Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурные традиции эпохи Просвещения

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯМУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ
 
Кафедраобщегуманитарных дисциплин

Курсовая работа
 по культурологии

Тема:Культурные традицииэпохи Просвещения

Работа выполнена студенткой
4-го курса ЗО ИТК- факультета
   ……….
   Преподаватель ……..

МОСКВА
С О Д Е Р Ж А Н И Е
 
Введение…………………………………………………………………3
1. ЭпохаПросвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
 развитииобщества………………………………………………… 4
2.  Эстетикав различных формах Просвещения…………………….11
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованнойлитературы…………………………………25

Введение
В историичеловечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна надругую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождаласьадекватной сменой эстетических принципов и устоев общества[1].
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения,получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколькопозже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также вРоссии.
Эпоха Просвещенияявилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитииЕвропы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурнойжизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этическиекодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работунад созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости отего социальной принадлежности системы эстетических ценностей, котораяорганически вошла в кровь и плоть западной цивилизации[2].
Целеваяустановка данной курсовой работы состоит в том, чтобына основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных,идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки, пути становленияи эволюции эстетики данной эпохи.
Поставленная цельдостигается определением той роли, которую сыграла новая эпоха вэстетическом развитии общества, а также последовательным анализом различныхпросветительских форм (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра)с точки зрения их эстетического наполнения.
1. Эпоха Просвещенияи ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества.
 
Просвещение— идейное,общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы иАмерики, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложенияфеодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условноисториче­ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг.Первая — дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражениюзападных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата —начало Французской революции, воспри­нимавшейся современниками как воплощениепросветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.
Предпосылкой ипервопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения,которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологиистран и народов.
Деятели Просвещенияборолись за установление «царства ра­зума», прежде всегообеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть «естественноеравенство», а отсюда — политиче­ская свобода и гражданское равенство.
При всеммногообразии мнений большинство мыслителей схо­дились в оценке Просвещения какпередового новаторского явле­ния. Иммануил Кантпонимал Просвещение какпопытку исполь­зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетическогораскре­пощения личности, а Фридрих Энгельсусматривал в нем идеологи­ческуюподготовку буржуазных революций.
Просветителямибыли материалисты и идеалисты, сторонники рационализма(признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшиетаковой ощущением) и даже бо­жественного провидения (уповавшие на волю Бога).Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматри­валаисторию как общественный регресс.
Как течениеобщественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалосьоно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего целии идеалы Просвещения — такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир,ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическоеотношение к авторитетам всякого рода.
Эстетическимпредпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости отего социальной принадлежности[3].
Научное знание,ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь,выходя за пределы универ­ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона иПарижа, ста­новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов,популярно излагающих последние достижения науки и фи­лософии.
Уверенность в мощичеловеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки,создающем условия для эконо­мического и социального благоденствия, — пафосэпохи Просве­щения.
Просветителиубеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожениюбесправия и несправедливости.
Просветителипроисходили из разных классов и сословий: ари­стократии, дворян, духовенства,служащих, торгово-промышлен­ных кругов; разнообразны были и условия, в которыхони жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на­циональнойсамобытности.
В Англии в XVII—XVIIIвв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия вобществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых формполитической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Про­свещению,а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпи­мости. Это способствовалокультурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволялосохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которыхвыступила церковь, и нова­торскими, которые несло Просвещение.
В основных чертахполитическая программа английского Про­свещения была сформулирована философомДжоном Локком(1632—1704). Основное его сочинение — «Опыт очеловеческом разуме» — содержало позитивную программу, воспринятую нетолько английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правамчеловека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу исобственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкойчеловеческого труда. Воз­зрения Локка близки к трудовой теории стоимости АдамаСмита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден втом, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовоеравенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемыхправ. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых правизолированных индивидов и их частных интересов: правопо­рядок должен обеспечитьвозможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались такжесвобода и частный интерес всех остальных.
Просвещениеспособствовало закреплению в характере англичан таких черт, какпредприимчивость, изобретательность, практицизм.
На шотландскоеПросвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества вЭдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма(1711-1776) и Адама Смита(1723—1790). Выдающийся теоретиктоварно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником ипропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическимсоображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именнорынок освободил человека от отупляющей системы зави­симости при феодализме.
Выдающиесяпредставители французского Просвещения — Вольтер (1694—1778), Жан-Жак Руссо(1712-1778),Дени Дидро(1713- 1784), Шарль Монтескье(1689—1755), Поль АнриГоль­бах(1723-1789), Жорж Луиде Бьюффон(1697- 1788) идр.
Во Франции уделомпросветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в ихсреде политический радика­лизм и мессианские настроения, оппозициюсуществующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда онпроявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античныхгосударств.
С именем Руссосвязан целый этап в развитии просветитель­ского движения Франции — радикальныйпересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссоосновы­вался на его этических воззрениях. В противоположность филосо­фам,считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с обществен­ным благом, он требовалподчинения личности благу общества.
Французскиепросветители вошли в историю как энциклопеди­сты, создатели французскойЭнциклопедии, или толковогословаря наук, ис­кусств и ремесел,открывшей новую эпоху в познании и истолкова­нии природы и общества.Организатор и редактор Энциклопедий — Дени Дидро, убежденный противникабсолютизма, церкви, кле­рикального мировоззрения. Один из энциклопедистов—естество­испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, вкоторойвыдвинул положение о единстве растительного и живот­ного мира.
Эпоху Просвещения воФранции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма,прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали егоугодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервыепредставил историю не как описание судеб государства и его правителей, а какразвитие самих народов, их эко­номики, науки, культуры, политики и эстетики[4].
«Целью государствалюбой формы должны быть сохранение свободы на основе закона», «балансинтересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильностьгосударства», «необходим принцип разделения властей вгосударстве» — это основные поло­жения трактата «О духе законов»Ш. Монтескье.
Выдающимсяпредставителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант(1724—1804).Знаменитые вопросы Канта: «Что я могу знать?», «Что я долженделать?», «На что я могу надеяться?» — были подготовленыпредшествующей философией.
Славу модногописателя принесла Канту работа «Наблюдения над чувством прекрасного ивозвышенного». Эстетические категории «прекрасное»и«возвышенное» слу­жит для него стержнем, на который оннанизывает свои наблюде­ния о человеческом в человеке[5]. Предметомтеоретической фило­софии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей— природы, мира, человека, а исследование деятельности, установ­ление законовчеловеческого разума и его границ.
В трактате«Ответ на вопрос: что есть Просвещение»Кант подыто­живаетосновные идеи Просвещения, которое стремится освобо­дить людей из-под гнета ипризывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел… и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».
Особенно значителенвклад Канта в разработку теории право­вого государства. Он обосновал правовыеформы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя,которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Неслучайно в Германии XVIII в. называют «векомКанта».
Русское Просвещениеунаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало еевполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, котораясложилась в рос­сийском обществе того времени.
По мнениюпросветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденныхприродой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творческитрудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищениечеловеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всейпросветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде «Человек»И.П.Пнина(1773—1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Этосвоеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человекпреодолевает в себе раба.
Просветители создаютособую нравственную философию, с помощью которой они определяют основныепринципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственнойфилософии изложены в работе А.П. Куницына(1783—1840) „Правоестественное“. Нравственность в этом сочинении рассматривается какестественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывалисьи над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с такимтрудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбиерассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободычеловек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле­ниемобрести свободу.
Огромное место втрудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цельсвободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан.«Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своимисоотечественниками», — писал А.Ф. Бестужев(1761—1810), отец декабристовбратьев Бес­тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че­ловекдолжен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблемевоспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева „Овоспитании“, опуб­ликованный в „Санкт-Петербургскомжурнале“, который он изда­вал вместе с И.П. Пниным.
Философско-антропологическаямысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной исамобытно­стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз­зренческихи эстетических проблем и такую острую проблему российскойдействительности, как положение крестьян[6].
Начало развитиюпросветительства в России положил М.В. Ломо­носов, стараниями которогобыл открыт университет в Москве.
Эстетикапросветительства нашла широкое распространение в рус­скойлитературе — в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К.Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г.Левицкого.
