Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит расходов по обычным видам деятельности

--PAGE_BREAK--2.1 Цели и задачи аудита расходов по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.
Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:
— на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;
— по переработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
— по продаже продукции и товаров.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты  или величине кредиторской задолженности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
— материальные затраты;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация;
— прочие затраты.  
Целью проверки операций по производству и продажи продукции при проведении аудита является контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
— проверка неизменности выбранных в учетной политике схем и методов учета затрат и способов калькулирования себестоимости;
— анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
— проверка соблюдения временного фактора отнесения некоторых затрат на фактическую себестоимость;
— оценка качества инвентаризации незавершенного производства (сальдо 20 сч.) и распределения фактической себестоимости между незавершенным производством и себестоимость готовой продукции;
— проверка обоснованности, целесообразности и правомерности включения в затраты стоимости материалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д.;
— подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
— изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
— проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;
— оцениваются полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям; 
— анализируются правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
— контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
Типичными ошибками и нарушениями в учете готовой продукции и ее продаже являются следующие:
— нарушения, допущенные при оформлении первичных документов;
— отсутствие графиков документооборота;
— нарушения сроков хранения документации в архиве;
— отсутствие инвентаризации готовой продукции;
— несоответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;
— несоответствие применяемого предприятием способа оценки готовой продукции, отражаемой в бухгалтерском балансе, способу, утвержденному учетной политикой;
— неправильное формирование расходов по бартерным (товарообменным) сделкам;
— расходы организации не соотнесены с доходами;
— неправильная оценка остатков незавершенного производства;
— необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат;
— счетные (арифметические) ошибки при расчете отклонений фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости продукции;
— невключение в выручку суммовых разниц;
— отсутствие аналитического учета в разрезе видов произведенной и отгруженной продукции;
— несоответствие данных складского учета данным бухгалтерского учета в части отгруженной продукции и хранящейся на складе;
— нарушение методологии учета (неверно составленные корреспонденции счетов);
— отражение на балансе организации продукции, выработанной ею из давальческого сырья;
— наличие сальдо на счете 90 «Продажи» на конец отчетного месяца;
— несоответствие данных аналитического и синтетического учета готовой продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора – подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете.
До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.
Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудитор выясняет обоснованность отнесения каждого вида затрат на себестоимость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие выполненных корреспонденций счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. При этом изучаются рабочие документы, уже сформированные аудитором при проверке операций по заготовлению и расходованию, с денежными средствами, расчетных операций.
При проведении проверки операций по выпуску, отгрузке и продаже продукции аудитору следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации.
Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств, которые аудитор использует при проверке операций по изготовлению и продаже продукции, являются:
1. Проверка арифметических расчетов (пересчет).
Аудитор производит проверку правильности расчета отклонений фактической производственной себестоимости изготовленной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости, фактической себестоимости выпущенной и проданной продукции.
2. Инвентаризация.
С целью подтверждения количества отгруженной продукции, остатков готовой продукции на складе аудитор вправе произвести инвентаризацию готовой продукции.
3. Проверка соблюдения правил учета отдельных операций по изготовлению и продаже продукции.
Аудитор устанавливает соблюдение методологии и принципов учета продажи и отгрузки готовой продукции.
4. Подтверждение.
Для убеждения в реальности совершения операций по отгрузке и продаже продукции аудитор должен получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны (покупателя).
5. Устный опрос персонала, руководства предприятия и независимой (третьей) стороны.
6. Прослеживание.
При прослеживании аудитор проверяет некоторые первичные документы и отражение содержащихся в них данных в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно отражены в бухгалтерском учете.
7. Аналитические процедуры.
Аудитор может использовать следующие виды аналитических процедур:
— сопоставление остатков по счетам учета затрат на производство, готовой продукции, продажи готовой продукции за различные периоды;
— сопоставление показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках со сметными (плановыми) показателями;
— оценку соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
— сопоставление финансовых показателей деятельности предприятия со средними показателями соответствующей отрасли экономики.
Конкуренция на рынке аудиторских услуг увеличивается с каждым днем, поэтому руководители аудиторских фирм должны постоянно следить за стоимостью услуг, чтобы не потерять имеющийся круг клиентов и иметь возможность приобретать новых. Для этого необходимо контролировать затраты на проведение аудиторских проверок и постоянно стремиться оптимизировать их, максимально снижая неоправданные расходы. Оптимизация трудоемкости проведения аудиторской проверки очень важна, поэтому большую роль играют аналитические процедуры, являющиеся одним из способов получения аудиторских доказательств. Проведение аналитических процедур дает аудитору значительный объем необходимой ему информации и при этом требует намного меньше затрат, нежели проведение детального тестирования.
Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.
Методика применения аналитических процедур в аудите затрат на производство продукции (работ, услуг) предполагает выделение двух подходов исходя из критерия доступа к информационной базе:
— анализ взаимосвязи остатков и оборотов по калькуляционным счетам;
— функционально – стоимостной анализ себестоимости продукции.
При непосредственном проведении аудита объектом обычного применения аналитических процедур являются, например, некоторые мелкие затраты с низкой вероятностью искажений — на канцелярское оборудование, телефонные разговоры и т.д.
Применение аналитических процедур при аудите учета затрат на производство продукции осуществляется «в глубь» того или иного элемента затрат.
8. Подготовка альтернативного баланса.
Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции аудитор может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции.
Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудитору выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
2.2           Характеристика предприятия
Организационно-правовая форма собственности — открытое акционерное общество «Газпром Нефть». Отрасль – топливно – энергетический комплекс.
Юридический адрес – г. Санкт- Петербург, ул. Галерная, д.5.
Сегодня «Газпром нефть» — одна из крупнейших нефтегазовых компаний России. Основные направления деятельности «Газпром нефти» — это добыча нефти и газа, нефтегазовый промысловый сервис, нефтепереработка и маркетинг нефтепродуктов. Доказанные запасы нефти компании превышают 4 миллиарда баррелей, что ставит ее в один ряд с двадцатью крупнейшими нефтяными компаниями мира.
«Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в крупнейших нефтегазоносных регионах России: ХМАО, ЯНАО, Томской и Омской областях, а также в Чукотском АО. Основные перерабатывающие мощности компании находятся в Омской, Московской и Ярославской областях. Сеть сбытовых предприятий «Газпром нефти» охватывает всю страну. «Газпром нефть» сегодня – одна из самых быстрорастущих нефтяных компаний страны.
Компания «Газпром нефть» (первоначально – «Сибнефть») была основана в 1995 году, в соответствии с указом Президента РФ Бориса Ельцина № 872 от 24 августа. Холдингу были переданы государственные пакеты акций крупнейших нефтяных предприятий страны ОАО «Ноябрьскнефтегаз», Омского нефтеперерабатывающего завода, ОАО «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытового предприятия ОАО «Омскнефтепродукт».
В планы компании входит увеличение объема годовой добычи до 80 миллионов тонн к 2020 году. Вместе с наращиванием добычи «Газпром нефть» планирует дальнейшее расширение перерабатывающих и сбытовых мощностей, совершенствуя сеть собственных АЗС и осваивая новые регионы. Наряду с развитием собственного бизнеса, «Газпром нефть» участвует в реализации многих социальных проектов и программ федерального, регионального и международного значения.
В соответствии с Уставом, структура органов управления «Газпром нефти» включает в себя: общее собрание акционеров, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган (Правление) и единоличный исполнительный орган (Президент). Эффективная работа органов управления «Газпром нефти» обеспечивает стабильное развитие Компании, а также служит залогом доверия акционеров, инвесторов и партнеров.
Общая стоимость имущества предприятия увеличилась за отчетный период на 62613565 тыс.руб. или на 34,94 %. Дебиторская задолженность на конец периода увеличилась на 31206084 тыс.руб. или 49,69 %, а ее удельный вес увеличился на 3,83 пункта, что в свою очередь свидетельствует о увеличении финансовой зависимости рассматриваемого предприятия, от расчетов с покупателями. Кредиторская задолженность увеличилась на 10251940 тыс.руб. или 27,35 %, однако ее удельный вес снизился на 1,18 пункта, что следует оценить положительно. Это свидетельствует о снижении финансовой зависимости от внешних кредиторов. Стоимость собственного капитала увеличилась на 25373161 тыс.руб. или 45,56%, а его удельный вес увеличился на 2,45 пункта. Это произошло в результате увеличения нераспределенной прибыли.
Коэффициент рентабельности по выручке по сравнению с прошлым периодом повысился на 0,01 пункт и составил 0,16 пункта. Коэффициент считается приемлемым так как его пороговое значение (от 0,08 до 0,15), что является положительным моментом.
Коэффициент абсолютной ликвидности по сравнению с прошлым отчетным периодом увеличился на 0,02 пункта и составил 0,34 пункта. Соответственно 34% краткосрочных обязательств может быть погашено за счет использования денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятия. Если сравнить значения показателя с рекомендуемым уровнем (от 0,2 до 0,5), можно отметить, что у предприятия нет дефицита наиболее ликвидных активов для покрытия текущих обязательств.
Коэффициент промежуточного покрытия по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,42 пункта и составил 0,81 пункт, что не соответствует пороговому значению (от 2 до 2,5).
Финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное.
2.3           План и программа аудита расходов по обычным видам деятельности
Общий план аудита расходов по обычным видам деятельности
Проверяемая организация                                     ОАО «Газпром Нефть»
Период аудита                                                 с 01.01.2006 по 31.12.2006
Количество человеко-часов                                                                    600
Руководитель аудиторской группы                                      Ситко А.Ю.
Состав аудиторской группы                                                     Инаев А.В.
                                                                                                  Петров И.И.
Планируемый аудиторский риск                                                           5%
Планируемый уровень существенности                                                  2%
Таблица 2.1 – Общий план аудита расходов по обычным видам деятельности
№ п/п
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнитель
  1
2
3
4
  1
Общая оценка организации учета затрат и калькулирования себестоимости
В течение отчетного года
Инаев А.В., Петров И.И.
  1
2
3
4
2
Общая оценка организации достоверности формирования и обоснованности сводного учета затрат
В течение отчетного года
Дулов И.М., Инаев А.В.
3
Аудит движения готовой продукции
В течение отчетного года
Петров И.И.
4
Аудит правильности списания себестоимости проданной продукци
В течение отчетного года
Дулов И.М.
Программа аудита расходов по обычным видам деятельности
Проверяемая организация                                     ОАО «Газпром Нефть»
Период аудита                                                  с 01.01.2006 по 31.12.2006
Количество человеко-часов                                                                      600
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.