Содержание
Введение. 3
1.Отличия от итальянского Возрождения. 5
2. Представители СеверногоВозрождения. 6
3. Дунайская школа. 10
Заключение. 11
Литература. 12
Введение
Cеверное Возрождение — термин,использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или болееобобщающем — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.
В первой трети XV века почтиодновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитииискусства северных стран — Нидерландов, Франции, Германии. При наличии в каждойиз них национальной традиции, искусство этих стран характеризуется в XV векетакже рядом общих черт, особенно отчетливо выступающих при сопоставлении сИталией. Наиболее ярко и последовательно этот перелом происходит в живописи,тогда как скульптура долго сохраняет готические черты, а архитектура вплоть допервых десятилетий XVI века продолжает развиваться в рамках готического стиля.Ведущая роль в развитии живописи XV века в северных странах Европы принадлежитНидерландам, оказывающим значительное влияние на Францию и Германию; в первойчетверти XVI века главенствующее место занимает Германия.
Как таковое, СеверноеВозрождение не являлось монотонным. То есть, в каждой стране оно имелоопределённые специфические черты. Так, культурология разделяет Немецкое,Нидерландское, Французское, Испанское, Английское Возрождение и др. В основеВозрождения лежат идеи гуманизма. Северное Возрождение тесно связано ситальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Общим для искусства Возрожденияв Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человекаи окружающего его мира. Задачи эти решались, однако, различно, соответственноразличному характеру культуры. Внимание нидерландских мастеров привлеклираскрывающиеся перед взором человека неисчерпаемое богатство форм природы имногообразие индивидуального облика людей. Характерное и особенное преобладаетв творчестве художников северных стран над общим и типичным. Им чужды исканияхудожников итальянского Возрождения, направленные на раскрытие закономерностейприроды и зрительного восприятия. Вплоть до XVI века, когда влияние Италии какв общей культуре, так и в искусстве станет играть важную роль, их внимание непривлекут ни теория перспективы, ни учение о пропорциях. Нидерландские живописцыразработали, однако, чисто эмпирическим путем приемы, позволяющие им с неменьшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глубиныпространства. Наблюдение раскрывает перед ними многообразные функции света; онишироко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраженного ирассеянного света, передавая как впечатление простирающейся дали пейзажа инаполненного воздухом и светом помещения, так и тончайшие различия материальныхособенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и т. д.). Воспроизводя спредельной тщательностью мельчайшие детали, они с такой же обостреннойзоркостью воссоздают сверкающее богатство красок. Эти новые живописные задачимогли быть решены только при помощи новой живописной техники масляной живописи,«открытие» которой историческое предание приписывает Яну ван Эйку; с серединыXV века эта новая «фламандская манера» вытесняет старую технику темперы и вИталии.
1. Отличияот итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практическине имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространилсяпо континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже донаступления эпохи барокко.
Основные отличия: большеевлияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античногонаследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важнойидеологической составляющей явилась Реформация. Истоки: в числе прочихпридворное искусство Бургундии.
«Новое искусство», глубокорелигиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека,ценя в нем, прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянскийпафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажейне идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детальноизображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило,религиозно-символический смысл./>
2. Представители СеверногоВозрождения
Наиболее выдающиеся образцыискусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк,Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы болеепозднего периода — творчество Босха и Брейгеля. В Германии — Альбрехт Дюрер, М.Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, и т. д. Во Франции —Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Питер Брейгель-старший,известный также как «Мужицкий» (нидерл. Pieter Bruegel de Oude; ок. 1525—1569)— (фламандский) живописец и график, самый известный и значительный из носившихэту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников ПитераБрейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).
Питер Брейгель родилсяпредположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качествеверсий относительно места его рождения называют город Бреда в провинцииБрабант, а также деревушку Брейгель (Брёйхел) около этого города.
Первоначально фамилия художникаписалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он началподписывать свои картины Bruegel.
Учился у Питера Кука Ван Альста— придворного художника императора Карла V.
В 1551 году принят вантверпенскую Гильдию живописцев.
В 1553 совершает путешествие воФранцию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврамиВозрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья.
Свое главное прозвище «Мужицкий»получил за живописную серию «Времена года», в которой отразил с любовью красотуземледельца в действии — в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатойграции собирательницы колосьев.
В зрелые годы жил и работал вАнтверпене, в 1563 г. переехал в Брюссель.
Художник умер 5 сентября 1569 г.в Брюсселе. Похоронен в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель.
Из всех сохранившихся картинБрейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене.
