Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Словом, просто – красота…»: сферы эстетического и их интерпретация в поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

Ничипоров И. Б.
Основополагающийдля знаменитой поэмы А.Твардовского военный материал предопределяет трагедийнуюдоминанту художественного мировидения и, казалось бы, трудно совместим сосферой эстетического. Однако в исследованиях не раз обращалось внимание наприсутствие в поэтической картине мира авторской рефлексии о прекрасном и путяхего воплощения в эмпирической действительности; на то, что сам «Василий Теркинзаявлен как носитель эстетического идеала»[i]. Эти наблюдения носят, впрочем, спорадическийхарактер, не уясненными остаются как соотношение различных сфер эстетического, таки авторские подходы к их интерпретации.
Начинаяс вводной главки («От автора»), прорисовывается сквозная для поэмыхудожническая рефлексия о создаваемом произведении – «книге про бойца… безначала, без конца»[ii]. Впоследствии эти размышления входят в дискурсивное полепрямых обращений к читателю-собеседнику («Я – любитель жизни мирной – // Навойне пою войну»), оборачиваются моделированием воображаемого диалога с ним:
Ачитатель той порою
Скажет:
–Где же про героя?
Этобольше про себя.
Просебя? Упрек уместный,
Можетбыть, меня пресек.ледствии эти размышления входят в дискурсивное поле првогоразговорадаваемом произведении – «ичных сфер эстетического, так
Стержневымв лирических отступлениях становится лейтмотив дружбы автора с центральнымгероем («Не шутя, Василий Теркин, // Подружились мы с тобой»), через которогоустанавливается атмосфера задушевного общения с читателем («Всем придешься тыпо нраву, // А иным войдешь в сердца»), а в конечном итоге выстраиваетсяцелостная система взаимодействия субъектов эстетического переживания: автор –произведение – герой – читатель. Поэт предстает в образе «певца смущенного, петьпривыкшего на войне» и постигает особенности бытования и восприятияхудожественного текста во фронтовой повседневности, его усвоения сознаниемвоюющего бойца:
Навойне, как на привале,
Отдыхалипро запас,
Жили,«Теркина» читали
Надосуге… («В наступлении»)
Пустьчитатель вероятный
Скажетс книжкою в руке:
–Вот стихи, а все понятно,
Всена русском языке… («От автора»)
Присущеевоенной реальности теснейшее сопряжение жизни со смертью особым образомвоздействует на внутренний «возраст» книги, которая метафорически рисуется вкачестве мыслящей и чувствующей субстанции, прорастающей из «земных» корнейсвоего исторического времени и устремляющейся в бесконечность:
Сколькихих на свете нету,
Чтопрочли тебя, поэт,
Словнобедной книге этой
Много,много, много лет.
Исказать, помыслив здраво:
Чтоей будущая слава!
Чтоей критик, умник тот,
Чточитает без улыбки,
Ищет,нет ли где ошибки, –
Горе,если не найдет.
Вводнойглавкой открываются раздумья автора и об эстетике народного слова, которое нафронте способно прочнее связать человека с жизнью. В интуициях о том, что непрожить «от бомбежки до другой // Без хорошей поговорки // Или присказки какой»,проявляются не уничтожаемые опасностями войны эстетические запросы личности. Ав главе «На привале» полушутливый вопрос Теркина бойцам («А кому из васизвестно, // Что такое сабантуй?») позволяет заглянуть в смысловые глубиныпоэтически звучащей народной речи. Любуясь красотой меткого устного слова(«Хорошо, когда кто врет // Весело и складно»), автор дивится тому, какразличение «малого», «среднего» и «главного» сабантуя позволяет емко охватитьмногоразличные перипетии противостояния врагу – от «первой бомбежки», минометногообстрела до встречи с вражескими танками. Поэтически-иносказательное слово вустах бойца становится осязаемой явью:
Сабантуй– одно лишь слово –
Сабантуй!..Но сабантуй
Можетв голову ударить,
Или,попросту, в башку…
Творческаясила «шутки-поговорки» искусно передается в поэме стилевой синергией прямойречи центрального героя, отливающейся в емкие афоризмы («Не горюй, у немца этот– // Не последний самолет»; «А еще нельзя ли стопку, // Потому как молодец?»), исобственно авторского слова – как, например, в развернутом описании ночующего вполевых условиях бойца:
Тяжела,мокра шинель,
Дождьработал добрый.
