Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит расчетов по НДС 2

--PAGE_BREAK--В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж» утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.
В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум требований к оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков — в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги — на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету —  на основе книги покупок.
При учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки  НДС начисляется со стоимости товаров, работ, услуг переход права собственности к покупателю, по которым осуществлен в данном налоговом периоде. В книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям.
Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж  должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг.
2.             При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически предъявленные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ).
Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по К 68 счету с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Д 90,91- К 68 (журнал-ордер № 8). 
Суммы НДС, уплачиваемые поставщикам, учитываются по Д 19, а затем после оприходования товарно-материальных ценностей списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом Д 68- К 19. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». С 2006г. вычетам подлежат суммы НДС, только предъявленные продавцом налогоплательщику, без условий оплаты  упомянутого НДС. В случае использования матери­альных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету.   Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой.
Если сумма НДС в первичных и расчетно-платежных документах не выделена отдельной строкой либо не указано, что сумма без НДС, банки не должны принимать к оплате.
Если же все же оплата произошла, то выделение предполагаемой суммы НДС по счету расчетным путем не производится, к зачету эта сумма не принимается. 
1.2. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом по НДС – подтверждение правильности расчета, полноты и своевременности перечисления налога в бюджет.
Приступая к проверке расчетов с бюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений.
Нормативная база:
— Налоговый кодекс РФ (ч.2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г.) с учетом изменений и дополнений.
— ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119
— Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914  «Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
— Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Источники информации:
— журналы-ордера № 6,8,11;
— ведомость № 16;
— счета-фактуры выставленные (предъявленные), поставщиком за ТМЦ и услуги;
— первичные документы по движению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств;
— книга регистрации предъявленных к оплате счетов-фактур;
— книга регистрации принятых к оплате счетов-фактур;
— книга покупок;
— книга продаж;
— декларации по НДС.
В ходе аудиторской проверки аудиторы должны проверить:
— правильность исчисления налогооблагаемой базы;
— правильность применения налоговых ставок;
— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей;
— правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 19 и 68;
— правильность составления налоговой декларации.
Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.
Проверка проводится выборочным или сплошным методом по усмотрению аудитора. До начало проверки целесообразно провести тестирование работников, занимающихся учетом НДС, с целью оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. После оценки уровня системы контроля определяется необходимый объем аудиторских процедур.

2. Основные этапы аудита расчетов по НДС.
2.1 Ознакомительный этап проверки.
На данном этапе выполняются:
— оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
— оценка аудиторских рисков;
— расчет уровня существенности;
— определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
— анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
На данном этапе составляется план и программа аудиторской проверки.
Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.
Аудитору необходимо получить информацию по следующим вопросам, касающимся проверяемой организации:
как определен порядок исчисления НДС в учетной политике в целях налогообложения;
как организована работа по исчислению НДС (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции);
каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;
при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений в связи с исчислением НДС встречается при использовании организацией неденежных форм расчетов — зачета взаимных требований, бартерных операций, оплаты векселями и т.п.);
ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам;
осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;
представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов;
производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов — фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.
При анализе учетной политики организации в целях обложения НДС аудитором устанавливается наличие в ней положений в части ведения раздельного учета по видам деятельности и операций; выбора налогового периода согласно ст. 163 НК РФ; признания момента определения налоговой базы.
Состав включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение аудиторских доказательств достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией. Для аудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом приемы проверки соблюдения нормативных актов при формировании элементов налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных с исчислением и уплатой НДС.
2.2 Основной этап проверки.
 В целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога.
Для того чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации. Если  за три последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн руб., то организации имеют право (но не обязанность) на освобождение от обязанности плательщика НДС (ст.145 НК РФ). Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то аудитор может дать предложение об использовании этого права.
Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции:
приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах;
аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления;
реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.
Дело в том, что по каждой из перечисленных операций организация должна была выступать в качестве налогового агента (ст.161 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог в бюджет.
При проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС.
Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.
  В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно п.4 ст.149 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются (п.7 ст.149 НК РФ).
