Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Западной Европы в Средние века

Содержание
1. Средневековыйменталитет
2. Этапыразвития западноевропейской культуры Средневековья
3. Научнаякультура в Средние века
4. Феноменсредневекового карнавала
Список использованныхисточников

1.Средневековый менталитет
В Деяниях Апостолов естьместо, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическимифилософами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» — спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всемувижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни,я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, котороговы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян 17: 22-23). Как Ветхий Завет был«детоводителем ко Христу», так и античная философия с ее морально-нравственнымиаспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам быласвоеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Некоторые античныефилософы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предтечами христианскихбогословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбаминаряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.
Рождение Средневековойкультуры, чудовищной и прекрасной одновременно, проходило в процессе крушенияСредиземноморского эллинистического мира, столкновениях умирающей античности иварварского язычества. Это было время войн, политической неопределенности,упадка культуры. Начало Средневековья – V в. К этому времени былисформулированы основные каноны христианства, церковные традиции, были принятыбогословские догматы на церковных соборах. Это время, когда жили Николайчудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов,Блаженный Августин, Бонавентура, Боэций – великие святители и философыхристианства (Отцы церкви).
В 395 г. – со смертью императора Феодосия Великого (379-395) произошло окончательное разделение Римскойимперии на Восточную и Западную. Восточная империя продолжала житьсамостоятельно (после падения Западной в 476 г.) и у не началась своя, ранневизантийская история. Византия продлила жизнь античной культуры до 1453 г., когда сама была завоевана турками.
Рассмотрим средневековуюкультуру Западной Европы.
Неуверенность вматериальной обеспеченности людей Средневековья сопровождалась духовнойнеуверенностью, неуверенностью в будущей жизни, поскольку блаженство никому небыло гарантировано. Ментальность, эмоции, поведение западноевропейскогочеловека формировались в первую очередь в связи с потребностью всамоуспокоении. Отсюда – особое значение авторитетов. Высший авторитет –Писание, Отцы Церкви. К авторитетам прибегали в той мере, в какой они непротиворечили собственным воззрениям. «У авторитета нос из воска, и формуего можно изменить в любую сторону», — крылатая фраза, принадлежащаяизвестному теологу кон. XII в.Алену Лилльскому. Церковь спешила осудить новшества, которыерассматривались как грех. Изобретать считалось безнравственным. Средневековаяэтика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй,неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров(exempla) и составляют средневековую нравоучительную литературу. Кдоказательству авторитетом прибавлялось доказательство чудом. Средневековогочеловека привлекало все, что было необычно, сверхъестественно и ненормально. Наукаже более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудесное,например, затмения, землетрясения.
ПарадоксальностьСредневековья заключается в том, что в это тяжелое время, наполненноежестокостью бесконечных войн и кострами инквизиции, человек был способенсоздать прекрасные образы любви, преданности и красоты. Образы прекрасных дам,рыцарского благородства и королевской справедливости. Средневековоемировоззрение построено на амбивалентностях: постижение сути вещей, природ ипричин, стремление к Богу, сочетается здесь с языческим мистицизмом исуевериями. Средневековый символ – это внешний шутовской облик, с божественнымсодержанием. Символы средневекового сознания рождаются в осмыслении СвященногоПисания. Осмысление духовных истин Священного Писания было направлено, преждевсего, на познание природы вещей и осознание их с духовной точки зрения. Всознании возникли неведомые животные, волшебные страны, чудесные образы изпотусторонней жизни. Мир для человека стал наполнен различными существами –гномами, эльфами. «Физиолог» — текст-словарь, в котором давалосьсимволическое определение природы зверей, их сущности, исходя из СвященногоПисания. Каждый материальный предмет рассматривался как изображение чего-то вдуховном отношении более высокого, становясь тем самым символом. Мыслитьозначало открывать скрытые значения. Природа виделась огромным хранилищемсимволов. Минералы, растения, животные – все символично.