Провозвестникреволюционных настроений в России А.Н. Ра­дищев(1749—1802) в своихпроизведениях (ода „Вольность“, „Путе­шествие из Петербурга вМоскву“)отразил широкий круг идей русского Просвещения и преждевсего резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Крупнейшийпредставитель русского просветительства — Н.И. Новиков(1744—1818),публицист, издатель сатирических жур­налов, организатор типографий, библиотек,книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отраслизнаний.
Самодержавие жестокорасправлялось с просветителями. Книга Радищева „Путешествие из Петербургав Москву“была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышлоновое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскуюкре­пость и Новиков.
Разномыслиепросветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкойисключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорахмежду ними рождались современные концепции прав человека и гражданина,гражданского общества и плюралистической демократии, право­вого государства иразделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попыткипренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.
XVIIIстолетие подготовило также господство буржуазной куль­туры. На сменустарой, феодальной идеологии пришло время фи­лософов, социологов, экономистов,литераторов нового века — Просвещения. Эстетическое новаторство столетияпроявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать тради­ционныеформы, сколько в создании каких-то иных форм, суще­ствующих в обход традиции икак бы независимо от нее[7].
 
2. Эстетика в различных формах Просвещения.
Европейскоеискусство XVIII в. соединяло в себеклассицизм и романтизм[8].Романтизм,возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционнымисобытиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческуюодухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма,искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иноесодержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуютто некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях[9].
Важным новым началомв искусстве XVIII в. было и появлениетечений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавшихпотребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением былпрежде всего сентиментализм(от фр. — чувство), отразивший в полной мерепросвети­тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове­ческойнатуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках,романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшиеоттенки собственных чувств инастроений.
В европейскомискусстве XVIII в. было еще одно направление- рококо. Для негохарактерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Всеискусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — причудливость,ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождениетермина „рококо“ возводят к французскому слову „рокайль“(бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера,основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо сталведущим эстетическим направле­нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе,особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.
Развитиеевропейского искусства XVIII в.сложно и неравно­мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианскойшколой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис­кусствупрограммно-гражданственной направленности. В искусст­ве, и особенно, влитературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.
Молодой Гойя(1746—1828)в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизмновогостолетия.
Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос­новы эстетики иискусствознания как подлинно научной дисцип­лины, развитие которой тесносвязано с успехами философии.
Основной литературныйжанр эпохи Просве­щения — роман.Успех романа, особенно зна­чительный вАнглии, был подготовлен успехом просветительской публицистики.Писатели-просветители прекрасно сознавали, на­сколько несовершенно современноеобщество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобноРобинзону Крузо из романа Даниэля Дефо(1660—1731) человечество,полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где егоожидает счастье[10].
Но, быть может, иэта надежда иллюзорна, о чем так недву­смысленно свидетельствует Джонотан Свифт(1667— 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляетсвоего героя на остров ра­зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человекот этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, ненапоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчноперебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и ироническиемотивы просматриваются в его его творчестве.
Развертывая в своихкнигах положительную программу, про­светители широко представили и то, какживет человек, обманы­вая и обманываясь.
Нравственно идиллическиечерты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например,«История Тома Джонса, найденыша» английского писа­теля Г. Филдинга, нередкоприбегали к параллельному построенюсюжета, напоминающему сказочный:о добром и злом братьях, ка­ждому из которых в конце концов воздается позаслугам. Впервыев английской литературе Филдинг (1704—1754)продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета,проницательного наблюдения.
Со всейтеоретической обстоятельностью воспитание естест­венного человека представленов трактатах Ж. Ж. Руссо(1712— 1778) и его романах „Юлия, или НоваяЭлоиза“и „Эмиль, или о воспитании“.
Образцом всего благородного,возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителейбыла природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженноесозерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения[11].
Это было время новыхфилософских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи нетолько излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновлялипоэтов и воспевались ими. Широкий диапа­зон просветительской мысли представленв творчестве англий­ского поэта и сатирика А. Попа (1688—1744). Егодидактическая поэма „Опыт о человеке“ стала для Европы учебникомновой фило­софии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. сталфактически началом русского Просвещения.
