МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Римцарей — истоки и основания грядущего величия. Римская республика — гражданскоеобщество
Выполнила студентка 33 группы
Романенко Наталия
Киев 2009
Рим царей — истоки иоснования грядущего величия
Явление намировую арену Рима — государства и города — связано с множеством легенд имифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен впроизведении “Энеида” римского поэта Публия Марона Вергилия (70—12 до н.э.). В нем говорится, что грек Эней, сын богини Афродиты и прекрасного пастухаАнхиса, участвовал в Троянской войне на стороне Трои, затем по совету своейбожественной матери покинул горящий город и, повинуясь предсказанию оракула,отправился морем в Италию.
/>
/>
После долгихстранствий и разных злоключений он высадился на западном берегу близ города Кумы,встретил Лавинию, дочь царя латинов, просватанную за вождя племени ритуловТурна. В жестоком поединке Эней победил Турна, вступил в брак с Лавинией иосновал новый город. Но здесь есть несоответствие: между датой падения Трои(1184 до н. э.) и основанием Рима (754 до н. э.) слишком большой промежутоквремени, поэтому другая система мифов связывает появление Рима уже не с Энеем,а с его потомками.
Эти мифырассказывают о том, что два брата-близнеца Ромул и Рем (по одним версиям — детирабыни и духа домашнего очага Лара, по другим — дети весталки Реи Сильвии,дочери царя Нумитора, и Марса, по третьим — внуки или дети Энея, прибывшего изГреции после Троянской войны) были брошены по приказу царя Амулия, братаНумитора, в Тибр. Их вынесло течением на берег под деревом, посвященном богиневскармливания новорожденных, — Румине. Пришедшая к реке утолить жажду волчицаувидела близнецов, унесла к себе в логово и выкормила их. Найденные пастухом ивыращенные в его семье, они, повзрослев, узнали о своем происхождении. Спомощью отряда воинов и присоединившегося к ним местного населения Ромул сверги убил Амулия, после чего братья решили основать новый город на том месте, кудаих принесла река. По обычаю, чтобы начать новое дело, нужно было гадать пополету птиц, и в этом гадании Ромулу явились двенадцать птиц, которыепредвещали двенадцать веков существованию города, а Рему — лишь шесть. Иззависти Рем стал зло насмехаться над братом, они поссорились, и в драке Ромулубил Рема. Он стал первым царем города и основал весь его уклад: сенат, делениелюдей на патрициев и плебеев, а войска — на легионы. С именем Ромула связываютидею о богоизбранности римского народа, поскольку Ромул состоял в родстве солимпийскими богами, он был призван править миром.
В этих мифахсоответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой.Действительно, уже в VIIIвеке до н. э. на юге Апеннинского полуострова имелись греческие поселения:Тарент, Гераклея и другие; в 508 году до н. э. Рим заключил договор сКарфагеном, а созданию знаменитых законов XII таблиц в середине V века до н. э. предшествовало изучение законодательства вГреции; пользовались римляне и предсказаниями дельфийского оракула [101, с.387, 388]. Кроме греков, на Апеннинском полуострове жили и финикийцы, которыеуже во II—I веках до н. э. занимались морской торговлей, производствомстекла, обработкой металлов, строительством кораблей.
Наиболеезагадочным народом, населявшим эти места, были этруски, происхождение, язык иобычаи которых до сих пор мало изучены. Их поселения напоминали не родовыепоселки, а города, прямоугольные в плане и поделенные двумя мощеными улицами,пересекающимися под прямым углом (одна — с севера на юг, а другая — с востокана запад), образующими четыре городских квартала.
/>
/>
Так выгляделивпоследствии и Рим, и другие города Рима-государства. Возглавляли городаэтрусков цари, и все символы и эмблемы: “… пучки розог с воткнутыми в нихтопориками — фасции, складное, выложенное слоновой костью курульное кресло, атакже институт 12 ликторов, шествовавших перед главой государства,— все это мынайдем позже в Риме” [160, с. 178].
Мировоззрениеи религия римлян уходят своими корнями во многие верования и религиозныепредставления этрусков. Именно у этрусков встречаются боги, которые удивительнопохожи по своим функциям и даже именам на более поздних римских богов:например, Мнерва (Минерва), Марис (Марс), Сатре (Сатурн), а также добрые демоныдомашнего очага и угодий Пенаты и Лары. От этрусков сохранилось множествогаданий, в том числе гадания по полету птиц, внутренностям животных, поэтомуЭтрурию называют матерью и родительницей суеверий.