Образ Единорогауподобляли Христу, прозрачный берилл, пропускающий свет, — образ христианина,озаренного светом Христа. Красный сардоникс означал Христа, проливающего своюкровь на кресте. Яблоко – символ зла (яблоко по-латыни malum – «зло»),мандрагора, как считалось, возбуждает чувственность и одержимость; когда еевырывают, она кричит, и тот, кто слышит крик, умирает или сходит с ума.
2. Этапыразвития западноевропейской культуры Средневековья
РаннееСредневековье (V-X вв.). Охватывает время после паденияРима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территорииРима образовались новые государства – франков, готов и др. Племенные вождистали королями, герцогами. Позднее священная Римская империя распалась намножество мелких государств, которые вели между собой опустошительные войны.
Крупнейшим культурным событием раннего Средневековья считается КаролингскоеВозрождение (VIII-IX вв.), названное по имени короля франков КарлаВеликого, который был коронован Папой в 800 г. как император всей Западной Европы. При его дворе была создана «Дворцовая академия» — первое в средневековойЕвропе международное интеллектуальное сообщество ученых, куда входили теолог,поэт и автор житийной литературы Алкуин (англосакс по национальности);историк, автор «Истории лангобардов» Павел Диакон (италик-лангобард),поэт Теодульф (вестгот), автор «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхард(франк) и другие ученые времени. В ходе Каролингского Возрождения былареформирована система образования на основе развития латинской учености ихристианской набожности. Наряду с теологическими дисциплинами в школе изучалириторику, грамматику, искусства, поощрялся интерес к античной культуре.
Это был период формирования основных ступеней развития средневековогобогословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрениясоотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения,противопоставления Града Божьего и Града Земного. Первые попытки толкованияхристианского вероучения были предприняты апологетами – мыслителями иписателями, защищавшими авторитет христианства против нападок язычников. Это — Ориген(185-253/54) и Тертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейскиебогословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416),Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109),Фома Аквинский (1225/1226-1274).
Церковная система образования, в которой доминирует христианскаялитература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным иобразовательным феноменом.
Складываются своды народно-эпической литературы: ирландские саги,сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, исландский эпос («СтаршаяЭдда» и «Младшая Эдда»), англо-саксонская поэма «Беовульф»; «Песня оНибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде».
Высокое(классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрожденияЗападной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классическийпериод европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле ипревратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитиесельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель иассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот,распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формыпредпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили своюторговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – изГермании, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки:изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатногопресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.
С Х в. государстваукрупнились и создали сильные армии. Началась эпоха крестовых походов – 1099 г. – захват Израиля у мусульман, 1291 г. – потеря. Католическое христианство распространилось наСкандинавию, Польшу, Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной целью крестовыхпоходов было обратить неверные народы в христианство, на самом же деле это былизавоевательные походы, результатом которых были бесчинства и грабежи владениймелких феодалов, прикрывающиеся именем Христа. Церковь сосредоточила в своихруках власть над всей Европой и над некоторыми европейскими колониями на Востоке.В V в. еще собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросыдуховного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры, ни о власти,ни о чем-либо социальном речи не шло. И уже к VIII веку отделившаяся Западнаяцерковь во главе с Папой отвоевывает себе земли на юге Италии, и получаетмощный государственный аппарат, существовавший в Римской империи. Уже в IX векеПапа имеет право оспаривать указы императора, вмешиваться в его правление. ВXIII Папа издает указ, который должен входить в законодательство любойевропейской страны – закон «Двух мечей». 2 меча – 2 начала власти –власти церковной и власти королевской. Благодаря этому указу Папа уже можетотменять законы, принятые сенатом и самим императором. Коронование без Папыневозможно, и только Папа может лишить власти несостоятельного короля. Сам Папаизбирается советом кардиналов. Неограниченная королевская власть ограниченатолько властью Папы, но эта власть тотальна и повсеместна. Разделение Церкви наЗападную и Восточную (окончательно и официально в 1054 г.) было обусловлено множеством причин. Но самой, пожалуй, главной, было вмешательство вуправление государством, чему противилась Восточная церковь и за что ратовалаЗападная. Стремление к господству над всей Европой было характерно для ЗападнойЦеркви. И возможно именно тяготение к власти и деньгам объясняет появлениетакой странной формы отпущения грехов, как индульгенций (лат. – indulgentia– «милость, прощение – полное иличастичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде специальных грамот отимени римского Папы») и жестокую расправу над мнимыми еретиками – костры.