Крыша– небо, хата – ель,
Корнижмут под ребра.

Спит,забыв о трудном лете.
Сон,забота, не бунтуй.
Может,завтра на рассвете
Будетновый сабантуй. («На привале»)
Предметомэстетического осмысления становится и энергия боевого, призывного слова(«Взвод! За Родину! Вперед!»), которое, несмотря на частую повторяемость, вновьи вновь «вступает» в душу «властью правды и печали, // Сладкой горечи святой».В то же время пребывание на фронте не вытравляет из души героя и авторанавеянного воспоминаниями о родных краях песенно-поэтического слова. Здесьзапечатлевается сам процесс естественного рождения «этой песни или речи», элегическаямелодия которой обретает постепенную вербализацию:
Ив пути, в горячке боя,
Напривале и во сне
Внем жила сама собою
Речьк родимой стороне:
–Мать-земля моя родная,
Сторонамоя лесная,
Приднепровскийотчий край,
Здравствуй,сына привечай!.. («На Днепре»)
Интуицияо собирательном характере авторства этой «грядущей громкой песни о Днепре», «остраде неимоверной // Кровью памятного дня» свидетельствует в то же время овесомости авторской индивидуальности, ее непосредственного, живого опыта: «Но очем-нибудь, наверно, // Он не скажет за меня… // Я там был. Я жил тогда…».
Подчеркиваяпри описании Теркина второстепенность внешней привлекательности («Красотоюнаделен // Не был он отменной»), автор сосредотачивается на изображении красотыдушевного склада личности, однако идет к ее постижению не через углубленныйпсихологический анализ, но через раскрытие эстетики бытового поведения.
Так,в передаче самоощущения и поведения солдата на фронте («Курит, ест и пьет сосмаком // На позиции любой») становится очевидной красота народного устояния висторических испытаниях. А в главе «Два солдата» в воссоздании сцен домашнейжизни стариков автор выдвигает на первый план эстетику мирного труда, формирующегочеловеческую душу. Это становится значимым в эпизодах починки Теркиным старойпилы («Завалящая пила // Так-то ладно, так-то складно // У него в руках пошла»),давно остановившихся часов («Но куда-то шильцем сунул, // Что-то высмотрел впыли»).
Особымпредметом изображения выступает в поэме эстетика домашней жизни русскогочеловека, вбирающая культуру бытового общения, дружеского, семейного застолья идаже бодрящего тело и душу мытья в бане… В главе «Перед боем» красноречивымидеталями проведено разграничение будничного и торжественного состояний вдомашнем быту принимающей солдат жены командира: «Полотенца с петухами //Достает, как для гостей». При посещении же Теркиным стариков («Два солдата»)эстетическое начало обнаруживается в органичной степенности и неторопливостизастольного общения, протекавшего «так-то ладно, так-то складно // Поглядишь –захочешь есть». Эстетическим смыслом наполняется здесь и жестовая пластика приописании героя («все припомнил, все проверил»; «И, как долг велит в дому, //Поклонился и старухе, // И солдату самому»). Примечательна здесь «драматургия»разговора Теркина со стариком об исходе войны. На прямое вопрошание старика(«Побьем мы немца // Или, может, не побьем?») герой отвечает не сразу, но, ощущаясерьезность разговора, берет естественную паузу («Погоди, отец, наемся, //Закушу, скажу потом») и вкладывает в краткий ответ всю душевную энергию:«Побьем, отец».
Вэстетическом запечатлении «банного труда желанного» («В бане») постигаютсявнешне несхожие проявления народного характера, с его «лихим удальством», любовьюк «празднику силы всякому» – и одновременно неспешной сосредоточенностью, внутреннейсилой, предопределяющей готовность к подвигу:
Ис почтеньем все глядят,
Какопять без паники
Неспеша надел солдат
Новыеподштанники.