Следует также проверить факт наличия или отсутствия у организации лицензии на льготируемые виды деятельности. На основании п.6 ст.149 НК РФ операции, перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. по состоянию на 26.03.2003). Таким образом, без лицензии на льготируемые виды деятельности организация не имеет права пользоваться льготами.
При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п. Например, иногда совершаются следующие ошибки:
-                    не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;
-                    ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое;
-                    не начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль  организаций;
    продолжение
--PAGE_BREAK---                    не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозспособом;
-                    ошибочно  начисляется  налог по операциям, которые входят в перечень операций не включаемых в объект налогообложения НДС (ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передача объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления; передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Кроме того, аудитору следует обратить внимание на посреднические операции. При осуществлении таких операций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ).
Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг (ст.159 НК РФ). Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
Особое внимание аудитор должен уделить правомерности применения налоговых вычетов по НДС. Выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может быть разделено на два этапа. На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществляется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.
Необходимо иметь в виду, что неправомерно применение вычетов в следующих случаях:
-                    принятия к вычету «входного» НДС по имуществу, использованному в операциях, с которых НДС не уплачивается, таких случаях НДС должен включается в стоимость данного имущества согласно пп.1 п.2 ст.170 НК РФ;
-                    если организация не ведет раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций (противоречит п.4 ст.170 НК РФ);
-                    если налоговый агент принял к вычету НДС, который он уплатил в бюджет (противоречит ст.161 НК РФ).
-                    если принят к вычету НДС по сверхнормативным расходам (противоречит п.7 ст.171 НК РФ);
-                    если принят к вычету НДС на  основании счет-фактуры оформленной с нарушением требований п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ;
 - если принят к вычету НДС по  безвозмездно полученному имуществу (противоречит п.1 ст.172 НК РФ).
При проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует:
ознакомиться с организацией аналитического учета к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»;
оценить качество учета и контроля операций;
убедиться в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей;
проверить соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов.
Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей.
В процессе подтверждения правильности исчисления НДС аудиторы выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными бухгалтерского учета предприятия. Правильность применения на предприятии ставок устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.)
Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет расчетов по НДС организуется на соответствующем субсчете  к счету 68.
Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счету 68 данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.
При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета.
При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом  и первичных документов.
Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести:
— выверку по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»;
— выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган;
— составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам.
Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС.
Важным моментом при проведении аудиторской проверке НДС является проверка правильности составления налоговой декларации. Объектом начисления НДС согласно ст.146 НК РФ является реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Поэтому аудитору нужно проверить соответствие данных по строке 010 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, а форма N 2 — нарастающим итогом.
Кроме того, аудитору стоит сравнить показатели строки 140 «Суммы полученной оплаты, частичной оплаты  в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)» Налоговой декларации по НДС с данными строки «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» в части поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма N 4). Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строке из формы N 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включение или не включение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижение налоговой базы по НДС в налоговом периоде.
Кроме того, в Налоговой декларации по НДС показатели строки 220 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику  при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету» должна соответствовать записям по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Если в бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 и одновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это может свидетельствовать об искажении данных декларации по НДС.
Важным моментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассмотрим подробнее процедуры аудита НДС при использовании различных форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения расчетов по НДС в учете и отчетности.
В табл. 1 систематизированы основные процедуры аудита формирования элементов НДС по таким способам расчетов, как оплата в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, расчеты с использованием ценных бумаг, при натуральных формах оплата труда, новации долга, отступном.
