Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие движений пальцев рук детей, пальчиковые игры

Ознакомлениес пальчиковыми играми
Известному педагогуВ.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончикахего пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.«Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.
На сегодняшний деньобщеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельностинаходиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом,а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! Всвязи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательновключаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей, имеющихразличные отклонения в психофизическом развитии.
В жизни человекасуществует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозгзапрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этотпериод жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть оченьосторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннеговозраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малышусваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительнойинформации с легкостью и азартом.
Игры с пальчикамиразвивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности,фантазию.
Простые движенияпомогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всеготела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучшеработают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Делов том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга,поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головногомозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается,когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка какбы подготавливают почву для последующего развития речи.
Кроме того, цельюзанятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитиевзаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Вправом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, ав левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходитэтот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепчеэтот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнеемыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобыребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самуютонкою работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы икисти.
У самых разных народовпальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражненияс каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память,деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняютэмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук,поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения дляладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказываетперекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетстваучили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодняспециалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играхможно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающемматериале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания руквоздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Дляобучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкоймоторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить рукуребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельноразвивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки,считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого родапедагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т.е. придуматьсопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затемэти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получаетразнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность испособность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношениямежду взрослым и ребенком.
 
Методическиерекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой сребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты,комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша кправильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональныйнастрой.
2) Перед началомупражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущениятепла.
3) Все упражнениявыполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затемлевой, а потом двумя руками вместе.
4) Выполняйтеупражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченностьигрой.
5) При выполненииупражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6) Необходимо следитьза правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения надругое.
7) Нужно добиваться,чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжениямышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8) Все указания даютсяспокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимостиребенку оказывается помощь.
9) В идеале: каждое занятиеимеет свое название, длиться несколько минут и повторяется в течении дня 2-3раза.
10) При повторныхпроведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенноначало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносятего целиком, соотнося слова с движениями.
11) Выбрав два или триупражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиесяигры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
12) Не ставьте передребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения ипроизносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задачаможет «отбить» интерес к игре.
13) Никогда непринуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйтеих (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Видыпальчиковых игр
Уноворожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает своиуказательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом,малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекспереходит в умение хватать и отпускать.
Пальчиковые игрыинтересны и полезны для каждого малыша. Когда мама для такой игры берет малышана руки, сажает на колени, обнимая, придерживая, когда она трогает ладошку,берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает,ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуальногоразвития впечатлений. Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого,смотрит, как «зайка шевелит ушами», как «паучок бежит» и с помощью взрослогосам выполняет разнообразные движения. Тренировку пальцев рук уже можно начинатьв возрасте 6-7 месяцев – делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой егофаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут.Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук,вовлекая в движение больше пальцев, достаточной амплитудой.
Очень хорошо дляразвития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действиясопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим,утешают и успокаивают. Насколько малышу понравиться игра зависит от исполнениявзрослых. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и острожное,бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значениевыразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы,сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста,определить, где нужно говорить очень медленно и т.д.
Очень хорошуютренировку движений дают народные игры – потешки.
Потешка– жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемыхмаленьким ребенком вместе с взрослыми. Потешка, прежде всего, учит маленькогоребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения,которым руководит слово. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Можносказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Сорока-белобока кашкуварила,
деток кормила.
(взрослый слегкащекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчикребенка)
этому дала,
(загибает безымянныйпальчик)
этому дала,
(загибает среднийпальчик)
этому дала,
(загибает указательныйпальчик)
а этому не дала:
(шевелит большойпальчик)
ты дров не носил, печкуне топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочетребенка)
На ладошках и на стопахесть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — не чтоиное, как массаж в игре.
Круговые движениявзрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока ~ белобока кашу варила, детоккормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони —проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажи. Затем увеличивайтекруги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы «подгоняете» толстыйкишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слога). Закончить«варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спиралимежду средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати,регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев насобственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше — внимание! Всене так просто. Описывая работу «сороки — белобоки» на раздаче этой самой кашидеткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием «этому дала, этому дала..».Каждого «детку», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик ислегка сжать.
Сначала мизинчик: онотвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервнойсистемы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работупечени; указательного ~ желудка. Большой палец (которому «не дала» потому чтодрова не рубил, кашу не варил — тебе ничего нет!») не случайно оставляютнапоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый«легочный меридиан».
Поэтому большой пальчикнедостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизироватьдеятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта играсовершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какойпальчик нуждается в максимально эффективном массаже
 
Изображениепредметов, животных, птиц
 
Упражнения состоят изсерии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалочками, ритмкоторых соответствует ритму выполняемого упражнения.
При выполнении каждогоупражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой,так и левой рукой.
Нужно добиваться, чтобывсе упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносилиему радость.
Человечек
Вариант 1
Указательный и среднийпальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большимпальцем.
Указательный и среднийпальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног. Упражнениевыполняется сначала одной рукой, затем —. другой. После этого — двумяодновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы привыполнении сильно не сгибались.
Маленькие ножки шагаютпо дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.
Вариант 2
Исходное положение (см.вариант I). Только теперьчеловечек «идет», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затемстоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягиваетвверх)^ потом меняет положение -«ног» ~ опирается на указательный палец* асредний«подтягивает вверх.
Упражнение выполняетсякаждой рукой по очереди, затем — двумя руками одновременно.
Вот человечек идет подорожке.
И высоко поднимает онножки.
На одной ноге стоит ипо сторонам глядит.
На другую ногу встал,покачался и упал.
 
