Реферат по предмету "Культурология"


О понятиях "культура, цивилизация"

Содержание

О понятии«культура»                                                                                     3
О понятии«цивилизация»                                                                               7
Культурно-историческиетипы Данилевского.                                           9
Переход культуры вцивилизацию по О. Шпенглеру                               11
Соотношение понятий«культура» и «цивилизация» Бердяевым            13
Литература                                                                                                        15











1.      О понятии«Культура»


Б.Малиновский(1884-1942) — английский социолог. С помощью функционального метода Малиновскийиспользовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанныхсоциальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей.Малиновский одним из первых занимался разработкой институциональных формкультуры и выявил их реальную жизненную функцию. В его концепциифункционирования культуры появился термин «изолят». Он аргументировалпонятие культурного обмена, как процесс, во время которого существующие формысоциальной системы более или менее быстро трансформируются на другие.
ФридрихНицше (1844-1900) — немецкий филолог и философ. Своеобразное философствованиеоказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все процессы,происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницшерассматривает как различные проявления «воли к могуществу».«Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».
ОсвальдШпенглер(1880-1936) — немецкий философ-идеалист. Вслед за Ницше, он исходил изпонятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как«организм», который обладает жестким единством и обособлен от другихкультур. Культура возникает, развивается и отмирает. Культура отрицаетсяцивилизацией. Превращение культуры в цивилизацию совпадает с превращениемтворчества в бесплодие, героических «деяний» в механическую работу.
ДанилевскийН.Я.(1822-1885) — русский философ, выдвинул идею «культурно-историческихтипов» (цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и сокружающей средой. Каждая цивилизация проходит в своем развитии периодывозмужания, старения и гибели. С точки зрения Данилевского, наиболее перспективныйкультурно-исторический тип- это «славянский тип».
ЗигмундФрейд (1856-1939) — венский психиатр. Фрейд приходит к выводу, что развитиекультуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувств вины инеудовлетворенности из-за подавления желаний.
Культурология- это наука о культуре.Предметомкультурологии являются объективные закономерности общечеловеческого инациональных  культурных процессов,памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Важнейшаязадача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной средысовременности.
Слово" культура" — в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл.Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие — еще болеесужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьипод  «культурой» вообщепонимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура — это многограннаяпроблема исторического развития, и само слово «культура» объединяетразнообразные точки зрения. Слово “культура” происходит от латинского словаcolere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века этослово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом,возник термин agriculture или искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятиекультура приобрело духовный аристократический смысл — этот термин сталобозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называтьчеловека начитанного и утонченного в манерах поведения”. Тогда этот терминприменялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного”простого народа. Немецкое слово Kulturтакжеозначало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все ещеассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
 В 20 веке,благодаря исследованиям антропологов, изучавших примитивные народы, сновапоявляется новое значение. У австралийских аборигенов было выявлено то, чтообъединяет их с самыми цивилизованными народами мира -система убеждений иценности, выраженная через соответствующий язык, песню, танцы, обычаи, традициии манеры поведения, с помощью которых упорядывается жизненный опыт,регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образжизни, либо всего общества, либо какой-то его части.
Современноенаучное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительныесредства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими длякакой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведениячленов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоениекультуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуреобучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколениевоспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основойсоциализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил иидеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы кгибели культуры.
Помнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
-        Понятия (концепты). Они содержатсяглавным образом в языке. Благодаря им, становиться возможным упорядочить опытлюдей.  Например, мы воспринимаем форму,цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться вокружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
-        Отношения. Культуры не тольковыделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как этисоставные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению(например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности(“пожалеть розгу — испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова,обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца.Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры частопо-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенныепредставления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реальногомира и к сфере сверхъестественного.
-        Ценности. Ценности — этообщепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдаватьпредпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественномутворчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что являетсяценностью, а что не является.
-        Правила. Эти элементы (в томчисле и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностямиопределенной культуры. Например, наша законодательная система включаетмножество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им.Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности.Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом,присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено нашестремление к защите личной собственности. Ценности не только сами нуждаются вобосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновываютнормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия междулюдьми.
Культура- это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческуюжизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию,которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Вистории развития мировой культуры давно были замечены большие различия.Зачастую, как например, в трудах Шпенглера, они абсолютизировались, и тогдаречь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишьсосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой.Шпенглер говорил о восьми равноценных по зрелости культурах, охватывающихосновные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В тоже времяпри исследовании пути исторического развития, например, Европы возникалапроблема его сопоставления с историческими развитиями стран и культур другихчастей и в первую очередь со странами Азии и так далее. Поэтому приисторической типологии культур можно использовать следующие принципы:
-            Географический(локализация культур в географическом пространстве);
-            Хронологический(выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, то есть локализацияво времени);
-            Национальный(изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее историческогоразвития).

2.      Опонятии «Цивилизация».

