Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

МОУ «средняя общеобразовательная школа №9 г. Йошкар-Олы»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по литературе
Тема «Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова Геройнашего времени»
 
 
Выполнила: ученица 9 Б класса КлимоваЕлена
Руководитель Дудина НатальяВасильевна
 
 
 
Г. Йошкар-Ола, 2011 г.
 

 
План
 
Жизнь и творчество Михаила ЮрьевичаЛермонтова
1. Биография
2. История создания
Исповедь одного из детей века
1. Тёмныйсилуэт
2. Неоправданныеожидания
3. Ребячество
4. Подробныйпортрет
5. Вечные сомнения
Позволяющая верить заставляетбороться
Список используемой литературы
 

Жизнь итворчество Михаила Юрьевича Лермонтова
3 (15)октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска;похоронен в селе Тарханы Пензенской области, русский поэт.
1.Биография
Бракродителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) иармейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смертьматери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались наформировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении ТарханыПензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранныеязыки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовкасемейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften(«Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831).Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположникеего рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детстваотносятся поездки на Кавказ («Кавказ», 1830; «Синие горыКавказа, приветствую вас!..», 1832).
С 1827Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородномпансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.
Ранниепоэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтениипредромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С.Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирикалюбомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самыхразных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себяпрофессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведетпотаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служатвыражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32увлечения Е. А. Сушковой [«К Сушковой», «Нищий»,«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»),«Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал...»),«Я не люблю тебя: страстей ...»], Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной[«К Лермонтов» («У ног других не забывал...», 1831),«Она не гордой красотою...», 1832, и другие], так и в позднихпроизведениях: «Валерик», посвящение к VI редакции«Демона»; образ ее проходит в стихотворении «Нет, не тебя такпылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера), становятсяматериалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретнымиобстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.
Одновременноидет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных«Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и«Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовымжанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя,«вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета,экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены«магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные сдвумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовкамисобственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло(первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душойстрадалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь»,1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этихтрактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженнуюантитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложностьавторской оценки.
Оставив по несовсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург ипоступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущенкорнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимаетнепечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагическогоизбранника циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же времяидет работа над романом «Вадим» (не закончен), гдеультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и«демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуюттщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева).
лермонтов писатель образпечорин
2. История создания
В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своегосовременника — Евгения Онегина — на фоне петербургской жизни 1820-х годов,задумал написать роман, в котором он бы изобразил своего современника — гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.
Но в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов быларестован и выслан на Кавказ, а после ссылки он уже не захотел возвращаться кпрежнему замыслу.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах наТереке, проехал вдоль линии боевых действий; в городке Тамани, на побережьеЧерного моря, его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили в немсыскного. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию, и на обратномпути, в Ставрополе, он встретился с сосланными декабристами. Встречи с новымилюдьми, новые впечатления вдохновили его на создание живых образов своихсовременников.
Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г. Последовательность написанияповестей точно не установлена, но предполагается, что ранее других (осенью 1837г.) написана «Тамань», затем «Фаталист», «Бэла»,«Максим Максимыч»; но не исключено, что «Тамань» быланаписана последней, а «Фаталист» — после «МаксимаМаксимыча».
Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записокофицера, но потом они стали «длинной цепи повестей», не объединенныхв роман, но связанных общими героями — Печориным и Максимом Максимычем.
