Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Тема войны и мира в романе Э.М.Ремарка "На западном фронте без перемен"

Тема войны имира в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен»
Содержание
Содержание
Введение
Часть 1. Война и мир в жизни героев романа
Часть 2. Размышления о войне и мире героями и втором романа
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Первая мировая война стала для еесовременников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Онаобернулась грандиозной катастрофой. Вомногих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказаласьстоль страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, котораявелась по новым, неизвестным правилам[1].
В романе прочитывается осознаниетого, что война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников.И, скорее всего, это ощущение появилось во время боевых действий, примернотогда, когда война стала позиционной.
Конечно, любая война заставляет изменитьчто-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убитьврага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит вжертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствуетистория, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен,как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя вэтом смысла. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, былопонятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения вмировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но истала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли неотразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк:о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе. Войны, которые последовали заПервой мировой войной, были и более жестокими, и более кровавыми. Но истрадания людей в последующих войнах стали более ощутимыми. Темы, поднятые вромане «На западном фронте без перемен» потом найдут свое продолжение в другихроманах не только Эрих Марии Ремарка, но и других писателей[2].После Второй мировой войны люди обернутся и поймут, что многое, предсказанное,озвученное в романе, было не услышано и поэтому привело к еще большее тяжелымпоследствиям.
Целью данной работы является анализавторской позиции к теме войны и мира, которую автор выразил в романе «Назападном фронте без перемен».
В связи с этим задачами данной работыбудут являться:
— анализ сюжетной линии, раскрывающей темылюбви и мира в романе,
— рассмотрение особенностей авторскогоотношения к изображаемым событиям,
— анализ средств передачи авторскогоотношения.
Часть 1. Война и мир в жизни героевромана
 
Известно огромноеколичество воспоминаний об этой войне[3]. Историков обычно большеинтересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения,написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможностьчитателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «НаЗападном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского,нежели эмоционального отношения. Об этом говорят даже сами слог, стиль, манераповествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно,как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какиетолько могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне[4].
И с этого угла зрения Пауль Боймер,Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер,Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано,за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное.
Главный герой романа —Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники исослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческимиусловиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Паульперемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается нафронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. Икажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убиваютв октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники неимеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянноепоколение.
Герои Ремарка вряд либыли списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни самПауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими былигерои бессмысленной, ужасной войны — люди, хотевшие мира и защищавшие своеотечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боеви одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.
Всё, как известно,познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишьнаходясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоеннаяжизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая памятьимеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошеедаже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая попотерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрестиэтот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологическиймомент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических,шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец,то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то,оказывается, нет![5]
Впрочем, Пауль Боймервплотную подходит к мысли о том, что рай потерян для него навсегда. «…Мы уже несможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение,которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейныйочаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне,а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и длянего мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будемжить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие ненайдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены»[6].
Но всё-таки у Пауля живаи надежда на обретение потерянного рая:«Не может быть, чтобы это ушло навсегда,– тёплое, нежное дыхание жизни, волновавшее нам кровь. Неведомое, томящее,надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть,чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатскихборделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный геройромана.
Именно поэтому Ремаркпожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли снадеждой на возвращение в потерянный рай.
«…Он (Пауль Боймер – добавлениемое) упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, сталовидно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойноевыражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».
Мы всё-таки имели возможностьнаблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?!Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем.Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловыммайором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать,масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.
У Пауля не укладывается вголове то, как можно здесь, в тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когдаТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалываютштыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил,ни желания что-то объяснять людям. Для них – на Западном фронте – всё ещё идётпозиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти внаступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для нихна Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погиблитысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод ПаульБоймер.…
Таким образом, геройделает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этойтемы нет места.
 Часть 2. Размышления о войне и мирегероями и втором романа
 
