Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество М.А. Булгакова

Реферат
на тему: «Жизнь и творчество М.А. Булгакова»


М.А. БУЛГАКОВ
(1891—1940)
 
Роман «Белая гвардия». «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918,от начала же революции второй...» — так начинается роман, вводящий нас вапокалипсическое состояние не только общества, но и природы (красный, дрожащийМарс над Городом — знамение великой крови). «И судимы были мертвые понаписанному в книгах сообразно с делами своими», эта фраза из Священногописания настраивает на серьезный и строгий лад, ибо все деяния человеческие (ао них пойдет речь в романе), каждый шаг, каждый день, каждый человек вписаны воВселенную, и ответ придется держать, по Булгакову, не только перед отцами иотечеством, но перед Богом.
На Алексеевском спуске в Киеве живет семья Турбиных. Молодежь— Алексей, Елена, Николка — остались без родителей, «без подсказки», как жить?На самом деле «подсказка» была: прекрасный дом, изразцовая печка, часы,играющие гавот, елка и свечи на Рождество, кровати с блестящими шишечками,бронзовая лампа под абажуром, Толстой и «Капитанская дочка» в шкафу, гитара,кремовые шторы на окнах, ваза с голубыми гортензиями, петух на чайнике,самовар, белая накрахмаленная скатерть даже в будни — те нетленные атрибутыДОМА со всем его благородством, старомодностью, стабильностью, надежностью,которой ни при каких обстоятельствах, даже военных, даже революционных, нельзяразрушать, потому что это завет новым поколениям Турбиных от родителей. Дом —это не просто вещи, а строй жизни, дух, традиции, включенность вобщенациональное бытие, если в нем на Рождество зажигают лампадки перед иконой,если у постели умирающего брата собирается вся семья, если вокруг Дома есть постоянныйкруг друзей, стремящихся к теплому очагу. Дом Турбиных был построен не «напеске», а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру (то, что было всемьях Куприных, Буниных, Цветаевых, Зайцевых, Шмелевых — лучших русскихфамилий).
Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликтсо старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры иобездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Тальберг, Шервинский,Лариосик — все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городомнависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он — модель всейстраны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней —большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чемобострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучилисьговорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии изрусских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности исамостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русскоеофицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим наверность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая отбольшевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны,ночные притоны. Извозчики таскали седоков из ресторана в ресторан,накокаиненные проститутки предлагали свои услуги, бильярдные игроки водилидевок покупать краску для губ и дамские штаны из батиста. За гетманским столомусаживалось до «двухсот масленых проборов», носивших дорогие шубы с бобровымиворотниками и живших в роскошных отелях. И в этом крикливом, судорожном миреразворачивается драма.
Завязкой основногодействия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший,полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни наподступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены,Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честьрусского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым кДеникину. «О чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!., и это офицеррусской военной академии, — думал Алексей Турбин, мучился и воспаленнымиглазами вычитал в книге: «… Святая Русь — страна деревянная, нищая и…опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя».
Слово честь, вспыхнув впервые в разговоре Турбина сЕленой, становится ключевым, движет сюжет и вырастает в главную проблемуромана. Отношение героев к России, конкретные поступки разделят их на двалагеря. Мы чувствуем в пульсирующем ритме романа растущее напряжение: Петлюрауже окружил прекрасный Город. Молодежь Турбиных приняла решение идти в штаб кМалышеву и записаться в Добровольческую армию. Но Булгаков устраивает серьезноеиспытание Алексею Турбину: ему снится вещий сон, который ставит передгероем новую проблему: а что, если и правда большевиков имеет такое же правобыть, как и правда защитников престола, отечества, культуры и православия?
