Реферат по предмету "Психология"


Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления

Курсовая работа
на тему:
«Особенности личностиосужденных, совершивших насильственные преступления»

Содержание
 
Введение
§1 Социально-психологический подход к изучениюпричин изнасилования
§2 Особенности личности осужденного занасильственные преступления
§3 Типология личности осужденного занасильственные преступления
Заключение
Литература

Введение
Актуальность.Насилие и преступление, являясь частью современной культуры, лежат вопределенных областях жизни организованного общества, определяющего границыконформного поведения и те его виды, к которым оно нетерпимо. Отражая общийуровень конфликтности в социальной системе, склонность ее членов к решениюсуществующих проблем посредством принуждения, преступность становится основнойугрозой современности, занимая чуть ли не пиковую позицию в ряду так называемыхсоциально-негативных проявлений.
Любоецивилизованное общество строго охраняет права и законные интересы своихграждан, их жизнь, здоровье, достоинство и неприкосновенность личности, суровокарая за наиболее опасные посягательства на них. Особо оберегаются честь идостоинство женщины, причем уровень ее защиты выступает показателем культурыобщества. Женщина охраняется, конечно, не только с помощью уголовного закона,но и путем воспитания нравственных чувств, формирования культуры общения,полового воспитания и многими другими методами, которые следует рассматривать вкачестве наиболее важных в борьбе с сексуальными преступлениями и особенноизнасилованиями.
В структурепреступности изнасилования занимают незначительный удельный вес, но дажеотносительно небольшое их количество вызывает тревогу общества в силуповышенной общественной опасности, необратимости последствий, глубокихфизических, моральных и психологических травм. Закономерно, что изнасилованияособенно несовершеннолетних либо сопряженными с убийствами или нанесениемтяжких телесных повреждений, с истязаниями и мучениями жертв, вызывают поройочень бурную реакцию общественности, суровое осуждение преступника. Здесь островстает вопрос о личности, совершившей насильственные преступления. Ранееразрабатывались различные исследовательские работы по данной проблематике.Такими работами занимались многие ученые, такие как П.И.Люблинский,С.В.Познышев, А.А.Жижеленко, Ю.А.Александров, Б.А.Блиндер, А.П.Дьяченко,Ю.М.Антонян, Г.Б.Елимисов, А.Н.Игнатов, П.П.Осипов, Л.М.Яковлев и т.д. Внастоящее время разрабатываются исследовательские работы по проблеме личностинасильственного преступника. В них раскрываются основные причины совершения тойили иной личностью насильственного преступления, формирование личностинасильственного преступника, мотивы преступления, а так же основные мерывоспитательного воздействия на осужденных.
Цельюданной курсовой работыявляется рассмотрение личности осужденных, совершивших насильственные преступленияи основные направления воспитательной работы с ними. Для этого решаютсяследующие задачи:
1. Социально-психологическийаспект к изучению причин изнасилования.
2. Определениеособенностей личности насильственного преступника и проблемы преступногоповедения.
3. Рассмотрениетипологии личности насильственных преступников.

§ 1Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования
В данномпараграфе, мы рассмотрим социально-психологический подход, в основе которогопринято методологическое положение социальной психологии, которое устанавливаетзависимость между нравственно-психологическими качествами личности имикросоциумом, в котором эти качества реализуются. Такой подход, позволяетрассмотреть процесс ее развития, поскольку «все приобретенное личностью впроцессе социализации, все сформированные у нее социальные установки неявляются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личностьдействует в реальном социальном окружении, в конкретной группе»[1].Иными словами, рассмотрение личности как взаимодействующего и общающегосубъекта.
Такойметодологический подход позволяет выдвинуть предположение о том, что группа ипротекающие в ней процессы должны влиять на формирование факторов, участвующихв детерминации преступного поведения человека, в данном случае — в совершенииизнасилования.
Насильственныепреступления вообще и изнасилования в частности совершаются, как известно всфере межличностного общения. Это означает, что общение выступает в качествеусловия совершения изнасилования.
Потребность вобщении как фундаментальная характеристика личности наиболее свойственнапериоду ее становления, т.е. юношескому и молодежному возрасту. Потребность вобщении в этом возрасте очень велика. Как отмечал И.С.Кон, одной из наиболеехарактерных для юношества и молодежи форм организации общения является созданиеспонтанных, стихийных групп общения[2]. Такие группыудовлетворяют прежде всего потребность в свободном, нерегламентированном извнеобщении. Можно полагать, что это является для молодых людей своеобразным уходом(эмансипацией) от социального контроля взрослых, а в более широком плане — отобщества в целом.
В этой связиособое значение приобретает ценностно-нормативная сфера таких групп, на основекоторой объединяются их члены и которая определяет социальную направленность изначимость деятельности таких неформальных образований. Для одних молодых людейценность пребывания в той или иной группе может заключаться, по мнению В.С.Овчинского, собственно в форме общения, для других — в возможности выразитьсвою приверженность каким-либо увлечениям, для третьих — в том, что этопредставляет собой «удобный способ» противоправного поведения[3].
В том случае,если последний из отмеченных моментов ценностно-нормативной сферы, лежащих воснове организации молодых людей, приобретает доминирующее значение, т.е.становится для группы ведущим, то криминогенность такого неформальногообъединения резко возрастает.
Криминогенностькак качественная характеристика группы и ее членов составляет необходимуюпредпосылку для совершения преступления. Однако конкретный вид последнего будетзависеть от ряда объективных и субъективных факторов. Так в случае совершенияизнасилования в числе объективных факторов выступают, с одной стороны,биологическое развитие индивида, что может находить свое выражение вгиперсексуальности пубертата, а с другой стороны, половая идентификация какодна из сторон социокультурного развития личности, в процессе социализации,причем, как замечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «сексуальность и сексуальнаяактивность может значительно опережать сексуальную зрелость и потребность»[4].Отсюда можно предположить, что криминогенными в плане совершения изнасилованиябудут те группы, субъективные нормы и правила которых признают сексуальныйконтакт в качестве допустимой распространенной формы внутригруппового общения.В этой связи принципиальное значение приобретает нормативная регуляция половыхконтактов между членами группы. Представление о ней можно получить. Исходя изстатусно-ролевой структуры группы.
Внутри группывыделяют четыре категории ролевых статусов — это «звезды», «изолированные»,«пренебрегаемые», «отверженные». При этом каждому из указанных статусовсоответствуют определенные нормативные ожидания со стороны членов группы,оправдание которых свидетельствует об успешности исполнения роли и наоборот.Тем самым такие ожидания детерминируют иерархическую ролевую структуру группыи, как следствие, диапазон дозволенных и правомерных действий. В этом планеролевой статус, как и престиж в группе, будет представлять для её члена личнуюзначимость, реально ощущаемую ценность, которая может выступать в качествепредмета потребности[5]. Инымисловами, занятие и удержание определённого ролевого статуса, как и обладаниепрестижем, будет влиять на потребностную сферу личности, удовлетворять одни еёпотребности и не удовлетворять другие.
В психологиипотребность человека раскрывается, как испытываемая им нужда в чём-либо ивыступает источником его активности. Таким образом, актуализация потребностибудет находить своё выражение в преобладании, в деятельности и поведенииличности определённых действий, направленных на её удовлетворение.
Для членагруппы привлекательность высокого статуса и связанного с ним престижа, равнокак и опасность потерять их, может выступать в качестве фактора, побуждающегоего к тем или иным действиям. В этой связи неудовлетворенность личностиимеющимся ролевым статусом или престижем, по всей видимости, будет отражаться вактуализированное соответствующей потребности, в то время как удовлетворениесубъекта положением в системе межличностных отношений в еенеактуализированности. Вполне понятно, что, когда человек добился и имеетжелаемое, он может ставить перед собой цели, связанные не только со своимнастоящим положением в группе следовательно, детерминирующую роль вформировании поведения личности могут играть не только актуализированные, но инеактуализированные потребности.
Потребности,составляя существо отношения человека к разным сторонам действительности[6],предстают, как более или менее устойчивые для данной личности тенденциихарактерным образом отражать окружающую реальность. В том смысле они обладаютотносительной независимостью от конкретных условий жизнедеятельности субъекта.Такая их автономность позволяет надеяться, что полученные в условиях местлишения свободы результаты исследования отражают не ситуационную, а объективнуюприроду диагносцированных у осужденных за изнасилование потребностей. Длядифференциации потребностей, круг которых ограничен методикой Д.Джаксона,такими лицами, как А.А.Астрашабовым и В.В.Кулиничем, были примененыматематические методы, позволяющие выделить те из них, которые оказываютнепосредственное влияние на поведение индивида. В свою очередь последние былиразделены на актуализированные и неактуализированные.