Значительныйвклад в римскую культуру внесли и завоеванные римлянами племена италиков,стоявшие на более низких ступенях развития, которые пришли на Апеннинскийполуостров с севера и затем разделились на латинян, умбров, сабинян и других.Они строили дома на сваях, знали различные способы земледельческих работ.Римская культура, впитав в себя множество влияний, в которых сошлись Восток иЗапад, Север и Юг, ассимилировала их и создала новое качество, которое даломиру образцы государственности, искусств, философских знаний, особогосамосознания и прочих ценностей.
С самогозарождения Рим вел бесконечные войны, расширяя свои территории и отражая ударысоседних воинственных народов, усмиряя внутренние распри и восстания рабов,создавая мировую империю. Вергилий в пору расцвета Рима при императоре Августе(63 до н. э.—14 н.э.) так определил то главное, что стало на долгие векасущностью Рима:
Римлянин! Тынаучись народами править державно —
В этомискусство твое! — налагать условия мира,
Милостьпокорным являть и смирять войною надменных!
[295. с. 362]
Историки,археологи, этнографы полагают, что древнейшее поселение на месте Рима возниклораньше легендарной даты — приблизительно в IX— VIII веке до н. э.Этрусские завоеватели объединили общины земледельцев, селившихся на семи холмахвокруг центрального поселения на холме под названием Палатин. Они образовалигород-государство, управлявшееся царями, из них Сервий Туллий, Тарквиний —вполне реальные исторические лица. Хотя среди поселенцев были, кроме этрусков,латины и сабины, их объединяли общие культы Юпитера, Ларов — хранителей земли идома.
Мир древнихплемен Рима включал в себя множество божеств земледельческого и скотоводческогохарактера. Это были боги посевов, всходов, цветения, созревания. Особовыделялся бог войны Марс, в жертву которому приносили коня. Целая когортабожеств участвовала во всем цикле земледельческих работ: “… три божества Вервактор,Редаратор и Обаратор — оказывали людям помощь при вспашке целины. Приунавоживании поля молились и приносили жертвы Стрекулинию, при севе — Сатурну иСемене; когда покажутся первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, акогда хлеба взойдут — к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор…Созревание колосьев считалось делом бога Лактурна, а цветение — богини Флоры,жатвой ведал бог Мессис” [160, с. 185].
Разные богиохраняли жилище и семью римлянина: богиня домашнего очага — Веста, бог двери —Янус, имевший два лица, божества земельных угодий — Лары и самого дома —Пенаты. У каждого человека был личный дух-покровитель — гений. ЕслиПенаты — духи, приносящие лишь добро, то гений мог быть добрым или злым,печальным или веселым, мог выступать и как “гений чистой красоты” (в такомсмысле и употребил это выражение Пушкин).
/>
/>
Но римляне, вотличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многомдругом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишьблагосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личнойинициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам — с другой.“Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центреего, мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролсяи погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить,выказывая тем свое особое расположение к римскому народу” [156, т. 1, с. 9].
Основой общества был род. и главыродов (родовая аристократия, или патриции), объединившиевокруг себя всех, кто участвовал в ведении хозяйства, вплоть до рабов,постепенно начали играть заметную роль в управлении городом-государством. Главасемьи — paterfamilias— обладал неограниченной властью наджизнью и смертью каждого члена семьи. (Римское понятие familiaвключало в себя не только прямыхродственников, чад и домочадцев, но и рабов, землю и имущество рода). Такиесемьи отличались дисциплиной и организованностью. Патрициям противостояли плебеи(лат. plebeii“простолюдины”), занимавшиесяремеслом и торговлей. Они не обладали земельной собственностью и потому недопускались к управлению городом. Кроме них, с ранних времен в Римесуществовали клиенты(лат. cliens“послушный”). Клиентами могли быть чужие роду людилибо младшие сородичи, которые подчинялись главам родов или большой семьи. Онимогли получить от них землю в надел, за что платили им сельскохозяйственнымипродуктами и несли военную службу. В свою очередь патрон поддерживал своихклиентов, защищал их в суде и выручал в трудных ситуациях.
