Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Деструктивность семейных отношений как фактор нарушений психического развития у детей

Деструктивность семейных отношений как фактор
нарушений психического развития у детей

В.Б.Никишина

В
настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют изучению
влияния внешней среды, в том числе семьи, на интеллектуальное и личностное
развитие ребенка. Однако в течение длительного времени в истории исследования
проблем причинной обусловленности отклонений в развитии психической сферы
детерминантами большая часть работ была посвящена определению доли генетических
и средо-вых компонентов изучаемых признаков. Все негенетические факторы
оценивались суммарно, недифференцированно и объединялись в группу средовых.
Однако невозможно оценить всю структуру причин формирования патологии, не
учитывая различий средовых условий. Поэтому необходимо выделять у каждого
обследуемого ребенка общую и различающуюся среду.

Общая
среда - это те внешние условия, которые совпадают у обследуемых (сравниваемых родственников):
образование родителей, их социальный статус, материально-экономические условия
семьи, психологические особенности родителей и т.д.

Различающаяся
среда - это те внешние условия, которые у обследуемых (сравниваемых
родственников) не совпадают: они могут обучаться в разных школах, разных
классах, ходить в различные секции и т.д.

Для
оценки влияния генетических и средовых составляющих в формировании когнитивной
и личностной сфер ребенка важными являются также параметры семейной
конфигурации: количество детей в семье, порядковый номер рождения ребенка,
интервал между рождениями и т.д.

Согласно
предположению ряда исследователей, тип семейных отношений определяется степенью
их конфликтности, способами разрешения конфликтов. В частности, родители, которые
не могут разрешить существующие между ними проблемы другими способами,
используют свои отношения с детьми как возможность выхода из конфликтной
ситуации. Степень включенности детей в эту ситуацию обуславливает различия в их
семейной среде. С другой стороны, дети могут разрешать свои собственные
конфликты, изменяя степень близости друг с другом, с родителями, и, таким
образом, увеличивать значимость различающейся среды.

Следовательно,
условия развития детей в одной и той же семье могут оказаться в значительной
степени не похожими: к ним по-разному относятся окружающие, они имеют разных
друзей и разные интересы, по-разному реагируют на одни и те же события и
по-разному относятся друг к другу. Важно отметить, что многие особенности
среды, которые, на первый взгляд, могут показаться «общими», при более
тщательном анализе оказываются «различающимися». Так, одно и то же семейное
событие, например, развод родителей, может быть совершенно по-разному
воспринято двумя детьми и иметь для них совершенно разные последствия.

Можно
сделать вывод, что различающаяся среда, или среда, не совпадающая у членов
одной семьи, в значительной степени определяет вариативность показателей
личностной сферы и влияет на вариативность показателей интеллекта.

Д.
Роу показал, что некоторые сре-довые условия развития могут зависеть от
генотипа: чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более
похожим образом они оценивают условия, в которых живут.

Наиболее
последовательно генетический анализ средовых показателей был проведен в
исследовательском проекте «Различающаяся среда и развитие подростков»,
выполненным под руководством Девида Рисса. В работе сравнивалось сходство пар
подростков, живущих в одной семье и имеющих разное количество общих генов - МЗ
и ДЗ близнецы, сибсы (родные братья и сестры, живущие в одной семье) и дети,
живущие в сводных семьях (сибсы, имеющие одних и тех же родителей, но живущие с
матерью и отчимом или с отцом и мачехой; полусиб-сы, у которых совпадает только
мать или отец; сводные братья и сестры). Полученные результаты свидетельствуют
о том, что параметры взаимодействия подростков с родителями (вариативность этих
параметров) оказываются связанными с генотипом. Особенно это касается
показателей эмоциональности общения, настойчивости, включенности, асоциального
и просоциального поведения, более четверти вариативности которых определяется
генотипом. Поведенческие характеристики, которые отражают менее общие
переменные и связаны с разрешением проблемных ситуаций, как оказалось, не
испытывают влияния генотипа. Средние для всех переменных показатели
наследуемости равны 0,21 (отношение к матери) и 0,23 (отношение к отцу).

