Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"

""
Брук Ирина 11 “А”
Гимназия №1529
г. Москва
Самизвёзды, только сердца не сжимавшие,
Самизвёзды, но уставшие гореть.
И.Анненский
Многоли было сказано о звёздах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкамна тёмном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Ответ будет един для всех,кто когда-нибудь прикасался к этому яркому, многоголосому миру, хотя бы раз вжизни открывал томики стихов символистов, акмеистов или футуристов, не говоряуже о таких мастерах слова, как А. Пушкин или М. Лермонтов. Не только в лирики,но и в прозаики соотносили мир всеобъемлющего пространства с миром земным. Мыможем встретить обращение к звезде у Л.Толстого, М. Булгакова, А. Платонова имногих других писателей XIX –XX веков.
Дляпоэтов XIX века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества,противопоставленного небесной торжественности. Антитеза является оченьраспространённым приёмом и у литераторов XX века.
Выхожуодин я на дорогу;
Сквозьтуман кремнистый путь блестит;
Ночьтиха. Пустыня внемлет богу,
Извезда с звездою говорит.
Внебесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
М. Лермонтов
Влирике же начала XX века, создавая художественную концепцию человека, поэтынаделяли героя не только земными, но порой и космическими устремлениями. Этосвойственно символистам и акмеистам. Также это свойственно и реалистам.Перечитывая строки О.Мандельштама, И. Анненского, И. Бунина, С. Городецкого, В.Маяковского, порой не сразу понимаешь, какая роль отводится звезде в судьбепоэта.
ДляО. Мандельштама характерен приём, называемый оксюморон. Обычно это выражается впротивоположном отношении к самим звёздам. В начале стихотворения он пишет:
Яненавижу свет
Однообразныхзвёзд.
Ав конце:
Девполуночных отвага
Ибезумных звёзд разбег…
ДляБунина специфическим приёмом является метафоричность. Он использует 6 эпитетовв восьми строках:
Звездадрожит среди вселенной…
Чьируки дивные несут
Какой-товлагой драгоценной
Стольпереполненный сосуд?           
Звездой,пылающей, потиром
Земныхскорбей, небесных слёз.
Зачем,о Господи, над миром
Ты бытие моё вознёс?
Также автор использует гиперболу в первой строке. Её можно сопоставить со строкамипушкинского “Анчара”:
Анчар,как грозный часовой,
Стоит– один среди вселенной.
Гиперболасимволизирует отчуждение, оторванность от мира бренного, устремление куда-то вдругие миры.
Длялирического героя И. Анненского звезда – спасительный свет, жизнь без которогопотеряла бы смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкоесущество, живущее “среди миров в мерцании светил”. Общение с ней ему необходимо
Непотому, что от неё светло,
Апотому, что с ней не надо света.
Вэтом стихотворении тоже проведена линия отчуждённости, словно отрезающаялирического героя от Земли, от низкого общества, но из-за применения гиперболыу Бунина она выделена чётче, и тем самым создаётся впечатление полнойоторванности героя от бренного мира.
Важнароль риторических вопросов, с помощью которых лирический герой И. Бунинавступает даже в своеобразный диалог с Богом:
Зачем,о Господи, над миром
Тыбытие моё вознёс?
Риторическиевопросы, обращённые к Творцу, проникнуты высшей формой откровения.
ДляВ. Маяковского они становятся особенно излюбленным приёмом. Для него эторазговор не с условной риторической фигурой, а с безликой толпой, которуюописывает в стихотворении “Нате”. Он не просто ставит людей ниже себя, астремительно возносит себя вверх, над тем вселенским чувством, перед которымблагоговели лирические герои И. Бунина и И. Анненского, и даже надсмехается надним, называя звёзды “плевочками”.
Послушайте!
Ведь,если звёзды зажигают –
Значит– это кому-нибудь нужно?
Значит– кто-то хочет, чтобы они были?
Значит– кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Снисходительноотносясь и к лирическому герою, он высмеивает земного обычного человека.Маяковский не признаёт божественной красоты и отчуждает других от этогочувства, предлагая взамен красоту земную, становящуюся живой и чувственной длявсех, кто её признаёт.
Вэтом то мы и видим отличие футуризма от остальных течений. Но это неединственное различие Маяковского с Буниным и Анненским. Например, кульминациейв стихотворениях других двух авторов являются две последние строки:
Зачем,о Господи, над миром
Ты бытие моё вознёс?
И.Бунин
Непотому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света.
И. Анненский
УМаяковского кульминацией служат строчки:
Послушайте!
Ведь,если звёзды зажигают –
значит– это кому-нибудь нужно?
Онине просто значимы сами по себе. Восприятие читателей усиливается за счётанафоры. Ведь эти строки есть как в начале, так и в конце стихотворения.
Еслиобратиться к звукописи, то можно заметить, что у И. Бунина в большинствеиспользуются звонкие, “дрожащие” сочетания звуков [др], [з], а у И. Анненского– глухие, “мерцающие” [с], [тс], [ст]. Казалось бы, что слова “мерцание” и“дрожание” имеют одинаковый смысл, но, на самом деле, они придают различныеоттенки.
Маяковскийиспользует такие приёмы усиления восприятия, как эпитеты и метафоры:
…метелиполуденной пыли…
…беззвёзднаямука…
…спокойныйнаружно…
Безусловно,правильным будет вывод, что тема звезды занимает особое место в русскойлитературе. Это доказано тем, что к ней обращаются поэты, представителиабсолютно разных течений. О звёздах сказано много слов… Но этот мир остаётсядля нас неизведанным, и мы никогда не сможем до конца разгадать загадку такогонепреодолимого влечения писать о звёздах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Hemingway And Theme Essay Research Paper Ernest
Реферат О Ситуации смыслообразования (на примере Письма Татьяны к Онегину из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Реферат Персональные данные работника 3
Реферат Парижская школа камнерезного дела 1-й трети XIX в. И заказы Н. Н. Демидова
Реферат Mexican Government Essay Research Paper Type of
Реферат Украино - турецкие отношения
Реферат Weed Essay Research Paper The Marijuana Reform
Реферат Hamlet And His Maddness Essay Research Paper
Реферат Отбеливание зубов
Реферат Направления логистики
Реферат Особенности демографических проблем в современном мире
Реферат Проблемма адаптации "чужого" в русской культуре XVIII века
Реферат Праздники и их значение в культуре Великобритании и США
Реферат Организационные формы управления паблик рилейшнз (PR)
Реферат Анатомо-физологические механизмы безопасности и защиты человека от негативного воздействия