Таблица 1
Процедуры аудита формирования элементов НДС
по способам расчетов
Планируемые   
процедуры    
Источники аудиторских доказательств   
Нормативные   
документы    
Документы     
хозяйствующего   
субъекта      
Оплата, частичная оплата  в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)  передачи имущественных прав                 
1
2
3
Нормативная
проверка момента   
определения        
налоговой базы НДС и
момента ее         
определения с учетом
полученных         
экспортерами       
платежей в счет    
предстоящих        
поставок товаров   
(выполнения работ, 
оказания услуг)    
Пункт 9 ст. 167    
НК РФ              
Контракт, выписка    
банка, документ,     
подтверждающий       
длительность         
производственного    
цикла изготовления   
реализуемых на экспорт
товаров, работ, услуг
 Обоснование
освобождения от НДС
платежей, полученных
в счет предстоящих 
поставок товаров   
(выполнения работ, 
оказания услуг),   
облагаемых по      
налоговой ставке 0%,
длительность       
производственного  
цикла изготовления 
которых составляет 
свыше шести месяцев
Пункт 13 ст. 167   
НК РФ              
Контракт, выписка    
банка, документ,     
подтверждающий       
длительность         
производственного    
цикла изготовления   
реализуемых на экспорт
товаров, работ, услуг
 Нормативная
проверка налоговой 
базы НДС с учетом  
платежей в счет    
предстоящих поставок
товаров (выполнения
работ, оказания    
услуг) на территории
Российской Федерации
Пункт ст. 154      
НК РФ, пп. 2 п. 1  
ст. 167 НК РФ      
Выписка банка,       
расчетные документы  
 Нормативная
проверка вычетов НДС
при платежах в счет
предстоящих поставок
товаров, выполнения
работ, оказания    
услуг на территории РФ
                     
Пункты 5, 8 ст. 171,
п. п. 4, 6 ст. 172 
НК РФ              
                   
Счета-фактуры от     
продавцов при        
приобретении товаров 
(работ, услуг),      
документы,           
подтверждающие        
фактическую уплату налога
                                             
 Нормативная
проверка заполнения
и регистрации      
счетов-фактур по   
перечисленным и    
полученным         
предварительным    
платежам и при     
отгрузке товаров   
(выполнении работ, 
оказании услуг) в  
счет предварительных
платежей           
Пункты 9, 13, 18, 20
Правил ведения     
журналов учета     
полученных и       
выставленных       
счетов-фактур, книг
покупок и книг     
продаж при расчетах
по налогу на       
добавленную         
стоимость,         
утвержденных       
Постановлением     
Правительства      
Российской Федерации
от 02.12.2000 N 914,
в ред. от 11.05.2006
N 283 (далее -  Правила)           
Счета-фактуры,       
расчетные документы, 
книга покупок и книга
продаж               
Расчеты с использованием ценных бумаг            
 Нормативная
проверка налоговых 
вычетов покупателя 
при оплате товаров 
(работ, услуг) путем
передачи векселя   
(собственного или  
полученного в обмен
на собственный)    
Пункт 2 ст. 172    
НК РФ              
Бухгалтерская справка,
счета-фактуры,       
расчетные документы  
 Проверка  
налоговой базы     
продавца при оплате
товаров (работ,    
услуг) при         
использовании      
векселя            
Письмо             
Минфина России от  
07.09.2005         
N 03-04-11/221     
Бухгалтерская справка,
счета-фактуры,       
расчетные документы  
 Нормативная
проверка налоговой 
базы при получении 
процента (дисконта)
по облигациям и    
векселям в счет    
оплаты за          
реализованные товары
(работы, услуги) в 
части, превышающей 
ставку             
рефинансирования   
Банка России в     
периодах, за которые
производится расчет
процента           
Подпункт 3 ст. 162 
НК РФ               
Бухгалтерская справка,
счета-фактуры        
 Нормативная
проверка регистрации
счетов-фактур      
получателем        
процентов по векселю
в книге продаж     
Пункт 19 Правил    
Счета-фактуры, книга 
продаж               
 Нормативная
проверка регистрации
документов строгой 
отчетности в книге  продаж             
Пункт 21 Правил    
Документы строгой    
отчетности, книга    
продаж               
Натуральная оплата труда                   
 Нормативная
проверка налоговой 
базы НДС при       
натуральной оплате 
труда              
Пункт 2 ст. 154,   
пп. 20 п. 3 ст. 149
НК РФ              
Расчетная ведомость по
оплате труда,        
журнал-ордер по      
субсчету 90-1        
«Выручка»            
Новация долга, отступное                   
 Нормативная
проверка налоговой 
базы НДС при новации
долга, отступном   
Пункт 1 ст. 146    
НК РФ              
Договор новации долга,
соглашение об        
отступном            
Для аудита исчисления и уплаты НДС, оформления налоговой отчетности применяются преимущественно приемы инспектирования, нормативной и арифметической проверки. Для идентификации процедур введем обозначение Пндс-N, где N — порядковый номер процедуры (табл. 2).