Первой была опубликована «Бэла» в «Отечественныхзаписках» (1839, № 3) с подзаголовком «Из записок офицера оКавказе» — так подчеркивалась связь новеллы с романтической«кавказской литературой», популярной в 1830-х годах. Тем не менее,произведение было, вопреки традиции живописно-риторических описаний,стилистически ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина.Эту особенность «Бэлы» отмечал В. Г. Белинский: «Простота ибезыскусственность этого рассказа — невыразимы, и каждое слово в нем так насвоем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцахи отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказызнакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г.Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтениюМарлинского».
Одновременнос Белинским, вскоре после смерти Лермонтова, Гоголь оценил «Героя нашеговремени» даже выше, чем его поэзию: «Никто еще не писал у нас такою правильною,прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья вдействительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта...»
Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественныхзаписках» (1839, № 11). По утверждению биографа Лермонтова П. А.Висковатова (1842-1905), «Фаталист» «списан с происшествия,бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым», дядей Лермонтова:«По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяногорассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и собирательлермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С.А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинноепроисшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А.Столыпин (Монго). Было высказано и предположение о том, что тему новеллыЛермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительномслучае, происшедшем с школьным приятелем автора: "… взяв пистолет и несправляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок,предоставив случаю решить, последует выстрел или нет".
В ноябре 1839 г. в редакционном примечании к публикации«Фаталиста» сказано: «С особенным удовольствием пользуемсяслучаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издастсобрание своих повестей, — и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый,прекрасный подарок русской литературе».
К моменту издания «Тамани» («Отечественные записки»,1840, № 2) работа над романом была завершена. По свидетельству мемуаристов,сюжет повести основан на действительных событиях, участником которых оказалсясам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 году. ТоварищЛермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М. И.Цейдлер, который посетил Тамань через год после него, в своих записках оКавказе 1830-х гг. подробно описал дни, проведенные в этом «небольшом,невзрачном городишке», и не мог не отметить сходства своего описания с«поэтическим рассказом о Тамани в „Герое нашего времени“:»Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высокомутесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин,в одной из коих я и поместился… по всей вероятности, мне суждено было жить втом же домике, где жил и он; тот же слепой мальчик и загадочный татаринпослужили сюжетом к его повести. Мне даже помнится, что когда я, возвратясь,рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении соседкою, то Лермонтов перомначертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь".Рисунок сохранился.
В апреле 1840 г. было опубликовано «Сочинение М. Ю. Лермонтова (такстояло на обложке книги) Герой нашего времени», состоящее из рядаотдельных новелл, открывавшегося «Бэлой» и завершающегося«Фаталистом». В следующем, 1841 г. состоялось второе издание романа,в которое было включено предисловие, помещенное по техническим причинам не вначале, а перед второй частью. Предисловие содержит ответ на критику романа С.П. Шевыревым, увидевшим в Печорине порочное явление, не свойственное русскойжизни, а привнесенное с Запада, и С. А. Бурачком, который в журнале«Маяк» (1840, ч. IV, гл. IV) определил Печорина как«эстетическую и психологическую нелепость», клевету «на целоепоколение людей».
Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, — «Один изгероев начала века» — связано с появившимся в 1836 г. романом А. Мюссе(точный перевод — «исповедь одного из детей века»).
Многие персонажи повести «Княжна Мери», по свидетельствумемуаристов, имели своих прототипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого былНиколай Петрович Колюбакин (1811- 1868). Вспыльчивый, фатоватый, любительвычурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в ногу во время экспедиции послужилоповодом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Неисключено, что в Грушницком отразились и какие-то черты Н. С. Мартынова(1815-1875), противника Лермонтова на роковой дуэли, состоявшейся в июле 1841г., в прошлом его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийскихюнкеров. Прообразом Веры, очевидно, послужила В. А. Лопухина-Бахметева; мнениясовременников относительно прототипа княжны Мери расходятся: одни называли имяН. С. Мартыновой, сестры Н. С. Мартынова, другие — Э. А. Клинберг, пятигорскойзнакомой Лермонтова, впоследствии жены А. П. Шан-Гирея, друга и родственникапоэта. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Н. В.Майера, Вулич — с конногвардейца И. В. Вуича.
Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, взначительной мере явился товарищ поэта по «кружку 16-ти» граф АндрейПавлович Шувалов. Он «храбро сражался на Кавказе, где получил… легкуюрану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо… плохоскрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре… Он очень нравилсяженщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой,его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которуюскрывала эта хрупкая оболочка, — с другой».
Булгарин говорит: «Предубеждение есть самое вредное ощущение в человеке, откоторого что-нибудь зависит и который должен об чем бы то ни было произноситьсвои суждения и мнения. Под влиянием этого ощущения самый умный и самый честныйчеловек может наделать глупостей, быть несправедливым и даже повергнуть внесчастие безвинного человека.»
«Переддуэлью Печорин читал Вальтера Скотта. Конечно, не случайно. Упомянувшотландского барда, Лермонтов честно отдал долг» — считает Вайль.