Свободноенаселение Рима, его полноправные граждане — populusromanus— делились на три трибы(по принадлежностик тому или иному племени): латинскую, сабинскую и этрусскую. Триба (лат. tribuo“делю”) включала в себя 10 курий, акурия — 10 родов. Во главе стоял царь, избираемый на собрании пожизненно. Послеего смерти и до избрания нового другое правящее объединение — сенат (лат.senex“совет старейшин”), состоявший из 300патрициев, назначал каждые 5 дней временного правителя. Сенат утверждал решениякомиций (собрания курий), собиравшихся по приказу царя. Царь былправителем, верховным жрецом, судьей и военачальником. Для вершения особосложных судебных дел он назначал при необходимости помощников — квесторов (лат.quaestor“изыскатель”). Эта должность впоследствиистала иметь отношение к финансовой деятельности государства.
Главнымнаправлением деятельности Рима была организация военного дела, поэтому именноэтой области коснулась одна из первых реформ римского мира раннего периода. СервийТуллий разделил все римское свободное население, патрициев и плебеев поимущественному признаку на 6 разрядов в зависимости от количестваобрабатываемой земли. Когда в IVвеке до н. э. в Риме появились первые монеты (название связано с именемримской богини Юноны Монеты, при храме которой начали чеканить деньги), разрядыстали измеряться в денежном выражении. Пропорционально имущественному положениюопределялись и обязанности каждого: чем богаче был человек, тем больше средствон должен был вкладывать в общественные нужды. Но главная цель реформ Туллия —преобразование военных формирований, поскольку вся организация римского обществабыла связана с военной структурой.
/>
/>
Он разбилобщество на центурии (лат. centum“сто”) — единицы имущественно-возрастной классификации граждан, на основекоторой комплектовалось войско [275]. По центуриям проводились и комиций.
I разряд должен был выставить 80центурий вооруженной пехоты и 18 центурий конницы, остальные разряды все вместе— 95 центурий легкой пехоты и других воинов. Всего в Риме времен Туллия насчитывались193 центурии, которые на своих собраниях решали вопросы войны и мира, избиралидолжностных лиц и принимали законы. Как видно из состава центурий и ихколичества, реальная власть оставалась в руках наиболее богатой части населения[160, с. 184]. Это обусловило последующую борьбу плебеев с патрициями завлияние в обществе, которая разгорится в период республики.
Нельзя обойтистороной особенности организации римского общества, поскольку его культуруневозможно понять, не рассматривая основ римской государственности. Обществовыработало систему ценностей, характерную для Рима, которая легла в основаниепоследующего развития римской культуры и повлияла на культуру Западной Европы.В этой системе ценностей нужно отметить воспитание мужества, стойкости, верностидолгу, особого поведения, предписывавшего не терять настойчивости,непреклонности и достоинства ни при каких обстоятельствах. Римлянин с детствабыл приучен беспрекословно подчиняться сначала власти patersfamilias, а затем воинской и гражданской власти. Поэтому в Римесильна была роль авторитета, впоследствии перешедшая в поклонение ему, изначима правовая сторона отношений между людьми: каждый должен был пониматьсвою меру власти и меру власти над собой других. Кроме того, борьба междуглавами богатых родов и плебеями вырабатывала особую систему отношений вобществе, при которой имущественное положение определяло все остальное.
Римская республика —гражданское общество
В 510 году дон. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, которыйпришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жестокообращался с народом и патрициями, избавление от него не сулило ничего хорошегоплебеям. Они видели в монархе основу общества и защиту от притеснений состороны патрициев: реформы Сервия Туллия сделали плебеев полноправными, ониполучили возможность через центуриальные комиций выражать свои желания иинтересы. Лишь патрициям, владевшим обширными землями, мешали цари, пытавшиесяупорядочить жизнь общества, После свержения монархии к власти пришли консулы,которые избирались исключительно из патрициев. Им принадлежала вся полнотавысшей власти — imperium, но она ограничивалась сроком и тем,что выбирался не один консул, а два. Они избирались на год и правили помесяцам. Выборы осуществлялись центуриальными комициями. По-прежнемусуществовал сенат, и его роль усилилась. При царях это был всего лишьсовещательный орган, в который входили представители аристократических фамилий,главы родов, заседающие в сенате пожизненно. При консулах, в период республикисенат постепенно присвоил себе контроль над решениями народного собрания идействиями консулов, которые сенат мог утвердить или отвергнуть.