Понятие«культура» часто интерпретируется как синоним понятия«цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевают илисовокупность материальных и духовных достижений общества в его историческомразвитии,  или только материальнуюкультуру. Так, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор считал, что цивилизация,или культура, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом иззнания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторыхдругих способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
СловоЦивилизация впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло отлатинского слова, что означало гражданский, государственный. В Средневековьеданное понятие получило юридический смысл и было отнесено к судебной практике,в последующие периоды значение понятия расширилось. Цивильным стали называтьчеловека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с хорошими манерами и навыкамисамоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этомзначении термин впервые появился во Франции в 18 веке, в трудах Вольтера.Однако революция постепенно развивалась, и обнаруживались ее последствия.Исследователи подчеркивали, во-первых, что «цивилизация» можетумереть. В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В1827 году появились «Мысли о философии человечества» И.Гердера. В томже году вышли «Принципы философии истории» Дж-Б.Вико. Но один человекв особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием«цивилизация». Это Франсуа Гизо, который писал о том, чточеловеческая история может рассматриваться только как собрание материалов,подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо былубежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленногочеловечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, естьцивилизация. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать. Но над ними естьеще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов; из некоторого уровнясоциального развития и уровня развития интеллектуального. В 19 веке значениеслова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающимидостичь «цивилизованного поведения», слово стало применяться и дляхарактеристики стадий человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названиисвоей книги «Древнее общество, или исследование путей человеческогопрогресса от дикости через варварство к цивилизации (1877г.
Сопоставлениепонятий  культура и цивилизация в«Словаре» Аделунга издания 1793г. означает «облагораживание,утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа».
И.Гердерпридавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них: способностьодомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса, развитие наук,искусств, ремесел и торговли, наконец, политика. Представления Гердера во всемсовпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума исчитал их окончательной целью установление всеобщего мира.
Вомногом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Ихпротивопоставление не предполагалось. Именно в своих сочинениях А.Фон.Гумбольдтчасто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация»,не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. А.Гумбольдт показал, как криваяпрогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотяи несколько искусственно — от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человекацивилизованного) к ученому, художнику, к человеку культивированному, чтобывознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякогоуважения. И тем не менее эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальнойкультуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникаетразличие двух понятий. Третий смысл понятия «Цивилизация» заимствовананглийской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятиекультуры, как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыковповедения, стало постепенно заменяться понятием цивилизация. Р.Редфильд,например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущихв очень сложных и  изменчивых обществах.Культура же, по его мнению, это качество людей простых и устойчивых,«народных» обществ.

3.      Культурно-историческиетипы Данилевского.

 Русский философН.Я. Данилевский выдвинул идею «культурно-историческихтипов»(цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и сокружающей средой. Каждая цивилизация проходит в своем развитии периодывозмужания, старения и гибели. Данилевский утверждал о существовании множествацивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений человечества.Русский философ разделяет все народы на три основных класса: на позитивныхтворцов истории, создавших великие цивилизации или культурно-исторические типы;негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам, несоздавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибелидряхлых умирающих цивилизаций. Они не могут стать ни созидательной, ниразрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографическийматериал, используемый творческими народами для обогащения своих цивилизаций.
Помнению Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации истать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десятьтаких цивилизаций: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская илидревнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская,новосемитская или аравийская, германороманская или европейская.
Двецивилизации — мексиканская и перуанская — погибли насильственной смертью наранней стадии развития.
Каксчитал Данилевский, можно назвать некоторые основные закономерности или законывозникновения, роста и заката цивилизаций:
1. Любое племяили народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе,представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны кисторическому развитию и прошли стадию детства.
2. Дляподлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политическойнезависимости.
3. Основныепринципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народамкультур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственнуюцивилизацию. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизациюсреди неарийских или восточных народов потерпели крах. В наше время англичанепотерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию вИндию. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы иличерты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.
ПоДанилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, атолько в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизациядостигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — врелигиозной, римская — в области права и политической организации.
Прогрессчеловечества, как считает Данилевский, не в том, чтобы всем идти в одномнаправлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще историческойдеятельности, исходить в разных направлениях.
Отвечаяна вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству,Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то времякак славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Еслиевропейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двухобластях: политической и научной, то русско-славянская цивилизация будет трехили даже четырех составной (творческой) в четырех областях: религиозной,научной, политико-экономической, причем, главным образом, в областисоциально-экономической путем создания нового и справедливогосоциально-экономического порядка…

4.      Переходкультуры в цивилизацию по О. Шпенглеру.