Полученныерезультаты показывают, что потребность в доминировании и потребность визбегании вреда детерминируют поведение соответственно двух третьих и половиныобследованных осужденных за изнасилование. В то же время эти потребностинеактуализированны более чем у 90%тех, для кого он являются детерминирующими.Поскольку первая из отмеченных потребностей (актуализированная) содержательнораскрывается как стремление личности оказывать в той или иной форме своевлияние на других, а вторая (неактуализированная) — как стремление избежатьпсихологического давления со стороны окружающих, в каком бы виде оно непроявлялось, то можно сделать вывод, что неактуализированность названныхпотребностей отражает удовлетворенность имеющимся ролевым статусом. В этойсвязи можно предположить, что для насильников не характерно стремление кповышению своего ролевого статуса в группе.
Этообъясняется устойчивостью статусно-ролевой структуры группы, членами которойявлялись лица, совершившие изнасилование. В свою очередь такая устойчивостьпредполагает усвоение и безусловное принятие групповых ценностей и норм, чтообеспечивает высокий уровень конформности поведения отдельного члена поотношению к группе в целом.
В то же времяобращает на себя внимание актуализация у обследованных насильников потребностейв импульсивности, в зависимости и в социальном признании. Импульсивностьотражает склонность человека действовать по первому побуждению, под влияниемвнешних обстоятельств или эмоций, зависимость предстает как подчиненностьдругим, чужой вам при отсутствии самостоятельности, а социальное признаниевыступает как необходимость подтверждения в общении имеющейся у личностиблагоприятной самооценки. Актуализация этих потребностей означает, чтоустойчивость статусно-ролевой структуры группы воспринимается в субъективномплане как средство, способное удовлетворить указанные актуализированныепотребности, что в свою очередь, вынуждает члена группы поддерживать для этогопостоянство такой структуры. Таким образом, устойчивость (постоянство,стабильность) ролевой структуры группы выступает для каждого ее члена не толькокак форма ее организации, но и как субъективная ценность.
В этой связилюбые попытки вольно или невольно, извне или изнутри, нарушить такуюустойчивость будут восприниматься членом группы как посягательство на себялично и прежде всего на занимаемый ролевой статус. Есть основания рассматриватьподобные посягательства и реакцию на них как статусно-ролевой конфликт, причиныкоторого могут лежать как вовне, так и «внутри» личности — члена группы, т.е.на индивидуально-психологическом уровне, анализ которого находится за пределамиданной статьи.
Надо полагать,что внутри группы такие конфликты в основном связаны с расширением или сужениемдиапазона действий, соответствующих занимаемому личностью статусу. Вполнепонятно, что наибольшим спектром возможностей в группе обладают те ее члены,которые занимают высшую степень в ролевой иерархии, т.е. «звезды».
Попутноследует отметить, что структура стихийных групп общения в значительной степенизависит от возрастной эволюции входящих в нее членов. Являясь, как правило,однополыми ячейками общения у младших подростков, такие группы постепенноначинают у 15-17-летних приобретать характер смешанных компаний, т.е. включаютв себя юношей и девушек[7].
Расширяющийсяс возрастом процесс социализации обуславливает появление новых видов и формобщения. Осознание своей половой роли, приобретение определенного жизненногоопыта с неизбежностью приводит молодого человека к такой форме межполовогообщения, как сексуальное. Причем одним из первых непосредственных сексуальныхобъектов предстает сверстник (сверстница), знакомый (знакомая). Подтверждениеэтому мы находим и в материалах проведенного исследования, согласно которым42,8% виновных в изнасиловании знали свою жертву еще до преступления, а 30,4%преступников были с ней даже хорошо знакомы.
В группах сразнополым составом диапазон предписываемых статусом действий, особенносексуального характера, приобретает специфическое значение, поскольку высокоеролевое положение того или иного индивида предоставляет, наряду с другими,больше возможностей и для половых контактов. Это объективно способствуетприобретению большого сексуального опыта по сравнению с членами группы,занимающими более низкий статус, так как последние, согласно вышеизложенному,имеют меньшую свободу выбора.
В этом контексте,когда притязания на половую близость предъявляются со стороны члена группы,обладающего более низким ролевым статусом, решение о вступлении в сексуальныеотношения принадлежит уже не партнеру, а партнерше. В тех случаях, когда ихжелания не совпадают, т.е. партнерша отказывает в половой близости, а партнердобивается своего против ее желания и с применением насилия, можно говорить осовершении изнасилования.
Такоепосягательство может привести к снижению статуса и потере личного престижапосягнувшего, что опять-таки нарушает устойчивость ролевой структуры группы.Принимая во внимание, что подобное нарушение связано с межполовыми сексуальнымиотношениями, то именно на них и сосредотачиваются как члены группы, так и самнарушитель. Развитие этого процесса в конечном счете может привести котторжению группой посягнувшего. Причем причина этого будет так или иначесвязана с потерей сексуального реноме, что отнюдь не способствует процессуполовой идентификации.
Вопределенной мере и сопротивление партнерши может субъективно восприниматьсякак отказ в социальном признании и тем самым наносить ущерб самооценкеличности. Необходимо отметить, что актуализировать потребности в социальномпризнании характерна для: 69,85 тех, у кого она участвует в детерминации преступногоповедения, что в то же время составляет 27% от всех обследованных насильников.
Изложеннаясоциально-психологическая модель поведения имеет значение не только как один извозможных вариантов статусно-ролевого конфликта, но и как системообразующий признак,позволяющий понять совершение такого деяния, как изнасилование внекакой-либо связи с группой.
Представимсебе, что лицо, посягнувшее вышеуказанным образом на нормы и правила группы,отторгаются ею, однако ее внимание остается сосредоточенным на сексуальныхпроблемах. Лишенное привычной групповой поддержки, но в тоже время несущее всебе усвоенные групповые ценности, нормы и образ действия, оно становитсякриминогенно опасным в плане возможности применения насилия при вступлении вполовые отношения. При этом насильственные сексуальные действия такого субъектамогут быть совершены в отношении, как посторонних лиц, так и членов его бывшейгруппы. В последнем случае изнасилование можно рассматривать как изгнание изгруппы, реакцию, имеющую для личности компенсаторное значение.
Наряду срассмотренным вариантом вынужденного ухода из группы могут встречаться и случаидобровольного выхода из нее. Такое развитие событий связано с тем, чтоотдельные члены группы — чаще всего это лидер или «звезды»- перестают получатьвнутреннее удовлетворение от наличного спектра связей и отношений внутригруппы. Такая неудовлетворенность возникает тогда, когда содержаниедеятельности группы перестает способствовать дальнейшему развитию исамореализации личности, т.е. личность исчерпывает предоставляемые ей группой вэтом плане возможности, иными словами, она (личность) как бы «перерастает»группу непосредственного общения.
Надополагать, что причины этого имеют субъективный характер, являясьинтрапсихологическими, и соотносятся с социокультурным развитием личности.Такое развитие расширяет кругозор члена группы и позволяет пересмотреть своеотношение к ценностям и нормам группы участия. Происходящая переоценка можетпривести либо к возобладанию социально-позитивных ориентации личности, либо,напротив, к дальнейшему снижению положительного влияния общества наценностно-нормативную сферу личности и, как возможное следствие, углублениюразрыва с ним. Однако и в том, и в другом случае поведение индивида можетопределяться нормами той группы, к которой он ранее принадлежал, особенно теми,которые были связаны с его ролевым статусом в ней.
Так, вчастности, сексуальные действия, основанные на усвоенных прежде групповыхнормах, создают почву для конфликта с женщиной, в ценностно-нормативную сферукоторой половой акт без соответствующей этической и социальной нагрузки невходит. Такая ситуация может разрешиться с помощью насилия.
