромане «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаютсямедициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественнымнаукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадийговорит о Базарове: «Главный предмет его — естественные науки».Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию:«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».«Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы,признавали существование любви. Многие взгляды Базарова, вследствие ихпримитивности, были начисто разбиты самой жизнью.
Так,после знакомства с Одинцовой в нем пробуждается настоящее поэтическое чувство.Но даже любовь к Одинцовой не смогла заставить Базарова отказаться от своихвзглядов. Для него убеждения важнее, чем любовь. Такое отношение к любвисближает Базарова с Рахметовым, который приносит любовь в жертву своему делу.Рахметов — человек умный, образованный, обладающий железной волей. В отличие отБазарова и «новых людей», он был из фамилии, известной с XIII века,то есть одной из древнейших не только у нас, айв целой Европе.
Но,несмотря на свое происхождение, Рахметов был гораздо ближе к народу, чемБазаров. Рахметов много путешествовал по России, знакомился с жизнью народа,даже работал вместе с бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали егоНикитушкой Ломовым. Про Базарова же крестьяне говорили: «Известно, барин:разве он что понимает?» Базаров, так же как Рахметов, понималнеобходимость преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь.«Мы драться хотим», — говорит он Аркадию. Однако программыпреобразований у Базарова не было. Он оказался просто нигилистом.
Базаровсчитает, что его миссия состоит только в том, чтобы «месторасчистить». Рахметов и «новые люди» знали, за что они борются,представляли себе основные черты общества будущего. «Новые люди» дажестремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейныеотношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательнойцели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда неотстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов.Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь моглазаставить Базарова усомниться в этом.
Например,утверждение Базарова: «Мы действуем в силу того, что мы признаемполезным» — выглядит несколько догматично. У «новых людей» оновыдвигается как теория разумного эгоизма, которую Лопухов излагает ВереПавловне: "… человек действует по необходимости, его действияопределяются влияниями, под которыми происходят (...) влияния берут верх наддругими, когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называютсявыводами, игра их в человеке — соображением выгод… поэтому человек всегдадействует по расчету выгод".
Отсутствиеокончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишалиего будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так,Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды.Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, чтоТургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его «тифусом».Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее.Он пишет, что число «новых людей» постоянно растет и что ихдеятельность уже приносит определенные результаты.
Такаяразница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургеневотразил в своем романе начальный период разночинно-демократического движения.Базарову не суждена победа, так как он стоит еще в преддверии будущего, и этимТургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движениешестидесятых годов, он рисует образы «новых людей» с безоговорочнымсочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны дляотношения к «нигилизму» автора «Отцов и детей».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/