Гимнастикадля пальчиков
Гимнастика для пальцеврук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительныйэтап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкоймоторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой Iгимнастики.
Все упражненияпроводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимостиот уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка.
Пассивная гимнастикадля пальцев рук
Массаж кистей рук
Массаж не долженвызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы: погреемручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкоерастирание, вибрацию, Массажные движения выполняются в направлении от кончиковпальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день10—12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
При поглаживании кистьпроизводит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно иплавно.
При растиранииприменяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание недолжно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
При вибрации кончикиполусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массажлучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
Упражнения
Выполняются взрослым вмедленном темпе, не допуская неприятныхощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчикималыша, делает пальчиками круговые движения.
Рука ребенка лежит настоле ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослыйприподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
Рука ребенка лежит настоле ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцыребенка.
Рука ребенка согнута влокте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другойрукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
«Моторчик» — Рукисцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее ибыстрее, не задевая ладонь.
«Кулак — ребро — ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром наплоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потомлевой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» — левой рукойвзяться за копчик носа, правой — за противоположное ухо,, затем одновременноопустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки»— рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинатьлучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрелво время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальнаявосьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь трираза — сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Перетяжечки» — Двоеиграющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянутьсоперника.
«Колечки» — Сомкнутыебольшой и указательный палец правой руки — большое кольцо, сомкнутые мизинец ибольшой левой — малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения,поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на. правой руке получилосьмалое кольцо, а на левой — большое.
«Марионетки» — Детипредставляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные частитела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Всеостальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку вразличном темпе.
«Кулачки» — Ребеноксгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенноувеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого рукирасслабляются и встряхиваются.
Упражнения на повышениеуровня активации
Данные упражненияповышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания особственном теле, развивают тактильную «чувствительность.
1. Самомассаж ушныхраковин.
Мочка уха зажимаетсябольшим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх иобратно.
2. Самомассаж боковыхповерхностей ладоней рук.
Ребенок стучит ребромправой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняет руки.Повторяет упражнение несколько раз.
3. Растопырив пальцы, хлопнутьнесколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Затем хлопкивыполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх,потом вниз, наружу, внутрь.
4. Самомассаж головы.Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе: рукидвигаются от ушей к макушке.
5. Сжав руку ладоньюпротивоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно,затем ~ от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
Упражнения наразвитие подвижности и гибкости рук
1. «Бодание» кулачками.
Ребенок сжимает пальцырук в кулачки, затем крепко прижимает их друг к другу, как будто два кулачка«бодаются». Повторяют упражнение несколько раз.
2. «Проверкасцепления».
Ребенок сцепляет пальцы«в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг вдруга, Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторяют упражнениенесколько раз, меняя руки.
3. «Давай обнимемся».
Ребенок сцепляет пальцыобеих рук и давитподушечками пальцев на тыльные стороны ладоней.Повторяют упражнение несколько раз.
4. «Пальчикипрыгают».
Ребенок сгибает пальцырук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный суказательным и Шпак далее) Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасаетсяуже подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.
1. «Карандаш».
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждыйпальчик
Быть послушным научу.
Ребенок зажимает карандашбольшим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируядвижение маятника.
Затем то же самоепроделывает левой рукой. Повторять упражнение несколько раз.
То же самое проделыватьи с другими пальцами, т.е. ребенок зажимает карандаш указательным и среднимпальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируядвижение маятника.
Затем то же самоепроделывает левой рукой и т.д.
6. «Бусики — горошки».
Покатаю я в рукахБусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.
Ребенок похлопывает повнутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки.
Повторяет упражнениенесколько раз, меняя руки.
К старшему дошкольномувозрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности,вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошовладеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точнымилиниями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенкас бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка кшколе должен быть «самостоятельным» и ловким. А. помочь нормировать эти уменияи навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальныеспособности ребенка призваны Пальчиковые игры.
Игры и упражнения,приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и ребенку, однако могут бытьиспользованыи в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.
Все упражнениявыполняются в медленном темпе, от трех до пятираз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение— двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка иточностью переклочения с одного движения на другое. Указания должны бытьспокойными, доброжелательными, четкими.
Взрослый договариваетсяс ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоватьсяв сегодняшней игре. Можно предложить самые разные варианты.
Фонарики
Исходное положение.Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать иразжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движениясоответствующими фразами.
Фонарики зажглись! (пальцывыпрямить).
Фонарики погасли! (пальцысжать).
Упражнение выполнятьнесколько раз.
Поочередно сжимать иразжимать пальцы рук на счет «раз-два». На «раз»: пальцы правой рукивыпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены,пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускоритьтемп.
Высокие красивые Показываемруками «дере-
деревья здесь растут, вья».
корни под землею Показываемруками «корни».
для них водичку пьют.
Исходное положение.Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены встороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.
Лыжник
Исходное положение, какпри выполнении упражнения «Человечек», но указательный и средний пальцы надопоставить на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах».
Не отрывая указательныйи средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу.
Утром на лыжах кататьсяпошли,
Быстро до леса на лыжахдошли.
Время к обеду — весьлес обошли.
Дружно на лыжах домоймы пришли.
Сначала ребенок вследза взрослым несколько раз повторяет позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затемследует условие: «Вместо цепочки делаем крючки. Вместо крючков — цепочки.Остальные — так, как есть».
игра начинаетсямедленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольким повторенийне сбился, следует замена условия на новое, более сложное.
Например: «Вместослоника — домик, вместо домика — мячик, вместо мячика — слоник, а на цветок —запрет», то есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно.
Детям 4—5 лет приопределенной тренировке доступна «пятишаговая» перемена; будущие первоклассникисправляются с семью переменами и сами предлагают новые пальцевые фигурки иновые забавные задания, к примеру: «Вместо домика — замри!»