И видел Алексей полковника Най-Турса в светозарном шлеме, вкольчуге, с длинным мечом и испытал сладостный трепет от сознания, что увидел рай.Потом появился огромный витязь в кольчуге — вахмистр Жилин, погибший в1916-м на Виленском направлении. Глаза обоих были «чисты, бездонны, освещеныизнутри». Жилин и рассказал Алексею, что апостол Петр на его вопрос, «комуприготовлены в раю пять огромных корпусов?» — ответил: «А это для большевиков,с Перекопу которые». И смутилась душа Турбина: «Большевиков? Путаете вы что-то,Жилин, не может этого быть. Не пустят их туда». Нет, ничего не путал Жилин, ибона его слова, что, мол, большевики в Бога не верят, а потому должны попасть в ад,Господь ответил: «Ну не верят… что ж поделаешь… Один верит, другой неверит, а поступки у всех одинаковые… Все вы у меня, Жилин, одинаковые — вполе брани убиенные». Зачем этот вещий сон в романе? И для выражения авторскойпозиции, совпадающей с волошинской: «Молюсь за тех и за других», и длявозможного пересмотра решения Турбина воевать в белой гвардии. Он понял, что вбратоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность закровь брата.
Михаил Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нациии воевал за идеалы офицерской чести, страстно выступая против разрушениямогучего отечества. Именно поэтому Турбины, Мышлаевский, Карась, Шервинскийидут в Александровское юнкерское училище, чтобы готовиться к встрече сПетлюрой.
14 декабря 1918 г. Почему именно эту дату выбрал Булгаков?Ради параллели: 1825 и 1918? Но что в них общего? Общее есть: «очаровательныефранты», русские офицеры защищали на Сенатской площади честь — одно извысоконравственных понятий. Булгаков напоминает датой еще раз о том, чтоистория — удивительно сложная и непоследовательная вещь: в 1825 г.дворяне-офицеры пошли против царя, голосуя за республику, а в 1918 г.опомнились перед лицом «безотцовства» и страшной анархии. Бог, царь,глава семьи — все объединялось понятием «отец», хранящий на веки вечные Россию.
Как же вели себя 14 декабря герои романа? Они умирали в снегупод напором петлюровских мужичков. «Но честного слова не должен нарушить ниодин человек, потому что нельзя будет жить на свете» — так думал самыйюный, Николка, выражая позицию тех, кого Булгаков объединил понятием «белаягвардия», кто защитил честь русского офицера и человека и изменил нашипредставления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали«белогвардейцами», «контрой».
Булгаков написал не исторический роман, асоциально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: чтоесть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматическойкульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом:оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?
Алексей Турбин, убегавшийот петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал всостоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг«добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно… ох, неприятно… напрасно язастрелил его… Я, конечно, беру вину на себя… я убийца!» (вспомним героевТолстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мирубит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо турбинскаяпорода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после концаПетлюры? Придут красные… Мысль остается незаконченной.
Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и томусвидетельство — непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах.Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенногобольшого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, чтоназывалось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми?Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовойтоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» — Жилина из снаАлексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже«побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все — белые и красные — братья,и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарьРусаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только чтопрочитанного Евангелия: «… И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнеенебо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел дослов:… слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезниуже не будет, ибо прежнее прошло...»
Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимуюмуку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых икрасных.
«Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелаясинева — занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что внеизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. НадДнепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачнуювысь полночный крест Владимира».
Повесть «Собачье сердце». М. Горький писал в «Несвоевременных мыслях» о вождях,которые проделывают жестокий опыт с русским народом, работая «как химики влаборатории, с той лишь разницей, что химики пользуются мертвой материей».
