Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование уровня объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Департаментобразования Вологодской области
Государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«Тотемскийпедагогический колледж»
Выпускнаяклассификационная работаИсследование уровня объема физическойнагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистови лыжников)
Тотьма
2009

Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ОБЪЕМА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
1.1 Планированиетренировочных нагрузок
1.2 Развитиеобщей выносливости у баскетболистов и лыжников
1.3 Учебно-тренировочныйпроцесс
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ объёма физическойнагрузки в учебно-тренировочном процессе лыжников и баскетболистов, влияющий наразвитие общей выносливости
2.1 Методы исследования
2.2 Организацияи результаты собственных исследований
Заключение
СПИСОК ЛитературЫ
ПриложениЯ
/>


Введение
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека какактивного члена общества. В этот период завершается развитие физиологическихсистем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна бытьсоздана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствованиячеловека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессефизического воспитания может быть более успешным при условии обоснованногоприменения средств и методов физической культуры, а также интенсификациифизических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологическихсистем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальныеособенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма наразных этапах развития. Самым главным физическим качеством, которое развиваетсяв данный период времени у детей, является общая выносливость, она является основойдля развития других качеств: скоростных, скоростно-силовых и т.д., которыенесут оздоровительный характер для систем организма сердечно сосудистойсистемы, дыхательной системы и других органов человека.
В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательнуюподготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающиеготовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированногопроизводства. Вот почему для теории и практики физического воспитания, учащихсянеобходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетомадаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степенифункциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития исовершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.[4, c.132]
В 17 в. в трудах К. Славинецкого и Я. Каменского впервые были поставленывопросы взаимосвязи физического воспитания и нормироания нагрузок.
Петр Франциевич Лесгафт заложил методико-биологические основы учения офизическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработкитеории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены,физических упражнении и спорта.
Ближайшим последователем Лесгафта был В.В. Гориневский, автор первыхотечественных руководств по нормированию физических упражнений.
Объект: тренировочный процесс лыжников и баскетболистов.
Предмет: уровень объема физической нагрузки общей выносливости.
Цель работы – сравнение уровня объема физической нагрузки общейвыносливости в тренировочном процессе баскетболистов и лыжников.
Задачи:
1.   Изучить литературу по данной теме
2.   Выполнить анализ раздела программы«Физическая подготовка» спортивной подготовки для ДЮСШ баскетболистов илыжников.
3.   Выявить приемы нормирования объема физическойнагрузки у баскетболистов и лыжников.
Гипотеза (предположение) – что уровень объема физической нагрузки общейвыносливости в тренировочном процессе у лыжников выше, чем у баскетболистов.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
1.1 Планирование тренировочных нагрузок
Физическая нагрузка — этоопределенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, атакже степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.[27, c. 144]
В системе многолетней подготовки лыжников-гонщиков необходимопредусмотреть постепенное изменение объема нагрузки и включение различныхтренировочных средств с учетом возрастных особенностей юных спортсменов. Вучебно-тренировочном процессе необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объемсредств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитиюбыстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался.Большое значение в этом плане приобретают подвижные и спортивные игры, круговаятренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства иметоды, способствующие развитию этих качеств. Целесообразно привлечениеразличных видов спорта.
Рост спортивных результатов обеспечивают дальнейшее повышение уровняобщей физической подготовки, развитие быстроты и скоростно-силовых качеств,общей выносливости при ходьбе на лыжах. В основном периоде следует увеличитьобъем скоростно-силовых упражнений на подъемах. Выносливость находится в прямойзависимости от пройденного в основном периоде километража. [26, c. 86]
Дальнейшему повышению спортивных достижений помогает включение втренировку средств, способствующих развитию силовой и мышечной выносливости,значительное увеличение объема работы по совершенствованию общей и специальнойвыносливости. Можно значительно увеличивать километраж бега в подготовительномпериоде. В основном периоде в каждом занятии повышается объем упражнений навыносливость. [26, с.94]
Для успешного проведения процессаспортивной тренировки необходимо осуществлять правильное планирование и вестиучет полученных результатов.
При составлении плана тренер долженхорошо знать, какие средства и методы позволяют наиболее эффективно решать туили иную задачу тренировки. Планирование помогает учесть все стороны подготовкиспортсмена: функциональную, техническую, тактическую, волевую, теоретическую ипедагогическую.
Планируя тренировку, необходимо,исходя из поставленных задач, определить круг применяемых на отдельных этапахподготовки средств и методов, количество занятий и соревнований.
Одновременно следует установить,какие тесты и нормативы будут использованы для определения эффективноститренировочного процесса и когда они должны проводиться, предусмотреть срокипроведения врачебного контроля.
В разделе воспитательной работы сюными спортсменами тренер обязательно должен учесть необходимость повышенияобщей культуры занимающихся: знакомство их с произведениями искусства,литературой, с достижениями в области науки и техники и т. д.
Физическая работоспособность ивыносливость являются одними из самых важных двигательных качеств юныхбаскетболистов. Высокий уровень их развития позволяет не только эффективновыполнять технико-тактические действия в условиях нарастающего во время игрыутомления, но и сравнительно легко переносить значительные тренировочныенагрузки. [27, с.145]
О величине нагрузки можно судить посубъективным ощущениям и объективным показателям. К первым относятся ощущенияобщей и локальной трудности выполнения упражнения, чувство невозможностипродолжать работу в установленном темпе и др. Но главную роль в оценке нагрузкииграют объективные показатели. Различают два их вида: первый — относящийся квнешней стороне нагрузки, т. е. количественные характеристики выполненнойфизической работы, оцениваемые по ее внешним параметрам (продолжительность вовремени, число повторении упражнений, скорость, темп движений, величинаперемещаемого веса и др.); второй — характеризующий ее внутреннюю сторону иотражающий величину и характер физических, биохимических, психологическихизменений в организме, обусловленных данной нагрузкой (частота сердечныхсокращений, потребление кислорода, величина артериального давления, содержаниемолочной кислоты в крови и др.). Величина нагрузки прежде всего зависит от ееобъема и интенсивности. [27, c.145]
Объем нагрузки характеризует ееколичественную часть (как длительность выполнения физических упражнений, так исуммарное количество работы, выполненной в течение определенного времени заодно занятие, неделю, месяц и т. д.).
