«Старуха Изергиль» Максима Горького
“Явидел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- такначинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “СтарухаИзергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южнойБессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениямМ. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и“Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной исильной человеческой личностью.
Композициярассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем векуИзергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказИзергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчиненаодной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три частипредставляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается встремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композициятакова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль,которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают двеконцепции жизни, два представления о ней.
Системаобразов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть темупроизведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его напротяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим насебе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухиИзергиль.
Ларра,ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомернаягордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любуюжесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земнойженщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё “я” вышеокружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение инелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для негостранным и неизбежным наказанием.
Врассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степеньлюбви к людям. Гордость Данко – это сила его духа, уверенность в себе. Он,пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинноебессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.
Однимиз менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования.Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем путисамых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторскойпозиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Еёпортрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной ичувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами жепредстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненнаялюбви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представитьничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность,парадоксально сближая их портреты.
Отношениеавтора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненнуюпозицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человекаиндивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеалсильной личности, способной на самопожертвование.
Вовсех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народногохарактера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны,выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разныххудожественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизмаявственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использованииромантических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко влегенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах былостолько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”). Изображениекрасочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не толькопередает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.
Своеобразиежанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественнуюроль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказаннымиИзергиль, и реальной действительностью.
Особоеместо в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль,как-то: “тусклые глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный нос, загнутый,словно нос совы”, “черные ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”. Они повествуюто нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает своюисторию. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Делов том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу “человека,живущего среди людей”. Только она наделена правом и возможностью в доступнойформе выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание,характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметомизображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради созданияобраза, именем которого и названо произведение.
Подводячерту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанномпроизведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно менявзволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленныеобразы “свободных” людей натолкнули на мысль, что свобода – это такое женеопределенное и безграничное понятие, как жизнь.