Зачем же профессору Преображенскому, герою сатирическойповести Булгакова «Собачье сердце», понадобилось вживлять в мозг собаки гипофизчеловека? Уловив пародийные начала повести, начинаем рассуждать.Преображенский, верящий в науку и законы эволюции, по идее, не долженпокушаться на генетику столь разных представителей живого мира, но он идет наэксперимент и получает маленького, злобного человека по имени Шариков. С точкизрения художественной — это фантастика, но в реальности, оказывается, тожемного фантасмагорического. «Чистопородные» пролетарии «уплотняют» московскиедома, выселяют старожилов-интеллигентов, из подъездов исчезли ковровые дорожки,галоши, цветы на площадках, электричество гаснет по два раза в сутки.Начинается царство фантастической разрухи. Преображенский, выведя новую породучеловека, хочет воздействовать на Шарикова словом, но безрезультатно. А вот уШвондера — идейного антагониста Преображенского — получилось сразу, и Шариковпонял, что он «труженик», потому что не нэпман и не профессор, живущий в семикомнатах и имеющий 40 пар штанов. «Труженик», потому что у него нетсобственности, а работать не нужно — достаточно «взять все да и поделить».Швондер, «выведенный» другим путем новый человек, борется за душу Шарикова,прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы —и буду, хочу мочиться мимо унитаза — мое право, хочу сделать политическуюкарьеру в государстве Швондеров — потесню кого-нибудь и сделаю. Вот плодыреволюционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с помощникомПреображенского Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь,вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимаетзавесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».
Безусловно, эпоха революционных преобразований породила ПавлаКорчагина (Н. Островский. «Как закалялась сталь»), Веньку Малышева (П. Нилин.«Жестокость»), Сашу Дванова (А. Платонов. «Чевенгур»), но нашел себя в нейименно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно. Симптомдуховной катастрофы в Советской России налицо, делает вывод своим произведениемписатель.
Роман «Мастер иМаргарита». Двенадцатьлет труда (1928—1940), восемь редакций, шесть толстых тетрадей… Ксовременному читателю роман пришел лишь в конце 60-х гг. и сразу привлек к себевнимание необычным сюжетом, острой сатирой и глубоко философской проблематикой.
Мастер живет в Москве 30-х гг. нашего века, пишет книгу особытиях, происшедших в библейские времена, и при этом свободно беседует сКантом, Достоевским, Гете. Что это — художественная фантастика, соединяющая тримира: реальный, конкретно-исторический, библейский и вечный, — или правда бытиячеловека и человечества в мироздании? Образы сверхъестественных сил вромане, конечно, фантастичны в том смысле, что писатель, не бывший духовидцем ичеловеком высокой святости, дающей возможность лицезреть Вечность, рисовал их всвоем воображении. Но есть в романе и другая фантастика, служащая целям сатиры,продолжающая гоголевскую и щедринскую традиции в русской литературе ивыявляющая абсурдность нашей жизни.
Художественное пространство романа, его композицияпредставляют собой три мира, зеркально отражающиеся один в другом и связанные«скрепами» — Волан дом, вневременным персонажем, грозой и тьмой, которые, придяиз космоса, накрыли Ершалаим, а потом пролились дождем в Москве 30-х гг. Самыйнижний ярус трехмерного «здания» — земной, где разворачиваетсятрагический конфликт Мастера, названного «воинствующим старообрядцем» зато, чтодерзнул описать жизнь, страдания и учение Христа как исторический факт, ипротивоборство палача и жертвы (Иешуа и Пилата) как непреходящее, могущееповториться в любую эпоху, и председателя Моссолита Берлиоза и его свиты,безжалостно расправлявшимися с тем, кто писал не в духе господствующейидеологии. Мастер как бы говорил своим романом: «Бог жил», а Берлиозбезапелляционно считал: «Управляет земными делами человек. Бога нет!»
Библейский мир в романе представляет собой четыре рассказа («четыреевангелия» — от Пилата, Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного) о жизни Иешуа иконфликте государственной власти с инакомыслием бродячего философа.
Третий мир, Вечность, не персонифицирован, непредставлен столкновением Света и Тьмы, Бога и Дьявола, но эпиграф к роману,взятый из «Фауста», напоминает читателю «Пролог на небесах» и спор Сатаны иГоспода о человеке.
Мефистофель.
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же, как он был в начале века!..
Господь. Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен...
Мефистофель. Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья, —
Пойдет немедля он за мной.