Всубъективном плане притязания подобного рода, в значительной мере определяютсяпотребностями в социальном признании и в импульсивности. Под влиянием последнейпроисходит непосредственное стремление к удовлетворению своей половойпотребности при игнорировании нежелания женщины вступать в половые отношения.Реализация указанных потребностей в совершении изнасилования, согласнополученным данным, представляется весьма вероятной, поскольку, например,потребность в импульсивности актуализирована у 82,3% осужденных, являетсядетерминирующей в поведении. Это в свою очередь, составляет 38% от общегоколичества обследованных. Необходимо помнить, что потребность в социальномпризнании актуализирована у каждого четвертого осужденного за изнасилование.
Такимобразом, даже в случае добровольного выхода из группы сохраняется потенциальнаяопасность совершения такой личностью насильственных сексуальных действий, чтоможно оценивать как своеобразный рецидив предшествующего опыта.
 
§2 Особенности личностиосужденного за насильственные преступления
Насильственноепреступное поведение давно является одним из объектов пристального внимания,как практических работников правоохранительных органов, так и научныхсотрудников различных специальностей. Изучение преступлений против личности — ив первую очередь умышленных убийств — объединяет усилия юристов — криминологов,психиатров, социологов и психологов.
Психологияявляется одной из частных дисциплин, изучающих данный вид преступлений подспецифическим углом зрения. Всю психологическую проблематику, так или иначеподвергавшуюся исследованию, можно сформулировать в следующих вопросах: чтопредставляют собой по своей психологической организации лица, совершившиенасильственные преступления (в частности, убийства), каково происхождение(генезис) тех индивидуально-психологических особенностей, которые проявили себяв преступлении, в какой степени случайными являются данные преступления длясовершивших их лиц, какова роль психических девиаций в совершении данныхпреступлений, мотивация насильственных преступлений и существуют лиспецифические мотивы.
Психологическийподход к анализу преступлений не исходит ни из какого заранее заданногоопределения преступного деяния, но в качестве своей важнейшей задачи ставитопределение действия в его значении для правонарушителя, то есть вличностно-смысловом контексте. Поиск психологической квалификации деяния какопределения его субъективно-личностного значения (смысла) неизбежно выводитисследователя за пределы самого события преступления в контекст индивидуальнойистории жизни правонарушителя.
С той точкизрения механизм преступного деяния предстает как закономерность связи событийистории жизни, взятых не только в предметной форме, но и в смысловой.
Проблемапсихологического механизма преступного деяния затрагивает многие весьмасущественные вопросы методологии, теории и методики исследования, от решениякоторых зависят ответ на вопрос о природе индивидуального преступного акта иследующие за этим профилактические и воспитательные мероприятия.
Агрессивные исексуальные тенденции личности не являются специфическими причинами не толькопреступного, но и насильственного поведения; в тоже время совершенно очевидно,что каждый акт насилия является проявлением агрессии, а некоторые из них могутносить более или менее выраженный сексуальный характер.
Немецкийученый Г. Аммон, разработал интересную концепцию по различению двух ее видов — конструктивной и деструктивной[8]. Эторазличение интересно потому, что ставит под сомнение тождественность понятий«агрессия» и «разрушение». Данный автор исходит из того, что в своих истокахповедению человека не присуще качество агрессивности. Рассматривая самые ранниеэтапы формирования поведения, Г. Аммон видит в них только проявлениеестественной активности ребенка, его потребности в новых впечатлениях, вовладении предметами окружающего мира[9]. С другойстороны — полное отсутствие у ребенка каких-либо навыков обращения спредметами, основанное на неразвитости познавательных функций. При этихусловиях каждый контакт с предметами, естественно носит лишь деструктивныйхарактер. Однако эта деструктивность — лишь внешнее выражение, так сказать,материальный результат контактов ребенка со своим окружением. Егоиндивидуальное содержание — в проявлении творческой, а потому конструктивнойактивности.
По своемупредметному выражению действие — ни конструктивно, ни деструктивно. Этикачества придаются ему лишь в вполне определенном социальном, межличностномконтексте, в который оно включено. Истоки деструктивность коренятся в отношенииродителей к проявлениям естественной активности ребенка, а именно в ихнеспособности, неумении или нежелании принять эти проявления как позитивные,придать им направление и соответствующие формы. Деструктивность — это значение,которое придается действию в условиях его неприятия, отвергания, запрета состороны других людей. При этом надо учесть, что если действие ребенкастимулируется его естественной потребностью в активности, то будучи прерванным,блокированным, оно будет иметь тенденцию сохранять свой мотивационныйпотенциал. Можно предположить, что качество деструктивность ассоциируется сзапрещаемым и прерываемым действием, сохраняющим тенденцию к завершению.
То же самоеотносится и к формированию деструктивность как качества личности. Последнееформируется как результат отвергания ребенка его родителями. Главное здесь — это внутрисемейная позиция «отвергаемого», выступающая в роли первоначального,исходного значения ребенка для родителей и в будущем обретающая характер егозначения для себя.
В данномподходе природа и истоки деструктивности рассматриваются в межличностномконтексте, начиная с первой группы, в которой она реализована – семьи.Исключительная значимость раннего межличностного контекста в формированиидеструктивности определяется его принудительностью. На это качествовнутрисемейных отношений, рассматриваемых с позиции ребенка, обращается слишкоммало внимания. Между тем именно принудительность — это навязывание жестокогостереотипа отношений, который формирует столь же жесткую системупсиховегетативной адаптации в первые месяцы жизни.
Можнопопытаться детальнее описать процесс формирования ядерных образований личностиребенка в контексте взаимоотношений с матерью. Некоторые авторы указывают, чтона начальных этапах жизни ребенка мать выступает для него в функции «зеркала».В этом «зеркале» первично отражается как бы общий абрис образа ребенка,представленный в сознаваемых и бессознательных потребностях матери и еедействиях (мимических, пантомимических) относительно него. Таким образом,поведение матери — это отражение ребенка, его первичная «качественнаяопределенность) или иначе — первичная идентичность. Этот первичный образ «я»ребенка еще не существует объективно в реакциях и отношениях матери на этойстадии его развития, когда еще не произошло разделения «я» и «не-я». Этот образпредставляет собой то, что впоследствии будет им самим воспринято ивоспроизведено в структуре его личности.
Раннийконтакт матери с ребенком дает ему опыт ощущения себя как существующего,который имеет свою уникальную конфигурацию, основанную на материнском опыте иповедении в отношении ребенка. Эта конфигурация и является как бы модельюглубоких ядерных структур личности. Можно без труда предположить, что в отношенияхотвергания структура этой первичной идентичности ребенка будет иметьсвоеобразный характер, а фундаментальный онтологический модус и ощущениесуществования будут искажены.
Рассматриваяв генезе психологическую динамику агрессии, Г.Аммон указывает и на другие формыее проявления, в частности, на психосоматические заболевания, депрессивныесостояния, шизофрению. Таким образом, он проводит мысль о том, между позициейребенка как отвергаемого в семье и формированием у него деструктивно, с однойстороны, и открыто агрессивным поведением — с другой, нет однозначной связи.Существуют, вероятно, вполне определенные формы отвергания, приводящие впоследствии именно к криминогенному формированию личности в отличие от еепатологических искажений.
Первым,наиболее существенным обстоятельством, как считают авторы, является структурасемьи, из которой происходят будущие преступники. Для нее характерно отсутствиеединства, целостности, объединенное™ членов на основе взаимных симпатий ивзаимопомощи. Семья как группа, по существу, отсутствует, хотя формально и невсегда распадается.
Отсутсивиесемьи как целостной психологической структуры влечет за собой отсутствиеопределенности позиций ее членов. Внутрисемейную же позицию, авторы считаютглавным существенным признаком, посредством которого она формирует психическийоблик, своих членов, и детей в первую очередь. Отсутствие определенной позициивыражается в отсутствие ролевых ожиданий, обязанностей, требований, то естьвнутригруппового межличностного статуса. Последнее же влечет за собойпостоянную неуверенность человека в правильности ее понимания и столь жепостоянной неуверенности в точности, правильности своего реагирования настимулы этой среды. Другими словами для человека, формально включенного в такуюгруппу, проблема адаптации и самоопределения существует постоянно порождаетпсихическое напряжение, вызванное необходимостью адаптации и самоутверждения.
Как было ужеотмечено, формирование личности ребенка, совершившего в будущем насильственноепреступление, начинается в ситуации неприятия его своими родителями. Общаяатмосфера этого неприятия на самых ранних этапах жизни может выражаться впозиции ребенка как «обузы» для матери, досадной для нее необходимостивыполнять определенные обязанности по отношению к нему. Мать, воспринимаетсвоего ребенка лишь как биологический объект и строит свои взаимоотношения сним по законам биологического функционирования. По существу, она обеспечиваетлишь поддержание биологического существования своего ребенка, психологически жесоответствующие действия отражаются ей в форме обязанности, даже, может быть,наказания.