Интенсивность нагрузки определяет еекачественную часть (показатели интенсивности внешней стороны скоростьпередвижения, темп игры, моторная плотность занятия, вес преодолеваемогосопротивления и т. д.; показатели внутренней стороны минимальные, средние и максимальныезначения ЧСС и т. д.), [1. c.123]
При планировании нагрузок объем, иинтенсивность принято оценивать в абсолютных и относительных величинах.Абсолютные показатели объема и интенсивности характеризуют реальные их значенияв отдельных упражнениях или за определенное время (занятие, неделю и т. д.), аотносительные есть отношение зарегистрированного абсолютного показателя объемаили интенсивности к максимально возможному. Например, в беге, а качествеабсолютного показателя интенсивности может быть средняя скорость на какой-либодистанции, а относительная интенсивность равна отношению этой средней скоростик соревновательной (лучшей) на данном отрезке. [27, с. 134]
Основные особенности возрастного развития физических качеств школьников.Уровень развития основных физических качеств у мальчиков от 8 до 17 летпостоянно повышается, а у девочек происходит неравномерно, бывают периодызадержки темпа развития и даже их снижения. Девочки по сравнению сосверстниками-мальчиками имеют ряд функциональных особенностей, сводящихся кменьшей физической работоспособности вследствие более низкого уровня развития,аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции. (см. прил. 1). [14, c. 54]
У девочек значительно хуже развиты функциональные системы аэробногоэнергообеспечения. При физической нагрузке умеренной и большой мощности у нихэто проявляется в меньших величинах МПК (максимальное потребление кислорода) ифизической работоспособности. На всех возрастных этапах развития в обеспечениимышечной энергетики у девочек сохраняется более высокая роль окислительныхпроцессов. В этом смысле «женский» тип энергообеспечения ближе к «детскому».Это одна из биологических основ известной большей в сравнении сосверстниками-мужчинами физической выносливости женщин именно при умеренныхфизических нагрузках. [10, c.98]
Как известно, у школьников всех возрастных групп реакции сердечнососудистойи дыхательной системы на пробегание дистанции с различной скоростью имеютчеткие половые различия. Например, если после бега на дистанции и у мальчиков,и у девочек примерно одинаковое увеличение ЧЧС — до 200-240 удара в минуту, тодлительность восстановительного процесса (по частоте пульса) у девочекзначительно больше. Например, к 10-й минуте восстановительного периода удевочек ЧЧС была на 10-20 ударов больше. Сдвиги максимального и минимальногоартериального давления в ответ на физическую нагрузку у девочек всех возрастныхгрупп также выражены в большой степени. [18, c. 111]
В физическом воспитании школьниковиспользуется большой арсенал физических упражнений как циклического (бег,плавание, лыжные гонки и др.), так ациклического (прыжки, метания, подтягиваниеи др.) и игрового характера. В процессе занятий физическими упражненияминаибольшее значение имеет обоснование нормирования физических нагрузокциклического характера, формирующих физическую выносливость школьников, так какони вызывают наибольшее напряжение вегетативных функций организма. Нагрузкиациклического характера, формирующие главным образом силу, координацию,ловкость и другие физические качества, вызывая значительно меньшее напряжениевегетативной сферы, оказывают и меньшее тренирующее воздействие на организм.[6, c. 54]
К циклической деятельности относитсятакая физическая деятельность, при которой действия, одинаковые по структуре,стереотипно повторяются. Из всех видов циклической деятельности бег для детей —самый естественный вид движения, поэтому беговые нагрузки широко применяются воздоровительных целях. [23, c.234]
Они способствуют развитию общейвыносливости, повышают 1 физическую работоспособность, увеличиваютфункциональные резервы и расширяют адаптационные возможности детского организмак факторам внешней среды.
Под выносливостью понимаютспособность человека к длительному выполнению какой-либо физической деятельностибез снижения ее эффективности. Показателем выносливости служит время, в течениекоторого человек может поддерживать заданную интенсивность физической нагрузки.Для измерения выносливости используют прямой и косвенный способы. При прямомспособе школьнику предлагают выполнить какое-либо задание, например, бегать сопределенной скоростью, и устанавливают предельное время работы до началаснижения скорости бега с данной интенсивностью. Применяя этот метод, В.Г.Фролов показал, что мальчики 7 лет могут пробежать со скоростью 60 % отмаксимальной 864 м, а девочки — лишь 715 м. [11, c.344]
Этот способ сложен и требуетспециальной аппаратуры, поэтому чаще используют косвенный метод. Примером можетслужить обычное в спортивной практике определение выносливости по временипробегания какой-нибудь достаточно длинной дистанции, например в беге на 3, 5 км и более.
В.С. Фарфель отмечает, чтоупражнения, относящиеся к одной и той же зоне относительной мощности (содинаковым предельным временем выполнения), следует рассматривать как одинаковоутомительные.
Многие исследователи (ГМ.Куколевский, Р.Е. Мотылянская, В.А. Сергеев и др.) доказали однонаправленностьвегетативных сдвигов при выполнении различных упражнений. [21, c. 56]
В.М. Зациорский и другие установили,что перенос выносливости возможен в различных циклических упражнениях и зависитво многом от мощности работы.
Выносливость развивается исовершенствуется в течение многих лет жизни человека. По данным некоторыхученых, в тридцатилетнем возрасте человек достигает наивысшего уровня развитиявыносливости.
У новичков выносливость изменяетсядовольно быстро. Так, установлено, что после 34 тренировок за 45 днейработоспособность мышечных групп увеличивается примерно в 6 раз. Меройвыносливости служит предельное время, в течение которого совершается упражнениеопределенной интенсивности. [2, c.165]
Хорошо развивается общаявыносливость, если усилия во время выполнения упражнений достигают 40— 60% максимальноймощности.
В.С. Фарфель доказал, что работаразличной интенсивности может лежать в разных зонах мощности, которыеопределяют специфику энергетических процессов, протекающих в организме. [26,с.85]
Выносливость развивается при выполнениифизических нагрузок, которые оказывают большее воздействие на организмзанимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко переносить. Врезультате организм адаптируется к небольшому утомлению, вызываемому постепенноувеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать более продолжительноевремя и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок. [23, c.138]
Специальная выносливость лыжника-гонщикахарактеризуется способностью выполнять работу, связанную с переключением содного характера мышечной деятельности на другой, с определенной интенсивностьюв зависимости от длины дистанции.
Организм человека стремитсяприспособиться к специфическим нагрузкам, предъявляемым к нему, поэтому вразвитии специальной выносливости следует учитывать характер рельефа дистанции,на которой предстоят наиболее ответственные соревнования.
Для успешного развития специальнойвыносливости необходима высокая тренированность нервной системы и быстраяреакция различных систем, способность противостоять воздействию фактороввнешней среды (мороза, ветра, различного состояния снега и т. п.).
Кратковременные передышки на спускахвызывают необходимость быстрой мобилизации всех систем организма дляпродолжения дальнейшего интенсивного передвижения по дистанции.
Необходимо учитывать и скорость, скоторой спортсмен должен передвигаться по дистанции. [26, с.92]
Тренировка, в которой большоевнимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости, врациональном сочетании с другими средствами общей физической подготовкиспособствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты,силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основнымифизическими качествами существует тесная функциональная связь ивзаимообусловленность.