Таблица 2
Процедуры аудита исчисления и уплаты НДС,
отражения расчетов по НДС в учете и отчетности
Планируемые   
процедуры    
Источники аудиторских доказательств   
Нормативные   
документы    
Документы     
хозяйствующего   
субъекта      
1
2
3
Пндс-1, 2, 3.      
Нормативная        
проверка,          
прослеживание и    
пересчет налоговой 
базы НДС по объектам
налогообложения и по
различным налоговым
ставкам            
Статьи 153, 164, 166
НК РФ              
Налоговые декларации 
по НДС, бухгалтерская
отчетность,          
журнал-ордер по      
счету 62, журнал     
регистрации          
хозяйственных операций
Пндс-4. Нормативная
проверка налоговых 
ставок             
Статья 164 НК РФ   
Налоговые декларации 
по НДС               
Пндс-5. Обоснование
применения налоговой
ставки 0% и        
освобождения от НДС
Статья 165 НК РФ   
Налоговые декларации 
по НДС, журнал-ордер 
по счету 62, лицензии
Пндс-6, 7, 8.      
Нормативная        
проверка,          
прослеживание и    
пересчет налоговых 
вычетов            
Статьи 171, 172    
НК РФ              
Налоговые декларации 
по НДС, учетные      
регистры по счетам 60,
76, выписки банка,   
расчетные и кассовые 
документы,           
счета-фактуры, журнал
их регистрации, книга
покупок,             
товаросопроводительные
документы            
Пндс-9, 10, 11.    
Нормативная        
проверка,          
прослеживание и    
пересчет сумм      
восстановления НДС 
Пункты 5, 8 ст. 145,
п. 3 ст. 170 НК РФ 
Регистры учета по    
счетам 19, 60, 68, 76
Пндс-12. Нормативная
проверка оснований 
возмещения (зачета)
НДС                
Статьи 165, 173, 176
НК РФ              
Переписка с налоговыми
органами             
Пндс-13, 14, 15.   
Нормативная        
проверка,          
прослеживание и    
пересчет суммы НДС к
уплате в бюджет    
Статья 173 НК РФ   
Регистры учета по    
счету 68             
Пндс-16. Нормативная
проверка порядка и 
сроков уплаты НДС, 
сроков представления
налоговых деклараций
Статья 174 НК РФ   
Налоговые декларации 
по НДС, выписка банка,
расчетные документы  
Пндс-17. Нормативная
проверка отражения 
расчетов по НДС на 
счетах             
бухгалтерского учета
Счет 19            
Регистры учета по    
счетам 19 и 68,      
главная книга        
Пндс-18, 19, 20, 21.
Нормативная        
проверка,          
прослеживание,     
пересчет и         
формальная проверка
правильности       
заполнения         
отчетности и учетных
регистров          
Статьи 169, 174    
НК РФ              
Книга покупок и книга
продаж, журналы      
регистрации          
счетов-фактур,       
счета-фактуры,       
регистры учета по    
счетам 20 и другим   
счетам затрат, 19, 60,
62, 68, 76, главная  
книга, налоговые      
декларации по НДС и  
другим налогам,      
бухгалтерская и      
статистическая       
отчетность           
Пндс-22, 23, 24, 25.
Нормативная,       
арифметическая     
проверка,          
прослеживание и    
формальная проверка
расчетов по НДС и  
формирования       
документации       
налоговыми агентами
Статьи 161, 162,   
163, 164, 171, 174 
НК РФ              
Документы по         
исчислению и уплате  
НДС                  
    продолжение
--PAGE_BREAK--Для обоснования применения налоговой ставки 0% и освобождения от НДС при выполнении процедуры Пндс-5 привлекаются не только указанные в ст. 165 НК РФ документы, но и устанавливается соответствие видов деятельности аудируемого лица Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК ВЭД), рассматриваются лицензии организации на осуществление конкретных видов деятельности.
