Происхождение иистория рун
руническийискусство знак свастика
Истоки руническогоИскусства — как и зарождение самих руническихсимволов — корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, чтоформирование первого германского рунического строя — Футарка — датируетсяпервыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, вкотором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — допозднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее.
Несомненно, чтосамые первые знаки, начертанные человеческой рукойили вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшиепамятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиямидо Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы,начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном наМежиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или“солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянкенеподалеку от Владимира.
Уже среди стольдревней графики мы можем обнаружить символы, которыестали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики,креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенноэти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примернок VI-V тысячелетиям до Р.Х. относится невиданный доселе подъем культуры вЦентральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в томчисле — и искусств волшебных. От того времени до насдошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмови поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современныхРумынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями,многие из которых следует, вероятно, считать прямымипредшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитныхевропейских магических символов.
Еще позднее, вIII-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков сталипонемногу превращаться в священные алфавиты, которыеосмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоеннымиим фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма.Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеети руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т.е. калфавитам северных этрусков и италийских венетов.
С прообразом рун — североиталийским письмом- народы Центральной и, возможно, Северной Европыпознакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, вовремя раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятковбронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвященанастоящая книга — этап трансформации италийских символов в северные руны. Делов том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным отиталийского к руническому, по языку явно принадлежитпредкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva;оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными,причем последнее — Teiva — чаще всего трактуется как вариант имениобщегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).
Вероятно, ксередине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский руническийстрой — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х.относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV — V векам — на континенте.
Предостерегу отвозможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, а именнорунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с ихфонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта (att); каждый атт состоитиз восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта — f, u, th, a, r,k,… — этот строй и получил свое название — Futhark.
* * *
До наших днейсохранилось около двухсот надписей, выполненныхрунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.
Иногда надпись наруническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда онаможет быть именем человека или магическим словом.Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”. Такова, например, Эггьюмскаянадпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайноинтересен:
Камень не был(освещен) солнцем, и нож не коснулся его; (злые) волшебники не должны обнажить (камень), ни обманутые, ни ослепленные колдовством. Тот сотворил навье море исмазал им уключины утомленной от просверливания ладьи. Кто пришел сюда, в странуконей… Рыба плывущая… Птица поющая… Он погиб коварной смертью.
Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего смагией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камнеВодурида», ставшая классическим примером. Надпись гласит:
Вив резал этот камень для Водурида. Три дочери поделили наследство, как самая близкая его родня среди оставшихся в живых. А я, Вив, резал руны для моего лорда — Водурида.
Многие камни,помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятномкамне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий напрекрасном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертогпавших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая“дева боя”.
Кроме камней списьменами, земля и частные, и университетские коллекции сохранили для нас и другиепамятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии,содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаютсянаконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которыхопределяется как начало I тысячелетия от Р.Х… Классические алфавитные руныФутарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д. Любопытен и металлическийнаконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. Накаждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, чтослова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовымгерманским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное?
Рунические надписина древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половинасодержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуютоб авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог изГаллехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца ещепонятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: “Я,Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил”. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привестипрочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего родазастежка, скрепляющая ворот плаща): “Босо резал руны — тебе, Даллина, он дал[фибулу — авт.]”.
* * *
Никогда руны неоставались неизменными.
В V веке от Р.Хруническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе сгерманскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы неудовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй,являющийся переработкой и дополнением исходного(Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IXвеку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33знака — поздние англо-саксонские, или нортумбрийские, руны.
Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенноменялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя длямагических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые руническиеалфавиты, применявшиеся почти исключительно как средствописьменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близкихпо начертанию к рунам Футарка, последние (XI-XII вв.) — 15 и меньше знаков,иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было созданооколо десятка алфавитов: несколько в датском стиле инемного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарканазывают иногда Младшими Рунами.
Младшими Рунамивыполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общееколичество таких камней, если добросовестноподсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютномбольшинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либомагией и являются чисто мемориальными сооружениями.
В качестве примераприведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты.Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающиеизображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно длямладшерунических надписей на стоячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея, впрочем, многие исследователиорнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный сприходом христианства языческий символ).
Перевод надписитаков (Е.А. Мельникова):
Руна велела сделать[этот] монумент по Спьяль буду и по Свейну, и поАндветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяль буду, своему супругу. Он умер вХольмгарде в церкви [св.] Олава.
Эпир резал руны.
Примечание:Хольмгард — Новгород Великий.
С введениемхристианства и распространением латинского алфавитаруническое письмо быстро потеряло свое значение основного средстваписьменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.
Несмотря наоткровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих имногих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось,число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е.созданных уже после крещения Скандинавии) огромно;более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход.Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель изцеркви Бурсерюд в Смоланде.
На чаше этойкупели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненнаяклассическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священникнаписал меня, и здесь (я) буду стоять некое время”.
Одним из важнейшихнаправлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей.Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также вобластях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называлиprimstav, в Дании — rimstok (от rim — “календарь” иstok — “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIXв., в Карелии и северных районах России — значительно дольше.
Один из такихкалендарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в данное время вПетрозаводском историко-архитектурном музее. Знакикалендаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинстворунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.
Другой интересныйпример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее(XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха,этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.
В целом жепрекращение использования рунических знаков какалфавита относится к XIV — XV вв. Однако, руническая традиция оказаласьчрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы игораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построениязаклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а наострове Готланд — еще и в XVII в. Более того, существуют данные, что вотдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенноважных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.
Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, томы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объемесохранялась, как минимум, до XI — XIII веков, в поврежденном и частичнодеформированном виде — до позднего Средневековья, а вкачестве реликтов и “останцев” древней высокой магии — вплоть до текущего столетия.