Развитиеримской культуры периода республики шло путем создания той формыгосударственности, что легла в основу цивилизации и сохранила свое значение досих пор. Вслед за римской традицией мы будем в дальнейшем именовать должности вней магистратом(лат. magistrates“должностное лицо, начальник”). Так,консулы — это два высших магистрата. Первоначально в помощь консулам избиралисьдва квестора, управлявшие казной и участвовавшие в судебных разбирательствах,затем их число увеличилось (при Сулле — 20, при Цезаре — 40). С V века до н. э. квесторы стали представлятьсобой самостоятельный магистрат, во время военных походов они управляли казнойвойска. Кроме квесторов, существовали цензоры, проводившиеревизию имущества (ценза) граждан, в их обязанности входил надзор завозведением построек, отдача сбора налогов на откуп. Цензор следил за тем, каккаждый гражданин выполняет свои обязанности по отношению к государству, чтовпоследствии привело к надзору за нравственностью и слежке за каждым римляниномпод лозунгом защиты “старых добрых нравов”. Приговор цензора не мог бытьобжалован, цензор же мог по своему усмотрению составлять списки сенаторов,исключая из него тех, кого считал недостойным. Впоследствии появилась должностьвоенного трибуна с консульской властью, которую мог занимать и плебей.
Дляорганизации управления обществом в экстремальных условиях избирался магистрат,наделенный чрезвычайными полномочиями, или назначалось должностное лицо со всейполнотой единоличной власти сроком на 6 месяцев — диктатор. Кдиктатуре прибегали лишь в периоды опасности для Рима.
/>
/>
Республика вела множество войн,которые почти не прекращались. Возникла необходимость организовывать управлениезавоеванными территориями. Рим основал для этого муниципии— городас самоуправлением. Там избирались собственные правители — дуумвиры,исполнявшие судопроизводство, а также аналогичный римскому сенату декурион.Население муниципий не участвовало в решении дел Рима и не получало римскихдолжностей. Некоторые поселения имели ограниченное римское гражданство — безправа голосования в народных собраниях и самоуправления. Для управления деламив такие города присылался из Рима префект.
ЗавоеванияРима создавали не только новые территории, но и новые проблемы. Римский плебстребовал участия в разделе завоеванных земель и расширения прав. Долгая борьбаразрешилась победой плебеев после того, как они покинули Рим во время войны сэквами в 494 году до н. э. и ушли на Священную гору. Военная угроза вынудилапатрициев к уступкам, после чего римские плебеи получили право на своихсобраниях — плебисцитах— избирать 2—4, а позднее10 народных трибунов. Долгое время они не были должностными лицами, алишь выражали интересы плебса, останавливали то или иное решение магистратовили сената и пользовались правом неприкосновенности. Решения, которые принималитрибуны, были обязательны лишь для плебса. Долговременная борьба римскогоплебса за свои права закончилась тем, что с 367 года до н. э. один консул могбыть плебеем, а в 332 году до н.э. один из плебеев стал даже цензором.
Постояннаяборьба плебеев за расширение своих прав привела к созданию правовых норм Рима.Коллегия из 10 должностных лиц — децемвиров (лат. decemviri“десять мужей”) составила знаменитые“Законы XII таблиц” (451 г. до н. э.); они былизаписаны на медных пластинах и выставлены на главной площади Рима — Форуме. Вних еще не разделялись гражданское, уголовное и процессуальное права, но ужебыли положены основания для них. Подробно рассматривались права наследования:лишение сына наследства должно было утверждаться на народном собрании; послетроекратной продажи отцом сына в рабство сын получал право независимости ототца; родители должны были обеспечить будущее своих детей и дать приданое дочерями др. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность, причемнаказания для свободного и раба были различны. Множество законов было связано сдолговым правом, согласно которому кредитор мог распоряжаться не толькоимуществом и свободой должника, но и его жизнью. Справедливость по отношению кдолжникам была представлена правилами, на основании которых патрон, обманувшийсвоего клиента, предавался проклятию. Запрещалось передавать землю всобственность храмам, “что препятствовало образованию в Риме экономически, азначит, и политически сильного жречества” [101, с. 393]. Специальнооговаривалось равенство каждого перед законом, и это было особенностью римскихзаконов по отношению ко всем законам, создававшимся ранее, например,Ашшурбанипалом или Хаммурапи. Таким образом, культура Рима в период республикипреуспела в создании государственного аппарата и права, которым нет аналогов нив одной ранней культуре.