При нормативной проверке налоговых вычетов (Пндс-6) необходимо установить наличие основных условий их применения:
— использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
— принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
— наличие счета-фактуры и его регистрация в журнале учета, книге покупок;
— наличие и правильность оформления документов, подтверждающих приобретение (работ, услуг).
При проверке правильности заполнения регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности (Пндс-19) сопоставляются показатели отчетного и предыдущего периодов; налоговых деклараций по различным налогам; статей бухгалтерской и статистической отчетности; налоговых деклараций и учетных регистров по счетам расчетов с бюджетом по НДС, с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами, а также по счетам учета затрат. При выполнении встречной проверки сопоставляются показатели налоговых деклараций по НДС и по налоговой ставке 0%, по налогу на прибыль, в том числе иностранной организации. При этом сравниваются суммы выручки от продажи, задекларированные в целях исчисления названных налогов. Подобное сравнение возможно при сопоставимости принятых в учетной политике способов признания выручки от продажи. Сравнение показателей учета доходов, затрат и расчетов с бюджетом по НДС в регистрах налогового и бухгалтерского учета по счетам 20 и другим счетам затрат, а также по счетам 19, 60, 62, 68, 76 дает возможность установить соответствие доходов, сумм налоговых вычетов и НДС к уплате в бюджет. В целях проверки правильности заполнения налоговых деклараций по НДС выборочно производится пересчет значений зафиксированных в них показателей, реквизитов различных строк и граф (Пндс-20). Алгоритмы пересчета вытекают из инструкции по заполнению форм налоговой отчетности. С помощью процедуры Пндс-21 (формальной проверки) устанавливаются полнота заполнения документации, наличие неоговоренных корректировок, необходимых подписей и других обязательных реквизитов.
2.3 Заключительный этап.
На данном этапе оформляются результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.
В заключение можно обобщить основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС:
— ошибки при исчислении налоговой базы;
— неправильное применение налоговых льгот;
— нарушение порядка определения налоговых вычетов;
— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС.

3. Методы аудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии.
1) Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом по НДС путем определения уровня существенности оборотов.
Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Основные этапы применения метода.
1)Определение уровня существенности ошибки.
2)Анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени.
3)Анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых сумма начисленного и уплаченного налога набольшая.
4)Для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств.
5)Для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки.
6)В случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу  за отчетный период по соответствующим журналам-ордерам или ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период.
7)Проанализировать информацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.
2)  Метод анализа налоговых деклараций.
Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, т.е. непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.
Основные этапы применения метода.
1)Провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц.
2)Проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета.
3)Проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом.
4)Выявить расхождение между данными, рассчитанными аудитором на основании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях.
5)Выяснить причины расхождения.
6)Отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всех аудиторских таблиц.
7)Дать квалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.

4. Проверка учета сумм НДС по сегментам.
4.1 Проверка учета сумм НДС по приобретенным
для перепродажи товарам.
Аудитор должен проверить наличие журнала учета полученных счетов — фактур, книги покупок, подшитых оплаченных и неподшитых неоплаченных счетов — фактур.
Если организация ведет учет НДС по приобретенным товарам без использования компьютерной обработки данных, то:
устанавливается, в каком регистре учета накапливается информация по счету 19;
проводится проверка наличия и правильности оформления документов по каждой операции приобретения товаров: накладной поставщика, товарного отчета склада, счета — фактуры поставщика;
определяется частота составления товарных отчетов.
При использовании средств компьютеризации учета взаимосвязь данных по накладной и счету — фактуре поставщика обеспечивается автоматически, задача же аудитора ограничивается взаимной сверкой данных указанных документов с показателями товарных отчетов материально ответственных лиц.
По данным Главной книги устанавливается, какие формы расчетов с поставщиками применяются в организации (корреспонденции с дебетом счетов 60 и 76): безналичные (кредит 51); наличные (кредит 50); взаимозачет (кредит 62);
бартер (кредит 90, 91); ценными бумагами (кредит 91) и др.
