Введение
Искусство архитектурызародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и самочеловечество. В переводе с латинского слово архитектура расшифровывается, какискусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которыесоздают материально упорядоченную территорию, которая необходима людям дляполноценной жизни и трудовой деятельности.
Архитектуру частоназывают застывшей музыкой, так как она подчиняется тем же математическимзаконам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения- это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнутьгармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будетдействительно восхитительным и изящным.
Каждый этап развитиячеловеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, которыйсимволизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию ихарактер. Архитектурные памятники способны сообщить информацию о том, что былоглавным в жизни людей в момент их постройки, что для них являлось истинойкрасотой и искусством, какой был характер их жизни и многое другое.
Великие цивилизациипрошлого очень часто ассоциируются не с чем иным как с архитектурнымитворениями, которые остались после них. Например, Египет известен своимипирамидами, Китай — Великой Китайской стеной, Римская империя оставилаархитектурный след в истории в виде величественного Колизея и подобных примероввеликое множество.
Каждое отдельноесооружение или их ансамбли, проспекты, парки, улицы и площади, целые поселки игорода вызывают у людей определенные эмоции, чувства и настроения. Этопроисходит из-за того, что авторы архитектурных произведений вложили в нихопределенную идею и смысловую информацию. Каждая постройка имеет конкретноеназначение, поэтому ее внешний вид должен соответствовать ему и настраиватьлюдей на определенный лад.
В современном мире вэпоху бурного технического развития у архитекторов огромное количествовозможностей воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи, благодаря этомупоявились такие архитектурные стили. Им в отличие от, например старинногороманского направления или противоречивого барокко свойственна смелостьрешений, многообразие материалов и яркость идей.
Многим известен термин« Хай-тек», звучащий отовсюду. Вот только не все понимают, что именноподразумевается под ним. Хай-тек или хайтек (от high technology — высокиетехнологии) стал наиболее популярен тогда, когда космические корабли бороздилипросторы Вселенной, то есть недавно, в прошлом, но уже ракетно-космическомвеке. Именно к ракетно-космической сфере изначально относился и сам термин«высокие технологии», а потом уже к сферам иным: электроники, самолётостроения,строительства жилых и нежилых помещений.
I.Формирование стиля
Сложно сказать, чтотакое низкие технологии, но высокие — это значит экономичные, эргономичные ифункциональные технологические новинки в разных областях. Итак, стиль Хай-тек,зародился в Великобритании еще в 60-х годах прошлого столетия. И уже в самомназвании кроется его суть – архитектура, наполненная функционализмом. Здания,построенные в данном стиле, лишены элементов декора, буквально оголяя своюосновную суть. Если вы хотите понять суть стиля, достаточно прочесть главныйтезис Хай-тек, который звучит, как «Дом – машина для жилья». Ученые так и неопределились, что же явилось основной предпосылкой к возникновению стиляХай-тек. Одни полагают, что Хай-тек просто продолжил традиции конструктивизма,правда в более оригинальной и современной манере. Другие ссылаются наанглийскую изобретательность, которая традиционно присутствует в британскойкультуре. Так или иначе, но стиль зародился непосредственно после окончанияВторой Мировой. Именно в этот момент, «промышленная архитектура» начала 20века, стала постепенно заменяться на «интеллектуальный» вариант зодчества.Нельзя сказать, что Хай-тек – стиль ленивых, только потому, что возводитьподобные сооружения легче, чем при использовании других стилей. Легкостивозведения предшествует долговременное продумывание всех деталей для того,чтобы здание получилось максимально функциональным, не потеряв при этом Хай-текизящества. Новые возможности материалов и конструкций, стремительное развитиеразличных отраслей науки породили новый стиль — яркий, не похожий ни на какойпредыдущий и поначалу немного шокирующий.