Распространению идейПросвещения в Германии способство­вали поэма „Мессиада“Ф. Клопштока(1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал,которые лежат в основе многих поступков человека, а также „Обращение слюдьми“ — самое известное произведение А.фон Книгге(1753—1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическимобразе жизни и жизни буржуазии, ориентиро­ванной на обыденные ценности, далмного практически жизнен­ных советов, основанных на опыте и знании людей.
В музыкекконцу XVII—XVIII вв. начинает складывать­ся тот язык, на котором потомзаговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах(1685—1750)и Георг Фридрих Гендель(1685— 1759)[12].
Великий немецкийкомпозитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Оннепревзойденный мастер симфонии.Его оркестровая музыка включаетконцерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительнамузыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.
Как и Бах, Гендель,использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные егопроизведения — оратории „Израиль в Египте“, „Мессия“.Гендельнаписал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.
Огромное влияние намузыкальное искусство Европы оказала венская классическая школаи еевиднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили изаставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
»Отцомсимфонии" называют Йозефа Гайдна(1732—1809), учителя Моцарта иБетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темынародных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительнымискусством. Вершина его творчества — «12 Лондонских симфоний», написанныхво вре­мя триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написалмножество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс,большое количество песен и других сочи­нений, довел до классическогосовершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал двемонументальные оратории — «Сотворение Мира» и «Времена года»,в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.
Вольфганг АмадейМоцарт(1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: былвиртуозом-исполнителем, со­чинял в большом количестве музыку. Необыкновенныеспособно­сти Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипа­ча икомпозитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступаетрасцвет его творческого гения. В операх «Похищение из Сераля»,«Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебнаяфлейта»Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные ижи­вые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя отшутки к глубокой серьезности, от веселья — к тонкой поэтической лирике.
Эти же качестваприсущи и его симфониям, сонатам, концер­там, квартетам, в которых он создаетвысшие классические образ­цы жанров. Вершинами классического симфонизмасталитри его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): «Ми бемоль мажор»(№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевальногодвижения; «Соль минор»(№ 40) — глубокая лириче­ская поэзиядвижения человеческой души, драматичность ее стремлений; «До-мажор»(№41), названная современниками «Юпитер», — обнимает весь мирс его контрастами и противоречиями, утвер­ждая разумность и гармоничность егоустройства.
Музыка Моцартаявляет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.
«Музыка должнавысекать огонь из людских сердец», — гово­рил Людвиг Ван Бетховен(1770—1827),чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человекреспубликанских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца.Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера«Фиделио»и увертюры «Эгмонт»,«Леонора», «Кориапан», фортепианная соната № 23. Завоеваниесвободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества.
Вся зрелаятворческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своейигрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийнаясила драматических столкновений, возвышенность философской лирики,сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатоммире его сонат(всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматическиеобразы Четырнадцатой («Лунной») и Семнадцатой сонатотразилиотчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок ксамоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей(«Героической»)симфонии ознаменовало победу человеческойволи. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфоническихпроизведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Компо­зиторапривлекали и камерные жанры (вокальный цикл «К далекойвозлюбленной»).Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глу­бинывнутреннего мира человека.
Апофеоз еготворчества — Девятая («Хоральная»)симфония и Торжественнаямесса. Девятая симфония включает отрывок из шилле-ровской «Оды крадости», избранной гимном Европы.
Изобразительномуискусству XVIIIстолетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживанийчеловека, воспроизве­дение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризмобразов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — харак­терныечерты искусства XVIII в. Эти свойствахудожественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитиемировой художественной культуры[13].
ИтальянскоеискусствоXVIII в. достигло своегорасцвета толь­ко в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни БаттистаТьеполо(1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо.Тьеполо принад­лежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и свет­ские.Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты— городскогоархитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественнымикартинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Видыродной Ве­неции писал и Франческа Гварди(1712—1793), поэтический,романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света(«Венецианский дворик»).
Расцвет национальнойшколы живописи в Англииначинается с Уильяма Хогарта(1697—1764),живописца, графика, теоретика ис­кусства, автора серии гравюр «Карьерапроститутки», обличительных жанровых зарисовок «Карьерамота». Хогарт был единственным ху­дожником английского Просвещения ипервым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано сискусст­вом театра, сатирическими журналами, с литературой Просвеще­ния. Свои эстетическиевзгляды он изложил в трактате «Анализ кра­соты», где осудилнекритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетическоговосприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введенияв практику ху­дожественных выставок.