Здесь авторыподчеркивают отношения психологического неприятия, которое по мере развитияребенка находит выражение в неприятии и прямом подавлении всяких проявлений егосуществования как психологического индивидуума. А такие проявления неизбежнонаступают, выявляя себя в стремлении ребенка в активности, новым впечатлениям,к самостоятельному освоению окружающей среды. В этих проявлениях родителисклонны демонстрировать уже свое активное неприятие ребенка. Становящаяся болеевыраженной в более позднем периоде жизни ребенка функция отца проявляется вформе жесткого и жестокого отвергания ребенка. Нередки случаи, когда отецдемонстрирует отвергание своего ребенка даже как биологического индивида,нанося ему телесные повреждения, граничащие с опасными для здоровья и дажежизни. По существу, такие формы полного отвергания ребенка можно расценить как«психологическое убийство», то есть лишение права и возможности самостоятельногопсихического функционирования и развития. Своим поведением по отношению кребенку отец переводит его исходно неопределенную в семье позицию в позициюявно и жестко отвергаемого. Описанная ситуация формирует своеобразную структуруего личности. В силу закона психического развития (интериоризации) Л.С.Выготского глубокая структура личности преступника отражает структуру егопервой социальной группы, в которую он оказывается принудительно включенным.
И так, можносделать следующий вывод: описанная выше внутрисемейная ситуация приводит кповышенной зависимости ребенка от родителей, постоянному напряжению остающихся неудовлетворенных биологических(висцеральных, моторных и др.), а позже и психологических функций, а еще позжек психологически пассивной личностной позиции.
Усиливающаясязависимость в условиях отвергания формирует у ребенка психологическоеобразование, которое авторы назвали «комплексом страха аннимиляции» или,другими словами, страхом смерти. Страх смерти здесь — это не клиническийсимптом, его очень редко можно наблюдать в форме прямого открытого высказыванияпреступника. Тем не менее, понятие «страха смерти» выдвигается кактеоритическая объяснительная конструкция, без введения которой невозможнопонять конкретную форму рассматриваемых преступлений — насильственное лишениежизни другого человека.
В литературесуществуют различные точки зрения относительно происхождения страха смерти иего значения в жизни человека. Однако все авторы, писавшие на эту тему, считаютотвергание ребенка в детстве одним из важнейших факторов, обостряющих у негочувство страха смерти. Связывая здесь страх смерти с детерминациейнасильственных преступлений (убийств), авторы подчеркивают его своеобразие вэтой функции. Понятно, что сам по себе страх смерти не специфичен дляпреступников, он легко обнаруживается клинически в различныхпсихопатологических проявлениях личности — фобических состояниях, тревожности,шизофрении и пр. Однако в убийстве он должен принимать своеобразную форму,детерминирующую преступное действие.
Одной изособенностей страха смерти, присущего рассматриваемой категории преступников,является его полная неосознаваемость. Мысль о смерти никогда не достигаетуровня их сознания в обычном состоянии, но если это происходит, то выступаетуже как непосредственный криминогенный характер. Как было сказано выше, ранняяситуация развития ребенка несет в себе постоянную угрозу его биологическомусуществованию. Этот этап жизни характерен полным отсутствием сознания, и чтообъективно существующая угроза отражается на организменном уровне, в формеопределенного биологического гомеостаза, особенностью которого являетсянапряженность обеспечивающих жизнедеятельность биологических функций. Этоспецифическое состояние организма, функционирующего на пределе своих адаптивныхвозможностей, представляет собой первоначальную форму субъективнойрепрезентации страха смерти. В качестве причин страха смерти, можно отметитьотсутствие обеспечивающего безопасность ребенка поведения матери[10],отсутствие действий, ожидаемых ребенком в определенное время[11],что нарушает сохранение гомеостаза. В этих условиях и возникает напряжение какнаиболее сильная эмоциональная компонента[12]. Этонапряжение первоначально является «усилием» организма, направленным противдействующей извне разрушающей силы. Страх смерти можно понять как эмоциональныйаспект этого «усилия».
Если наранних этапах онтогенеза защита против страха как результата отверганиявыражается на биологическом уровне — напряженный гомеостаз с низкими порогамираздражительности, и следовательно с высокой чувствительностью к внешнимвоздействиям, то по мере развития ребенка начинают формироваться егопсихические аналоги в форме постоянного психического напряжения с высокойчувствительностью в сфере межличностных контактов. В ситуации жесткогоотвергания возможны различные варианты психологической защиты, в принципе и некриминогенные.
В своихработах авторы обнаруживают присущие насильственным преступникам искажения ввосприятии окружающих событий в основном в форме субъективной концепцииагрессивности окружающей среды. Последний фактор, авторы рассматривают какдостаточно общий во всех вариантах психологической защиты у лиц, совершившихнасильственные преступления. Большое значение этой защиты состоит в том, что вней со всей очевидностью просматривается общий радикал всей жизненной ситуациирассматриваемой категории лиц — внешнее отвергание, являющееся формойпроявления агрессии.
Фактприписывания правонарушителем качества агрессивности окружающей его средеиногда называют механизмом проекции. Суть последнего состоит в том, чтопреступник неосознаваемо для себя переносит на окружающие ситуации и людей теособенности, которые отвергает в самом себе. Этот механизм кажетсяправдоподобным, потому, что в его основе лежит отношение отвергания — фундаментальное отношение в генезисе насильственных действий. Проекцию в данномслучае можно понять как «выведение вовне», объективирование неприемлемых дляданного лица особенностей его личности.
Необходимоотметить, что формирование самого механизма проекции происходит далеко не укаждой личности, но лишь у определенной их категории. Авторы предполагают, чтов основе самой возможности образования способности к проецированию лежит вся таже ситуация отвергания, как межличностный прототип отношений «отбрасывания»,«выведения за пределы, вовне». По сути дела, насильственный преступник,приписывая внешней ситуации или другому лицу агрессивные намерения, отторгаетот себя то, с чем он не может примириться, не может интегрировать в структурусвоей личности, в конечном счете он отторгает то, что не может подавить илинейтрализовать в себе.
Такимобразом, проецирование как отторжение неприемлемого — есть психическийэквивалент реального отторжения правонарушителя в детстве его ближайшей средой— семьей. Отторгнутые психические образования, согласно развиваемой здеськонцепции, подвергаются насилию и уничтожению. Это означает: то, что должно, ноне может быть подавлено в себе, несет потенциал смертельной опасности, причемтакой, от которой уйти нельзя, но можно только уничтожить. Как отмечалось выше,в генезисе насильственного преступления реальность смерти, гибели появляется насамых ранних этапах жизни. Смертельная опасность для него действительносуществует в ситуации отвергания родителями в виде стресса, активизирующегозащитные биологические процессы жизнеобеспечения. Это состояние для ребенканеуправляемо. Таким образом, авторы полагают, что качество «смертельности»исходно представляет собой ассоциацию близких к критическим значениям системжизнеобеспечения и ситуации отвергания. Существенно, что фактор, выводящийжизнедеятельность на критический уровень и в тоже время поддерживающий ее, одини тот же — семья и прежде всего мать ребенка. Это обстоятельство порождаетглубокую противоречивость онтологического статуса ребенка, полнуюнеопределенность его существования.
Описанная «ситуациясмертельной опасности» может быть в принципе «вынесена вовне» тогда, когдаребенок выходит из полной биологической зависимости от матери и своей семьи.Если факт существования насильственных преступлений с очевидностью показывает,что даже с возрастом ребенок, формировавшийся в подобной среде, оказываетсянеспособным выйти из нее, он лишь предпринимает попытки вывести ее «из себя».Последнее проявляется в различных формах насилия над другими детьми, животными,деструктивных формах поведения в отношении предметов.
