Реферат по предмету "Культура и искусство"


Фаустовский тип культуры

Фаустовскийтип культуры — условное название европейской культуры, распространенное с 20-хгг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна извосьми осн. мировых культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т.к. докторФауст, популярный персонаж нем. легенды, ярко отразил характерные особенностиевроп.человека.
Легендао Фаусте возникла в 16 в. как одно из произведений жанра демонологич. лит-ры.Она носила религиозно-воспитат. и отчасти развлекат. характер, однако в отличиеот ср.-век. легенд в ней отчетливо видны черты европ. культуры Нового времени.Фауст, в отличие от своих предшественников, идет на договор с сатаной радиобладания знанием, с помощью к-рого можно изменить мир и жизнь людей, приблизитьсяк Богу в возможности творить. Уже в 16 в. эта легенда отразила в себе такиечерты новоевроп. культуры как увлечение наукой, индивидуализм (Фауст идетнаперекор обществ, мнению и морали), стремление выйти за веками установленныепределы, будь то социальное положение, уровень знаний, границы экумены и т.п.Все эти стремления были присущи не только легендарному Фаусту, но и егосовременникам. Черты доктора Фауста видны не только в жаждущих нового знанияученых, бесстрашно отстаивавших противоречащие догмам ср.-век. науки теории(напр., Дж. Бруно), но и у религ. реформаторов, бросивших вызов почтивсемогущему институту католич. церкви (Лютер, Кальвин, Цвингли и др.), онивидны у конкистадоров, завоевывавших неизвестные страны с многочисл. населениемотрядами в несколько сотен человек (Писарро, Кортес); черты Фауста заметны уполит, деятелей, в погоне за властью перешагнувшими все традиции и законы(напр., Чезаре Борджа). Все эти люди, как и легендарный Фауст, принадлежали кновоевроп. культуре, следовали ее кодам, превыше всего ставя достижениенамеченной цели, ради к-рой можно было пренебречь этич., религ., правовыми ипр. нормами. Победа любой ценой — гл. принцип людей этой культуры. Косуществлению поставленной цели люди фаустовского типа продвигалисьпоследовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя в жизньцепочку логически обоснованных действий. Фауст идет на заключение союза сдьяволом в качестве крайней меры только после того, как менее действенныесредства (изучение ср.-век. науки и т.д.) не привели к желаемому результату —получению полного знания о мире и достижению могущества с помощью этого знания.Такой же подход был характерен для людей этого времени.
В17-18 вв. в связи с появлением картезианских принципов и идей Просвещенияфигура Фауста, в легенде связанная с магией, дьяволом и эзотерикой вообще (для16 в. понятия магии и науки неразделимы) несколько теряет популярность. Тем неменее развитие науки.дальнейшее освоение новых земель, использованиедостижений теор. наук для получения практич. рез-тов, общая установка напродуманность и осознанность любых действий свидетельствуют о бытовании типакультуры, черты к-рого можно проследить в 16 в., и в частности в легенде оФаусте. Т.о., культурный тип, бытовавший в Европе 17-18 вв., хотя и неассоциировался у современников с фигурой доктора Фауста, по существу являлсяименно фаустовским.
Вк. 18-19 в. образ Фауста вновь становится чрезвычайно популярным. Мистич.аспекты легенды теряют свое значение, столь важное для 16 в., и в сознаниисовременников на первый план окончательно выходят черты характера гл. героя.Если в 16 в., когда в Европе происходил переход от ср.- век. типа культуры ккультуре Нового времени, образ Фауста многозначен, то к нач. 19 в. образФауста-мага окончательно уступает место Фаусту-ученому, Фаусту-носителю высокихустремлений человечества. Романтиков (напр., Ф.М. Клингера) в Фаусте преждевсего интересует сильная личность. Для них Фауст — мятежник, восстающий противустановленного порядка, видящий и стремящийся исправить несовершенство мира.Здесь особо подчеркивается характерный для новоевроп. культуры принцип: знаниедолжно служить достижению практич. результатов. Лессинга привлекает в Фаустесама тяга к познанию, ибо стремление познавать вложено в человека Богом, это«благороднейшее человеч. стремление», и поэтому Фауст не может быть осужден. Взнаменитой драме Гёте также очень важен характерный для новой европ. культурымотив знания и труда. Фауст обретает спасение, только используя свои знания воблаго людям.
УШпенглера Фауст окончательно осознан как символ европ. культуры. Широкаяпопулярность этого персонажа, к образу к-рого обращались величайшие писатели, чтобывыразить свои взгляды на культуру и человека, близость устремлений этого герояк устремлениям европейцев вообще позволяют считать понятие «Ф.т.к.» синонимомпонятия «европ. тип культуры».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Філософські погляди Г. С. Сковороди
Реферат Millenium Technology Essay Research Paper As we
Реферат Творчество И.А. Бунина
Реферат Балка рукояті екскаватора ЕКГ 8И
Реферат Информационные ресурсы органов власти
Реферат Урок по ВИ Далю сказка У тебя у самого свой ум
Реферат Вера в человека и ее воплощение в романе Мастер и Маргарита
Реферат Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы
Реферат Бизнес план создания новой фирмы в сфере услуг
Реферат Особо охраняемые территории Урала
Реферат Брюсов, Блок, Твардовский - редакторы
Реферат Душа в представлении египтян
Реферат Mkt Plan For Coke Product Essay Research
Реферат Провал внутрішньої і зовнішньої політики російського царизму в роки Першої світової війни. Лютнева 1917 року революція в Росії та її історичне значення
Реферат Формирование речи у дошкольников в сюжетно ролевой игре 2