Хотя многие считают,что Хай-тек начал формироваться не в середине и даже не в начале XX века, а всередине XIX столетия. Именно тогда архитектура переживала небывалый подъём втехнологическом смысле. Появились первые «технологичные» шедевры, такие какХрустальный дворец (Crystal Palace английского архитектора Джозефа Пакстона напервой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-Парке в 1851 году. В 1852—1854 годахХрустальный дворец был перенесён в Сайденхем-Хилл и перестроен, но в 1936 годусгорел) или Эйфелева башня (задуманная как мемориал в честь столетия Великойфранцузской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года и построеннаяГюставом Эйфелем). Это потом уже, в 20-х годах прошлого столетия,конструктивисты продолжили идеи Хай-тек, а в 60-х их поддержали структуралисты.Тогда архитекторы исповедовали обновление языка архитектуры под влияниемтехнического прогресса.
Хай-тек во все временавызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначальновосприняли проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть вресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом,откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня,представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике Хай-тек.
В Париже есть несколькосооружений в таком же стиле — например, центр Жоржа Помпиду (полностью онназывается Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Зданиепостроено по проекту итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса в 1977году). Когда он открывался, весь Париж собрался на площади, чтобы посмотреть наснятие шлейфа и представление нового выставочного центра. Шлейф сняли — ипарижане застыли в шоке: здание напоминало собой «голого короля» — попросту«химический завод» с торчащим наружу змеевидным эскалатором, арматурой, балкамии трубами. Сейчас это здание — один из шедевров мировых высокотехнологичныхпостроек. За счёт того, что все коммуникации выведены наружу, удалосьвысвободить значительные площади (общая внутренняя площадь Центра — около 40 000 м кв.), зато водопроводы иногда замерзают зимой, и обслуживание здания обходится вколоссальные деньги. Новаторский подход в проектировании заключался внескольких отличительных моментах, ставшими позже стандартными признаками стиляХай-тек. Во-первых здание практически полностью имеет фасад из стекла и стали.Во-вторых все инженерные коммуникации здания, которые раньше прятались внутрьстен, были вынесены наружу здания и являются частью его архитектурного облика,предметом искусства. В довершение они были покрашены в разные цвета (арматурабелым цветом, вентиляционные трубы синие, водопроводные трубы зелёные,электроподводка жёлтым цветом, эскалаторы и лифты — красным). Именно этаакцентированная техно форма и послужила названию стиля как «hightechnology» — высокие технологии, сокращенно Hi-tech ( Хай-тек).
Впрочем, Центр Помпидуи внутри организован по принципу Хай-тек: большие пространства ограниченыогромными стёклами и металлическими лестницами, кругом всё подчинено принципуфункциональности, к примеру, все современные компьютеры прекрасно вписываются винтерьер и востребованы: где ещё в мире любой горожанин или турист могутбесплатно и просто залезть в интернет?..
В России в 70-е годысоветские архитекторы так же считали Хай-тек буржуазным (даже «буржуйским») ипопросту неприличным течением. По-видимому, все эти разногласия были связаны сконсервативными убеждениями и предубеждениями против стиля, который вот уже напротяжении полтутора столетия всё так же считается ультрасовременным.
Бесспорными лидерамистиля Хай-тек являются два британца – Норман Фостер и Ричард Роджерс, которыхзачастую объединяют в так называемую «Лондонскую школу». Именно эти творцыдобивались того, чтобы методы и материалы строительства шли в ногу с последнимидостижениями научного мира, используя в своих работах нововведениясамолетостроения и даже, космоиндустрии. Одним словом, технократизм вступал всвои законные права.
II.Появление стиля Хай-тек в интерьере
Позже стиль Хай-текпоявляется в дизайне интерьера, и в первую очередь в дизайне интерьеровобщественных мест. Стиль копирует общие для Хай-тека архитектурные мотивы,такие как открытые трубы коммуникаций и кирпичные стены без какой либо отделки,либо с частичной декорацией стен искусственным камнем. Потолочные перекрытиявыполнены в виде стальных балок и конструкций, похожих на нервюры крыльевсамолета. При этом трубы инженерных коммуникаций либо хромированные, либо цветанержавеющей стали. Мебель для таких интерьеров сначала создавалась изпромышленной арматуры и подручных технических материалов (профилированноежелезо, стальные трубы, строительная арматура), не редко стулом служит простоперевернутая стальная бочка, кресло из автомобиля. Вскоре появилась мебельпромышленного производства в этом стиле. Освещение для общественных мест встиле высоких технологий яркое, часто из неоновых или дневного света ламп.