Указаннаяситуация происхождения личностного модуса «смертельности» находит хорошееподтверждение в одном из наиболее ярких качеств насильственных преступников — обострении чувства справедливости. По их мнению, справедливость — это строгоевыполнение каждым возложенных на него как формальных, так и неформальныхобязанностей и предъявляемых к нему требований, в соответствии с определеннымему положением. Всякое отклонение от этих требований и обязанностей — этопроявление несправедливости и должно влечь за собой суровое наказание. В этомубеждении бросается в глаза строгая ограниченность допустимых вариантовповедения. Последняя, на взгляд ученых, хорошо корректирует с указанной вышестороной качества «смертельности»- критичностью значений систем жизнеобеспечении, которые, выходя за своипределы, угрожают индивиду гибелью, поэтому он весьма «озабочен» удержаниемэтих значений в определенных пределах. Характерно также, что пределыдопустимого поведения, как правило, устанавливаются самим правонарушителем,который часто устанавливает их исходя из своих субъективных критериев, а потоможидает или требует их соблюдения от других,
В целом можносказать, что в насильственных преступлениях имеет место объективациядезинтегрирующей, разрушительной «идеи» смерти, имеющий реальныйпсихобиологический прототип.
Указанныевыше два основных качества реальной жизненной позиции преступника, образующихсяв ситуации отвергания — критический уровень функционирования системжизнеобеспечения и повышенная зависимость от жизнеобеспечивающих факторов — могут с течением времени кристаллизоваться в автономные психические структурыличности. Оба они воплощаются в особом онтологическом модусе личностинасильственного преступника, который можно обозначить как «экстремальностьсуществования» и считать его основным этиологическим фактором убийства. В ходежизни правонарушителя этот модус может принимать самые различные формы,воплощаться в разных мотивах и ситуациях, но именно он образует смыслсовершаемого деяния.
§3. Типология личностиосужденного за насильственные преступления
личность осужденныйнасильственное преступление
Всехнасильственных преступников по их личностным особенностям Ю.М.Антонян разделилна три группы, выделив в каждой из них отдельные типы, в основе вычленениякоторых лежит мотивация преступного сексуального поведения.
I     Лица с нарушениямипсихосексуального развития:
1.  «Охотящийся» (внезапнонападающий с целью изнасилования на незнакомых женщин);
2.  «Регрессивный»(совершающий изнасилования девочек — подростков 7-14 лет);
3.  «Тотально-самоутверждающийся»(совершающий изнасилования женщин и в тоже время убийство находящихся с нимимужчин или наносящий телесные повреждения).
II      Лица с выраженными характерологическимиили патопсихологическими особенностями:
4.  «Конформный» (совершающийизнасилования под влиянием группы);
5.  «Аффективный»(совершающий изнасилования малолетних девочек (до 7 лет) и женщин преклонноговозраста);
6.  «Импульсивный илиситуативный» (совершающий изнасилования в ситуациях, субъективно оцениваемыхкак благоприятные);
7.      «Отвергаемый»(лицо с умственной недостаточностью и другими физическими и психическимианомалиями).
III    Лица с нарушениямимежличностного восприятия:
8. «Пассивно-игровой»(совершающий изнасилования в связи с сексуально-провокационным поведением женщини собственным неуменением найти выход из создавшейся ситуации);
9. «Сценарный»(совершающий изнасилования в силу бессознательно функционирующей жизненной«программой», сформировавшейся в раннем детстве).
Рассмотрим подробнеевышеперечисленные типы насильственных преступников:
«Охотящийсятип»
Кпредставителям этого типа относятся лица, которые совершают преступныесексуальные действия в отношении незнакомых женщин. Они нападают внезапно (наулице, в подъезде, сквере и т.д.), очень часто сзади, стараясь силой сразупреодолеть сопротивление потерпевшей. Обычно такие преступники заранееподжидают жертву или ищут подходящую ситуацию, в которой можно было быосуществить насилие. Их поведение образно можносравнить с действиями охотника,поджидающего свою добычу и ищущего подходящий момент для нападения. Агрессивныедействия с целью изнасилования обычно включают избиения, иногда довольножестокие, активные попытки физическим путем мгновенно сломить сопротивлениеженщины.
«Охотники»редкоотбирают у потерпевших ценности или деньги. Вину в совершенном преступлении ониобычно признают, так как не могут, в отличие от других категорий осужденных заизнасилование, сослаться на то. что жертва не оказывала сопротивления идобровольно вступила в половой контакт с ними. Это очевидно связано с тем, чтоони совершают нападения, как уже отмечалось, на ранее незнакомых женщин, и,более того, совершению преступления не предшествовал какой бы то ни былоконтакт с потерпевшей.
Два момента вагрессивном поведении «охотников» являются ключевым для характеристики ихличности:
1) нападениес целью изнасилования направлено только на незнакомых женщин; 2) внезапностьприменения физического насилия (преступник как будто избегает любой иной формыконтакта, даже возможности столкнуться взглядом с потерпевшей. «Охотники»полностью не осознают мотивов своих преступлений, а сам мотив являетсянастолько глубинным и сложным, что его только с помощью беседы крайне трудновыявить, а в большинстве случаев и невозможно.
По своимпсихологическим свойствам все лица, относящиеся к категории «охотников»,являются однородными. Себя такие преступники идентифицируют с подростком илимальчиком, а если это взрослый мужчина, то занимающим по отношению к женщинепассивно-страдательную позицию. В большей степени происходит отождествлениесебя с чисто женской символикой, а следовательно, традиционно женская рольявляется для них более близкой: подчинение, зависимость, пассивность всексуальной сфере и т.п. Следует отметить также наличие мощного напряжениясексуальной потребности, фиксацию на половых отношениях, под которымипонимается только половой акт практически вне контекста нравственно-психологической сферы.
В ситуацияхдаже с незначительной сложностью в аспекте принятия решения они не осуществляютпопытки адекватной ориентировки и анализа. А в любых конфликтных, неустойчивыхситуациях такие личности просто теряются и не могут осуществлять активныхдействий по разрешению сложившейся структуры отношений. Более того в конфликтнойситуации может происходить своеобразный личностный шок. проявляющийся внеспособности предпринимать хоть какие — то адекватные попытки для ееразрешения.
Все лица,относящиеся к категории «охотников», психологически очень сильно слиты сматерью или ее образом и продолжают эмоционально зависеть от необходимоститакого рода симбиотических отношений, испытывая потребность в их постоянномвоссоздании. У этой категории преступников не произошло «психологического рождения» в качествеавтономной личности с самостоятельными адаптацией и установкой. Поэтому у нихнарушена идентификация с мужской ролью, которая предполагает личностную иэмоционально-ролевую независимость.
Можносказать, что у насильников из числа «охотников» не произошло эмоциональногоотрыва от матери, они как бы задержались на подростковой стадии развитияэмоциональных связей.
Основнымличностным дефектом этой категории преступников, является сохранениеэмоциональной зависимости не только от матери или жены, но и, в силутрансформации этого качества, от женщин вообще. Поскольку же они не обрелиличностно-эмоциональную автономию, то в своих отношениях с женщинами постоянновоспроизводят фиксированные эмоциональные установки, направленные навоссоздание материнско-детской зависимости и соответствующего эмоциональногослияния с женщиной, характерного для такого рода отношений. На этом и строитсяих адаптация.
Такимобразом, для «охотников» характерно фактическое нарушение полоролевойаутоиндентификации. Образно говоря, они бессознательно не воспринимают себя вроли мужчины как автономного человека, способного к самостоятельномусуществованию вне специфической эмоциональной связи с какой-либо женщиной.
Поэтому вкачестве мотива совершенного преступления у этой категории преступниковвыступает стремление к преодолению преимущественно психологическогодоминирования женщин вообще, а не конкретных лиц. Психологическая задача,решаемая в акте изнасилования -стремление резко идентифицироваться с мужскойполовой ролью через насилие над женщиной, попытка обрести личностно-эмоциональнуюавтономию, осуществить «психологическое рождение» за счет уничтожениязависимости от женщин. Поэтому изнасилование имеет личностный смыслдоминирования с целью преодоления имеющейся симбиотической связи с другимполом.
«Охотники», слабоконтролируют сферу влечений, их поведение является опосредованнымвнутриличностным содержанием: ценностями, нормами, социальными установками.Именно в связи с этими чертами агрессивные сексуальные действия у «охотников»выступают как мощный выход потребностного напряжения, которое они не могутконтролировать. Таким образом, совершаемое преступление, помимо тоголичностного смысла, о котором мы говорили выше, имеет характер и значениепсихофизической разрядки длительно напряженной и сдерживаемой потребности.Отсюда внезапность нападения, сильные удары, полная концентрация внимания наобъекте нападения. Часто они не воспринимают происходящее вокруг, это приводитк тому, что их во многих случаях задерживают на месте преступления.