Исповедь одного из детей века
У этой книги,как и у многих других, есть предисловие. Его цель не в оправдании романа, а внекотором объяснении главной мысли произведения. Оно очень точно описывает егоидею и тему. Важно его изучить перед прочтением повестей.
Многие критики,литературоведы и читатели считают Печорина «лишним» персонажем Романа. Я неразделяю их мнение. По моему, эти люди просто не хотят принимать реальное задействительное. Не желают видеть человека таким, какой он есть.
Образ ГригорияАлександровича таит в себе множество человеческих грехов, тысячи пороков ипросто то, о чём люди привыкли молчать. Может быть, из-за этого Печорин не всемсимпатичен.
Но мояглавная задача рассмотреть вопрос «судьбы и случая», опираясь на роман, а нехарактеризовать главного героя. Как говорилось выше, последовательностьнаписания повестей точно не установлена. Я начну своё рассуждение с «Бэлы».
1. Тёмный силуэт
В первой главе МихаилЮрьевич представляет нам хитрого, ненасытного, самовлюблённого, опустошённогоиспорченного, холодного как лёд эгоиста. Таким Печорина можно себе представитьпосле прочтения «Бэлы». Но эти выводы, возможно, сделать лишь, если пропуститьдлинный, пересказанный Максим Максимычем монолог Григория Александровича, вкотором он объясняется в своём, по мнению остальных, отвратительном поведении.
Каким бы онбезнравственным, по меркам общества, не был, всё равно, одно хорошее качество, скоторым согласятся большая «аудитория», у Печорина есть. Это горячая,страстная, любовь к прекрасной Бэле. Он называет её ангелом и благодарит засладкие минуты, проведённые с ней.
Как говорилось выше,сердце Григория было ненасытно как, например, самолюбие Евгения Онегина изромана Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому его нежные чувства к своейукраденной прелестнице вскоре потеряли былой пыл. Хотя, Печорин и говорил, чтовсё ещё любит Бэлу, его беспокойное воображение взяло над ним верх и вернуло вреальный дня него пустой мир, полный уныния и отчаяния.
Из-за своегоневероятного эгоизма наш герой просто не мог «переступить через себя» и уделятьлюбимой больше внимания. Что, кстати, и посодействовало скорой, мучительнойгибели Бэлы. Девушка была в глубокой печали от такого обращения к себе, ведь еёсердце и душа полностью принадлежали Григорию. И несмотря на запреты,«пленница», в очередное долгое отсутствие Печорина вышла прогуляться на валы уречки. Это непослушание оказалось роковым для неё. Бэлу украл разъяренный,некогда глубоко обиженный кавказский разбойник Казбич. Ведь благодаря безмернойлюбви к его лихому коню одного бесчестного молодого головореза — брата Бэлы, и,конечно, собственной бесстыдной, но уникальной хитрости, Печорин выменялчудесную дикарку. Здесь уместна цитата Максим Максимыча «народ мстительный…»
Месть Казбича былабезжалостной: его отчаяние вонзило нож девице в хрупкую спину, настоящимразбойничьим ударом.
Григорий Александровичбыл храбр и поступил по-мужски. Он помчался к возлюбленной на коне, он хотелсейчас же отомстить. Но таков был жалкий убийца.
Судьба ль это была илислучай утверждать нельзя. Однако, совершенно уместно будет предположить, чтоБэла без Казбича ушла бы из жизни преждевременно. Сердце её горячее пламени, анежная любовь к Григорию могли бы сыграть с нею злую шутку. Ведь Печорин безвсяких угрызений совести способен покинуть девушку. Но если рассмотреть тотслучай, когда Григорий не появился бы в жизни Бэлы вообще, то бог знает, что сней сталось бы на диком Кавказе.
2. Неоправданныеожидания
Глава вторая выдаёт ещёболее мрачный «портрет» Григория Александровича. По её названию можно понять,что речь будет идти про старого доброго друга главного героя Максим Максимыча.И правда, на протяжении всей повести рассказывается о нём и о его тёплыхдружеских чувств к Печорину.
После смерти Бэлы, аточнее после шока от реакции Григория на гибель красавицы, старик невольно,хоть и немного, но переменил своё отношение к другу. Но даже после этого МаксимМаксимыч не перестал любить его как-то по-семейному.
С той поры прошло ужедостаточно времени, чтобы соскучиться и при встрече от радости кинуться другдругу на шею. Что собственно и сделалось со стариком. Но к его глубокомусожалению, не с Григорием Александровичем. Может быть, время не властно надним, а может быть чувства, но когда он встретил своего душевного друга, непроявил ни капли сердечной нежности. Лишь некоторое уважение и можетснисходительность, но не имел он предсказуемой дружеской реакции.
Печорин был сух вофразах и холоден в поступках. Хотя он и дождался штабс-капитана, когда давномог покинуть случайную гостиницу, но непонятна была его чёрствость. Он уехалсразу после столь долгожданной встречи для Максим Максимыча, оставив за собойлишь горечь, обиду, жалкие догадки, море непонимания и свои старые дневники, откоторых штабс-капитан тотчас же избавился, как и от ещё одной частички чего-тодоброго и светлого в своём потрёпанном временем сердце.