Еще
большее внимание средовым условиям развития придает Р. Кейрнс. В своих работах
этот ученый подчеркивает, что исследование именно средовых условий является
ключом для понимания механизмов генотип-средового взаимовлияния.

В
целом эти данные показывают, что исследование роли генотипа и среды в развитии
некоторой психологической характеристики должно учитывать условия, в которых
происходит развитие и в которых могут возникать разнонаправленные влияния,
изменяющие как абсолютную величину изучаемой характеристики, так и соотношение
генотипиче-ских и средовых факторов в детерминации ее вариативности.

Чем
больше выражена генетическая детерминированность изучаемой характеристики, тем
в большей степени вариабельность развития зависит от фиксированных параметров
генофонда. Чем более значительны тенденции в социальных влияниях, тем в большей
степени средовая детерминанта определяет тип и характер развития.

Если
для задержанного типа развития вклад генетической составляющей − 0,698,
то степень выраженности генетической детерминированности при У/О выше (0,872).
Для умственной отсталости, как формы психического недоразвития, характерно
более выраженное влияние генотипа.

Исследования
роли параметров общей среды в семьях детей с нарушениями умственного развития,
а именно: образование родителей, их социальный статус, род деятельности, место
жительства и т.д. − достаточно подробно представлены в работах Г.Б. Шаумарова
и других. Однако содержательное исследование параметров образа жизни с позиции
оценок одних и тех же характеристик одновременно и детьми, и родителями не
проводилось.

Для
исследования роли параметров образа жизни семьи, имеющей детей с различным типом
развития, была составлена анкета. В анкетировании принимали участие дети с
умственной отсталостью и задержкой психического развития, а также их родители.
Аналогичная процедура исследования проводилась и в группе детей с нормальным
развитием. Анкета была составлена с использованием вопросов закрытого типа и
проводилась в двух вариантах: для детей и для родителей. В первой части анкеты
содержались вопросы, касающиеся характера внутрисемейных отношений, семейных
привычек и традиций. Во второй части анкеты включались вопросы об особенностях
отношений родителей и детей. В исследовании принимали участие 182 ребенка, из
них 60 - с нормальным развитием, 62 - с ЗПР (задержкой психического развития) и
60 - с У/О (умственной отсталостью), а также 182 родителя (в таком же
количественном соотношении). Полученные результаты представлены в табл. 1,2:

Таблица
1

Результаты
исследования параметров образа жизни в семьях, имеющих детей с нормальным
развитием, задержанным и недоразвитием (F* - Фишер; α = 0,05)




№ п/п





Параметры образа жизни





Норма (1)





F*





ЗПР (2)





F*





У/о (3)





F*









Дети (п)





Род. (п)






Дети (п)





Род. (п)






Дети (п)





Род. (п)








1.





Эпизодическое употребление
алкоголя одним или двумя родителями





15





11





0,89*





31





20





2,02*





40





29





2,04*







2.





Регулярное употребление
алкоголя одним или двумя родителями





4





2





0,85*





13





6





1,77*





31





19





2,24*







3.





Частые конфликты, ссоры в
семье, в отношениях между родителями





16





12





0,87*





32





21





2,08*





48





32





3,16*







4.





Отношения родителей и детей
отстраненные, эмоционально холодные





11





9





0,49*





34





20





2,56*





42





30





2,25*







5.





Отношение родителей попустительское,
они не знают, где большую часть времени проводят их дети.





10





6





1,08*





36





25





1,99*





39





19





3,73*







6.





Отношение родителей к ребенку
агрессивное.





9





5





1,15*





31





22





1,64*





43





31





2,27*







7.





Отношение родителей к ребенку
придирчиво требовательно





12





15





0,66*





41





32





1,65*





43





26





3,19*






Условные
обозначения:

1
— группа детей с нормальным развитием и их родители

3
— группа детей с УО и их родители;

2
— группа детей с ЗПР и их родители;

-
различия статистической достоверности.

Таблица
2

Результаты
значимости различий характера социально-семейных отношений в группах детей с
различными типом развития и их родителей (F* - Фишер; α = 0,05)




№ п/п





Параметры образа жизни





F*(в группах детей)





F* (в группах родителей)









1-2





1-3





2-3





1-2





1-3





2-3







1.