Игрыс пальчиками
Пальчиковые игрыпобуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает ктекстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, есливозможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее вниманиеребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыкирадует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можнопротекать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Стимулируйте подпеваниедетей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйтеуспехи.
Разминка
Выполняемподражательные движения в соответствии с текстом.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
Прижимаем указательныепальцы к губам.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем.
Наклонившись вниз,качаем расслабленными руками,
Мы ногами поболтаем
И чуть-чутьпоприседаем.
 Ножку ножкой подобьем
И сначала все начнем.
Подпрыгиваем на месте вритме текста. Далее темп ускоряется.
Головами покиваем,
Плечиками мы покрутим.
МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью ксебе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательностипригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец,средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.
Моем руки
1. «Моем руки». Ритмичнопотирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичкус руно». Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как быстряхивая водичку.
Брызги — вправо,
брызги — влево!
Мокрым стало наше тело!
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумяпальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя стороналадони опущена вниз;
пальцы слегка согнутьи, перебирая ими,
показать, какразбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столувсеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средьветвей.
(скрестив руки, ладонисоединить тыльной стороной;
махать пальцами,сжатыми вместе).
Дождь полил как изведра,
(сильнее постучать постолу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и среднийпальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков;остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем ввоздухе молнию)
Гром все неборазрывает.
(барабанить кулаками, азатем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверхс разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам воконце!
 
Проведениепальчиковых игр
Обязательно посмотритехотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детямнравится. Имеет значение-многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость,положение тела, а не только пальцев.
Помогать ли пальчикам?Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, который сам покане делает произвольных движений пальцами. Но тут и игры попроще — сразгибанием-загибанием отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупываниемпредметов разной формы и фактуры.
Сначала, объясняя, каквыполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти.Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Еслиребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала всеупражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнитьтребуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну рукудругой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковыеигры надо с разминки пальцев: сгибания ми разгибания. Можно использовать для этогоупражнения резиновые игрушки с пищалками.
Если ребенок по своейинициативе подражает вашим действиям, иногда все же приходиться на первом этапезанятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобыпонял, чего от него хотят. Но есть игры, в которых это технически невозможносделать — ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигалисьпо-разному, направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих двадцать с лишним!
Еще важный вопрос: какрасположиться мам относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры?Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик — дедушка», «Сорока»),это не очень важно — хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутьякроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать стого, что мамы сидят на стульях, дети — у них на коленях, спиной к животу.Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом илидруг с другом.
Персонажи и образыпальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко идождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяютза взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счету,помогают лучше осознать понятие выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры,в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопаетего по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формированиячувства уверенности у ребенка.
Некоторые игры, вкоторых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминаютмаленькие сказочки, например: «Два толстых поросенка», «Краб», и выполнять ихсами могут только дети 4-5 лет, а более маленьким их должны показать взрослые.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: топовышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движениявыполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст,им достаточно выполнять движения вместе с взрослыми или с его помощью.
Для некоторых игр можнонадевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцевглазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в томслучае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачныедвижения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческиедостижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекаютпальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей ипозволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропеватьпредложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Соединение пальцевойпластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра,формирование образно-ассоциативного мышления — это и есть пальчиковые игры.Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
 