3. Ребячество
Глава третья написанаЛермонтовым от имени Григория Александровичем. Его характер и он самсущественно отличаются от описаний в предыдущих повестях. Если там Печориннапоминает чёрствого, хмурого, безжалостного, одинокого орла, то здесьраскрываются тайны его довольно наивной души.
Со всей своейнезависимостью и отрешенностью от мира сего, его буйную голову дуритмолоденькая, породистая ундина, как он её называет. Ей хватило несколькобесхитростных женских «приёмов», чтобы остаться в раздумьях у офицера.
Григорий решительно непонимал загадочную, вечно пляшущую девушку. Не мог предсказать её действия имысли, как он обычно делал. Это явно лишало Печорина некоторого спокойствия издравомыслия.
Но всё бы ничего, еслибы не сцена, недавно представшая перед ним. Офицер следил тёмной ночью за тем,как совершенно слепой украинский мальчик шёл по каменистому опасному берегу,освещённому только сиянием луны и звёзд. Из-за его довольно уверенной походкиПечорин ещё более засомневался в его слепоте. Первые сомнения возникли, когдаГригорий рассматривал убогого, и по его губам пробежала чуть заметная улыбка.
Мальчик продолжал свойпуть, не опасаясь столь близких волн и с узлом на спине, пока не встретил одинокуюдевушку в белых одеяниях. Между ними завязался разговор, отрывки которогоиногда доносились до Григория. Он был не очень содержательным. Странная пораждала некого Янко, приплывшего на маленькой лодке. Троица разгрузила её и пошласвоей дорогой, с несколькими мешками за спинами.
Григорий Александровичне мог себе позволить не узнать разгадку этого события. Не мог позволить,потому что иначе была бы задета его гордость. Но именно благодаря этомуребячеству, офицер был не очень осторожен в словах. Он рассказал об увиденномдлинноволосой русалке, в которой узнал ту девушку, встретившую слепого. Девушкаиспугалась, хоть и не показала этого. В её голове тут же родился коварный планобмануть и утопить Печорина. Ей это не удалось, но в эту же ночь они с Янкопокинули мальчика и старую хозяйку домика у моря. Этим, решив судьбу бедняков.
Григорий Александровичзнал, что из-за него обречены на верную смерть двое убогих человека. Знал, чтостал их палачом. А может из-за него и Янко с причудливой ундиной поймали иарестовали за контрабанду, после их отчаливания. Офицер это знал, но дело емудо этого не было. Такой была их судьба. А может, просто прерванная случаемспокойная долгая жизнь.
4. Подробный портрет
«Княжна Мери» позволяетчитателю более подробно рассмотреть действия, размышления, где-то хитрость иликоварство, иногда радость, но чаще наслаждение и даже слабость главного героя.
Действие происходит нацелебных источниках Машука; куда съезжаются люди со всего света поправить своёздоровье удивительными водами. Но это всего лишь по официальной версии. Насамом же деле, в Пятигорск и Кисловодск едут не только за ценным советомдоктора, но и за неким дурманящим воображение чувством любовь. Говорят, тамдаже воздух ею переполнен.
Но ГригорийАлександрович прибыл в это прекрасное место не за тем, не за другим. Он,подобно рабу, гонясь за навязчивой идеей «насытить» свою пустую сущность,мотался повсюду, уже почти отчаявшись найти чувства или эмоции, а главное,смысл потребности в них.
Честно говоря, Печоринуповезло с местом и временем, в котором он оказался. Он неплохо развлёкся,располагая всё и всех его окружающих себе во благо. Удивительный талантГригория отгадывать чужие мысли, что способствует некому управлению ситуацией ивластвованию над его «жертвами» или «марионетками»-поражает.
И первой его такназываемой «жертвой» стала прелестная княжна. Она была, несомненно, самаякрасивая, воспитанная, умная, образованная и женственная молодая девушка вовсём городе. Её лёгкие и грациозные движения особенно подчёркивали, со вкусомподобранные наряды, аккуратно сидевшие на её стройном стане. В её лице самымивыразительными были томные карие глаза, обрамленные длинными, пышнымиресницами. Её матушка, княгиня Лиговская, звала свою дочь на английский ладМери.
Печорин решил«поиграть» с чувствами юной прелестницы. Насладиться её любовью, наполнить этимсебя как можно больше.