НаЗападе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его основателем можносчитать итальянца Бенедикта Нурсийского (ок.480-545), которыйосновал Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом).Главными особенностями монахов-бенедиктинцев было не только воздержание,молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. Этот орденпротиворечив, как и вся эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делалиэто открыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, адругой – забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославилисьизобретением индульгенций – прощением грехов за деньги. Бенедиктинцы фактическизахватили власть в Европе, ни один король не имел права короноваться без ихразрешения. К XII в. их власть ослабла, и их место в политической жизни Европызанял Доминиканский орден (основатель – испанский монах Доминик Гусман(1170-1221), прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Инквизиция(от лат. inquisitio –«розыск, расследование») – специальные трибуналы католической церкви, созданныедля борьбы с еретиками. До этого еретиков либо изгоняли из города, либопублично обвиняли в еретичестве и проклинали. Костер, как мера, избавляющаяякобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы серетиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было простосказать, что твоя соседка ведьма – и ее сожгут без суда и следствия, а ееимущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представитьмасштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой еговиновности перед Богом.
Между тем, повышаетсяуровень светского образования. В XII в. появляются университеты.Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждыйуниверситет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту вобласти философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля;Болонский университет специализировался на римском и церковном праве;университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действеннаяправовая система.
Художественная культура. Романскийстиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник врезультате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварскихплемен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой,создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основномэто были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийскойархитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805),построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектуройкрепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Онпрост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефнаябазилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными идверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест.Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизитьчеловека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьерезначительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы.Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовалсяэкспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. Напорталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметноискаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица.Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного изооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотическихживотных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора ит.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно воФранции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).
Готический стиль,готика (от ит. Gotico – «готский», от названиягерм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный,господствовавший в искусства с XII доXV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор.Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатойформы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь,стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветнымивитражами. Характерная особенность готического храма — круглые витражные окна(т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни,статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей).Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь СантаКроче XIII-XIVвв. во Флоренции; во Франции:церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор,соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; вГермании – соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии – собор вСолсбери, Кентерберийский собор; в Италии – Миланский собор, В Чехии – соборсв.Вита и др. Самымзнаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор соборав Наумбурге (Германия) – рельефы «Страстей Христовых» и 12 статуйоснователей (донаторов) храма. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры,эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра и проч.
В XII в Провансе на юге Франции(трубадуры), на севере Франции (труверы) появляется куртуазная поэзия,воспевающая Прекрасную Даму.Центры куртуазной культуры – замки. Куртуазнаякультура («куртуазный» с франц. — учтивый, вежливый, придворный) – этокультура придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств.Составляющей частью куртуазной культуры была куртуазная любовь, современникиназывали ее «fine amour», «утонченная любовь», которая выражалась впоклонении молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супругесеньора этого рыцаря или другого высокопоставленного человека. Реализоватьвлечение к Даме рыцарь не мог, но удовольствие доставляло само ожидание. Длядостижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней: 1)любовь «колеблющегося», 2) любовь «умоляющего», 3) любовь «услышанного», 4)любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме,заключить ее в объятия. Но все это – при условии преданности, верности своейДаме, готовности выполнить все ее желания. Мужчина должен был уважать женщину,развивать мужские добродетели. Именно средневековая культура Западной Европывпервые вознесла образ женщины до божественного существования. О неземнойкрасоте Прекрасной Дамы, как правило, хозяйки замка, ведущей замкнутый иодинокий образ жизни слагали свои песни трубадуры и труверы (первоначально– бродячие певцы и музыканты, вышедшие из сословия шутов). Великие куртуазные поэтыБернарт де Вентадорн (годы творчества – 1150-1180), Бертран де Борн (ум.1210г.), Пейре Видаль (годы деятельности 1118-1206), Гильем де Кабестань (кон.12),Пейре Карденаль (1225-1272), поэтессы: графиня де Диа (кон.XII в.), Азаланда деПоркайраргес.
