Реферат по предмету "Культура и искусство"


Массовая культура как культурный парадокс

Нижегородскийфилиал Государственного университета высшей школы экономики
Эссе по курсу
«Культурология»
по теме
«Массоваякультура как культурный парадокс»
выполнил студент группы06-ФК-1
Уксусникова НаталияВладимировна
проверил преподаватель
Поршнев АлександрВалерьевич

г.НижнийНовгород2007

 
Массовая культуракак культурный парадокс
Итак, чтобы разобраться вэтом вопросе для начала определим, суть понятий, которые этот вопроссоставляют.
Современныйэнциклопедический словарь [1]:
Массовая Культура, понятие, охватывающее многообразныеи разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи снаучно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовойкоммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовойкультуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовойкультуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама,эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательнонасыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный»детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянноебалансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным,вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовойаудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении,игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.
Культура (от лат. cultura — возделывание,воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровеньразвития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах иформах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также всоздаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура»употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античнаякультура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а такжеспецифических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическаякультура, художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизнилюдей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины,сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права ит. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности(знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетическогоразвития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Парадокс (от гре. paradoxos — неожиданный,странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение,рассуждение или вывод. 2) В логике — противоречие, полученное в результателогически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимнопротиворечащим заключениям.
Из определениясловосочетания «массовая культура*» следует, что:
1. этот терминпоявился в 20 веке.
2. развитаяинфраструктура и доступность средств массовой информации — предпосылкивозникновения м.к. как явления.
3. смысловойдиапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений,нежели культура вообще (подробнее рассмотрим этот пункт ниже).
4. ориентир намассы, а значит и общедоступность м.к. ведет к достаточно низкому уровню м.к.как культуры.
С понятиями темы всеясно, теперь давайте, объясним себе, чего от нас требует вопрос темы, иразберем его.
У каждого общества естьсвоя культура. Эта культура делится на субкультуры. М.к., на мой взгляд, какраз является субкультурой.
Вопрос же я понимаю так:существует культура общая, ее частью является субкультура, «м.к.», нормы,традиции и ценности которой противоречат соответствующим пунктам «основнойкультуры». Основной, я назвала ту культуру, о которой думает каждый из нас,услышав само это слово. Определение современного словаря даже содержитсинонимы: воспитание, образование, развитие. Когда мы говорим, человек ведетсебя культурно {1}, то подразумеваем интеллигентно, а интеллигенты{2} – этоинтеллектуалы {3}, вот так и приходим к выводу, что речь идет о людях, чейуровень умственного развития достиг больших вершин, к тому же обычноинтеллигентам свойственен высокий духовный уровень.
Итак, основныеотличия «массовой культуры» от «основной культуры» состоят в разнице типовдеятельности, а так же в широте заинтересованной аудитории.
Доступность какой-либоинформации широкому кругу людей достигается в случаи использования простыхспособов выражения. Есть такая фраза: «народ требует хлеба и зрелищ». Я такпонимаю, что для счастья народу нужна пища и организованный досуг. Способдобычи пропитания не диктуется массовой культурой, разве что: работай — получайзарплату — кормись, если говорить подробнее, то эта парадигма{4} у каждогосвоя. А вот что до проведения досуга, то хотя вариантов большое количество, ноони более определенные. Есть то, что их объединят:
1).относительно низкиематериальные затраты (в ином случае способ проведения свободного времени будетдоступен только материально очень обеспеченным людям, а их в принципе не можетбыть очень много, значит и массовости не будет)
2).относительно невысокийдуховный уровень (так как для достижения высокого уровня духовности необходимотратить большое количество времени на самосовершенствование, на вникание во всетонкости предмета; для большинства людей свободное время-это время, в течениекоторого человек расслабляется, и не желает загружать свой мозг информацией,тяжелой в обработке)
3).относительно невысокий интеллектуальный уровень (если говорить просто, то все умными быть немогут, всегда есть элита, средняя прослойка и низший уровень; практическивсегда средняя прослойка – это наибольшая доля населения);
Таким образом,представители массовой культуры – это люди, показатели уровней которых разныхсферах попадают под диапазон средних. Только в этом случае мы получимнаибольшее количество носителей культуры, людей которым она будет интересна.
Теперь необходимоопределить, какие «параметры» у культуры. Хотя в принципе всё уже разобрано,осталось лишь подчеркнуть противоречия.
Во-первых: хотя, говоряоб «основной культуре» мы не затрагивали финансовые аспекты. Но развлечения иувлечения, которые приносят удовольствие культурному человеку практически неимеют границ в своей цене. Особенно если речь идёт о гурманах и знатоках вкакой либо области. Даже если мы в качестве примера возьмём театр – стоимостьзависит от местонахождения и уровня самого театра. Если говорить о м.к., то тутменеджеры привлекают публику скорее путём рекламы и «шумихи», делая объектпривлекательным для «среднего человека».
Здесь взята именнофинансовая сторона не только потому, что автор эссе — будущий экономист, но ипотому, что этот барьер редко ломается. Индивидууму, чей духовный уровень низокдаже в голову не придёт «просидеть» всё в театре, когда альтернативой являетсяпара походов в кафе, например. Он воспримет этот как наличие «лишних» денег. Атому, чье духовное развитие на средней планке, мысль зайти в музей и навыставку, хотя и будет приходить, но редко.
Итак, зачастую людипредпочитают вообще разный вид отдыха.
Во-вторых: духовныйуровень досуга. Об этом сказано уже достаточно в случаях обеих культур.
В-третьих:интеллектуальный уровень развлечения. Если в одном случаи показатели средние,то во втором высокие, либо близкие к ним. Да, даже юмор разный! Всё зависит отдуховного и интеллектуального воспитания: и манера общения, и этикетные нормы,и … да почти все нормы разнятся.
Вот на мой взгляд и всё,других параметров оценки проведения личного времени я не знаю, то что онисовпали со всеми пунктами, по которым я показывала различия культур –случайность, но она мне только помогла.
В чём же заключалсяпарадокс? В том, что «м.к» и культура, как мы привыкли её воспринимать,находятся по многим параметрам по разные стороны баррикад. Это всё равно, чтосказать «Бесцветный/ прозрачный /не воспринимаемый глазом цвет как парадоксокраски/цвета». Сразу чувствуешь, что что-то тут не так.
Должна признать, что несмотря на то, что по крайней мере себе я доказала существование этогопарадокса, меня не покидает ощущение, что можно доказать и закономерностьтакого явления. Итак, предлагаю попробовать найти обратную сторону этой монеты.Я уверенна, она должна существовать!
Итак, начнём сначала: укаждого общества есть культура… Эврика! Этим всё и сказано! Не может бытьтакого, чтоб какая-то часть населения, а в данном случаи наибольшая, жила неимея собственной культуры! Если есть индивид, то есть и то, что его интересует,то, что он понимает, значит совокупность всего этого и есть культура. Амассовая культура должна существовать обязательно, если позволят техническийпрогресс, так как все люди в чём-то схожи, где-то обязательно находятся точкисоприкосновения. Совокупность этих точек — это и есть массовая культура, еёграницы: традиции, ценности, нормы и прочее очень размыты и именно поэтому ониподходят всем! Получается, что любая культура-это субкультура массовой? Не вижуаргументов против.
Получилось в итогеработы, что мы доказали парадокс, который должны были и нашли ещё один, которыйзаключался в самом названии. Мы имеем замкнутый круг противоречий, а так жекруг в котором каждый пункт доказывается через другой… по-моему это несколькостранно, но очень интересно.
Как вывод могу сказатьтолько то, что еще не раз я в мыслях вернусь к этой теме. Уверенна, здесь естьещё над чем подумать. ( надеюсь, читателю тоже было интересно, и что Вам есть счем поспорить и что добавить, поскольку только такая реакция говорит озаинтересованности в теме и вот, что Вы тоже ею прониклись. Сколько людей,столько и мнений!)