Пережив целую бурюотзывов – от восторгов до резкого неприятия – стиль, проявившийся главнымобразом в архитектуре мегаполиса, по сей день продолжает оставатьсявостребованным. В том числе и в жилом интерьере.
Еще несколько лет назадсловосочетания «загородный дом», «квартира» и «интерьер в стиле Хай-тек»невозможно было представить стоящими в одном ряду. Открытые инженерныекоммуникации, вызывающе торчащие трубы, металлические болты и кронштейны – всеэто как-то не особо вязалось с понятием традиционного жилища. Сегодня – другоедело. И вовсе не потому, что Хай-тек «одомашнился» и утратил революционность,скорее, расширилось понятие дома. И если принять Хай-тек как приемлемую длясебя философию, то почему бы не найти для нее место там, где протекаетповседневная жизнь?
Мы привыкли трактоватьХай-тек как обстановку, созданную исключительно из стекла и металла. Что ж, доляистины в этом есть: прозрачные поверхности, блестящий хром, холодная сталь ипластик действительно остаются вне конкуренции. Однако на самом делевозможности воплощения Хай-тека гораздо богаче. Добавить очарования в интерьерможет, например, грубая поверхность необработанной бетонной стены. То естьнеобработанной, конечно, лишь на первый взгляд. Ведь Хай-тек, несмотря на своюкажущуюся в смысле организации пространства простоту, требует огромной работы итщательного продумывания и отбора всех элементов
Обстановка Хай-тек –это всегда гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и ихцветового решения, идеальные пропорции и лучшее из мира высоких технологий. Впрактическом смысле в сегодняшнем жилом интерьере у этого стиля не существуетстрогих предпочтений. В отличие от однозначных запретов на декоративныеизлишества в виде, допустим, художественных паркетов, обоев в цветочек, лепныхукрашений, бордюров, растительных узоров и т. д. Любые прочие способы отделки –пожалуйста: открытая кирпичная кладка или краска, которая дает гладкуюблестящую поверхность; штукатурка и натяжные потолки; жидкие и объемные обои;керамическая плитка и натуральный камень, ламинированное дерево и линолеум, атакже все прочие синтетические материалы.
Основные черты стиля,это, использование прямых линий и простых фигур, широкое применение стекла,пластика, металла, трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенныенаружу здания децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошоосвещённого помещения, широкое использование серебристо-металлического цвета, высокийпрагматизм в планировании пространства, частое обращение к элементамконструктивизма и кубизма.
В отличие отконструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которыхслужили конструкции на основе железобетона и стекла, Хай-тек ориентирован наэстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Крометого, Хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы ихинженерного оборудования — воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятиймаркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, Хай-текстал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качествекомпозиционного средства.
Идейными иэстетическими предпосылками Хай-тека справедливо считают работы арх. Я.Чернихова. Он оставил в своих многочисленных архитектурных фантазиях 30-х гг.композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаютсястержневые несущие стальные конструкции с аскетичными плоскостями ограждающих иэлементами инженерных систем и оборудования. Приоритет Я. Чернихова отражён и внаиболее обширной монографии американского историка архитектуры Д. Колина,посвященной Хай-теку и переведённой на большинство европейских языков.
В практическом планепредтечами Хай-тека в XIX в. считают «Хрустальный дворец» Д.Пекстона, а в ХХ в. — творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавшийкак функционалист, в поздний период творчества /50-60-е гг./ сталпринципиальным антифункционалистом. Исходя из недолговечности функций,приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремилсяпроектировать здания с универсальным внутренним пространством, легкоприспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэизбрал большепролётные конструктивные системы с выносом несущих конструкций извнутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим — ограждающихконструкций. При этом основу архитектурной композиции составлял строгий метр иформа несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля, широкополочныедвутавры, швеллеры и пр.