Вгимнастерку влез солдат,
Ана гимнастерке –
Ордена,медали в ряд
Жаркимпламенем горят…
Немаловажноеместо занимает в произведении прямое изображение сферы искусства и ее места вповседневной фронтовой жизни. Основное внимание в этом плане уделено игре нагармони, мастерами которой выступают и Василий Теркин («Гармонь»), и егонесостоявшийся «двойник» Иван Теркин («Теркин – Теркин»). Со знанием делапоказывается подготовка сноровистого гармониста к игре («Для началу, дляпорядку // Кинул пальцы сверху вниз»). Начавшись в сугубо личностном, индивидуальномключе, с припоминания «стороны родной смоленской // Грустного памятного мотива»,теркинская игра обнаруживает в себе колоссальный коммуникативный потенциал истихийно, исподволь для самого исполнителя становится рассказом о судьбах досих пор незнакомых Теркину трех танкистов, потерявших своего командира – тожеувлеченного гармониста:
И,сменивши пальцы быстро,
Он,как будто на заказ,
Здесьповел о трех танкистах,
Трехтоварищах рассказ.
Непро них ли слово в слово,
Нео том ли песня вся.
Ипотупились сурово
Вшлемах кожаных друзья.
Вразвернутых раздумьях о силе искусства автор выдвигает на первый план эстетикуживого отклика, индивидуальную и в то же время широко собирательную адресациюпроизведения. Теркинская игра, свободно переходящая от «грустного напева» квеселым плясовым ритмам, раскрывает неисчерпаемые для народной души ресурсыпревозмогания тяжких потрясений: «Все, что может быть на свете, // Хоть бы что– гудит гармонь». Сходный психологический смысл получает и артистическоеповедение центрального героя в непростых житейских обстоятельствах – как, например,в главе «О потере», где он творчески представляет, как будет возвращатьмедсестре позаимствованную у нее некогда шапку: «Как на сцене, с важным жестом// Обратился будто к той…».
Многосложнойсферой эстетического изображения выступает в поэме и собственно военнаядействительность, выведенная как в частных, так и в панорамных картинах. Этокрасота солдатской выправки, помогающая выстоять в испытаниях войны («Доложилпо форме, словно // Тотчас плыть ему назад») и ободряющая многих на поле боя.При изображении «лейтенанта щеголеватого», который бесстрашно повел вперед свойвзвод, ярко выраженное эстетическое восприятие способствует усилениюгероико-трагедийного эффекта:
–Молодцы! Вперед, ребята! –
Крикнултак молодцевато,
Словнобыл Чапаев сам.
Тольковдруг вперед подался,
Оступилсяна бегу,
Четкийслед его прервался
Наснегу… («В наступлении»)
Легендарные«чапаевские» ассоциации приобретают эстетический смысл и при описаниинаградившего Теркина генерала («Генерал»): «Есть привычка боевая, // Естьминуты и часы… // И не зря еще Чапаев // Уважал свои усы».
Сознательноизбегая излишне героизирующего пафоса в изображении войны и потомуостанавливаясь на таких заведомо «неэффектных» ее эпизодах, как безвестнаяпереправа или бой «за некий, скажем ныне, населенный пункт Борки», поэтпривносит, однако, долю эстетического видения батальной панорамы, попутноподчеркивает отталкивающий антиэстетизм в облике врага («До чего же онпротивный – // Дух у немца из рта»). В главах «Теркин ранен», «В наступлении»глазами воюющих солдат показана неповторимая «окопная» эстетика, котораясостоит в любовном одушевлении, «одомашнивании» родной, действующей «в лад» счеловеком боевой техники:
Нерасскажешь, не опишешь,
Чтоза жизнь, когда в бою
Зачужим огнем расслышишь
Артиллериюсвою.
Воздухкруто завивая,
Снедалекой огневой
Ахнет,ахнет полковая,
Запоетнад головой.
Ас позиций отдаленных,
Сразубудто бы не в лад,
Ухнетвдруг дивизионной
Добройматушки снаряд.