Еще однасфера, связанная с институтом римского государства, приобрела в Рименеобходимую для государственного элемента системную целостность — это военнаяорганизация. Можно сказать, что Рим целиком представлял собой военную систему.Каждый гражданин Рима в возрасте от 17 до 46 лет должен был в случаенеобходимости участвовать в военной службе. “Обычно римская армия состояла из 4легионов (лат. legere“собирать”;легион — первое название всего римского войска.— А. Б.), в каждыйиз которых входило 4200 человек пехоты и 300— конницы… На 3000 тяжеловооруженныхпехотинцев приходилось 1200 легковооруженных, сражавшихся в кожаных шлемах, скороткими копьями и легкими плетенными щитами” [160, 194]. Все римское войскобыло разбито на особые подразделения — манипулы (лат. manipulus“горсть”), имеющие особые значки,часто в виде орла; воины группировались вокруг этих значков и, следовательно,ни в ходе военных действий, ни во время марша или в лагере не было никакойнеразберихи. Лагерь строился после каждого дневного перехода и обустраивался совсей римской серьезностью и тщательностью, окружался рвом, валом и другими видамивнешней защиты; ставились палатки главнокомандующего и квесторов. В центресооружался помост — трибунал, с которого командующий обращался к воинам.Дисциплина поддерживалась системой наказаний и поощрений. Среди поощрений былобычай вешать на грудь специальные медные дощечки, напоминающие ордена, на рукунадевались медные браслеты в несколько витков, венчали дубовыми венками, а тотвоин, кто первым поднимался на стену вражеского города, получал золотой венец.Среди почестей для военачальников следует назвать триумф и овацию. Триумфа удостаивалсяполководец за расширение границ государства или особо важные победы. Еслипобеда была менее значительной, то победитель удостаивался не лаврового, амиртового венка, это чествование называлось овацией.
Преуспев всоздании государства и военном деле, римляне не избежали гражданских войн. Впровинциях царил произвол, наместники грабили население в свою пользу, ведьнужно было содержать не только наместника, но и его свиту и войско. Сам Рим какгосударство также выступал все более грабительским по отношению к завоеваннымтерриториям. Римляне, которые прежде захватывали скот и оружие, начали вывозитьзолото, мраморные статуи, драгоценности.
В Рим хлынулиогромные потоки рабов, продающихся все дешевле и дешевле, поэтому многие сталисчитать, что прокормить раба дороже, чем купить нового. Именно в Римерабовладение выражалось самым отчетливым образом и применялось практически вовсех отраслях деятельности. В трактате “О земледелии” Катон Старший говорит отом, что раб должен постоянно быть занят работой в будни и праздники, в хорошуюпогоду и ненастье, рабу нужно, по его словам, давать меньше пищи, а больного истарого лучше вовсе не кормить. Именно ему принадлежат такие изречения:“Леность — мать всех пороков”; “Труд удерживает раба от воровства” [135, с. 44,87].
Для армиивойна — средство наживы, и воины становятся менее подвижными, настолькоотягощены они добычей. Победители захватывают и земли, становясьземлевладельцами. Это усиливает столкновения внутри римского общества,поскольку прежний правящий слой Рима — нобилитет (лат. nobilitas“слава, родовитость”) стремитсяпреградить таким скоробогатеям доступ к власти. Появляется закон о том, чтоначинать карьеру можно с 28 лет: после 10 лет военной службы нужно было пройтинизшие ступени должностной власти и только после 43 лет — претендовать наконсульство. Вместе с ограничениями начинается борьба за власть, которую старыеаристократы стремятся удержать, причем в ход идут связи, взятки, поддержкаклиентов (у кого их больше, тот и оказывается в выигрыше),— словом, все то, чтов нынешнее время именуется коррупцией. Можно сказать, что Рим буквально изобрелсаму политическую борьбу и различные ее способы, многие из которых вошли втрадицию настолько, что трудно отыскать их видимые корни.
Стоитотметить, что не только умение воевать за власть и мировое пространство сделалоРим великой державой, а римскую культуру — великой культурой. Все перипетииримской истории создали ценности, характерные для римского общества ивпоследствии прославляемые историками, политиками и поэтами. Байрон напишет,спустя века, в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”:
О Рим! Не тыль изведал торжество
Трехсоттриумфов! В некий день священный
Не твой лиБрут вонзил кинжал в того,
Кто статьмечтал диктатором вселенной!