Хай-тек не толькоунаследовал эти приёмы, но и существенно их развил и обогатил. Наряду с применениемв композиции традиционных несущих конструкций-рам, ферм, каркасов — сталиприменяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов, с активнымиспользованием последних, как выразительного средства.
Отличительным признакомрешения несущих конструкций в Хай-тэке стало применение стержневых элементовзакрытого сечения труб круглого или прямоугольного сечения вместо элементовоткрытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическимитребованиями — подчеркнуть «техничность» композиции. Такова,например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции зданиябанка в Мюнхене /арх. В. и Б. Бетц, 1982 г/, ствольно-стоечно-подвеснойконструктивной системы. Часто композиционными соображениями подчёркнутой «техничности»диктуется преувеличение габаритов сечений несущих конструкций /сверхнеобходимых по расчётам/, громоздкость конструкций и узлов, их спряжений,избыточное число и сечения диагональных крестовых связей и т. п.
Однако в наибольшейстепени специфичности облика сооружений Хай-тека способствовал прогресс врешении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, которыйпозволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет ифактуру фасадов.
Это можно легкопроследить, рассмотрев композицию здания Конгресс-халле в Берлине /арх. Р.Шуллер и У. Шуллер-Витте, 1973-1879 гг./. Силуэт здания напоминает обликкорабля, что оказалось возможным благодаря применению алюминиевых наружных стени устройству в них своеобразных светопроёмов, напоминающих корабельныеиллюминаторы. Тенденция к игровому преувеличению габаритов несущих конструкцийнашла отражение и в композиции Конгресс-халле. Продольные фермы — диафрагмы,предназначенные для восприятия распора складчатого покрытия явно преувеличеныпо высоте и сечениям элементов.
Хай-тек естественно ицеленаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий,но и внешнюю среду — элементы благоустройства и декоративную скульптуру,выполненную из того же материала, что и фасады. Перед зданием Конгресс-халле нанизком постаменте установлена декоративная скульптура в виде связки алюминиевых«колбас» иронично контрастирующая своими текучими формами сподчёркнуто геометричными формами здания. Та же ироничность присуща и декоративнойскульптуре перед алюминиевым фасадом здания Технологическогонаучно-производственного центра Берлинского технического университета,построенного в 1983-1986 гг. по проекту арх. Г. Бесселя и П. Байера.
Эта скульптура вклассической форме пирамиды при выполнении из алюминия почти невесома, и этотконтраст между монументальностью формы и легкостью современной конструкцииподчёркнут изваяниями маленьких алюминиевых человеческих фигурок, поднявшихпирамиду в воздух над низким пьедесталом.
III.Развитие стиля Хай-тек
Дальнейшее развитиеХай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им.Помпиду и берлинским конгресс-халле: нарочитого усложнения внешнего объёмаздания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами итяготением к тектонической ясности сооружения.
Примером развитияпервого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити,построенного по проекту Р. Роджерса /одного из авторов Центра им. Помпиду/ в 1986 г. 12-этажное здание офиса Ллойда имеет предельно ясную объёмно-планировочную структуру. Этопрямоугольное в плане трёхпролётное здание с металлическим каркасом ицентральным атриумом, перекрытым стальными полуциркульными арками. Колонныкаркаса выполнены из круглых стальных труб, ребристые междуэтажные перекрытияустроены по металлическим балкам. Чёткий прямоугольный объём здания по каждойиз сторон «оброс» относительно мелкими прямо — и криволинейнымипристройками, для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц, технологическихбалконов и т. п. Именно они дробят основную чёткую форму сооружения, придаваякомпозиции задуманный автором эффект особой техничности облика, дополненныймногочисленными расположенными на фасаде трубами, блеском металлических листовограждений технологических балконов и т. п. Эмоциональному «шоку» привосприятии способствует и размещение композиции в очень плотной историческойзастройке Сити.
