Автор-повествователь — герой в повестиА.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Вповести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: самон выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лицавымышленного автора написаны, например, “Повести Белкина” и “История селаГорюхина”. А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя —поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем,затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время онвозвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством. Примерно также выглядит история рассказчика “Капитанской дочки”; линия “автор — повествователь— герой” здесь прослеживается довольно четко.
Пушкинкак будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века наповествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом,до читателя доходит многомерная историческая картинка, сложная, как сама жизнь.
А.С. Пушкина, безусловно, очень волновала тема восстаний в России, каккрестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которыхпринимали участие его близкие друзья. Раздумья над этим обратили мысль автора кдраматическим событиям истории, и он пишет очерк “История Пугачева”. Но какхудожник, А. С. Пушкин не смог полностью выразить себя в историческом труде, иу него возник замысел художественного произведения о пугачевском восстании.Герои “Капитанской дочки”, со своими обычными человеческими судьбами,оказываются в самом центре исторических событий. Мы читаем о далеком даже дляА. С. Пушкина XVIII веке, но благодаря тому, что повествование ведется отпервого лица, все описанное близко и понятно нам. Мы не смотрим со стороны, авместе с молодым Гриневым участвуем в событиях его жизни. Предводителькрестьянского бунта, кровавый, не знающий жалости злодей предстает перед намиживым человеком, с достоинствами и недостатками, — благодаря Гриневу.
ЮныйПетруша Гринев — герой “Капитанской дочки”, он еще не умеет оценивать события,непосредственным участником которых становится. Он просто живет и чувствует ипоступает так, как велит ему совесть. Обезоруживающая честность не раз спасаетему жизнь. Эта же честность — залог особого доверия читателя ко всему, о чемрассказывает Гринев.
Мыне можем сопоставлять Л. Гринева с А. Пушкиным ни по уму (вспомним его рассказо жизни в родительском доме до армии), ни по душевным качествам (богатство имногогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь оГриневе), но в понятии чести и долга их мнения совпадают. Дворянин, несчитающий для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону восставших,— это мог быть и Пушкин. Не случайно подлость проявляется в каждом слове ипоступке дворянина-предателя Швабрина: и в его отношении к Маше, и на дуэли, ипосле ареста.
А.С. Пушкин под Нидом издателя пишет, что единственное дополнение его к рукописиГринева — это эпиграфы. Таким образом, только в эпиграфах автор напрямуювыражает свою позицию. Первый и главный из них — “Береги честь смолоду”.Проблема чести — одна из главных в “Капитанской дочке”. Положительные герои те,кто “берег честь смолоду”: Гринев, Маша, семья Мироновых и т. д. К ним же внекоторой степени можно отнести и Пугачева. По крайней мере, в отношенииГринева он поступил честно.
Повествовательв “Капитанской дочке” — это тот же Гринев, но уже в старости. Он смотрит насебя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытностью,но он и гордится тем, что не потерял своего дворянского достоинства, основныежизненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменны. В отличиеот молодого Петруши, все мысли которого были заняты любимой девушкой,Гринев-повествователь дает оценку и историческим событиям. Это именно онговорит: “Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те,которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашегонарода, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка — полушка, да и свояшейка — копейка...”
Итак,в самом центре решающих событий истории находится средний, гораздо болеезаурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же выбранный. Рассказискреннего и открытого Гринева рисует объективную картину происходящего, неподает поводов для подозрений в каком-либо “умничаньи” (кстати, любимое егослово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэтмог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского восстания: “Ну,барин, — закричал ямщик, — беда: буран!” Гринев же просто описывает метель,благодаря которой он познакомился с Пугачевым.
“Капитанскаядочка” — повесть не просто о народном восстании, а об общечеловеческихпроблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа,наоборот, например, Савельич бескорыстно любит своих хозяев и предан им. И всеже “Капитанская дочка” — глубоко народное произведение, даже общенародное,примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к главам взяты из народных песен.Их слова становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, чтожизнь сложнее любых схем, что
дляобъединения людей недостаточно их принадлежности к одному сословию. Гриневунамного более симпатичен Пугачев, чем Швабрин — такой же, как он, офицер.Каждый герой повести — не просто представитель своего сословия, носамостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев —представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, онвождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут. Обсуждая калмыцкуюсказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную позицию.Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева же —“жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину”. Герои не сходятся вопределении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу.
Вповести относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известнажестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страданияобеих сторон — это и башкирец с изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых.Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делаеттакое человеческое качество, как сострадательность, обычная доброта. Вспомним,как впервые в повести появляются Пугачев и императрица — словно два полюса.Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется,что оба они наделены властью. Милосердие же проявляют лишь к тем, кому личносимпатизируют. Избирательно.
В“Капитанской дочке” много сказочного. Здесь отразилась мечта поэта овозможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрыхчеловеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно этумысль читателю.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/