Господь. Пока живет он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья...
Тебе позволено: иди
И завладей его душой.

И Булгаков, дав Мефистофелю новое имя — Воланд, предоставляетему большие полномочия, вплоть до суда над грешниками (Преисподня, Великий балу Сатаны накануне Христова Воскресения). Однако судьбу Мастера и Маргариты вВечности устраивает сам Господь.
«Повторяемость», похожесть конфликтов в трех художественныхмирах Булгакова позволяет увидеть в романе главную проблему —нравственно-философскую, противостояние Добра и Зла, духовности ибездуховности. В общественных отношениях и в каждом отдельном человеке.
Роман «Мастер и Маргарита» раздвинул рамки земногосуществования человека и поставил его перед Вечностью с вытекающей отсюдаответственностью каждого за спасение своей души.
Воланд и его место вромане. Многиекритики и литературоведы пытались обозначить художественную функцию Воланда какперсонажа романа, за которым, может быть, стоит сам автор. В. Лакшин, например,назвал Воланда «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия». Л.Яновская видит в Воланде светлые начала, ибо он «различает то редкое инемногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно» (подвиг Мастера, любовьМастера и Маргариты, раскаяние Пилата). Эпиграф к роману: «Я часть той силы,что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — помогает понять авторскую мысль.Разоблачая зло, Воланд тем самым служит Добру и Красоте, то естьвосстанавливает равновесие между Добром и Злом. Ко всему сказанному все-такихочется добавить, что Сатана в Священном писании всегда антитеза Богу. Булгаковже вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственногокритерия Добра и Зла, нравственности и безнравственности в человеке (этосправедливо), но сам судит людей безжалостно, не любя, не по-христиански (этоплохо). Но при этом Воланд у Булгакова не столько идея, сколько характер, ихудожник имеет на это право.
Библейские главы романа и их смысл. «В белом плаще с кровавым подбоем,шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром» в крытую колоннаду дворца ИродаВеликого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат, чтобы увидеть воочию смутьяна,нарушителя спокойствия в его владениях, бродячего философа Га-Ноцри Иешуа. Естьтакое место в Евангелии, где Пилат допрашивает Иисуса. Именно библейский Пилатстал прототипом художественного образа в романе. Но Булгаков пошел своим путем.Пилат в Библии не участвует в заговоре против Богочеловека, однако, боясь бунтачерни и не желая ссориться с первосвященником, «умыл руки перед народом исказал: невиновен я в смерти Праведника сего»… «отпустил им Варраву, а Иисусапредал на распятие». Булгаков, рисуя психологический портрет Пилата, борьбу вего душе двух начал: человеческого и палача, показал трагедию человека, облеченноговластью и имеющего реальную силу защитить того, в ком «состава преступления ненашел». Хотя разве не крамола со стороны Иешуа утверждать: «Всякая властьявляется насилием над людьми»? Простодушный, мягкий, искренний, он являетсяконтрастом Пилату, с его каменностью, «бешеным голосом», сменой настроений икриком: «Царство истины никогда не настанет!» Пилату все же жаль Иешуа, и онхочет склонить жертву на компромисс и заставить отказаться от характеристикивеликого кесаря, но Иешуа не может лгать: «Бог один, в него я верю». Фигурыобоих споривших трагичны: один казнен, пройдя через физические и нравственныеиспытания (народ кричал: «Распни!»); другой — осознал себя участникомпреступления, отступившись от Бога и истины, погиб как личность. Булгаковскаямысль бескомпромиссна: для тоталитарного режима опаснее всех уголовников,убийц, казнокрадов всегда будет философ, поэт, бессребреник,противопоставляющий этому режиму царство вечной истины. Но, расправившись стакими, как Иешуа, государство погружается во тьму бездуховности. («Тьманакрыла великий город, как будто он не существовал на свете».)
Библейский сюжет в романе обнажал вневременную проблему:ВЛАСТЬ—ПОЭТ—НАРОД и в эпоху разрушения храмов и кровопролития возвращалсовременникам Булгакова свет учения Христа.