Но в этот раз судьбаявно распорядилась, чтобы Григорий не скучал. Здесь же он встречает ещё один горячийисточник эмоций своего старого приятеля в солдатской шинели, Грушницкого.Печорин сразу говорит, в своих записях, о догадках на счёт этого человека,предполагает, что им суждено встретиться на «острее». Грушницкий не глуп, небезрассуден, осторожен и рассудителен. Но не зря я назвала его «горячим». Оннеисправимый романтик, и конечно, же влюбляется в превосходную княжну, чем ипостоянно пользуется Печорин.
Ко всему этому уПечорина появляется друг, с которым он делится своими мыслями, убеждениями,планами и прочим. Это доктор, и зовут его Вернер. Они отметили друг друга,сразу выделив из толпы. Им действительно было о чём поговорить.
Имея всё это в виду,Печорин начинает активно действовать. Он бесстыдно, но аккуратно завоёвываетневинное сердце бедняжки Мери, тем заставляя страдать теряющего рассудокГрушницкого. Хотя иногда Григорий ловил себя на мысли: не влюбился ли он сам,всё равно не отступал от своих замыслов.
И вскоре Мери влюбиласьв него, а Грушницкий не находил себе места от злости, бешенства и отчаяния, чтоповело за собой ряд безрассудных, глупых импульсивных поступков. Он собралцелую группу против Печорина, в которой родился подлый план липовой дуэли, внадежде выставить Григория бесчестным трусом у всех на глазах. Но по счастливойслучайности Печорин обо всём узнает и опять оборачивает происходящее в своюпользу. Это помогло ему обойти обман и выиграть дуэль. Но его победа дорогогостоила — целой жизни, жизни Грушницкого.
Печорин вновь выступаетв роли палача судьбы, но на этот раз он сам нажал на курок. И естественно, какбы Григорий ни хотел казаться холодным и чёрствым, это всё равно поразило егодушу. Его разум заполонили мрачные мысли, а сердце опустело. Тяжёлый каменьвины был тоскливым спутником Печорина в кавказских просторах после дуэли.
Но убийство приятеля нестоль сильно тронуло его, сколько неожиданный отъезд, причиной которомупослужил сам Григорий, одной очень значительной для него особы. Онаединственная, которую он не смог бы обмануть, которую по-настоящему любил, лишьей было под силу постоянно тревожить его окаменелое сердце.
Зовут эту удивительнуюженщину Вера. В романе не говорится о первой их встрече, и нет подробногоописания их любви, но видно невооружённым глазом невероятные, скользящие сквозьвремя, расстояния и жизнь, не за что не погасающие, хранящиеся давно уже не всердце, а в душе чувства.
Стоило Печоринупредставить потерю этого человека, в долю секунды разум покинул его, оставилоздравомыслие и, не понимая зачем, Григорий пустился за ней. Он был полностьюраздавлен, леденящая душу тоска, рвущая остатки мыслей печаль, острые хлыстыжалости убивали его, заставляли Григория буквально разрываться от горячих слёз.
Это была самаянасыщенная, колоритным вихрем глубоких эмоций и чувств, сцена. Это былнастоящий взрыв опутанного невозмутимым спокойствием ледяного сердца.
Но, несмотря намощность этого взрыва, дым сомнений развеялся в считанные минуты. И теперьможно было увидеть чистый «пустырь» души, готовый к новому потоку здравомыслия,размышлений, убеждений, к новому миру скуки и разочарований.
С прежним холоднымсознанием Печорин отправился «рушить» ещё одну светлую мечту. Что ему превосходноудалось. Всего несколькими наигранными, колкими фразами Григорий разбилмаленькое, полное нежных чувств, сердечко бедной Мери. Нет, он не был в тотмомент неравнодушен к ситуации, ему было безумно жаль эту хрупкую натуру, ноона и её матушка «покушались» на «свободу» Григория. А он не мог этогопозволить. Печорин поставил бы на кон всё: счастье, честь и даже жизнь, но несвободу. Он берёг её как зеницу ока, сам не зная зачем.
После очередной «казни»Григорий отправился в крепость N,вновь оставив за собой череду сломанных судеб, и даже одну прерванную жизнь.Может быть, всё это было предрешено: Грушницкому суждено умереть молодым,романтичным солдатом, не вынесшего неразделённой любви, Мери закалить своёсердце столь отвратительным, безответственным поступком, повзрослеть наконец, узнать,что такое боль и страдания, а Вере научиться жить думая головой, а не «слушая»сердце, быть сильнее своих чувств и желаний, не позволять им властвовать надсобой. А может это заслуга одного очень странного и противоречивого молодогоофицера, так страстно гоняющегося за «жизненными силами», томящихся в сердцахлюдей. Кто знает…?
 