Пальчиковыеигры
ЧЕРЕПАШКА
Рука сжата в кулак.Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробкеживёт,
Рука лежит на другойладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движениекулаком в воздухе.
По полу ползёт.
»Черепашка"ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я будуносить,
Руки возвращаются висходное положение.
Она не захочет меняукусить
Отрицательный жестголовой.
ГОРШОК
Под крышкой —
Сомкнуть пальцы, ладоньповернуть вниз.
Маленький горшок,
Прижать к ладони кулакдругой руки. Большой палец внутри.
Открыли крышку -
Поворачиваем«крышку» ладонью вверх.
Мышка — скок!
Резко поднимаем большойпалец.
РАДУГА
Гляньте: радуга наднами,
Нарисовать рукой надголовой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх,пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены надголовой крышей.
И над морем, надволной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
МОИ ВЕЩИ
Вот это — мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую рукунад головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
«Барабаним»пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг кдругу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони«книжечкой».
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладониоткрыты.
Вот это — мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок,вращаем кистью руки.
Его я бросаю
Над головой.
«Мячикпрыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёрапо игре).
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим однуруку другой.
ПАЛЬЧИКИ
сказка-игра
Жили-были на однойполяне пять братьев — пальчиков. Были они розовыми и пухленькими, оченьпохожими друг на друга. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все егослушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом.Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало, и поэтому каждый разпопадал в неприятные истории. Средний пальчик был самым высоким и смотрел навсех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном и очень обидчивым, наверное,потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик. Все еголюбили и, когда он проходил мимо, говорили: «Какой красивый маленькийпальчик», а Мизинчик только вздыхал и мечтал поскорее подрасти.
Рассказ наш пойдет отом, как Указательный пальчик попал в одну очень неприятную историю. Однажды онвышел из дома. На улице стояла хорошая погода, пальчик потянулся, зевнул, ирешил пойти на речку искупаться. Взяв с собой панаму и полотенце, он пошел потропинке, которая вела через лес на речку. Пальчик шел и насвистывал веселуюпесенку, как вдруг в траве что-то зашуршало, и на тропинку выскочил зайчик.Указательный пальчик стал громко смеяться, потому что зайчик был разноцветным.Его шкурка была покрыта пятнами: красными, желтыми, фиолетовыми, а хвостик былвообще синего цвета. Зайка очень испугался пальчика и снова бросился в траву.
Так как наш герой былочень любопытным, то он, конечно же, залез в траву, чтобы поближе рассмотретьразноцветного зверька. В густой траве он увидел холм с двумя одинаковыминорками.
— Ага! Значит, ты залезтуда! — пробубнил пальчик и, сняв панаму, решил заглянуть в одну из нор.
Нора была небольшая, ипальчик смог просунуть только голову и плечи. Когда глаза привыкли к темноте,он увидел зверька в самом дальнем углу.
«Если я расскажу,что видел разноцветного зайчика, то мне не поверят, а вот если я принесуего...», — подумал пальчик и попытался дотянуться рукой до зайца. Но так ине смог его достать. «Ладно. Сейчас возьму палку и подвину тебя квыходу», — рашил пальчик и стал пятиться назад. Но не тут то было — оноказался пленником. И тогда Указательный пальчик очень испугался, стал звать напомощь, но никто его не слышал, ведь голова его была в норе. Закричав как можногромче, пленник спугнул зайца, и тот метнулся в другой угол норы и исчез.
А тем временем братьязаволновались. Куда исчез Указательный пальчик?
— Скоро наступит вечер.Где он только ходит?- ворчал Безымянный пальчик.
— Как бы не попал вбеду!- испугался Мизинчик.
— Надо его найти, покане село солнце, — сказал Большой палец и, взяв фонарь, направился к двери.
Все братья пошли заним. Но куда им идти, никто не знал. Указательный пальчик никого непредупредил, куда пойдет.
— Пойдемте на речку.Может быть, он там, — сказал Большой палец.
И они пошли потропинке, а по дороге кричали и звали Указательного пальчика.
И вдруг перед ними натропинку выбежал заяц.
— Вы видели? — закричалМизинчик. — Он весь цветной!
— Смешной какой-то! — заметил Средний пальчик.
— Откуда он выбежал?
— Вот! Вот отсюда! — прокричал Мизинчик и скрылся в траве.
Братья зашли в траву иувидели странную картину: впереди возвышался небольшой холм, в котором были двеноры. Из одной торчали знакомые ноги.
— А вот и он! Кто жееще мог раскрасить зайца, — проворчал Безымянный пальчик.
— Ой-ой-ой! — испуганнозакричал Указательный, когда кто-то стал тащить его за ноги.
Но тут он услышалзнакомые голоса и понял, что его, наконец-то, нашли.
— Ой-ой-ой! Мне больно!- снова заорал пленник.
— Ничего, потерпишь.Как залезать сюда, так не больно было, — хмыкнул Средний пальчик.
Когда пленника вытянулииз норы, то у него был такой нелепый вид, что братья долго смеялись над ним. Датак, что не могли остановиться. Лицо было покрыто красными и желтыми пятнами, аруки синими. Долго не мог Указательный пальчик смыть с себя краску. Как иоткуда она взялась в норе, никто так и не смог понять.
— А, кстати, как заяцсмог выбраться из норы? Ведь если бы не он, мы бы прошли мимо тебя и даже незаметили, — сказал Мизинчик.
— Наверное, междунорками был проход. Вот заяц и выскочил из другой норы, — сказал умный Большойпальчик.
С тех пор Указательныйпальчик изо всех сил старается никуда не лезть. Но это у него плохо получается.Правда, ребята?
/>Несколькоигр для запоминания пальчиков
1. Обвести руку ребенкакарандашом на альбомном листе. На каждый пальчик обведенной руки нужнонарисовать свой значок:
Рисуются карточки стакими же значками. Рука ребенка должна лежать на рисунке, при этом полностьюзакрывая все значки. Показывая малышу карточку, нужно проговаривать: «Гдеу тебя мизинчик?». Малыш показывает другой рукой или приподнимает нужныйпальчик, оставляя остальные пальчики на рисунке, и видит значок. Если значоксовпал с показанной карточкой, то он угадал.
Так же можно раскраситьнарисованную руку. Каждый пальчик определенным цветом. Раскрасить карточкитакими же цветами. Если ребенок еще не может приподнимать пальчик, оставляядругие на рисунке, то сам взрослый обводит свою руку, так же раскрашивает вразные цвета. Задается вопрос, и ребенок показывает нужный пальчик.
Можно играть вдвоем.Если ребенок маленький и не понимает игры с карточками, можно нарисовать рукусебе и малышу. Затем спросить: «Где большой пальчик?», и одновременнос ребенком приподнимать или показывать нужный пальчик. Если он приподнял нужныйпальчик, то цвет, которым окрашен палец, совпадет с цветом взрослого. Ребенокучится на примере.
2. Нарисовать на маленькихбумажках разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики ребенка ивзрослого. Можно рассказать сказку, при этом ребенок видит перед собой пальчикис личиками. Все зависит от фантазии взрослого. Можно сходить в«гости»: дотронуться большим пальцем до мизинца, безымянного и т.д.Объяснить, что только большой пальчик ходит в «гости» к другим, уостальных это плохо получается. Это также очень хорошая гимнастика для пальцев.
 
Пальчиковыеигры
Стала Маша
Гостей собирать:
(Загибайте по очередипальчики ребенка.)
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста! (Покачатьмизинчик, прежде чем загнуть.)
Стала Маша
Гостей угощать:
(Разгибайте каждыйпальчик, нажимая на подушечки.)
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать:
ПРощевай, Иван!
ПРощевай, Степан!"
ПРощевай, Андрей!
ПРощевай, Матвей!
А ты, МИтрошечка,
Моя крошечка (поцелуйтемизинчик детки)
Да побудь со мной
Еще немножечко!
Еще дляпальчиковой гимнастики:
Раз, два, три, четыре,пять!
Хотят пальчики всеспать.
Этот пальчик — хочетспать.
Этот пальчик — лег вкровать.
Этот пальчик — чутьвздремнул.
Этот пальчик — ужзаснул.
Этот пальчик — крепкоспит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел.
Белочки (ДжекиСпилберг)
Читайте стишок ииспользуйте pуки для этой игpы:
Раз, два, тpи, четыpе,пять
Пpишли белки поигpать.(выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась(спpячтеpуку за спину)
Четыpе белочкиосталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи(спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи.(выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость(спpячьте pуку за спину)
Только две у насосталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна(спpячьтеpуку за спину)
Осталась белочка одна.(выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобоюсчитали,
Белочки от нас сбежали.
Еще для пальчиковойгимнастики — или при обрезании ногтей в качестве отвлекающего маневра:
Десятьптичек — стайка
Ирина Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,серенькое перышко.
Это-зяблик, это — стриж,
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам!(обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)
И еще один стишок — ручкинадо при прочтении сцепить в «замочек»:
"Замок"
На дверях висел замок.
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек постучали,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек посмотрели
И открыли!(ручки расцепить)
Очень известный стишок.
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел.
Вот еще из студиипринесли несколько пальчиковых игр:
Утро настает,
Солнышко встает.
(пальчики из кулачковмедленно разгибаются, образуя два солнышка)
Эй, братец Федя,
Буди соседей.
(пальчиком одной рукилегонько стучим по указательному пальчику)
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай,Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
Разгибаем по очередипальчики начиная с большого до мизинчика, предварительно дотрагиваясь докаждого из них (будим).
Еще детке моей оченьнравится про капусту:
Мы капусту рубим, рубим
Сидя на коленках,стучим по ковру ребрами ладоней.
Мы капусту солим,солим.
Изображаем процесспосыпания ковра солью.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимаем-разжимаемкулачки.
Мы капусту трем, трем.
Трем ладошками поковру.
И вот еще одна:
Этот пальчик в леспошел.
Этот пальчик грибнашел.
Этот пальчик резатьстал.
Этот пальчик жаритьстал.
Ну а этот только ел,
Оттого и потолстел.
будем пальчики считать
один, два, три, четыре,пять (на одной руке загибаем)
один, два, три, четыре,пять (на другой руке загибаем)
10 пальцев, пара рук
вот твое богатство,друг (на последние две строчки можно или фонарики делать или просто пальчикисжимать-разжимать, или похлопывать).
Козел
(белорусская игра)
Вышел козел из новыхсеней. Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизуих прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положениесохраняется всю игру.
Нагнул шею:
«Дай хлебаскорее!»
Правая рука сжимается вкулак, сгибается в запястье. Выставить «рога»
«Дай пирожок!
Правая рука сжата вкулак, средний палец вы прямлен.
Протянул копытце:
»Дай водынапиться!"
Правая рукаскладывается «лодочкой».
Во время игры в тактсловам обе руки двигаются взад-вперед, «бодая» воздух. При повторенииигры руки меняются ролями.
 
Оздоравливающие пальчиковые игры
Многие уже слышали обиглорефлексотерапии. Через активные точки на коже человека не только иглами, нои лазерным лучом, и электропунктурой восстанавливают работу энергетическихканалов. Каждый такой канал регулирует деятельность определенного органа, а тои системы органов тела.
Пользуйтесь целебнымимудрами, так вы увеличите защитные силы организма. Обучая своего ребенка, выоздоровите своего малыша, разовьете его творческую фантазию, выдумку, ускоритеразвитие речи, а главное — заслужите еще большую его любовь и доверие.
На пальцах рук триэнергетических канала начинаются своими активными точками и еще три — заканчиваются. Причем каналы дублированы. Например, по левой руке проходит изаканчивается у ложа ногтя большого пальца канал легких. Такой же каналсимметрично расположен на правой руке. Отсюда следует, что вовсе небезразлично, какие пальцы вы сомкнете друг с другом или прижмете к ладони. Спомощью мудр, как бы открывая или закрывая шлюзы на энергетических каналах, выизменяете (нормализуете) ток энергии, управляющей тем или иным органом тела. Нокак скучно просто делать лечебные упражнения и принимать лечебные позы!
Давайте-ка лучшепоиграем с малышами в интересные оздоровительные игры. Дорогие игрушки непонадобятся, а инициативность и творческие способности ребенка разовьются.Итак, давайте играть в театр зверей, а можно — теней. Поначалу соединитеподушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и среднийподнимите вверх. На каждой руке. Согласно Аюрведа, это мудра жизни. А мыназовем мудру жизни двумя «зайцами». Этой паре есть что рассказать и другдругу, и вашему малышу. Глядишь, и зайцев уже не два, а четыре! Они могут изапеть хором. Споют, попляшут такие «зайчики» раза три вдень, а у мамы и еемалыша, если и он примет участие в такой игре, прилив сил: улучшитсясамочувствие, бодрость, выносливость. Почему? Эта мудра выравнивает потокиэнергии в каналах, и организм начинает работать, словно хорошо настроеннаяскрипка: каждый орган, как струна, звучит чисто и слаженно.
Повторим: для лечебногоэффекта мудра выполняется двумя руками одновременно -играют два «зайчика».Кстати, мудра жизни, выполненная лишь правой рукой, два тысячелетия лечитхристиан молитвой.
Обратили ли вы вниманиена характерный для американцев жест? Говоря свое традиционное «о' кей», ониподнимают вверх кисти рук: притом подушечки большого и указательного пальцевкасаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены. Хотя американцы прагматики,большинство из них даже не подозревает, что делают при этом целебную мудрузнания .
Назовите мудру знанияигрой в два «петушка». Научите своего малыша делать «петушков», которыетанцуют, ссорятся, поют «ку-ка-ре-ку!», будят по утрам, здороваются ссолнышком. А на стене откройте театр теней: разыграйте сценки между большим«Петей-петушком» и маленьким «Петей-петушком».
Сколько радости выдоставите и себе, и малышу. Да и польза от этого упражнения неоспорима. Многиеученые прибегают к по мощи данной мудры.Почему? Потому что она улучшает память,мышление, внимание; успокаивает и снимает тревогу, нервное перевозбуждение;поднимает настроение.
Поиграйте с ребенком в«хитрых лис». Соединив подушечки большого, среднего и безымянного пальцев накаждой руке и свободно подняв мизинец и указательный Аюрведа называет такуюконструкцию мудра энергии.
Сколько сказок вырасскажете малышу про лукавых красавиц лис и проиллюстрируете их своими руками!А потом научите малыша показывать «лису». Разыграйте сказки про «обманщиц лис»и «храбрецов петушков» или «лис» и «доверчивых зайчат». Можно меняться ролями:сначала вы -две «лисы», а малыш -«петушок», потом вы -два «зайца», а малыш-хитрый, умный «лис».
Не понуждайте ребенка кигре, а если он заигрался, не прерывайте. Ведь мудры — не химическоелекарственное средство, передозировка тут не грозит. Кроме того, мудры всегда ивезде «в ваших руках».
Мудра энергии особенноважна для противостояния плохой экологии, так как ее можно назвать очищающейорганизм. Она активизирует вывод шлаков, ядов, токсинов, лечит недугимочеполовой системы, размывает и выводит отложения солей из позвоночника, чемпостепенно снимает боли.
Каждую из трех мудрвыполняйте двумя руками одновременно: два «зайца», два «петушка», две «лисы». Непонуждайте ребенка к игре, а если он заигрался, не прерывайте. Ведь мудры -нехимическое лекарственное средство, передозировка тут не грозит. Кроме того,мудры всегда и везде «в ваших руках».
А теперь научитеребенка строить «домик». Для этого соедините перед собой боками большие пальцырук (дверь), а над ними соедините подушечки указательных пальцев. Оставшиесятри пальца каждой руки вдвиньте друг в друга. Вход в домик выглядит высоким, акрыша за ним низкая.
Это мудра — стрела иливаджра.
Если есть неполадки ссердцем, сосудами, недостаточность кровоснабжения, то игра в «домик»целительна.
Мудра нормализуетсистему кровообращения.
Чтобы ребенок незаскучал, приведите уже известных «зверушек» в гости к «домик»-теремок.
Если у вашего ребенкаастения, переутомление, раздражительная слабость, то поможет мудра черепаха.Мудра выполняется легко: вдвиньте четыре пальца правой руки между четырьмяпальцами левой до выпуклых косточек в начале тыльной стороны ладоней.Образуется выпуклый панцирь черепахи, причем, ближе к вашему лицу лежит указательныйпалец правой руки. Теперь соедините подушечки больших пальцев: получится головацелительной черепахи. В этой позе все пальцы замкнуты, все входы и выходы шестиэнергетических каналов рук перекрыты, и утечка энергии из каналов прекращена.Более того, под куполом черепахи образуется энергетический запас, которыйорганизм сразу же передает в бедствующее место.
Расскажите малышу омудрых черепахах-долгожителях, всегда поспешающих медленно. Познакомьтечерепашку с другими зверушками. Поведайте, как мудрая черепаха на спор обогналабыстроногого зайку. Побольше выдумки, главное, чтобы лечение было не скучным, аинтересным и веселым.
А вот мудра«морской гребешок». Вдвиньте четырепальца правой руки между четырьмя пальцами левой так, чтобы все восемь пальцевобеих рук оказались внутри обеих ладоней. А большие пальцы рук соединитебоками.
Конечно, труднорассказать малышу что-то интересное о малоизвестном морском гребешке (например,что морские русалки расчесывают свои длинные зеленые волосы именно такими гребешкамии т.д.).
Эта мудра — символ мощии богатства жизни. Если ее повторять регулярно, то у ребенка повысится аппетит,наладится пищеварение, и вскоре у вашего малыша округлятся, порозовеют щечки.
А теперь более труднаяв исполнении мудра — «голова дракона».Почему Аюрведа рекомендует не только освоить ее, но и непременно обучить этоймудре детей?
Эта мудра лечит болезнилегких, верхних дыхательных путей и носоглотки. Кроме того, к ее помощи следуетприбегать весной и осенью — в сезоны гриппа и простуд из-за погодных капризов.Как изобразить голову дракона? Средним пальцем правой руки обхватите ногтевойсустав указательного пальца той же руки и прижмите его.
То же выполните налевой руке. Соедините обе кисти. Безымянный палец и мизинец правой руки вдвиньтемежду безымянным пальцем и мизинцем левой («затылок дракона»). А большие пальцыобеих рук соедините боками. Вот и получилась голова дракона — доброго чудовища,отпугивающего хворь.
В чем же целебныйэффект этой мудры? На больших пальцах рук заканчиваются энергетические каналылегких. Замыкая левый и правый каналы, мы усиливаем их энергетику и притоккислорода в организм. Еще великий И.И. Мечников утверждал, что наша смерть втолстой кишке. А земские врачи в России при любом даже простудном заболеваниипервым делом рекомендовали очистить кишечник. Именно там скапливаются яды,борьба с которыми отнимает у организма столь необходимые ему силы. Меридиантолстой кишки начинается на указательных пальцах обеих рук. А по среднимпальцам рук проходят энергетические каналы кровообращения.
Скрещивание рукусиливает энергетику и кровообращение в толстой кишке, способствует очисткекишечника от ядов. По безымянным пальцам проходят каналы теплообразования, а помизинцам -два канала — сердца и тонкого кишечника (энергетического центраорганизма). Маленький купол из этих четырех пальцев — «затылок дракона»активизирует их работу, что так важно для победы над болезнью.
Эта мудра трудна, ноочень полезна. Поэтому, чтобы ребенку не стало скучно, расскажите ему предобрыхсказочных драконов.
Для тех, кто боится сглаза,Аюрведа рекомендует мудру щит Шамбалы". Пальцы правойруки сожмите в кулак. Левую кисть выпрямите, прижав большой палец, образуйтеплоскую крышу. А теперь накройте этой плоской крышей тыльную часть кулака. Прижмитеногтевые фаланги стиснутых пальцев правой руки к ладони левой. Так человек,решившийся на что-то, по-боксерски ударяет правым кулаком по своей левойладони. Эту мудру защиты можно образно назвать «гриб». Выполняя эту мудру, вызащищаете от завистливых людей и их злобной энергии свое здоровье иблагополучие. Да и ребенка этой защите легко обучить.
Пользуйтесь целебнымимудрами, так вы увеличите защитные силы организма. Обучая своего ребенка, выоздоровите своего малыша, разовьете его творческую фантазию, выдумку, ускоритеразвитие речи, а главное — заслужите еще большую его любовь и доверие.
И когда-нибудь вашадочь или сын, обучая целительной игре своих детей, с благодарностью вспомнятвас. Доброе зернышко, прорастая, укореняется и приносит хороший урожай.
МИЗИНЧИКИ КУРОПАТКА
сказка-игра
Однажды Мизинчик пришелдомой очень расстроенным. Его опять назвали маленьким.
Все люди как люди, а я?Ну, почему мне так не везет? Я НЕ ХОЧУ. НЕ ХОЧУ быть миленьким и маленькимпальчиком. НАДОЕЛО! ВСЕ! УХОЖУ из дома и докажу, что я сам могу о себепозаботиться. Мне никто не нужен.
С этими словами онвышел из дома. На улице стояла хорошая погода. По голубому небу плыли белыепушистые облака, словно комочки ваты. Птички пели, бабочки летали и пахломедом.
Было послеобеденноевремя и все братья-пальчики спали, каждый в своем домике. Закрыв за собойдверь, Мизинчик положил ключ под коврик. Посмотрев вокруг, он быстро побежал потропинке.
Пройдя небольшую рощу,Мизинчик вышел в поле, заросшее травой. Дорога, которая вела в город,пересекала поле пополам. Думая о том, что он будет делать в городе, Мизинчик непрошел и половины поля, как вдруг услышал страшный крик. Он был громким ияростным. А затем послышался другой голос, более тихий и похожий на плач.Мизинчик бросился на крики. Он бежал, спотыкался об кочки, падал.
Неожиданно траварасступилась и пальчик увидел куропатку со своими птенцами. Куропатка громкоплакала, а птенчики дрожали от страха.
— Что случилось? — спросил Мизинчик. — Почему ты плачешь?
— Как же мне неплакать, — ответила Куропатка, — беда пришла ко мне. Злая и страшная птицасначала забрала моего мужа, а теперь каждый день прилетает и хочет забрать моихптенцов, моих малюток.
— Значит, это она такгромко и сердито кричала? Не плачь, я помогу тебе!
— Но как? Ведь ты такоймаленький. Птица и тебя съест…
— Не съест. Она меняпросто не увидит. Ведь я действительно маленький, но постоять за себя могу.
При этом Мизинчик важнонадул щеки и расправил плечи. Куропатка недоверчиво посмотрела на него. Хотьвид пальчика был решительным и важным, но по росту он был чуть больше еептенцов. А сам пальчик в душе очень переживал. Он знал всегда, что за спинойего братья-пальчики, и что они друг за друга горой. Но сейчас… «Что ясмогу сделать один против большой птицы? У нее клюв и когти, а у меня? Я дажепалку не смогу поднять!»
— Когда обычноприлетает птица? – спросил Мизинчик (он уже придумал, что делать).
— Рано утром, когдасолнце только всходит. Она все время летает над гнездом. Ой-ой-ой, она не оставитменя в покое!
И Куропатка опятьзаплакала. Мизинчик посмотрел на солнце. Оно уже садилось, наступал вечер.
— Не плачь! Когданаступит утро, я приду со своими братьями, и мы поможем тебе.
С этими словамиМизинчик бросился со всех ног домой. Скоро станет темно, а ему надо успетьрассказать братьям о Куропатке и придумать как одолеть птицу. О своем уходе издома он уже забыл…
— Ну, где ты был? Мытебя давно ищем! Что это за шутки? — услышал Мизинчик ворчливый голос. Это былБезымянный пальчик.
— Мне некогдаобъяснять. Мне нужна ваша помощь, — ответил Мизинчик и вбежал в дом. Рассказаввсе братьям, он ждал их ответ.
Да-а-а… — произнесБольшой палец, выслушав Мизинчика. — Что мы можем сделать с птицей, у которойкогти и клюв? И летает она быстро, и глаз у нее зоркий.
— Зачем нам это надо?Ведь мы не охотники и у нас нет ружья… — проворчал Безымянный пальчик.
— Неужели мы оставимбедную Куропатку одну? Ей не кому помочь, кроме нас! — воскликнул Мизинчик.
— Нет! Конечно, нет! Нонадо подумать, что мы можем сделать.
И всю ночь братьяпридумывали, как им одолеть врага. Когда стало рассветать они вышли из домика инаправились в сторону поля.
По пути они нашликрепкую и большую палку, которую поднять можно было только всем вместе.Указательный и Средний пальчики тащили ее по дороге.
— Надо набрать большекамней, — предложил Большой палец. У него и Безымянного в руках были корзинки,в которые они собирали камни.
Мизинчик шел впереди,освещая дорогу фонарем. Когда они подошли к нужному месту, пальчик свистнул, иКуропатка вышла из травы вместе с птенцами. Вместе они решили, что как толькоптица прилетит и будет кружиться над гнездом, Куропатка побежит и спрячетсявместе с детьми в траву, а пальчики тем временем выскочат из травы и напугаютстрашную птицу.
Солнце уже почтиподнялось, когда пальчики услышали страшный крик у себя над головой.
— Какая она большая! — воскликнул Средний пальчик.
А птица уже кружиласьнад гнездом. Куропатка вместе с птенцами бросилась в траву. Птица ужеготовилась схватить одного из них, как вдруг в нее полетели камни. Она невидела, кто это делал и растерялась, а пальчики схватили ветку и началиразмахивать ею, задев несколько раз крыло страшной птицы. Она испугалась иулетела.
С тех пор никто нетревожил Куропатку. Она спокойно растила своих птенцов, а пальчики иногдаприходили играть вместе с ними. К осени птенцы подросли и вместе с мамойулетели на юг.
Долго пальчикивспоминали эту историю. А Мизинчик понял, что один, без своих братьев, он несможет ничего сделать.
 
Родителям
Обязательно нужно сребенком обсуждать прочитанное, не только этот рассказ, а все что вы читаетевместе. У детей есть свое мнение. Даже если ребенок не умеет говорить, он Вампокажет мимикой, руками, звуками. Это уже диалог. В данном рассказе я хотелапоказать своему ребенку, что такое дружба. Это слово для нее не знакомои трудно объяснить его значение. Я попросила взять палочку (карандаш) в руку, азатем попробовать проделать это одним пальчиком. Объяснила, что одному сделатьчто-то трудно. Дружба для того и существует, чтобы помогать друг другу.

Примерыигр со шнурками
Использованиеигры-шнуровки, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышунеобходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядитдостаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли онамалыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним:дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствиемиграют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки,завязывать узлы и банты — обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы,простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется этоделать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детскойпотребности в подражании взрослым — пуговица с иглой. Эту игрушку можнопредложить даже малышу 2 — 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему,как можно «пришить» пуговицу. Самое простое, что может делать малыш напервом этапе, — проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратнойстороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка — ведь ему надонаучится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой,можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией.Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам иузорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнуркуеще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа — сложнее.
Развивающаяигрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без трудазавязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различныеспособы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестомснизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровкамиувлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты кежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себеплоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогоднимиигрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки частобывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заоднонаучите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звездуи т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так,чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п.можно использовать и в качестве лекала — кроха будет обводить очертанияпредметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинствуигр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которымнужно «собрать» игрушку, и образцы узоров и орнаментальныхпереплетений. Ребенок постарше (3 — 4 года) может выполнять узоры по нарисованнымзаданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенноемышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры иорнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано всхеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!
/>
ПОТЕШКИ
Ладушки
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели,полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Прилетели триграча
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
Дождик
Дождик, дождик,веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Куда бежите,ножки?
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Ваня, Ваня, гдеты был?
— Ваня, Ваня, где тыбыл?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!
Куша, куша,кушечка
Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.
Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…
Петушок — золотой гребешок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Тень-тень,потетень
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Кошку грамотеучили
Раз, два, три четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.
Я сидела нарябине
Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.
Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
Божья коровка
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Ласточка,ласточка
— Ласточка, ласточка,милая касатка,
Где ты была, с чем тыпришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
Солнышко, солнце
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
Улитка
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.
Острая иголка
Острая иголка,
Колкая иголка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик!
Пальчиковаягимнастика. Комплекс № 1/>
1. Ладонина столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. 2.Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)
3. 3.Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцыобеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. 4.Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают постолу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук(«дети бегут наперегонки»)
5. 5.Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняютобе руки одновременно)
6. Кольцо (кончикбольшого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцамилевой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левойруки)
7. Бочонок с водой(согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередноеприподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рукодновременно.
Потешка
Пальчик-мальчик, где тыбыл?
С этим братцем в лесходил.
С этим братцем щиварил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песнипел.
Взрослый показываетбольшой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасаетсякончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
 
Пальчиковаягимнастика. Комплекс № 2/>
1. Коза (вытянутьуказательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки, то же упражнениевыполнять одновременно пальцами обеих рук)
2. Козлята (то жеупражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)3. Очки (образоватьдва кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)
4. Зайцы (вытянутьвверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
5. Деревья (поднять оберуки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
6. Оса (выпрямитьуказательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумяруками)
7. Имитация игры напианино
8. Надавливание ладоньюодной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
Потешка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети припомощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большогопальца.
 
Пальчиковаягимнастика. Комплекс № 3/>
1.Флажок (большой палецвытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочереднобольшой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединитьобе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, нопальцы разъединены)
5. Корни растения(прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
6. Рожки (руки в кулак,подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
7. Свободноепохлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
8. «Коготки»— сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Потешка
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагаетсясогнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очередиразгибать их, начиная с большого пальца.
 
Пальчиковаягимнастика. Комплекс N 4/>
1. Пчела (указательнымпальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то жеупражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концыпальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрывих)
4. Солнечные лучи(скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе(скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцывытянуты вверх)
6. Ушки (показываемпальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
7. Кулак-ладонь. Рукивытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается влокте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рукменяется
8. Ножницы — разведениепальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затемобеих pyк вместе.
Потешка
Этот пальчик хочетспать,
Этот пальчик — прыг вкровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идтипора.
Поднять левую рукуладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очередипальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу,разогнуть все пальчики.
 
Пальчиковаягимнастика. Комплекс N 5/>
1. Замок (на счет «раз»- ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лисакрадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц убегает — перебираяпальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцысогнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладонисоединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех(большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
6. Сгибаем, разгибаем(согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная сбольшого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начинаяс мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
7. Кулак-кольцо. Пальцыодной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуюткольцо, затем положения рук меняются
8. Разведение кистей встороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
Потешка
Hу-ка, братцы, заработу!
Покажи свою охоту.
Большому — дроварубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьевзабавлять.
Дети обращаются кправой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
 
Пальчиковаягимнастика. Комплекс N 6/>
1. Сгибание-разгибаниепальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнитьдва предыдущих упражнения пальцами левой руки)
2. Миска (пальцы обеихрук слегка согнуть и приложить друг к друг)
3.Крыша (соединить подуглом кончики пальцев правой и левой рук)
4. Магазин (руки в томже положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцырасположить в горизонтальном положении перед крышей)
5.Цветок (руки ввертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегкараздвинуть их, округлив пальцы)
6.Птички летят(пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движениявверх-вниз)
7. Надавливаниепоочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной,затем другой, а после этого обеими руками одновременно
8. Упражнения с замком(пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклонывправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка—«Солнечныелучи».
Потешка
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама,
Это — я,
Это — бабушка моя,
Это — папа,
Это — дед.
И у нас разлада нет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.