 
Мне в пору долгихмайских дней
Мил щебет птициздалека,
Зато и мучает сильней
Моя любовь издалека.
И вот уже отрады нет,
И дикой розы белыйцвет,
Как стужа зимняя, немил.
Мне счастье. Верю,царь царей
Пошлет в любвииздалека,
Но тем моей душебольней
В мечтах о ней –издалека!
Ах, пилигримам бывослед,
Чтоб посохстраннических лет
Прекрасною замечен был!.....
За трубадурамипоследовали поэты других стран, например, немецкие миннезингеры: Фридрих фонЙохансдорф, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде,Тангейзер, Освальд фон Волькенштейн и др.
Литература былапредставлена жанром рыцарского романа («Ланселот, или Рыцарь телеги»(1180), «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа; «Парцифаль» Вольфрамафон Эшенбаха; любовные романы («Тристан и Изольда» ГотфридаСтрасбургского, «Роман о Розе»), так называемый «животный эпос» («Романо Лисе»). Городская литература включала небольшие назидательные рассказы встихах — фаблио (от лат. fibula-«басня, рассказ»), которые в немецкой литературе назывались шванки.
Средневековая музыка. Музыкав Средневековье различалась на светскую и духовную. Светская музыкапредставлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др.Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или струнныйинструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы.Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннемСредневековье были монастыри, с XII в.– соборы и университеты. В XI в.монах Гвидо д’Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам насмену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получитраспространение как в церковной, так и в светской музыке.
Средневековый театр. Вистории средневекового театра выделяются два периода:
– Ранний (V- XI вв.)период, для которого характерны народные праздники с элементами театрализации,часто связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; илитургические мистерии.
– Зрелый период (XII-XIVвв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первымсредневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), впьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XVвв. появляются театрализованные представления:
1. Фарс (от лат. Farcio — «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания.
2. Миракль (от лат.Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которойсоставляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудьсвятой, известный как покровитель данной местности.
3. Мистерия (от греч.mysterion– «тайный») – религиозное представление в Западной Европе дидактическогосодержания.
Заказчиками мистерий былигородские цеха и городские власти. Но ставились они под контролем церкви.Известно три основные формы проведения мистерии: мимо зрителей могли проезжатьтелеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии; мистерия такжемогла показываться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило вразных местах помоста, а также на земле – в центре круга, образованного этим помостом;наконец, представление могло происходить на прямоугольном помосте, на которомустанавливались декорации в виде беседки, которая изображала нужноепространство, если по виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешаласьпоясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.д. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены из-за сильного критического момента в них.
Позднее средневековье(XIV — XV вв.). Кризисные тенденции: прекратилась распашка и освоение новыхземель, экономическая депрессия, запустение деревень. Во многом экономическоеистощение предопределила 100-летняя война между Францией и Англией.Прекращается строительство соборов. Банки – банкроты, девальвация монеты.Социальный кризис. В посл.трети XII в. по Европе прокатилась волна городскихбунтов, восстаний черни. В 1315 -1317 гг. ненастная погода повлекла за собойнеурожай, рост цен и всеобщий голод. С 1348 г. эпидемия (Великая чума). В Европе в сер. XIV в. умерло 22-28 млн. из 73 (74) млн. жителей. Тема смертидоминирует в искусстве и религиозном сознании. Новые религиозные движения – флагелланы(бичующие себя), которые делали акцент на умерщвлении плоти.