5. Вечные сомнения
Последнюю главу можноназвать центральной или главной, для вопроса, о судьбе и случае. Фаталисты — это люди, твёрдо уверенные в предопределённости судьбы.
Таковым был офицерВулич. Он был серьёзен, немногословен, честен и застенчив, но была у него однастрасть, страсть к игре. Он был очень азартен. Когда по вечерам Вулич стоварищами-офицерами собирались за карточным столом частенько проигрывал, ноэто лишь заражало в нём жажду победы.
И вот, в один из этихвечеров, был заведён разговор о мусульманском поверии будто судьба человеканаписана на небесах, которое симпатично и многим христианам. Естественно, уэтого предположения, как и любого другого, было два мнения. Одни офицерыутверждали, что это правда и приводили разные примеры, а другие были увереныабсолютном вздоре данного вопроса.
Но бессмысленный спорвскоре прервал Вулич. Он решил проверить, может ли человек своевольно управлятьсвоей жизнью. И тогда Печорин предложил ему пари. Это была шутка. Но егооппонент был как всегда серьёзен. И он выиграл спор, нажав на курок пистолета,приставленного на лбу. Выстрел не раздался – осечка. Но Григорий прочёл на еголице печать смерти, и не ошибся. В эту же ночь Вулича по глупой случайностизарубил пьяный казак.
Предопределённостьспасла офицера от преждевременной смерти. И как тут казалось бы не поверить? Нолюбовь Григория во всём сомневаться не дала ему поверить даже после столь серьёзныхдоказательств.
Утром ему сообщили осмерти бедняги офицера, и он с остальными отправился к дому, где закрылсяпобледневший от страха убийца. Он был агрессивен, вооружён и наотрезотказывался покориться. Никто из офицеров не решался что-либо предпринимать –боялись. А Печорин разглядел в этом некий «вызов» судьбы. Он всегда шёл начто-то уверенней, если не знал, что его ждёт. Ведь ничего страшнее смерти неслучится, а смерти не минуешь! И Григорий ворвался в дом, пуля сбила эполеты,но не тронула его. Преступник был связан, никто не пострадал, кроме сомненияПечорина. Нет, он не был уверен в предопределённости, но всё же давал отчётслучившемуся, и уже, наверное, никому не предложит подобное пари.

