Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административная ответственность 16

--PAGE_BREAK--
1.4 Принципы административной ответственности

Принципы административной ответственности – основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение. К основным принципам административной ответственности относятся:

·        наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не  за мысли;

·        наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействиях) правонарушителя;

·        законность привлечения к административной ответственности;

·        справедливость привлечения к административной ответственности;

·        индивидуализация ответственности;

·        своевременность ответственности;

·        целесообразность привлечения к административной ответственности;

·        неотвратимость наказания за совершение административных правонарушений.

Принцип ответственности за противоправное поведение, а не за мысли означает, что основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или бездействия).

Принцип наступления административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействиях) правонарушителяпредусматривает, что отсутствие вины свидетельствует об отсутствии административного правонарушения, а, следовательно, и об ответственности. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты  все зависящие от него меры по соблюдения этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к административной ответственностиозначает, что ответственность за правонарушение наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями.

Принцип справедливости привлечения к административной ответственностивыражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения.

Принцип индивидуализации ответственностиозначает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил. Если административное правонарушения совершено при соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Принцип своевременности ответственностиозначает возможность привлечении правонарушителя к ответственности  лишь в течение срока давности привлечения к ответственности.

Принцип целесообразности привлечения к административной ответственности – это соответствие  избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.

Принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений означает, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.[22, 11]
1.5 Административное наказание

 как мера административной ответственности

1.5.1 Понятие и система административной ответственности

Мерой ответственности за административное правонарушение является административное наказание, которое выражается в моральном и материальном воздействии на правонарушителя.[216, 10]

В соответствии со ст. 3.2 КоАП  за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1.    предупреждение;

2.    административный штраф;

3.    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4.    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5.    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6.    административный арест;

7.    административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8.    дисквалификация;

9.    административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 –4, 9. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 –9 устанавливаются только КоАП РФ.

Данная система административных взысканий характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, данная система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные. В качестве основных административных наказаний могут устанавливаться и применяться только предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания может устанавливаться и применяться возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

В-четвертых, данная система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация)) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение). [347, 9]
1.5.2 Виды административных наказаний

Предупреждениеприменяется в отношении физических и юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Применение предупреждения к правонарушителю влечет для него наступление определенных отрицательных последствий обычно морального характера.

Предупреждение может налагаться, если оно предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Вместе с тем ст. 4.3 КоАП РФ связывает с фактом повторного  или неоднократного применения к нарушителю предупреждения привлечения его к более строгой ответственности.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности (например, путем компостерной просечки талона к удостоверению на право управления маломерным судном). [82, 11]

Административный штраф– денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Нормы административного штрафа предусматривают штраф в двух формах:

1.    с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция);

2.    с точным указанием размеров штрафа (абсолютно-определенная санкция).

В подавляющем случае нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции, что позволяет при наложении штрафа учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

Во-первых, он выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда – МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Эта величина не является постоянной и корректируется с учетом инфляции РФ.

Во-вторых, размер штрафа может соответствовать стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения. Так, ст. 7.27 КоАП РФ устанавливает, что мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного МРОТ; ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся на экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности – штраф в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения влечет наложение административного штрафа не более трехкратного размере стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

В-третьих, штраф может быть равенсумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции. Так, сокрытие или занижение фактических полученных доходов налогообложения влечет наложение штрафа в размере, соответствующему сокрытой (заниженной) сумме дохода.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда в соответствии с ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц –50 МРОТ, на юридических лиц – 1 000 МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных ранее, но не может превышать для должностных лиц 200 МРОТ, для юридических лиц – 5 000 МРОТ.[359, 9]

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения(в соответствии со ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в:

1.    принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

2.    последующей его реализации;

3.    передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие назначается судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ.

Возмездное изъятие распространяется только на те предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием.  Так, предметы незаконной охоты или незаконный рыбный лов принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя.

Возмездное изъятие может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с предупреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспортирования оружия и патронов к нему.

КоАП РФ предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. [86, 10]

 Конфискация оружия или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ в соответствии с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

Конфискации подлежат лишь те предметы, которые являются орудиями, средствами и непосредственными предметами административных правонарушений. Так, в соответствии с КоАП РФ могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокоточные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой данной информации.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию в соответствии с ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ.

Лишение специального права, ранее предоставленное данному гражданину, применяется за грубое  или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ в соответствии с положением ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФСрок лишения специального права от 1 месяца до 2 лет.