Некорректные или редкие бухгалтерские записи должны рассматриваться более внимательно по существу. Следует отметить, что соответствующую информацию необходимо проверять одновременно со смежным участком учета — расчетами с поставщиками. При этом следует установить список главных поставщиков товаров, порядок поставок и их оплаты. Основные объемы поставок, как правило, приходятся именно на сделки с крупными постоянными партнерами. Операции по этим поставкам обычно типовые и могут проверяться выборочно методом прослеживания по нескольким видам товаров. Кроме того, организации — поставщики с большими объемами поставок более качественно оформляют свои первичные документы, поэтому чем крупнее поставщик, тем меньший объем выборки можно применять, уделяя больше внимания документам, выписанным вручную, или разовым сделкам.
Аудитор прослеживает данные по цепочке: «накладная — приходный документ склада — счет — фактура — отражение в журнале учета полученных счетов — фактур — документ на оплату — отражение в книге покупок». Многие организации игнорируют составление журнала учета полученных счетов — фактур, хотя обязательное ведение этого документа предусмотрено ст.169 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. В журнале учета должны быть отмечены все полученные счета — фактуры поставщиков, как оплаченные, так и неоплаченные, а в книге покупок — только оплаченные счета — фактуры. Счета — фактуры, не оплаченные к концу отчетного периода, подлежат хранению в неподшитом виде. Именно сумма этих неоплаченных счетов — фактур подтверждает на конец отчетного периода кредиторскую задолженность поставщикам и сальдо по счету 19. Таким образом, в случае ведения организацией журнала учета счетов — фактур можно подтвердить величину дебетового оборота по счету 19, а по книге покупок — сумму кредитового оборота по этому счету за проверяемый период.
По книге покупок проверяется, производятся ли записи по частично оплаченным счетам — фактурам, а также по партиям товаров, полученным от поставщиков, не являющихся плательщиками НДС. По соответствующей графе книги покупок должен быть показан общий дебетовый оборот (оплата) по счетам 60, 76 вне зависимости от того, содержит ли он НДС или нет.
Необходимо проконтролировать дальнейший путь движения товара и убедиться, что его стоимость списана в связи с реализацией, а не в связи с другими вариантами выбытия (недостача, порча, передача для собственных непроизводственных нужд и пр.). Другими словами, следует проверить данные по документам: «накладная на выбытие на сторону — счет — фактура выданная». Для этого аудитор должен обратиться к результатам аудита товаров и проанализировать направления их выбытия. Любое движение товаров, кроме списания в дебет счетов реализации — счет 90 или издержек обращения (расходов на продажу) — счет 44, не допускает формирования вычета по НДС.
При наличии записи по дебету счетов 94, 84, 76, 99 и др. в корреспонденции с кредитом счета 41 следует установить, производилось ли соответствующее восстановление сумм НДС путем сторнировочной записи: дебет 68, кредит 19, если НДС уже был принят к вычету в предыдущем отчетном периоде, или путем записи по кредиту счета 19 с отнесением НДС на тот счет, на который отнесена стоимость товаров. В первом случае необходимо также проверить, как указанная операция по восстановлению НДС отражена в налоговой отчетности.
4.2 Проверка правильности учета НДС по прочим материальным
ценностям, приобретенным для производственных и непроизводственных целей.
Аудитор устанавливает, какие товароматериальные ценности и услуги приобретались за отчетный период (корреспонденции с кредитом счетов 60 и 76): основные средства (дебет 07, 08), материалы (дебет 10), услуги (дебет 44). Следует обратиться к результатам аудита расчетов с поставщиками, операций с основными средствами, нематериальными активами, материалами — в зависимости от того, факты приобретения каких ценностей присутствуют. После того как из общей совокупности приобретенных ценностей выделены те, которые однозначно носят непроизводственный характер (по ним НДС не принимается к вычету), следует приступить к раздельной проверке каждой группы ценностей с учетом их особенностей.
В отношении сумм НДС по приобретенным материалам проводится контроль данных по цепочке, указанной выше. Кроме того, по материалам надо учитывать нормативы расходов, принимаемых в целях налогообложения. Пройдя по цепочке, аналогичной проверке документов по товарам, и убедившись, что материалы списаны на производственные нужды, необходимо обратиться к используемым нормам или нормативам.