Эпизодическое употребление алкоголя
одним или двумя родителями





2,89*





4,73*





1,88*





1,78*





3,57*





1,82*







2.





Регулярное употребление
алкоголя одним или двумя родителями





2,37*





5,93*





3,60*





1,47*





4,57*





3,02*







3.





Частые конфликты, ссоры в
семье, в отношениях между родителями





2,86*





6,18*





3,38*





1,74*





3,89*





2,18*







4.





Отношения родителей и детей
отстраненные, эмоционально холодные.





4,32*





6,01*





1,74*





2,28*





4,25*





2,00*







5.





Отношение родителей
попустительское, они не знают, где большую часть времени проводят их дети.





4,92*





5,66*





0,79*





4,05*





3,02*





0,99*







6.





Отношение родителей к ребенку
агрессивное.





4,28*





6,70*





2,48*





3,81*





5,44*





1,49*







7.





Отношение родителей к ребенку
придирчиво требовательно.





5,37*





5,98*





0,66*





3,07*





2,00*





0,91*






Условные
обозначения:

1
— группа детей с нормальным развитием и их родители;

 3 — группа детей с УО и их родители;

2
- группа детей с ЗПР и их родители;

На
основании полученных результатов можно отчетливо выделить следующие тенденции:

1)
Выделенные параметры неблагополучия в характере образа жизни семей значимо
отличаются в семьях, в которых формируются дети с нормальным, замедленным типом
развития и с недоразвитием. Так, установлено, что по эпизодическому и
регулярному употреблению алкоголя одним или двумя родителями (и по ответам
детей, и по ответам родителей) фиксируется значимо более высокая частота
употребления в семьях с низкими показателями умственного развития детей, чем в
семьях нормально развивающихся детей. Эта тенденция проявляется тем более
значительно, чем глубже форма умственного недоразвития детей. Данные результаты
показывают, что данную характеристику можно включить в качестве количественной
и качественной характеристики таких форм психического дизонтогенеза, как ЗПР и
У/О.

2)
Высокая конфликтность отношений устойчиво проявляется в оценках родителей и их
детей с ЗПР, У/О. Это свидетельствует о том, что высокую конфликтность в
отношениях можно включить в устойчивый средовой фон формирования детей таких
категорий.

3)
В системе отношений родители -ребенок отчетливо проявляются деструктивные
тенденции в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью и задержкой
психического развития. Так, в семьях детей с умственной отсталостью и детей с
задержкой психического развития дети значительно чаще определяют их отношения с
родителями как безразличные, дистанцинированные, равнодушные, включающие агрессивные
способы решения проблем со стороны родителей. В то же самое время и родители
детей с У/О, и родители детей с ЗПР указывают на малую осведомленность о
режимных моментах в отношениях с их детьми, говорят о том, что не осведомлены о
школьных проблемах, друзьях и образе жизни, круге интересов собственных детей.

4)
Анализ социально-семейных отношений в семьях детей с нарушением умственного
развития позволяет выявить деструктивные тенденции, которые одновременно можно
включить в комплекс неблагоприятных социально-средовых влияний.

В
последние десятилетия проявляется все больший интерес исследователей к таким
схемам анализа, которые позволяют не только оценить отдельные компоненты
фенотипических дисперсий, но и понять, какие качественные особенности стоят за
формальными показателями, определяющими долю средовых дисперсий в общей
фенотипической дисперсии признака. Этот интерес стимулирует исследование
различающейся среды, которая определяет значительную часть вариативности психологических
характеристик.

Результаты
исследования различающейся среды показывают, что некоторые средовые параметры
необходимо включать в анализ детерминирующих механизмов, опосредующих развитие
и формирование психологических характеристик ребенка в норме и при нарушении
развития.

Все
описанные тенденции имеют под собой экспериментальные обоснования, но,
поскольку исследование новой проблематики только начинается, эти обоснования
можно рассматривать скорее как иллюстрации, чем как исчерпывающие
экспериментальные доказательства, и вряд ли механизмы среды в формировании
разнообразных типов развития можно свести только к описанным параметрам.
Скорее, вопрос надо ставить шире: какое соотношение средовых взаимодействий
определяет данный конкретный тип развития.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.