Примером развитиявторого направления Хай-тека может служить построенное в том же 1986 г. и то же англичанином Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконгв Гонконге. Конструктивная система здания ствольно-мостовая. Восемь ствольныхопор расположены по торцам здания. Каждая из этих опор состоит из четырехколонн круглого трубчатого сечения, объединенных поэтажно жесткими перемычкамив полый пространственный стержень — ствол. По высоте здания стволы через семь,шесть, пять и четыре этажа объединены однопролётными двух консольными фермамивысотой в два этажа. Фермы выполнены из труб. В направлении, перпендикулярномфермам, ствольные опоры объединены жестким ростверком из диагональных связей.Пролёт ферм — 38,4 м. В середине пролёта ферм расположены стальные подвески,несущие конструкции междуэтажных перекрытий. Такая ствольно-мостовая /илиствольно- ростверковая/ конструктивная система позволила обеспечить полнуюсвободу планировки всех рабочих этажей банка в пролёте свыше 38 м. Между четырьмя парами стволов созданы соответственно три пространственных слоя, свободных отопор. Авторы использовали это обстоятельство и в композиции внешнего объёмаздания, соответственно его расчленив. Визуально здание представляет собойкомпозицию их трёх «пластин» высотой в 28, 35 и 41 этаж, ноодинаковых по толщине /16,2 м./. Преимуществом архитектурной композицииГонконг-банка при всей сложности конструктивного решения является чёткаяструктурность образа, контрастирующая с «замутнённостью» композицииЦентра им. Помпиду и страховой компании Ллойда. При значительном /в духеХай-тека/ преувеличении сечений несущих конструкций Гонконг-банка они выполненыс исключительным совершенством и элегантностью, что позволяет им играть ведущуюроль в решении фасадов и интерьеров здания, а грандиозность и«техничность» конструктивных элементов здания дали возможностьанглийскому критику К. Фремптону сравнить здание банка с установкой для запускакосмических ракет на мысе Канаверал.
Эта ассоциация неслучайна, так как Н. Фостер признаёт, что при разработке проекта обращался к«источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии.Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолёт»Конкорд", практикой военных учреждений, занимающихся созданиеммостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительныхфирм, особенно американских". Столь же чётки композиции проектов ипостроек Н. Фостера 1990-х гг.: проект башни Миллениум для Лондона /1990 г/ иливысотный офис коммерческого банка во Франкфурте-на-Майне /1994-1997 гг./,который сам автор охарактеризовал, как «первую в мире экологичную бюробашню.»
К концу 90-х гг. второенаправление развития Хай-тека становится главенствующим. В нём теперь работаетдаже Р. Роджерс, уйдя от усложненных композиций 70-80-х гг. В этом отношениинаиболее ярким примером позднего Хай-тека стала композиция здания Европейскогосуда по правам человека в Страсбурге, построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г. Проектируя его, автор руководствовался собственной идеологической программой «создатьнемонументальный монумент» — здание весьма социально значимое /СоветЕвропы объединяет свыше 30 стран/ и в то же время демократичное, так какЕвропейский суд призван защищать индивидуальные права человека. Композицияздания несимметрична. Его административная часть, расположенная на берегуводоема, повторяет своей вытянутой изогнутой формой очертание береговой линии,членена горизонтальными поэтажными ленточными тягами и нарастает пятью уступамик вертикальному цилиндрическому объёму. Он служит для коммуникации междуадминистративным корпусом и залами судебных заседаний, в его пространстверасположены батареи лифтов и лифтовые холлы. Завершают композицию объёмы двухзалов судебных заседаний. Они являются функциональным и архитектурным ядромкомпозиции. Это два поднятых над землей больших глухих алюминиевых цилиндра соскошенным верхом. Цилиндры обращены друг к другу повышенными сторонами объёмов,и по мнению автора вызывают ассоциации с весами богини правосудия Фемиды.Композиция здания Европейского суда при всей её функционально обусловленнойсложности и асимметричности в целом обладает крупной легко прочитываемойформой, лишенной назойливой дробности раннего Хай-тека. Облик здания оживляетвведение цвета. Ярко красный цвет Ч-образных связей на фасадах залов заседанийи технологических надстроек согревает холодный блеск алюминиевой облицовки.