Москва 30-х гг. вромане «Мастер и Маргарита» предстает в колоритно написанных эпизодах: «Вечер в Домелитераторов», «События в жилтовариществе на Садовой», «Сеанс волшебной магии вварьете». Это Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы новоговремени: Соловки как реальная угроза наказания, шпиономания («он никакой неинтурист, а шпион»), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомногоспросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону(Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов («А у вас естьдокументик?»), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами,непечатание «опасных» книг, магазины для «богатых», буфеты с несвежимипродуктами, аресты. Как известно, на терновнике не растет виноград (библейскиесимволы). Мудрено собрать с колючих ветвей сталинизма добрую ягоду; на древетоталитаризма можно было собрать лишь колючий репейник. Возьмем, к примеру,ассоциацию московских литераторов, обосновавшуюся в «Доме Грибоедова». Тудаприходили за творческой путевкой в Ялту, поиграть в биллиард, встать в очередьна квартиру и, конечно, вкусно поесть и поплясать: «Ударил знаменитыйгрибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось,что ожили на потолке нарисованные лошади… и вдруг, как бы сорвавшись с цепи,заплясали оба зала… Заплясал Глухарев с поэтессой Тамарой Полумесяц, заплясалКвант, заплясал Жуколов-романист с какой-то киноактрисой в желтом платье.Плясали: Драгунский, Чердакчи, маленький Денискин с гигантской ШтурманЖоржем… плясали неизвестной профессии молодые люди в стрижке боксом, сподбитой ватой плечами, плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которойзастряло перышко зеленого лука… Где-то в рупоре голос командовал: «Карскийраз! Зубрик два! Фляки господарские!!!» Перед нами шабаш ведьм, огненнаяпляска, грохот джаза, завывающие голоса — словом, вакханалия счастливыхобладателей билета с золотым тиснением: «Член писательской...» Да этовоскресшие на губернском балу герои Гоголя, «мертвые души». Злодогическиеуподобления, фамилии-афиши и прочие художественные детали рисуют незабываемыйсатирический образ литературной элиты, куда не могло быть доступа Мастеру.Зависть, подсиживание, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым,хамелеонство — вот нравственный портрет тех, кто делал литературу посоциальному заказу. «Страстишки нагадить ближнему» в среде бесталанных,примитивных людей становятся нормой.
Булгаков глубоко убежден, что «бесовское» начало скрыто всамом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества Председателяжилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять восвободившиеся комнаты за взятку? «Квартирный» вопрос одолел всех: и АлозияМагарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского — дядю Берлиоза,срочно выехавшего из Киева, чтоб захватить квартиру в Москве.
«Сеанс черной магии» собрал всех наших знакомцев и прочихжителей Москвы. Массовый гипноз обнаружил в каждом его внутреннего человека,весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителяхлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску,«спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому котБегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечестволюбит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучитсяв их сердца… обыкновенные люди...» Но настоящее наказание ожидало многих в«другой жизни» — на Великом бале у Сатаны.
Последний эпизод занимает очень важное место видейно-художественной структуре романа, являясь кульминационным для всегосюжетного действия. Воланду нужно было закончить принципиальный спор сБерлиозом-атеистом, уже преданным могиле, нужно было «разобраться» со многимиперсонажами, которым он устроил экзамен, будучи в Москве, нужно было датьоценку увиденному за три дня в социалистической столице. Итак, московская жизньпредстает в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участниковбала, их диалогов сразу напомнили земное бытие: стена тюльпанов, фонтаны, камины,реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки:честолюбие и донос, чревоугодие, чувственность, ревность. Звуки и краски этогобала сгущены, словно Булгакову захотелось представить модель целого мирасо всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всемияствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущербприроде во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую,как мгновение, жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову, «обменял» напустоутробие свою божественную сущность. Скелеты, прах, оставшиеся от прежнихкрасавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: офальшивомонетчиках, государственных изменниках, прелюбодеях, убийцах и палачах(Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов — исторические персонажи). Потрясаетслаженность всех танцующих, ибо все они исповедовали одно: власть, карьеру,деньги, любовь, комфорт. «Михаил Александрович, — негромко обратился Воландк голове Берлиоза. — Все сбылось, не правда ли?.. Голова отрезана женщиной,заседание не состоялось, и я живу в вашей квартире». Воланд напомнил Берлиозуего атеистическую теорию, что «по отрезании головы жизнь прекращается», инапомнил всем, что по смерти «каждому будет дано по его вере».