Лишение специального права  применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. Так, лишение водительских прав предусматривает КоАП РФ за грубые нарушения правил дорожного движения, например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил движение через пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административное наказание в виде лишения специальных правсвязано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством.

Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию в соответствии с ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ.

КоАП РФ относит применение рассматриваемого административного наказания к компетенции различных органов. Лишение специального права на управление автотранспортным средством и городским электротранспортом применяют органы внутренних дел; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами – органы гостехнадзора; на управление маломерными судами – органы государственной инспекции по маломерным судам; лишение специального права на охоту предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. [361, 9]

Административный арест– содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Административный арест назначается судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп в соответствии с положением ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. В соответствии с ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест предусмотрен, в частности: за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и др.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основание для увольнения с работы. [93, 10]

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданствазаключается в принудительном или контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, –в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ в соответствии с ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию –соответствующими должностными лицами в соответствии с положение ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ.

Дисквалификациякак мера административного наказаниязаключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ. [25, 12]

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Статьями Особенной части КоАП РФ дисквалификация предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др. [371, 9]

Административное приостановление деятельностизаключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг согласно  ч.1 ст. 3.12 КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток в соответствии с. ч.2 ст.3.12 КоАП РФ.
1.6 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Смягчение ответственности за административное правонарушение означает смягчение наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка.

Согласно ст. 4.2 КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1.     раскаяние виновноголица (добровольное сообщение виновным лицом о совершенном им административном правонарушении);

2.     предотвращение виновным лицом вредных последствий административного правонарушения (добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда);

3.     совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4.     совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5.     совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Усиление ответственности за административное правонарушение означает усиление наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка.

Согласно ст. 4.3 КоАП обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1.    продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2.    повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое виновное лицо уже подвергалось административному наказанию;

3.    вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4.    совершение административного правонарушения группой лиц;

5.    совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6.    совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.Судья, орган или должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. [61, 11]
1.7 Освобождение от административной ответственности.

Презумпция невиновности

Государство предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от административной ответственности.

Основанием для освобождения от административной ответственности является крайняя необходимость в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ. Не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. В частности, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ исключает административную ответственность невменяемость.

Выделяют два критерия невменяемости:

1.    Медицинский – указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности человека. Классифицируется на:

·        хроническое психическое расстройство (в частности, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и иные длительные формы расстройства психики, имеющие устойчивый характер и тенденции к прогрессированию);

·        временное психическое расстройство (в частности, алкогольный психоз, временное расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением и прочие болезненные заболевания психики, заканчивающиеся выздоровлением);

·        слабоумие (врожденный – олигофрения, либо приобретенный  дефект психики – деменция, проявляющийся в слабости интеллекта);

·        иное болезненное состояние психики (различного рода заболевания, не являющиеся психическими, но сопровождающиеся временным расстройством психики).

2.    Юридический – заключаются в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный аспект), а также руководить ими (волевой аспект).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. [76, 11]

Ст. 2.9 КоАП РФ устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения при малозначительности проступка. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть судья, орган, должностное лицо, полномочный решать по существу, имеет право применять к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия.

Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначение административного наказания, то есть привлечения виновного к административной ответственности.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся административном правонарушении (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

Эти сроки не распространяются на нарушения законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

КоАП определяет срок погашения административного наказания, то есть прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного нарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). В ряде случаев административное правонарушение влечет дисциплинарную, а не административную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам, кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ).

С учетом конкретных обстоятельств дела  и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП РФ отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или виде административного штрафа  невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения.

В частности, КоАП РФ исключает возможность применения административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения. Так, административных арест (ст. 3.9 КоАП РФ) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам Iи IIгруппы. Лишение права управления средствами транспортом не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случае управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также оставления в нарушения установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП РФ).

Административная ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях (бездействии) признаков состава конкретного правонарушения. Для признания каждого обвиняемого в совершении преступления  невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором труда ст. 1.5 КоАП РФ оговорен принцип презумпции невиновности, который сводится к следующему:

1. лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

2. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

3. лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

4. неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Данный принцип распространяется как на физических, так и на юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, и исходит из того, что всякое сомнение, которое не представляется возможным устранить  в установленном законом порядке, должно истолковываться в пользу лица, привлекаемого к ответственности. [344, 9]
2 Субъекты административной ответственности

2.1 Юридические лица как субъекты административной ответственности

Административная ответственность юридических лиц – применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний на неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

Административную ответственность юридических лиц РФ характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), но они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого юридическими лицами.