В середине 60—70-хгодов сторонники функционализма снова громко заявили о себе. Они добавили кпрограмме строгого утилитарного строительства пункт, согласно которому техникамогла самостоятельно выступать в роли декорации зданий и интерьеров.
Архитекторы обнажиликонструкцию сооружений, выставили напоказ инженерные коммуникации, началиобыгрывать «неприкрашенный» вид и широко использовать в его декоре атрибутытехнического века.
Родилась новаяконцепция архитектуры и дизайна, в которой тезис Ле Корбюзье — «Дом — машинадля жилья» — нашел буквальное воплощение.
Центры Помпиду иСайнсбери дали старт появлению огромного числа других экстравагантных ифантастических для того времени построек. Атрибуты, которые неизменноиспользовали архитекторы — открытые трубы, массивные воздухопроводы,металлические балки, фермы и стойки. Как выразился автор одной из статей,опубликованных в то время, — это был «безумный салат из металла, бетона,стеклопластика, холста, где старательно выпячивается каждая головка винта».Вместе с тем строения в стиле Хай-тек отличались четкой структурированностью,нетрадиционным использованием материалов, концептуальными программами инасыщенностью технологическими новшествами. Эстетика техно-форм пришлась повкусу руководителям крупных компаний во всем мире, которые начали стремиться кповышенной образности зданий, убедившись, что затраты на это окупаются слихвой.
В 1986 году по проектуРоджерса было построено здание страховой компании «Ллойдс» — гигантскоеметаллическое сооружение, «окутанное» сетью труб, лестниц и скользящих вверх ивниз лифтов. Тремя годами раньше Фостер закончил строительство здания длякомпании «Рено» в Суиндоне. Его ритмичная, легкая конструкция с выкрашенными вярко-желтый (фирменный для «Рено») цвет элементами несущей структуры оказаласьстоль выразительной и запоминающейся, что сразу стала использоваться в рекламефирмы «Рено». Этот же архитектор стал автором 179-метрового Шанхайского банка вГонконге (1985) — самого дорогого сооружения мира, поражающего как своимиколоссальными размерами и сложностью конструкции, так и странной формой,напоминающей установки для запуска ракет. При его разработке создатели проектаобращались к источникам, находящимся за пределами традиционной строительнойиндустрии. Они пользовались опытом группы, которая проектировала самолет«Конкорд», практикой военных учреждений, занимающихся созданием передвижныхмостов, способных выдержать нагрузки от танков, и достижениями американскихавиастроительных фирм.
Заслуги британскихавторов на поприще Хай-тека (в частности, парижский Центр Помпиду) пробудилиинтерес к футуристическим конструкциям и у французских архитекторов. Какследствие, в 80-е годы наряду с английской версией техностиля, началразвиваться французский вариант — более сдержанный, умеренный и поэтичный.
Самый известный из егопредставителей — Жан Нувель, в 1987 году спроектировавший «Институт Арабскогомира» («Institut du monde Arabe») в Париже.
Наружную стену южнойстороны здания оформляют 240 алюминиевых квадратных панелей с титановымидиафрагмами. Панели повторяют орнамент «мушарабье» и создают геометрическийэффект, напоминающий узоры Альгамбры. В них встроены фотоэлементы, измеряющиеуровень дневного освещения. В зависимости от его интенсивности, диафрагмызакрываются ли открываются, ловя лучи солнца и поддерживая постоянный уровеньдневного освещения в помещениях.
В начале 80-х годовосновные принципы архитектурного Хай-тека стали определяющими и для интерьеровзданий. Моду на этот стиль в рамках жилого пространства во многом задалаизданная в 1978 году книга Джоан Крон и Сьюзан Слесин « Хай-тек: индустриальныйстиль и книга идей для дома». В бестселлере давалось иллюстрированное описаниетого, как оформить интерьер с помощью заводских напольных покрытий,металлических стеллажей, контейнеров, лабораторных изделий из стекла,медицинских светильников и другого утилитарного промышленного оборудования.Интерьеры, созданные с помощью этих необычных элементов, стали визитнойкарточкой магазинов одежды английского предпринимателя Джозефа Эттедгуи. Одиниз них, расположенный на Слоан Стрит в Лондоне, был оформлен Норманом Фостером.