Замечательнымхудожником-портретистом был Томас Гейнсборо(1727—1788). Портретнымобразам художника, нередко помещен­ным на фоне мягкого идиллического ландшафта,свойственны ду­шевная утонченность, одухотворенность и поэтичность.Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Ака­демииискусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей ко­торой былГейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическимтрадициям в пейзажной живописи.
В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснениярелигиозной культуры светской, ведущим на­правлением в искусстве ФранцииXVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников —только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры,совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».
Живописцем рококобыл Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Он разработал и развил новый жанркартин — галантные праздники,причудливые сценки, изображающие элегантноодетых молодых людей на лоне природы («Отплытие на остров Киферу»).Ярким пред­ставителем французского рококо стал Франсуа Буше(1703—1770).«Первый художник короля», директор Академии, Буше был истин­ным сыномсвоего века, все умевшим делать сам: панно для оте­лей, картины для богатыхдомов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации,книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д.Типичные сюжеты его полотен — «Триумф Венеры», "Венера сАмуром", «Купанье Дианы»и т.п.
Картины нафривольные сюжеты, часто эротические («Качели»), писал Жан-ОнореФрагонар(1732—1806), ведущий представитель рококо.
Идеи Просвещения нетолько влияли в целом на развитие ис­кусства, просветители активно вмешивалисьв его ход. «Салоны» Дени Дидро(1713—1784) были первой формойкритической литера­туры по искусству.
В русле новыхэстетических идей в искусстве развивается твор­чество Жана Батиста СимонаШардена(1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописнуюсистему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы,кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи («Молитва передобедом», «Прачка»), а от нее — к портрету.
Французскаяскульптура XVIII в. проходит те же этапы,что и живопись[14]. Это преимущественнорокайльные формы в первой по­ловине века и классические черты — во второй.Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля(1714—1785),в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непо­средственности иизящества «Меркурии, подвязывающем сандалию».
Жан Антуан Гудон(1741—1828)— истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурнойпортретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его «Вольтер»— свидетель­ствовысокого уровня французского искусства.
Тяготениеизобразительного искусства к зани­мательности, повествовательности и литера­турностиобъясняет его сближение с театром.
Театрбыл призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его«исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направ­ляет своиудары».
Писать о людях вобыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этихлюдей. И писать нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из большихобщественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что импротиворечило. В трагедии они него­довали, в комедии издевались.
Крупнейшимдраматургом АнглииXVIII в.был Ричард БринслиЩеридан(1751—1816). Его сатирические комедиинравов («Поездка в Скарборо» и «Школа злословия»)направленыпротив безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.
Некогда великаяторговая держава, Венецияпереживала в XVIII в.экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить своюкультуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько вПариже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всейЕвропы. В этом городетворил Карло Гольдони(1707—1793),создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии —«Трактирщик» и «Слуга двух господ».
СовременникомГольдони был Карло Гоцци(1720—1806). Его сказки — фьябыоснованына фольклорных мотивах и традициях комедии («Любовь к тремапельсинам», «Турандот» и др. о жиз­ни театральной Венеции).
Во Франции самымвысоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была«Женитьба Фигаро»великого французского драматурга ПьераБомарше(1732—1799). Фигаро ока­зался олицетвореним общенароднойоппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. Инедаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт,построивший свою империю на развалинах революционных порядков.
Страной, где«серьезный жанр», как его называли в XVIIIв., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотятеатр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии иФранции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает заме­чательные плоды.
Готхольд ЭфраимЛессинг(1729—1781) был теоретиком изобра­зительного и драматургическогоискусства, создателем замечатель­ных пьес («Сара Сэмпсон»,«Эмилия Галотти»).В сочинении «Гамбурскаядраматургия»он толкует по-своему Аристотеля и критикует застыв­шиеформы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходуШекспира и утверждая право третьего со­словия быть героями произведений.