Выносливость — одно из важнейшихфизических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствуетповышению не только общей физической подготовленности и физическойработоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущегоорганизма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемостьк воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Все это позволяет говорить онеобходимости развития в юношеском возрасте различных видов выносливости. [6, c. 65]
Опыт показал, что на этом пути юныйлыжник должен переходить от одного этапа развития выносливости к другому:
а) развитие общей выносливости средствамиОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);
б) развитие общей выносливости длительнымиупражнениями;
в) совершенствование мышечной выносливости;
г) постепенное повышение скоростипередвижения по дистанции;
д) усложнение рельефа дистанции;
е) совершенствование выносливости на фонеутомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями. [27, c. 86]
Изучение опыта многолетней подготовки юных лыжников показало, что общийкилометраж в ходьбе на лыжах целесообразно увеличивать постепенно, из года вгод.
Для определения гигиеническиоптимальных физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой сцелью повышения ее оздоровительной эффективности используют такие физическиенагрузки, которые обеспечивают максимальное тренирующее и развивающее влияние.[11, c.401]
Учитывается не только достигнутый вконкретном возрасте уровень развития физиологических функций (функциональнаяготовность), но и «зона ближайшего развития» с некоторым превышением оптимума иисключением чрезмерных, экстремальных нагрузок (Д.С. Выготский, А.А. Аршавский).
Рекомендуется развивать выносливостьдетей начиная с 6 лет (Л.Г. Евсеев). Интенсивный рост выносливости у детейотмечается в период от 8 до 9 лет. Поэтому для развития выносливости наиболееблагоприятен возраст 9 — 11 лет.
При изучении зависимости «скорость —время» для детей 9—10 лет выделены 4 зоны мощности:
1) максимальная мощность работы втечение 9 с;
2) субмаксимальная мощность работы втечение 9 с — 1,5 мин;
3) большая мощность работы в течение1,5 — 25 мин;
4) умеренная мощность работы втечение более 25 мин.
При изучении максимальнойработоспособности детей было установлено, что максимальная ЧСС не зависит отвозраста, она практически одинакова у детей и взрослых, составляя 190 — 200уд/мин. [24, c.234]
Предельные ее величины после работымаксимальной мощности находятся в пределах 196 — 202 уд/мин у юношей, 203 — 206уд/мин у Девушек. На стандартные нагрузки (одинаковые по величине) младшие детиотвечают большими функциональными сдвигами сердечнососудистой системы, одновременноу них отмечается более Короткий восстановительный период.
При физических нагрузках, несоответствующих возрастному уровню развития двигательных качеств,восстановительный период у детей длительнее, чем у взрослых. [3, c. 45]
Состояние аэробного обмена во многомопределяет выносливость ребенка. Для детей оптимальны нагрузки умереннойинтенсивности, выполняемые при благоприятном соотношении величин кислорода,поступившего в легкие, транспортируемого кровью и потребляемого тканями.Поглощение каждого литра кислорода у детей обеспечивается меньшими в сравнениисо взрослыми объемами вентилируемого воздуха и циркулирующей крови. [19, c. 349]
Чем выше МПК (максимальноепотребление кислорода) человека. Возрастные изменения энергетического обменасвязаны с перераспределением относительных величин в суммарный обментеплопродукции органов и тканей, имеющих разную метаболическую активность. Свозрастом уменьшается относительный вес высокоактивных внутренних органов иповышается относительный вес малоактивной жировой мышечной ткани. Увеличениевклада скелетных мышц в суммарный обмен — причина снижения интенсивности обменав покое.
У девочек 13—15 лет после бега надистанции со скоростью 3 м/с отмечалось значительное, а при беге со скоростью3,5 м/с чрезмерное напряжение сердечнососудистой системы, что свидетельствует онеадекватности таких нагрузок для школьниц этого возраста. Известно, что сдвигисистолического и диастолического артериального давления под влияниемдозированной физической нагрузки у девочек во всех возрастных группах выраженыв большей степени, чем у мальчиков, особенно в 14—15 лет. Это выражается в большихсдвигах в функциональном состоянии сердечнососудистой системы, в основном засчет резкого падения диастолического артериального давления и более медленногоего восстановления. Причем у школьниц 13 — 15 лет по сравнению с младшимишкольницами эта реакция значительно более выражена: у них медленнеевосстанавливается пульсовое давление. [25, c.160]
При оценке физических нагрузокшкольников во время уроков физкультуры учитываются следующие показатели:энерготраты, кратность повышения обмена, средняя ЧСС. В то же время взаимосвязьЧСС сердечных сокращений с интенсивностью физических нагрузок у детей носит ещеменее линейный характер, увеличиваясь непропорционально быстро по сравнению сростом мощности нагрузки. В связи с этим определение объема выполненной работыпо энерготратам у детей более предпочтительно, чем по ЧСС.
При расчете энерготрат следуетучитывать еще одну их особенность. Расход энергии на открытом воздухе у9-летних школьников при беге на тредбане со скоростью 2,5 м/с на 25% ниже, чемна стадионе (бег с лидером).
Величина МПК отражает не толькоуровень физической работоспособности, но и функциональное состояние организма.[26,c. 138]
Об уровне МПК можно судить порезультатам бега на 1000 м.
Основные показатели и критерииадекватности двигательного режима для школьников:
·       соответствиеосновных показателей сердечнососудистой и дыхательной систем возрастно-половымнормативам;
·       благоприятнаяреакция сердечнососудистой системы (по сдвигам ЧСС и артериального давления на пробуМартине);
·       кислородный пульспри велоэргометрических нагрузках должен находиться в пределах 7-8 мл/уд,коэффициент использования кислорода — 5,3-5,5%, МПК — 45-50 мл/кг;
·       низкаязаболеваемость школьников — в среднем не более 5-7 дней, пропущенных поболезни, за учебный год;
·       уровень лизоцимаслюны, характеризующий состояние неспецифической резистентности организма,должен составлять 40-60 мкг/л.
Оптимальный двигательный режимшкольников должен соответствовать следующим показателям и критериям:
·       суточныеэнерготраты у мальчиков в 6 лет — 1640 ккал и 450 ккал у девочек, в 7 лет — соответственно 1830 и 1630, в 8 лет -000 и 1790, в 9 лет — 2270 и 2020, в 10лет — 2490 и 2250 ккал. Эти
·       величинысоответствуют 18-20% максимальных энерготрат ребенка;
·       на организованныйдвигательный режим школьников должно приходиться 8-10% их общих суточныхэнерготрат;
·       объеморганизованных занятий физкультурой — 6-12 ч в неделю (1-2 ч ежедневно: урокифизкультуры, час здоровья,
·       спортивный час,ритмика, занятия детским спортом и др.);
·       моторнаяплотностью занятий — не менее 70 % со средними энерготратами 0,08-0,09ккал/мин/кг и частотой пульса 145-155 уд/мин. [6, c. 45]
При физическом воспитании школьниковуже в этом возрасте необходимо в большей мере учитывать их возрастные и половыеособенности. Так, для девочек в занятия физической культуре предпочтительнеевключать прыжки, пластические упражнения гимнастику, для мальчиков — спортивныеигры (футбол, баскетбол, элементы борьбы), при этом обязательно учитываяэнергетическую стоимость упражнений и время выполнения движений.