Реализация идей Хай-текапродолжается и по сей день, воплощаясь в самых необычных по форме итехнологически изощренных архитектурных проектах. В 2004 году в Лондонезавершилось строительство здания, принадлежащего страховой компании «Swiss RE»,уникальный дизайн которого разработан Норманом Фостером. Сооружение являетсяпервым небоскребом Лондона, имеющим естественную систему кондиционирования ивентилирования. Геометрия дома напоминает сосновую шишку, способнуюраскрываться и закрываться в зависимости от изменений погоды. Свежий воздухпроходит через спиральные колеса, обеспечивая естественную вентиляциюкабинетов. Двухслойные секционные стекла помещений позволяют воздухусогреваться между слоями и охлаждаться при открывании секций. А специальноепокрытие стекол задерживает 86% солнечного света, не допуская чрезмерногоповышения температуры внутри помещений.
IV.Виды стиля Хай-тек
Исторически вархитектуре сложилось несколько видов стиля Хай-тек:
1. ИндустриальныйХай-тек
Индустриальный Хай-текоснован на использовании элементов индустриальной эстетики: это сочленения,заклёпки, металлические и стеклянные детали, а также арматура, трубы, перемычкии так дальше. Эти элементы используются не вразнобой, а символично: какправило, имитируют интерьер завода, фабрики, ТЭЦ. Этот вид Хай-тека оченьоткровенный: выносит на фасад различные элементы коммуникаций, а в интерьер —элементы инженерного оборудования и арматуры. Индустриальный Хай-текпредставлен работами таких мастеров, как Р. Роджерс, Р. Пиано, Н. Фостер.
2. ГеометрическийХай-тек
Геометрический Хай-текоснован на создании сложных форм, пропорций и конструкций, а также на поискеособого класса пространственных оболочек, базирующихся на стержне и состоящихиз растягивающихся тросов (так, например, построена Сиднейская башня —Centrepoint Tower — высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов. Строительство было закончено в августе 1981 года. Архитектор — Дональд Крон, инженер —Варгон Чапмэн).
3. Бионический Хай-тек
Бионический Хай-текподражает формам живой природы, это целостная «органическая архитектура»,которая гармонизирует и внутренний, и внешний вид жилища.
Заключение
Итак, Хай-тек —неомодернистский стиль архитектуры и дизайна. Считается, что он призванидеализировать высокие передовые технологии, однако в XXI веке стиль Хай-тек,скорее, решает функциональные и прагматичные задачи. Никто сейчас не сооружаетдома-металлические каркасы и странные лестницы, не оставляет оголённые провода,что в эстетике Хай-тека и возможно, и приемлемо, но в жизни небезопасно инепрактично.
Хай-тек XXI века — этонаука плюс архитектура плюс современные технологии. Он наследует опыт своихпредшественников: конструктивизма, структурализма, Хай-тека в архитектуре и одновременноподчиняется основным специфическим законам, а именно, в современном миреквартира в стиле Хай-тек — это квартира, где пространство используется помаксимуму, а декор — по минимуму.
Список литературы
1. А.В. Иконников «Зарубежнаяархитектура» изд. М., 1982г.
2. Андреа Палладио «Четыре книги обархитектуре» изд. Архитектура-С, 2006г.
3. А.В. Рябушин, А. Н. Шукурова «Творческиепротиворечия в новейшей архитектуре» изд. М., 2003г.
4. И.А. Бондаренко «Архитектурноенаследство» изд. ЛКИ, 2008г.
5. И.Л. Бусева – Давыдова, Л.И. Акимова«История искусства» изд. Искусство XXIвек, 2003г.
6. Фрид Кох «Энциклопедия архитектурныхстилей» изд. БММ, 2005г.