Определеннуюроль в совершении половых преступлений «охотниками» играет и то обстоятельство,что в такой момент они обычно находятся в состоянии сниженного психологическогостатуса, т.е. их внутреннее равновесие нарушено. Это вызывается внешнимипричинами, например ссорой или изменой жены, неприятностями на работе, сильнымалкогольным опьянением и т.д. Такого рода факты приобретают стимулирующеезначение в связи с плохой саморегуляцией.
Отметим, чтосовершение изнасилований этой категорией преступников не приводит их кразрушению внутриличностных проблем и, даже более того, действует личностноразрушающе, поскольку происходит психологическая деградация (регрессия).Поведение впоследствии в еще большей степени начинает определяться сферойвлечений и инстинктов, пищевыми и сексуальными потребностями.
«Регрессивный»тип
Этот типусловно назван «регрессивный» потому, что в действиях преступников, относящихсяк этому типу, происходит либо условный возраст в прошлое субъективно комфортноеэмоциональное состояние, либо уход от более сложных сексуальных отношений совзрослыми женщинами к более простым с подростками. К этой категориипреступников, относят тех, которые совершают изнасилования девочек в возрастеот 7 до 14 лет. Изнасилования чаще всего осуществляются извращенными способамив сочетании с развратными действиями, встречаются и сопряженные с тяжелыми дляпотерпевшей физическими последствиями.
У этойкатегории преступников изнасилования могут сопровождаться прямым физическимподавлением потерпевшей, но чаще половой контакт осуществляется благодаряобману. Сам преступник может при этом находиться в состоянии сильногоалкогольного опьянения, но обычно совершают действия, полностью осознавая их.Иногда преступление носит характер мощной аффективной вспышки, связанной сконкретными жизненными обстоятельствами. В таких случаях объективно онинапоминают преступления лиц, относящихся к «аффективному типу».
Лица,совершающие изнасилование девочек, как правило, имеют собственную семью или жепостоянного полового партнера — взрослую женщину. Но общим для всехпреступников является о, что половой контакт с женой или любой другой взрослойженщиной не приносит им сексуального удовлетворения.
Важнойособенностью данного вида преступников является то, что они. как правило,стремятся сделать так, чтобы совершаемые ими преступления не получили огласки:запугивают потерпевших угрозами физической расправы, следы, связанные с половымконтактом, прячут или уничтожают, скрывают факт полового акта даже от своихблизких друзей и родственников.
Совершаемыепредставителями рассматриваемого типа личности изнасилования девочек вбольшинстве случаев сопряжены с наличием половых нарушений, в первую очередьпедофилии. Термин педофилия употребляется в двух смыслах. В более узком —«любовь к мальчикам» и в широком смысле — «любовь к детям». Другими словами,педофилия представляет собойсексуальное отклонение, проявляющееся в стремлении к сексуальным действиям сдетьми.
Большинствопедофилов — это либо мужчины преклонного возраста, либо мужчины с низкойполовой способностью, боязливые, неуверенные в себе. Как отмечает А.М.Свядощ,как у тех, так и у других направленность полового влечения на девочек связана сощущением неуверенности в своих половых способностях в отношении взрослыхженщин.
Авторывыделили среди совершивших изнасилование девочек следующие три подтипа поведущему мотиву преступного поведения. К первому можно отнести лиц, имеющихопределенную эмоциональную фиксированную установку на девочек, возникшую всвязи с сильными сексуальными переживаниями, имевшими место в определенныйподростковый период (обычно в 10-14 лет)[13]. Ко второмуможно отнести тех преступников, которые в этом же возрасте имели дефицитобщения со своими сверстниками или оно отсутствовало вообще. Это привело ксвоеобразному дефекту в их психосексуальном развитии, что и послужило основойдля формирования мотивации на изнасилование девочки, которое выступает здеськак психологический компенсаторный акт. В качестве третьей особой группы авторывыделили отцов, которые изнасиловали своих дочерей. Это связано с тем, что втаких случаях авторы обнаружили крайне сложную мотивацию связанную с переносомвзаимоотношений с жены на дочь.
Анализируямотивацию совершения изнасилования этой категорией преступников, необходимоостановиться на разъяснении некоторых психологических феноменов, посколькумотивация такого рода преступлений является достаточно сложной.
Средизначительного количества механизмов психологической защиты существует и такой,как регрессия. Регрессия — возвращение на более ранний уровень развития, кболее простому способу самовыражения, свойственному этому уровню, а такжеупрощенный способ поведения, возникающий при защите от угрожающих или иныхнежелательных воздействий с целью ухода от сложных ситуаций.
Огромноезначение для понимания изнасилования девочек имеет такой психологическиймеханизм, как фиксация тех или иных переживаний, а так же способов действий,как правило, в бессознательной сфере психики человека. Фиксация на чем бы то нибыло возникает не только в связи с позитивными факторами и переживаниемположительных эмоций в определенных условиях, но и при переживании негативныхфрустрирующих воздействий. Регрессия и фиксация взаимосвязаны. При негативныхвоздействиях среды регрессивные формы поведения вытекают из определенныхфиксаций, существующих в психике индивида. При неблагоприятно сложившихся обстоятельствахчеловек может как бы «возвращаться в прошлое». Он начинает использовать способыдействия и пытаться воссоздать те позитивные эмоциональные переживания, которыезафиксированы и сохранены в его психике, как правило, на бессознательномуровне.
Другим важнымпсихологическим механизмом, является «перенос». Перенос — особый типобъективных отношений, главной его характеристикой является переживание чувствпо отношению к одной личности, в действительности обращенных к другой личности.В сущности, получается, что на личность в настоящем реагирует так, словно этоличность из прошлого.
«Тотально-самоутверждающийся»тип
Преступныедействия тотально-самоутверждающегося типа насильников отмечает прежде всегото, что они вначале направлены не на женщин, а на оказавшихся рядом с нимимужчин. Изнасилование женщины здесь как бы вторично, оно следует послефизической расправы или физического подавления находящегося рядом мужчины. Кэтому же типу преступников авторы относят и тех, кто совершил изнасилованиеженщины, сопряженное с ее последующим убийством. Причем убийство женщиныосуществляется путем жестокого избиения, даже истязания с нанесением множестватяжких телесных повреждений.
Объектомпреступных действий здесь становятся взрослые женщины или, реже, пожилые. Этомогут быть как знакомые преступнику женщины, так и незнакомые. Для насильниковтакого рода характерно нахождение в состоянии сильного алкогольного опьянения.Они очень редко пытаются скрыть следы преступления. Для них самих, их действиясубъективно необъяснимы и неожиданны. Данные преступники не осознают мотивысобственных действий. Многие такие преступники отличаются немалой физическойсилой, что понятно, если учесть особенности совершенных преступлений. С позицийхарактерологии у этой категории преступников можно выделить в первую очередьналичие истеро — паранойяльных черт, которые либо сильно акцентуированы либопсихопатизированы. У данного типа преступников наблюдаютсясерьезныепроблемы в плане контроля за своими физическими; телесными влечениями иимпульпсихологическим феноменом, как отвергание, непризнание человека в целом.Можно говорить и о плохом самоощущении тела, о слабом контроле своихпсихофизических побуждений. Проблема самоконтроля для них является наиболееактуальной. им психологически трудно сдерживать агрессивные импульсы вконфликтных или неустойчивых ситуациях.