1.2 Развитие общей выносливости у баскетболистов и лыжников
Выносливость – это способность организма противостоять физическомуутомлению в процессе мышечной деятельности.
Выносливость — одно из важнейшихфизических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствуетповышению не только общей физической подготовленности и физическойработоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущегоорганизма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемостьк воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. [23, c. 320]
Мерилом выносливости является время,в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характераи интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба,бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданнойдистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, втечение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательнойдеятельности.
В сложнокоординационных видахдеятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика,фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильностьтехнически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальнуювыносливость.
Общая выносливость ~ это способность длительно выполнятьработу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечнойсистемы.
По-другому ее еще называют аэробнойвыносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренномтемпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе(плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общейвыносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения,функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играетсущественную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важныйкомпонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развитияспециальной выносливости.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению копределенной двигательной деятельности. Специальная выносливостьклассифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которогорешается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакамдвигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача(например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другимифизическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решениядвигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость,координационная выносливость и т.д.). [11, c.340]
Специальная выносливость зависит отвозможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсоввнутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием иуровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливостинезависимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокойсиловой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационнойвыносливостью.
Проявление выносливости в различныхвидах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических,функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости,личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. [23, c. 167]
Выносливость характеризуетспособность спортсмена в течение максимально длительного времени выполнятьдинамическую работу заданного характера и интенсивности.
Понятие выносливости в физиологиисвязано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять втечение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступлениеутомления (В. С. Фарфель).
Улучшение или ухудшение выносливостинеразрывно связано с изменением состояния нервных центров. [8, c. 76]
Физиологические показателивыносливости характеризуются различными степенями вариаций двигательных ивегетативных функций.
При совершенствовании выносливостиобразуются определенные условные рефлексы, способствующие улучшениюкровообращения и дыхания, регуляции функций организма, обмена веществ и теплорегуляции.
Большую роль играет и характерсекреции эндокринных желез.
В биохимическом аспекте выносливостьи ее проявление зависят от общих запасов энергетических веществ в организме, отскорости освобождения энергии при отдельных метаболических процессах.Существенным моментом в проявлении выносливости считается способность органов итканей противостоять резким изменениям во внутренней среде организма,вызываемым накоплением продуктов метаболической активности. [26, c. 86]
Считается, что проявления различныхвидов специальной выносливости всегда связаны с различным соотношениемколичеств энергии, производимой алактатным, гликолитическим и дыхательнымпроцессами.
В зависимости от мощности и продолжительностиупражнений роль отдельных компонентов алактатно-анаэробной выносливости,гликолитической анаэробной выносливости и аэробной (дыхательной) выносливостипретерпевает существенные изменения.
В лыжных гонках наиболее частопроявляется аэробная выносливость. Однако в исследованиях Е.Г. Торхинадоказано, что в процессе прохождения лыжной дистанции энергообеспечениеорганизма спортсмена происходит при значительной доле и анаэробных реакций.[10, c. 59]
В последние годы исследователи пришлик выводу, что при выступлениях лыжников на длинных дистанциях скорость ихпередвижения зависит от количества поступающего в кровь кислорода.
Другие установили, что результаты настайерских дистанциях в значительной степени зависят от размеров сердца. установлено,что размеры сердца прямо коррелируют с потреблением кислорода. [26, c. 15]
Однако в науке этот вопрос до сих пореще является дискуссионным.
А.Б. Гандельсман считает, чтопризнание максимального потребления кислорода первостепенным в достижениивысоких результатов при длительной циклической работе может привести кнедооценке технического совершенствования.
Для определения гигиеническиоптимальных физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой сцелью повышения ее оздоровительной эффективности используют такие физическиенагрузки, которые обеспечивают максимальное тренирующее и развивающее влияние.
Учитывается не только достигнутый вконкретном возрасте уровень развития физиологических функций (функциональнаяготовность), но и «зона ближайшего развития» с некоторым превышением оптимума иисключением чрезмерных, экстремальных нагрузок (Д.С. Выготский, А.А. Аршавский).
На основании различий в реакциях сердечнососудистойсистемы на стандартную велоэргометрическую нагрузку удалось установить, что уровеньфизической подготовленности 8-летних мальчиков значительно выше, чем 7-летних,и поэтому рекомендуется развивать выносливость детей начиная с 6 лет (Л.Г.Евсеев). Интенсивный рост выносливости у детей отмечается в период от 8 до 9лет. Поэтому для развития выносливости наиболее благоприятен возраст 9 — 11лет. [26, c.14]
Под выносливостью понимаютспособность человека к длительному выполнению какой-либо физическойдеятельности без снижения ее эффективности. Показателем выносливости служитвремя, в течение которого человек может поддерживать заданную интенсивностьфизической нагрузки. Общая выносливость баскетболиста понимается, какспособность выполнять работу умеренной интенсивности на протяжении длительноговремени. Приобретение высокого уровня развития общей выносливости необходиморассматривать как базу для всесторонней физической подготовки, как главныйфактор достижении полноценного физического развития и формирования организма.
Воздействуя на ее развитие, преждевсего, имеют в виду повышение функциональных возможностей сердечнососудистой идыхательной систем организма, совершенствование функций кислородногообеспечения.
Основной метод развития аэробнойвыносливости — это длительное (свыше 10 мин) равномерное или переменноевыполнение работы с умеренной интенсивностью (пульс 0-150 уд/мин). С этой цельюиспользуется длительный бег (в том числе кроссы по пересеченной местности),занятия циклическими видами спорта (плавание, лыжи, велосипед, гребля др.), подвижныеи спортивные игры (футбол, теннис, бадминтон, регби, гандбол и др.).
Очень важно своевременно начатьразвивать механизмы энергообеспечения. Если эту работу проводить с детьми -9лет и осуществлять на основе постепенности, систематичности ипоследовательности, она даст желаемый результат. [26, c. 86]
На этапе начального обучения основноевнимание уделяется постепенному увеличению объема выполняемых нагрузок приневысокой интенсивности. Упражнения подбираются из числа тех, которые хорошознакомы детям по занятиям физкультурой в школе. Это длительная ходьба, бег сумеренной интенсивностью, передвижение на лыжах, катание на коньках, плавание ив особенности подвижные игры. Используются равномерный, игровой и переменныйметоды подготовки.
Важно с самого начала приучить ребятконтролировать свою реакцию на нагрузку. Для этого используется пальпаторныйметод подсчета пульса в области виска или шеи за 6 с. Правильной ориентировкепоможет выделение
трех режимов: пульс до 150 уд/мин—аэробный,180 уд/мин- смешанный, свыше 180 уд/мин —анаэробный.