Прежде всего, это касается понятия вины. В административном праве существует комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.

Объективная вина в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ представляет собой вину, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила. То есть  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная вина в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ – отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. То есть назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности физического лица  не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Общие принципы административной ответственности юридических лиц сформулированы в ст. 2.10 КоАП РФ.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной частиКоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, VКоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо в соответствии с ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ.При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо в соответствии с ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение в соответствии с ч. 5 ст. 2.10 КоАП РФ. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо в соответствии с ч. 6 ст. 2.10 КоАП РФ.

Причем во всех этих случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. [347, 9]

2.2 Должностные лица как субъекты административной ответственности

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с примечание к ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица несут административную ответственность (если законом не установлено иное) так же, как и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать такие функции, как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности к подчиненным, а под административно-хозяйственными – такие как управление и распоряжение имуществом или денежными средствами и др.

Нормы особенной части КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в диспозиции или санкции тех или иных статей указываются конкретные должностные лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. В частности, в диспозиции ст. 5.29 КоАП РФ «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных договоров и осуществления контроля за соблюдением  коллективного договора, соглашения» в качестве субъекта правонарушения напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – руководитель учреждения, в диспозиции ст. 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов» – капитан судна.

Наличие у должностных лиц права совершать те или иные действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей. В частности, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары. [55,11]
2.3 Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Ст. 2.5 КоАП РФ оговаривает особенности административной ответственностивоеннослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Причем к категории «иных лиц» отнесены сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов.

Военнослужащие, то есть лица, проходящие кадровую службу в Вооруженных силах РФ, а также призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (в частности, в таможенных органах это Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997г. № 117-ФЗ и Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998г. № 1396).

В то же время КоАП РФ закрепляет ряд составов административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие и иные лица несут административную ответственность на общих основаниях, которым относятся:

·        правонарушения в сфере законодательства о выборах и референдумах;

·        правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

·        правонарушения в области Правил дорожного движения, а также требований пожарной безопасности вне места службы;

·        правонарушения в сфере законодательства об охране окружающей природной среды;

·        правонарушения в сфере таможенных правили правил режима Государственной границыРФ, пограничного режима, режима в пунктах пропускачерез Государственную границу РФ;

·        правонарушения в области налогов, сборов и финансов;

·        невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

При совершении этих правонарушений к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не может быть применено административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказание в виде административного штрафа. [57, 11]
2.4 Особенности административной ответственности иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется нормами  Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ, согласно которому иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, учредителем которого являются иностранные граждане или иностранные организации. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как нормами внутреннего российского законодательства, так и положениями международных договоров в России с другими государствами.

В соответствии с положение ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, то есть наравне с российскими лицами.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16 («Невыполнение правил ведения судовых документов»), ч. 2 ст. 8.17 – 8.20 («Нарушение правил и условий действий лицензий»; «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований»; «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов»; «Незаконная передача минеральных или живых ресурсов»), ч. 2 ст. 19.4 («Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль») КоАП РФ, также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Единственное исключение из сформулированного выше правила содержит ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, согласно которой вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ (имеется виду дипломатический иммунитет, консульский иммунитет и иммунитет членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в РФ) и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В отношении иностранных юридических лиц (как и лиц без гражданства) закон оговорок не делает. [59,11]


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология и техника лесной промышленности
Реферат Исследование отраслевой структуры экономики региона. Оценка отраслевых структурных сдвигов
Реферат Просадочность
Реферат Сингапур
Реферат Философия «Общего дела» Н. Федорова (1829–1903)
Реферат Почему необходимо защищаться от стресса?
Реферат Учет и анализ обеспеченности оборотными средствами на примере ОПХ Целинное
Реферат Эволюция и образование вселенной и галактики
Реферат Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
Реферат Пути и направления усовершенствования системы обеспечения реализации интересов муниципального образования
Реферат Формирование урожая и фитосанитарное состояние озимой тритикале в зависимости от приемов управления посевами
Реферат Выбор и обоснование варианта и технологической схемы переработки нефти
Реферат Статистика рынка труда
Реферат Как улучшить инвестиционный климат в Саратове
Реферат Физико-химические закономерности формирования тонкопленочных металлополимерных систем из газовой фазы