Война — страшное слово. Война… Как много говорит этослово. Война — страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семейбез отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких.Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Этобыло бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должныпомнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир– обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современнойлитературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественнойвойне.
Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века.О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военныебудни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве роднойземли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющиесовесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов,пишущих о войне, — огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы,истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость,преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести досовременников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в одиниз самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков(«Сотников»).
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарномгосударстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когдасамо становление тоталитарного государства еще только намечалось.
Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности,которые невозможно понять без душевной боли — холод и голод, порой лишающиечеловека рассудка, гнойные язвы на ногах…
«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Л.Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приноситстрах, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Василь Быков — семнадцатилетний участник войны, писатель,размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, одолге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести «Сотников».
В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектныхисторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передатьощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегическинезначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчестваВ.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях:«Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» идругих. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто, заострена проблемаподлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизиипроизведения. Писатель дает художественное исследование моральных основчеловеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.
Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментахвойны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом,анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писательдокапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев.Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета»,«Западня», «Мертвым не больно» и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложныеситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно.Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились столку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет.Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд,автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.
Но на самом деле сюжет повести прост: два партизанаСотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитанияотряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и дажевыручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог быуклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себянедостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он какбы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».
Два партизана по-разному реагируют на предстоящуюопасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак болееподготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход»,внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников допоследнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надобыло собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть…Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобыбеззаботно относиться к её концу».
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны.Герои повести — Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявилибы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит черезтяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбакперед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь,которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становитсяврагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится вышевсего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смертичеловек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубинаего убеждений, его гражданская стойкость.
В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только воимя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание житьпочувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломилРыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Рыбак ещене согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотелумирать, и кое-что выболтал следователю.
Сотников во время пытки терял сознание, но не сказалничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь – хитрым ижестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но этостало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось — определиться вотношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовалследователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем».Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию.Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил своюуверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбакстал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человекне добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей местоказни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только навыполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости,брат». «Иди ты к черту!» – следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека.Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шансвыжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одногопредателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этогочеловека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который былкристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальникувидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил емувозможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание всвоем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.
Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится намнеприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотниковже открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым,последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее состаросты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам.Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я — вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство,солдатская честь, любовь к людям — такие ценности существуют для Сотникова.Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь — единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни.И главное для него — выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека,его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувствотоварищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остаткамипареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становитсяпредателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознанииРыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь совсеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко незадумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь — эти категории не тревожатего душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, оноказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, какумереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдаетсяврагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.
Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опятьплен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным клюдям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращаетвнимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больнойСотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как этопротиворечило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни геройвспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести.Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он осталсячеловеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, чтов трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственнымпринципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизньпрекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.
Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что изэтой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросетолько то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишкомпрост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, онпроговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого моментаначинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться вживых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс переходав другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как онуже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинаетжить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, чтобыло до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становитсяпалачом своего бывшего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходностьситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность вправе требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него несволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добралчего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей.Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшегообязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил емув лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!»
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбакуоставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это ипродолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве.Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чащедает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и этувину можно искупить.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война,унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людяхсильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Исегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет,не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя Василя Быкова.Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме,которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологическийанализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик — дна зсамых сильных сторон повести «Сотников».
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный призкатолической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственноеобщечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромнаянравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания засвой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которойподдался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего неизменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл длячеловечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в нихверу. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова»кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения.Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право наэто, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбакдостоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призываютвоздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.
В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей,боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.