Эстетическиесочинения Лессинга («Лаокоон, или о границах живо­писи и поэзии»,«Гамбургская драматургия»)имели резонанс во всех евро­пейскихстранах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в «Лаокооне»,—о специфической природе поэзии и живописи, а сле­довательно, различии и границемежду ними. Изобразительное ис­кусство и поэзия являются «подражаниемдействительности», заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению сизобразитель­ными искусствами поэзия способна к значительной индивидуали­зациичеловеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг,изображение жизни в движении, в борьбе.
Иоганн ВольфгангГёте(1775—1787), «универсальный гений» ученый, теоретик изнаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словнобы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса «Эгмонт» (1775—1787)— одна из лучших те­атральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, поГёте, в утверждении человечности.
Для Германиивоспитание свободолюбивой человеческой лич­ности становилось революционнойзадачей. Этой задаче и посвя­тил себя Фридрих Шиллер(1759—1805) —ученый, историк и эсте­тик, великий поэт и драматург. На творчествоШиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление ксвободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем егопроизведении — драме «Разбойники». Драмой «Коварство илюбовь»Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линийдраматургии XVIII в. и открывает дорогуновой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней — ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает егосовремен­ным автором — интерес к сильным характерам и социальным по­трясениямопределил напряженный драматизм трагедий Шиллера во все времена.
РационализмуПросвещения немецкое литературное движение «Буря и натиск» противопоставлялострасть, фантазию и образ­ность. Главной формой своего самовыражения движениеизбрало драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера(1752— 1831) «Буря и натиск», в которой автор воспел стремлениечеловека к свободе.
Французскаяреволюция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII— XIXвв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность посте­пенногоненасильственного прогресса. По отношению к этим со­бытиям просветительскоедвижение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующиегруппировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика егоцелей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они вне­сли в умы людейпутаницу, а в общество — смуту, нарушившие ес­тественное, органичное развитиестран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапносошло с подмост­ков Истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалосьего историческое и эстетическое предназначение.
По мнению некоторыхисследователей, итог Просвещению подвел Гёте в трагедии «Фауст», оцениваяновый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума,верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося ипока что беспомощного перед им же самим званными к жизни могучими силами.
Это был век великихоткрытий и великих заблуждений, век, окотором русский просветитель А.Н.Радищев проницательно афористично сказал в стихотворении «Осьмнадцатоестолетие»:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
  безумно и мудро,
 Будешьпроклято вовек,
  ввек удивление всем.
Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает не­обычайнымразнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческихстрастей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Заключение
Просвещение –необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны,расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит ввоспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякаязначительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеали стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорееи как можно полнее на практике.
Эпоха Просвещения –одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитямибыла связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесансагуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм,свободомыслие.
Любой народ,овладевая прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самымосваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно он сам вносит свойвклад в культурный слой, эстетически обогащая его.
В данной работепроанализирован ход политических, культурных, научных, идеологическихпреобразований в обществе на рубеже двух эпох и раскрыто влияние этих факторовна эстетику общества.
Особое вниманиеуделено той роли, которую сыграла эпоха Просвещения в эстетическом развитиистран и народов.
Полученнаясовокупность результатов позволяет заключить о достижении целевой установкиреферата и решении поставленных частных задач.
Список использованной литературы
1. Бычков В.В. Эстетика в России ХVII в.- М.: Знание, 1989.- 63 с.
2. Гуревич П.С. Культурология.- М.: «Искусство», 1999.- 278 с.
3. Ванслов В.В.Эстетика, искусство, искусствознание: М.: Изобр. иск. 1983.- 439 с.
4. История мировойкультуры / под ред. Марковой А.Н.- М,: ЮНИТИ, 1998, с.- 384
5. Культурология. Основы теории иистории культуры.- СП, «Специальная литература», 1996.- 586 с.
6. Хрестоматия по истории мировой культуры.- М.: 1998.- 672 с.
7. Эстетика немецких романтиков.- М.: Искусство, 1987.- 734 с.
8. Эстетика раннего французскогоромантизма.- М.: Искусство, 1982.- 480 с.
9. Эстетическая культура. – М.: 1996., РАН.- 200 с.
10. Эстетические категории иискусство.- Кишинев, МГИИ, 1989. – 154с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :