Реферат по предмету "Литература : русская"


Федор Михайлович Достоевский

Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая – как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда… В. Розанов Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит с ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Достоевский – писатель во многих отношениях необычный и своеобразный. Он умел вовлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, острых психологических столкновений… Надо сказать, что биография его тоже была несколько необычной, что и отразилось на его творчестве.
«Я происходил из семейства русского и благочестивого» Печальное зрелище представлял собой в начале XIX века уголок старой Москвы, по которому тянулась улица Новая Божедомка. Рядом находилось кладбище, где обрели свой последний покой бродяги, преступники и самоубийцы. Здесь же были расположены лечебница для душевнобольных и приют для подкидышей. В самом начале улицы было построено великолепное здание с колоннадой, в котором разместилась больница для бедных. 11 ноября 1821 года в правом флигеле ее, отведенном под казенные квартиры, в семье врача М.А. Достоевского родился второй сын, Федор, которому суждено стать великим русским писателем. Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам был сыном священника, то есть разночинцем. Во время Отечественной войны 1812 года он принимал участие в военных действиях, а затем, выйдя в отставку, стал врачом Мариинской больницы для бедных. Дослужившись до чина коллежского асессора, М.А. Достоевский получает право на потомственное дворянство. Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого из ее членов. Мать писателя Мария Федоровна происходила из купеческой семьи. Она мало походила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, много читала, прекрасно играла на гитаре и пела. К матери своей Федор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Гостей в доме почти не принимали, атмосфера в доме царила довольно тягостная. Еще в раннем возрасте будущий писатель почувствовал деспотичный характер своего отца и позднее не любил говорить о нем. Жизнь рано показала ему свои темные стороны. Рано стал он всматриваться в окружающих его людей, задумываясь над их судьбами и взаимоотношениями. Мальчика часто можно было видеть среди больных, гулявших в саду. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других, печальных картин мог наблюдать маленький Достоевский. Ведь вокруг него жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно для будущего писателя. В нем рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу. Детство Достоевского во многом скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, оба они рано приобщились к литературе и часто делились друг с другом своими впечатлениями о прочитанном. Чувство дружбы и привязанности братья сохранили на всю жизнь. В семье Достоевских было много детей, и поэтому в доме постоянно жили нянюшки и кормилицы. Они-то и познакомили маленького Федю, его братьев и сестер с удивительным миром устного народного творчества. Это способствовало пробуждению у Достоевского интереса к народной поэзии и послужило основой для выработки удивительно яркого, выразительного и взволнованного языка, каким будут написаны в дальнейшем его произведения. Начиная с 1831 года, летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрел отец писателя. Жизнь в деревне, по словам самого Достоевского, произвела на него «глубокое и сильное впечатление». Здесь он впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. Также в деревне будущий писатель особенно много читал. Начало учения. Инженерное училище (1838-1843) Первоначальным обучением Достоевского занимались сначала мать с отцом и приходящие учителя. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда. А через год в пансион Л.И. Чермака, где преподавали тогда известные московские ученые и педагоги. Особое внимание уделялось там изучению словесности. Вскоре после смерти матери, весной 1837 года, отец отвез двух старших своих сыновей, Михаила и Федора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище, куда будущий писатель был зачислен в январе следующего года. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца. Юные Достоевские уже тогда мечтали посвятить себя литературе. Годы, проведенные в Инженерном училище, были временем напряженной внутренней работы. Добросовестно изучая специальные предметы, предусмотренные программой, он тем не менее с большим увлечением занимался словесными науками, историей, рисованием и зодчеством. Среди воспитанников училища будущий писатель держался особняком. Он много читал, не расставался с Пушкиным, знакомился с лучшими произведениями английских, немецких и французских писателей. В эти годы он открыл для себя Гоголя, которого не только любил читать, но и объяснял другим его величие и глубину. Начитанность Достоевского изумляла окружающих и создавала ему авторитет высокообразованного человека. Вскоре вокруг него сложился небольшой кружок товарищей, как и он, влюбленных в литературу. В него входили будущий художник Трутовский, начинающий писатель Григорович и некоторые другие. Тогда же Достоевский впервые взялся за перо. Известно, что в Инженерном училище им были написаны не дошедшие до нас исторические трагедии «Борис Годунов» и «Мария Стюарт». Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его гибели до сих пор в достаточной степени не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убежден и Федор Михайлович. Именно тогда, по свидетельству современников, с ним случился первый припадок тяжелой болезни – эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней. Хотя также есть сведения, что первый эпилептический приступ случился с Достоевским намного раньше, когда ему было около 7 лет. В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверенностей в завтрашнем дне. Начало литературного труда Первым литературным опытом писателя был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского своего рода пробой пера, после чего он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству. Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и кричащими противоречиями. Многое ему показалось страшным и непонятным. Все чаще задумывался Достоевский над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло желание рассказать об их жизни.
Почти год работал Достоевский над романом «Бедные люди». По совету своего приятеля Д.В. Григоровича он познакомил со своим произведением Н.А. Некрасова, а потом и В.Г. Белинского. Прочитал роман, Белинский пригласил к себе молодого писателя, и так произошло их знакомство.
Появление романа «Бедные люди» сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики, которая увидела в молодом писателе продолжателя традиций Гоголя. Однако, в отличие от Гоголя, он рисует более сложные как с бытовой, так и с психологической точки зрения характеры. Внутренний мир его героев значительно богаче, они пытаются понять и осмыслить окружающий мир и найти выход из своего трагического положения, хотя, как правило, не находят его. Роман «Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвященных жизни различных слоев населения Петербурга. Одну за другой пишет он повести «Двойник», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохачкин», «Ползунков» и, наконец, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о мечтателях предшествовала публикация Достоевского ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись», в которых он попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. «… В характерах, жадных к деятельности…, - писал Достоевский, - но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а какими-то странным существом среднего рода – мечтателем». Достоевский понимал социальную сущность происхождения мечтателей и не стремился оправдать ее. Сочувственно рисуя героя-мечтателя, писатель одновременно осуждал его оторванность от жизни и показывал, что при столкновении его мечтаний с действительностью от них ничего не оставалось. Негативное отношение к мечтательности у Достоевского сложилось под влиянием Белинского. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский раскрыл в одной из самых своих поэтических повестей «Белые ночи», герой которой попытался уйти от действительности, забыться, погрузиться в вымышленный им самим мир. Мысль с еще большей полнотой раскрыть образ мечтателя, показать его происхождение, развитие характера не оставляла писателя. Он задумал написать уже не повесть, а роман под название «Неточка Незванова», который, к сожалению, остался незавершенным. Арест и ссылка помешали Достоевскому осуществить этот замысел. В произведениях, написанных в 40-е годы, Достоевский сумел поставить многие актуальные вопросы своего времени, стремился пробудить в читателе сочувствие к бедным людям, забитым и униженным, в страхе бегущим от жизни в мир фантазий или же становящимися жертвами социальной несправедливости. В его сочинениях этого периода отразились попытки решить многие проблемы, волновавшие писателя и его современников. Достоевский и петрашевцы В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел М.В. Буташевичем-Петрашевским, а с весны 1847 года становится постоянным посетителем его «пятниц». На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально-экономические вопросы. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати, активно пропагандировали идеи утопического социализма. В этом кружке Достоевский сблизился с наиболее радикальными его членами, Н.А. Спешневым и С.Ф. Дуровым, и вошел в созданное ими тайное сообщество, которое ставило перед собой задачу «произвести переворот в России». Кроме того, он вместе со Спешневым, Н.А. Момбелли и другими предпринял попытку создать подпольную типографию. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю, вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая I, ратовал за освобождение русской литературы от цензурного гнета. Участие писателя в кружках Белинского и Петрашевского свидетельствует о его стремлении найти путь искоренения общественных зол, о желании быть полезным своей родине и своему народу. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провел писатель в сыром каземате. Но ни ужасы одиночного тюремного заключения, ни болезни, обрушившиеся на и без того слабый организм Достоевского, не сломили его духа. «Вижу,- писал он из крепости брату,- что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь». Под следствием и на каторге Находясь в крепости, Достоевский тем не менее живейшим образом интересовался всем, что происходило на свободе, просил брата присылать ему побольше книг и спешил поделиться с ним своими мыслями о прочитанном и своими замыслами. Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством. Он отрицал все предъявленные ему обвинения. О своих товарищах он вообще отказывался давать какие-либо показания, ссылаясь на свою неосведомленность. Однако военный суд все равно признал Достоевского виновным и вместе с двадцатью другими петрашевцами приговорил его к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни, и только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор, согласно которому Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты… Отправляясь на каторгу, Достоевский был уже во многом другим человеком. Он ни в чем не раскаивался. Своё участие в кружках, свой путь исканий считал закономерным. И, тем не менее, со своим прошлым писатель решает порвать. Он думает начать новую жизнь. Но какова будет эта новая жизнь и новая форма, Достоевский тогда не знал. Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Сибирском линейном батальоне номер 7. На каторге писатель был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе и к осужденным за политические преступления. Эта мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из основных аспектов душевной драмы Достоевского. Он снова и снова возвращался к прошлому, внимательно, шаг за шагом анализировал его, пытался ответить на вопрос, правилен ли тот путь, по которому шел он и его друзья-петрашевцы. Процесс пересмотра прежнего мировоззрения происходил у Достоевского очень сложно, он так и не выработал завершенной системы взглядов в период ссылки. Оказавшись в мрачных стенах Омского острога, Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Даже читать строжайше было запрещено тюремными правилами. Но в душе писателя не прекращалась напряженная внутренняя работа. Однажды тюремный врач, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой «Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги, записывал пословицы, поговорки, тюремные песни, отдельные выражения. Почти половина всех записей «Сибирской тетради» (а их там около 500) без изменений, а иногда с очень незначительной переработкой позднее вошли в «Записки из Мертвого дома». И поэтому сибирскую записную книжку писателя в известном смысле можно рассматривать как самый ранний набросок этой замечательной книги.
Возвращение в литературу. Достоевский-журналист Покидая Омский острог в начале 1854 года, Достоевский понимал, что за четыре года, проведенные на каторге, в литературе многое должно было измениться. Прибыв в Семипалатинск для прохождения военной службы, он жадно читал новейшую литературу, произведения знакомых и незнакомых авторов, просматривал журналы за последние годы. Сначала Достоевский вел довольно уединенный образ жизни. Солдатская служба лишала его возможности свободно общаться с людьми. И только после того, как ему удалось добиться смягчения своей участи и получить сначала унтер-офицерский чин, а затем производства в офицеры, круг знакомых опального писателя значительно расширился.
Но Достоевского не оставляет мысль о литературе, и он пробует писать, но в течение первых трех лет после выхода из каторги Достоевский ничего законченного не создал, если не считать цикла стихотворений, написанных с целью исходатайствовать себе помилование. После возвращения дворянских прав и разрешения печататься, Достоевский стал серьезно обдумывать план своего возвращения в литературу. Его мучает обилие материала, накопленного за последние годы. Но с чего начать, он никак не может решить. Замыслов было множество: публицистические статьи, цикл статей, посвященных современному состоянию литературы, повести и романы. В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника, Марии Дмитриевне Исаевой. Достоевский был по-настоящему счастлив. Но брак не был удачным. Вместе с женой он поселился в Семипалатинске и сразу же начал хлопотать об отставке. Однако прошло без малого два года, прежде чем ему удалось ее добиться. А пока приходилось по-прежнему тянуть ненавистную лямку военной службы. Однако главным и основным занятием для него становится литература. Достоевский много и напряженно работает, и вскоре одна за другой были написаны повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели », которые условно называют «сибирскими». «Сибирские повести» создавались Достоевским после почти десятилетнего вынужденного молчания. Писались они осторожно, с постоянной оглядкой на цензуру. И все-таки в них ясно чувствовалось стремление писателя откликнуться на злободневные вопросы общественной жизни того времени, и, прежде всего, на крестьянский вопрос. Готовясь к возвращению в литературу, Достоевский много думает над формой своих будущих произведений. Уже в Сибири он понял, что отныне должен писать иначе: «Короче. Быстрым рассказом. Юмористично, кратко, с меткими выражениями». Эти принципы писатель и попытался воплотить в «сибирских повестях». «Сибирские повести» - свидетельство глубоких раздумий Достоевского о жизни, о сложности человеческих характеров и человеческих взаимоотношений. В них чувствуется стремление писателя, с одной стороны, в какой-то мере подвести итоги своим ранним исканиям, а с другой – подготовить, наметить многие образы своих будущих произведений. Годы, проведенные в Сибири, оставили неизгладимый след в жизни и творчестве Достоевского, расширили его представления о жизни, позволили ему ближе познакомиться с народом, заставили испытать на самом себе всю бездну унижений и оскорблений, которым может подвергнуться человек. Перед его глазами прошли сотни людей, и у каждого из них была своя судьба, свое горе, свои страдания. «Сколько я вынес с каторги народных типов, характеров! - писал Достоевский брату. – Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта. На целые тома достанет». Опубликовав повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский заявил о своем возвращении в литературу. И хотя оно прошло почти незамеченным и оказалось не совсем таким, каким предполагал писатель, он уверовал в свои силы, почувствовал себя готовым к созданию новых произведений. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он «увольняется за болезнью со службы», и в начале июня навсегда покинул Сибирь. После непродолжительного пребывания в Твери, где ему первоначально разрешено было поселиться, Достоевский в конце 1859 года смог наконец вернуться в Петербург. Там он совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из подполья» (1864) Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные». Он был напечатан в первых номерах журнала «Время» за 1861 год. Одновременно с этим, Достоевский опубликовал знаменитые «Записки из Мертвого дома», одно из самых выдающихся его произведений, в котором нашли отражение впечатления писателя о страшных годах, проведенных в Омской каторжной тюрьме. В нем определились многие важные моменты нового мировоззрения художника. «Записки из Мертвого дома» – это книга очерков, каждый из которых логически завершен и воспринимается как нечто целое и законченное. Единство всех глав-очерков определяет постепенное познание и осмысление автором всех сторон жизни каторги и ее обитателей. Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, посетил Лондон. Свои впечатления от заграничного путешествия писатель изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях». В этом произведении внимание Достоевского сосредоточенно не на описании природы и выдающихся достопримечательностях европейских стран. Его, прежде всего, интересовали социальные отношения, сложившиеся в Европе. Семейные катастрофы и новая женитьба Год 1864-й был для Достоевского трудным. После долгой болезни умерла Мария Дмитриевна, жена писателя. В том же году скончался Михаил Михайлович Достоевский. Смерть брата была особенно тяжела для писателя. Он потерял близкого друга и единомышленника. Время шло, а к работе над романом писатель никак не мог приступить. По совету друзей он обратился за помощью к стенографистке и за 28 дней продиктовал ей роман «Игрок». А спустя некоторое время Достоевский сделал своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной предложение, и она стала его женой. Период с 1867 по 1871 год, спасаясь от кредиторов, Достоевский вместе с Анной Григорьевной провел за границей. Они жили попеременно в Дрездене, Базеле, Женеве и Флоренции. Только в конце 1871 года, после того как писателя удалось частично расплатиться с долгами, он смог вернуться в Петербург. «Преступление и наказание» (1865-1866) Вскоре в сознании писателя возникли новые темы, идеи, образы, которые воплотились в новом большом романе «Преступление и наказание». Это одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. И это понятно. «Преступление и наказание» – роман во всех отношениях необычный. Это проблемный, идеологический роман, подобному которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский пытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. «Перерыть все вопросы в этом романе» – вот какую задачу поставил перед собой писатель. Причем все эти вопросы и проблемы вплетены в художественную ткань произведения и не отделены от его конфликтов и системы образов.
Новый роман Достоевского теснейшим образом связан с его предшествующим творчеством. Он как бы подводил итог всему ранее написанному, углубил и раскрыл многие мотивы произведений, созданных в 1840-1850 годы, но сделал это писатель на новом этапе своего художественного развития. В романе отчетливо просматривается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, очистительному страданию. Только этим путем человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью. Не социальное переустройство жизни, а осознание ответственности каждого человека за все содеянное им перед лицом Всевышнего и личная вера могут спасти мир от грозящей катастрофы – вот что еще хотел сказать Достоевский в своем романе.
Мир великих романов Среди произведений Достоевского, созданных в 60-е годы, важное место занимает роман «Идиот», опубликованный в 1868 году. Вот что писал Достоевский о замысле своего произведения в одном из писем: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался за изображение положительно прекрасного, – всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался». Признавая, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос», Достоевский попытался воплотить его черты в земном человеке. Таким в романе «Идиот» должен стать князь Лев Николаевич Мышкин, в образе которого писатель намеривался воссоздать свое представление об идеальном человеке, в чем-то сродни Христу, который был бы для него не только Богом, но и совершенной во всех отношениях личностью. Вместе с тем в его характере Достоевский воплотил многие качества близких и дорогих ему героев прежних своих произведений. Человек добрый, наивный и непосредственный, Мышкин с любовью и состраданием относится ко всем несчастным и обиженным вне зависимости от того, кто они и каково их социальное происхождение. Но он оказался в мире, наполненном острыми конфликтами и противоречиями. В этих условиях призыв Мышкина к добру, любви и состраданию к ближнему, его стремление примирить жестоких, эгоистичных, корыстолюбивых людей с людьми обижен­ными, несчастными, бесправными терпит неудачу. Проповедь Мышкиным христианской любви и согласия терпит крушение. Она оказалась бессильной перед миром злобы, лицеме­рия, разнузданных страстей и жажды наживы. Важное место в романе занимает тема красоты, которая в пред­ставлении Достоевского является высшим проявлением человече­ского бытия. Конечно же, утверждая, что «мир спасет красота», Достоевский имел в виду не внешнюю, земную красоту. Идеалом подлинной красоты для него всегда оставался Христос, и конечное преображе­ние мира, но мнению писателя, может наступить только после то­го, как мир обретет Христа. Роман «Бесы» создавался в то время, когда русское освободительное движение переживало сложный период. Достоевский был серьезно обеспокоен тем, что идеи анархизма стали проникать в Россию. Поэтому в романе «Бесы» писатель довольно зло пародировал широко распространившиеся в России идеи и лозунги анархистов, содержащие призывы к уравнению умов, уничтожению религии, государства, брака, семьи. Поэтому роман направлен также против своеволия и аморальности личности, ее извращенного представления об идее бунта. Но работа над художественными произведениями не приносила Достоевскому полного удовлетворения. Он мечтал вновь вернуться к активной журнальной деятельности. В романе «Подросток» Достоевский изобразил яркую картину современного ему общества, характерными чертами которого были разрозненность, «духовная опустошенность, разврат, алчность, всепобеждающая жажда богатства». В одном из ранних набросков к роману Достоевский писал: «Разложение – главная видимая мысль романа . никто о будущем не думает». В 1870-е годы Достоевский находился в расцвете своего таланта. Он становится всеми признанным и широко известным писателем. Его избирают членом - корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности. Последние два года своей жизни писатель работал над романом «Братья Карамазовы», который явился своеобразным итогом его творчества. «Братья Карамазовы»- самое значительное создание художественного гения великого писателя, подводившее итоги его многолетних размышлений над судьбами человека, своей родины и всего человечества. По своему жанру это социально-психологический роман, роман-трагедия. Положив в основу своего произведения изображение конкретной социальной среды и сложных человеческих характеров, Достоевский попытался связать их с решением всемирных проблем, имеющих общечеловеческое значение. Этот роман явился следствием упорных поиском Достоевским ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия, его размышлений о путях и перспективах развития и преобразования общества. Конец пути В конце 1870-х годов Достоевский часто выступал на всякого рода благотворительных вечерах и собраниях с чтением отрывков из своих произведений. Иногда он отступал от этого правила и чи­тал стихи Пушкина, которого ценил выше всех других поэтов. По­слушать Достоевского собиралось множество народу, и каждое его выступление сопровождалось неизменным успехом. А читал он удивительно. С первых слов Достоевский стремился установить контакт с аудиторией. Писатель хотел убедить слушателей, что он пришел к ним поделиться своими сокровенными мыслями и дума­ми. И это сразу создавало определенную интимно-доверительную атмосферу в зале. В чтении Достоевского не было ничего патети­ческого, но его тихий, проникновенный голос был слышен в самых отдаленных рядах. Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стала его знаменитая «речь о Пушкине», которую он произнес 8 июня 1880 года на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве. Речь Достоевского произвела огромное впечатление. В ту же ночь писатель отправился к памятнику Пушкину и положил венок к ногам «своего великого учителя и поклонился ему до земли». В конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отмети­ли у него прогрессирующую болезнь легких. Ему было рекомендо­вано избегать физических усилий и опасаться душевных волнений. 26 января 1881 года Достоевский, всегда работавший по ночам, случайно уронил на пол ручку. Пытаясь достать ее, он сдвинул с места тяжелую этажерку с книгами. Физическое напряжение вы­звало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращалось, то возобновлялось вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: « .Я знаю, я должен сегодня умереть!» В 8 часов 38 минут вечера он скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей — уча­щиеся, писатели, художники, представители различных учрежде­ний и обществ. Гроб несли родные и друзья Достоевского. Впере­ди несли огромные венки. Близкие покойного шли в окружении гирлянды живых цветов.
Весть о смерти Достоевского была воспринята с глубокой печа­лью и горечью. Л. Н. Толстой писал, что, узнав о смерти Достоев­ского, он «понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нуж­ный мне человек .». Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.


(Достоевский в 1863 году) Список литературы: 1) http://dostoevskiy.niv.ru/review/dostoevskiy/001/77.htm 2) http://referat.ru/pub/item/10540 3) http://referats.allbest.ru/literature/143736.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый результат деятельности, затраты по займам, договоры подряда, прибыль на акцию, прекращаемая деятельность
Реферат Петр и экология
Реферат The Fuedal System Essay Research Paper Feudalism
Реферат Страхование судов
Реферат Теоретические основы формирования герменевтической компетентности будущих юристов
Реферат Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре
Реферат Персонология (Г.Меррей)
Реферат 1 Інструкція про заходи пожежної безпеки у Вищому спеціалізованому суді України з розгляду цивільних І кримінальних справ далі Інструкція
Реферат Бериллий
Реферат Резервы и пути повышения эффективности использования мяса дикого кабана
Реферат Компьютерный файлово-загрузочный полиморфный стелс-вирус ONEHALF 3544, особенности алгоритма и методы борьбы с ним
Реферат А. Д. Морозов Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Реферат Оценка параметрической надежности РЭС с использованием моделирования на ЭВМ постепенных отказов
Реферат Службы социальной помощи населению
Реферат Проблема счастья и долга в романе "Евгений Онегин"