Позволяющая веритьзаставляет бороться
Но что это было?Неоспоримые доказательства мусульманского поверия или ряд несколькихчрезвычайно удивительных случаев, следуемых друг за другом? Если судьба каждогочеловека предрешена, то стоит ли думать о будущем? Стоит ли так усиленно его«строить»? Стоит ли биться как рыба об лёд с ежедневными трудностями ипроблемами, если всё равно твоя жизнь сложится, как суждено?
Стоит! Если твоя судьбапринадлежит тебе, если она полностью в твоих руках. Поступок Вулича, конечно,убедителен, но это может быть роковой случайностью, одной на миллион, которую,по ошибке, можно принять за правду.
Ведь все остальныеистории, со столь печальным концом, имели множество на то причин. Например,трагичная гибель томных нежных чувств чистого невинного большого сердцачудесной дикарки. Конечно, если не обращать внимания на не столь выделяющиесяфакты, можно подумать, что Печорин по своей воле поставил крест на жизни Бэлы.Но если вспомнить Казбича и его восхитительного скакуна, чересчур импульсивногомолодого головореза, страстно желавшего получить этого коня, и наконец, горячиечувства мягкого девичьего сердца, появившиеся со временем. Все эти факты былинезримыми помощниками Григория в его коварном нечестивом плане снова наполнитьсебя досыта любовью и девичьей страстью.
Печорин просто сумелзаметить эти маленькие человеческие страсти и обернуть их себе в пользу, как,впрочем, и в остальных случаях. Так же можно рассмотреть сцену поимкинепутёвого убийцы, запершегося в доме. Сказано, что Григорий ворвался в дом,полный опасности и остался цел. Но не упускаются и три его помощника, стоявшиху двери, отвлекающих преступника и готовых в любую секунду броситься на помощьофицеру. Это было спланировано Печориным, как и всё, что он делал.
Каждое его действиебыло продумано наперёд. Он сам стоил свою жизнь. Она была самой яркой и полнойразных впечатлений, из всех героев романа. Но он не сумел этого понять, и жилобманутым. Вечно гнался за чем-то, вечно что-то искал. А самое страшное, что вэто глупое заблуждение ввёл он себя сам.
Зато, благодаря именноэтому взгляду на жизнь, наш герой и жил как его душе угодно, не подчиняясьникому и ничему, забирая всё без остатка. Его эгоизм и самолюбие позволялизаботиться лишь о себе и о своих душевных потребностях, о своих человеческихстрастях.
Не в моих силахутверждать написана за нас судьба или нет. Об этом можно спорить вечно. Но одномогу сказать с уверенностью: река жизни, по которой плыл когда-то удивительнопротиворечивый, бесконечно ненасытный, безгранично гениальный, привлекательноковарный, молодой, свободный, гордый как ястреб Печорин Григорий Александрович,со всеми её вечными беспокойствами полностью принадлежала ему. Он сам задавалей скорость течения и направление. Если надвигалась буря или тайфун, это тожебыло его идеей. Все кочки и водопады были исключительно работой Григория. Иесли бы он захотел, то заставил бы капли взлететь к небесам.
Сильный человек берётвсё в свои руки и строит свою жизнь как ему угодно, когда слабый покорно плывётпо течению обстоятельств.

Список используемойлитературы
 
1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Alcohol And Teens Essay Research Paper Alcohol
Реферат Organized Crime Essay Research Paper Organized Crime
Реферат Georgia Sustainment and Stability Operations Program
Реферат Некоторые аспекты гносеологии Канта
Реферат Культурные нормы и их соблюдение
Реферат Приёмники электрической энергии промышленных предприятий
Реферат Артроз, артрит, полиартрит. Лечение артрита, полиартрита
Реферат Построение изображения плоского контура детали с выполнением сопряжений
Реферат Первобытное мышление. Особенности первобытного мышления. Архетипичность мышления
Реферат Рассказ Леонида Андреева Жизнь Человека
Реферат Отаманщина як явище у період української національно-визвольної революції 1917-1920 років
Реферат Сущность глобализации, тенденции интеграции и мультиполяризации мирового экономического сообщества
Реферат Гаррик, Дэвид
Реферат Преступления против половой неприкосновенности и личных прав и свобод человека и гражданина
Реферат Edmond Rostand sa vie et son oeuvre