Равномерный метод сохраняет своепреимуществен? значение и в возрасте 10—12 лет, когда для развития общейвыносливости применяется длительный бег (до 30 мин.) при пульсе 140—150 уд/мин.
С переходом на следующий этаптренировки для развития общей выносливости лучше использовать сочетаниеравномерного и временного методов, что позволит перейти к совершенствованиюаэробно-анаэробных способов энергобеспечения. Это позволит изучать исовершенствовать технико-тактические действия в приближенных к соревнованиямусловиях.
К числу примеров использования этого метода можно отнести бег впеременном темпе (чередование медленных и быстрых отрезков), спортивные игры иигру в баскетбол. Желательно, чтобы при этом пульс не превышал 160 уд/м. Кповторению нагрузки следует переходить после пассивного отдыха и сниженияпульса до 120—130 уд/мин. [27, с. 44]
Выносливость к беговым нагрузкамзависит от многих факторов, в частности от функциональных возможностей сердечнососудистойи дыхательной систем организма, а также устойчивости к неблагоприятным сдвигам,возникающим во внутренней среде организма и в центральной нервной системе впроцессе длительной напряженной работы.
Выносливость развивается привыполнении физических нагрузок, которые оказывают большее воздействие наорганизм занимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко переносить.В результате организм адаптируется к небольшому утомлению, вызываемомупостепенно увеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать болеепродолжительное время и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок.[23, c.180]
Тренировка, в которой большоевнимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости, врациональном сочетании с другими средствами общей физической подготовкиспособствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты,силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основнымифизическими качествами существует тесная функциональная связь ивзаимообусловленность.
Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитиивыносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий длянеуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видовдвигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательныхпрограммах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитиюскоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их —значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательныхспособностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимальновысокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играютособенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивнойспециализации.
Методики определения развитиявыносливости
Для измерения выносливости используютпрямой и косвенный способы. При прямом способе школьнику предлагают выполнитькакое-либо задание, например, бегать с определенной скоростью, и устанавливаютпредельное время работы до начала снижения скорости бега с даннойинтенсивностью. Применяя этот метод, В. Г. Фролов показал, I что мальчики 7 лет могут пробежатьсо скоростью 60 % от максимальной 864 м, а девочки — лишь 715 м.
Этот способ сложен и требуетспециальной аппаратуры, поэтому чаще используют косвенный метод. Примером можетслужить обычное в спортивной практике определение выносливости по временипробегания какой-нибудь достаточно длинной дистанции, например в беге на 3, 5 км и более. [11, c. 231]
Методы воспитания выносливости
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) методслитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменнойинтенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговойтренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).
Для развития специальной выносливостиприменяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2)методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3)соревновательный и игровой методы. [11, c. 190]
Равномерный метод характеризуется непрерывнымдлительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этомзанимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп,величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой,средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерногопоследовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения(например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитудыдвижений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартнойи с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированнымиинтервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин(иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит нетолько и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такиенагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм иэффективны для развития специальной выносливости.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнениеупражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональныесистемы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражненийв форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливостив процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод длявоспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.[11, c. 219]
Контрольные упражнения (тесты) дляопределения уровня развития выносливости
Одним из основных критериеввыносливости является время, в течение которого человек способен поддерживатьзаданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаныпрямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способеиспытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданнойинтенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом дляпрекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания.Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способомпользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростныевозможности испытуемых (по бегу на 20 или 30м с ходу), затем вычислить длякаждого из них заданную скорость и только после этого приступать ктестированию. [25, c. 128]
В практике физического воспитания в основном применяется косвенныйспособ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления имикакой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младшихклассов длина дистанции обычно составляет 600—800м; средних классов — — 1000—1500м; старших классов -2000—3000м. Используются также тесты сфиксированной длительностью бега-- 6 или 12 мин. В этом случае оцениваетсярасстояние, преодоленное за данное время [15, с. 110].
1.3 Учебно-тренировочный процесс
Учебно-тренировочный процесс – этоосновная форма подготовки спортсмена, представляющая собой педагогическийпроцесс, направленный на воспитание и совершенствование определенныхспособностей, обуславливающих готовность спортсменов к достижению высшихрезультатов. [20, c.438]
Учебно-тренировочный процесс –         этоединый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей,занимающихся при соблюдении гигиенического режима.
В процессе тренировки проводитсябольшая воспитательная работа, а также регулярный врачебный и педагогическийконтроль.
Учебно-тренировочный процесс включаетв себя ряд органических связанных между собой разделов:
1. Физическую подготовку
2. Техническую подготовку
3. Тактическую подготовку
4. Психологическую подготовку
5. Теоретическую подготовку.
Все эти важнейшие звенья подготовкиобеспечивают успешный рост юных спортсменов. Основным методом тренировкиявляется метод упражнения. [26, c. 11]
Цели и задачи учебно-тренировочногопроцесса.
1)        Освоение техникии тактики избранной спортивной дисциплины.
2)        Совершенствованиедвигательных качеств и повышение возможности спортсмена его функциональныхсистем организма, обеспечивающих успешное выступление на соревнованиях идостижение планируемого результата.
3)        Воспитаниеморально-волевых качеств и повышение уровня специальной психологическойподготовки.
4)        Приобретениепрактического опыта для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
5)        Обеспечениенеобходимого уровня специальной психологической подготовленности. [23, c.333]
Целью спортивной тренировки являетсяподготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимальновозможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленногоспецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижениезапланированных спортивных результатов.
Средствами учебно-тренировочногопроцесса будут являться такие упражнения, как: избранные соревновательные,специально подготовительные и обще подготовительные упражнения. [11, c. 98]
Для каждой группы спортсменовустанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной работы. Весьучебно-тренировочный процесс, для успешной тренировки, перестраивают некимнаправлениям: повышение качества, усиление работы, повышение роли тактическойподготовки и т.д. Основная идея программы – реализация тренировочного процессана этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которого являетсявключение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров первенств ичемпионатов России. [17, c. 8]
Многолетняя подготовка строится наоснове методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых вучебно-тренировочном процессе.

Раздел 2. Сравнительный анализ объёма физическойнагрузки в учебно-тренировочном процессе лыжников и баскетболистов, влияющий наразвитие общей выносливости
2.1 Методы исследования
1. Метод анализа научно-методической литературы
Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили20 литературных изданий. Нами освещены результаты трудов наиболее известныхавторов: Холодов Ж.К., Хрипкова А.Т., Фарфель В.С., Вайнбаум Я.С. Теоретическойосновой данной выпускной квалификационной работы послужили источники «Теорияметодика физического воспитания и спорта», «Возрастная физиология» и т.д. Апрактической основой служили «Примерные программы для системы дополнительногообразования детей детско-юношеских спортивных школ по баскетболу и лыжнымгонкам».
2. Метод анализа и сравнения
Относится к методам теоретического поиска данных. Анализ-это разложениеисследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явлений,процесса или отношения явления, процессов, с целью их всестороннего изучения.Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходствеили различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные икачественные характеристики объектов. В нашей работе мы сравнивали ианализировали примерные программы по баскетболу и лыжным гонкам. [16, c. 145]
3. Метод анализа продуктов деятельности
В этом методе идет анализ продуктов деятельности учебно-тренировочногопроцесса у лыжников и баскетболистов. Это, например, анализ протоколовсоревнований, заявок и любой другой документации по данной спортивнойдисциплине. Выделение главного, отдельных каких-либо признаков, частей с цельювсестороннего его изучения.
2.2 Организация и результаты собственных исследований
В нашей работе мы проанализировали «Примерные программы для системыдополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ побаскетболу и лыжным гонкам», раздел 2 «Физическая подготовка».
В своем исследовании мы проводили сравнение учебно-тренировочногопроцесса в двух видах спортивных дисциплин – это лыжные гонки и баскетбол. Нашеисследование мы проводили на базе ДЮСШ г. Тотьма в учебно-тренировочной группе 1-2года обучения. Мы сравнивали объемы физической нагрузки, влияющие на развитиеобщей выносливости в учебно-тренировочном процессе баскетболистов и лыжников, икакая выносливость более специфична для данной спортивной дисциплины.
Анализ раздела программы по физической подготовке лыжников ибаскетболистов.
Проанализировав программу по физической подготовке лыжным гонкам можно отметить,что учебно-тренировочный процесс лыжников состоит из различных видовподготовки:
·       общая физическаяподготовка (ОФП)
·       специальнаяфизическая подготовка (СФП)
Мы раскрыли общую физическую подготовку к ней относится: комплексыобщеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационныхспособностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленныена развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения,направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклическиеупражнения, направленные на развитие выносливости, такие как: плаванье,кроссовый бег. [9, c. 22]
К средствам специальной физической подготовки относят: передвижение налыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссоваяподготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробнойпроизводительности организма и развитие волевых качеств, специфических длялыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах дляразвития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса, упражнения самортизаторами. [9, c. 23]
ОФП в учебно-тренировочном процессе занимает за один год обучения 259часов, а СФП занимает 100 часов. (См. прил. 2)
Недельная нагрузка лыжников -14 часов, значит, занимаются 6 раза в неделюпо 1часу 30 минут. В день объем физических нагрузок может быть не менее 10 километров, таким образом, в неделю объём физической нагрузки у лыжника составляет около 60 километров, а в месяц около 240 км. [9, c. 18]
За один год обучения общая сумма ходьбы и бега составляет 743км.,лыжероллеров – 187км., и лыжная подготовка 1016км., общи объем получается 2850км за один год обучения, что влияет на развитие общей выносливости. (см. прил.3).
С июля по ноябрь месяц у лыжников Тотемской ДЮСШ проходитподготовительный период, который делится на общеподготовительный этап с июля поавгуст, специально-подготовительный этап с августа по ноябрь (имитационныеупражнения), с ноября-декабря обучающиеся встают на лыжи, проходятподготовительный период перед соревнованиями.
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Учебно-тренировочный процесс у баскетболистов также состоит из различныхвидов подготовки: общефизическая подготовка (ОФП), специальная физическаяподготовка (СФП).
Средствами общефизической подготовкибаскетболистов является:
упражнения: строевые, для рук иплечевого пояса, для ног,для шеи и туловища, для всех групп мышц, для развития силы, для развитиябыстроты, для развития гибкости, для развития ловкости, типа «полоса препятствий»,для развития скоростно-силовых качеств, упражнения для развития общейвыносливости: Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом ибез учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождениедистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол,мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы. [17, c. 54]
К специальным подготовительнымупражнениям относят:
Упражнения: для развития быстротыдвижения и прыгучести, для развития качеств, необходимых для выполнения броска, для развития игровойловкости.
Упражнения для развития специальнойвыносливости. Многократныеповторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях сразличной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игрыучебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападениюи обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). (См. прил. 5).
Таким образом, 88 часов – ОФП, 83 часа – СФП занимает в учебно-тренировочномпроцессе у баскетболистов. Всего физической подготовки в год -191 час. [17, c. 48]
Занимаются баскетболисты 6 раз в неделю, в последнюю тренировку на неделеони выполняю все 1 час 30 мин. броски в кольцо. (см. прил. 4).
Из этого можно сделать вывод, что на физическую подготовку лыжников (ОФП)выделяется 259 часов, а у баскетболистов 88 часов, а значит объем уровнянагрузки на общую физическую подготовку больше у лыжников, чем убаскетболистов. Из этого следует, что объем физической нагрузки, влияющей на уровеньобщей выносливости, у лыжников больше чем, у баскетболистов, время и объемфизической нагрузки для развития выносливости во много раз меньше. Самаябольшая дистанция, которая рекомендуется по программе для общей выносливости, убаскетболистов, это:
·         кросс 3-5 км.
·         прохождениедистанции на лыжах до 10 км.
·         бег от 3 мин. До1 часу.
Из этого следует, что у лыжников уровень общей выносливости выше, чем убаскетболистов, если они все выполняли программный материал, но баскетболистамхарактерно развитие скоростной выносливости, как наиболее важная им физическаяспособность.
Анализ подготовительного периода августа месяца
(спортивный лагерь) по планам тренеров-преподавателей «Тотемской ДЮСШ»
Каждый учебно-тренировочный год лыжники и баскетболисты проходят летнийспортивный лагерь, который длится 2 недели в августе месяце. В лагереспортсмены
ходят на тренировки, которые бывают 2 раза в день. На тренировках онипробегают дистанции, выполняют имитационные упражнения.Лыжники Баскетболисты Лыжники выполняют объем физической нагрузки 380 км. В один день они примерно преодолевают дистанции до 20 км, используя средства такие как: кроссовый бег, лыжероллеры – применяя равномерный метод, где нагрузка распределяется на выполнение объема с небольшой интенсивностью.
Баскетболисты также принимают активное участие в спортивном лагере.
В один день баскетболисты пробегают примерно до 8 км. Они используют такие средства как: кроссовый бег, турпоход. Баскетболисты выполняют объем физической нагрузки 152 км. За летнюю смену.
Из нашей проработанной таблицы мы видим, что объем физических нагрузок,влияющих на развитие общей выносливости, больше у лыжников, чем убаскетболистов т.к. лыжники каждый день пробегают до 20 км, а баскетболисты до 8 км. Общий объем работы у лыжников – 380 км, а у баскетболистов – 152 км. Значит, мы можем сказать, что общая выносливость развивается у лыжников быстрее,активнее, а у баскетболистов больше внимание уделяется на развитие скоростной исиловой выносливости.