Так, организация может списывать ГСМ согласно путевым листам автотранспортного средства по факту расхода и оплаты поставщику ГСМ, но в целях налогообложения прибыли будут приняты только затраты, подтвержденные обоснованными нормами расхода топлива. Эти нормы могут быть общеустановленными (например, утвержденные Минтрансом России) или разработанными и обоснованными техническими службами самой организации (отражаются в учетной политике). В любом случае вычет по НДС, относящийся к расходам на ГСМ, формируется только в пределах сумм, ограниченных указанными нормами.
При аудите НДС по внеоборотным активам необходимо убедиться в том, что приобретенные основные средства и нематериальные активы действительно введены в эксплуатацию. По этим ценностям проверяется цепочка: «накладная поставщика — акт приемки — передачи — акт ввода в эксплуатацию — счет — фактура — журнал учета полученных счетов — фактур — документ об оплате — книга покупок». При этом следует помнить о том, что по автотранспортным средствам ввод в эксплуатацию может быть осуществлен только после регистрации в органах ГИБДД.

4.3 Проверка оплаты счетов поставщиков и подрядчиков.
Порядок формирования вычета по НДС зависит от варианта оплаты счетов поставщиков и подрядчиков. Эта важная процедура требует особого внимания, особенно при неденежных формах расчетов.
Проверка оплаты векселями предполагает наличие следующих вариантов.
1. Если аудируемая  организация передает в качестве платы за товары, работы, услуги собственный вексель, то вычет по НДС формируется в момент оплаты векселя деньгами или поставки под него векселедержателю товаров. Вычет формируется в сумме не большей, чем сумма оплаты или поставки по векселю.
2. Проверяемая организация, использующая в расчетах собственный переводной вексель, на котором указано наименование того лица, которое должно платить по векселю (третьего лица, домицилианта, авалиста), имеет право на вычет сумм налога только в том налоговом периоде, в котором векселедателем будет погашена задолженность по этому переводному векселю перед третьим лицом (домицилиантом, авалистом).
3. Аудируемая организация, акцептовавшая вексель, предъявленный к оплате поставщиком товаров (работ, услуг), имеет право на вычет налога по приобретенным (принятым к учету) товарам в том налоговом периоде, в котором ею этот вексель будет оплачен.
4. При использовании векселя третьего лица в расчетах за товары (работы, услуги) сумма НДС, фактически уплаченная при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляется исходя из балансовой стоимости векселя, переданного в счет их оплаты. Моментом оплаты является момент передачи векселя по индоссаменту, но только если этот вексель был получен в качестве платы за ранее отгруженные товары (работы, услуги). Вычет формируется по наименьшей стоимости товаров (работ, услуг): либо реализованных, либо принятых к учету.
5. Если вексель третьего лица получен в обмен на собственный вексель, то вычет не может быть сформирован раньше, чем будет оплачен деньгами собственный вексель, а сумма вычета не должна быть большей, чем сумма НДС по собственному векселю.
6. В случае, когда для расчетов с поставщиками используется финансовый вексель, оплаченный ранее деньгами, вычет формируется в пределах суммы фактической оплаты.
При проверке перечисленных операций аудитору следует также убедиться в том, что движение векселя правильно оформлено (составлен акт установленной формы, операции отражены в книге учета ценных бумаг и в акте выделена сумма НДС). Здесь может быть полезна информация по аудиту финансовых вложений и ценных бумаг.
Проверка операций по зачету взаимных требований базируется на том, что погашение встречных обязательств должно производиться путем составления договора (соглашения) и акта сверки взаимных расчетов, где указываются погашаемые счета — фактуры и суммы НДС. При автоматизированном учете часто программа сама «погашает» встречные поставки, осуществляя запись: дебет 60, кредит 62. Однако это не освобождает организации от обязанности подтверждать данную операцию упомянутыми документами первичного учета. Аналогичным образом проверяются вычеты по товарам, работам, услугам, если они получены по соглашению о предоставлении отступного или новации.
При товарообменных операциях вычету подлежат суммы в размере, не превышающем объем реализованных в порядке обмена товаров, работ, услуг. Вычет формируется после свершения факта реализации. Если по бартеру реализуется амортизируемое имущество, то сумма вычета определяется исходя из стоимости этого имущества с учетом переоценок, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и начисленной амортизации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.