КнигаОсвальда Шпенглера(1880-1936) " Закат Европы" стала одним из самыхзначительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философииистории и философии культуры. «Закат Европы» — это произведение,которое содержит биологическую философию истории: культуры — это те же живыеорганизмы, которые зарождаются, растут, взрослеют, стареют и увядают. Всемирнаяистория представляет собой чередование и сосуществование различных культур,каждая из которых имеет неповторимую душу. Название работы Шпенглера«Закат Европы» выражает ее пафос. Он утверждает, что расцветзападноевропейской культуры завершился. Она вступила в фазу цивилизации и неможет дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства.
Историяраспадается на ряд независимых, неповторимых замкнутых циклических культур,которые имеют сугубо индивидуальную судьбу, приговорены пережит рождение,становление и закат.
Однакодействительно ли культура мощнейший всплеск духа? Есть ли основание различатькультуру и цивилизацию? Философы обычно относят к культуре все, что возвышаетсянад природой. Огромный этнографический материал, собранный исследователямипосле Шпенглера, свидетельствует: Культура- это на самом деле уникальныйтворческий импульс. Это действительно сфера духа, которая далеко не всегдавоодушевляется потребностями практической пользы. Первобытный человек, еслиглядеть на него современными глазами, не понимал собственной выгоды.
Однаковслед за Шпенглером можно сказать, что всякая культура неизбежно переходит вцивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Переход от культуры кцивилизации — это бросок от творчества к бесплодию, от становления кокостенению, от героических «деяний» к «механической работе».
Современ Гизо политологи и историки делят мир на цивилизации: западная,конфуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская,славяно-православная. Цивилизация, по мнению Шпенглера, обычно кончаетсясмертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры.Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможнабез священных преданий. Цивилизация же, как полагает Шпенглер, есть воля кмировому могуществу.
Культуранациональна, цивилизация же интернациональна. Цивилизация- это мировой город.Империализм и социализм — одинаково цивилизация, а не культура. Философия,искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны.Культура органична, цивилизация же механична.
Культураоснована на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением кравенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура аристократична,цивилизация демократична.
Каждомукультурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен определенный (околотысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.
Умирая,культура перерождается в цивилизацию. Закат Европы, прежде всего закат старойевропейской культуры, истощение в ней творческих сил, конец искусства,философий, религий. Европейская цивилизация еще не кончается. Она будет долгопраздновать свои победы. Но после цивилизации наступит смерть длязападноевропейской культурной расы. После этого культура может расцвести тольков других расах, в других душах.

5.      Соотношениепонятий «культура» и «цивилизация» Бердяевым.

Н.А.Бердяевкритически переосмыслил работу Шпенглера " Закат Европы" в своемсочинении " Смысл истории". Он написал статью «Воля к власти иволя к культуре (1922г.).В ней сделана попытка соотношения понятий»культуру" и «цивилизация» в духе Шпенглера.
Помнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей жизни. Именноцивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадииее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основыкультуры.
Всякаякультура ( даже материальная культура) есть культура духа.
Цивилизацияпо природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовнаякультура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация впротивоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждаетразум «просвещения». Цивилизация в противоположность культуре несимволична, не иерархична, не органична. Она реалистична, демократична,механистична. Она хочет не символических, а «реалистических» достиженийжизни, хочет самой реальной жизни, а не подобий и знаков, не символов иныхмиров. В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.Цивилизация обезличивает. Освобождение личности, которое как будто быцивилизация должна нести с собой, смертельно для личностной оригинальности.Личное начало раскрывалось  только вкультуре. Воля к мощи жизни уничтожает личность.
Переходкультуры в цивилизацию связан с изменением отношения человека к природе. Всеперемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе.Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь.Жизнь перестает быть органической, теряет связь с ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессетехнического овладения природой и организованного властвования над ее силами.
Цивилизацияимеет не природную и не духовную, а машинную основу. Она, прежде всего,технична, в ней техника торжествует над духом, над организмом. Современныекультурологи склоняются к убеждению, что цивилизацию надо понимать как среднююстадию развития человеческого опыта. Эта стадия началась, как они полагают, свозникновением сельского хозяйства, затем продолжалась в промышленнойреволюции, после чего человечество волей-неволей начинает двигаться к  постцивилизационной стадии развития, когдамассовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.
Присоотношении Культуры и Цивилизации: культура оценивается как сфера высшихчеловеческих действий: духовных, научных и художественных обнаруженийчеловеческой активности.
Цивилизацияже олицетворяет материальные формы бытия.






Литература.
АндреевА.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
ГуревичП.С. Культурология. Учебник. — М… 1998.
Историяи культурология. М., 1999.
Культурология.XXвек.Словарь. — СПб., 1997.
СапроновП.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. — СПб., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотации примерных программ учебных дисциплин подготовки бакалавра по направлению 020400 – Биология
Реферат Публицистика В.Г. Короленко
Реферат Организация и планирование производства в автотранспортном предприятии
Реферат Diabetes Essay Research Paper What is diabetesDiabetes
Реферат Alcohol Essay Research Paper In today s
Реферат Great Britain
Реферат Counselling Theories Essay Research Paper This essay
Реферат Основные качества речи
Реферат Імітація процесів гнучких виробничих систем за допомогою апарата мереж Петрі
Реферат Эвристические методы периодизации
Реферат Лейкозы 3
Реферат Гарантии прав личности при применении принудительных мер медицинского характера
Реферат Эволюция финансовой политики России
Реферат Отчет по практике на АО "Белсвязь". Бухгалтерский учет (материалы)
Реферат Анализ работы отдела образования, опеки и попечительства Администрации Бежаницкого района и образовательных учреждений Ежегод