Тит Ливий, даВергилий вдохновенный,
Да Цицерон —в них воскресает Рим.
Все остальное— прах и пепел бренный,
И Римсвободный — он неповторим!..
[22, т. 1, с.276].
В этих стихахсконцентрировано все, чем славен Рим, все, что отличало римлянина отпредставителя любой другой культуры. Простое перечисление достоинств римлянинаокажется немногочисленным: мужество, справедливость, свобода, почтение кпредкам и их заслугам. Но главным было качественное своеобразие этихособенностей.
Мужество (virtus), порожденное в многочисленных войнах, требовалочестности, непреклонности в испытаниях, верности долгу и данному слову,трудолюбия и выносливости. Известна легенда о Муции Сцеволе (лат., греч.“левша”), попавшем в плен во время войны с этрусками: он сжег на огне правуюруку, показывая противнику, что никакие пытки не заставят его изменить долгу.Мужество присуще не только воину, но и земледельцу и вообще гражданину. В такойформе virtusвыступает как добродетель, к которойдолжен стремиться любой римлянин.
/>
Форум Романум
Справедливость(ius) часто ставилась даже выше мужества. Римский поэт иисторик Энный (239—169 до н.э.) устами одного из героев, Приама,говорит, что мужеством могут обладать “и дурные люди, но они всегда презираютсправедливость, верность долгу и клятве” [156, т. 1, с. 26]. Наградой завыполнение долга были всеобщий почет и публичное одобрение.
К свободе(libertas) в Риме было особое отношение. В результате войн здесьпоявилось огромное количество рабов, считавшихся не людьми, а лишь “говорящимиорудиями труда”. Поэтому рабство было альтернативой для римлянина: личнаясвобода — первое, что отличало гражданина от раба. Для римлянина быланежелательна любая зависимость,— денежный долг, услуга или иное обязательство,ибо он понимал, что это — форма несвободы. “Человек, работавший за плату,сидевший на тех или иных правах на чужой земле, кому-то чем-то обязанный…хотя и был юридически равноправен, полностью свободным считаться не мог” [тамже. с. 27). Так, клиенты брали на себя обязательства поддерживать патрона в егоделах, в голосовании за него в народном собрании, и это отнимало у них право насобственное мнение. Но, главное, свобода для римлян — это свобода от тирании,царской власти.
На этихпринципах и держалась аристократическая республика Рима (respublica, respopuli, rescommunis— “дело народа” — говорил Цицерон).Чтобы гордиться своим обществом, нужна память о его заслугах, прежде всего — озаслугах рода, семьи перед Римом, пример прошлых добродетелей. Почитаниеглавы рода для римлян — древний обычай. Еще в условиях общины считалось,что умерший глава рода становится божеством. Его похороны обставлялисьторжественно: шли родственники в масках всех прежних глав фамилии, в речахупоминались все заслуги покойного перед общиной, а впоследствии — передреспубликой или империей. Такое восхваление главы рода ничем не напоминалонадписи на саркофагах фараонов: для Египта важны были личные достоинства умершего,для Рима — его общественная значимость, выражавшаяся в почете (honor), большем или меньшем — в зависимости от заслуг.
На основаниипамяти о великих деяниях предков складывается представление о великом прошломРима, создававшемся делами и жизнью достойных.
/>
/>
Это прошлоедолжно было стать залогом еще более великого будущего. Так возник миф обособенной миссии Рима — города и государства в мире, отраженный в словахВергилия о предназначении римлян. Этот же миф лежал в основе пристойногоповедения — серьезного, гордого и медлительного. Смех, буйное веселье,поспешность и суета считались несовместимыми с обликом истинного римлянина. Всеэто, соединяясь с мужеством и чувством собственной избранности, принадлежностик великому римскому народу, составляло суть римского менталитета.
Однако, какписал в работе “Восстание масс” Хосе Ортега-и-Гасет, история не может ничемунаучить, но она может показать, чем горек путь ошибок прошлого. Для Рима этотпуть ошибок, как и для каждой другой культуры и цивилизации, заложен в самойформе его существования — в бесконечном присвоении богатств мира, не созданныхримлянами, превращении людей в рабов, и постепенно honorпредков переходил в гонор и спесь завоевателей.