Некоторые известные работы
«Путь на Голгофу», 1564,Kunsthistorisches Museum, Вена
«Триумф смерти», 1562, Museo delPrado, Мадрид
«Обращение Савла», 1567,Kunsthistorishes Museum, Вена
«Перепись в Вифлееме», 1566,Musées Royaux des Beaux-Arts, Брюссель
«Избиение младенцев» 1566,Kunsthistorisches Museum, Вена
«Морской бой в гавани Неаполя»1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
«На пути в Египет», 1563,Courtauld Institute Galleries, Лондон
«Падение Икара», 1558,Musées Royaux des Beaux-Arts, Брюссель
«Падение мятежных ангелов»,1562, Musées Royaux des Beaux-Arts, Брюссель
«Вавилонская башня», 1563, Музейистории искусств, Вена
«Страна лентяев», 1567, СтараяПинакотека, Мюнхен
«Крестьянская свадьба», 1568,Музей истории искусств, Вена
«Притча о слепых», 1568, МузейКаподимонте, Неаполь
«Поклонение волхвов», 1564,National Gallery, Лондон
«Христос и женщина, уличённая впрелюбодеянии», 1565
Цикл картин «Двенадцатьмесяцев», сюжеты которых основаны на Часослове; первоначально содержал 6 или 12картин, из которых сохранилось только пять:
«Охотники на снегу» (Hunters inthe Snow), 1565, Kunsthistorisches Museum, Вена
«Возвращение стада», 1565,Kunsthistorisches Museum, Вена
«Сенокос», 1565,Národní galerie (Национальная галерея), Прага
«Уборка зерна», 1565,Metropolitan Museum, Нью-Йорк
«Пасмурный день», 1565,Kunsthistorisches Museum, Вена
Хуго ван дер Гус (нидерл.Hugo van der Goes) (ок. 1435-40 — 1482) — фламандский живописец.
Родился в Генте. Вступил вгильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжилхудожественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в.
Самое известное произведение —большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари», которыйбыл написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя семействаМедичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев:Гирландайо, Леонардо да Винчи и др.
После завершения работы художникпринял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.
Рогир ван дер Вейден(Rogier van der Weyden) (Турне, 1399/1400 — Брюссель, 18 июня 1464) —фламандский живописец.
Родился в семье резчика подереву. Начал работать как скульптор, в зрелом возрасте стал учиться живописи уРобера Кампена в Турне. В 1435 г. переехал в Брюссель в связи с женитьбой науроженке этого города. Стал членом городской гильдии живописцев, разбогател.Многому научился у Яна ван Эйка. С 1435 г. городской живописец в Брюсселе,работал по заказам герцогского двора Филиппа Доброго, монастырей, знати,купцов-итальянцев.
Цель творчества художник видел впостижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекраснымпортретистом. Сохранив спиритуализм средневекового искусства, наполнил старыеизобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности.
Ранние работы Рогира ван дерВейдена — «Благовещение» (ок.1435), «Евангелист Лука, рисующий Мадонну»(ок.1435-1440). Одна из лучших работ — «Страшный суд» — полиптих, написанный в1443—1454 гг. по заказу канцлера Николаса Ролена для алтаря капеллы госпиталя,основанного последним в г. Бон (Бургундия). Его наиболее значительноепроизведение позднего периода — триптих «Поклонение волхвов» (ок.1458-1459).
В 1450 г. Рогир ван дер Вейденсовершил поездку в Италию; был в Риме, Ферраре, во Флоренции.
Портретам Рогира ван дер Вейденаприсущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, чтопочти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик иманеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции.Особой известностью пользовался портрет «Франческо де’Эсте» (ок.1460)./>
3. Дунайская школа
Дунайская школа, направление вживописи и графике Южной Германии и Австрии 1-й половины 16 в. К Дунайской школеотносят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения А. Альторфера(см.перв. слайд «Битва Александра Македонского при Иссе» 1529г.), В.Хубера и др. художников, отличающиеся свободой художественной фантазии, яркойэмоциональностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речногопейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются такжединамичной, порывистой манерой письма, острой выразительностью рисунка,интенсивностью цветовых решений. Тенденции искусства Возрождения переплетены вДунайской школе с традициями поздней готики. Творчество Дюрера определиловедущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его па современныххудожников, в том числе и на художников Дунайской школы, было велико; онопроникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за нимвыступила плеяда крупных художников. Среди них были топко чувствующий гармониюприроды и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силойвоображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттиас Грюневальд(ок. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готическойтрадицией. Его творчество проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступленияили ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией товспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.
Заключение
В отличие от Италии, в северныхстранах не имелось условий для сколько-нибудь значительного развитиямонументальной живописи; видное место принадлежит в XV веке во Франции иНидерландах книжной миниатюры, имевшей здесь прочные традиции. Существеннойособенностью искусства северных стран было отсутствие предпосылок для тогоинтереса к античности, который столь большое значение имел в Италии. Античностьпривлечет внимание художников только в XVI веке, вместе с развитиемгуманистических штудий. Главное место в продукции художественных мастерскихпринадлежит алтарным образам (резным и живописным складням), створки которых собеих сторон покрывались изображениями. Религиозные сцены переносятся вреальную жизненную обстановку, действие происходит часто среди пейзажа или винтерьере. Значительное развитие получает в Нидерландах еще в XV веке, а вГермании — в начале XVI века портретная живопись.
В течение XVI века происходитпостепенное выделение в самостоятельные жанры бытовой живописи, пейзажа,натюрморта, появляются мифологическая и аллегорическая картины. В XV векевозникает новый вид изобразительного искусства — гравюра на дереве и на металле,достигающая быстрого расцвета в конце столетия и первой половине XVI века./>
Литература
1. Андреев М.Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестникистории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
2. Искусство раннего Возрождения — М: Искусство, 1980. — 257 с.
3. История искусства: Ренессанс — М: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-еизд.- М.: Академический проект, 2001.
5. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Подред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998. С. 183.
6. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.