Таким образом, для спортивных игр особенностью является ступенчатыйхарактер достижения спортивного результата. В число объективных показателей вбаскетбол входят: элементный набор приемов игры, способность быстро и правильнооценивать ситуацию, специальные способности и качества, от которых зависитэффективность непосредственного выполнения действия. Та же в число показателейвходят физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающийэффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательнойдеятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость,координационные способности, гибкость). В баскетболе первостепенное значениеимеют прыгучесть, быстрота реакции, скоростная выносливость, оперативноемышление. [7, c.144]
Лыжные гонки являются прикладным видом спорта. Лыжнику необходиморазвивать специальные физические качества (общую выносливость, силу, быстроту ит.д.), характеризующие работоспособность (тренированность). Тренировочныенагрузки у лыжников должны прогрессивно нарастать, иначе они престанут вызыватьнеобходимые сдвиги в развитии общей выносливости. В лыжных гонках имеютпреимущественное развитие такие физические качества как общая выносливость,быстрота, сила; а для баскетболистов приемлемее развитие скоростной выносливости,скоростно-силовых качеств. [7, c.352]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей выпускной квалификационной работе в теоретической части мыраскрыли особенности объема физических нагрузок влияющих на развитие организма детей,какие болезни возникают при неправильном нормировании нагрузок; особенностинормирования циклических нагрузок, таких как: лыжные гонки, плаванье, бег,ходьба, спортивные игры и д.р. Раскрыли сущность формирования и развития выносливостив онтогенезе: пояснили, что такое выносливость, что выносливость бывает общая испециальная, какими методиками развития выносливости надо пользоваться, какимиметодами и средствами достигается определенный уровень развития выносливости. Втеоретической части мы пояснили, что такое учебно-тренировочный процесс, что ониз себя представляет, какие цели и задачи надо выполнить для успешнойтренировки, чтобы она дала результаты. Весь этот материал мы использовали дляреализации практической части, в которой, проанализировали «Примерные программыдля системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школпо баскетболу и лыжным гонкам». [22, c.344]
В своем исследовании мы проводили сравнение учебно-тренировочногопроцесса в двух видах спортивных дисциплин – это лыжные гонки и баскетбол. Нашеисследование мы проводили на базе ДЮСШ г. Тотьма в учебно-тренировочной группе1-2 года обучения. Мы сравнивали объемы физической нагрузки, влияющие наразвитие общей выносливости в учебно-тренировочном процессе баскетболистов илыжников, и какая выносливость более специфична для данной спортивнойдисциплины. Мы пользовались методом анализа и сравнения, анализа продуктовдеятельности, анализа научно-методической литературы.
Проделав данную работу, мы пришли к выводам, что у лыжников уровень общейвыносливости выше, чем у баскетболистов, но баскетболистам характерно развитие скоростнойвыносливости, как наиболее важной для них физической способности.

СПИСОКЛитературы
1.  Анастасова Х.Р.Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическоепособие 6-9 класс. — М.: Вертона — Граф, 2006. -208с.
2.  Бароненко В.А.Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / под ред. В.А.Бароненко: Учебное пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006.-352 с.: ил.
3.  Бруновт Е.П.Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. – М.: Просвещение, 2001. -191с.
4.  Вайнбаум Я.С. Гигиенафизического воспитания и спорта. — М., «Академия»,2002. — 240 с.
5.  Васильева В.В. идр. Физиология человека (Учебное пособие для средних физкультурных учебных заведений).М.: «Физкультура и спорт», 2000.
6.  Влияние учебной нагрузкии санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. // Подредакцией А.Г. Хрипковой — М.: Центр инноваций в педагогике, 2002. -112с.
7.   Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А.педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебное пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр«Академия», 2002. – 384с.
8.   Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основынаучно методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебноепособие для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е издание.,–М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272с.
9.   Квашук П.В. и другие. Лыжные гонки:Примерная программа для системы дополнительного образования детей:детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школолимпийского резерва (текст)/ – М.: Советский спорт, 2005 – 72 с.
10.     Кузнеченкова Н.В.Основы здорового образа жизни: учебно-методические материалы. — Вологда: 2003.-198с.
11.     Курамшина Ю.Ф. Теорияи методика физической культуры: Учебник – 2-е изд., испр. – М.: Советскийспорт, 2004. – 464 с.
12.     Мансурова С.Е.Здоровье человека и окружающая среда. — М.: СПб.: ООО «Виктория плюс»., 2006.-112с.
13.     Марков В.В. Основыздорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Издательский цент«Академия»., 2001. -320с.
14.     Михайлов В.В.Физическая культура для всей семьи. — М.: Физкультура и спорт, 2001.-463с.
15.     Н.Смирнов В.М.Физиология физического воспитания и спорта. — М.: «Владос — Пресс»., 2002.-320с
16.     Огарков А.А. /Подобщей ред. Д.п.н., проф. Коробейниковой Л.А. Организация исследовательскойдеятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении: Материалыпервой региональной заочной научно-практической конференции и методического семинара/ Вологда, 2007. – 222с.(88)
17.     Портнов Ю.М.Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношескихспортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.– М.: Советский спорт, 2004 – 100с.
18.     Рохлов В.С.Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. Пособие для студентов сред. пед.учебное. Заведение. — М.: «Академия», 1999. -160с.
19.     Солодков А.С., СологубИ.В. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. — М.: Олимпия Пресс:2005. -528с.
20.     Суслов Ф.П.Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т 35Около 9500 терминов – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.
21.     Фарфель В.С.Физиология спорта.- М.: Издательство «Физкультура и спорт». 1960.-383с.
22.     Физическая культурастудента: Учебник. / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гагарки, 2000.-448с.
23.     Холодов Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр«Академия». 2003. -480с.
24.     Хрипкова А.Т. Возрастнаяфизиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1999. -319с.
25.     Чермит К.Д.Теория методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.:Советский спорт, 2005. – 272 с.
26.     Чусов Ю.Н.Физиология человека: Учеб, пособие для педучилищ (спец. № 1910). -М.:Просвещение, 2000.-240с.
27.     Шапошникова В.И.Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. Издательство «Физкультура испорт». 1999г. – 135с.
28.     Яхонтова Е.Р.Юный баскетболист: Пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1999.-175с., ил.