Славянские руны
На настоящий моментмного уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те идругие представляют собой две ветви одного языка, изменившиесясо временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечиваетвсе-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, чтославяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русскоеслово хлеб и происходящее от него хлев принадлежатэтому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив насовременное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатныйвоеначальник) происходит от древнего орёл — боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян,германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеровможно привести много, и один из них — этимологию термина руна — стоит разобратьнесколько подробнее, поскольку он имеет самое прямоеотношение к теме данного раздела.
Традиционное нынетолкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия.Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру руническогописьма, связывается с готским rыna — “тайна” идр.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать”. Некоеразнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на егонесевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением“шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”;шотл.-гэльск. run “жребий”. Однако практически все современные исследователиупускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие кскандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX — началеXX веков, во время расцвета исследований пославянской рунике.
Так, пытался в своевремя связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А. Кухарский. Но против такоготолкования равно выступали В. Цыбульский и И. Ягич, находя его“сумасбродным”. А вот против более позднегопредположения Д. Жунковича ни один исследователь не смог выдвинуть никакихконтрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось вобласти славянской рунологии...
Немного отвлечемся.Не позднее самого начала X века в Болгарии монахомХрабром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие нынестолько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений:“прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху,погани суще...” Мы не будем комментировать здесьслова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто будем иметь их в виду.
… В свое время мнедовелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо отэтого исследователя. Меня поразило существованиемножества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. В большинстве случаевэтимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старыйславянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр.рилля — “борозда”. По Жунковичу, этот же кореньсодержит глагол рути — “резать” и существительное руна, означающее “прорез”,“борозда”,… РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran созначением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам,- и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так,знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс.,несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящийранения”, “Ранящий”.
Вероятно, терминруна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы созначением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появлениеевропейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить втишине” — вторично, и связано с магическимприменением древних резаных знаков. Древних рун.
* * *
Первые доводы впользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще вначале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельствныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторыеоказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор.Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянскийхрам Ретры, указывает на тот факт, что на идолаххрама были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Былобы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным,мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов наидолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая одиниз славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан,говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у нихнамогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит всвоем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитаяНедимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IXвека, упоминается дески правдодатне — законы,записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование уславян рунического письма указывают и многие археологические данные.Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей,принадлежащей черняховской археологической культуре,однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцатьлет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.
Примером“черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамикииз раскопок у с. Лепесовка (южная Волынь) илиглиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре ипредставляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке,не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможнойдешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьмаинтересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайноинтересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в1967 году при раскопках у с. Войсковое (на Днепре). На егоповерхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков.Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попыткидешифровки были предприняты. Так, одно времявыдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могутбыть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом — календарем.Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего,ни современного, в котором названия четырех месяцевначинались бы с одной буквы, трех — с другой, двух — с третьей, и оставшихсятрех месяцев — с трех разных букв.
В целом неважно,является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляетсобой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможно, уже отметил определенноесходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так.Сходство есть, и не только сходство — половина знаков (три из шести) совпадаютс рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо(Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) — ромб,поставленный на вершину.
Другую — болеепозднюю — группу свидетельств применения славянами рунического письма образуютпамятники, связываемые с венедами, балтийскимиславянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемыеМикоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним — поистинеуникальным — памятником “балтийской” славянской руники являются надписи накультовых предметах из разрушенного в середине XIвека в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре. На этихпредметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушенияхрама его материальные ценности долгое время считались утерянными илиукраденными, пока часть их, спустя болееполу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов иритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвицв конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш,описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданыим в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптури других предметов.
В Россиибольшинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время какзападные рунологи предпочитают следовать вердиктуспециальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей,что предметы — подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительнымдоводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католическийсвященник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтоженияпамятников языческой религии (что и было им сделано в отношении частипредметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов сязыческими же письменами.
Любопытно, чтоподобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской руническойкультуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не можетбыть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническиминадписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; этаколлекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы,благодаря помощи А.А. Бычкова, имеем возможностьпоместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеетсмысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточновелико.
Как и руныскандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя повсему, к североиталийским (альпийским) алфавитам.Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели,помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена.Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо былопринесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностьюоткрытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимоотметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чемэлементарные навыки письменности — это целыйкультурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспектымагического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) калфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этомсвидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек сперечислением алфавитных знаков. Это — простейший вид рунической магии,распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзяне затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры вцелом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судяпо всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременногосуществования на Руси христианства и язычества — X-XVI века).
Прекрасный томупример — широчайшее использование славянами руны Фрейра — Ингуз, описанное намив Главе третьей.
Другой пример — одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки — это еще одна руна.Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть — сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра,руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все руническиеалфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся(около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. РунаАльгиз — это руна защиты, одно из ее магическихсвойств — защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руныАльгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности частосоединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест,имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна.Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться уразных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделевторой главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевскогомогильника.
Одним из такназываемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, таки трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно,хотя и нечасто. Это и естественно — свастика, символогня и, в определенных случаях, плодородия, — знак слишком “мощный” и слишкомзначительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест,свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо,опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различныхзнаков — это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральнаялопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз,первые лепестки от центра — изображение, ясное еще не вполне. На вторые отцентра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего,модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несутизображение свастики. Что же, ювелир, работавший надэтим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этогоуникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятниковрунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить ославянских материальных памятниках древних искусстввообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить,что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении исистематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку иархеологу, академику Б.А. Рыбакову. Его монографии“Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987),несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальнымиисследованиями этого вопроса.