Но наблюдаются ипредвозрожденческие тенденции: социальная мобильность, опустошенные чумойгорода нуждаются в притоке новых сил. Открываются новые университеты с акцентомна изучение медицины, естественных наук, возрастает интерес к классическойлатыни, античным текстам.

3. Научнаякультура в Средние века
Уровень образованностисредневекового европейца был очень невысок. Неграмотными были герцоги и короли,и даже представители духовенства. Христианская часть культуры становиласьдоступной в виде цитат, парафраз, нравоучительных историй. Источникомхристианской мысли в раннем Средневековье была даже не сама Библия, а еевторостепенные изложения, низводившие духовную жизнь до борьбы пороков идобродетелей. Иконопись и зодчество становятся нравоучительными. Уже в 1025 г. Аррасский собор утверждал: «Неграмотные созерцают в живописи то, что они не могутпрочесть».
Ученые раннегоСредневековья: Северин Боэций (480-524), «последний римлянин»,передавший средневековью знания аристотелевской философии; Флавий Кассиодор(ок.490-583), занимавшийся латинской риторикой, инициатор переписываниядревних текстов; Беда Достопочтенный (673-735), в наиболее завершеннойформе изложивши теорию четырех смыслов Священного Писания, положенной в основухристианской экзегетики.
Характерная чертасредневековой культуры в парадоксальном сочетании мистического (даже сэлементами оккультизма) душевного порыва с ориентацией на строгую методологию исистемность подобную математической или юридической. Благодаря развитиюобразования в XII веке изменяется отношение к книге. Книга университетскаястала цениться выше, чем книга монастырская. IV Латеранским собором былизапрещены ордалии (испытания огнем и водой), им на смену постепенно приходилиписьменные доказательства истины. Десакрализация книги сопровождаласьопределенной рационализацией методов интеллектуальной работы, что воплотилось всхоластическом методе. Схоластика (от греч. Scholastikos– «школьный, ученый») – религиознаяфилософская система, характеризующаяся соединением религиозной философии срационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.Схоласты стремились систематизировать и обосновать содержание христианскогоучения и в противовес мистике видели путь постижения Бога в логике ирассуждении. Известный представитель схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109)утверждал, что все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Он«доказал» существование Бога, сформулировав онтологический аргумент: Богесть наивысшее мыслимое совершенство, поскольку существование является одним изнеобходимых атрибутов совершенства, постольку Бог существует – невозможно бытьвысшим совершенством и при этом не существовать.
Схоластика при разработке проблематики предполагала спор,«диспут», в котором в противовес ранее принятым ссылкам на авторитет всебольшее значение приобретала практика логического обоснования аргумента.Схоластика способствовала развитию самосознания. Раньше человек искал меру иоценку своих прегрешений и заслуг вовне. Покаяние рассматривалось как некийштраф — после выполнения епитимьи, человек считал себя примиренным с Богом ицерковью, с самим собой. Теперь же от него требовалось раскаяние. Это давалоотпущение грехов.
В средневековойнауке важное место занимала алхимия. Алхимия (позднелат. Alchemia) – название химии, данное арабамиоколо VIII в. В XI-XII в. из арабскихстран она проникает на Запад. Цель алхимии – превращение неблагородных металлов(меди, свинца) в благородные (золото и серебро) при помощи «философскогокамня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. Впроцессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных ирастительных красок, стекол, эмалей, кислот, щелочей и проч., а такжеразработаны методы лабораторных исследований: перегонка, взгонка, фильтрование.Известные европейские алхимики Роджер Бэкон (ок.1214-1294), Арнольдо деВиланова (1235-1313), автор «Салернского кодекса здоровья», Альберт Великий(между 1193 и 1206-1280) и др.