Поособенностям мотивации выделено три группы личностей. К первой из них авторыотносят тех, кто совершил изнасилование и затем убийство женщины. Это лица слегко возникающими и фиксирующимися аффектами, которые имеют тенденцию кнаполнению. Проблема отреагирования и снятия аффектов для них всегда актуальны.Это рождает повышенную агрессивность, злопамятность, подозрительность иощущение окружающего мира как лично враждебного. Они сензетивны, т.е. повышенночувствительны к любым оттенкам межличностного взаимодействия, отсюда частыеконфликты с окружающими по незначительным поводам. Это люди целеустремленные иесли ставят перед собой какую — то цель, то неуклонно идут по пути еедостижения. Встречающиеся препятствия вызывают у них сильное раздражение,агрессию. В конфликтных или фрустрирующих ситуациях наличие истероидногокомпонента способствует возникновению реакции «короткого замыкания», котораявыражается в грубо агрессивных актах насилия по отношению к тем лицам, которыесубъективно трактуются как препятствия по достижению цели. Такое поведениенаправлено не просто на устранение препятствия, а на полное его уничтожение. Ковторой группе «тотально — самоутверждаюшегося» типа насильников авторы относяттех, в основе противоправных действий которых лежат аффективные фиксацииопределенного типа переживаний. Здесь агрессия направлена на отдельно взятыхмужчину или женщину, а на мужчину и женщину, связанных какими-либовзаимоотношениями. В этих случаях проявляется реакция регрессивного переноса.При регрессивном переносе прошлые травматические эмоциональные переживанияактуализируются в настоящей ситуации, вызывая агрессивное поведение, как способснятия названных переживаний, избавления от них. Их агрессивность являетсямощно аффективно — заряженной и возникает в ситуациях, когда субъект наблюдаетблагополучные взаимоотношения мужчины и женщины. К третьей групперассматриваемой категории насильников авторы относят тех, в противоправныхдействиях которых реализовался аффект, накопленный в связи с длительнойпсихотравмирующей ситуацией. Спецификой этих лиц является то, что ихагрессивные действия направлены не на тот объект и ситуацию, которые былиэмоционально травмирующими, а на случайные, в объективном смысле не имеющиеотношения к той значимой ситуации.
Существующееэмоциональное напряжение в связи с каким-либо дополнительным поводом, иногдавнешне и незначительным для личности, выливается в неожиданные реакции, которыеносят агрессивный, брутальный, внешне бессмысленный характер. Это происходит нафоне аффективного сужения сознания, действия плохо контролируются, а мотивы неосознаются вообще. Неслучайно преступник забывает подробности преступнойситуации, свои собственные, крайне жестокие и субъективно неожиданные действия.Затем обычно наступают оцепенение, слабость, безразличие.
«Конформный»и «импульсивный» типы
Отличительнойособенностью преступников, названных «конформными» и «неустойчивыми», являетсято, что они совершают изнасилования, как правило, в группе, но при этом никогдане являются инициаторами. Обычно это устойчивая группа, но не обязательно сантисоциальной направленностью.
Основнойпсихологической характеристикой названной категории преступников являетсянедостаток — учебы,труда, исполнения обязанностей и дома. Учеба и труд их никогда не привлекают,занимаются они этим только в силу крайней необходимости или по принуждению. Ониобычно безразличны к своему будущему, не строят планов, не мечтают о какой-либопрофессии. Если совершается изнасилование, то такие лица никогда не бывают егоинициаторами, они участвуют в преступлении вместе с другими, «за компанию».Мотивом совершения притупления здесь обычно выступает не сексуальнаяпотребность как таковая, а стремление сохранить свою принадлежность к группе,остаться ее участником.
Для полнотыпсихологической характеристики этой категории преступников имеют значение иособенности их поведения в условиях ИТК. Там они из-за повышенной подчиняемостиочень легко попадают под влияние других осужденных, особенно если те пользуютсяавторитетом. Повышенная подчиняемость, но с другой стороны, тяга к удовольствию,часто приводит их к нарушениям неформальных правил поведения, бытующих в средеосужденных. Это становится основой для конфликтов и причиной их изоляции всреде осужденных. Попадая в места лишения свободы, такие преступники стремятсястать участниками групп с отрицательной направленностью поведения, ноавторитете они почти никогда не добиваются.
«Импульсивный»и «ситуативный» тип насильников составляют лица, у которых наиболее выраженнойчертой является импульсивность. Они совершают изнасилования в ситуациях,которые субъективно оценивают как благоприятные, относя сюда и виктивноеповедение потерпевших. Такие лица, как правила, не планируют и не обдумываютзаранее преступные действия, совершают их чаще в нетрезвом состоянии. Многие изних не считают себя виновными, а обвиняют во всем потерпевших.
Дляхарактеристики этой категории насильников важно отметить, что внезапностьнападения на потерпевшую сочетается с активным физическим подавлением еесопротивления. Характерна непродуманность действий, иногда чрезмерный риск вплане возможного задержания, обычно отсутствуют попытки скрыть следыпреступления. Другими словами, эта категория преступников, меньше всегозадумывается о последствиях совершаемого ими преступления для себя. Мотив наизнасилование возникает у них только в связи с конкретной ситуацией.
Своимповедением осужденные «импульсивного» типа выделяются обычно из общей массы,так как постоянно создают вокруг себя «грозовую атмосферу». Они, как правило,относятся к числу злостных нарушителей режима в связи с тем, что допускаютоднотипные и носящие хронический характер нарушения. Часто они стремятсяпримкнуть к группам осужденных с отрицательной направленностью в поведении, ноавторитетом пользуются редко.
У них ярковыражено внутреннее психическое напряжение на фоне психологическойдезадаптации, носящей хронический характер. В качестве мотива износилованияздесь выступают именно сексуальные потребности в первую очередь. Этипотребности не достаточно социализированы, а сексуальное поведение в целомслабо опосредовано нравственными нормами. У этой категории лиц, потребностифрустрированы в связи с теми или иными субъективно неблагоприятными жизненнымиобстоятельствами, приводящими к тому, что сексуальная потребность не находитсвоей адекватной реализации.
         «Аффективный»тип
К данномутипу преступников можно отнести, как показывают исследования, лиц, совершившихизнасилование малолетних девочек (в возрасте до 5 лет) или женщин преклонноговозраста (от 70 лет и старше). Сексуальные насильственные посягательства этойкатегории преступников плохо укладываются в рамки традиционной логики.
Для лиц,совершивших такого рода изнасилование, характерно то, что в момент совершенияпреступления они, как правило находились в состоянии сильнейшего алкогольногоили наркотического опьянения, очень часто после совершенного преступления непытались скрыться или уничтожить следы. Умысел на совершение преступлениявозникает у них внезапно, а сами преступные действия отличаются мощнойэмоционально-аффективной окраской. Можно сказать, что преступления подобных лицво многих случаях носят характер массированной аффективной вспышки, никакихвразумительных объяснений своих действий они обычно предложить не могут. Такиеизнасилования практически всегда сопровождаются тяжелыми физическими травмамипотерпевших.
Дляхарактеристики этой категории преступников также нужно отметить, что они обычновызывают резко отрицательное отношение со стороны других осужденных в местахлишения свободы. Их презирают, подвергают насмешкам, издевательствам. В итогеони часто оказываются морально и психологически изолированными от основноймассы осужденных. Данный тип осужденных абсолютно не осознают мотивовсобственных преступных действий. В качестве мотива преступлений выступаетотреагирование определенных аффективных следов, сохранившихся в бессознательнойсфере психики. Причем отреагирование происходило при встрече с определеннымиключевыми моментами ситуации, которые актуализировали аффективные следы и темсамым как бы переносили человека в далекое прошлое. Он как бы получалвозможность вновь пережить прошлую ситуацию, явившуюся для него психологическитравматичной, и реализовать имеющийся аффект. В прошлом аффекты не моглипроявиться по тем или иным объективным причинам и поэтому сохранились в видеследов в бессознательной сфере психики.
         «Отвергаемый»тип
К числунасильников «отвергаемого» типа авторы относят тех лиц. которые не могут пообъективным причинам удовлетворить свою половую потребность социальноприемлемым путем. Основную массу этой категории преступников составляютолигофрены (только в степени дебильности), а также лица, имеющие физические недостатки.Психические дефекты интеллектуальная недостаточность, мешающие усвоитьсоциальные нормы, часто сопровождающиеся уродливым, неряшливым внешним видомтаких лиц, естественно, препятствуют установлению контактов с женщинами, а темболее вступлению с ними в половую близость. Все это порождает фрустрациюполовой потребности, стремление удовлетворить ее любым путем, а в сочетании сиными психологическими качествами олигофренов, может привести к изнасилованию.
Отличительнойособенностью преступного поведения этой категории насильников является то, чтопреступления совершаются ими внезапно, как правило, без предварительнойподготовки и продумывания, иногда в таких ситуациях, которые заведомо обреченына быстрое установление и задержание виновного. Следы преступления олигофренычаще всего не пытаются скрыть, но иногда после изнасилования совершаетсяубийство потерпевшей, особенно, если та была малолетней. Встречаются случаи,когда изнасилование сопровождается жестоким избиением женщины (жертвы), актамисадизма, глумлением над трупом.