Сноски:
 
Толковый словарь Д.Н. Ушакова[1]:
{1} Культурный,культурная, культурное; культурен, культурна, культурно. 1. только полн. формы.Прил. к культура. Культурный уровень. Культурные навыки. || В области культуры,связанный с областью культуры. Культурное сближение с Францией. Культурнаяреволюция. Рабочий… требует обеспечения всех своих материальных и культурныхпотребностей, и мы обязаны исполнить это его требование. Сталин.
2. Стоящий на высоком уровнекультуры, усвоивший культуру, образованный. Культурный человек. Культурноеобщество. ||
3. только полн. формы.Занимающийся просветительной работой. Культурная комиссия. Культурный сектор.
4. Прил., по знач.связанное с культурой в 4 знач. (с.-х.). Культурные породы. Культурная яблоня(в противоп. дикой). Культурная площадь земли (земельный участок, пригодный,для обработки).
5. Подвергшийсяобработке, возникший вследствие работы человека (спец.). Культурный слой земли(насыпанный человеком в процессе различных работ, в отличие от более глубоких,натуральных слоев).
Современныйэнциклопедический словарь[1]:
{2}Интеллигенция(от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный), общественный слойлюдей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным,творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенцияпридают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственностии демократизма. Термин «интеллигенция» введен писателем П. Д. Боборыкиными из русского перешел в другие языки.
На Западе болеераспространен термин «интеллектуалы» {3}, употребляемый и каксиноним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу.Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный ифизический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получилазначительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Современныйэнциклопедический словарь[1]:
{4}Парадигма (отгреч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии — исходнаяконцептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методовисследования, господствующих в течение определенного исторического периода внаучном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
[1]-вся информация пословарям взята с сайта — сборника словарей:
tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=146967&from=new_base


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жизнь и смерть в буддизме
Реферат Формы и методы воспитательного процесса
Реферат Congo
Реферат Шифровка и дешифровка текста
Реферат Îäíà èç ôîðì *àíòðîïîìîðôèçìîâ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè Ñ.á. Ñâÿù.Ïèñàíèå ãîâîðèò î Áîæåñòâåííîé Ðåàëüíîñòè â òåðìèíàõ ÷åëîâå÷åñêèõ îáùåñòâ. îòíîøåíèé. Ê ðàçðÿäó Ñ
Реферат Шифрование и дешифрование данных при помощи симметричных криптографических алгоритмов
Реферат Шрифты и их роль в печатных изданиях
Реферат Арабский Халифат 2
Реферат Экспертная система для решения задачи о коммивояжере
Реферат Русская православная церковь в первые годы советской власти (1917-1927 гг.)
Реферат Развитие письменности и школьного образования Осетии в первой половине XIX в.
Реферат Экономическая теория в информационных системах
Реферат 1. Об’єкт І предмет вивчення навчальної дисципліни «контролінг» > Сутність контролінгу ст. 10-15
Реферат Экспериментальное исследование свойств методов Рунге-Кутты
Реферат Адаптивная физическая культура как средство реабилитации инвалидов