/>
/>
На гребне войн и захвата земель идругих благ выделилось особое сословие — всадники, второе послесенаторов сословие Рима, которое стремилось к власти, обладая средствами ивоенной силой. Кроме того, армия начинает претендовать на влияние в обществе:долгое время в ней находились лишь представители имущих слоев. Но войны, ростгородского населения, появление в нем разоренных и неимущих — пролетариев,которые не могли служить в армии, поскольку были слишком бедны,— все это заставилоРим во II веке до н. э. перейти кпрофессиональной армии. В профессиональную армию шла большая часть пролетариев,которые ожидали “… не только военной добычи, но и последующего наделениявоинов участками земли” [160, с. 223].
Все эти слоинаселения претендовали и на место под солнцем, и на участие в системемагистратов. Это привело к политическим потрясениям, в результате чегореспублика вступила в период военных диктатур, со всеми их кровавымипоследствиями. Самым жутким лицом среди военных диктаторов можно считать Суллу(138—78 до н.э.), провозгласившего себя диктатором на неопределенный сроквместо положенных 6 месяцев. Он составил списки — проскрипции (лат.proscriptio“письменное обнародование”), в которыевнес своих политических противников: за убийство каждого полагалась награда 12тысяч денариев, а рабы, доносившие на своих хозяев, получали свободу. Суллапытался ограничить власть народных трибунов, отстранить от участия в делахвсадников, вернуть власть аристократическому сенату. После смерти Суллыначались восстания в различных провинциях Рима (крупнейшее из них — восстаниеСпартака), что окончательно подорвало доверие к республике. Последний яркий всплескреспубликанского Рима связан с именами Юлия Цезаря (102/100 — 44 г. н.э.) и Цицерона. Однако и они не смогли что-либо изменить в республике.Недовольство бедноты, восстания рабов, претензии разных сословий к сенатутребовали единоличной власти. Цезарь сделал попытку перейти к ней, объявив себяпожизненным диктатором и трибуном, а также религиозным главой Рима — великимпонтификом. Он пытался привлечь к себе мягкостью обхождения, обширнойпрограммой реформ, но заговор оборвал его жизнь.
Всебезобразие вырождения показал последующий период существования Рима: стремлениек власти не ради блага общества, а ради личного обогащения. “Никакая жертва неказалась чрезмерной, чтобы занять должность… консула… Поскольку избраниемагистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то было принятозаранее привлекать ее на свою сторону в обмен на устроенные для горожан пышныепразднества с играми и раздачей хлеба, вина или масла, а также путем прямогоденежного подкупа… Существовала целая система посредников между кандидатом иизбирателями, занятых раздачей хлеба — до и после выборов и отнюдь нескрывавших своей деятельности” [156, с. 238]. Суммы подкупов были огромны(Цицерон в одном их своих писем называет сумму в 10 млн сестерциев). “К выборамначинали готовиться заблаговременно, обдумывая все возможные перипетии избирательнойкампании, мобилизуя друзей и устанавливая выгодные связи с влиятельнымилюдьми… Предвыборная агитация не должна ограничиваться Римом, но надлежитохватить и жителей муниципиев, колоний и префектур. Необходимо обещать помощьвсем,… выглядеть любезным и безмятежно спокойным; к каждому на улицеобращаться по имени, прибегая для этого к помощи раба-номенклатора,нашептывающего на ухо хозяину имена всех встречных. Кандидату следует всегдапоявляться в сопровождении как можно более многочисленной свиты, чтобыпроизводить впечатление человека, у которого великое множество друзей. Воткрытой политической полемике римляне не останавливались ни перед чем, обвиняяпротивников во всевозможных преступлениях и извращениях” [там же, с. 239, 240].К этой картине остается добавить еще и то, что в Риме, который прежде Ценилсвою свободу и независимость, появляется термин accipere— “брать” (имеется в виду взятка),даже в глазах варваров Рим выглядит городом, который может купить всякий, ктозахочет это сделать.
Политическийкризис сопровождался распадом семейных отношений, причем политика вторгласьдаже в сферу семьи: браки могли заключаться по политическим мотивам, поэтомуогромно число разводов, супружеских измен, убийств внутри семьи. Стольбесславно окончила свои дни некогда великая римская республика, но все своисильные и слабые стороны Рим еще раз обнаружил в период империи.
Использованная литература:
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.