Пожалуй,насильники «отвергаемого» типа составляют именно ту категорию преступников,которая вообще не задумывается о последствиях для себя совершаемыхпреступлений. Необходимо подчеркнуть, что умысел на изнасилование у нихвозникает внезапно в связи с обстоятельствами, которые они субъективнооценивают как благоприятные.
Дляправильной криминологической оценки преступлений, особенно изнасилований,совершаемых олигофренами, необходимо учесть, что в основе того заболеваниялежит неполноценность головного мозга, и поэтому у больных могут наступатьпериодические ухудшения психического состояния, что выражается в головныхболях, расстройствах настроения, часто выражается с тоскливо-злобной окраской(дисфории). Именно в таком психическом состоянии олигофрены нередко совершаютпреступления, попадая, в силу своих особенностей, в психологическую зависимостьот складывающейся ситуации.
В качествемотивов изнасилований, совершаемых олигофренами, на первом месте стоитневозможность удовлетворения сексуальной потребности в связи с имеющимисяфизическими и психическими дефектами, которые предопределяют их неуспех вконтактах с женщинами. Более того, олигофрены обычно вызывают отрицательныереакции со стороны женщин при попытках познакомиться или сблизиться с ними ввиде насмешливого, пренебрежительного отношения, отвращения или жалости. К томуже они стремятся добиваться желаемого сразу же наиболее примитивным имспособом, что также снижает возможность их сексуальной адаптации.
Другимкриминогенным фактором является плохой самоконтроль олигофренов и неумениеподавлять свое влечение. Вместе с тем при отсутствии или нарушении высшихпсихических чувств, такие их базовые потребности, как пищевая и сексуальная,выражены сильнее, чем у психически здоровых людей. В случае фрустрации этихпотребностей они могут полностью определять поведение. Поэтому в качествеосновного мотива совершения изнасилований у олигофренов выступает стремление кудовлетворению сексуальной потребности, является блокированной в отношенииженщин. Постоянная их недопустимость и отрицательное отношение приводит ихнакоплению аффективно-агрессивных переживаний у этой категории преступников,что и выливается в акте изнасилования.
         «Пассивно-игровой»тип
Для этоготипа преступников характерно полное отрицание своей вины. Они заявляют, чтоизнасилования, как такового, не было, что потерпевшая добровольно вступила сними в половой контакт и никакого сопротивления не оказывала, если и оказывала,то «для вида». Обычно такие преступники достаточно настойчиво пытаются доказатьотсутствие изнасилования, приводят массу аргументов. Другими словами, онирассматривают себя как жертву оговора с целью мести, монтажа или простонедоразумения. Поводом для мести, по их словам, чаще всего выступает ссора,отказ вступить в брак, ревность, обида и т.д.
Следуетотметить, что в рассматриваемых случаях совершению преступления предшествуетпредварительное знакомство и общение между будущим преступником и будущейпотерпевшей в компании, на танцах, в ресторане, на улице и т.д. Другимисловами, совершению изнасилования здесь предшествует предварительный контакт,знакомство, иногда даже несколько встреч. Насильники, относящиеся крассматриваемому типу, часто достаточно аргументировано пытаются доказать своиобвинения в адрес жертв. Они воспринимают себя как реально потерпевшую сторону,а наказание, естественно, как несправедливое.
         «Сценарный»тип
К этойкатегории преступников авторы относят тех, кто совершает ряд изнасилований,сопряженных с убийством потерпевшей. Причем обычно совершает длительное времяи, в основном, однотипно по своему характеру. Как правило, преступник действуетв одиночку, выбирая места, в которых, по его расчетам, не может оказаться дажеслучайных свидетелей. Преступления предварительно готовятся, планируются и невозникают спонтанно. Трупы потерпевших обычно обнаруживают не сразу, а черезнекоторое время. Иногда трупы вообще не находят, так как преступник ихуничтожает. Естественно, что с течением времени исчезают и следы преступления.Более того, для их совершения нередко выбираются такие способы, послеприменения которых остается наименьшее количество каких бы то ни было следов.Преступник пытается обеспечить себе алиби, предпринимая все возможные усилиядля того, чтобы быть обнаруженным. Пожалуй, единственное, что может выдаватьего — это определенный стереотипный почерк совершения преступлений.
Обычно в этукатегорию преступников входят лица, которые обладают внешнесоциально-позитивными характеристиками, многие являются и внимательными мужьямии отцами, неплохо работают и т.д. Поэтому их мнение всего можно заподозрить втакого рода преступлениях.
 

Заключение
 
В даннойработе мы рассмотрели такие вопросы, как социально-психологический подход кизучению причин изнасилований, личность насильственного преступника и проблемыпреступного поведения, типология личности насильственных преступников.
Раскрываяданные вопросы мы пришли к следующим выводам: причины изнасилований вбольшинстве случаев относятся к явлениям психологического порядка. Они носятглубинный, в основном бессознательный характер. Объективные факторы выступаютлишь в качестве внешних условий. Изучение причин изнасилований возможно лишь врусле типологии. Дело в том, как показывает данная работа, что эти причиныявляются факторами, которые могут относиться к разным срезам психологическойреальности. Они могут быть более осознанными или бессознательными, относиться кглубинным психологическим образованиям. В основу типологии положена мотивация,которая позволила выделить реальные и цельные психологические типы, а так жеконкретные меры по предупреждению изнасилований или исправлению иперевоспитанию виновных. Знание действительных мотивов преступного поведенияпозволило определить степень социальной опасности личности.
В даннойработе были рассмотрены социальные причины, в основном связанные сособенностями формирования личности насильника. Люди не рождаются с такимикачествами личности, а приобретают их вследствие дефектов социализацииличности, связанных с факторами социального и социально-психологическогопорядка.
Мерыиндивидуально-воспитательного характера с осужденными за изнасилованиянеобходимо разрабатывать, исходя в первую очередь из их психологическихособенностей. Добиваться действительного исправления и перевоспитания этойкатегории осужденных можно лишь при коррекции их мотивационной сферы. Причемвсе воспитательные меры должны быть индивидуализированы применительно кпсихологическим типам насильников.
Посколькупричинами изнасилований, по данным нашей работы в большинстве случаев являютсяглубинные факторы, которые обычно не осознаются, индивидуально-воспитательнаяработа должна включать в себя психотерапевтические коррекционные методики.Только в этом случае можно достичь нейтрализации и «снятия» побудительныхстимулов изнасилований. Поэтому помощь воспитателю врача-психиатра, сексологаили психолога в большинстве случаев является необходимостью.
Коррекцияповедения осужденных за изнасилования в ИУ путем применения только меррежимно-дисциплинарного воздействия во многих случаях оказываетсянеэффективной, поскольку не затрагивает мотивационную сферу этой категориипреступников. Субъективные причины в этом случае оказываются нетронутыми, чтоприводит к рецидиву.

Литература
 
1. Насилиеи его влияние на здоровье: Доклад о ситуации в мире; под ред. Этьенна, Г.Кругаи др., М: Весь мир, 2003г., с.349
2. Насилие.Личность. Общество. Тезисная науч. практич. Конференция / ВНИИ МВД России, М.:2000г., с.254
3. АнтонянЮ.М. и др. Насилие среди осужденных: Учебное пособие, М: 1994г.
4. Насильственнаяпреступность и ее значение для характеристики общественных отношений, М.:1992г.
5. Насильственныепреступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики, М.:1993г.
6. ПетинИ.А. Роль насилия // Уголовное право в 21 веке: материалы международной научнойконференции на юридическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова 31 мая- 1июня2001г., М.: 2002г., с. 193
7. СамовичевЕ.г. Личность насильственного преступника и проблемы преступного поведения //Личность преступника и предупреждение (Сборник научных трудов ВНИИ МВД СССР ),М.: 1987г.
8. СоболеваС.В.Нравственные деформации личности и насильственная преступность /7 Деформация вобразе жизни, обуславливающая совершение насильственных преступлений, М.:1985г., с,78-85
9. СкифскийИ.С.«Насильственная преступность в России и Японии», сравнительный анализ, М.:2005г.
10. Преступностьи психические аномалии. Антонян Ю.М., Бородин С.В… М.: 1987г., с.107
11. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков, Л.: 1983г., с.38-40
12. КудряковЮ.Н., Голубев В.П. Психологические особенности трудновоспитуемых осужденных ииндивидуальное воздействие на них


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.