Приложение 1
Примерные нормы физических нагрузокпри физическом воспитании для мальчиков (по Л.И. Абросимовой)Возраст, лет Дистанция, м Нормативы (время бега), мин, с 8 1000 7'00''- 7'30''-8'00'' 9 1000 6'00''- 6'30''-7'00'' 10 1500 8'30''- 9'00''-9'30'' 11 2000 12'00''- 12'30''-13'00'' 12 2000 11'00''- 11'30''-12'00'' 13 2500 14'00''- 14'30''-15'00'' 14 3000 15'20''- 15'40''-16'00'' 15 3000 15'00''- 15'30''-16'00''

Приложение 2
План-схема построения тренировочныхнагрузок в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков 2-го года обучения наУТЭ
Средства
подготовки Подготовительный период Соревновательный период Всего за год Месяцы года V VI VII VIII IX X XI XII 1 II III IV Тренировочных дней 13 16 18 20 16 15 16 18 20 18 16 12 198 Тренировок 13 19 25 26 16 12 16 18 20 18 16 12 214 Бег, ходьба I зона, км 52 72 103 126 74 54 40 40 45 42 45 50 743 Бег II зона, км 32 41 63 78 86 64 26 - - - - 25 415 [II зона, км 5 5 10 13 20 10 5 - - 68 IV зона, км 3 5 5 7 10 4 - - - 34 Имитация, прыжки, км - 3 8 12 6 10 4 - - 43 Всего 92 126 189 236 196 142 75 40 45 42 45 75 1303 Лыжероллеры I зона, км. 30 35 40 41 22 20 10 - - 189 II зона, км 20 42 45 51 52 53 45 - - 308 III зона, км - - 5 5 10 5 - - - 25 ВСЕГО 50 77 90 97 84 78 55 531

Приложение 3
Средства подготовки лыжниковСредства подготовки Подготовительный период Соревновательный период Всего за год Месяцы года V VI VII VIII IX X XI XII I И III IV Лыжи I зона, км 30 100 81 68 68 - 344 II зона, км 20 116 180 120 65 - 501 III зона, км - 18 32 36 44 - 130 IV зона, км - 9 16 10 6 - 4! Всего 50 243 309 234 180 - 1016 Общий объем 142 203 279 333 280 220 180 283 254 276 225 75 2850 Спортивные игры, ч 10 12 15 15 10 7 6 5 4 4 7 15 ПО

Приложение 4
Примерный план-график подготовкибаскетболистов второго года обучения в учебно-тренировочных группах
Виды
подготовки Кол-во часов в год Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Теоретическая 32 3 2 1 1 1 1 0,5 0,5 1,5 - - - - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 - - - - ОФП 86 4 3 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 - 1 2 1 2 2 2 2 СФП 80 - 1 3 2 3 2 1 1 - 2 3 3 3 1 1 1 1 1 - 3 3 3 3 Техническая 84 2 2 3 3 2 2 1 2 2 4 2 2 2 2 1 1 2 2 - 2 2 2 3 Тактическая 70 - - 1 1 2 2 2 2 1 4 2 2 2 2 2 2 2 2 - 1 1 2 1 Игровая 76 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 I 2 2 1 1 2 2 2 - 2 2 2 2 Контрольные и календарные игры 45 " " " " " " 1,5 1,5 4,5 " " " " 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 6 " : ~ : Контрольные испытания 16 2 2 2 2 - - - - - - - Всего часов 489 12 12 12 11 11 11 10 11 12 14 10 11 11 10 10 10 10 11 И 10 10 11 11 Виды подготовки Февраль Март Апрель Май Июнь Недели 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Теоретическая - - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 - - - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 - - - - - - ОФП 2 2 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 3 3 2 2 2 2 СФП 3 3 2 1 1 1 I - 3 3 3 2 2 1 1 1 - 2 2 2 2 2 2 Техническая 3 2 I 1 1 1 2 1 2 3 3 2 1 2 1 2 - 1 I 3 3 3 3 Тактическая 2
Т
4, 2 2 1 2 2 1 1 2 I 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Игровая 1 2 I 1 2 2 2 - 2 1 2 2 2 I 2 2 - 1 I 3 3 3 3 Контрольные и календарные игры " ' 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 4,5 ~ ~ ; 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 4,5 " " •* : Контрольные испытания - - - 2 2 2 2 - - - - Всего часов 11 И 10 10 10 10 11 11 10 11 II 11 10 10 10 11 И 10 10 11 11 11 11 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Приложение 5
Общеподготовительные упражнения длябаскетболистов
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал,дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два.Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя,расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка,Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса.Из различных исходныхположений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) — сгибание и разгибаниерук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками иразновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки;сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махиногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачиванияв выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч,одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах иупорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы;наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, подниманиепрямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спинепереход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; уголиз исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этихдвижений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой идлинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновымиамортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание извиса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса исопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату,шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивнымимячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером(велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнатьпартнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкойамплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны,отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастическойпалкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища сразличными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину);перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастическойстенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног.Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Переворотывперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорныечерез козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения вравновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании наконьках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами.Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков,поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием,пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноскойнескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей иметанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), вволейбол, в бадминтон.
Упражнения для развитияскоростно-силовых качеств.Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжкис ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.),«чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег помелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью.Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метаниегранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастическойскамейкой.
Упражнения для развития общейвыносливости. Бегравномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учетавремени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (длямальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специально-подготовительныеупражнения
Упражнения для развития быстротыдвижения и прыгучести. Ускорения,рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом,боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов, на месте иперемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером,в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачейпоймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицоми спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки спрыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующимвыпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу(на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков приопределенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки па одной ноге на месте и в движениибез подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны(одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Беги прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств,необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговыедвижения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременноправой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево),носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопныесуставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясьруками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями,булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броскас амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание,отведение и приведение рук с гантелями в положение, лежа на спине на скамейке.Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского иженского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание папок(игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному впрыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочкуна точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, черезверевочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и спрыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку.Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени наполу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровойловкости. Подбрасываниеи ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мячапосле кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча вовнезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей.Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода вположение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнениемразличных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальноеположение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол,передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведениеодновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча содновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящиеиз бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельнойинтенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам сточной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей,передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу,сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальнойвыносливости. Многократныеповторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях сразличной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игрыучебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападениюи обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Занятия по пожарно-тактической подготовке. Средства защиты кожи изолирующего типа
Реферат 21 жовтня в Чорноморському державному університеті ім
Реферат Сущность и значение Конституции РФ
Реферат Andy Warhol Essay Research Paper Andy Warholby
Реферат Акцентуации характера в подростковом возрасте” Определение понятия “Акцентуация характера”
Реферат 3. Начислено кв/платы и ком усл тыс руб
Реферат Составление бизнес-плана на примере предприятия ООО Эдельвейс по производству соевого молока
Реферат Историк и архивист СО Шмидт его вклад в развитие современного архивного дела
Реферат Съёмка подземных коммуникаций
Реферат Notiunea de putere de stat si putere politica1 (на латыни)
Реферат Англия: промышленный переворот
Реферат Юридическое лицо предприятие предприниматель сравнительная характеристика
Реферат Wireless Application Protocol Essay Research Paper Wireless
Реферат Администрация орловского района ростовской области постановление 28. 10. 2011 №787 п. Орловский
Реферат 1 Государственное предприятие «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» далее – южмаш