Эрих Мария Ремарк в 1916 году ушёлдобровольцем на фронт, сам испытал всё то, что испытали его литературные герои[7].Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну, солдатский быт; отсюда егокажущееся усталое, неспешное, как бы равнодушное повествование. Когда читатель«На Западном фронте без перемен», мысленно представляя себе картины войны,лазаретов, нехитрого солдатского быта, описываемых в романе.
В последующих своих романах, таких, как:«Возвращение», «Три товарища», которые можно в принципе считать продолжениемрассматриваемого здесь романа «На Западном фронте без перемен», Ремаркпопытался рассказать о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся домой. Голосавтора, голос рассказчика. И тот, кто всё это повествует, представляется тебеглубоко несчастным, физически и душевно израненным, огрубевшим, но в то жевремя добрым и удивительно человечным человеком.
И если он одинаковым,ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на однихкультяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучшебороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции,его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной дляобывателя. Это сродни горю без слёз – самому тяжкому горю. Автор передаетразмышления солдат, призванных в армию, — крестьян, ремесленников, рабочих; иим нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что онирискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.
Основной удар война нанесла помолодым людям, еще не имеющим «корней». Они ощутили себя ненужными даже самимсебе[8].
Война представляется этим молодым солдатамсовершенно бессмысленной, ведь никто не может объяснить, почему она идет,каковы ее причины. Героев романа к разговору о смысле войны приводит встреча скайзером Вильгельмом II, который приехал в полк наградить солдат «Железнымикрестами». Кайзер не кажется таким величественным, каким должен быть правитель,ответственный за развязывание мировой войны, он видится человеком, такимже, как и солдаты, только занимающим иную социальную нишу. Солдатам не хочетсяверить, что кайзер мог хотеть этой войны[9].Зачем же солдаты находятся на фронте? Они защищают отечество, и их врагизащищают отечество, однако все понимают, что в этой войне нет правых, и неможет быть. Так зачем же все-таки сидеть в грязном окопе и подвергать своюжизнь опасности? Герои Ремарка изо всех сил пытаются остаться людьми, однако вовремя боя солдаты становятся «автоматами», «дикими зверями», что позволяет имсохранять себя и свои жизни.
Первая мировая война унеслаогромное количество жизней, больше, чем какая-либо война до этого. Ремаркизображает в своем романе множество смертей. Здесь мы вновь можем проследитьпацифистские тенденции этого произведения. Перед нашими глазами гибнут друзьядетства героя, новобранцы, мы видим смерти на поле боя, в госпитале, смерти отгаза… Смерть на войне воспринимается как данность, и, кажется, оплакатькаждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно сойти с ума. Смертьстановится для героев романа привычной. И это один из самых ужасных итоговмировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, какпогибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно.Поэтому для многих страх перед мирной жизнью оказывается даже сильнее страхаперед смертью. Ремарк не оставил в живых ни одного своего героя, возможно,потому, что еще с первых страниц объявил поколение участников войны потерянным,отказал ему в праве на будущее как людям, чьи «знания о жизни сводятся ксмерти».
Заключение
Первая мировая война не имела идеи,за которую можно было бы умереть. Она не оправдала надежд политиков на быстрыйисход, а стала лишь «крушением всего человеческого». Единственное хорошее, чтонаходит автор в этой войне, — фронтовое товарищество. Товариществолюдей, преданных друг другу, но при этом знающих, что они могут потерять другдруга в любой момент, смирившихся с этой мыслью; людей, не понимающих, за чтоони сражаются, однако осознающих дорогую цену каждого сражения. Последниестраницы романа показывают, что ничто не держало человека на той войне,дезертирство не казалось позором — ведь намного естественней тосковать по дому,чем ждать своей гибели. Намного патриотичнее возделывать родную землю, чемсидеть в окопе и выполнять бессмысленные приказы командиров.
Роман Ремарка дает намвозможность узнать о том, как люди сами мыслили себя на этой войне. Влитературе советского периода часто встречается мнение, что герои романаотмечены печатью пассивности, обреченности, что они являютсяжертвамии страстотерпцами, а не борцами. Однако, пожалуй, героев Ремарка все жеможно назвать борцами, борцами не за какие-то высокие идеалы, но за собственнуюжизнь, за то, чтобы вернуться домой людьми, способными жить дальше. Человек навойне — это не немец, француз, англичанин и русский, не крестьянин,ремесленник, учитель или студент, человек здесь — это свой или чужой, этокомандир или рядовой. Именно в художественной литературе привычное для наспонятие армия распадается на конкретных людей-личностей.
По Ремарку, каждыйчеловек на войне играет свою роль, он необходим на ней, несмотря на то, чтосправедливость этой войны и ее смысл вызывают сомнения. Но в то же время войнаобезличивает, и за каждым изображенным Ремарком персонажем стоят еще тысячиподобных ему. Один человек вряд ли способен оказать влияние на ход военныхдействий. Человек и на войне выполняет свою социальную функцию, он обязанзащитить свое отечество, и это не вызывает ни у кого сомнений. Хотя, отходя отобщепринятых представлений о чести солдата, Ремарк стремится утвердить правокаждого человека на выбор и, как уже упоминалось, не осуждает дезертирство.
По всей видимости, помысли автора, война – это и есть то необходимое зло, без которого невозможенчеловек и сама жизнь на Земле.
Войны были, есть и будут.Более того, вполне возможно, что следующая мировая война сотрёт с лица Земливсё человечество. Жестокая, хищная, с большим количеством крови, страха, ужаса,смерти. И нет сильнее наркотика, потому что входит он не через вену, лёгкие илиещё какой орган, а напрямик, через душу, властно поглощая человека целиком.Навсегда. Именно так рождаются люди войны. Именно так рождаются целые поколениялюдей, для которых тема любви и смерти является не абстрактной.
Список использованнойлитературы
1. Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л.Г.Андреева.- М., 2006. – 237 с.
2. Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежнаялитература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.
3. История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред.Л.Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с.
4. История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В.Н. БогословскогоЗ.Т. Гражданской. — М., 2008 – 284 с.
5. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М.1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. И. Заиченко 26 сентября 1980 г. N 2257-80 рекомендации по устранению и предупреждению неблагоприятного влияния монотонии на работоспособность человека в условиях современного производства методические рекомендации
Реферат Система денежных расчетов
Реферат Принципы рациональной организации производственного процесса. Особенности их применения в современных условиях
Реферат What Is Human Rights Abuse Essay Research
Реферат Проектирование ракетного двигателя первой ступени двухступенчатой баллистической ракеты
Реферат Стихотворение Шепот, робкое дыхание
Реферат Древнеегипетская письменность
Реферат Поэзия Джона Донна
Реферат Методика производства экспертизы клинкового холодного оружия
Реферат Системи насаджень населеного пункту
Реферат Sleep Essay Research Paper SleepPeaceful sleep is
Реферат Психология задержанного
Реферат Прийом посади заступником командира роти з виховної роботи
Реферат Закон України Про Комплексну програму утвердження України як транзитної держави у 2002-2010 рока
Реферат Политические программы эпохи московской централизации