Ипойдет, пойдет на славу,
Какиз горна, жаром дуть,
Своем, с визгом шепелявым
Расчищатьпехоте путь… («Теркин ранен»)
Важнойгранью художественной баталистики становится в поэме ощущение единства иорганичного взаимоусиления разных родов войск, ассоциирующееся с чувствомнародной сплоченности в совершении ратного подвига:
–Танки действовали славно.
–Шли саперы молодцом.
–Артиллерия подавно
Неударит в грязь лицом.
–А пехота!
–Как по нотам,
Шлапехота. Ну да что там!
Авиация– и та…
Словом,просто – красота. («В наступлении»)
Применяякомпозиционный прием мгновенного смещения точки зрения, автор неожиданнопереходит от военных сцен к постижению гармонии природы, мирного бытия: «Отокопов пахнет пашней, // Летом мирным и простым… // Фронт. Война. А вечердивный // По полям пустым идет». В одушевляющем изображении природы Твардовскийопирается на принципы народнопоэтической образности («Над тобой, над речкой, выплакать,// Может, выйдет мать бойца»), расширяет горизонты художественной картины мирапосредством лирических «вкраплений»: «Бой в разгаре. Дымкой синей // Серый снегзаволокло». Подобные небольшие вставки достигают иногда масштаба развернутогоотступления. В автобиографической главе «О себе» на первый план выступаетэстетическое, пропущенное через детское сознание восприятие природного бытия –«милого леса, где я мальчонкой // Плел из веток шалаши». В воспоминанияхлирического «я» прорисовывается не поврежденная последующими потрясениями сферапрекрасного, однако через поэтику экспрессивных отрицаний здесь передаетсягорькое ощущение гармоничного мира на пороге уничтожения («Отчий край, ты естьиль нет?»):
Лес– ни пулей, ни осколком
Непораненный ничуть,
Непорубленный без толку,
Безпорядку как-нибудь;
Некорчеванный фугасом,
Неповаленный огнем…тиэстетизм в облике врага (" — красота.!
усиленияразных родов войск, ассоциирующееся с
Многоплановымии содержательно богатыми оказываются сферы эстетического в военной поэмеА.Твардовского. Центром этого образно-смыслового поля стала сквозная рефлексиятворца над создаваемым текстом, над эстетическими взаимодействиями автора, героя,читателя и рисуемой в «книге про бойца» действительности. Это также эстетикабытового поведения, характерная для национальной традиции культура домашнего, повседневногообщения; и само искусство как сердцевина жизненного пространства автора иперсонажей. В этом ряду – и различные грани батальной эстетики, в которойпреломляется мироощущение воюющего солдата; и резко контрастирующая с войнойкрасота природы, мирной жизни, восстанавливающая, в противовес разрушительнойстихии лихолетья, единство микро- и макрокосма.
Список литературы
 [i]Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Александр Твардовский // Лейдерман Н.Л., ЛиповецкийМ.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1. Литература «Оттепели»(1953 – 1968): Учебное пособие. М., 2001. С.158.
[ii]Твардовский А.Т. Василий Теркин. Поэмы, стихотворения. М., 2004. С.8. Далеетекст произведения приводится по данному изд.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Социология марксизма: основные принципы и их развитие на современном этапе
Реферат «Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского»
Реферат John Singer Sargent Essay Research Paper Recognized
Реферат Історичні чергування звуків
Реферат Federal Government Essay Research Paper How does
Реферат Авторские неологизмы-существительные в текстах молодых поэтов
Реферат De l'achat-vente
Реферат Управление собственным капиталом организации на примере ООО АвтоАльянс
Реферат Custom service
Реферат Гражданско-правовой договор найма жилого помещения
Реферат Lassa Virus Essay Research Paper The Lassa
Реферат А. К. Веселов генеральный директор Ассоциации юристов-экологов России, председатель Союза экологов рб
Реферат Информационные технологии 2 3
Реферат Адвербиализация как средство пополнения русских наречий
Реферат Информационно-логическая модель