Историческая судьба человечества, показывает своим романомБулгаков, — непрерывный поиск истины. Но нет ее в атеизме и материализме, ибобезбожие ведет к самости {сам знаю, как жить) и духовному оскудениюжизни в целом. Мастер, написавший роман об Иешуа («спасителе»), напоминает, чтожить нужно, сверяя свои земные дела с небесными идеалами Добра и Красоты. Всцене Великого^балаизаключена главная, философская идея романа: человексвободен в своем нравственном выборе между Богом и Дьяволом: поэтому ниполитический строй, ни катаклизмы, переживаемь, человечеством, неосвобождают его от ответственности за добро на земле.
Мастер и Маргарита в романе. Мастер как главный герой связан совсеми сюжетными линиями романа: Мастер — литературная среда, Мастер — Иешуа,Пилат; Мастер — Маргарита. Соответственно он проведен через общественныеотношения, любовную коллизию и нравственно-философский выбор. К тому же Мастер— автобиографический сюжет для Булгакова.
Мастер не вписался вжизнь литературной Москвы: его роман не был напечатан. Берлиоз, будучичеловеком неглупым, практичным, понял, что выгоднее не печатать талантливый,яркий роман Мастера — он написан вразрез с официальной идеологией, а охранителирежима ему, Берлиозу, хорошо платят (дача, квартира, власть). Исповедь Мастераперед Маргаритой отмечает все этапы трагедии: когда появилась первая статьяЛатунского о романе, он «смеялся», удивленный фальшью и надуманностью ее. Навтором этапе возник «страх» (от недоумения, растерянности). На третьем —почувствовал, что психически заболел, и «сжег» роман, как Гоголь. Позженачались галлюцинации («в окно постучали» — наверное, пришли арестовывать).Оказавшись в клинике Стравинского, Мастер посчитал себя сумасшедшим и незахотел больше жить. Мы выделили его исповедь не случайно, чтобы представить,что пережили Ахматова, Зощенко, Мандельштам, Бабель, Платонов, Цветаева имногие другие талантливые писатели, за которых высказался Мастер: «Я невыношу насилия, плохих стихов и социального заказа». Как мало, оказывается,надо истинному художнику: скромное жилище, стол, печь, клен под окном. Но в тоже время как много: свобода творчества, любовь, ученики.
Любовь в романе пронизана такой поэзией, что труднопереводить ее на язык прозы: «Любовь выскочила перед ними (как чудо, какшаловливый зверек)»; «Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула рукамии подбежала к нему… Она произносила только одно слово: Ты… ты… ты».Авторские ремарки передают ее душевный взрыв: «дрожащим голосом упрашивала»,«вцепилась в больничный халат». Маргарита ушла к Мастеру из респектабельногодома и от прекрасного мужа в подвал, в бедность, потому что воспринималадуховные отношения, совместное творчество как счастье. В Маргарите Булгакова, вотличие от литературной ее предшественницы из «Фауста», есть энергия, и воля вборьбе за любовь. Не поэтому ли она, блудница прощена, что чувственная страстьне была главной в отношениях ее и Мастера. Они оба ушли в Вечность, потому чтоим расстаться было невозможно. Итак, новая грань Вечности у Булгакова — этоосвобождение для чистых натур от несвободы, насилия, но не от любви.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.