4. Феноменсредневекового карнавала
Карнавал – это праздник,родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминалДионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент.Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бога и все, что далохристианство человеку, на многие столетия было доступно только единицамобразованных людей. Главным, что получило распространение в народе ивоспринималось в подлинно христианском смысле – это проповеди о морали инравственности. Христианские упования, — единственное, что как-то укреплялолюдей в темные века средневековья, и вселяло веру в то, что когда-то всевоздастся и будет по-другому. Но это «когда-то» было совсем в другом мире, аотдушиной в этом мире стал карнавал. Это большие народные праздники, длящиесянесколько дней, во время которых разрешалось то, что было не дозволено вобычной жизни. Мир словно бы переворачивался — и шут становился королем, он моготдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Люди одевались странно исмешно, надевали на лица маски и творили всевозможные бесчинства. Всредневековом карнавале маска – это собственное лицо, только обратное самомусебе. Маски часто были похожи на животных: человек не мог создать самого себя,но обратного себе. Обратная сторона человека – это его низменные, животныеинстинкты и проявления. Отсюда – амбивалентность, противоположность самомусебе. Карнавал – это антипод идеала христианского мира, это мир низменных,плотских удовольствий, мир вывернутый наизнанку, где каждый может бытьантиподом самому себе. Карнавал проходил раз в год и длился несколько дней, вовремя этих праздников дозволялись разбои, безнравственные поступки, которыерассматривались как противопоставление христианской морали, в жестких рамкахкоторой народ оказывался после карнавала. Правда, под христианской моральюподразумевались определенные гражданские позиции, а, собственно, не она сама.Личное обращение к Богу, как и понятие нравственности, были средневековомучеловеку почти неизвестно, все это было санкционировано государством ипоставлено на социальные рельсы, отчего человеком воспринимались как чистовнешние обстоятельства, в которых он жил, а не как внутренняя, собственнаядействительность. Важен – карнавальный смех, — это праздничный смех, он не былиндивидуальной реакцией на отдельное смешное явление, карнавальный смехвсенароден, это смех «на миру», он универсален, он направлен на все и на всех,в том числе и на самих участников карнавала, весь мир воспринимается смешным, «этотсмех амбивалентный, он веселый, ликующий и одновременно – насмешливый,высмеивающий, он и отрицает, и утверждает» (М.Бахтин).
Смех имеет еще одну грань– двойную природу: он обнажает страх, говорит о смерти и нарушении запрета, ивместе с тем, избавляет человека от ужаса перед бытием. Карнавальный смех –смех христианина, а не язычника, так как в язычестве смех существовал тольколишь для осмеяния тайного существования человека и государства, а вхристианстве приобретает особенную глубину – открытие человеку запретов,обнажение страха, смерти и пустоты.
Для карнавала специальнотексты не писались, лишь придумывались сценарии. Но уже к XIII веку во Франциии Германии сложился особый карнавальный жанр литературы фаблио – небольшиесмешные истории или басни, в которых высмеивались пороки, церковь игосударство. Во Франции самым знаменитым сочинителем фаблио был Рютбеф,а в Германии – Штрикер. Например, фаблио Рютбефа «О Буренке,поповской корове».

Списокиспользованных источников
1. Алпеева Т.М. Введение в культурологию: Учеб.пособие /Алпеева Т.М. – Мн.: Веды, 1997.
2. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. –М., 1998
3. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-естер. изд. – Мн., 2005. – 216с.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / Поликарпов В.С. –М.,1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Школьник как субъект учебного процесса
Реферат The Lottery Essay Research Paper The Lottery 2
Реферат Я хочу рассказать вам о книге С. Лем, Непобедимый
Реферат Правовые системы современности
Реферат Формы обучения в высшей школе
Реферат Условия и безопасность труда
Реферат Вплив математичної обізнаності на продуктивність памяті
Реферат Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в основной школе
Реферат Цель воспитания, его место в воспитательном процессе
Реферат Месца і ролю вучэбна-метадычных дапаможнікаў па беларускай літаратуры ў працэсе школьнай адукацыі
Реферат Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Реферат Формування мотивації здорового способу життя з використанням ігор-драматизацій
Реферат Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры
Реферат А., Штин Е. Антикризисный pr коммерческих организаций Введение
Реферат Эмоциональные механизмы и трудности психологического развития ребенка младшего подросткового возраста